THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Понятие семьи и брака

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Неотделимо от семьи понятие брака.

Брак – санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она сохранилась, выступала и выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени. Социология семьи зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи.

I . Историческое развитие семьи

Семья в любом обществе имеет двойственный характер. С одной стороны это социальный институт, являющийся предметом государственной политики, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности существования и развития. Для семьи характерна зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в то же время относительная самостоятельность.

Существуют два направления в развитии социологии семьи. Первое направление связано с изучением истории семьи, ее происхождением и развитием по мере совершенствования производительных сил и перехода общества от одной формации к другой. Второе направление предполагает изучение состояния современной семьи как социального института, взаимодействие семьи и общества, изучение внутрисемейных отношений.

Рассмотрим первое направление социологии семьи. Существуют следующие исторические формы семьи:

1. Кровнородственная – это низшая форма группового брака, в которой брачные группы были разделены по поколениям. Кровнородственная семья – семья, где мужьями и женами считались все родственники данного поколения. Эта форма семьи соответствовала уровню развития производительных сил низшей ступени дикости, когда люди занимались в основном присвоением готовых продуктов питания, преимущественно растительной пищей.
2. Пуналуальная семья, которая развилась и пришла на смену кровнородственной семье. Это последняя форма семьи периода группового брака. Это семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами.

Однако двоюродные и троюродные сёстры были общими женами своих общих мужей. Эти мужья называли друг друга не братьями, а «пуналуа» – близкими товарищами. Пуналуальная семья соответствовала уровню развития производительных сил средней ступени дикости, когда люди располагали большим количеством неотшлифованных каменных орудий, широко пользовались огнем и употребляли в пищу рыбу. Это способствовало уменьшению зависимости людей от климата и местности. Люди стали расселяться по большей части земной суши. Из пуналуальной семьи на средней ступени дикости возник род. Род – это группа людей, которые связаны кровнородственными и хозяйственными узами. В родовом строе высшей формой организации, объединения людей является племя.

Единственным способом принуждения в этом доклассовом обществе было общественное мнение. Во главе рода на первом этапе развития родового строя находилась женщина. Весь этот период в истории первобытного строя известен как матриархат. Причины матриархата кроются в экономическом господстве женщины. Это господство было связано с тем, что женский труд (собирательство) в этот период был экономически более эффективным, чем мужской (охота). Используя свое экономическое и социальное господство, женщины осуществляли переход от группового брака к парному.
3. Парная семья пришла на смену пуналуальной семье. Она вытеснила присущий дикости групповой брак. При парной семье мужчина живет с одной женой. Однако брачные узы здесь легко расторжимы, а дети, как и при групповых формах семьи, принадлежат матери. Вместе с парным браком и на основе его внутри рода возникает отдельная малоустойчивая семья. Однако основной ячейкой общества остаётся род. Хозяйство и воспитание детей носит общеродовый характер. Парная семья возникла между дикостью и варварством,на высшей стадии дикости и была в эпоху варварства.
4. Моногамная семья возникла с развитием производительных сил, скотоводства, появлением частной собственности. Окончательно сложилась моногамная семья в эпоху цивилизации, с отделением ремесла от земледелия, появлением купечества. Моногамная семья отличается от парной тем, что главной ее целью являлось не взаимопомощь мужчины и женщины, а рождение и воспитание наследника имущества отца.

II . Классификация браков, типы семьи.

По характеру распределения семейных общностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, в социологии отмечают три основные типа семьи:
1. Традиционная (или патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально-четкое распределение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья, где сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционных без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, потому что наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает исключительное право на домашний труд.
3. Эгалитарная семья (семья равных), для которой характерны: а) справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем и совместное принятие важнейших для семьи решений: в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, чем их фактическое поведение, или, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В любом обществе семья формируется, как правило, через брак, санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – это ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья охватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношения, а семья является кроме того и социальной организацией. Брак – это институт, регулирующий отношения между супругами, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака: характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писанных юридических законов культурные нормы являются неписанными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом. А вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от образования индивида.

Типы браков

Классификацию форм брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников.

Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны или согласиться на брак, или отказаться. На долю браков по сговору родственников приходится 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%. По личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

Гостевой брак . Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.
Эндогамный брак . Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же группы (род, племя, сословие, касты, класс, нация). Например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиционные эндогамные браки. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюркско- язычной общности. Брак внутри этой общности считается допустимым, а за её пределами – нежелательным. Ещё сильнее влияет на выбор брачного партнёра религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с не мусульманином – осуждается.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значительному признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака.

Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея. Количество неравных браков растет. Но это никак не связано с "мельчанием" мужчин, или, например, с возрастающей социальной ролью женщины. Потому что неравный брак (в браке по расчету) – это не столько психологический, сколько экономический феномен. Люди вступают в брачные отношения потому, что им это выгодно. Как две фирмы, которые заключают контракт.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно условно. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака являлся распространенным. Цель священного брака – откупиться от богов, вызвать плодородие земли, спасти страну от беды.
Типы семьи: моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами; патриархальные семьи , где отец является главой семьи; матриархальные семьи , где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений; автономные семьи , где решения принимаются одним из супругов; гетерогенные семьи , где супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов; гомогенные семьи , где супруги примерно из одной социальной группы.

Выделяются патрилинеальные и матрилинеальные семьи , где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу или матери: матрилокальные семьи , где молодожены живут у родителей жены и патрилокальные, где молодожены переходят жить в дом мужа; унилокальные , когда молодожены горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище; неолокальные семьи , имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме; нуклеарные семьи , состоящие из родителей и детей; повторные семьи , основанные на повторном браке; репродуктивная семья , состоящая из родителей и несовершеннолетних детей; ориентационная семья родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи; однодетные, двухдетные, многодетные .

В современных условиях семью характеризуют, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства фермера, арендатора, кооператора, представителя интеллектуального труда ит.д.; во-вторых, городская, сельская (по типу поселения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилые супружески семьи и т.д.). По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи: студенческая семья, дистантная семья (семья моряков, полярников, артистов, геологов, крупных спортсменов, космонавтов и др.)
По качеству отношений в семье выделяют множество типов. В зависимости от распространения в семье демократических традиций:
а) авторитарная семья – основана на жестком подчинении одного супруга другому.
б) демократическая семья – роли распределены по взаимному согласованию, с учетом личности и способности члена семьи.

Но четкого различия между ними не установлено. В частности выделяют семьи; во-первых, благополучные, счастливые ; во-вторых, проблемные (нет взаимоотношения сотрудничества между членами семьи, и оттого нередко царит холодная психологическая атмосфера, вспыхивают ссоры и конфликты); в-третьих, конфликтные , где члены семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого такие семьи не стабильны; в-четвертых, социально неблагополучные семьи , в которых обычно культурный уровень супругов достаточно низкий, распространено пьянство, выходящие из таких семей дети часто составляют основной контингент трудновоспитуемых, педагогически запущенных подростков.

III . Тенденции развития современной семьи. Демографическая политика.
Для современной семьи характерны тенденции роста разводов и сокращение прироста населения, превышение смертности над рождаемостью. Это присуще практически всем развитым странам мира.
Рост разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин; научно-технической революцией; причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи претерпевает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабилизации брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев, лежит конфликт между супругами. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты: а) психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни; б) психологический – в семье постоянные ссоры, взаимные придирки, раздражительность; в) социально-ролевой – неправильное, неравномерное распределение семейно – бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада; г) социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважение; отсутствие интереса или неудовлетворенность общения с партнером, неприятие его жизненных ценностей и идеалов.
Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска. Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К ним относятся: а) большая разница в образовании и в возрасте между супругами (особенно если старше женщина); б) склонность к алкоголизму одного из супругов; в) легкомысленное отношение к браку, к семье вообще; г) слишком ранний возраст вступления в брак; д) вероятность скорого рождения ребенка; е) слишком малый срок знакомства; е) резкое несогласие родителей на заключение брака; ж) брак по принуждению, без взаимного согласия.
Эти факторы дают о себе знать в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие детей в семье прямым образом влияет на прочность брака. При разводе ведущими группами причин являются: а) межличностные конфликты (утрата чувства любви, грубость, ревность и т.д.; б) бытовые (жилищные условия, материальная необеспеченность и т.д.); внешние факторы (измена, появление новой семьи, вмешательство родителей и других лиц). Необходимо отметить три основные «горячие точки» в современных брачно-семейных отношениях: а) проблема стабильности семьи; б) проблема рождаемости; в) проблема напряженности в сфере быта.

Однако даже высокий уровень разводов не означает распада брака как социального института и кризиса семьи вообще. По-прежнему, семья признаётся безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идёт только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют всё более высокие требования. Государство же совершенствует демографическую политику.

Демографическая политика

– это система социальных мероприятий, направленных на формирование желательного для общества осознанного демографического поведения. Демографическая политика предполагает и систему мероприятий по регулированию рождаемости, заботу обо всех половозрастных категориях (детях, женщинах, мужчинах, престарелых и т.д.). Демографическая политика направлена на укрепление семьи. Семья, как и вся окружающая действительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:

– сокращение рождаемости и падение прироста населения;

– увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;

– уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;

– падение производительности труда в домашнем хозяйстве;

– возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
– легкомысленное отношение к браку и семье;

– отсутствие самодисциплины и половая распущенность;

– высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Государственная поддержка семей многообразна. Она предполагает комплекс социальных, экономических и правовых гарантий: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии). Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства, потребовали и новых подходов к разработке концепции семейной политики в России. В первую очередь были изменены и дополнены основные документы, регулирующие семейные отношения. Один из них - Семейный кодекс РФ . «Постатейный комментарий к Семейному кодексу», вышедший в московском издательстве «ГроссМедиа» в 2009 году, издан с учетом всех последних изменений.

Государство взяло на себя серьезные обязательства по созданию надлежащих условий и стимулов для укрепления института семьи, роста рождаемости в России, приняв эффективные программы поддержки материнства и детства. Значительное увеличение размера денежных выплат и компенсаций за рождение и воспитание детей, сохранение за женщиной места на производстве, прибавки к пенсии, возможность дальше продолжать карьеру или воспитывать детей - все эти меры, озвученные Президентом РФ, являются замечательным подарком семье и женщине.

Значительное внимание государство уделяет многодетным семьям. Согласно действующему законодательству многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находится трое и более детей.
На численность семьи влияет нравственно-психологический фактор как определенный стереотип – распространенная определенная модель семьи, идеи об ее численности и составе. Корни стереотипа однодетной семьи в нашей стране заложены в реальной жизни: а) бурный рост урбанизации; б) высокая миграция населения; в) трудности экономики; г) большая женская занятость. А вот что такое однодетная и двухдетная семья для демографии? Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.
Заключение
Семья - базовый элемент общества. Она - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. А значит - фактор стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.
Семья, как важнейший институт общества, отвечающий за социализацию новых поколений, в процессе приоритетного экономического развития страны в конце прошлого века несколько утратила свою значимость как основа и опора государства. Сегодня в шкале приоритетов для многих молодых людей на первом месте не традиционные духовно-нравственные ценности, не семья, не супружеская верность, не рождение и воспитание детей, а свобода, вседозволенность и жажда наживы. Процессы, происходящие в настоящее время в этом важнейшем институте, по мнению многих специалистов, катастрофичны и разрушительны. Сегодня семейных проблем в стране накопилось настолько много, что их решение приобрело государственный статус. По инициативе Президента России В.В. Путина 2008 год был объявлен в нашей стране Годом семьи. В своем Послании Федеральному Собранию Президент заявил: "Рассчитываю, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей". Основная цель проведения Года семьи - возрождение авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций. Достичь это возможно путем совершенствования семейной политики, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Поэтому именно сейчас приобретает особую значимость понимание человеком своего места в связке «я - семья - род - народ».

В заключение необходимо отметить, что изучение семьи предполагает не регламентацию жизни отдельных семей, а рассмотрение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимулирования социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха, улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

    Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.

    Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. – Минск, 1999.

    Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

    Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Псков, 2004.

    Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – М., 2007.

    Ляпина Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников. Волгоград: Учитель, 2008.

    Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М., 1992.

    Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

    Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2009.

    Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. / Сост. В.И. Зацепин. – М., 1998.

    Образование родителей и школа. Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1999.

    Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.

    Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского// Пер. с англ. – М., 1992.

    Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. – М., 1999.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы// Пер. с фин. – М., 1993.

    Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004.

Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

В связи с тем, что семья является объектом изучения различных наук, в литературе существуют разные ее определения…

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта.

Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Семья - малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Социолог А.Г. Харчев дает такое определение: «Семья - малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».

В современной психологии семейных отношений общепринятым является определение Н.Я. Соловьева. «Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е., отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи, они считают, что семья - это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. Известный анг. социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.

Основными признаками семьи являются брачные связи, связи родства, совместный быт, общий семейный бюджет и взаимной моральной ответственностью. На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Таким образом, подчеркивается не только общность быта и кровного родства, но и взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе.

В православной традиции семья - это «малая церковь». Понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге, поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога». Бог из ребра Адама создал Еву - образовав 2 пола - 2 половинки - что разделил Бог, то только Он и может соединить снова.

И это происходит в таинстве венчания Брак - есть таинство в котором две половинки соединяются в «одну плоть». Венчание - есть таинство свободное соединение двух личностей разного пола, в котором рождается новое «существо» - семья, «мы».

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Семья является более сложной системой отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Он основан на любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Родство (родственные узы) - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т. д.). А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Брак - общественно признанный и санкционированный юридически, союз между женщиной и мужчиной, цель которого создание семьи, ее легализации в обществе.

Брачные отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака (юридическими и культурными нормами).

К юридически закрепленным нормам, в частности, относятся вопросы владения имуществом, материальных обязанностей супругов в отношении друг друга, минимального возраста, при достижении которого закон разрешает вступать в брак и т. д.

Принуждение женщины и мужчины к браку не допускается.

Законом предусмотрено и перечень людей, между которыми брак не может заключаться частности, в браке между собой не могут находиться лица, которые являются родственниками прямой линии родства, а именно:

  • 1) родные (полно родные и неполно родные) брат и сестра;
  • 2) двоюродные брат и сестра, родные тетя, дядя и племянник, племянница;
  • 3) усыновитель и усыновленный им ребенок.

Брак регистрируется и удостоверяется свидетельством о браке. При оформлении брака практикуется и заключение брачного контракта.

Говоря о юридическом регулирования брачных отношений, важно выделить целый комплекс норм, связанных с расторжением брака Они основываются на юридическом регулировании развода: установлении юридических оснований для отмены брака, характера процедуры развода, правах и обязанностях бывших супругов, связанные с содержанием и воспитанием детей. В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брачные отношения с помощью морали, традиций и обычаев, религии. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, поведения, воспитания детей, распределения власти и обязанностей между супругами и т. д.

Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.

При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья́

  • Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.

  • Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей.

  • Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова.



    Cоздание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. В настоящее время в большинстве государств закон требует регистрации брака. Во многих странах при оформлении брака, как правило, заключается брачный контракт. Признаётся действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижения ими брачного возраста, который совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

  • Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака, по взаимном материальном содержании друг друга. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.


  • Основой семьи и благополучия рода являются любовь и верность (преданность).

  • Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

  • Верность - преданность кому-либо, подчинение своего поведения чьим-либо интересам, сохранение в действии ранее принятых договоренностей.

  • Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле - заботу о супруге, подчинение своего поведения его (её) интересам.


День семьи, любви и верности отмечается в России 8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, покровителей православного брака.

  • В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.


  • Нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть:

  • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

  • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

  • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

  • Сложная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.


  • малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

  • среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

  • многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)


в зависимости от форм брака:

  • в зависимости от форм брака:

  • моногамная семья - состоящая из двух разнополых партнёров

  • полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

  • Полигиния- одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

  • Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами.


  • В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

  • патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

  • неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.


а) репродуктивная

  • а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения

  • б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества.

  • в) регенеративная -включает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей.


г)

  • г) образовательно-воспитательная состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

  • д) сфера первоначального социального контроля - регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми.

  • е) рекреативная - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.


ё) духовного общения

  • ё) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

  • ж) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

  • з) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.


Исторические общности людей – это крупные, устойчивые объединения, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка и т.д.

Род. Его основа – кровнородственные связи. Экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Сюда же можно отнести и племя как объединение нескольких родов.Первой И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

Формой более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному строю, является племя , которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов. Следует отметить, что родоплеменные отношения имели широкое распространение не только в период развития первобытно-общинного строя. Многие черты, присущие таким отношениям сохранились в той или иной форме и в современную эпоху среди многих народов Азии, Латинской Америки и Африки.

Исторический процесс развития производительных сил и производственных отношений привел к разрушению родо-племенных отношений. Разложение первобытного и появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.



Народность. Возникает в рабовладельческом и феодальном обществах. Экономической основой формирования народности служат частный труд и частная собственность. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства.Для народности как исторически сложившейся общности людей характерны такие признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

Но история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

Нация - это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней. Нации формируются из людей различных племен и народностей вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущим ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Нация – продукт буржуазной эпохи.

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

· Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

· Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными. Существует такое понятие как глобализация.

В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье , как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Существует множество определений термина «семья » :

1) это группа живущих вместе близких родственников (это понятие не совсем точное);

2) это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружеством, родительством, родством), общностью быта (совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу;

3) это социокультурная система (состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей), связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически;

4) это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

5) это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.

Признак «ведение совместного хозяйства» приближает семью к термину « домохозяйство». Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, наличие родственных отношений между ними не обязательно. До октября 1917 года при переписях населения в России учитывались домохозяйства, после революции было принято понятие «семья» как «первичная ячейка общества». Вновь термин «домохозяйство» в России был использован лишь при микропереписи в 1994 году.

Сравним термины «семья» и «домохозяйство» и определим, что их отличает:

1) «домохозяйство» – более широкое понятие, чем «семья» за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Такими лицами, например, могут быть няни, воспитатели, домашняя прислуга, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, наемные работники, если они живут в семьях нанимателей;

2) отдельно живущий человек не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению хозяйства представляют собой домохозяйство. В то же время домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей;

3) семье свойственно наличие преемственности поколений.

Используя основные черты домохозяйства, можно дать еще одно определение семье. Семья – это домохозяйство (то есть группа совместно проживающих лиц), объединенная родством или свойством и общим бюджетом. Частное домохозяйство, не включающее лиц, не связанных родством, является семейным домохозяйством. Несемейные домохозяйства могут состоять из одного человека, проживающего отдельно, родственников или не родственников, не образующих семью. В настоящее время в большинстве экономически развитых стран категории «домохозяйство» и «семья» совпадают из-за незначительной доли не родственников среди домохозяйств.

Семья представляет собой звено в широкой системе родства . Его можно определить как:

1) самое универсальное из всех человеческих отношений, основанное на кровных узах, супружестве или усыновлении;

2) совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родство основано на признании и принятии ролей, определенных не в биологических, а в генеалогических терминах. Так, усыновление ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками (матерью или отцом) также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. У ряда современных народов родство охватывает многие сотни людей. Например, у некоторых кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

Современным родственным отношениям свойственна двойственность определений, или бифуркация. Бифуркация – тип родственных отношений, связывающих семью супругов и их родителей, при котором родственники по женской линии называются иначе, чем родственники по мужской линии. Например:

· тесть – отец жены;

· свекор – отец мужа;

· теща – мать жены;

· свекровь – мать мужа;

· шурин – брат жены;

· деверь – брат мужа;

· золовка – сестра мужа;

· свояченица – сестра жены;

· свояк – муж свояченицы;

· сноха – жена сына;

· зять – муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Лишь некоторые родственники по женской и по мужской линии называются одинаково:

· племянник – сын брата, сестры;

· племянница – дочь брата, сестры;

· кузен – сын дяди, тети;

· кузина – дочь дяди, тети.

Выделяют три степени родства: ближайшие; двоюродные; троюродные родственники. Отсчет родства может вестись от отца, от матери или от того и другого одновременно. Первое представляет собой патрилинейный отсчет родства, второе – матрилинейный, третье – билинейный. Соответственно выделяют несколько систем родства.

Матрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по материнской, женской линии, согласно которой наследуются имя, состояние, статус.

Патрилинейность – система родства, устанавливающая происхождение по отцовской, мужской линии, при которой наследуется имя и состояние отца.

Система родственных позиций образует структуру родства . Она сложна и обычно изображается в виде «фамильного дерева». Теоретически на фамильном дереве может быть до 200 веток или позиций. Каждая ветка фамильного дерева называется позицией родства или родственным статусом. Они представляют собой ячейки, которые могут заполнять разное количество индивидов. Например, теща может быть одна, а племянников несколько.

В структуре родства выделяют:

1) ближайших родственников. Их может быть только 7 (мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын);

2) дальних родственников.


Они делятся на двоюродных и троюродных.

Сравним термины «семья» и «родство» и определим, что их отличает. В современном обществе семья выделилась из системы родства и изолировалась от нее. Родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям и не вступают между собой в постоянное взаимодействие.

Брак это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Он представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии супругов по отношении друг к другу, детям, к обществу в целом. Брак также можно определить как контракт, который заключается между тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Сравним термины «брак» и «семья» и определим, что их отличает:

1) понятие «семья» шире, чем понятие «брак»:

· брак – это лишь ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, который допускает мужчин и женщин к семейной жизни;

· брак распространяется лишь на супружеские отношения, семья захватывает и супружеские, и родительские отношения.

2) семья и брак исторически возникли не одновременно. К настоящему времени они пережили длительный период трансформации, который по четырём приведенным в таблице 1.1 характеристикам можно отразить в виде четырём этапов.

Таблица 1.1 Трансформация институтов семьи и брака

Индивидуализм и фамилизм

Рождаемость (число детей)

Отношение

Отношение

к разводу

Нуклеаризация семей

и межпоколенные отношения

Полное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Многодетность (5 и более детей)

По воле родителей и под давлением общественного мнения, осуждающего безбрачие

Полная недопустимость развода

Преобладающая неделимость семей

Частичное преобладание фамилизма над индивидуализмом

Среднедетность (3 – 4 детей)

Под давлением общественного мнения, по личному выбору, но с согласия родителей

Допустимость развода только по объективным причинам

Частичная нуклеаризация семей

Частичное преобладание индивидуализма

Малодетность (1 – 2 ребенка)

По личному выбору, без согласия родителей, но под давлением общественного мнения

Развод – крушение по субъективным, но проверяемым причинам

Полная территориальная нуклеаризация с сохранением единой общественной деятельности

Полное пре­обладание индивидуализма

Массовая добровольная бездетность, не осуждаемая общественным мнением

Свобода выбора между браком и безбрачием, не осуждаемая общественным мнением

Развод – подтверждение по немотивированному требованию одного из супругов

Полная функциональная нуклеаризация с прекращением единой общественной деятельности

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама