THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фольклор - это разновидность отображения народного сознания. И это отличает его от других форм языкового искусства, в том числе и от литературы, в которой выражается одинокой личностью автора. также может отображать сугубо личностное восприятие окружающего, в то время как фольклор объединяет собирательное, общественное видение. Современное литературоведение все чаще обращается к феномену массовой литературы и особенностей ее функционирования в пределах России. Авторы XXI века в последнее время проявляют тенденцию к активной интерпретации добычи традиционной культуры. Рост популярности массовой литературы обеспечивается с помощью использования писателями способности читателя воспроизводить на подсознательном уровне уже известные ему образы и сюжеты, представленные в произведении. Очень часто такой «базой» является фольклор.

Фольклорные мотивы

Фольклорные мотивы рано или поздно используют все писатели как массовой, так и элитарной литературы, разница заключается в их функции на данном уровне. В массовой литературе фольклор - это прежде всего «фактор образования национальной литературы», то есть гарант соотнесенности текста с общепринятыми стандартами литературы, которую готов потреблять читатель. При таких обстоятельствах литературоведы пытаются определить: что такое фольклор в литературе, как взаимодействуют фольклорные мотивы с произведениями массовой литературы и каковы особенности их влияния на авторский текст, а также трансформации, которые испытывает фольклорный текст по мере его включения в плоскость современного литературного произведения и изменения его традиционных значений. Исследователями устанавливаются пределы вхождения фольклорного текста в текст литературный и прослеживаются трансформации универсальных фольклорных архетипов. Одной из главных задач будет выяснить, что такое фольклор в литературе, исследовать их взаимовлияние и связи в произведениях массовой литературы.

Традиционный фольклор


Авторы массовой литературы главной задачей при написании произведения ставят заинтересовать читателя. Для этого прежде всего они стремятся к мастерскому изображению интриги. Зофья Митосек в статье «Конец мимезиса» пишет, что «строительство интриги - это игра традиций и инноваций». И если под понятием традиций иметь в виду «передачу от одного поколения к другому традиционных форм деятельности и общения, а также сопутствующих им обычаев, правил, представлений, ценностей», то для читателя фольклор является достойным представителем традиции в литературе. В современном обществе необходимо прививать подрастающему поколению необходимость изучения традиционного фольклора.

Школьная программа: литература (5 класс) - жанры фольклора

Пятый класс - важная фаза в развитии языкового образования школьников. Обращение к произведениям с применением фольклорных материалов обусловлено необходимостью самоутверждения, существенной восприимчивостью учеников пятого класса к народному творчеству, соответствию фольклора как устного слова к активной речи ребенка, находящегося на стадии постоянного развития. Такую образованность в средней школе дает ученику урок литературы.

Жанры фольклора, которые должны изучаться в современной школе:

Обрядовое творчество

  • Семейно-обрядовая поэзия.
  • Народная драма.
  • Героический эпос.
  • Думы.

Баллады и лирические песни

  • Баллады.
  • Семейно-бытовые песни.
  • Общественно-бытовые песни.
  • Стрелковые и повстанческие песни.
  • Частушки.
  • Песни литературного происхождения.

Сказочная и несказочная историческая проза

  • Народные сказки.
  • Легенды и предания.

Народная паремиография

  • Пословицы и поговорки.
  • Загадки.
  • Народные поверья.
  • Басни.

Фольклор - «генетический» элемент мироощущения


Художественное действо в сюжете произведений литературы чаще всего простое и понятное, призвано отвечать обыденному сознанию читателя. Фольклор является «генетическим» элементом мироощущения и, как правило, закладывается в сознание с первыми песнями, сказками, загадками с самого детства. Так, в школе особенности фольклорных произведений дает ученику урок литературы (5 класс). Фольклор делает мир понятнее, пытается объяснить неизвестное. Поэтому при взаимодействии функций фольклора и литературы создается мощный ресурс для влияния на сознание реципиента, при котором текст способен мифологизировать человеческое сознание и даже вызвать трансформацию рациональной сферы мышления человека. Ответ на вопрос "что такое фольклор в литературе" определяется целым направлением неотъемлемого творческого осмысления и использования. В произведениях фольклора идеи творчества часто раскрываются на грани пересечения с литературой. Возможно, на это влияет и исконный обрядовый фольклор. Литература (5 класс) в современной школе все чаще возвращается к актуальной сегодня теме духовного и культурного возрождения, в первооснову бытия нашего народа, одним из главных носителей сведений о которых есть фольклор.

Традиция анализа


В наше время появилась уже определенная традиция анализа того, что такое фольклор в литературе, согласно которой приравнивание творчества к стандартам считается неуместным: несмотря на ярлык «массовости» романов, они имеют свой стиль, творческую манеру и, самое главное, тематику произведений. Они «регенерировали» из глубин души вечные темы, интерес к которым дремал у читателя с начала новой эпохи. Любимыми темами древних авторов есть село и город, историческая связь поколений, мистические истории с любовно-эротической окраской. На устоявшихся исторических образах выстраивается современная манера «прямого» описания событий, традиционная культура подается в модифицированном варианте. Герои произведений характеризуются широтой постижения жизненного и психологического опыта, описания их характеров подчеркиваются реминисценциями к истории и культуре нашего народа, которые чаще всего проявляются в авторских отступлениях и ремарках.

Десакрализация фольклора

Акценты делаются на визуализацию картин, которая осуществляется с помощью повышенной динамичности изложения событий и эффекта недосказанности, что стимулирует читателя к творческому «сотрудничеству». В каждом романе герой существует в собственноручно созданном автором мире, с собственной географией, историей, мифологией. Но при прочтении реципиент воспринимает данное пространство как уже известное, то есть он проникает в атмосферу произведения с первых страниц. Такого эффекта авторы достигают благодаря включению различных фольклорных схем; то есть речь идет об «имитации мифа не мифологическим сознанием», согласно которой фольклорные элементы выступают под своим традиционным контекстом и приобретают другое смысловое значение, но в то же время выполняют функцию идентификации читателем уже известных ему древних смыслов. Таким образом, в текстах массовой литературы происходит десакрализация традиций и фольклора.

Феномен модификации прошлого и настоящего


Феномен модификации прошлого и настоящего прослеживается даже в характере построения почти всех произведений. Тексты изобилуют пословицами и поговорками, что позволяет в сжатой, сконденсированной форме передать многовековой опыт народа. В произведениях главным является то, что они выступают как элементы монологов и диалогов героя - чаще всего в этом используются персонажи носители мудрости и морали. Приметы и поговорки выполняют также функцию намека на трагическую судьбу героев того времени. Они несут глубокий смысл, одна примета может рассказать обо всем героя.

Фольклор - это гармония внутреннего мира

Итак, определенная мифологизация и отнесенность к фольклору в произведениях является естественной и такой же неотъемлемой частью созданного мира, как специфика крестьянства, этнический колорит и живое, настоящее вещание. Массовая литература строится на «базовых моделях» сознания читателя данного народа (в основе которых лежат «начальные интенции»). В произведениях такими «исходными интенциями» являются именно фольклорные элементы. С помощью фольклорных мотивов происходит близость к природе, гармонии внутреннего мира, а остальные функции фольклора отходят на второй план, происходит упрощение сакральности.

Что такое Фольклор? Значение и толкование слова folklor, определение термина

1) Фольклор - (от англ.folklore - народное творчество) - англ. folklore; нем. Folklore. 1. Традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, к-рые передаются от поколения к поколению. 2. Более позднее - все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер.

2) Фольклор - (англ. folklore - нар. мудрость, народное знание) - термин, обозначающий различн. явления нар. культуры. Предложен археологом Уильямом Джоном Томсом в 1846 г. Термин Ф. претерпел эволюцию, объем обозначаемых им видов нар. культуры то расширялся, то сужался; отсутствует однозначность в употреблении его и в современной науке. Официально термин "Ф." принят англ. Фольклорным об-вом в 1879 г. в двух значениях - широком и узком; в первом - для обозначения всей непи-санной истории народа, преимущественно неписанной истории примитивных эпох; во втором - относится к древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного об-ва. Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем вводились ограничения понятия (чаще - областью духовной культуры), вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как нар. словесности, нар. поэзии, устно-поэтического нар. творчества и т. п. В современной науке США, Зап. Европы, Лат. Америки сосуществуют различн. определения этого термина (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о Ф. как о "реликтах", "пережитках первобытной культуры в духовной культуре цивилизованных" об-в. Нек-рые ученые употребляют его в универсальном значении нар. знание нар. традиций и т. п. Наряду с этим развивается социология, направление, обозначающее термином "Ф" весь комплекс явлений культуры "нар. классов" (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латино-амер. стран). В социологии преобладающим становится обозначение термином Ф. всей совокупности сло-зесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографич., игровых и драматич. видов нар. творчества. Тем самым народное поэтич. творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью Ф. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. на все виды нар. худож. творчества (прикладное искусство. "изобразительный фольклор "). Независимо от объема обозначаемых термином "Ф." видов нар. культуры, социология исходит из пони-мания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творч. деятельности нар. масс, характеризующейся системой специфич. признаков: коллективность творч. процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность. Ф. как культура нар. масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творч. деятельности. Лит.: Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор. Т. 4, 5. М., 1929; Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф. Ольденбургу: пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934; Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современные значения)// Сов. этнография 1966. № 2; Фадеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о двух сферах народного творчествам/Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. В.Е. Гусев.

Фольклор

(от англ.folklore - народное творчество) - англ. folklore; нем. Folklore. 1. Традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, к-рые передаются от поколения к поколению. 2. Более позднее - все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер.

(англ. folklore - нар. мудрость, народное знание) - термин, обозначающий различн. явления нар. культуры. Предложен археологом Уильямом Джоном Томсом в 1846 г. Термин Ф. претерпел эволюцию, объем обозначаемых им видов нар. культуры то расширялся, то сужался; отсутствует однозначность в употреблении его и в современной науке. Официально термин "Ф." принят англ. Фольклорным об-вом в 1879 г. в двух значениях - широком и узком; в первом - для обозначения всей непи-санной истории народа, преимущественно неписанной истории примитивных эпох; во втором - относится к древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного об-ва. Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем вводились ограничения понятия (чаще - областью духовной культуры), вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как нар. словесности, нар. поэзии, устно-поэтического нар. творчества и т. п. В современной науке США, Зап. Европы, Лат. Америки сосуществуют различн. определения этого термина (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о Ф. как о "реликтах", "пережитках первобытной культуры в духовной культуре цивилизованных" об-в. Нек-рые ученые употребляют его в универсальном значении нар. знание нар. традиций и т. п. Наряду с этим развивается социология, направление, обозначающее термином "Ф" весь комплекс явлений культуры "нар. классов" (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латино-амер. стран). В социологии преобладающим становится обозначение термином Ф. всей совокупности сло-зесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографич., игровых и драматич. видов нар. творчества. Тем самым народное поэтич. творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью Ф. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. на все виды нар. худож. творчества (прикладное искусство. "изобразительный фольклор "). Независимо от объема обозначаемых термином "Ф." видов нар. культуры, социология исходит из пони-мания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творч. деятельности нар. масс, характеризующейся системой специфич. признаков: коллективность творч. процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность. Ф. как культура нар. масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творч. деятельности. Лит.: Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор. Т. 4, 5. М., 1929; Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф. Ольденбургу: пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934; Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современные значения)// Сов. этнография 1966. № 2; Фадеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о двух сферах народного творчествам/Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. В.Е. Гусев.

История и теория НХК.

Основные понятия и термины

Культура - (лат. Cultura - возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Культура создается деятельностью широких трудящихся масс, представляется материальной (техника, производственный опыт...) и духовной (наука, искусство, философия, литература, мораль, просвещение и т.д.). Философский словарь (стр. 210-211).

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Народная культура включает в себя складывающиеся, формирующиеся и развивающиеся народные представления о политических и общественных отношениях, о нравственных нормах и правилах поведения, об идеалах будущего, о способах воспитания молодых поколений и передаче накопленного опыта, о художественном творчестве (фольклор). Ядро народной культуры составляет народное сознание - мировоззрение. А.С. Мыльников.

Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Специфическая для художественной деятельности система функций, обуславливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности в художественных образах определяет особенности видов искусства. Так в литературе - эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в музыке - через звукоинтонации; в графике - через линию рисунка, штрих,светотень и т.п. Философский словарь (стр. 168).

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (изобретательная, организаторская, научная, художественная). Философский словарь (стр. 419).

Художественное творчество - деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей в области искусства.

Народное творчество - творческая деятельность не профессионалов.

Народ - население государства, страны; изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему положению способны сообща участвовать в решении задач развития данной страны в данный период.

Народность - форма общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя. Для народности характерны -территориальная общность, единый язык, название, элементы общей культуры.

Народонаселение - социальная общность людей - представителей групп, стран, отдельных стран, различных региональных подразделений, конкретных поселений.

Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-либо, например синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве не расчлененно.

Вариативность - способ проявления культурного наследия, передаваемого по памяти в устной форме. Вариативность заключается более всего в несущественных деталях, при этом сохраняется - наиболее устойчиво в существенных, конструктивных элементах. Г. Штробах.

Вид - относительно крупная единица, объединяющая родственные жанры фольклора согласно их содержанию и функциональной роли. Б.Н. Путилов.

Жанр - жанр фольклора есть относительно малая единица, объединяющая произведения по большому числу конкретных признаков. Б.Н.Путилов.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем. В. Даль.

Обычай - Свод правил, сформировавшийся в течение исторического развития определенной общности людей, отражает традиционное мировоззрение.

Фольклор - первоначально от английских folk (народ) и lore (знание) - должен был обозначать духовные традиции «народа», и «знание о народе» (the lore of the people). Понятием фольклор обозначали, прежде всего, нравы и обычаи, духовные представления, а так же устно-поэтические и музыкальные традиции. Фольклор определяется как «коллективное традиционное знание», передаваемое посредством слова и действия. Фольклор - совокупность устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых и драматических форм народного творчества, а также свидетельства материальной культуры, поскольку они «могут заключать в себе идеи и символику, относящиеся к устным произведениям» В.Е. Гусев, Х. Штробах.

Фольклор обрядовый - обозначает те фольклорные произведения, смысл которых реализуется в сфере обряда. Основное разнообразие Ф.о. состоит в том, что время, место и характер его исполнения зависят от структурных характеристик обряда. Жанровый состав разнообразен. К нему относятся как поэтические, так и прозаические жанры, представлен календарными и семейно-бытовыми обрядами. А.К.. Байбурин.

Фольклор календарный - явление народной духовной культуры, включающее совокупность представлений и действий, соотнесенных с определенными моментами или периодами в рамках одной или нескольких используемых в данной культуре календарных систем. Отражает взаимоотношения человека и природы и основные представления данного народа об окружающем мире. А.Н. Анфертьев.

Фольклор семейно-бытовой - отражает взаимоотношения представителей народности внутри общины. Регулирует важные моменты переходов в жизни человека: физических (рождение, смерть) и социальных (свадьба, рекрутский сбор).

Фольклор городской - устно-поэтическое творчество различных групп горожан, в первую очередь -рабочих. К этой же группе относят и поэтическое творчество разных групп: студентов, разночинцев, интеллигенции, привилегированных сословий. Неотъемлемой частью Ф.г. является фольклор народных гуляний, ярмарок. Для Ф.г. характерны значительная роль индивидуального начала и сближения с литературной традицией.

Фольклор детский - вид традиционного детского творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группах сверстников. М.В. Осорина.

Ряженье - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для Р. характерны сходные у равных народов типологические признаки: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки; тела красок; травестия; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные Произвольные телодвижения; подскоки, прыжки; шествие, переходящее то в бег, то в пляску, то в толчею на месте. Генетически связано с культом предков, с календарно-аграрной и семейно-бытовой обрядностью (свадьбы, похороны, поминки и тп.) Р. стало органической составной частью народной праздничной (смеховой) культуры (карнавал), используется в народном (фольклорном) и традиционном театрах, маскарадах и т.д.

Хоровод - (древнегреческий Horos- круговой танец, место для танца) - один из древнейших видов танцевального искусства синкретического характера, сочетающий пляску, хоровое пение и часто элементы драматического действия. Основная форма хоровода - цепь взаимно связанных участников, двигающихся по кругу либо змееобразно, спиралью, прямой линией и т.п. Танцы типа хоровода связанны с древнейшими представлениями и магической практикой. Одна из важнейших магических функций хоровода заключалась в том, чтобы защитить людей и жизненно-важные предметы от воздействия злых сил, обеспечить плодородие, здоровье, способствовать благополучному переходу из одного состояния в другое.

Причитание - плач - древняя форма народной поэзии, которая имеет обрядовое происхождение. Причитание - оплакивание в поэтической форме какого-либо события и включенность в обряд. Их содержание связанно преимущественно с обрядами перехода, сопровождающими перемену места и социального статуса - погребальными, свадебными, проводами на военную службу. В.П. Кузнецова.

Эпос - мифологические сказания о первопредках - культурных героях, отражающие понятия и идеалы первобытного коллектива, представления о времени, пространстве, человеческом социуме. В эпосе устойчиво представление об эпическом времени как эпохе необыкновенных возможностей.

Народный театр - в 19-20 в.в. обозначает: а) просветительский, профессиональный театр «для народа»; б) любительский, непрофессиональный театр в крестьянской, рабочей, солдатской среде; в) традиционный, собственно народный вид драматического творчества. Фольклористика различает до театральные (игры, обряды, хороводы, ряженье и пр.) и собственно драматические представления. В отличие от профессионального театра - народный театр не знает сцены и пользуется подвижным условным игровым пространством, оформление представления (реквизит, костюмы, грим и пр.) отличаются условностью.

Любительство -1. Поверхностное отношение к какому-н. роду культурной деятельности, дилетантство. Толковый словарь Ушакова

2. Свойство народного творчества, отражающее мотивацию деятельности.

Цукерман

3. любительство- самостоятельная форма народного творчества отражающая, деятельность не профессионалов, ориентированная на подражание фольклорным, классическим и современным видам и жанрам искусства.

Самодеятельность – свойство народного творчества, отражающее тип деятельности.

одна из форм народного творчества. Созданная про поддержке государства и контролируемая государственными органами.

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Анимизм-(от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Шаманизм- устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь - с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки

Фольклоризм- термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо для обозначения увлечений и занятий фольклором. В сов. фольклористике с 30-х гг. (М. К. Азадовский и др.) обозначал использование фольклора в худож. творчестве, публицистике и т. д. Особенно широкое распространение и междунар. признание термин получил с сер. 60-х гг., преим. для обозначения «вторичных», «неаутентичных« фольклорных явлений (воспроизведение фольклора на сцене, на фестивалях, в худож. самодеятельности

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фольклор (англ. folklore) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе - прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства - важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность - это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

С коллективностью народного творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения - это еще одна специфическая черта фольклора - вариативность.

Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству специфический колорит.

Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама