THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как репетитор английского языка я работаю уже много лет и готовлю своих учеников, как к вступительным, так и к выпускным экзаменам. Я могу сказать, что любой экзамен является серьезным испытанием для абитуриента, а ЕГЭ по английскому языку – это один из самых сложных экзаменов в среднеобразовательной школе. Ведь это не только выпускной, но и вступительный экзамен в институт! Поэтому к подготовке следует подходить со всей ответственностью.
Для того чтобы сдать ЕГЭ по английскому языку на высокий бал (84-100), необходимо иметь уровень знаний не ниже upper-intermediate. Именно на такой уровень необходимо ориентироваться, если ваша цель - поступить в ведущие ВУЗы Москвы.

Литературы для подготовки к единому государственному экзамену выпущено немало. В основном, это пособия с набором примерных вариантов ЕГЭ по английскому языку. Такие пособия очень полезны на последнем этапе обучения, когда у ребёнка уже сформировался определённый грамматический, лексический и разговорный уровень, многие темы программы изучены, и целью учителя остается теперь сориентировать учащегося на новую форму тестирования. Опытный педагог прекрасно понимает, что без формирования прочного теоретического фундамента базирующегося на знаниях различных компетенций, никакое натаскивание не поможет в выборе правильного ответа. Для этой цели существуют разные учебники как отечественных, так и зарубежных авторов. И те, и другие имеют свои плюсы и минусы. Поэтому в выборе учебников я всегда стараюсь воспользоваться теми заданиями, которые наиболее полезны в обучении конкретного ребёнка и могут дать лучший результат. Не забывайте, что любой опытный репетитор будет ссылаться и на свои методические пособия, разработки и идеи.

Аудирование является видом речевой деятельности, вызывающим наибольшее количество трудностей не только у тех, кто начинает изучать язык или готовиться к разнообразным видам экзаменов, но и у тех, кто оказывается в иноязычной среде и вынужден принимать самостоятельные решения. Для начала надо ответить на следующие вопросы:
1)Что такое аудирование и чем оно отличается от слушания?
2)Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей?
3)Как обучение аудированию связано с формированием смежных языковых и речевых навыков?
Во-первых, аудирование Listening Comprehension- это процесс восприятия и понимания речи на слух. Научить учащихся понимать речь на слух - одна из важнейших целей обучения английскому языку. В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием, как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Часто помимо восприятия речи на слух мы выполняем и другие действия: наблюдаем, говорим, пишем. Любая аудиозапись дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения. Поэтому аудирование является средством обучения. Провести четкую грань между аудированием и говорением в данном случае просто невозможно. Даже термин « устная речь» изначально предполагает навыки аудирования.
Во-вторых, к трудностям аудирования можно отнести:
А)трудности, вызванные условиями аудирования(внешние шумы, качество записи, плохая акустика)
Б)трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи(отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста, особенности дикции, темпа, паузации)
В-третьих, психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования. Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фиксировать информацию, лучше поймет и запомнит ее. Экзамен, проверяющий восприятие английской речи на слух, представляет, пожалуй, одну из основных проблем. Причина не только в том, что аудио-кассеты не слушают на протяжении всего школьного курса (а это 11 лет), но и в том, что ученики не умеют соотносить ключевые слова в вопросах и аудио-записях и выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в текстах, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимично. Плюс к этому, на любом экзамене на выполнение задания выделяется ограниченное время. Добавьте сюда естественное на экзамене волнение, и экзамен сдается хуже, чем мог бы.
Чтение, с моей точки зрения, - это раздел, вызывающий у абитуриентов наибольшие сложности. Даже если учащийся знает формат заданий, не следует забывать, что тексты для тестирования предоставляются аутентичные, и те, у кого недостаточно хорошая лексическая и грамматическая база не смогут проявить языковую интуицию, так как, задания сформулированы так, что использование синонимичного ряда может сбить ребёнка с толку. На экзамен по английскому языку выделяется ограниченное количество времени, и дети просто не успевают, спешат, плюс волнение – и опять нежелательные ошибки. Поэтому на своих уроках я особое внимание уделяю на изучение аутентичных текстов различной тематики и сложности, что непременно ведет к улучшению навыков аудирования, говорения, письма. Художественная, классическая, английская литература, предложенная для восприятия на слух и последующего обсуждения, поощряет детей к самостоятельному изучения произведения.

Грамматика и лексика - это проблема не одного или двух учеников, а беда 90 % всех, решивших сдавать ЕГЭ по английскому. В лексических же заданиях синонимичные ряды в состоянии поставить в тупик и сильных учеников. Поэтому особое внимание уделяется знанию правил орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала, на представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями, на соблюдение существующих в английском языке норм лексической сочетаемости; я учу находить и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования, распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям, аффиксам и др.);
Письменные задания. Сюда входит написание личного письма на 140 слов, и написание эссе на заданную тему с выражением своей точки зрения (200-250 слов). В этом типе заданий важно соблюдать строгую структуру, используя аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. Аргументы придумать нелегко и часто на разбор темы уходит много времени, эссе приходится переписывать, а каждый понимает - чем больше тем ученик разберёт, тем больше у него шансов получить высший балл.
Говорение неразрывно связано с культурологической компетенцией, смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах. Высоким уровнем культурологической компетенции владеет лишь незначительная часть учащихся. Для других же характерен низкий и средний уровень данной компетенции. Следовательно, необходима организация специальной работы по формированию культурологической образованности в процессе обучения, а именно, в процессе изучения иностранного языка. Для формирования данной компетенции необходима организация особой деятельности, которая позволила бы ориентироваться на взаимосвязь культуры, образования и коммуникации. Устный экзамен по английскому языку (также как и письменный) имеет свою собственную структуру. Поэтому для успешной сдачи этого вида тестирования (20 из 20) следует ее соблюдать. Безусловно, для тех, кто владеет свободным навыком говорения справиться с этой задачей значительно легче.
Необходимо отметить, что важнейшей задачей ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому самой важной задачей любого учителя должно быть развитие у ученика мотивации и веры в свои силы.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Кузнецова Татьяна Владимировна, репетитор английского языка

Боритесь со страхами внутри себя: 5 способов не дать предэкзаменационному страху испортить вам жизнь

Превращайте свои страхи в свою мудрость
У нас всех есть как позитивный, так и негативный опыт. Это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом — с ошибками, принесшими нам боль, — и они преследуют нас и не дают нам быть счастливыми. Мы боимся опять совершить ошибки, и это не дает нам возможности наслаждаться жизнью и поэтому мы находимся в постоянном напряжении. Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими страхами. Один из самых страшных страхов, с которым нам приходится бороться, — постоянные ожидание неудачи. Когда мы не можем освободиться от негатива, который нам может принести будущее, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за свой страх, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее. Правильное восприятие и умение осознать, что же не дает нам покоя, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать серьезных промахов в будущем. Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забыть о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. Но иногда мы не вполне осознаем, что же нас тревожит. Удивительно, но страхи могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно. Умение побеждать страхи делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям. Успешная борьба со страхами в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.
1. Умейте точно определить причину своего страха.
Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними страхами, нужно увидеть их. Не надо говорить без конца, что вы не можете справиться с проблемой, вступать в игры со своим подсознанием, впадать в уныние и нервировать окружающих. Найдите время на себя, останьтесь один на один с собой и найдите объективную причину своего страха.
2. Проявите объективность.
Назвав причину своего страха, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно вызвало это переживание.
3. Смотрите в перспективу.
Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения — неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать своей тревоги сделать вас заложником ситуации. Подумайте о перспективе развития своих проблем. Что будет, если вы победите? Или что будет, если вы проиграете?
4. Займитесь разработкой своего маленького бизнес-плана.
Зачастую нам сложно это сделать, потому что у нас нет подобного опыта. Но задумайтесь, что мы теряем? Немного своего времени и пару листков бумаги? Возьмите тетрадь. Напишите, какая у вас проблема, стрелочкой влево укажите причину, стрелочкой или несколькими вправо укажите идеи преодоления препятствия, которое мы называем страхом. Если у вас нет идей, вы можете спросить совет у родителей или учителей. У вас, конечно, есть друзья, которые тоже испытывают эти же проблемы. Действовать вместе всегда легче.
5. Начинаем действовать.
Когда мы постоянно «цепляемся» за тревогу, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот. У вас есть четкое понимание своей проблемы, и вы знаете пути ее преодоления. Вперёд и не забывайте: у вас свой бизнес-план и только от вас зависит его осуществление.

Изотерапия

Рисование для детей может оказывать не только развивающий эффект, но и благополучное психологическое воздействие. Избавиться от страхов, боязней, нервных потрясений поможет изотерапия . Упражнения очень разнообразны.

Для занятий лучше найти специализированный детский центр, в котором есть психолог, но можно самостоятельно помочь ребенку справиться со страхами.

Предложите малышу нарисовать то, чего он боится. Ни в коем случае не обещайте ему, что после рисования его страх исчезнет. Ожидание может только усугубить ситуацию. Зачастую дети боятся ни чего-то конкретного, а совокупности явлений и факторов. Поэтому рисунок ребёнка может быть незаконченным. Страхи ребёнка могут быть совершенно обычными для взрослого человека предметами или явлениями. Часто малыш не может объяснить словами, чего он боится. Рисунок помогает ему в этом. Очень часто рисунок представляет собой разноцветные пятна, перечёркнутые линиями. Таким образом ребёнок выражает свои чувства тревоги. Каждый элементы такого рисунка, это определённые ощущения малыша в той или иной ситуации.

Психологи советуют «прятать страх». Так, страх перед большой собакой можно спрятать, посадив её в клетку или на цепь. Или просто дорисуйте собаке улыбку и бант, чтобы она казалась не злой и пугающей ребёнка, а доброй. Таким образом изотерапия для детей служит средством, помогающим малышу разобраться в себе и в своих чувствах.

После изложения ребёнком своих тревожных эмоций психологи рекомендуют сделать следующее. Сомните этот рисунок, поместите в огнеупорную форму, и подожгите на глазах у ребёнка. Когда лист бумаги сгорит дотла, возьмите чистый, накройте им пепел и хорошо потрите. Так вы получите оттиск и интересное изображение. Рассмотрите получившийся рисунок. Дорисуйте радостный образ и поместите его на видном месте. Каждый раз, сталкиваясь с изображением, ребёнок будет забывать о страхах, которые его преследовали.

Такая терапия оказывает благотворное влияние на детей, которые не хотят или не желают объяснять родителям свои страхи, а также для тех деток, которые страдают эмоциональными расстройствами. Воспользовавшись нашими советами, вы поможете малышу обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Чем полезны занятия творчеством?

Раннее творческое развитие ребенка, несомненно, очень важно. Малыш на глазах взрослеет, становится менее зависимым от родителей. У ребенка появляется самоуважение, повышается его самооценка, он счастлив, что сам умеет что-то делать. Кроме того, рисование, лепка, и аппликация играют большую роль в формировании речи. Как известно, развитие мелкой моторики приводит к активизации речевой деятельности. Чем больше Вы развиваете моторные навыки ребенка, тем быстрее идет процесс становления речи малыша.

Рисование

Начинать занятия творчеством рекомендуется с рисования ладошками и пальчиками. Ведь держать в маленькой ручке кисточку и карандаш еще сложно. Намазав ладошки и пальчики малыша специальными пальчиковыми красками, попробуйте изобразить кружочки, линии, кляксы - все, что захотите.

Особенное удовольствие принесет малышу и Вам процесс смешивания двух цветов для получения третьего. Это превращение для ребенка станет настоящим чудом!

У Вашего ребенка появился новый друг - кисточка? Тогда Вам нужна и новая краска - гуашь. Чем она привлекательна? Гуашь - яркая краска, легко наносится на кисточку. Кроме того, это самая безобидная и безопасная краска. Ведь первое, что сделает Ваш маленький художник при знакомстве с краской, - попробует ее на вкус. Это естественный исследовательский поступок ребенка. Малыш пробует все на язык не потому, что он маленький и (как Вам кажется) несмышленный, а потому, что он исследует окружающий мир на вкус и запах.

Сама по себе гуашь достаточно неприятна на вкус, поэтому малышу вряд ли захочется повторить опыт. Наверняка и у Вас с детства остались воспоминания о вкусе и запахе гуаши!

Какие кисточки станут лучшими друзьями Вашего ребенка?

Сначала малышу лучше давать широкую кисть из жесткой щетины толщиной в палец или даже толще.

Позднее, когда ребенок уже научился уверенно держать кисточку, дайте ему кисть потоньше.

Первая стадия творчества Вашего маленького художника - это ляпы по бумаге. Ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть нарисует следы, которые тянутся за мокрым котенком, или волнистую дорожку, оставленную плывущей рыбкой.

Следующая стадия - это изображение прямых горизонтальных и вертикальных линий, затем кругов и зигзагов.

Очень нравятся детям делать отпечатки на бумаге различными предметами: поролоновой губкой, кусочком бумаги, ластиком, штампиками, ватной палочкой и т.д. Сначала это просто забава. Потом малыш будет стараться попадать в нужные места. Так развивается координация рук.

В полтора - два года можно знакомить малыша с акварелью. Лучше работать с медовой акварелью, т.к. она самая безопастная.

И опять у Вашего ребенка появятся новые друзья - кисточки с мягким ворсом (белка, пони, коза). Пробуйте с этими красками и кисточками разные техники: рисуйте на мокрой бумаге, наблюдайте за смешением красок. Это очень обогатит знания ребенка об окружающем мире, о свойствах красок, о существовании множества оттенков.

Кроме красок можно давать малышу для рисования и цветные восковые мелки. Они мягкие, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложаться на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Когда Вы предлагаете малышу мелки, скажите ему, что эти цветные палочки очень хрупкие, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Научившись рисовать восковыми мелками, ребенок легко освоит рисование фломастерами и карандашами. Для работы с карандашами лучше давать небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе.

Аппликация

Занятия аппликацией обычно очень нравятся детям. Сначала Вы будете выполнять практически все сами: вырезать детали, мазать их или весь лист клеем. А малыш будет брать фигуры или отрывать кусочки цветной бумаги и приклеивать их на клейкий лист. Обрывная аппликация доступна самым маленьким детям. С ее помощью можно передать особенности фактуры образа (пушистый цыпленок, воздушный одуванчик и т.д.)

Затем Вы научите ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые Вы вырезали заранее. Сделайте домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Ребенок охотно поможет Вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка...

В аппликации, помимо обычной цветной бумаги, используйте необычные материалы: салфетки, гофрированную бумагу, ткань, вату, крупу, нитки, фантики и т.д. Очень важно предоставить малышу возможность эксперементировать с бумагой - пусть он складывает, мнет, разрывает разные виды бумаги, делает все возможные надрезы и срезы. Помогайте малышу увидеть в образовавшихся формах предметы реального мира - цветок, машину, дерево...

Лепка из пластилина

Пластилин - мягкий и эластичный материал, который может принимать разные формы и поддается воздействию. Работать с ним приятно, это позволяет детям и взрослым расслабиться, дает возможность получать новые тактильные ощущения.

Разминая в пальцах рук кусочки пластилина, мы снимаем напряжение, развиваеммелкую моторику, стимулируем нервные окончания пальцев и тем самым способствуем развитию мышления и речи.

Лепка не только развивает у ребенка пространственное мышление, но и дает крохе начальные понятия о геометрии окружающего мира.

На начальном этапе ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки. Примерно с года ребенок уже может отщипывать кусочек пластилина, плющить пластилин всей ладошкой, тыкать пальцем в раскатанный пласт. Из шариков, которые Вы катаете сами, попросите малыша сделать пальцем маленькие лепешки. Покажите малышу, что пластилиновые кусочки можно размазать по листику, создавая какой-нибудь узор или рисунок.

Потом научите Вашего малыша катать из пластилина "колбаски", большие и маленькие шарики, вытягивать пластилин и делать различные фигуры, резать "колбасу" и т.д. На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышом от года. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.

Воспитатель по ИЗОдеятельности : Лавбина Светлана Олеговна.

"Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.

Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог.

Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить,-посоветует педагог.

Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.

Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье . Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.

У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Например, синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.

Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.

В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.

К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.

И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".

Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других - игры, пения, танцев, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания. Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.

А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:

а) обсуждать рисунок с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)

б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.

в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)

г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.

д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе, использование изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.

Е) Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.

ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младшего возраста, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце своего занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание ребёнка на хорошо переданную форму, цвет, на появление изображений, которые ваш малыш ранее не умел создавать.

Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".

В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.

Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

"Мы любим рисовать"

Рисование - одно из самых люб имых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по лист у бумаги и появление на нё м следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очерта нии ли ни й с окру ж ающи ми предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "ожива ют " машина едет и гро мко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружа ющ ий мир.

В начале обучения рисова ни ю помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите е му , сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.

Рисован ие малыш обычно с опровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ре бё нок ещё не може т , а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начина е т с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление реб ё нка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла дево чка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит о бщен ие ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.

Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.

Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.

Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.

Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества". Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.

"Сотворчество" ребёнка с художником (имеется в виду рисование в раскрасках) является тоже хорошим опытом для ребёнка. На страницах раскраски изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в раскраске. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному .

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

«Изобразительная деятельность в семейном воспитании»

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретного образного мышления - это особенности психологического развития детей третьего года жизни, которые определяют характер их изобразительной деятельности. Дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Появляется процесс ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла; нарисовал, увидел образ, назвал. С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке как о зарождении художественного творчества. Однако творческие процессы в этом возрасте еще слабо развиты.

Современная отечественная психология и педагогика рассматривает раннюю ступень развития ребенка- как процесс усвоения им социокультурного опыта. Поэтому изобразительная деятельность детей третьего года жизни направлена на развитие художественного творчества, формирование способности приобретать необходимые для этого умения. У современных детей, которые быстро вступают в активное общение с окружающим миром через предметную деятельность восприятие и создание графических изображений возникает довольно рано.

С учетом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развития воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщение их к искусству.

Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребенка на окружающий предметный мир (яркие по цвету, приятные по фактуре игрушки), вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как правильно держать карандаш и вести линию, не прерывая её, как правильно брать кисть, аккуратно набирать краску, промывать кисть, рисовать на всем пространстве листа. В работе с пластилином учите ребенка раскатывать комок пластилина ладошками, видоизменять его с помощью пальцев, соединять части, чтобы получились фигурки знакомых персонажей: колобка, матрешки, зайчика и т.д. Ваш ребенок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, пластилином, создавая простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.

Процесс изобразительной деятельности младшего возраста имеет свои особенности. У детей этого возраста в рисунке, лепке возникает так называемый «временной образ»: т.е. для ребенка важна динамика развития образа. Он воспринимает изображение в определенном временном соотношении, стремится к активным действиям, потому и возникают живые образы, а так же можно увидеть в его действиях объективное сходство с реальными предметами и явлениями. Узнаваемость образа помогает закрепить в содержании ребенка связь между действиями руки и получившимся изображением - связь которую он усваивает подражая взрослому.

Постепенно у ребенка младшего возраста формируется произвольность движений. Он уже способен создавать и другие образы т.е. сам устанавливает новые связи и овладевает ими. Его отображение отличается устойчивостью, понятной внешней формой. Это уже не случайно вспыхивающие ассоциации, а преднамеренные образы.

Способность передавать свои впечатления в художественно - образной форме зависит от того, насколько у ребенка развито воображение. Все, что дети воспринимают в окружающем, остается в их памяти и служат основой для последующей творческой деятельности.

Помогите своему ребенку выбрать наиболее типичные , яркие явления и события. Для этого рассмотрите вместе с ним доступные его пониманию произведения искусства: картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и другими произведениями детских писателей (Васнецова, Жихарева). Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребенку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл происходящего на картинке. (Например, рассматривая вместе с ребенком иллюстрации к сказке «Три медведя», обратите внимание на мишутку, когда он увидел, что стульчик поломан. Пусть ребенок сделает вывод: Мишутка плачет: стульчик сломался). Знакомьте ребенка с предметами декоративного прикладного искусства: рассмотрите цветы, любуйтесь нарезным сарафаном матрешки.

Вызывайте у него радость, желание еще раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика. Для этого используйте потешки, песенки, которые помогут ребенку запомнить тот или иной персонаж, вызовут доброжелательное отношение к нему. У детей младшего возраста только формируется способность , поэтому они пользуются доступными им, пока еще простейшими средствами выразительности.

Рисуя со своим ребенком, вы формируете у него отдельные навыки и умения, воспитывайте активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как начальное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в образ. Благодаря развитию формообразующих движений в рисунке, лепке у детей младшего возраста возникает «памятное» изображение предметов. Ребенок отражает наиболее существенные, характерные черты персонажа (у мишки круглые уши, у зайца - длинные, солнце круглое и т.д.) Происходит формирование художественно-образной основы деятельности: дети линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления окружающего.

Обращайте внимание ребенка на рисование и характер цветовых пятен, которые могут быть «слоном», «медведем», «рыбками», «радугой» или узором для «платья». В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребенок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определенными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя и т.д.

В младшем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Ассоциативные образы возникают быстрее. Однако многие из родителей, желая избежать лишних проблем с уборкой, предлагают детям для рисования карандаши и ограниченные по размерам листы бумаги. Ваш ребенок в этом случае вынужден действовать в пределах микропространства , хотя в силу своих физиологических особенностей, в том числе двигательной сферы, ему необходимо макропространство . А для освоения макропространства ребенку надо чаще рисовать красками на больших листах бумаги. Кроме того, это дает возможность создавать ритмичные композиции, заполнять весь лист очертаниями разных по размеру, цвету, форме пятен и мазков.

Еще один совет - для рисования с детьми младшего возраста надо использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ваш ребенок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем. Именно «оснащение детей качественными художественными материалами является основой для дальнейшего художественного развития.»

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.

Ряд эффективных методов и приемов для развития изобразительной деятельности у ребенка

1 метод «пассивных движений».

Вы берете руку ребенка в свою и начинаете рисовать круги (или проводите лини в разных направлениях - ленточки, дорожки, лучики и т.д.) Действуя вместе с ребенком, вы учите его рисовать, лепить. Подражая вам ребенок затем самостоятельно осваивает движения кистью, карандашом.

Используя игровые приемы вы можете создать эмоциональное отношение вместе ребенка к процессам рисования, лепки.

Например:

Вы рассматриваете с ребенком иллюстрации к произведению В. Сутеева «Мышонок и карандаш», читайте его. Затем возьмите коробку с карандашами, погремите ею и спросите, что в ней может быть. Покажите -там цветные карандаши. Скажите: « Вот такими карандашами можно нарисовать любопытного мышонка». Ребенок с интересом начнет рисовать. Продолжайте игру «А где же кошка, от которой убежал мышонок? Нарисуй и ее». Помогите построить композицию, передать особенности образов -кошка больше мышки, у нее пушистый хвост и т.п.

2 метод «сотрудничество взрослого с ребенком».

Например, на большом месте вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (все это можно выполнить и аппликативным способом), а ребенок дополнит эти картины - рисует листья, цветы, грибы, огни.

Метод сотрудничества дает детям возможность воспринимать явление в двух вариантах - незаконченном и окончательном. Этот метод представляет особую значимость для развития эстетического восприятия, так как именно при участии ребенка, в окнах домов «зажигались» огни, на деревьях «распускались листья», на земле выросли цветы и т.д. Предоставляйте своему ребенку возможность по своему желанию использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.

Однако надо отметить, что в результате такого обучения воображение, образное восприятие линий, штрихов, форм не развиваются. Эту техническую задачу можно решить, если использовать аппликацию - это заранее вырезанные и наклеенные вами фигурки; например котят: «Котята шаловливые, веселые, любят играть клубочками». Для пушистых проказников ваш ребенок с интересом нарисует разноцветные клубочки в разных частях листа и «протянет» каждому котенку нитку от клубка. Так возникает образ, который постепенно развиваясь, приобретает игровой характер. Ваш ребенок активно действует, движения руки с карандашом, фломастером становятся увереннее: играя с котенком, он рисует для него много разноцветных клубочков. Одновременно развивается речевая активность и интерес к результату деятельности. Для детей младшего возраста так же интересен процесс создания образа в лепке, так как в результате получается объемный предмет, с которым можно действовать активно. Ребенок только начинает осваивать технические навыки в работе с пластилином, поэтому ему нужно помочь создавать образы, используя игровые приемы: н-р,предложить слепить продукты для игры в «магазин» или угощение для гостей и т.д.

Или, вы можете предложить построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. Чтобы лиса не унесла петушка, курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из бревнышек. Покажите как в ладонях раскатывать пластилин. Затем ваш ребенок сам лепит «бревнышки», из которых вместе с вами будет строить избушку. Игровая ситуация вашему ребенку панятна. Он старается сделать хорошие «бревнышки», чтобы получилась «крепкая» избушка. Продолжая развивать сюжетно - игровой замысел, предложите малышу сделать больше ровных столбиков и для «заборчика». Помогите укрепить заборчик. Ваш ребенок будет доволен конечным результатом.

Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - ролевую основу, а сам процесс направлен на развитие у вашего ребенка воображения.

Занимаясь с ребенком лепкой, главное внимание обращайте на движение пальцев рук, на то, как с их помощью можно передавать характерные признаки предметов: развивать координацию движений рук, уточнять представление о форме предметов, развивать эстетическое восприятие форм, пропорций. Рисовать и лепить с ребенком можно и во время прогулок - порисовать на снегу, а летом с помощью различных формочек создавать постройки из песка. Эта деятельность обогатит опыт ребенка новыми знаниями об окружающем.

Воспитатель по ИЗОдеятельности: Лавбина Светлана Олеговна.


Наблюдая за сыном, я поняла, что все его дела наполнены творческим началом. Он все познает, максимально используя свои чувства. Поэтому занятия творчеством дома необходимы каждому малышу.Другое дело, как их организовать, ведь творчество во многом процесс спонтанный.

Уголок творчества

Как у ребенка, так и взрослого желание творить может проснуться в самых неожиданных местах. Когда сыну исполнился год, я обустроила для него стол со стульчиком возле которого расположились всевозможные материалы для художественного творчества и лепки. В 1, 3 года у нас появился мольберт. Но, не смотря на все это, чаще всего вдохновение настигало сына на полу. Восковые карандаши и краски оказывались на полу с завидной регулярностью, и, честно говоря, мне тоже больше нравится «напольный размах», которого не может дать узкое пространство стола.

Сейчас, в 4 года, мы все также предпочитаем пол, как место для живописи, на стол переместилась лепка и наиболее грязные работы, к примеру, . Хочу сделать вывод из всего этого: не нужно дергать ребенка, как бы нам не хотелось усадить его за стол, этого делать не стоит - желание творить может пропасть даже от простой просьбы «Пересядь сюда». Главное — увлеченность процессом, а не его место.


Задача родителей максимально упростить доступ ребенка к тому, что ему может потребоваться для самовыражения: пластилину, краскам, бумаге, клею, мелкам. У нас дома для этого используется стеллаж, к которому сын имеет неограниченный доступ с самого раннего возраста.


Можно выделить на стеллаже место и для поделок ребенка, а картины можно вешать прямо на стену. Но не нужно постоянно акцентировать внимание на выставке – это может переключить малыша на стремление к результату, вместо наслаждения процессом. А истинное творчество – это процесс.


Хорошим стимулом для творческого развития ребенка станут и вещи, сделанные вами, которые можно размещать по всему дому. Ребенок копирует поведение взрослых: если вам нравится творить, то и для ребенка это будет увлекательно.

Папа, мама, я - творческая семья

Пример родителей - это вдохновение для ребенка. Я, например, всегда любила петь, просто так – во время домашних дел, на улице. У меня это от мамы. Когда Петя родился, я не знала, о чем с ним разговаривать вне режимных моментов, мне было немного странно болтать с таким маленьким человечком. Поэтому я все время ему пела, напевала. Он рос под мое напевание и очень рано сам стал петь и напевать, повторять услышанные мелодии и придумывать свои. К слову сказать, помимо творческого отношения к музыке, к 3-м годам у него сформировался отличный слух.
Стоит подумать, что творческого вы можете делать с ребенком вместе. Может быть, вы любите печь? Тогда устраивайте дни «печенья», когда общими усилиями замешивается тесто, вырезаются заготовки, и украшаются изюмом, орехами, разноцветными посыпками. Такое занятие объединяет семью и дарит радость совместного творчества. Кстати, такое печенье всегда самое вкусное.


Во многих семьях чтение - это ритуал, но и в него можно привнести творческое начало. Например, чтение по ролям. Такой вид чтения подойдет, если ребенок уже хорошо знает сказку или умеет читать. Ролевое чтение не только дарит каждому персонажу свой голос, но и наделяет неповторимым характером.

Театр – еще одна форма творческих занятий дома. Общими усилиями можно ставить сказки сначала для ребенка, а потом и вместе с ребенком для бабушек и дедушек. Это может быть кукольный театр, теневой театр или просто представление с переодеванием. В больших семьях с успехом могут проходить целые театрализованные представления со сменой декораций, выступлениями чтецов, танцами, песнями, небольшими сценками.


Даже рисованием можно заниматься сообща. Выберите всей семьей сюжет для рисования, и пусть каждый изобразит его на своем листе, а потом устройте выставку и удивляйтесь тому, как по-разному у всех получается. Не менее интересно и весело создать вместе одну картину на листе ватмана на общую тему.

Творческий дом

Чтобы у ребенка был стимул для творчества, лучше всего в доме создать и поддерживать атмосферу творчества. Если вы растите творческого человека, то не стремитесь к идеальному порядку в детской. Если позволяют условия – пусть одна стена в комнате будет отведена под выражение художественных порывов в вертикальной плоскости. Можно на дорогие (сердцу) обои повесить листы ватмана или рулонной бумаги. Есть еще специальное покрытие для меловых досок, которым тоже можно покрасить часть стены. Кстати, маме и папе тоже будет полезно порисовать на такой поверхности.

С раннего возраста дети чувствуют красоту, поэтому будет здорово, если на стенах дома будут развешаны картины или репродукции великих художников, красивые фотографии. Мы часто устраиваем тематические выставки картин, связанные как именем автора, так и единой темой – это могут быть дети или животные, текущее время года или грядущий праздник. Картины можно распечатать или купить готовые наборы: такие или такие . Такое окружение - стимул для творчества ребенка.

Еще одна наша находка – всевозможные коробочки с «мусором». Часто случайная вещь – коробочка, деталь от сломанной машины, палочка для суши могут стать отправной точкой для новой игрушки, истории или целого театрального представления!
Самый большой творческий подъем у всех членов семьи, как правило, наблюдается перед праздниками - Новый год, дни рождения. Почему бы не взять это на вооружение и не устраивать праздники каждый месяц? Можно изучить календарь и выбрать самые интересные праздники (или придумать свои), а потом готовится к ним в течение месяца, мастеря открытки, рисуя картинки, придумывая игры, украшая дом.


Вдохновение приходит неожиданно. Но и неожиданность дает мощный толчок творчеству. Даже в пространстве своего дома можно делать ребенку неожиданные подарки, начиная от перестановки его игрушек во время его сна и до появления небольших подарков в неожиданных местах. С вопроса «Откуда они здесь взялись?» может родится сказка, сочиненная малышом прямо на ваших глазах.

Творчество — это процесс самовыражения, самопознания, и самосовершенствования. Через творчество человек познает свой внутренний мир, свои и склонности. А созданные шедевры дарят положительные эмоции и . Но почему-то мы часто не находим время на это важное занятие.

Дети постоянно заняты творчеством. Они что-то придумывают, фантазируют, у них отличное . Значит, необходимость в творчестве заложена природой. Но со временем появляются более важные дела. Более того, на творческих людей смотрят с удивлением. Считают, что они занимаются ерундой. «Займись делом, зарабатывай деньги, брось эту ерунду!» — вот установка современного человека. Жаль, что мы ради денег, забываем о своем внутреннем мире, о человеческих качествах.

В чем польза занятий творчеством?

  1. Познание самого себя

    Это должно быть главной целью каждого человека. Понять свой внутренний мир, свои способности, склонности, желания, интересы. Творчество помогает с самим собой.

  2. Познание окружающего мира

    Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать. Любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. Таким образом, творчество формирует разносторонне развитую личность.

  3. Борьба со стрессом

    В современной жизни — на каждом шагу. От него страдают практически все люди. Это связанно с завышенными требованиями к себе и с нехваткой положительных эмоций. Имеено позитив дает нам творчество. давно используется в лечении психических заболеваний.

  4. Раскрытие своего потенциала

    Каждый человек хочет найти свое предназначение. Кто-то становится успешным бизнесменом, кто-то получает удовольствие от воспитания детей, а кто-то не представляет свою жизнь без рисования. Это прекрасно! Ведь все люди разные. Главное — найти дело по душе.

  5. Хорошее настроение

    Это тоже очень важно. Творчество дает заряд позитива, которого хватает надолго. С ним рутинные дела сделать проще.

А что делать, если вы считаете себя не творческим человеком? Скажу сразу, таких людей не бывает. Вы ведь не делаете абсолютно все по шаблону? Правда, далеку не у всех дел эти шаблоны есть. Творчество можно и нужно искать везде. Вы не рисуете картины и не обладаете литературными склонностями? Возможно, вы прекрасно готовите. Приготовление пищи — творческий процесс. Или виртуозно обращаетесь с инструментами? Повесить полочку — тоже творческий процесс.

Занятие творчеством — способ познать самого себя, избавиться от стресса и депрессии, получить положительные эмоции.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама