Пояснительная записка
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя)
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность темы проекта . Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины
Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Задачи:
- Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
- Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
- Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
- Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование для родителей
2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;
5. Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;
6. Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
1.Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
3. Подбор информации для оформления родительского уголка;
4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
6. Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
7. Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6-7 лет;
8. Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;
9. Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».
2 этап. Основной.
Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська» | |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы Л.Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), С. Сахаров «Кто в море живет? |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду» (Приложение 1), опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 4), д\и «Как мы используем воду» |
Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду» |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка) |
Физическое развитие | П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет» (Приложение 4), д\и «Круговорот воды в природе» |
Художественно-эстетическое развитие | НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 130) |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки) |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Очищение воды: как воду сделать чистой» (Приложение 4), познавательная викторина «Вода» (Приложение 2) |
Художественно-эстетическое развитие | НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г. стр 134) |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду» |
Речевое развитие | Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде |
Физическое развитие | П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек» |
Познавательное развитие | Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум» |
Художественно-эстетическое развитие | Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка» |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту» |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений Н.А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница» |
Физическое развитие | П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде |
Познавательное развитие | Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 3) |
Художественно-эстетическое развитие | Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде» |
III этап. Заключительный.
1.Подведение итогов проектной деятельности;
2. Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
3. Создание альбома «Вода»;
4. Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
5. Создание мини-музея «По морям по волнам»;
7. Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас» (Приложение 5)
Список использованной литературы
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.
2. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007 г.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
Анна Туманова
Экологический проект в подготовительной группе «Дом под крышей голубой»
Экологический проект в подготовительной группе
«Дом под крышей голубой »
Словно крыша над землею ,
Голубые небеса .
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем .
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание – это , прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Осуществляя работу по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе , я поставила цель : сформировать у детей экологические представления , воспитать эмоционально-нравственное и практически-деятельное отношение к окружающей среде.
Наметила следующие задачи :
1. Расширять представления детей о разнообразии живой и неживой природы.
2. Формировать у детей экологическое мышление , способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
3. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать и в практической деятельности и в быту.
4. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.
5. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
6. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.
Для решения этих задач я разработала и реализовала проект «Дом под крышей голубой » .
Тип проекта – практико-ориентированный, долгосрочный.
Длительность – 1 год.
Во время подготовительного этапа изучила и проанализировала научную и методическую литературу по тематике проекта , обогатила предметно-развивающую среду в группе : подобрала игры и задания экспериментального характера, разработала картотеку опытов, пополнила материалы и коллекции в нашем уголке природы и лаборатории, изготовила дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания .
Разработала план работы на учебный год, в котором были намечены следующие темы :
Сентябрь «Родной планеты уголок»
Октябрь «В мире животных»
Ноябрь «Витамины круглый год»
Декабрь «Такие разные деревья»
Январь «Птицы – наши друзья»
Февраль «Волшебница-вода»
Март «Невидимка-воздух»
Апрель «Планета в опасности»
Май «Живая земля под ногами»
Работа по этим темам проводилась на основном этапе проекта с использованием разнообразных форм :
познавательные занятия и беседы с детьми,
чтение художественной литературы о природе,
экскурсии и наблюдения,
опытно-экспериментальная деятельность,
природоохранные акции,
художественно – продуктивная деятельность.
«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать…» (Сладков А. Н.) Узнавать, прежде всего, мы начали природу родного края, города. Экскурсия в осенний лес по «тропе здоровья» подарила детям настоящую радость от общения с природой. Встречи со сказочными персонажами, подвижные игры и хороводы, чаепитие у костра содействовали сплочению ребят, вызвали чувство единения. Все вместе мы изучали деревья и кустарники родного края, наблюдали за птицами, за сезонными изменениями растений. Беседа на тему «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» помогла детям понять общую связь живых организмов с внешней средой. Во время экскурсии ребята собрали разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе , в уголке природы (листья, ветки деревьев и кустарников, камушки) .
Большой пласт знаний об окружающей среде и её охране дети получили на занятиях по экологии . Ребёнок по своей натуре – исследователь, экспериментатор, ему нравится делать открытия. Опыты и эксперименты, проводимые на занятиях, позволили дошкольникам сделать собственные выводы о простейших причинных и функциональных связях в природе.
Например, при проведении опыта «Какой формы вода?» дети наливали воду в разные емкости, рассматривали сосуды с водой, выясняли, какой формы стала вода. Ребята самостоятельно делали вывод о том, что она принимает форму того сосуда, в котором налита, то есть не имеет своей формы.
Детям дошкольного возраста трудно осознать, что растения – это живой организм. Поэтому кроме организации наблюдений за ростом растений, я предложила провести опыт «Дыхание растений» : накрыть цветок стеклянной банкой на 3 часа и посмотреть, что будет. Увидев капли воды на стекле, убедились, что растение дышит, а значит, оно живое. Растения и нам помогают дышать, так как очищают воздух. Ребята самостоятельно пришли к выводу, что беречь растения – значит, заботиться и о своём здоровье тоже.
На занятии «Свойства песка и глины» дети высыпали песчинки и кусочки глины на листы белой бумаги, рассматривали их с помощью увеличительного стекла и давали характеристику. Песок состоит из маленьких круглых песчинок, сыпучий, легкий. Глина, наоборот, состоит из комочков, тяжелая, липкая. Это позволило не только расширить знания детей, но и обогатить их речь.
После ознакомления детей со свойствами магнита я предложила ребятам решить практическую задачу : как достать скрепки из воды, не намочив рук. Дети быстро разрешили эту проблему, воспользовавшись магнитом.
Некоторые опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны и вызывают у ребят бурю эмоций, чувство радости. А главное – дети все проделывают сами, и выводы, полученные опытным путём, более осознанны.
Для старших дошкольников характерно стремление воплотить знания и впечатления, полученные в процессе занятий, бесед, экскурсий и наблюдений в художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) .
В. А. Сухомлинский подчеркивал : «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Так, в процессе творческой деятельности детей, родились интересные выставки, коллективные коллажи и альбомы. В этой работе активное участие принимают родители.
В преддверии «Дня земли» были выполнены замечательные семейные поделки из бросового материала. А в рамках темы «Волшебница-вода» у нас прошла выставка семейных рисунков «Берегите воду!»
В группе мы объединили индивидуальные творения воспитанников, изготовив коллективный альбом «Портрет воды» . Рисуя иллюстрации для альбома, дети сделали открытие, что вода в природе встречается в неожиданном облике. Она может быть как приятной (снежинка, облако, ручеёк, море, так и опасной (тайфун, наводнение) .
С большим увлечением дети рисовали запретительные экологические знаки , проявив творчество и самостоятельность в процессе их придумывания. Это позволило закрепить знания экологически -безопасного поведения в природе, реализовать свои творческие замыслы.
К норвежской выставке изготовили художественный коллаж . В нём дети выразили свои впечатления о том, как вместе с родителями посадили летом деревья на территории детского сада.
Наши воспитанники приняли участие в региональном конкурсе «Дорога в завтра – 2013» на тему «Сохраним природу вместе!» . Были представлены 10 работ. Трое воспитанников стали лауреатами конкурса с рисунками :
-«Давайте станем дружно природу защищать,
не будем больше мусорить, а лес наш очищать!»
-«Покормите птиц зимой, сделайте кормушки,
чтоб без песен не пришлось гулять нам на опушке»
-«Хорошо на свете жить и с природою дружить!»
В своей работе широко использую такую форму наглядной агитации, как листовки, в которых дети призывают соблюдать правила поведения в природе : «Берегите природу!» , «Вырубка деревьев запрещена!» , «Не оставляйте после себя мусор!» и др. Эти листовки мы сначала вывешивали в раздевалке, а затем дети распространяли их среди знакомых.
Я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание природы, любознательность, определённые трудовые навыки, и поэтому использую и такую форму экологического воспитания как проведение экологических акций , направленных на сохранение и бережное отношение к природе, обеспечивающих высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Они с энтузиазмом и желанием принимали участие в таких акциях :
«Наш красивый участок» Вместе с детьми и родителями летом изготовили поделки из шин и пластиковых бутылок на участках.
«Ёлочка – зелёная иголочка» . В декабре такая семейная акция стартовала у нас в детском саду. Каждая семья ответственно отнеслась к акции, фантазии участников не было предела! Все работали с душой и желанием. Ни одна ёлочка не повторила другую, и каких только елок мы не увидели – и из мишуры, и из ниток, и из ткани, из салфеток, из теста! Все ёлочки получились красивые и оригинальные. Участие в этой акции помогло и детям, и взрослым осознать, что чудо можно создать и своими руками, сохраняя тем самым жизнь зеленой красавице.
«Как деревья мы сажали, детский сад озеленяли» . Вместе с папами и мамами дети копали ямки, носили воду, держали саженцы. Каждому ребёнку хотелось посадить своё деревце. Время пролетело незаметно. И я потом на прогулках не раз замечала, те дети, которые участвовали в этом субботнике, интересуются, как чувствуют себя эти саженцы, подросли ли они.
«Птицы - наши друзья!» Родители совместно с детьми смастерили кормушки для птиц, которые мы вместе с ребятами развесили во время прогулки. Теперь следим, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми, чтобы их не заносило снегом, не сдувало ветром, а корм был всегда свежий.
Проведенные акции затронули чувства детей, обогатили их духовно-нравственные представления и помогли сформировать практически-деятельное отношение к окружающей среде.
В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний об экологии и сформированы начала экологической культуры , осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы. Дети признают ценность жизни, видят связи живого с условиями среды и другими живыми существами, а также имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях.
валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)
Участники проекта :
Дети подготовительной группы
Воспитатели
База проектной деятельности :
МБДОУ ТР детский сад 1
Сроки реализации :
2016 - 2017 учебный год
Актуальность проекта
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.
Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.
Задачи проекта :
Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Прививать трудовые природоведческие знания.
Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.
Ожидаемые результаты :
1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.
План проведение проекта
1 этап Подготовка
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта
2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .
3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Подведение итогов.
3. Презентация проект .
Тематическое планирование
Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей
1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»
2. Наблюдение за температурой и воздуха.
3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.
4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»
5. Труд в природе :
в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;
в природе : ежедневная подкормка птиц.
6. Экологические игры
«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»
7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»
8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.
1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.
2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»
3. Уголок художественно-творческой деятельности
поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,
дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»
4. Уголок экспериментальной деятельности
Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра
1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»
«Если хочешь быть здоровым»
2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.
3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.
4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»
5. Труд в природе
В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.
В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука
6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»
7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты
2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»
3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.
1. НДО «Как поссорился март и февраль»
«Как растет человек»
2. Наблюдение за солнцем на небе.
3. Опыт со светом
4. Беседа «Тайна географической карты»
5. Труд в природе :
В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.
В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений
6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»
7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны
2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.
3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.
1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»
2. Наблюдение за деревьями.
3. Опыт с водой и почвой.
5. Труд в природе
весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.
В уголке природы : уход за растениями в уголке.
6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»
7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»
8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.
1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»
2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»
3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.
1. НДО «Весенние заботы птиц»
2. Наблюдение за растениями.
Понаблюдать за гнездами птиц.
4. Труд в природе.
На участке оформление клумбы, рыхление почвы.
В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.
5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»
6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»
7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.
2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»
3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.
4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.
МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»
Исследовательский проект экологической направленности
подготовительная группа
https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">
воспитанник подготовительной группы
Руководитель проекта: ,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,
Томской области, Томского района
Название: «Секреты наших растений…!»
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)
Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».
Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
Чем полезны овощи?
Что можно приготовить из картофеля?
Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.
Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.
Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.
Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»
Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?
2. Зачем растениям семена?
Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?
Как подготовить семена к посадке?
Как правильно посадить растение?
Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?
3. Знакомство с абиотическими факторами
Свет.
Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.
Температура.
Источник тепла – солнечное излучение.
Почва.
Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.
Типы почв.
Влажность. Значение воды для растений.
Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.
4. Культурные растения в жизни человека
Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.
Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)
Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.
Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.
Подготовка картофеля к посадке.
5. Исследовательская работа
Проращивание картофеля на свету и в темноте:
Материалы:
Клубни картофеля, ведерки, земля.
Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.
Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.
Анализ результатов за неделю. Выводы.
Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.
6. Обобщение и подведение итогов работы
Оформление альбома по исследовательской деятельности.
7. Заключительное занятие
Подведение итогов. Награждение детей.
См. Презентацию проекта.
МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» ДЕТСКИЙ САД № 30
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».
РАЗРАБОТАЛА:
ДМИТРИКОВА Г.Н.
ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2015
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 3 месяца.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической кадастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА:
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
Будет вестись систематическая работа на занятиях;
Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
Интерактивная:
анкетирование,
интервьюирование,
дискуссия,
круглые столы,
консультации специалистов.
Традиционная:
родительское собрание,
«День открытых дверей»,
акция «Сбережем природу».
Просветительская:
организация клуба «Земля - наш общий дом»,
выпуск информационных листков,
стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
уголок экологического воспитания.
Общественная:
создание инициативной группы
«Мы защитники природы».
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ:
1. Беседы педагога с детьми:
Познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
Пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
Первично - ознакомительные;
углубленно - познавательные;
Обобщающие;
Комплексные.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».
6. Познавательное развитие:
Рассказы из личного опыта;
Беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
Выпуск плакатов и стенгазет;
Интервьюирование.
В СЕМЬЕ:
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
Непосредственное участие в выпуске плакатов;
Газет (подкрепленного из домашнего архива);
Анкетирование.
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:
фотоаппарат;
компьютер;
интнрнет;
видеокамера.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
Уголки природы в группах;
Экологическая тропа на территории детского сада;
Огород на территории ДОУ;
Огород на окне;
Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
Библиотека книг с экологическим содержанием;
Костюмы животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
Пополнится развивающая среда в группе;
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
Обогащение уровня экологических знаний родителей;
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
(изучение программно - методического материала по направлению работы,
знакомство с новыми технологиями:
Личностно - ориентированная;
Технология сотрудничества;
Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.
Подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Тема: «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акция «Сбережем природу».
Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Тема: Экскурсия в парк.
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Животные леса осенью».
Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.
Тема: «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Человек – часть живой природы».
Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.
Тема: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.
Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями).
Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:
Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы;
Научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (