THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С четырех лет малыши начинают проявлять наивысшую речевую активность. Карапузы с удовольствием поддерживают разговор, высказывают свое мнение, рассуждают, задают массу вопросов и т.д. Причем замечено, что речь детей 3-4 лет, которые посещают дошкольные учебные заведения, кружки или группы развития, более развита, разнообразна и грамматически правильна, чем у деток, находящихся на домашнем обучении. Это объясняется тем, что детсадовским малышам предоставляется ежедневная возможность вдоволь общаться друг с другом, регулярно отвечать на занятиях, выступать на утренниках и т.д.

Поговорим о том, какая же должна быть речь детей 4-5 лет.

Малыш в 4 года должен уметь:

  • имитировать звуки животных. А именно: мычать, как корова; кукарекать как петух; пищать, как мышка; лаять, как собака; хрюкать, как поросенок.
  • описывать картинки, пересказывать сюжет услышанной или увиденной истории. Карапуз должен в нескольких предложениях уметь описать предмет, игрушку и т.п.
  • пересказывать события, которые с ним произошли в течение дня. К примеру, что он делал в садике, что кушал, с кем играл и т.д.
  • читать наизусть стихи и потешки, петь песни и частушки
  • выговаривать все гласные и согласные буквы, за исключением сонорных и шипящих. Четырехлетние карапузы умудряются заменять шипящие звуки твердыми свистящими: учитель на утитель, шапка на сапка …и т.п. Кстати, пока можете не беспокоиться, если четырехлетний ребенок не выговаривает «р».
  • вставлять слова в разговорную речь, склоняя их в числе, падеже или роде
  • обобщать предметы по основным признакам и свойствам. К примеру: кукла, машинка, неваляшка, пирамидка – это игрушки или сапожки, ботинки, сланцы – это обувь.
  • употреблять предлоги: под, за, в, на, над, перед
  • отвечать на элементарные вопросы
  • использовать однородные члены в предложениях.

Книги для детей 4 лет

Если речь ребенка в 4 года отстает от вышеперечисленных показателей, то рекомендую заниматься с ребенком, по следующей литературе:

  • С.И. Карпов, В.В. Мамаев «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»
  • «Грамотейка» (Развитие речи для детей 4-5 лет)
  • «Школа Семи Гномов» (Развитие речи для детей 4-5 лет).

Бывает так, что заботливые родители настолько без ума от своего чада, что не замечают неправильное звукопроизношение своего малыша. Протестируйте ребенка на правильное, четкое и красивое произношение звуков: а, о, у, э, с, и, п, ж, ы, б, м, ф, в, х, т, д, ш, н, к, з, ц, ч, й, щ, г. Ближе к пяти годам протестируйте карапуза на произношение «р» и «л».

Если малыш не выговаривает все вышеперечисленные звуки, не произносит длинные слова или их не договаривает, регулярно меняет порядок слогов в словах, не умеет выражать свои мысли, то это повод обратиться к логопеду.

Логопед для ребенка 4 лет экстренно нужен и тогда, когда малыш практически не разговаривает или заикается. В таком случае очень важно не упустить время и не усугубить речевые отклонения.

Ребенок не говорит в 4 года по ряду причин:

  • получил родовую травму, перенес кислородное голодание в утробе матери, был инфицирован или подвержен интоксикации лекарственными препаратами
  • плохо слышит, а значит и плохо воспринимает и воспроизводит речь
  • родился недоношенным или ослаб после тяжелой болезни, что повлекло к задержке правильного развития нервной системы, а значит и речи
  • наследственный фактор, т.е. родители тоже очень поздно начали говорить
  • общее расстройство развития
  • в семье говорят сразу на двух кардинально разных языках
  • перенес стресс: пошел в садик, испугался
  • с ним мало занимались: не развивали моторику рук развивающими играми, не читали сказки , стихи , рассказы …
  • не считает нужным говорить, так как уловил, что его прекрасно понимают, если он выражает свои эмоции с помощью мимики или жестов.

Кстати, по статистике девочки начинают говорить раньше, чем мальчики.

Так же встречаются случаи, что карапуз долго молчит, а потом начинает говорить, да не пару слов, а сразу целые предложения.

Что делать если ребенок в 4 года не разговаривает?

Обязательно показать его специалистам: педиатру, логопеду, невропатологу и лору.

Еще одна речевая проблема – это заикание у ребенка 4 лет. Чаще всего она встречается у детей до семи лет, и, как правило, у мальчиков (менее психоэмоционально устойчивы).

Причины возникновения заикания у деток 4 лет могут быть разные:

  • болезнь, которую перенес малыш, будучи в утробе матери или же после рождения
  • нервное напряжение, вследствие регулярных ссор родителей, стрессов, наказаний.
  • нестабильное психическое состояние, которое вызвано испугом, переживанием, чувством страха.
  • подражание взрослому – близкому человеку, если тот заикается
  • чрезмерная умственная нагрузка, к примеру, обучение одновременно нескольким языкам.
Что делать, если ребенок 4 лет заикается?
  • показать карапуза невропатологу. Врач выявит причину и назначит лекарства, к примеру, успокоительные средства
  • показать малыша логопеду. Специалист будет заниматься с вашим чадом, по специально разработанной методике.
  • если верите в нетрадиционную медицину, то покажите ребенка «бабке», которая путем молитв или народных заговоров попытается избавить его от заикания. Кстати, известны случаи излечения при таком методе лечения.
  • обеспечить приятную домашнюю атмосферу и внимательный, нежный уход за карапузом. А именно: не повышать на него голос, не создавать конфликтной ситуации в семье, дать возможность ребенку спать в течение 10-12 часов+2 часа днем. Дарите малышу душевное тепло, любовь, ласку и тогда Вы поможете ему справиться с заиканием.

Читайте еще:

Как развить творческие способности детей?!

Чем занять дома детей в зимнее время года?!

Занятия с ребенком 4 лет

Книги для детей 4 лет

Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.

Особенности речи в 3-4 года

Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.

  • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
  • К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
  • Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.

При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.

  • Активная лексика.

Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).

  • Грамматический строй речи.

Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

  • Фонетика.

Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р]. Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).

  • Связная речь.

Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.

  • Интонация, выразительность.

Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.


Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

  • Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
  • Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
  • Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
  • Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
  • Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
  • Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
  • Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
  • Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Уделите особое внимание тем проблемам, которые имеются конкретно у вашего ребенка (возможно, он не может группировать предметы по общим признакам, или не выговаривает конкретные звуки, или ему сложно запомнить текст).

Упражняемся, играя

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

  • Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот. Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».
  • Память и внимание тренирует , например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел. Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.
  • Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).
  • Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.
  • Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

    Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;

    Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс - принц, тяй-чай;

    Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка - ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

    Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.

    Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.

    В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.

    Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.

    Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

    Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;

    Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.

    Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;

    Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

    Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.

    Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».

    Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.

    Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).

    Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.

    Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

    Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;

    Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;

    Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;

    Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

    сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,

    умеет ли перешагивать через предметы;

    как он ловит мяч,

    умеет ли он лазать;

    сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,

    может ли застёгивать пуговицы,

    в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

    цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;

    открывать и закрывать широко рот, как птенчик;

    высунуть язык и убрать его обратно в рот;

    сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;

    поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Речевые навыки малыша постоянно совершенствуются. Он без конца задает разнообразные вопросы, смешно коверкает слова, повторяя их на свой лад, но между тем расширяет свой словарный запас. Предлагаем проанализировать речевое поведение вашего крохи и разобрать причины задержки развития речи в 4 года.

Речь ребенка четырех лет: норма

  • свои имя, фамилию, отчество, возраст, а также имена своих родителей и ближайших родственников;
  • названия животных (домашних и диких, морских обитателей) и звуки, которые они издают;
  • цифры до 5;
  • цвета и некоторые оттенки;
  • наименования фруктов, овощей, ягод;
  • песенки и легкие стишки наизусть;
  • названия предметов одежды и быта (шапка, носки, ложка, стул и т.д.);
  • слова из 4 слогов;
  • предложения из 7-8 слов;
  • ответы на простые вопросы типа «Где ты был», «Что ты делал»;
  • предлоги по, до, вместо, после и союзы куда, что, когда, сколько;
  • шипящие звуки, букву Ц.

Задержка речевого развития у детей 4 лет

Случается, что по какой-то причине речь малыша отстает от уровня сверстников. Если вы замечаете, что ему бывает трудно, он заикается, волнуется, путает или забывает слова и слоги, можно предположить наличие задержки речи у вашего четырехлетнего крохи. Это может выражаться и в том, что ребенок в 4 года мало говорит или ленится разговаривать, поясняя свои желания звуками или указанием пальца.
Существует две основным причины подобной задержки речи у детей 4-х лет:

  • Биологическая - Связана с наличием минимальной мозговой дисфункции, возникшей еще во время беременности или родов (гипоксия, асфиксия, родовые травмы, внутриутробные инфекции, недоношенность и т.д.). Также это может быть последствием вакцинации, сниженным слухом (тугоухостью).
  • Социальная - Предполагает отсутствие стимулов и предпосылок для своевременного развития речи ребенка. Такая ситуация может наблюдаться при постоянных стрессовых ситуациях (переезды, ссоры, неполная семья), отсутствии дома культуры общения, гиперопеке, а также у часто болеющих деток в связи с длительным нахождением в больницах.

К сожалению, около трети случаев так и остаются без выяснения причины отставания речи. Поэтому относитесь внимательно к тому, что происходит у вас дома и на глазах ребенка, старайтесь создать максимально комфортную и доброжелательную среду для развития его навыков. Постарайтесь проанализировать и понять, почему ваш малыш в 4 года плохо разговаривает, что ему мешает. Если вовремя выявить эти отклонения и начать работать над ними, постепенно вы заметите первые успехи своего чада.
Какой бы ни была причина задержки речевого развития, помимо обращения к специалисту вы можете самостоятельно помочь ребенку постепенно осваивать речь. Вооружитесь стопкой хороших детских книг с простым сюжетом и каждый день садитесь вместе читать. Устраивайте совместные игры, заменяя привычные для малыша звуки, с помощью которых он обозначает действия, на слоги и короткие слова. Ваша задача - заинтересовать кроху, показать, что вы поможете ему. Ни в коем случае не ругайте сына или дочь за неправильное произношение или ошибки, наберитесь терпения, и тогда ваши усилия дадут достойные плоды.

Ребенок четырех лет не всегда слова произносит правильно. Некоторые звуки проглатываются, а другие - заменяются. В работе над правильным произношением важен пример родителей. В общении с малышом следует говорить на равных, а не имитировать неправильную детскую речь. Раз в день следует проводить артикуляционную гимнастику и упражнения вместе с ребенком: растягивать губы в улыбке, открывать широко рот, поднимать и опускать язык, шипеть как змея и рычать как тигренок. Труднопроизносимые слова нужно говорить малышу по буквам.

Общаться с ребенком следует на уровне его глаз, чтобы он видел, что вы внимательно его слушаете, и одновременно с этим ему будет заметно, как вы произносите каждое слово и звук в отдельности.

Обогащение словарного запаса

Основная работа по усваиванию новых слов будет проводиться во время вашего обыденного общения с ребенком. Разговаривайте на интересные темы, объясняйте значения новых слов. Вы можете вместе с малышом рассматривать детские книги и журналы. Попросите его назвать предметы, которые изображены на картинке. Большой вклад в пополнение словарного запаса вносят сюжетные картинки, в них герои выполняют какое-либо действие. Попытайтесь описать происходящее на картинке событие, употребляя новые, ранее незнакомые для крохи слова.

Еще один игровой метод называется «День нового слова». Каждое утро, например, по дороге в садик, вы будете знакомить ребенка с новым словом. Расскажите о нем, покажите, если можно, а вечером, нужно проверить, хорошо или плохо ребенок запомнил это слово.

Развитие спонтанной речи

Это один из самых сложных видов речи. В совершенстве спонтанную речь дети осваивают к поступлению в школу.
Развитию спонтанной речи способствует общение по телефону. Попросите кого-нибудь из родственников позвонить вам и дайте трубку своему малышу. В телефонном разговоре ребенок научится поддерживать беседу.

Сложность спонтанной речи зависит не только от внешних условий, т.е. где и с кем ведется разговор, но и от речевых возможностей говорящего. Существуют занимательные способы развития спонтанной речи. Вы можете поменяться с ребенком ролями, где он задает вопросы, следит за вашей речью. Вам в помощь также импровизированные игры, обыгрывание ситуаций, такие как «На приеме у врача», «За столом», «В магазине». И любое занятие детишек - разыгрывание сюжета любимой сказки.

Для раннего обучения малыша стоит выбирать те игры, которые помогают развитию логики и математических способностей.

Инструкция

В 2-3 года ребенку пора изучить такие понятия, как «много», «мало», «больше», «меньше». Развивать эти навыки можно различными способами: по картинкам и на живых примерах, дома и на улице, в активной форме и при спокойной беседе. Нелишним в этом возрасте будет умение считать. Сначала познакомьте ребенка со всеми цифрами, а потом постепенно осваивайте счет. Не торопитесь. Пусть ребенок сначала хорошо усвоит 1 и 2. Только потом идите дальше.

Важным в процессе раннего обучения является развитие навыка сортировки предметов по различными признакам. Например, можно объединять их по цвету, форме и размеру. Фигурки животных сортируйте по признаку «домашнее»/«дикое», по месту обитания и так далее. Предметы одежды объединяйте по тому, в какой сезон их носят, женские они или мужские. Изучать таким образом свойства предметов можно где угодно. Постоянные тренировки учат малыша думать, размышлять, анализировать ситуацию. А если ребенок сортирует мелкие предметы руками - это дополнительное упражнение для развитие моторики, что способствует в свою очередь развитию речи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама