THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

О пользе грудного вскармливания можно говорить бесконечно. К сожалению, сейчас множество женщин, особенно молодых, отказывается от грудного вскармливания в пользу адаптированных смесей под различными предлогами. Женщине кажется, что молока у неё мало, и ребенок кричит от голода, или, что оно у неё недостаточно жирное и питательное. Принято считать, что молоко может пропасть, если мамочка много нервничает. Да и младенцу передается стрессовое состояние матери буквально «с молоком», поэтому якобы, в период стресса лучше прекратить грудное вскармливание. Так ли это на самом деле?

Как влияет стресс на выработку грудного молока?

На этот вопрос ученые дают однозначный ответ: «Никак!». То есть даже в периоды сильнейшего стресса грудное молоко продолжает вырабатываться в прежнем количестве. Однако стресс влияет на гормон окситоцин, который отвечает за выделение молока из груди. Так что ситуация, когда мамочка понервничала - и малыш начинает плакать у груди, потому что ему не хватает молока, действительно, вполне распространенная. Значит ли это, что в такой ситуации надо скорее докармливать ребенка смесью? Ведь таким образом мы только будем способствовать сокращению выработки молока! Напротив, надо постараться успокоиться, расслабиться - и грудное кормление полностью восстановится. В такой ситуации маме необходимо помнить: молока в груди достаточно, просто ребенок не сможет его получить, пока мама не успокоится.

Влияние грудного кормления на стресс у матери

Иногда возникает и противоположный вопрос: как влияет грудное вскармливание на протекание стресса у матери. И здесь ученые дают ответ в пользу малыша. Даже самый тяжелый стресс у женщины, кормящей малыша грудью протекает легче, чем у всех прочих. С одной стороны, женщина осознает свою ответственность перед малышом, поэтому просто не может себе позволить «погрузиться в пучину страдания». Там, где ее подруга по несчастью отдаст младенца родственникам-нянькам и начнет самозабвенно страдать, кормящая мать несколько раз в день будет прикладывать малыша к груди и полностью погружаться в общение с малышом. А стимулирование груди и соска во время сосания запускает в женском организме целый ряд взаимосвязанных процессов. Те женщины, которые постоянно кормят младенца грудью, во время кормления (особенно после первых нескольких месяцев неуверенности) чувствуют умиротворение и нежность, что не оставляет стрессу никаких шансов!

Влияет ли стресс матери на ребенка в процессе грудного вскармливания?

Хоть и принято считать, что ребенок буквально «всасывает с молоком» все переживания матери, однако это совершенно не так! На самом деле грудное молоко не содержит и не может содержать никаких веществ, вызывающих стресс у младенца. Исследования ученых подтверждают, что стресс матери часто оказывает влияние на поведение и самочувствие ребенка, однако это никак не связано с грудным кормлением. Скорее, нервное поведение матери, выделяемые ей запахи, интонации голоса - вот что заставляет нервничать и капризничать малыша.

Зато влияние грудного кормления на стресс у ребенка оказывается колоссальным! Само появление малыша на свет уже является для него серьезным испытанием. И только физический контакт с матерью, её теплая грудь, её запах, сосание груди может в какой-то степени помочь младенцу освоиться в этом чужом для него мире. Становясь старше, ребенок не меньше нуждается в грудном молоке. Как легче всего успокоить малыша, когда он плохо себя чувствует, напуган, устал? Конечно, дать ему грудь! Не зря сейчас педиатры советуют кормить ребенка грудью не меньше двух лет, а некоторые даже рекомендуют сохранять грудное вскармливание до пяти лет! Данные английских ученых, которые провели исследование более 30000 детей, говорят о том, что грудное вскармливание влияет не только на стресс, но и на интеллектуальное развитие младенца, его социализацию и даже на всю его будущую жизнь, повышая почти на четверть шансы на успешную карьеру и личную жизнь.

Двойная тревога: какие мысли беременной не нравятся будущему ребенку

О том, как влияет психологическое состояние беременной женщины на ее будущего ребенка, журналу «Мой Кроха и Я» рассказала Марина Голубцова, семейный психолог, гештальт-терапевт, доула.

Было бы странно утверждать, что жизнь ребенка начинается только с момента появления на свет; на самом деле, его существование начинается гораздо раньше – с его внутриутробного развития, с момента зарождения новой жизни внутри материнского организма. Мать начинает чувствовать дитя задолго до его рождения. Для ребенка мать во время беременности – это Вселенная, в которой он развивается и растет. Малыш знакомится с окружающим миром через общение и взаимодействие с матерью.

Одна эмоция на двоих

Первое проживание эмоциональных состояний, пока что на уровне физиологических реакций, ребенок получает еще в период внутриутробного развития. Если какие-то эмоции испытывает мама, то они передаются и малышу.

Есть исследования УЗ-диагностики, на которых видно, как малыши повторяют материнские эмоции: если мама радостна, малыш улыбается, если мама напугана, ребенок тоже начинает морщиться, нервничать. Это объясняется тем, что плацента, которая защищает малыша от вредных воздействий, не защищает его от действия материнских гормонов. к которым относятся в том числе и гормоны стресса – адреналин, кортизол.

Если будущая мама напугана, у нее начинает вырабатываться адреналин, пульс становится более частым – а потому пульс учащается и у ребенка. Но если состояние мамы быстро нормализуется, то малышу нужно намного больше времени, чтобы «прийти в себя».

Современные исследования подтверждают, что есть четкая взаимосвязь между эмоциональным состоянием будущей мамы и тем, как будет протекать ее беременность и роды, а также будущим характером и здоровьем малыша.

Почему беременность «отключает» часть мозга

Как часто женщина, увидев две полоски, думает: «Эх, как некстати… Я еще не успела съездить в отпуск (сделать ремонт, защитить диссертацию и т. д.)». Беременность, даже если она была запланированной, часто оказывается «некстати». Выясняется, что у женщины было много планов на ближайшее время, которые она хотела реализовать.

Но природа позаботилась о том, как умерить наполеоновские планы будущей мамы и настроить ее организм на вынашивание ребенка.

Работа неокортекса – части мозга, которая отвечает за рациональное мышление, во время беременности становится менее активной. Женщина в первом триместре беременности может испытывать вялость, сонливость, ей чаще хочется отдыхать, быть пассивной. Природа дает женщине возможность приспособиться к серьезным изменениям, которые начинают происходить в ее организме.

На ранних сроках (первый триместр) очень много рисков, которым подвержен ребенок, – женский организм еще только настраивается на материнство, а развитие плода уже идет полным ходом. Развитие нервной системы малыша продолжается всю беременность (в том числе во втором и третьем триместрах), хотя уже на 12-й неделе сформированы ее физиологические основы.

Мама как окно в мир

Во время внутриутробного периода закладываются отношения ребенка с матерью, а через нее – и с миром. Принятие женщиной своей беременности для ребенка означает, что он нужен, что его поддерживают, любят, ждут. Это для человека опыт безусловного принятия и безусловной любви, которую ребенок получает до рождения. Именно она дает ему силы пройти через тяжелые испытания, которые ожидают его в родах. Ему есть за что бороться, ему есть к кому прийти в рождении.

Женщина, отвергающая, отрицающая свою беременность, транслирует другой посыл: «Ты мне не нужен. Мир отвергает тебя. Ты одинок». Такая мать не дает ребенку почувствовать свою любовь.

На физиологическом уровне тревожная, озлобленная или боязливая беременная не несет малышу достаточного чувства любви и защищенности. Такие дети, а впоследствии взрослые люди, часто в жизни испытывают ощущение дефицита любви и внимания, у них нет доверия к миру, в который они пришли, нет желания налаживать эмоциональные связи, есть боязнь близости. Они часто ограничивают себя строгими рамками.

Путеводитель по гормонам двойного действия

В ситуации тревоги или страха организм человека начинает активно вырабатывать адреналин. Ребенок, мама которого находится в состоянии стресса, тоже испытывает стресс. К состоянию тревоги может примешиваться и состояние дискомфорта физического, тактильного, ведь, когда мама тревожится, это может вызывать тонус матки – состояние напряжения, спазмирования мышц матки. Малыш начинает чувствовать жесткое давление, сжатие, что может усиливать его беспокойство.

Считается гормоном радости, счастья и любви. Он помогает легче переносить боль во время схваток в родах. Замечено, что матери с высоким уровнем окситоцина в крови более открыты детям, более нежны и заботливы. Выработка окситоцина организмом матери – это основное условие успешных, легких родов, а также гарант возникновения между мамой и малышом прочной эмоциональной привязанности. В ситуации, когда в организме производится адреналин, выработка окситоцина прекращается.

Это гормон, который вырабатывается при длительной тревоге и беспокойстве, депрессии. Гормон вызывает торможение и угнетение нервной системы, его повышенная концентрация в крови может приводить к развитию депрессивных состояний. Кортизол опасен тем, что может негативно влиять на физическое состояние ребенка.

8 самых распространенных переживаний беременной, влияющих на ребенка

Не того пола?

Частным проявлением неприятия беременности является и переживание, что женщина ожидает ребенка не того пола. Это тоже состояние, которое может вызывать в отношении малыша определенные негативные реакции со стороны будущей мамы. Конечно, ребенок будет это чувствовать.

Важно понять и принять как факт, каким будет пол малыша, чтобы воспитывать ребенка потом без перекосов – не украшать мальчика бантами и не водить девочку в секцию бокса. В целом все это проявления единого посыла, который идет от матери, – «ты мне не нужен».

Женщина, которая начинает любить и безусловно принимать своего малыша еще до рождения, тем самым формирует его положительное отношение к окружающей действительности.

Ситуация в семье

К беременности приспосабливается не только женщина, но и члены ее семьи. Часто для супружеской пары период беременности – это период перестройки образа жизни и внутренних отношений. Членам семьи важно понимать, что эмоциональные проявления, некоторые изменения в поведении женщины, смена ее образа жизни – не обычные капризы беременной; они связаны с серьезными изменениями, происходящими в ее организме.

Женщине в семье стоит научиться выражать свои потребности, не боясь и не стесняясь этого. Не забывайте, что вы теперь не просто жена, дочь или невестка, вы – женщина, вынашивающая ребенка. И от вашего психологического состояния во многом зависит и физическое здоровье вашего малыша.

Кроме того, в период беременности родственники, как правило, становятся более внимательными к женщине. Важно окружить себя заботой, вниманием, позитивным отношением близких людей.

Разлад с мужем

Иногда у женщины может возникать ощущение, что она остается наедине со своими переживаниями и чувствами в беременности. Ее жизнь теперь очень изменилась, а у ее близких, у мужа – пока нет. Может возникать некоторое напряжение, недопонимание между супругами. На поздних сроках у женщины к этим ощущениям может примешиваться чувство усталости. Важно не замалчивать свои чувства. Зачастую женщине трудно понять ситуацию изнутри. Она начинает ходить по кругу отрицательных эмоций «стыд–вина–страх».

В этом случае важно найти человека, который выслушает ее, поддержит, успокоит. Это может быть родственник, психолог и даже врач женской консультации, если с ним налажен доверительный диалог. Нужен человек, который бы сказал: «Сейчас главное – принять ситуацию и понять, как можно ее изменить таким образом, чтобы она не приносила ярких отрицательных переживаний, ведь на их фоне развивается малыш».

Общение с врачами

«Относясь к рождению ребенка как к болезни, акушер делает свое вмешательство неизбежным», – написал в свое время американский педиатр Роберт Мендельсон . Беременность – это нормальное физиологическое состояние женщины.

Естественно, что, подходя со всей ответственностью к беременности и будущим родам, женщина обращается за помощью к акушерам-гинекологам. Как сделать осознанный выбор? В каком случае следует задуматься о смене врача? Это стоит сделать, если доктор смотрит на беременность как на болезнь, много и пространно говорит об осложнениях, дает негативные прогнозы, требует неукоснительного соблюдения правил и норм, грубит, запугивает женщину.

Если вы чувствуете, что у вас возникает чувство страха перед приемом, ухудшается физическое состояние (повышается давление или возникает тонус матки), если вы не находите с доктором взаимопонимания, ищите для себя другого специалиста.

Причем необязательно обращаться в платную клинику. Вы имеете полное право поменять врача в женской консультации, если доктор, который наблюдает вашу беременность, вам по каким-то причинам не нравится. У вас всегда есть возможность выбора.

Подруги

В период беременности необходимо внимательно отнестись к выбору круга общения. Узнав, что женщина беременна, многие родственники, друзья, знакомые начинают интересоваться ее состоянием, давать советы, вспоминать случаи из собственной жизни. Некоторые могут оказать плохую услугу, если у них был негативный опыт беременности. Будущие мамы легко внушаемы, психологически более уязвимы и впечатлительны.

Рассказы об отрицательном опыте беременности или тяжелых, осложненных родах могут плохо повлиять на психологическое состояние будущей мамы, и та начнет испытывать чувство страха: «Ой, а вдруг у меня тоже такое будет?». Подобное общение лучше ограничить и научиться фильтровать информацию – вовсе не обязательно, что то, что произошло с кем-то из вашего окружения, непременно произойдет и с вами.

Также нет необходимости бездумно читать форумы про роды в Интернете – легко родившие женщины обычно пишут без подробностей («Ура, родила! Спасибо всем врачам!»), а подробно описывают ситуацию люди, которым нужно выговориться, избавиться от переживаний. Такое чтение может подорвать эмоциональную стабильность, усилить страх.

В то же время позитивно настроенные подруги и родственницы могут оказать поддержку, особенно если они сами благополучно стали мамами.

Страх перед родами

Очень полезны для будущей мамы курсы по подготовке к родам. На курсах расскажут, как смягчить боль в схватках с помощью различных поз и правильного дыхания. Будущая мама пообщается с другими беременными, сможет получить поддержку. Такого рода общение настраивает женщин на позитивный лад, снижает тревожность, страх перед родами.

Для беременной важно заранее выбрать врача и роддом, где она собирается рожать. Лучше познакомиться с врачом заранее.

Можно пригласить с собой на роды доулу – женщину, которая находится рядом во время родов и помогает будущей маме, поддерживает ее в этот непростой момент.

Неудачный опыт

Некоторые женщины испытывают постоянное беспокойство из-за неудачного предыдущего опыта. Возможно, что у женщины в анамнезе замершая беременность или предыдущая беременность закончилась смертью плода, и женщина, забеременев снова, тревожится, что это может повториться.

Ситуация потери – это очень серьезное эмоциональное состояние, требующее некоторого времени, в течение которого человек должен отгоревать и отпустить, утешиться. Важно научиться отделять один опыт от другого.

Бывает, что человек, пройдя через серьезные испытания, до конца не проживает их, и переживания возвращаются снова. Получается, что предыдущая ситуация была недопрожита, непринята, человек как бы «завис» в своих переживаниях. Тогда нужна помощь специалиста – психотерапевта. Он поможет принять и отпустить ситуацию. Это важно, чтобы следующая беременность протекала более стабильно с физиологической и психологической точки зрения. Главное – отделить предыдущую беременность, прошлое и то, что происходит с вами сейчас, и понять, что этот малыш – другой, любимый, желанный.

Боязнь изменения фигуры

  • Часто будущая мама, набирая вес, боится, что не сможет похудеть после родов и обрести свои прежние формы, беспокоится, что перестанет быть привлекательной для мужа. Но нужно понимать, что все эти изменения временные, что сейчас главное – чтобы ваш малыш нормально развивался.

  • Женщины, которые в период беременности не оставляют физической активности, быстрее возвращают свою первоначальную форму. Поэтому, если позволяет здоровье, занимайтесь йогой, фитнесом для беременных. плаванием (подробнее об этом читайте в нашей статье "Спорт во время беременности ").
  • После родов и завершения кормления ребенка грудью вы можете взять дело в свои руки: можно сесть на диету, найти себе занятие по душе – записаться в фитнес-клуб или в танцевальный клуб, ходить в бассейн, посещать баню или сауну .
  • Молодым мамам нужно обязательно постараться находить хоть немного свободного времени для себя.
  • Фото: Shutterstock

Теги:

  • Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

    Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

    Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

    Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

    В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

    Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

    Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

    1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

    Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

    Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

    Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

    Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

    И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

    Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

    Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

    Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

    Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

    Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

    Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

    Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

    Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

    Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

    Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

    Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

    Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

    2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

    В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

    Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

    Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

    Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

    Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

    Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

    Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

    Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

    Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

    На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

    А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

    При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

    Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

    Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

    осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

    Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

    Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

    Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

    Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

    И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

    Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

    Часто можно услышать встревоженные рассказы матерей о том, что их дети закатывают беспричинные истерики, много нервничают, могут проявлять даже агрессию. Во многих случаях объяснить это можно нестабильным эмоциональным состоянием матери во время беременности. Как ни странно, с первого же дня появления малыша внутри женщины, каждое ее слово и действие влияет на кроху. Увы, это было неоднократно доказано исследователями.

    Этапы беременности

    С древних времен к женщине в положении относились по-особому. Ей не позволяли нервничать и уставать, обеспечивали максимальный комфорт и все удобства. Сегодня в бешеном ритме жизни об этом часто забывают. Совершенно зря. Оказывается, внутриутробное развитие накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

    Разделяют на три триместра:

    • первый триместр - от первой до 12 недели беременности;
    • второй триместр - от 13 до 27, плод растет и развивается, у него закладываются все системы и органы;
    • третий триместр - от 28 до 40 недели, все органы и системы окончательно созревают для самостоятельного функционирования.

    Самыми сложными считаются первый и третий триместры. Именно в этот период женщина должна уделять максимум внимания как своему физическому комфорту, так и психологическому. Врачи говорят, что уже с 3 месяцев малыш чувствует прикосновения. Он слышит речь и ощущает эмоции. Если они негативные, он реагирует определенным образом. От ласковой речи малыш успокаивается, от агрессивной - становится беспокойным. Малыш даже может запоминать фразы, которые часто повторяются. С 20 недель он проявляет свой характер. Если что-то не нравится, может отвернуться. Данные факты подтверждены в ходе множества исследований.

    Как обеспечить будущему малышу эмоциональное спокойствие

    Всем известно, что во время беременности будущая мама должна избегать выяснений отношений, криков, скандалов, неприятной информации. Плохое настроение и нервы передаются ребенку через кровеносную систему. У будущей матери учащается дыхание, сердце начинает биться сильнее. То же самое происходит и с малышом. Зачем травмировать детскую психику еще в утробе? Если следовать следующим советам, ребенок родится психологически здоровым и интеллектуально развитым:

    1. Никаких стрессов и скандалов. Необходимо определиться: настолько ли важно выяснять отношения, если из-за этого может пострадать ребенок? Все конфликтогены необходимо оставить в прошлом - без тени сожаления.
    2. С трех месяцев ребенок ощущает прикосновения и слышит звуки извне. Необходимо почаще гладить живот, петь песни - приятная мелодия положительно повлияет на развитие интеллекта в будущем.
    3. Еще не родившийся ребенок уже обладает определенным чувством вкуса. Он может любить сладкое или, наоборот, соленое. Именно поэтому советуют готовить в период беременности только вкусную и полезную пищу, никаких острых и жирных блюд, только легкие и питательные, те, к которым тянет.

    Начиная с четвертого месяца жизни внутри матери, малыш прекрасно осознает, что происходит во внешнем мире. Он начинает ощущать свою желанность, отношение к себе родителей, их отношения друг к другу. Тот, у кого негативный внутриутробный опыт, скорее всего перенесет эмоциональный дискомфорт в свою жизнь после рождения. Такие чувства остаются на всю жизнь. Вот почему так важно сконцентрироваться на своих ощущения во время беременности. Нет ничего важнее комфорта собственного ребенка, никакие жизненные неурядицы не стоят его страданий.

    Эмоциональная нестабильность кормящей матери в первую очередь плохо сказывается на здоровье малыша.

    Кормление грудью – большая ответственность

    Если женщина решила кормить своего малыша грудью, то ей следует тщательно следить за своим здоровьем и образом жизни. Погрешности в питании кормящей матери негативно сказываются на качестве грудного молока, от чего в первую очередь страдает малыш. Недостаток в грудном молоке ключевых витаминов и микроэлементов приводят к тому, что малыш плохо растет и развивается. При этом малютка будет часто болеть, и все от того, что его организм будет недополучать ценные питательные компоненты и биологически активные вещества.

    Однако соблюдение принципов рационального питания и здоровый образ жизни, это еще не все требования к кормящей матери. Одно из главных рекомендаций врачей для молодых мам – это всячески избегать стрессов. Ни в коем случае не стоит недооценивать негативное воздействие стресса на организм. При эмоциональных напряжениях в организме человека происходят изменения на биохимическом уровне. В этот процесс вовлечена эндокринная и высшая нервная деятельность – главные «оркестранты», регулирующие протекание всех процессов в органах и системах. Поэтому при стрессе страдает практически весь организм, в том числе негативные изменения отражаются и качестве грудного молока.

    Гормоны стресса и грудное молоко

    Как известно, грудное молоко вырабатывается под действием гормона пролактина. Стресс на пролактин не оказывает никакого действия, и сам процесс выработки молока не нарушается. Однако при стрессе вырабатывается повышенное количество гормона адреналина, который в свою очередь подавляет выработку окситоцина. Окситоцин регулирует процесс вытекания молока из груди, и при низких его концентрациях в крови этот рефлекс временно нарушается.

    Кроме того, гормоны стресса способны проникать в грудное молоко, а затем и в организм малыша. Самое неприятное, к чему они могут привести, это расстройства пищеварения у младенцев. Часто при эмоциональной нестабильности у кормящей матери малыш страдает от повышенного газообразования в кишечнике – кишечной колики, которая причиняет крохе сильную боль. При коликах малыш сильно беспокоится, громко плачет, сучит ножками и отказывается от приема пищи. В этой связи лечение кишечных колик у малышей начинается с психологической беседы с кормящей мамой, которой следует избегать стрессов, ведь именно стрессы матери могут быть пусковым механизмом развития кишечных колик у малышей.

    Справляемся со стрессом

    Если причиной вашего стресса являются бытовые проблемы, мелкие конфликты в семье и прочие незначительные обстоятельства, то справиться с эмоциональной напряженностью можно самостоятельно, предварительно устранив источник стресса. Если же причина перепадов настроение находится глубже, и вы не в состоянии с этим справиться, то немедленно обращайтесь за помощью к квалифицированному психологу. И лучше с этим не откладывать, ведь так вы в первую очередь позаботитесь о своем малыше.

    • если у вас снизилась лактация, то не стоит по этому поводу переживать, ведь это явление временное, и вскоре все восстановиться;
    • не переохлаждайтесь. В комнате пусть будет тепло, пейте теплый (или горячий) чай, молоко, это только способствует лактации и помогает успокоиться. Особенно хорошо при стресса принимать теплые ванны с успокаивающими эфирными маслами;
    • Избегайте яркого света, и обеспечьте себе дома максимальный комфорт: удобное кресло, любимая музыка (негромко) и т.д.;
    • почаще прикладывайте ребенка к груди, и как можно больше времени находитесь рядом с ним. Покачивание малыша в кресле оказывает успокаивающее действие, как на малютку, так и маму;
    • избегайте длительного чувства голода. Питайтесь часто и небольшими порциями. При голоде также вырабатывается адреналин, который блокирует выработку окситоцина;
    • не стоит быть к себе слишком требовательной. Откладывайте свои дела на потом, и главным образом сосредоточьтесь на своем здоровье.
    Как справиться с коликами?

    Как уже упоминалось выше, при эмоциональной нестабильности кормящей мамы у малыша могут возникнуть колики. Справиться с этой проблемой помогут натуральные препараты, изготовленные на основе экстрактов растений – так называемые Карминативумы. Одним из таких средств является немецкий препарат Карминативум Бебинос, в состав которого входят экстракты фенхеля, кориандра и ромашки. Издавна фенхель использовали для борьбы со вздутием и метеоризмом. Экстракт кориандра выступает в роли эффективного спазмолитика, а ромашка оказывает выраженный противовоспалительный и успокаивающий эффект на ребенка.

    Карминативум Бебинос выпускается в форме капель, не содержит сахара и обладает приятным вкусом. Так что дети его принимают с удовольствием.

    Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников. Карминативум Бебинос: РС №UA/8686/01/01 от 09.08.2013. Другая информация внизу страницы по сноске: (1).

  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама