THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Ачегу Светлана Софижовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи
учителя начальных классов
Высшая квалификационная категория Методические разработки по теме «Устное народное творчество» для учащихся начальных классов. Вводное слово
Для устного народного творчества характерно разнообразие жанров. Художественный талант народа находит свое выражение в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, песня, в таких уникально малых жанровых формах, как пословица, поговорка, прибаутка и др.

С якорем, закрытым на верхнем конце, луч, состоящий из трех прямоугольных труб, прикрепленных к головам, испускает основной звук. Караба простой или двойной, поскольку свист, который образует его, прост или придуман. После конформации карабина и количества открывающихся пальцев в настоящее время существует шесть румынских видов цимпоэ. Обычными свистками, диаметром пальцев, пальцы варьируются между ними даже на одном карабине. Простая чарабия испускает диатоническую шкалу, начиная со второй октавы изона, данной канюком.

Каретка с двумя шатками имеет три линии. Частичная аппроксимация пальцевых блузов позволяет обогатить естественную лестницу промежуточными звуками. Из-за малой амплитуды технические возможности инструмента довольно низки. Характерной особенностью призрачной музыки являются частые возвращения на базу карабина, задние конечности. Если приведенные выше аэрофонные инструменты - букет, свисток, флот, гантель - имеют давнюю традицию в румынском культурном пространстве, то окарина заимствована совсем недавно с запада Европы.

Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость, отличавшаяся в отточенные языковые формы пословиц и поговорок, увлекательная неожиданность загадок, веселый юмор большинства произведений - все это и многое другое открывает путь к сердцу и уму маленького слушателя и читателя, поселяется в них не заметно, исподволь, безотчетно сказывается на формирующихся взглядах, привычках, поведении, расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение, формирует определенный строй чувств, предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, утверждает добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, осуждает зло, лень, спесь, глупость, вражду.
Побывать на страницах летописи устного народного творчества может только тот, кто знает и любит предания, легенды, песни, прибаутки, сказки и другие чудесные вымыслы народной фантазии.

Он изготовлен из обожженной глины, в виде яйца или моркови, и снабжен восемью пальцами, сгруппированными четыре-четыре; проникновение воздуха похоже на свисток свистка. 69. Взятые из городской среды, другие духовые инструменты постепенно заняли важное место в интерпретации народной музыки. Учитывая известную технику исполнения, используются «секретные ручки», «ложные позиции», которые позволяют корректировать пение путем дутья и разветвления в вилке.

С межвоенного периода сольная роль тароата, труба, кларнет делится с солофоном, особенно альтом, в моем бумоле. Все аэрофоны считаются гармоничными по рту, гармоничной руке и аккордеоне, сложному инструменту, часто проникающему в народную музыку, с солистической и сопутствующей ролью, удвоением или заменой гантели.

Побывал там наш любимый А.Пушкин, когда сочинял сказки и поэму « Руслан и Людмила ». Побывал и художник В.Васнецов, на картинах которого живут могучие богатыри и прекрасные царевны. Гостили на этих страницах наши чудесные сказители Б.Шергин и С.Писахов.
Есть возможность отправиться туда и у нас с вами благодаря поисковой деятельности учащихся третьих классов.
Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью.

Среди инструментов со стянутыми струнами у кобзы есть давняя традиция румын, даже если происхождение не является родным; он появляется на фресках некоторых церквей в иконах, где изображен Давид, поющий царю Саулу. Между тем, у людей под названием кобуз, клещ, сука, происходит от арабского инструмента «он слышит» и, возможно, также из восточного инструмента «Копуз». Он широко распространен в Молдавии и Мунтении и обычно предназначен для аккомпанемента, через рога, змей, пояс, гампарас и т.д. Даже медленные мелодии с использованием «маленьких» формул.

Это не просто уроки, а дело, в которое вложена частица души, труд каждого ребенка.

Уже начальные этапы поиска показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей. Активными участниками в процессе работы были родители, соседи. Дети стали более частыми посетителями библиотек, находят в книгах, газетах нужную информацию.
Поисковая мотивация помогла пробудить в детях любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом, понять их души, быт, культуру. И все это надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.

Он имеет форму половины груши, с буквой «горло», широкий и очень короткий, а «вешалка» скручена назад под прямым углом или тупой. Лист гармонии состоит из одной доски с зазором, перфорированной посередине несколькими отверстиями тунца. «Бурдуй» состоит из этой расплавленной доски и пяти или семи «дожей» клена или грецкого ореха, склеенных или избитых мишенями. Струны прикреплены к куску елки, называемой «шнуром», закрепленной на дне доски гармонии и вытянутой из «гвоздей», установленных в вешалке.

Строки из восьми или двенадцати проводов или булавы, сгруппированные в четыре «хора», «закреплены» гусиным пером. Он поменялся местами из Будапешта, который поднял свою коробку резонанса, установил ее на четырех ногах и добавил пару педалей для ветра, установив количество струнных хоров до 35. Серьезные звуки удаляются из одной строки, потому что, когда звуки становятся более острыми, строки группируются в два, три, четыре и даже пять. Шнуры, излучающие более высокие звуки, разделяются на две неровные части по стволу, расположенному слева от листа гармонии; каждый из них должен давать два звука, даваемых королевам: «первый» и их пары.

Собирая произведения разных жанров фольклора Кубани, дети окунулись в седую старину своей малой родины.
Проведенная работа дала «свои» положительные результаты. Она не только научила чуткости, доброте, отзывчивости, но и послужила сплочению детей, развила их активность.

УРОК ПЕРВЫЙ

Тема

Цель : Познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани. Развивать интерес к истории и литературе малой родины. Воспитывать преемственность поколений.

Последние хоры делятся на три, через две лошади, давая три звука. 75. Струны поражают две деревянные палочки, называемые «молотками», «молотками», «молотками». В то время как одновременно воспроизводятся только два звука, альтернативные ручки молотков могут быстро выполнять разные проходы, особенно арпеджио. «Сокрушение» сделано с правильной отметкой времени и слева от контрапункта: сербский с «румынским проклятием».

В Мунтении и Молдавии более низкие крики распространяются на медленные песни, в то время как трансильванские и банатанские молдаване украшают длинношерстные песни, основанные на арпеджии и звуках, хранящихся в тремоло. Среди инструментов со скребковыми струнами, перед скрипкой, а затем постепенно удаляемыми ею, были фунт и клан. Лира инструмента древнее распространение уже в десятом веке по всей Европе, чья струны были введены в вибрацию посредством трения с колесом и топтал механизм клавиатурой, встретилось и румынская Северная Молдова и Трансильвания под тем же сроком или с именем лютня.

Оборудование : Карточки с заданиями, грамзапись песни «Варэнички», картинки с отгадками, карта Краснодарского края, тетради по Кубановедению.

Ход урока :
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Учитель. Расскажите об известных людях в истории Кубани.
Ученики. Ответы.
Учитель. Сегодня, вы познакомитесь с устным народным творчеством Кубани.
Кто является создателем произведений устного народного творчества?
Ученики. Ответы.
Учитель. К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Песня или рассказ передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что - то свое.
Проходит много времени, пока это произведение появиться в печатном виде. Автором таких коллективных сочинений является народ.
Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества вы можете вспомнить?
Ученики. Ответы.
Учитель. Что объединяет эти произведения?
Ученики. Ответы.
Учитель. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.
Перелистаем страницы этой удивительной летописи. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках запечатляются национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети читают пословицы написанные на доске.
Учитель. Г
Где труд там и счастье.
Счастье и труд рядом идут.
Кто рано встает, тому и Бог дает.
Держись за соху, она кормилица.

Бурада, своего рода изнасилование с шестью, семью или более струнами, удваивается равным числом резонансных строк. В случае скрипки имеет большое значение изменения обычного соблазнения, так называемые «капли». Из 23 выдержек, обнаруженных в культовой литературе скрипки, 77. Некоторые ленты используются для создания имитационных эффектов. Из оценок, используемых для специальных звуков или для удобства проходов, мы указываем.

Резонансная коробка заменена диафрагмой, на которой размещены багажник и металлический павильон для усиления звука. Виолончель и бас проникли относительно поздно в народную практику, но постепенно стали играть решающую роль в маркировке столпов аккомпанемента. Часто, отсутствие некоторых строк - виолончель один, даже два на бас - звук производится путем трения, щипать и даже бросается в глаза.

Не суди по красоте, суди по сердцу.
Без хозяина и дом - сирота.
Какие корни, такие и отростки.

Для хорошего гостя и ворота настеж.
Умел в гости звать - умей и угощать.
Красному гостю - красное место.

Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Терпи, казак, - атаманом будешь.

Возвращаясь параллельно бас, он может сказать, что он был введен в различных типах групп, а не только крупная, но и небольшая база, обеспечивая гармонические и ритмические рамочный. Региональное профилирование, к которому мы изначально относимся, является неравным, не все регионы представлены стабильными, но разнообразными структурами. Для значительной части Молдавии, как для юго-запада Олтении, это характерно для лауреатов.

Как правило, было замечено, что наряду с конкретными аспектами, иногда беременными, инструментальные комбинации также содержат важные элементы в результате непрерывного распространения фольклорных ценностей. Александру, Тибериу Музыкальные инструменты румынского народа. Бухарест, Государственное издательство литературы и искусства, Александру, Тибериу Тилинка. Александру, Тибериу Найюл Роман. Александру, Тибериу Виоара как популярный музыкальный инструмент. Бэдулеску, Николае Виоара с воронкой.

Понравившиеся пословицы и поговорки дети записывают в тетрадь.
Учитель. О чем рассказывают эти пословицы?
Ученики. Ответы:
Учитель. Какой совет дают нам сочинители этих пословиц?
Ответы.
Учитель. Пословиц и поговорки это своеобразные, краткие наставления из народного опыта. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, потому что в нашем крае селились казаки –
запорожцы, казаки - линейцы, крестьяне - переселенцы из центральных губерний России.
Учитель. Один из наиболее любимых жанров - это загадки. В загадках всегда заключен вопрос: что это? Они не называют предмета, указывают на особые признаки по которым нужно догадаться, что имеется ввиду. Тем самым загадки заставляют думать нас, соображать.
Учитель. Послушайте загадку и постарайтесь выделить основные признаки предмета о котором идет речь:

Загадка записана на доске.
Какая обувь в огне изготавливается, с ног не снимается?
(Подкова)
Учитель. О какой обуви идет речь?
Ученики. Ответы:
Учитель. Почему она не снимается с ног?
Ученики. Ответы:
Учитель. Кто носит эту обувь?
Ученики. Ответы:
Следующие загадки читают дети, у которых карточки, остальные отгадывают и пытаются объяснить, как им удалось отгадать?

Учитель. Кто родился не умирая?
(Род человеческий)
Крепка, звонка да отточена, Кого целует, тот с ног долой.
(Сабля)
Летит птица крылата
Без глаз, без крыл,
Сама светит, сама бьет.
(Стрела)
На чужой спине едет,
На своей груз везет.
(Седло)
Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать. (Зерно)

Понравившиеся загадки дети с карточек могут переписать себе в тетрадь.
Учитель. По каким особым признакам удалось отгадать эти загадки?
Ученики. Ответы:
Учитель. Загадки - это краткое, образное и замысловатое описание предмета или явления, которое остается скрытым, о котором нужно догадаться.
В станицах и хуторах края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это - Святки, Рождество, Масленица.
Святки - праздничное время от Рождества до Крещения. Сначала в Святой вечер, по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося «вечерню» своим «крещеным батькам», то есть, нареченным отцу - матери.
Наутро - Рождество, потом - колядки и щедровки. И в заключении посевание и посыпание. Среди этих праздников ожидаемым был - Мыланка. Обряд был очень красочным и эффектным.
У вас на карточках тексты колядок и щедровок. Внимательно прочитайте. Попробуйте инсценировать их. Хочу предупредить, что тексты могут повторяться. В этом случае в инсценировке можно участвовать группой.
Ученики.
Щедровочка щедрувала,
Дай у всех она пытала:
«Что ты, тетка, наварила,
Что ты, тетка, напекла?
Неси к нам пока тепла,
Чтоб я губы опекла!»

Коляд, коляд, коляда
А дай, дядька, пятака,
Не досыпешь до рубля -
Возьму быка за рога,
А кобылку за чубрику,
Ай поведу со дворику,

Щедровочка щедровала.
До виконца припадала.
Шо ты, тетка, напыкла,
Нысы нам до викна.

Колядин, колядин,
А я в бабушке один,
А вы мене не пытайте,
Три копейки дайте.

Щедрык, вэдрык,
Датэ варэник,
Трубочку кашкы,
Килъце ковбаскы!

Учитель. Чья инсценировка больше понравилась?
Ученики. Ответы:
Учитель. Какое настроение они создают?
Ученики. Ответы:
Учитель. Понравившиеся колядки и щедровки можете записать себе в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь колядки, щедровки.
Учитель. А какое самое любимое блюдо на Кубани?
Ученики. Ответы:
Учитель. Самое любимое блюдо Черноморца - вареники.
Не случайно из этой самой старины к нам дошла песня «Варэнички». И, как всегда бывает с хорошей песней, она не забыта новыми поколениями людей. Эта песня и сегодня часто звучит в исполнении ансамбля «Кубанцы».
Учитель. Послушайте запись этой песни. Знаете слова - подпевайте.
Учитель. Какая песня по характеру?
Ученики. Ответы: Веселая, шуточная.
Учитель. Может вы слышали какие-нибудь другие народные песни Кубани?
Ученики. Ответы:
Открывается запись на доске и дети читают названия песен.
«Казачья колыбельная песня»
Учитель. В горе и радости человек изливает свою душу песней.
Песня - это историческая память, пропущенная через сердце. В ней наиболее полно выражается внутренний мир трудового человека, его чувства, самые различные переживания.
Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества Кубани нам встретились на страницах удивительной летописи?
Ученики. Ответы:
Учитель. Задание на дом: Найдите и запишите в тетради произведения понравившегося жанра. Обратитесь за помощью к бабушкам, дедушкам, родителям, посетите библиотеку. Продолжим изучение данной темы на следующем уроке.
Если все мои заданья
Вы освоили без труда,
Если было интересно,
Л не скука - маята
Вы МОЛОДЦЫ!
И бегите гулять скорее
На сегодня все, конец!

УРОК ВТОРОЙ

Тема : Устное народное творчество Кубани.

Цели : Познакомить с устным творчеством Кубани. Развить интерес к истории и литературе малой родины. Воспитать преемственность поколений.

Оборудование : тетради по Кубановедению, записи на доске, картинки к словарю.

Ход урока:
Учитель. Здравствуйте! Садитесь!
Учитель. Назовите жанры произведений устного народного творчества.
Ученики. Ответы:
Учитель. Произведения каких жанров вам удалось найти и записать в тетради?
Ученики. Ответы:
Ученики читают записи произведений.
Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать устное народное творчество Кубани. Листаем следующую страницу удивительной летописи.
Учитель. Я знаю, что самый любимый жанр для вас - сказки.
Каждый народ создает свои песни и загадки, пословицы и поговорки и, конечно, сказки. Сказка, как художественное произведение, представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает многие черты реальной жизни людей, их повседневных забот, быта.
Учитель. Сейчас мы познакомимся с одной из Кубанских народных сказок «Заветный колос».
Учитель. Почему все люди любят сказки?
Ученики. Ответы:
Ученики. Ответы:
Учитель. Какие сказки бывают? Ученики. Ответы:
Учитель. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Ученики читают запись на доске.
Знакомство с текстом сказки «Заветный колос». Чтение текста сказки учителем до слов: «А глаза у старика ясные, зоркие, как у сокола».
Учитель. Как вы думаете, что произойдет дальше? Ученики. Ответы:
После обсуждения возможных вариантов продолжение чтения текста сказки.
Учитель. Вспомните пословицы и поговорки, загадки с которыми познакомились на предыдущем уроке, подходящими по смыслу к этой сказке.
Ученики. Ответы:
Открывается доска. На доске запись правильных ответов.

Где труд - там и счастье.
Счастье и труд рядом идут.

Сто братьев в одну рубашку соткнулись ночевать.
(Зерно в колосе)
Учитель. Сравните со словами в тексте:
Учитель. Кто запомнил текст и мог бы его пересказать?
Ученики. Ответы:
Учитель. Составим план текста сказки.
План составляется коллективно. Запись на доске и в тетрадях.
Сказка «Заветный колосок»
План.
1. Особое место.
2. Все равно свое возьму.
3. Ожидание казака.
4. Ночной гость.
5. Пробуждение Батога.
Учитель. Перескажите сказку по плану (Дети пересказывают сказку «Заветный колосок»)
Учитель. Найдите в тексте сказки словарные слова... Ученики называют слова и записывают их на доске.
Словарь: хутор, колхоз, червонное золото, коренной казак, Запорожская Сечь, чащоба, батраки, курень, терн, дремота, косая сажень.
Толкование слов из словаря.
Учитель. Почему старик Урожай подарил казаку заветный колос?
Ученики. Ответы:
Учитель. Какой урок могли мы извлечь из этой сказки?
Ученик. Ответы:
Учитель. Задание на дом: Придумайте сказку «Цветок подсолнечника» и запишите её в тетради. Модно выполнить рисунки к сказке.
До следующей встречи!
Большое вам спасибо за работу!
Вы, молодцы! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:
1. Примерное учебно-методическое планирование по курсу «Кубановедение» для 1-11 классов. Краснодар, 2004г.
2. Н.Я. Паскевич. Любимый уголок земли. Учебное пособие для 3-4 классов. Краснодар, 2005г.
3. Литература Кубани. Хрестоматия. Краснодар, 2000г.
4. Игра и дети. Сценарий праздников, игр, викторин. Краснодар, 2003г.
5. Кубановедение в работе школьной библиотеки. Краснодар, 2004г.

Примечание: тема рассчитана на 2 часа. Материал распределяется на уроках по усмотрению учителя.
Полный текст материала Методические разработки по теме «Устное народное творчество» для учащихся начальных классов. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Введение

Актуальность курсовой работы

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся язык, фольклор, бытовой уклад, традиционные виды хозяйственной деятельности, национальная одежда, социальная организация и другие особенности. Фольклор имеет своё значение для жизни этноса. Проблемам, связанным с ним, посвящено достаточное количество научных статей и монографий. Однако – фольклор, а именно эпические песни ненцев требуют дальнейшего, углублённого исследования. Фольклор отражает картину мира ненцев, их представление о Вселенной, ее структуре и обитателях.

Ненецкие эпические песни представляют большую ценность как образцы словесного искусства народа. По своим художественным образам, по глубокой искренности, по силе обобщения они являются одним из лучших видов национального устного творчества. В глазах ненецкого народа эпические песни- это песни о прошлом, о том, что когда-то было в действительности. Этим определялись и характер исполнения, и отношение к ним аудитории. Познавая фольклор, мы познаем опыт наших предков, учимся у них точности, находчивости и праведности.

Цель работы: изучить ненецкие эпические песни: сюдбабц и ярабц.

Задачи:

1.Познакомиться со значимой частью ненецкого фольклора – эпическими песнями;

2.Анализ песен ненцев;

3.Собрать тексты и информацию про эпические песни ненцев

Методы:

Поисковый

Сравнительный

Словообразовательный

Глава 1. Изучение фольклора ненецкого народа

История возникновения народного фольклора

Устное народное творчество ненцев, как и других народов, возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. До революции были осуществлены лишь отрывочные публикации текстов на ненецком языке с переводом на русский язык и небольших заметок, основанных на случайных наблюдениях, не дававших представления о богатстве и разнообразии ненецкого фольклора.



Первым проявил серьёзный интерес к устному народному творчеству ненцев финский учёный Матиас Александр Кастрен в середине XIX века. Талантливый лингвист, автор грамматик различных языков, Кастрен большую часть своей жизни посвятил изучению языков угро- самодийской группы. Во время двух длительныхэкспедиций 1842-1843 и 1845-1849 гг.. Кастрен, занимаясь изучением самодийских языков, записывал образцы ненецкого фольклора. Но обработать и опубликовать свои материалы Кастрен не успел: в 1849 году он возвратился из экспедиции больным, а в 1852 году умер. После смерти Кастрена Петербургская академия наук поручила академику Шифнеру обработку и подготовку публикации его материалов. Всего вышло 12 томов, выпускавшихся в течение многих лет.

Однако фольклорные записи Кастрена увидели свет только через столетие. В 1940 году в Финляндии учёный Тойво Лехтисало издаёт материалы Кастрена в книге «Народное творчество самоедов». В предисловии к этому изданию Лехтисало рассказывает о маршруте экспедиций Кастрена и отмечает, что, подготавливая тексты к печати, он сохранил порядок номеров и примечания к текстам, сделанные самим Кастреном. Ни в предисловии, ни в примечаниях Лехтисало не указывает, от кого и когда были записаны Кастреном тексты. Лехтисало лишь осторожно говорит, что, судя по языку, большая часть публикуемого фольклора записана в Пустозерске, где находился Кастрен в 1843 году, изучал язык, обычаи и религиозные воззрения ненецкого народа и имел возможность работать с ненцами, приезжавшими в Пустозерск из тундры.


Лехтисало также совершил несколько длительных научных поездок к ненцам, во время которых собирал не только лингвистический материал, но и образцы фольклора. В 1947 году он выпустил книгу «Народное творчество юрак – самоедов», по объёму значительно превосходящую опубликованные ранее материалы Кастрена. Книга состоит из предисловия, текстов на ненецком языке, снабжённых немецким переводом, и примечаний. Все тексты распределены по 19 разделам. В кратком предисловии Т.Лехтисало сообщает, что публикуемый им материал собран во время научных экспедиций к тундровым ненцам в 1911-1912 гг. и к лесным ненцам в 1914 г., и указывает, где, когда и от кого он записал каждый текст. Т.Лехтисало в предисловии замечает, что возраст исполнителей он не мог указывать, поскольку те его и сами не знали.

Отдельные исполнители диктовали поспешно и не называли своего имени. Значительную часть материала Т.Лехтисало записал в Обдорске от ненцев, приезжавших туда по делам и согласившихся с ним работать. По количеству текстов (158), по разнообразию представленных в ней жанров книга

Т. Лехтисало превосходит все издававшиеся до неё по ненецкому фольклору. Это, прежде всего, сказания, жертвенные молитвы, шаманские песни и сказки, которые записать сейчас почти невозможно.

М.А.Кастрен и Т.Лехтисало – первые собиратели устного творчества ненцев, записывавшие на ненецком языке.

В XX веке широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера и советскими исследователями. Первым из них стал Г.Н.Прокофьев. Работая в течение нескольких лет в Туруханском крае, Прокофьев занимается не только изучением ненецкого и селькупского языков, но и вопросами этнографии фольклора. В 30-е годы ученики Прокофьева А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев наряду с лингвистическими материалами собирали и образцы устного народного творчества ненцев.

Говоря о собирании, публикации и анализе самодийского фольклора, нужно иметь ввиду, что это делали главным образом лингвисты и этнографы, которые воспринимали фольклор как источник языковой и исторической информации.

Великая Отечественная война приостановила на несколько лет эту работу. Защищая родину, погибли на фронте А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев. В годы войны умер Г.Н.Прокофьев. Материалы Г.Д.Вербова и А.П.Пырерка, собранные перед войной, которые долгое считались утерянными, были найдены только недавно в архивах. Сразу же после войны собирание фольклора народностей Севера возобновляется. В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Её участники работали в течение нескольких месяцев в Ненецком национальном округе, в Большеземельской и Малоземельской тундрах, привлекая к сбору материалов местную интеллигенцию. Экспедицией был собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописного текста), в котором широко были представлены сказки, загадки и песни. Образцы ненецкого устного народного творчества записывали как в Ненецком национальном округе, так и в Ямало – Ненецком автономном округе участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич. В 1948, 1949, 1959 гг. З.Н.Куприянова совершила поездки в Ненецкий национальный округ для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная ею хрестоматия по ненецкому фольклору для педагогических училищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, в 1965 году – монография «Эпические песни ненцев».

Ненецкий фольклор

Фольклор – памятник устного народного творчества. В нём отображаются важные для науки сведения о духовной и материальной культуре, общественном устройстве и быте ненецкой народности в далёком прошлом, не засвидетельствованные письменными источниками.

Фольклор ненцев - важная составляющая часть культуры самого крупного этноса среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда - тематически и жанрово богато и разнообразно.

Фольклор, по своей сути, – это неоценимый кладезь мудрости, раскрывающий целую эпоху истории народа. Истинным хранителем ненецких эпических песен, на протяжении веков являются представители старшего поколения, которые относятся к фольклору как к драгоценному сокровищу, почитают его как святыню, считая ее частью своей души.

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своей меткостью и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально-исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать народ.

Сказители-это мудрецы и поэты, потому что воспоминания, предания и сказки, заклинания и песни, обычаи и передают они их из поколения в поколение на протяжении столетий.

К счастью, и в настоящее время среди ненецкого народа живет еще немало таких мудрецов и знатоков фольклора. Но в силу независящих от нас обстоятельств, их с каждым годом становится все меньше и меньше. И это должно настораживать, ибо то, что не записано, со временем может кануть в Лету, бесследно потеряться, забыться и исчезнуть с лица земли. И на мой взгляд, учителя, работники культуры, средств массовой информации, владеющие своим родным языком, должны сделать все, чтобы молодое поколение не потеряло интереса к кладезю народной мудрости, которая является основой культуры любого народа. Каждый грамотный человек должен сделать все во имя спасения несравненного творчества своего народа.

Фольклор это один из видов искусства, в котором сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, и поэтому сбором фольклора занимались и занимаются многие видные российские и зарубежные ученые. Например, известный русский писатель Б.Житков, путешествуя долгое время по полуострову Ямал, записал множество ненецких легенд-хынабц, которые позже перевел на русский язык и использовал их в своей работе. Б.О.Долгих –крупный советский ученый, этнограф.

В советское время широко развернулось изучение языков и фольклора народностей Крайнего Севера.

Первым советским исследователем самодийских языков был Г.Н.Прокофьев(1897-1942) – научный сотрудник Научной ассоциации Института народов Севера. Он не только занимался изучением ненецкого языка, но и вопросами этнографии и фольклора.

В начале XX века Г.Н.Прокофьев положил начало отечественному изучению и описанию языка и культуры самодийцев. У него были последователи: А.П.Пырерка, Г.Д.Вербов, А.А.Савельев, Н.М.Терещенко. Но из них только А.П.Пырерка –научный сотрудник Института языкознания АН СССР (Ленинград) . Основную часть книг занимают сказки, легенды, приметы, песни. В 30-е годы ученики Г.Н.Прокофьева А.П.Пырерка, Н.М.Терещенко, Г.Д.Вербов собрали образцы устного творчества ненцев, в первую очередь эпического, которое представлялось самым значимым.

В 1946 году Всесоюзное географическое общество организовало специальную фольклорную экспедицию под руководством А.М.Щербаковой. Участники экспедиции работали в течении нескольких месяцев в Ненецком национальном округе в Большеземельской и Малоземельской тундрах. Экспедицией собран большой и интересный материал (1300 страниц машинописи).

Образцы ненецкого устного творчества записывали как в Ненецком округе, так и Ямало-Ненецком округе и участники лингвистических экспедиций Н.М.Терещенко и Л.В.Хомич.

В 1948, 1949 и 1959 годах З.Н.Куприянова совершила поездки в Малоземельскую тундру для собирания и изучения бытования устного народного творчества ненцев. В 1960 году вышла составленная З.Н.Куприяновой хрестоматия по ненецкому фольклору для педучилищ национальных округов, куда вошла часть собранного материала, а в 1965 году – капитальный труд «Эпические песни ненцев».

Сбором фольклора ненцев занимались писатели Севера И.Г. Истомин, И.А. Юганпелик, Л.В. Лапцуй, В. Неркаги, Е.Г.Сусой.

Е.Г.Сусой – автор 17 учебников и методических пособий для обучения ненецких школьников, первая женщина-ненка кандидат педагогических наук, создатель музея-квартиры Л.В. Лапцуя, научный консультант и солистка народного ансамбля песни «Ямал», собиратель ненецкого фольклора, автор записей сказок «Ягодка голубика» , «Два Окатэтто» и соавтор сборников «Сказки народов Севера» , «Северные россыпи» , «Ненецкий фольклор» , отразила жизнь ненецкого народа в книге свободной жанровой формы «Из глубины веков» .

Как сюдбабц и ярабц песня жизни её

Глубока и с рожденья крылата,

Ведь не зря отдала она сердце своё

Собиранью сказаний когда-то…

Отдала она сердце ученью ребят,

Языку и фольклору родному.

Как о «солнце поющем» о ней говорят

Те, кому её пенье знакомо.

Стала первой учёною ненкой она,

Как звезда в час бесценный восхода.

И всё звонче в речах её всюду слышна

Вековечная мудрость народа.

[Эльдар Ахадов. Золотые страницы ненецкого народа]

Последние годы сбором и исследованием ненецких сказок, эпических песен занимаются Е.Т.Пушкарёва, Н.М.Янгасова и многие другие. Нужно сказать, что сказки в тундре ещё живое явление, доставляющее людям радость.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама