THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Различия по темпераменту и задачи воспитания. Педагогам и воспитателям постоянно приходится сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выраженности их чувств.Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, болееили менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче поддается наблюдению и оценке.

При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию– положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Индивидуальный подход и тип темперамента. Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же – медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другоедаже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать свое поведение и деятельность. У представителей разных типов темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Известно, что в соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

Можно ли назвать новорождённого ребенка личностью и почему?

ЛИЧНОСТЬ - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ.

Можно ли воспитать темперамент и почему?

ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

16. С чем связаны различия в поведение холериков и флегматиков:

ХОЛЕРИК - Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

ФЛЕГМАТИК - Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

17. С чем связаны различия в поведение сангвиников и меланхоликов:

САНГВИНИК – Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

МЕЛАНХОЛИК – (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субьект характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

18. Чем характер отличается от темперамента:

ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

ХАРАКТЕР – в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.


Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

Темперамент человека является врожденным, а характер - приобретенным.

Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер - социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер - реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру - термином « черты ».

19. Назовите различия в поведении экстравертов и интровертов:

ЭКТРАВЕРСИЯ/ИНТРОВЕРСИЯ - в 1921 г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия». Интроверт - человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т. е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса. Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке. Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми.

20. Условия возникновения и развития самосознания у человека:

САМОСОЗНАНИЕ - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Стадии (или этапы) развития самосознания:

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К двум - трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

· Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

21. Чем отличается самооценка от уровня притязаний:

Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Приветствие.

Ситуация

Вы обратили внимание, что в ходе общения у всех участников были разные стратегии поведения. Это поведение обусловлено наличием комплекса свойств нервной системы, которые академик Павлов назвал темпераментом.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, ребенка, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Мы помним, что академик И.П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: (слайд)

1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика); 2) “живой” (сильный; подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы педагогического воздействия.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции детей с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать педагогам и родителям.

При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. При длительном наблюдении за ребенком, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к тому или другому типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него определенных черт. Тип темперамента определяется процессами торможения и возбуждения в коре головного мозга, которые обуславливают соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Обратимся к таблице. (слайд)


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

подвижность, живость нервной системы

характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности.

инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малая подвижность мысли.

выносливость (сила нервной системы).

выносливые

сравнительно легко справляются с большой эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой,

при напряжении и даже перенапряжении не перестают адекватно реагировать на внешние воздействия, в крайнем случае они впадают в сонное состояние (развивается торможение в мозгу, которое охраняет нервную систему от повреждения, срыва).


маловыносливые

такой нагрузки не переносят - относительно быстро истощаются эмоционально, меньше, чем другие, способны напрягаться при физической и умственной работе, в меньшей мере способны адекватно реагировать на сильные и сверхсильные внешние раздражители.


Уравновешенность

мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях



в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов

господствует активность- может "проявить инициативу, мобилизовать людей, в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов

преобладает инертность - он скорее исполнитель

почти не встречаются организаторы

Общительность Исследование А. И. Ильиной

а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с большинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении.

а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность в общении.

Комментарий к таблице «Типы нервной деятельности»

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Вы знаете, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же - медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.

В классе заметнее всего дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро - у них все "в руках горит". Другие значительно медленнее подходят к решению задач - сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.


Характеристика типов темперамента и дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Внешние проявления

- Жизнерадостный, энергичный.

Живая мимика,

Настроение в основном хорошее.

Находчив, дисциплинирован.



- решительный, инициативный

Резкий, вспыльчивый

Увлекающаяся, страстная натура

Настроение чаще всего боевое



- уравновешен, невозмутим

Настроение ровное

Приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил


- высокая эмоциональная чувствительность, ранимость

Робость, неуверенность в себе



Общение

Общительный и отзывчивый

Общителен, но излишне резок

Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми.

- малообщителен

Застенчивый



Сильные стороны

- Быстро привыкает ко всему новому

Спокойно переживает неудачи и критику.



- настойчивость, упорство

Энергичность

Способность быстро принимать решения и действовать


- Терпелив, настойчив

Основателен и аккуратен

Не расходует силы по пустякам.

Снисходителен к колкостям в свой адрес



- хорошо работает в знакомой обстановке

Четко следует алгоритму

Аккуратен

Тактичен



Слабые стороны

- не доделывает то, что не интересно

Склонен переоценивать себя.

Может быть несобранным


- вспыльчивость, агрессивность

Нетерпимость к чужим недостаткам

Плохо переносит критику


- с трудом переключается на новую деятельность

Долго и трудно адаптируется в новых ситуациях

Ненаходчив

Мало эмоционален



- с трудом переносит все новое

Долго переучивается

Внушаемый, мнительный

Теряется в незнакомой обстановке

Болезненно чувствителен


(объяснение слайда таблицы)

Приемы работы

При работе с ребенком- сангвиником нужно учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у них с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка, отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать


  • усидчивость,

  • устойчивые интересы,

  • серьезное отношение к любому делу,

  • неторопливость,

  • изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться

Холерики - легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность.


  • Не надо запрещать ему быть активным,

  • читать нотации.

  • Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.
От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы)

В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, поэтому в обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения:


  • на них нельзя повышать голос,

  • проявлять чрезмерную требовательность и строгость,

  • наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность, затормаживают и снижают работоспособность.
Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание.


Флегматик

Каждому опытному учителю (а иногда и не очень опытному) хорошо знаком тип ученика, выделяющегося своей медлительностью: такие дети неторопливы в реакциях и в ответах, постоянно “копаются”, то что-то забывают, то вдруг уже не к месту вспоминают забытое... Подобная “заторможенность” ребенка нередко вызывает раздражение взрослых.

Первый вопрос, который обычно задает себе учитель, звучит приблизительно так: “Что же сделать, чтобы этот ребенок не тормозил весь класс и сам успевал усваивать материал?”.

Чтобы вы могли профессионально ответить себе на подобный вопрос, необходимо понять природу поведения такого ребенка.

У флегматика следует развивать недостающие ему качества:


  • большую подвижность,

  • активность,

  • не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности,

  • вялость,

  • инертность.
Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков :

  • изживать равнодушие, безразличие,

  • чаще заставлять работать на уроке в определенном темпе и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
Важное правило заключается в следующем:

  • проверьте готовность медлительного ребенка к вербальным ответам на начальном этапе обучения.

  • Не стыдите ребенка, если он не отвечает на уроке. Он делает это не назло вам и не потому, что ничего не знает. Просто стрессовая ситуация (а ответ перед классом – это стресс) сокращает возможности ребенка, еще более затормаживая его нервные процессы.

  • Повышайте уверенность медлительного ребенка в собственных силах, работайте над адекватностью его самооценки.
Многие педагоги любят использовать различные экраны успеваемости и их варианты. В данном случае такой метод неприемлем.

Экран успеваемости, на наш взгляд, вообще нельзя назвать корректным методом в работе педагога. Представьте, уважаемые коллеги, что вы приходите обедать в школьную столовую, а там… на самом видном месте висит, например, экран работоспособности учителей, в котором отмечается, кто когда опоздал, сколько открытых занятий показал и т.д. Одна из фамилий в нем ваша. Какие чувства при этом появятся? А ведь теперь этот экран будет висеть целый год, и смотреть на него будут и дети, и их родители, и другие взрослые.

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.


  • Предусматривайте специальные промежутки времени на раскачку ребенка,

  • начинайте работу с задания попроще,

  • не вызывайте ребенка к доске в начале урока. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

  • не оценивайте по устным ответам,

  • дайте дополнительное время на перемене для дописывания.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно! Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность. Хвалите ребенка за его достоинства.

Уважаемые коллеги, все приемы работы, которые мы с вами обсудили есть в таблице.


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Отношение к учебе

- Активно включается в работу

Работоспособен и усидчив

Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность

Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста


- настойчивое стремление ко всему новому

Целеустремленность

Преодолевает возникающие трудности

Легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи


- медленно сосредотачивается, но не отвлекается

Неутомимы труженик

Доводит начатое до конца

Трезво оценивает свои возможности

Хорошо выполняет монотонную работу


- низкая работоспособность

Быстро утомляется

Предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом»

В работу «входит» медленно

При возникновении трудностей «опускает руки»


Приемы работы

- Фронтальный опрос в быстром темпе

Исправление ошибок в ответах других детей

Важна практическая сторона получаемых знаний

Постановка сложных задач, требующих сосредоточения

Нужно повторение пройденного

Систематическое поощрение

Коллективная проектная деятельность


- интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу

В новых знаниях важна их общественная значимость, престижность

Хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений

Походит проблемное изложение материала



- нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке

Необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал

Запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома

Лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам;

Фронтальный опрос – по заранее известным вопросам


- хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности

Легко составляет списки, планы, классификации

Лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться

Малейшая критика надолго выбивает из колеи

Нуждается в постоянном подбадривании, похвале


Уважаемые коллеги! Предлагаем вам закрепить полученные знания и …

Определить какой тип темперамента характеризует каждое выражение.

Задание

(Заглавную букву типа темперамента поставьте рядом с порядковым номером).



1.Рекомендуется развивать выразительность и эмоциональность речи.

Ф

2. Следует развивать усидчивость.

С,Х

3. Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос.

М, Ф

4. Не могут работать в шуме, с трудом выполняют устные предметы.

Х

5. Трудно работать по шаблону, алгоритму, необходимо разнообразие.

Х

6. Лучше спрашивать в начале урока.

С,Х

7. Лучше спрашивать в конце урока.

Ф,М

8. Комфортно чувствуют себя на открытом уроке.

С, Х

9. Спешат побыстрее сдать работу, поэтому следует приучать проверять контрольную работу, диктант.

Х,С

10. Требовать тщательного выполнения домашних заданий, поручений.

С, Х

11. Рекомендуется спрашивать на уроках обобщения пройденного материала.

Ф, С,Х

12. Активно работают на уроке при объяснении и закреплении новой темы.

Х,С

13. Нельзя требовать немедленного включения в деятельность.

Ф,М

14. Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки.

М,Ф

15. Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к работе.

С, Х, Ф

16. Учить тщательно планировать свою деятельность и доводить до конца.

С,Х

17. Лучше выполняют монотонную, однотипную работу.

Ф

18. Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму.

Ф,М

19. Рекомендуется мягкое, тактичное чуткое, внимательное отношение.

М

20. Требуется больше времени на выполнение домашнего задания.

Ф,М

21. Не рекомендуется быстро переключать с одного задания на другое.

Ф,М

22. Развивать общительность, воспитывать коллективизм, дружбу через совместную деятельность.

Ф,М.Х

23. Следует создавать условия для работы в более быстром темпе, вызывать эмоциональное отношение к тому, что делает сам ученик и его одноклассники.

Ф

24. Воспитывать устойчивые интересы, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие.

С,Х

25. Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность.

Х

26. В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом.

М

27. Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований.

М

28. Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность.

М

29. Развивать активность, подвижность, преодолевать вялость, инертность.

Ф

30. Поощрять их энергичность, инициативность.

Ф,М

31. Следует посадить новенького ученика с…? так как он положительно реагирует на смену объектов общения, рода занятий, переход от одного ритма жизни к другому.

С

32. Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку.

М

33. Предпочитают задания с медленными, плавными движениями, стереотипными способами действия.

Ф,М

Редко встречаются “чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении ребенка.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет "хороших" и "плохих" типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям темперамента ученика. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учитель является носителем любого темперамента. И поэтому он также должен уметь использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность.

Представитель меланхолического типа должен использовать мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

Например, дети, у которых преобладают признаки холерического темперамента, очень возбудимы, они обычно вспыльчивы, крикливы, шумливы, резки. Конечно, взрослых это сердит, и они сами начинают кричать, раздражаться вместо того, чтобы подумать, как своей выдержанной реакцией на “пылкое” поведение ребенка переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не являться добавочным раздражителем.
Однако, недопустимо смешение темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествление, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера: лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нарушению мер педагогического воздействия. Смешение темперамента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обдуманность действий, поведения; с другой стороны ~ упрекают в лени, нерасторопности.

Смешение темперамента и характера приводит к закреплению отрицательных черт. Например, непостоянство сангвиника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем внимание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться. В этом случае срабатывает механизм, образно сформулированный М. Ю. Лермонтовым и вложенный в уста Печорина: «У меня не было пороков, но люди говорили, что они у меня есть, и они у меня появились».

Хотелось бы заострить ваше внимание на том, что под понятием "медлительный ребенок" (к каким как правило относят флегматиков и меланхоликов) так же могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка.

Причины медлительности:


  1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности ученика. Для таких детей необходим адаптационный период и их "медлительность" естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.
2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенка. Такому копуше необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.

3. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема также может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

4. Особенности темперамента ребенка-флегматика - классический случай ярко выраженной медлительности. Такой ребенок спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью.

5. Авторитарный стиль воспитания , жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов.

Если неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации, а другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе- в этом случае необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.
Кроме этого не забывайте, что в работе с детьми нужно учитывать, что возраст детей 7-15 лет – это возраст, когда происходят половые сдвиги (1 и 2)


1 половой сдвиг

2 половой сдвиг

Возраст детей:

7-11 лет – девочки,

7-12 лет – мальчики.


Возраст детей:

12-16 лет – девочки,

13- 17 лет – мальчики.


ХОЛЕРИКИ

упрямство,

бравируют недостатками,

ведут себя агрессивно,

конфликтуют, разумные слова взрослых до них не доходят, ребенок не воспринимает добро, далек от внушаемости (внушаемость умеренная)



бравируют недостатками,

ведут себя угрожающе,

упрямство, особенно у девочек.
Гормоны поступают в кровь: эмоции, крик обретают эмоциональную травмированность (Вы на меня не кричите!) его нужно сделать собеседником.

Часто ведет себя угрожающе, если пытаются подавить его независимость. Не прочь приобщиться к взрослой жизни (прогреметь).



Пути коррекции: нужно сделать его собеседником

МЕЛАНХОЛИКИ

Нередко упрямы и упрямство устойчивое, подвержены аффектам только в состоянии утомления, обидчивы, настойчивы в предъявлении притязаний, располагают устойчивой самооценкой, предпочитают главенствовать, но скрывают это.

Не в меру эмоционально раним, склонен к самоанализу, с трудом заводит знакомства, выступает в роли лидера (если группируется с флегматиком).

САНГВИНИКИ

Не прибегают к стойкому упрямству, но часто выступают орудием чужой воли, не самолюбивы, руководствуются своими желаниями, аффектам не подвержены, склонны переоценивать себя, во внешних конфликтах принимают участие, легко внушаемы, хвастливы, охотно играют в классе роль классного шута. Если верховодят, не скрывают своих притязаний.

Меняются социальные связи, не терпят психологического одиночества (всегда есть друг), быстрее адаптируется, дружит с представителями всех темпераментов, кроме своего. Изредка, вопреки своему желанию играют роль классного шута.

ФЛЕГМАТИКИ

Легко дисциплинируются, отличаются выдержкой, склонны к уединению. Равнодушны к своим недостаткам, пассивны, отвергают роль классного шута.

Начинается бурное половое созревание, бравирует недостатками, приемлет запреты, в меру самолюбив, в меру самокритичен.

Итак, обобщим все сказанное в сводную таблицу (задание для педагогов – написать в первую колонку тип темперамента):

Памятка для преподавателя

Характеристика темперамента и принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами


Темперамент

Характеристика

Педагогический подход

Общий

Изложение нового материала

Выполнение на уроке самостоятельных работ

Во время устного вопроса и закрепления знаний

Тон, которым делается замечание

Сангвиник

«–»: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность, ненадежность

«+»: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность



  • C первых минут урока учитель должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
 Вовлеченность в разнообразные интересные для него виды деятельности

 Широкий круг общения

 Условия для проявления инициативы

 Контроль деятельности

 Контроль результативности


При правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному материалу.

Некоторые учащиеся этого темперамента часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе.

Активизации памяти и мышления учащихся этого темперамента в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса.

положительное значение имеет твердость в тоне замечания

Холерик

«+»: энергичность, увлеченность, подвижность, целеустремленность

«–»: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность



 необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: "Что было задано на дом?", "Какие трудности были при подготовке к уроку?"

  • Не стоит обращаться с такими детьми резко.

  • Постоянная занятость для выхода энергии (например: привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями).
 Аргументированное выставление оценок

 Контроль и руководство выполнения учебных заданий

 Уважительное отношение к личности для предупреждения агрессивных взрывов

 Тренировка выдержанности и эмоциональной устойчивости



Причиной сильного возбуждения во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса

имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном.

Флегматик

«+»: эмоциональная устойчивость, постоянство, терпеливость, самообладание, надежность

«–»: медлительность, «толстокожесть», эмоциональная холодность, необщительность



 Индивидуальные задания и индивидуальный темп работы

 Включение в группу только с согласия самого подростка (не навязывать ему общение)

 Невмешательство во внутренний мир

 Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности



Учащиеся этого темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя. В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового.

Школьники обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.

Меланхолик

«+»: чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию

«–»: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость, показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока



Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий – являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу , чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки.

Обстановка взаимоуважения и тактичного общения на уроке.

 Исключение соревновательных ситуаций

 Долговременные поручения, совпадающие с интересами подростка

 Защита от грубости, необоснованных подозрений и обвинений

 Акцент на успехах

Индивидуальное обсуждение ошибок и промахов


Внимание школьника обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе.

необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.

должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.

В завершении предлагаем вам разобрать ситуации и определить тип темперамента детей с помощью мозгового штурма

Задачи по определению типа темперамента

Вася Ф., IV кл. Веселый, жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на пионерском сборе Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После сбора они поссорились. Вася даже расплакался. “Я тебе хорошего пожелал, а ты драться”. До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Есть у Васи и недостатки: поручения часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику 1 Мая Васе нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через 2–3 дня у него возникли “уважительные” причины: стихотворение неинтересное, у пего нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления. (Х)

Виктор Г., III кл. Медлителен. Походка неторопливая, ходит вразвалку, говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руки, отвечает односложно: “Да так...” Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Для товарищей ленится что-либо делать. В разговор вступает редко, больше молчит. Новый материал понимает не сразу, требуется несколько раз повторить его, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя к нам в прошлом году, он с трудом сдружился с ребятами.(Ф)

Саша Д., II кл. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника, который был там вскоре обнаружен. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполняет его не хуже других. (М)

Лена В., II кл. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: “Как дела?” – обычно отвечает с улыбкой: “Очень хорошо!” – хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не так уж хороши. Про “пятерки” радостно объявляет всем в доме. “Двоек” не скрывает, но всегда бодро добавляет: “Это у меня так... случайно...” Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к дисциплине. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива. (С)

Уважаемые коллеги! В заключение предлагаем вам любопытную притчу.

Стать хорошей девочкой

Индийская притча

Маша была очень живым, беспокойным ребенком. Однажды её мама, не выдержав, сказала своей умной и сообразительной дочке:

Посмотри, Маша, как к вечеру я устала от тебя. Нужно придумать что-нибудь, чтобы ты не утомляла меня до такой степени.

Да, мамочка, я сделаю всё, что ты хочешь, - согласилась девочка.

Сейчас я тебя искупаю, а потом ты пойдёшь в свою комнату, тихонько посидишь в ней пять минут и всё это время будешь молиться Богу, чтобы он сделал тебя хорошей девочкой.

Хорошо, я так и сделаю!

Маша ушла в свою комнату, вернулась через пять минут и сказала:

Мамочка! Я молилась. Я так не хочу, чтобы ты уставала, что молилась очень усердно.

Но на следующий день ничего не изменилось. Мама укорила Машу:

Дочка, а я думала, что ты молилась!

Мамочка, я так горячо молилась! Но если Бог не сделал меня хорошей девочкой, значит, он или ничего не может со мной поделать, или я нравлюсь ему такой, какая есть.

Уважаемые коллеги! Подведем итог нашей встречи.

Мы понимаем, что не можем изменить темперамент ученика, но в наших руках создать ему такие условия, чтобы его темперамент проявлялся чаще с положительной стороны.

Введите e-mail адрес:

Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.

Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка , на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.

Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.

Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:

  • Параметр А. Интровертность /экстравертность . Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
  • Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.

Что такое темперамент

Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.

Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.

Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.

Холерик и сангвиник

  • часто торопятся и торопят других;
  • быстро едят, пьют и двигаются;
  • сами решают, когда идти спать;
  • указывают другим детям, что им делать;
  • могут играть в одиночестве;
  • игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно;
  • пробуют ходить в раннем возрасте;
  • нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки;
  • устанавливают свои собственные правила;
  • любят соревновательные игры.
  • теряют терпение, когда кто-то медлит;
  • отстаивают свое мнение;
  • могут быть требовательными или грубыми;
  • требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми;
  • настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка;
  • любят находиться вне дома;
  • не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид;
  • любят находить нестандартное применение обычным вещам;
  • проявляют воображение в играх;
  • могут быть смешными и озорными;
  • часто меняют занятия;
  • любят выполнять новые сложные задания;
  • всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо;
  • меняют правила в играх;
  • в детском саду любят творческие и веселые занятия;
  • часто попадают в затруднительные ситуации;
  • делают то, что хотят, независимо от правил;
  • трактуют факты так, как им выгодно;
  • склонны рисковать;
  • творят беспорядок просто для веселья.

Меланхолик и флегматик

  • беспокоятся о своей внешности;
  • избегают беспорядка и неопрятности;
  • легко занимаются повседневными делами;
  • задают много вопросов и ожидают правильных ответов;
  • предпочитают развивающие игры физическим;
  • могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени;
  • любят разбирать вещи и опять их собирать;
  • придерживаются установленного распорядка;
  • стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного;
  • в детском саду любят учиться новому.

Поведение в отдельных случаях:

  • настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте;
  • привязаны к вещам, которые им принадлежат;
  • сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки;
  • беспокоятся о том, что может случиться в будущем;
  • не любят, когда вторгаются в их личное пространство;
  • объединяются, чтобы помочь другим;
  • медленно едят, пьют и двигаются;
  • беспрекословно ложатся спать по распорядку;
  • легко делятся игрушками с другими детьми;
  • хорошо ладят с другими детьми;
  • легко заводят друзей;
  • не сразу начинают ходить;
  • проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев;
  • в играх подчиняются правилам;
  • любят ходить в детский сад;
  • плачут, когда им больно или когда они устали;
  • позволяют другим детям командовать собой;
  • упрашивают родителей, желая получить что-либо;
  • могут быть чрезвычайно застенчивыми ;
  • испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.

Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:

  • Холерик (экстраверт – цель) - любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
  • Меланхолик (интроверт – цель) - любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
  • Флегматик (интроверт – отношение) - любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
  • Сангвиник (экстраверт – отношение) - социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.

Характеристика типов темперамента детей

В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:

  • уровень активности;
  • ритмичность активности;
  • приближение/уход;
  • адаптивность;
  • порог реагирования;
  • интенсивность реакции;
  • настроение;
  • отвлекаемость;
  • длительность/устойчивость внимания.

Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:

  • Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
  • Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
  • Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
  • 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.

Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.

Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.

У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.

Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.

Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.

Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.

Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.

Оцените публикацию

Вконтакт

Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.



Четвертый , основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, - формирование ее индивидуального стиля.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика наоборот пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения

начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Что же касается проблем воспитания темперамента, то возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы. Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность. У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению. При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях. Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.

Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.

Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки. Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.

Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт:

1) активность – проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к новому, взаимодействует с окружающими, преодолевает препятствия;

2) эмоциональность, о которой судят по тому, как легко сменяются эмоциональные состояния, насколько чуток ребенок к эмоциональным воздействиям, легко ли эмоция становится побудительной силой поступков; 3) моторика, выражающаяся в резкости, быстроте, амплитуде и других мышечных движениях.

Не следует списывать на темперамент элементарную невоспитанность ребенка, например: отсутствие выдержки – далеко не всегда свидетельство холерического темперамента, а следствие просчетов в воспитании при наличии любого типа темперамента.

По-разному дети относятся к отрицательной оценке педагога.

Оказалось, что ученика с сильной нервной системой это стимулирует к исправлению, а у ученика со слабым типом может возникнуть чувство подавленности, растерянности.

Особое внимание учителей часто привлекают дети-холерики и меланхолики.

Холериков следует всячески удерживать от проявления бурных эмоциональных вспышек, прививать привычку работать планомерно, спокойно, без спешки. Меланхолики нуждаются в четком режиме, в повышении их самооценки, требовании поступков, связанных с преодоление трудностей. Темперамент сказывается на чертах поведения, однако не предопределяет их обязательное проявление. Общеизвестно, что при благоприятных условиях воспитания у меланхолика можно развить сильные волевые качества, а холерика научить сдерживать свои бурные эмоциональные вспышки.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама