THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию - традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними - аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.

коми, ханты и др.

эскимосы

Кухлянка

Глухая меховая куртка из шкуры оленя. Зимой ноcится в два слоя: наружный (мехом наружу) и внутренний (мехом внутрь), в тёплое время - в один. Ворот в расслабленном положении широкий, но продетая через него верёвка из сухожилий позволяет при надобности затянуть. Свободные рукава сужены на запястьях, чтобы руки всегда можно было засунуть под полу куртки. Капюшон опционален. Для дополнительного комфорта воротник и низ кухлянки оторачивают мехом песца, росомахи или собаки. Ещё один часто используемый элемент - пояс, на который вешали ножи, кисеты и другую необходимую амуницию. Степень защиты от холода у кухлянок настолько высока, что охотники зачастую в них же и остаются спать на открытом воздухе в тундре, используя куртку как спальный мешок. Надевали кухлянку на голое тело.

По сути, дизайн кухлянок универсален для множества самых разных народов Крайнего Севера. Региональные различия, конечно, есть, но не такие уж существенные: где-то к такой конструкции пришивают рукавицы, где-то капюшоны, где-то специальные нагрудники. Но материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры нерп) и покрой оставались неизменными. А знаменитое слово «парка» - его эскимосская этимология всплывает в каждой статье про N3B - означало также куртку из оленьей кожи, просто с удлинённым задним подолом, капюшоном и распашную. Вообще, на территории современной России такая конструкция была, скорее, более характерна для женщин, но «американские эскимосы» использовали её зимой в качестве верхнего слоя.

Камлейка

Есть у народов Крайнего Севера и свои дождевики - камлейки. С виду эта куртка похожая на зажёванную модель SI или Isaora и с определённой точки зрения действительно может претендовать на статус технологичной одежды. Камлейка - это глухая рубаха с капюшоном, которую обычно надевали в качестве внешнего слоя на меховые малицы или кухлянки, а морские зверобои - на охоту. Такая рубаха делалась из кишок и горловой ткани морских млекопитающих: моржа, нерпы, сивуча. Особая текстура таких тканей фактически не пропускала воду и снег, защищая мех основной куртки и комфорт носящего.

Унты

Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.

Маклаки

В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента - инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.

Штаны меховые

Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера - меховых штанов - каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны - внимание - меховые (!) чулки.

При слове «эскимос» воображение рисует чум среди снежных просторов и человечков, с ног до головы закутанных в оленьи шкуры. У некоторых этот термин ассоциируется с мороженым на палочке. Немногие знают, что эскимосы представляют собой древний народ, живший в северных краях еще до нашей эры. Они имеют самобытную культуру, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Некоторые обычаи этих северных людей настолько отличаются от наших, что могут даже вызвать шок.

Нация

Эскимосы представляют собой коренную народность, проживающую на крайнем севере. Они занимают территорию Гренландии, их поселения есть в Канаде (Нунавут), на Аляске, Чукотском полуострове. Ученые относят этот народ к группе монголоидов арктического типа. Также они называются термином «инуиты» (от английского слова inuit), что являет собой политкорректное наименование нации. Вместе с другими коренными народностями Камчатки они образуют континентальную арктическую расу. Происхождение слова «эскимос» восходит к индейскому названию эскиманциг , то есть, «человек, питающийся сырой рыбой». Это наименование, придуманное аборигенами Америки, в ходу и по сей день. Группы коренных народов, проживающих на Чукотке, дальневосточных островах, в разных районах Аляски, называют себя «юпик», что переводится как «человек настоящий». Разговаривают все представители этой нации на эскалеутских языках, которые представляют собой совокупность родственных диалектов.

Численность

В совокупности все представители этого северного народа, живущие на разных континентах, составляют всего 170 000 человек. Их большая часть находится в Гренландии (около 56 000) и на Аляске (48 000). Остальные расселяются на Чукотке, островах Святого Лаврентия, Врангеля, в канадском Нунавуте. Часть племен живет на севере Европы (в Дании и других странах). На российской территории проживают примерно 1500 человек.

Внешность

Представители этого народа выглядят как типичные монголоиды. Для них характерны следующие черты:

Женщины, как и мужчины, обладают коренастым телосложением. Это невысокая раса, европейцы гораздо выше среднестатистического эскимоса. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косу.

История

Для обозначения древних предков современных эскимосов антропологи предложили термин «палеоэскимосы», который является условным. Ученые выделяют среди них культуры Саккак, Дорсет. Параллельно с ними развивались культура Индепенденс, подразделяемая на I и II (по временным промежуткам). Самой старой из них признана Саккак, существовавшая примерно с 2500 по 800 гг. до нашей эры. В ее времена существовала Индепенденс I. Считается, что у современных чукчей и людей саккак одни доисторические предки. Древняя стоянка палеоэскимосов была найдена на острове Врангеля в 70-х годах прошлого века. Там был обнаружен гарпун, который по оценкам археологов пролежал в земле больше 3300 лет.

Более поздней является Дорсетская культура. Люди, принадлежавшие к ней, населяли северные области Канады еще в первом тысячелетии до нашей эры. Охотники этих древних племен пользовались копьями, острогами для добывания животных. На месте остатков жилищ найдены каменные лампы, которые работали на тюленьем жире. Представители Дорсет умели вырезать фигурки из тюленьих бивней, разукрашивать их узорами. Рядом с Дорсет существовали племена, относящиеся к Индепенденс II. Из их смешения в 8 веке нашей эры образовались народности, называемые «туле» - прародители современных эскимосов. Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые взяли образцы ДНК останков древних людей, живших на северных территориях. Представители Туле в девятом веке заняли канадские территории, вытеснив с них более отсталые племена. В 13 веке они переселились в Гренландию.

Жизнь

Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко, так как уклад жизни народа направлен на сохранение благосостояния семьи и общества в целом.


Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:

  1. Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
  2. Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
  3. Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
  4. Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
  5. Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.

У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.

Женщины

Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.


Мужчины

Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.

Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.

Жилище

По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.


Зимние дома имеют разное устройство, в зависимости от региона проживания племен. В Гренландии это традиционные снежные постройки, называемые «иглу». Эскимосы, живущие на Чукотке, строят дома из досок, земли, костей. В таких странах, как Дания, жилище делают из камней и дерева. Вход в них очень узкий и располагается низко. Длинный коридор приводит в большую комнату, в которой и живут несколько семей.

Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.

Круглое помещение делится на части, каждую из которых занимает одна семья. Там нет никакой мебели, только лежанка для сна. Рядом стоит лампа. В среднем диаметр дома составляет 3-4 метра. В нем проживают 10-12 человек. Иногда делают иглу диаметром 15-20 метров для 8-10 семей. Между жилищами прокладывают тоннели для того, чтобы переходить из одного в другое, не попадая на мороз.

Одежда и предметы быта

У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты - толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.


Предметов быта у эскимосов очень мало. Они не накапливают имущество. Это оседлые племена, которые живут некоторое время на одном месте, а затем снимаются и переезжают на другое. Шатры они перевозят на санях вместе с утварью. Запасаются эти люди только пищей. При этом самые богатые семьи не заготавливают провиант более, чем на год. Шатры, сани, лодки, собачьи упряжки, посуда считаются общим имуществом всех семей, которые проживают в одном жилище. К личным вещам можно отнести:

  1. Одежду.
  2. Инструменты.
  3. Принадлежности для шитья.
  4. Оружие.
  5. Рыболовное оснащение.

Эскимосы могут обмениваться с другими племенами некоторыми вещами. В основном это шкуры животных, бивни и клыки тюленей, китовый ус.

Занятия

Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом - ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:

  • деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами - каяки;
  • непромокаемая куртка каякера;
  • гарпуны, копья;
  • сани, собачьи упряжки;
  • ловушки, капканы.

Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.

Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его - большая удача.

Еда

В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. По большей части это:

  • тюлени
  • моржи
  • нерпы
  • олени
  • белые медведи

Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.


Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.

Особенностью питания является то, что продукты употребляются сырыми. При этом специи не используют. После разделки животного от него отрезают куски и кладут на металлические или картонные пластины. Мозги, внутренности, жир едят вместе с мясом. Если люди давно не ели, то к столу приглашается все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существует, так как пищу принимают тогда, когда ощущается голод, а не в определенное время. Женская половина населения и дети кушают после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом.

Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Популярные блюда эскимосской кухни:

  1. Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений.
  2. Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
  3. Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
  4. Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.


Блюдо Акутак

Религия

Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.

Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных - Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.

Религия обязывает людей относится к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.


Традиции

Некоторые особенности жизни эскимосов не совсем понятны белым людям. Обмен женами на время является обычной практикой у представителей этой национальности. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.

Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.

Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.

Сейчас турфирмы организуют экскурсии в эскимосские деревни для желающих познакомиться с бытом и обычаями этого народа. Можно даже снять ледяной дом и переночевать в нем. Для любителей острых ощущений устраивают купания в ванной с подогревом, которая устанавливается в середине снежного дома.

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Теплый олений мех, из которого ее шьют, и глухой покрой прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу, В случае холода покрой позволяет, вынув руки из рукавов, греть их о голое тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх коротких (15 см) кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге, вг меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса (кожа с ноги оленя) или из нерпичьей шкуры.

Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую; по форме она очень напоминает мужскую. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Короткая кухлянка без разреза обычно украшена вышивкой, имеет мысики (выступы) спереди и сзади. В отличие от мужской, на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудного ребенка. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Локальные варианты эскимосской одежды различаются длиной кухлянки, деталями покроя и отделки. Наиболее отличны от общеэскимосского типа одежды парки тихоокеанских эскимосов и алеутов. Их шьют из шкурок морских птиц, без капюшона. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натазников. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Пища

Раньше эскимосы ели то, что им удавалось добыть, охотой или рыболовством. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти единственной их пищей являлось, а частично и сейчас остается, мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде.

Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Мясо морских животных очень богато витаминами и хорошо предохраняет от цинги. Мясная диета освобождает эскимосов от необходимости специально добывать соль, так как в мясе она содержится в достаточном количестве. Эта диета хорошо соответствовала и климатическим условиям. Переход эскимосов, под европейским влиянием, от мяса к овсяным лепешкам, чаю с сахаром и консервам вредно сказался на их здоровье. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

Общественный строй

В конце XIX - начале XX в. эскимосы жили еще первобытно-общинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было* Основной социальной единицеи являлось стоибище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. На западе Аляски уроженец чужого стойбища противопоставлялся человеку «моего» стойбища, считавшемуся родственником.

У центральных и гренландских эскимосов родственные связи были менее ярко выражены, чем на Аляске, и больше выступали на первый план соседские связи между обитателями стойбища. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки, более сильные на западе и несколько ослаблявшиеся по направлению к востоку. Родовые отношения особенно полно сохранялись в отношениях производства и потребления. В некоторых видах охоты и рыбной ловли участвовали все охотники стойбища. Например, всем стойбищем охотились на карибу или ловили лосося во время весеннего нереста. Добыча от индивидуальной охоты также поступала в общее распределение по определенным нормам. Эти нормы были неодинаковы для различных эскимосских групп, но б этом отношении можно проследить некоторые закономерности. Так, охотник, добывший тюленя, получал обычно очень мало, большая часть туши распределялась между остальными охотниками данной охотничьей партии. Кроме того, получали свою долю члены стойбища, не участвовавшие в охоте из-за неотложной работы или по болезни, а также старики, вдовы и сироты. К концу XIX в. этот порядок распределения добычи в значительной степени выродился. Однако обычай взаимопомощи еще сохранялся, в особенности во время голода, когда имеющиеся запасы пищи, как бы малы они не были, делились между всеми членами стойбища.

Первобытно-общинные нормы в конце XIX - начале XX в. продолжали сохраняться в отношении распределения китового мяса: каждый мог брать его себе в любом количестве.

В эскимосском обществе описываемого периода личной собственностью считалось оружие, каяк, сани, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т. п. Личной собственностью считались площадки льда с отверстиями для дыхания тюленей. В Гренландии охотник, нашедший продушину, ставил около нее отметку, указывающую ее владельца. У эскимосов Берингова пролива каждая семья все принадлежавшие ей вещи помечала своим знаком- тамгой. Наличие знаков собственности свидетельствовало о разложении первобытно-общинного строя.

Собственностью всей семьи были запасы пищи. Собственностью всего стойбища в целом считались: каменные изгороди, строившиеся всеми членами группы и использовавшиеся для ловли оленой; запруды для ловли рыбы; дом для общественных праздников и т. д.

Племенная собственность на охотничьи земли и районы лова морского зверя, по-видимому, отсутствовала.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку взятого взаймы предмета можно было не компенсировать или вернуть его в испорченном виде, и владелец не имел права требовать возмещения за нанесенный убыток. Более того, на Аляске владелец обычно считал неудобным просить обратно одолженный предмет, так как, по мнению эскимосов, человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше, чем ему необходимо. А владелец ловушки, если он ею не пользовался, обязан был уступить ее тому, кто в ней нуждался.

Когда умирал женатый мужчина, часть имущества умершего клали вместе с ним в могилу. Остальное имущество наследовали его родственники, главным образом дети: сыновья наследовали орудия охоты, дочери - предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но получала обратно свое приданое. В Гренландии человек, имевший одну палатку, не мог наследовать другую, как и владевший одним умиаком не получал другого и т. п. На Аляске таких ограничений в наследовании уже не соблюдалось, и среди аляскинских эскимосов имущественное расслоение зашло дальше, чем среди эскимосов других районов. Доли наследства, получаемые старшими и младшими детьми в разных местах, были различны. Так, в Гренландии большую часть имущества отца получал старший сын. Среди «медных» эскимосов не устанавливалось какого-либо различия в порядке наследования старшими и младшими сыновьями. На Аляске же старший сын получал меньше младших. Все ценные вещи шли младшему из сыновей. Распределяла наследство у аляскинских эскимосов жена умершего.

Во второй половине XIX в. между различными эскимосскими территориальными группами наблюдались прочные торговые связи, осуществлявшиеся из года в год по одним и тем же путям. Торговые ярмарки, особенно на Аляске, проводились в форме празднеств с танцами и различными ритуальными церемониями. Такие ярмарки обычно устраивались в одних и тех же местах, а именно, на границе между различными группами. Торговля проводилась путем обмена одних продуктов на другие. За единицу стоимости принималась шкурка взрослой выдры, а позднее - бобровая шкурка.

По сообщению американского ученого Е. У. Нельсона, на Аляске в 90-х годах XIX в. в каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную по эскимосским понятиям собственность (ценностью в несколько сот долларов). Такие богатые люди обязаны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все, что у него было, или же насильственно заставляли устроить празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был, под страхом смерти, оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть. Это свидетельствует о том, что для эскимосов во второй половине XIX в. имущественное неравенство было явлением новым и непривычным. Но уже в этот период решающий голос в селении обычно принадлежал самому богатому односельчанину, так как все остальные в той или иной мере зависели от него.

На о-ве Нуниваке еще несколько десятилетий назад, собственность в каждой родственной группе носила общественный характер. Все предметы метились знаками собственности, имевшими вид прямых или ломаных линий, но число знаков было очень ограничено. Все лица, имевшие общего мужского предка, метили свою собственность одним знаком. Для выделения отдельных ветвей генеалогического древа или отдельных семей внутри родственной группы на предметы ставили несколько знаков (но не свыше пяти).

На Аляске у эскимосов, живших между р. Кускоквимом и заливом Коцебу, в конце XIX в. сохранялось деление на тотемные группы. Наиболее распространенными были тотемы Волка, Сокола и Ворона. Все члены тотемной группы считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогамна, или нет, т. е. являлась ли она родом или только его остатком.

У эскимосов Аляски и Гудзонова залива до середины XIX в. были повсеместно распространены мужские дома (кажимы), существование которых обычно связывается с материнским родом. В каждом эскимосском стойбище имелось особое здание, где мужчины проводили свободное от охоты время. Там они работали, ели и спали. Там же устраивались все совещания и проводились праздники.

Браку эскимосов парный. На тихоокеанском побережье в конце XVIII- начале XIX в. существовал кросс-кузенный брак, т. е. брак между детьми брата и сестры. Эта форма брака связывается с родовым строем, а точнее с материнским родом и дуальной экзогамией. Поселение после брака могло быть и матри- и патрилокальным, но на Аляске и островах Нунивак, Кадьяк и Алеутских jb XIX в. преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию как мужа, так и жены. Дети оставались с матерью, и отец терял на них все права. Женщина в семье была вполне равноправна с мужчиной.

В терминологии родства различаются отцовская и материнская линии, что может быть удовлетворительно объяснено только тем, что эта терминология возникла как отражение существовавшего в прошлом родового строя. Есть и многие другие доказательства существования у эскимосов в прошлом рода, и именно материнского. По-видимому, родовая организация исчезла в связи с освоением-огромных незаселенных пространств Арктики, когда отдельные роды далеко уходили друг от друга, часто распадались и перемешивались в процессе передвижения.

В последующем разложении экзогамии большую роль сыграл также и кочевой образ жизни центральных и восточных эскимосов, затруднявший поддержание межродовых связей. В этой связи интересно отметить, что у эскимосов западного побережья Америки пережитки родового строя сохранялись в значительно большей мере, чем у всех остальных эскимосов. Это объясняется тем, что им не пришлось осваивать таких больших пространств, как центральным и гренландским эскимосам, а также и тем, что жизнь их носила более оседлый характер благодаря возможности морской охоты не только зимой, но и летом.

Процесс разложения родовых отношений у эскимосов тесно связан, разумеется, с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вероятно, процесс разложения родового строя завершился совсем недавно, особенно на Аляске и прилегающих островах, где род, возможно, существовал еще в XVIII в. или даже позднее. Материнский род сменился, по-видимому, непосредственно соседской общиной, а не отцовским родом. Во всяком случае для эскимосов Аляски это можно утверждать вполне определенно.

У большинства эскимосов в середине XIX в. и позже не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом,пользовался большим авторитетом, чем другие старики; его называли «знающий», «думающий», «советчик»: он мог указывать, куда лучше перекочевать всему стойбищу, кому идти на тюленью охоту, кому за оленями; но следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнять свои приказания.

Огромную роль играло в жизни эскимосов общественное мнение. Каждый мог поступать как ему вздумается до тех пор, пока не нарушал общего благополучия. Если человек преступал обычные нормы, его увещевал кто-либо из стариков или старух. Большей частью подобные увещевания хорошо действовали, так как они считались очень обидными. Если же он продолжал нарушать правила охоты, надоедать соседям и раздражать их, то подвергался бойкоту: ему не позволяли участвовать в делах общины, не пускали в свои хижины, никто не желал с ним разговаривать или иметь какое-либо дело; если же он, из-за совершенных им обид, стал ненавистен своим соседям, то его можно было убить, когда община считала это нужным. Иногда кто-нибудь сам вызывался совершить казнь; тогда вызвавшийся опрашивал всех соседей и, при их согласии, убивал обидчика. Иногда соседи устраивали совещание и выбирали исполнителя своего решения из состава общины, и он не имел права отказаться, хотя бы осужденный был его родной брат. Семью казненного забирал исполнитель приговора или кто-нибудь из членов общины.

В противоположность этому убийству, носившему как бы законный характер, всякое другое убийство должно быть отмщено ближайшими родственниками убитого, и обычай кровной мести являлся одним из самых обязательных в обычном праве эскимосов.

bogomolov_image wrote in June 20th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

Название этого этнического стиля происходит от французского «esquimau», что в буквальном переводе означает «эскимосский». Но в действительности этот модный термин является довольно условным, так как под ним подразумеваются мотивы национальной одежды не только эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки, но и других народов, населяющих северные территории, в частности, Скандинавию, Карелию, Сибирь и Дальний Восток. Этот стиль нередко называют также арктическим или северным (arctic style, nordic style).

История стиля

Интерес моды к северным мотивам впервые возникает в конце 1930-х годов. Это было связано с популяризацией горнолыжных курортов, на которых по понятным причинам были совершенно неуместны элегантные городские наряды. Но публика желала и на заснеженных склонах выглядеть стильно. Высокая мода отреагировала на возникший запрос и предложила своим клиентам соответствующий гардероб, основанный на функциональной спортивной одежде и приправленный северной экзотикой.

Характерные примеры этой курортной моды можно увидеть в знаменитом голливудской мюзикле «Серенада солнечной долины» 1941 года. Герои фильма демонстрируют нам стильные куртки аляски, меховые тулупы, дубленки с меховой отделкой и лыжные свитеры со скандинавскими орнаментами.

Но в 30-40-е годы эти вещи пока не являлись модным трендом в прямом значении этого понятия. Ведь их популярность была ограничена лишь рамками горнолыжных курортов, а разгуливать в них на городских улицах еще не было принято.
Лишь к 70-м годам, когда коммерческая мода активно обратилась к этническим мотивам разных стран и народов, стиль eskimo превратился в устойчивую фэшн-тенденцию. Северные мотивы заняли свое достойное место в нашем зимнем гардеробе и с тех пор уже не покидают его.

Приметы стиля

Наше самое знаменитое приобретение у северных народов – это, пожалуй, куртка аляска или парка (alaska jacket, parka jacket). Это куртка длиной до колена с меховым капюшоном, набитая синтетическим волокном. Слово «парка» заимствовано из ненецкого языка, оно означает «шкура животного». Парка была создана в 50-е годы в Америке для военных летчиков, в основу ее дизайна была положена традиционная одежда эскимосов Арктики. На протяжении нескольких десятилетий парка являлась чисто функциональной одеждой рыболовов, охотников и фермеров, но в 80-е годы благодаря рэперам и брейкерам она вошла в молодежную моду.

Анорак – ветронепроницаемая куртка с капюшоном и большим карманом-кенгуру на животе, она не имеет застежки и надевается через голову. Ее название происходит от гренландского слова anoraq , которым называют одежду эскимосов из кожи северного оленя или тюленя.

Эскимосский капюшон (eskimo hood) – идеальный головной убор для защиты от холода. Он изготавливается из той же шкуры, что и парка, и пришит к ней. Для большего комфорта и красоты оторочен мехом песца, росомахи или собаки. У эскимосских женщин капюшон имеет дополнительную функцию – под ним они прячут детей, которых носят на спине.

Шапка-ушанка (ushanka hat) – принято считать, что она происходит от национальной одежды коренных жителей северной Сибири. В XIX веке стала столь популярна в России, что приобрела статус национального русского головного убора. Но подобный дизайн шапки присутствует также в традиционном гардеробе других северных народов, в частности, скандинавов. А в Америке такую шапку обычно называют alaskan hat .

Унты – меховые сапоги, являющиеся неотъемлемой частью национального костюма арктических эскимосов. В переводе с эвенкийского языка слово «унта» означает «обувь». В английском языке используют названия mukluks, eskimo boots или inuit boots («инуиты» – это самоназвание эскимосов, в переводе с их языка – «люди»). Традиционные унты изготавливаются из собачьего или оленьего меха и украшаются кусочками песцовых или заячьих шкурок.

С популярностью унтов активно соперничают их дальние родственники угги (uggs или ugg boots) – сапоги из овчины. Строго говоря, угги присоединились к северному стилю «незаконно», так как на самом деле они являются пришельцами с юга – из Австралии и Новой Зеландии, где появились в гардеробе фермеров приблизительно в XIX веке. Но современные обувные модельеры очень часто микшируют в своем дизайне унты с уггами, тем самым смешивая крайний север с дальним югом.

Лыжный свитер (ski sweater) – бесспорный хит в семействе северного стиля. Он существует под множеством разных названий: лопапейса или исландский свитер (lopapeysa or icelandic sweater), люсекофта или норвежский свитер (lusekofte or norwegian sweater), скандинавский свитер (scandinavian sweater) или попросту северный свитер (nordic sweater).

Главная примета северного свитера – это характерные геометрические орнаменты, в частности восьмиугольные звезды, а также стилизованные изображения оленей, снежинок и северного сияния. Во всем разнообразии вариантов дизайна такого свитера наиболее классической является версия с полукруглым орнаментированным «ярмом» (yoke), охватывающем плечевой пояс – этот элемент был позаимствован скандинавами из национального костюма гренландских женщин, который был украшен бисерным воротником-наплечником такой формы.

Бум производства таких свитеров в странах Скандинавии приходится на послевоенные 50-е годы, и они сразу превращаются в предмет национальной скандинавской одежды. В Европе и Америке скандинавский свитер пришелся по душе любителям лыжного спорта и стал неотъемлемой частью зимней спортивной униформы, получив название ski sweater. А к концу 60-х годов он проник и в гардеробы столичных модниц.

Среди актуальных сегодня заимствований у народов севера очень популярны также стилизованные орнаменты и декор . Например, орнаментальные изображения пасущихся оленей, выныривающих моржей и плывущих рыб, а также геометрические узоры, напоминающие скандинавские и гренландские руны. Украшения из рогов северного оленя и моржовых клыков, инкрустации из кожи, бисерные плетения и вышивки, отделки из кусочков меха и цветных лент.

Современные интерпретации

Несмотря на устойчивую популярность перечисленных базовых элементов стиля eskimo , современные дизайнеры не ограничиваются лишь их повторением – они придумывают все новые и новые фэшн-интерпретации северных мотивов, смело смешивая Гренландию с Чукоткой и Скандинавию с Сибирью. Наиболее яркие и креативные примеры можно найти в коллекциях Chanel и Dolce & Gabbana 2010-го, Oscar de la Renta 2011-го, Moncler 2013-го, Alexander McQueen 2014-го года.

Также заслуживают внимания стильные фантазии на северную тему голливудского модельера Мишель Клэптон, которые она воплотила в костюмах «одичалых за Стеной» в знаменитом сериале «Игра престолов» 2011-2014 годов.

Эскимосы. Существует много названий для этого смелого народа Севера, проживающего в самых суровых условиях, известных человеку. Что мы в действительности знаем о них? Кроме того, что они с гарпунами охотятся на тюленей и моржей, ходят в шубах с капюшонами, большинство людей очень мало знает что-то об этих охотниках-собирателях и оленеводах.

10. Одежда и броня

Инуиты люди, в силу необходимости, достаточно квалифицированные в изготовлении теплой, прочной одежды. По теплосохранности одеждам эскимосам нет равных, ведь в традиционной эскимосской одежде спокойно можно находиться на морозе в -50 градусов много часов.

Однако, когда они выходили на охоту, чтобы выжить, они также умели изготавливать очень прочную броню для одежды. В конце концов, они выходили на охоту на массивных зверей и нуждались тоже в защите. Броня инуитов имела пластинчатую структуру, состояла из костных пластин (часто из моржовых зубов, известных как моржовый клык). Ремнями из сырой кожи пластины соединялись воедино. Любопытно, что дизайн такой брони напоминает древние доспехи японских воинов. Тот факт, что инуиты смогли придумать такие чрезвычайно функциональные доспехи, говорит об их таланте и смекалке.

Часто используемый в нейтральном контексте, термин “эскимо”, как правило, считается немного расистским, так же, как термин “индеец” — оскорбительным для коренных американцев. Однако, это технически считается приемлемым, а научный термин обычно имеет достаточно солидную этимологию. Хотя слово “эскимо” считается датским и французским (от слова “eskimeaux”), название, вероятно, основывается на старом термине “askimo.” Исследователи, похоже, не могут договориться о том, означает ли это “мясоеды” или “сыроеды”.

Тем не менее, многие эскимосы считают такой термин для себя оскорбительным, поэтому из уважения к этому гордому народу, мы будем избегать употребления этого термина. Общепринятым, политкорректным названием (многие из них также используют для себя этот термин) будет слово – Инуиты.

8 .Эскимосский поцелуй

Эскимосский поцелуй, как знак любви — это когда два человека трутся носами. Инуиты выработали такой жест на протяжении тысячелетий, потому, что при обычном поцелуе на морозе, из-за слюней, можно примерзнуть друг к другу в неловкой позе.

Эскимосский поцелуй называется “куник”. Это тип интимного приветствия, часто практикуется между супругами или детьми и их родителями. Встречающиеся могут выглядеть так, как будто они трутся носами, но на самом деле они нюхают друг другу волосы и щеки. Таким образом, два человека, которые не видели друг друга, могут быстро напомнить о себе другому человеку своим индивидуальным запахом.

Хотя куник не очень вписывается в понятие поцелуя, он считается интимным жестом.

Вегетарианство не очень распространено в традиционных инуитских племенах. Потому что они живут в бесплодной, холодной окружающей среде, их диета в основном опирается на различные виды мяса и лишь изредка, на некоторые виды ягод и водоросли. Даже в нынешние времена, фрукты и овощи являются дефицитными и дорогими для импорта в холодные северные районы, поэтому они по-прежнему полагаются на свой традиционный рацион.

Инуиты всегда были отменными охотниками. Они потребляют нарвалов, моржей, тюленей и разных птиц и рыб. Даже белые медведи иногда появляются в их меню. Есть много традиционных способов приготовления пищи: сушка, варка или заморозка. Некоторые продукты не готовятся вообще. Некоторые считают, что замороженное мясо – это настоящий деликатес, как мороженое.

Хотя можно подумать, что диета, которая в большой степени опирается на мясо приводит к серьезным проблемам со здоровьем, инуиты, которые следуют этой диете, на самом деле одни из самых здоровых людей в мире. Этот “ Парадокс инуитов” уже давно является предметом серьезного научного интереса.

Иглу является квинтэссенцией жилища инуитов: гениальное куполообразное сооружение, построенное из блоков льда и снега.

Хотя большинство людей видели фотографии иглу, как небольших снежных куполов, они существуют различных форм и размеров, а также материалов. Для инуитов, “иглу” — это просто слово, обозначающее здание, в котором живут люди.

5. Каллупиллук

В каждой культуре есть свои мифические чудовища. Инуиты проводили свои дни, обходя опасные ледовые поля, охотясь на огромных и сильных моржей и агрессивных медведей. Казалось бы, откуда можно придумать фантастическое чудовище. Однако и у инуитов было одно существо, которым пугали непослушных детей. Это Каллупиллук, буквально означающее “Монстр”. Согласно легенде, он обитал подо льдом и поджидал людей, провалившихся в воду. Тогда монстр набрасывался на них и утаскивал неосторожных людей в ледяную морскую пучину. Это был естественный и здоровый страх в Арктике, где упасть в воду часто означало — смерть.

4. Блондины эскимосы

В 1912 году исследователь по фамилии Стефанссон нашел странное племя инуитов, которое полностью состояло из блондинов, высоких, похожих на скандинавов. Это вызвало бурную дискуссию о природе этого племени. Большинство людей в конце концов согласились с тем, что эти белокурые инуиты в Канадской Арктике были потомками викингов, которые приплыли сюда на заре веков. Однако исследования ДНК в 2003 году развенчали эту гипотезу. Дело в том, что при брачных связях и близкородственном кровосмешении часто рождаются блондины.

3. Слова для описания снега.

В большинстве языков мира для снега существует одно или несколько слов. Однако в языке Инуитов существует огромное количество слов для описания снега. Инуиты могут описать снег 50-400 разными словами, красноречиво созданными для описания весьма специфического вида этого замороженного осадка.

Например слово Акуилокок означает: “тихо падает снег”, а пиегнарток, это “Снежная погода, хорошая для поездки на охоту”, и так далее.

2. Оружие.

Хотя контакт с европейской культурой дал им доступ к огнестрельному оружию и другим современным видам оружия, традиционное оружие инуитов изготавливалось из камня или костей убитых животных. Они не имели возможности ковать металл, так что кость была одной из главных особенностей их оружия. Луки были сделаны из кожи, костей и сухожилий.

Поскольку большинство оружия инуитов использовалось для охоты и разделки туш, оно было специально сделано для нанесения максимального ущерба. Кромки были острые и часто зазубренными, предназначенными для разрывания и терзания, а не аккуратного отрезания и прокалывания.

1. Бедность

Прогресс современной жизни и развития производства не предполагает широкого развития Севера и его жителей, поэтому инуитов постигла та же участь, что и других полукочевые племена, такие как австралийские аборигены. Среди эскимосов высок процент бедности и безработицы. Это привело к появлению множества социальных проблем, таких как рост алкоголизма. Остается удивляться, как эти гордые и неприхотливые народы продолжают жить традиционным укладом жизни.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама