THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

Римская патриархальная семья

Виды римской патриархальной семьи

Заключение

Список литературы


Введение


В отношении собственно социальном человечество переживает вообще две стадии развития: быт патриархальный и быт гражданственный, незаметными ступенями переходящие из одного в другой. Быт патриархальный, есть быт разросшейся семьи, члены которой связаны не только общим происхождением, но и всей нравственной и дисциплинарной силой его. Патриархальный быт существует лишь до тех пределов, пока семья, сильно разросшаяся, еще не настолько однако велика, чтобы члены ее потеряли возможность личного постоянного общения, личного знакомства, совместного труда и защиты. На этом непосредственном, личном влиянии все построено в патриархальном быту, и тем более прочно, что место каждого члена определяется не выбором, не желанием и даже не заслугами, а естественным нарастанием одного поколения на другое. Патриархальная семья есть плод, так сказать, растительного социального процесса, действия естественных сил рождения, симпатии, подчинения сильнейшему, привычке... Сознательность участвует в этом очень мало, лишь в частностях и подробностях. Но тем сильнее связь привычная и инстинктивная, усиливающаяся еще более тесным единством культа, который всегда или состоит в культе предков или тесно с ним связан.

Семья - ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Можно много говорить о высоком предназначении этого крепчайшего союза людей, но при написаний данного реферата меня интересуют государственный и правовой аспекты семейной организации в Древнем Риме.

Видимо, не ошибусь, сделав утверждение, что от благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой- либо исторической ситуации.

И все это обуславливает актуальность темы моего реферата.

Целью моей работы служит исследование вопросов, касающихся патриархальной семьи в древнем Риме.

Надеюсь, результатом плодотворной работы над данной темой будет понимание вопросов римского патриархального семейного строя.

правовой патриархальный семья брак


1. Римская патриархальная семья


В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль - семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц.

Брак - nuptiae - это социально-значимый союз мужчины и женщины. Союз этот носит строго индивидуальный характер и определяется индивидуальной волей - affectio maritalis. Брак заключался или простым соглашением заинтересованных сторон, или сопровождался ритуалами confarreatio или coemptio, обязательными для знати и жреческого сословия, в результате которых женщина переходила под власть отца семейства мужа. Заключение брака, таким образом, отличается от процедуры перехода жены во власть мужа - conventio in manum mariti. Брак не означал для женщины с необходимостью переход под власть мужа. Эту ситуацию отражало существование двух видов брака - cum manu mariti et sine manu mariti. Имущественные отношения между супругами определялись не фактом брака, но формой его заключения. Особый режим получает то имущество, которое существует исключительно для данной семьи - приданое (dos). Это имущество происходит со стороны супруги и при прекращении брака должно быть возвращено в семейство супруги.

Соответствующие нормы и принципы регулировали отношения, основанные на браке и родстве; некоторое значение в этом регулировании имели также отношения свойства. Поэтому необходимо, прежде всего, познакомиться с этими понятиями.

Самым общим образом и сугубо в предварительном порядке брак можно определить как союз мужчины и женщины с целью совместного воспитания потомства и ведения общего хозяйства. Браки бывают моногамные (союз одного мужа и одной жены), полигамные (допускающие наличия двух и более жен); до сих пор встречаются браки полиандрические (основанные на многомужестве). Римскому праву был известен только моногамный брак. Но формы и основания заключения этого брака, принципы регулирования отношений супругов изменялись в течение сравнительно короткого периода времени настолько существенно, что это должно стать предметом более тщательного изучения.

Лица sui juris (лица со своим правом) и лица alieni juris (лица с чужим правом).

Основным различием римских граждан, в отношении status familiae или же правового положения в семье, было деление на лиц sui jures (лица со своим правом) и лиц alieni juris (лица с чужим правом). Уже по Законам XII таблиц лицами sui juris считались лица мужского и женского пола, имеющие status libertatis и status civitatis (статус римского гражданства), поскольку на них не распространялась власть отца или мужа (patria potestas, manus). И наоборот, лицами alieni juris считались лица, без учета пола и возраста, на которых распространялась власть главы семьи, была ли это власть мужа (manus) или же власть отца (patria potestas).

Деление членов семьи на лиц sui juris и лиц alieni juris было одной из существенных черт римской патриархальной семьи, которая являлась законченным типом общественного объединения, основанного на самовластии pater familias, или главы семьи. Первые проявления такого деления возникли при создании патриархального рода при естественном разделении труда между мужчиной и женщиной, что привело к «историческому поражению женского пола». Именно при возникновении патриархального рода (позднее и консорциума) женщины утратили равноправие с мужчинами - они были признаны лицами, от которых требовалось всю жизнь проводить под защитой и руководством мужской части рода (и мужской части консорциума). Расширение группы зависимых лиц (лиц alieni juris) и мужских представителей римского народа привело к распаду консорциума на патриархальные семьи, как следствие развития частной собственности и новой структуры семьи. С того времени pater familias, как частный собственник орудий и средств производства, и следовательно, средств существования, в своем домашнем хозяйстве (domus, familia, familia pecuniae) обладал абсолютной и пожизненной властью (patria potestas). Pater familias в семье был единственным лицом sui juris, а все другие - мужчины и женщины, взрослые и дети - члены семьи были лицами alieni juris, или лицами с чужим правом, т. е. лицами, подчиненными pater familias.

Подводя итог по первому вопросу можно сказать, что патриархальная семья имеет в основе власть отца.

семья брак патриархальный агнатический

2. Виды римской патриархальной семьи


На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.

а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.

«Anticum consortium», как называл эту общину Ауло Гелий, или «societas fratrum», как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.

б) Патриархальная семья агнатов. - Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscun-dae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).

Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин - domus - дом, домашнее хозяйство.

В агнатической семье pater familia был лицом «qui in domo dominium habet» - лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась «et in res et in person as» имело власть:

) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась;

) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении);

) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (dominica potestas);

) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и

) полной властью над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).

Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством - установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

в) Когнатическая семья. - Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica - семью производителей - и familia urbana - семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов.

Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicast-rense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка.

В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.

Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt subunius potestate aut natura aut jure subjectae. В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву «ad modicam castigationem» (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо - и издержек. Он же - pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.

Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые «ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur» происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.

г) Cognatio servilis. - До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов - контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)


Заключение


В заключении реферата, хочу подчеркнуть:

Во-первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui - «свои», тогда как отец семейства - sui iuris - «сам себе господин», «полноправный».

Вторая особенность римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. Косарев А.И. Римское право. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

По моему мнению, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.


Список использованной литературы


1. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. - Москва, 1989.

Баринова М.А., Максименко С.Т. Римское частное право: учебное пособие для ВУЗов. - ЗАО «Юстицинформ», 2006.

Всеобщая история государства и права / Под ред. К. Батыра. - Москва: Былина, 1995.

Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права (воспроизводится по пятому изданию С.-Петербург, 1916 г.). - Москва, издательство «Зерцало», 2003.

Косарев А.И. Римское право. - М.: Юрид. лит., 1986.

Маслов И.С. Римское право: Учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

Римское частное право / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 1996.

Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. - Москва, 2000.

Новицкий И.Б. Римское право. - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - Москва, 1998.

Омельченко О.А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М.: Юрид. лит., 1991.

Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Гардарика, 1996.

Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Учебное пособие. - Ростов, 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Они сопровождали историю Рима на протяжении всей ее республиканской фазы и даже императоры обязаны им очень многим. Поговорим о "gentes", самых древних и наиболее аристократических родaх Вечного города, тех, которые могли с точностью отследить свое благородное происхождение. Некоторые утверждали, что римские "джентес" являлись прямыми потомками полулегендарных племен, которые III веке н. э собрались вокруг семи холмов, на берегу Тибра.

Несмотря на все старания современной науки, до сих пор ученым полностью не удалось выяснить родовую теорию римлян. Достоверно известно, что в римских "джентес" господствовало признание происхождения и принадлежности к роду по мужской линии. Итак, членами семьи считались только те лица, которые могли доказать, что по мужской линии они произошли от признанного всеми родоначальника. Если человек мог со стопроцентной точностью выстроить всю свою родословную, из которой вытекало, что он является потомком родоначальника по мужской линии, он назывался "agnatо"; те же, кто не был в состоянии доказать родства, однако по общему признанию вел происхождение от одного из мнимых предков рода, звался "gentiles". Самые древние римские роды и семьи были исключительно патрицианскими, так как изначально плебеи, считавшиеся пришлым населением Рима, не имели родового устройства. Поэтому именно патриции составляли древнеримскую знать

Каждый древнеримский род включал в себя несколько семей - "Familiae". Римская семья была построена по расширенному типу: она включала в себя "домовладыку", его жену, детей и его родственников, а также слуг, рабов и и клиентов (clientes) - абсолютно чужих семье людей, связанных с ней некими обязательствами.

В Древнем Риме наличие семьи и детей являлось главной целью существования любого гражданина, при всем при этом отношения в семье не регулировались никакими республиканскими законами, а подчинялись античным традициям.

Из каких же членов состояла римская семья патрициев?

1. Домовладыка (Pater Familias)

Глава и кормилец семьи звался "домовладыкой". Он был бесспорным авторитетом римского патриархата, его воле должны были подчиняться все члены семьи - от детей и жены до других родственников. Власть хозяина дома была безграничной: он мог по своему расчету и желанию отдать дочерей замуж (а в Древнем Риме браки заключались, по большей степени, лишь из политических или финансовых интересов), а потом также по желанию развести их, ему позволялось продавать детей в рабство, кроме прочего он имел возможность решать, признавать или не признать своих детей.

Сыновья в римских семьях были настолько же дискриминированы, как их сестры, ведь власть домовладыки - Patria potestas - распространялась на взрослых сыновей и их семьи, лишь когда умирал их отец сыновья становились полноправными главами своих семейств.

Домовладыка единолично владел всем недвижимым и движимым имуществом семьи, при этом, даже женившись, его сыновья оставались бесправными в своей основной семье. При жизни отца никто, даже сыновья, не имели права владеть и распоряжаться какой-либо собственностью.

Именно домовладыка в патрицианских семьях передавал членство в роду.

Что касается браков, то до периода поздней Республики в Риме практиковали тип брака "cum manu": он заключался в том, что девушка, вступая в брак, попадала под власть главы семьи мужа. Позже этот форма брака изменили на "sine manu": здесь жена не принадлежала семье мужа, а оставалась во власти отца.

2. Женщины и Матроны

Матрона (matrona) была женой домовладыки, зачастую, фактически более влиятельной чем ее муж. Матрона имела большие права, по сравнению с ее же детьми и другими членами семьи, так как на неё возлагались обязанности по ведению хозяйства. Зависимость матроны от мужа ограничивалась имущественными отношениями: она не могла владеть и распоряжаться имуществом без разрешения хозяина дома.

Римские матроны были уважаемы и хорошо принимаемы вокруг: они были вхожи в общество, ездили в гости, принимали участие в торжествах и приёмах.

Что касается девушек на выдание - дочерей - они имели свое собственное приданое, но, как дочери и сестры должны были подчиниться воле домовладыки.

Женщины даже после замужества оставались членом своего рода, причем брака в нашем понятии в Древнем Риме не сущестовало. Брак римлян был похож на современное сожительство: жена в любой момент могла по воле отца оставить своего мужа и возвратиться к себе домой.

До формального заключения брака в Древнем Риме молодых обручали и именно в этот момент жених и невеста произносили брачные клятвы. Клятва в Древнем Риме была похожа на современную: "Согласен ли ты..." у церковного алтаря: невесте и жениху задавали вопрос, обещают ли они заключить законный брак, на что каждый из них отвечал утвердительно. В этот момент жених дарил будущей жене кольцо, надевая его на тот же палец, где его носят современные итальянцы - безымянный левой руки, а также монету.

На римских свадьбах одну из главных ролей играла распрорядительница торжества - благородная дама, которую уважали семейства брачующихся. Она приводила невесту в "зал росписи", а затем передавала ее жениху.

Церемония бракосочетания. Фото Corrillasi

После заключения брака новобрачные отправлялись в дом родителей девушки на пир. По завершению пира распорядительница снова отдавала молодую жену мужу, та же по традиции должна была театрально стонать и плакать, что символизировало нежелание девушки уходить из родного дома, где отец настолько хорошо к ней относился.

3. Слуги

Слугами семьи могли быть даже родственники главы дома, но чаще всего это были отпрыски слуг, прислуживавших роду в течение нескольких поколений, или вольноотпущенники (освобожденные рабы). Они были полностью зависимы от Pater Familias.

4. Клиенты (Clientes)

У клиентов, входящих в римские семьи, не было кровных уз с семьей. Это были нуждавшиеся в покровительстве люди (обедневшие или потерявшие родовые связи), которых богатые патриция втягивали в дела семьи. В силу полученных от глав семей (фамилий) милостей, клиенты выполняли определенные обязательства, важные для влиятельных патрициев: сопровождали своего покровителя на Форум, обеспечивали голоса на выборах и служили на войне под его началом. Немудрено, что патриции желали привлечь как можно больше клиентов. Что касается последних, то их обязательства перед патроном фамилии передавались даже по родству - после смерти отца его дети становились клиентами покровительствующей семьи.

Клиенты и патер. Фото Circolo dei Saggi

5. Дети

Празднования, связанные с рождением нового члена семьи, открывались на восьмой день после его рождения и длились трое суток. После родов к роженица приходил ее отец (патрон) и определял судьбу малыша: признавал членом семьи, приказывал убить либо бросал на произвол судьбы. Если домовладелец принимал малыша, его принимал отец: именно он давал имя младенцу.

После счастливого события в дом приглашали гостей, которые несли дары малышу: как правило, это были разнообразные амулеты, защищавшие от злых духов.

Долгое время, до правления Октавиана Августа, римских новорожденных не регистрировали. Только когда дети достигали совершеннолетия и получали право носить белую тогу, они становились гражданами Рима и попадали в список граждан.

Октавиан ввел закон регистрировать новорожденных в течение месяца с даты рождения в храме Сатурна, в римской канцелярии.

Для Древнего Рима семья имела большое значение, и представляла собой важную ячейку общества. Судьба римлянина во многом зависела от того, в какой семье он родился, какой собственностью и статусом владеет его семья и какое воспитание он может получить.

Главой семьи считался отец, в его руках была власть над всеми остальными членами семьи. Мать семейства тоже пользовалась почтением и авторитетом, к ее словам прислушивались взрослые сыновья.

Во власти отца было наказывать и даже казнить членов семьи, но традиции Древнего Рима не предусматривали жестокость, скорее всего, отец должен был поступать справедливо и в строгости воспитывать своих детей.

Обязанность матери семейства заключались в соблюдении нравственных устоев, она должна была следить за поведением всех членов семьи и их соблюдением римских обычаев. На ее плечах лежали заботы о доме и его благосостоянии, а также мать должна была приумножать общественное уважение к себе и своей семье.

Римской род образовывался близкими по крови семьями, в основном, в одну семью входили отец, его жена, их дети, жены и дети взрослых сыновей, и относящиеся к семье рабы.

Нравы римлян

Основой нравов Рима считалось обязательное служение республике, выполнение долга и отстаивание чести своей семьи и своей страны. Каждый гражданин должен был беспрекословно следовать законам государства, защищать его и высказывать уважение власти.

Важно отметить, что не в нравах римлянин было выставлять напоказ свое богатство, даже обеспеченные семьи жили просто и скромно. Женщины в богатых семьях ткали и самостоятельно шили одежду своим мужьям и сыновьям, а также пряли шерсть. Нравы древних римлянин со временем стали называть «отеческими».

Воспитание детей в Риме

Особенностью воспитания детей в Древнем Риме была строгость, с раннего детства прививались чувства уважения и почтения к родителям. Полноценное имя римскому ребенку давали только на девятый день после его рождения.

А когда он только рождался, его клали к ногам отца, и поднимая его на руки, он признавал ребенка и позволял ему стать членом семьи. Тогда над ними проводили специальный обряд - надевали амулет буллу, ведь по поверьям этот амулет должен был защищать его от зла и нечисти.

Взрослыми дети становились в 14 лет, для этого тоже был специальный обряд - буллу торжественно снимали и позволяли ему надеть взрослую одежду. Таким образом, он становился полноправным римлянином.

Религия римлян

Боги, которым поклонялись в Древнем Риме, соответствовали древнегреческим богам , только теперь у них были другие имена.

Главными богами считались Юпитер, Юнона и Минерва, которые в древнегреческой мифологии носили имена Зевс, Гера и Афина. Эти боги были главными для патрицианских семей, а плебейскими богами считались Церера, Либер и Либера.

В честь всех этих богов выдвигались храмы и святилища, главным среди них выделяют храм Юпитера Капитолийского, а также храм Юноны Советчицы, при котором был двор, в котором чеканили монеты. Также почиталась богиня Диана, которая покровительствовала охоте и соответствовала греческой богине Артемиде, и покровительница домашнего очага Веста.

Римляне строго соблюдали священные обряды и традиции, связанные с почтением богов, но все же их отношение к богам было серьезным и деловым. Священнослужителями считались жрецы, существовали объединения жрецов, которые называли коллегиями, а также коллегия понтификов, среди которых был великий понтифик, возглавляющий всех римских жрецов.


На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.
а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.
"Anticum consortium", как называл эту общину Ауло Гелий, или "societas fratrum", как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.
б) Патриархальная семья агнатов. - Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscundae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).
Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин - domus - дом, домашнее хозяйство.
В агнатической семье pater familia был лицом "qui in domo dominium habet" - лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась "et in res et in personas" (118) 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась: 2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении); 3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (domi-nica potestas); 4) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и 5) полной властю над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).
Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством - установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.
в) Когнатическая семья. - Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica - семью производителей - и familia urbana - семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов.
Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicastrense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка.
В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.
Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt sub unius potestate aut natura aut jure subjectae. (119) В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву "ad modicam castigationem" (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо - и издержек. Он же - pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.
Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые "ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur" (120) происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.
г) Cognatio servilis. - До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов - контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)

Familia - это римская патриархальная семья с единоличной властью pater familias (домовладыки).

В римскую семью включались жена, подвластные дети (в том числе и незаконнорожденные от рабынь), родственники, усыновленные лица, рабы, кабальные работники, собственность (dominium): дом, имуще-ство, орудия и продукты труда.

На протяжении римской истории сменилось три вида семьи:

1) консорциум (семейная община агнатов);

2) агнатская семья (по принципу совместного проживания и труда по мужской линии);

3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка).

В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками. Глава семьи являлся полноправным лицом со своим правом (persona sui juris). Все остальные члены семьи находились под властью домовладыки и были лицами с чужим правом (persona aliena juris).

Примечание: римляне проявили мудрую проницательность, создав специфический институт римской семьи и отцовской власти. Большая власть отцов над своими детьми уменьшает количество преступлений, а главное - дает возможность воспитывать граждан скорее нравами, чем законом. Родительской властью люди злоупотребляют меньше, " чем любой другой: это самый священный авторитет, единственный, который не зависит ни от каких условий и даже предшествует последним.

6.2. Виды родства

Ататское родство - это родство не по крови и происхождению, а по" факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии.

Например, дочь главы семьи, выйдя замуж, полностью разрывала связь со своей семьей, становилась агнаткой свекра или мужа в новой семье, приобретала статус как бы дочери нового главы семьи, а потому и на-следовала от него как дочь.

Агнатские родственники делились на две группы: близкие и дальние родственники. Близкие - т. е. проживающие в одном консорциуме под властью одного домовладыки; дальние - это те, которые когда-то были под его властью или могли бы быть членами данной семьи, если прежний домовладыка еще бы жил при их вступлении в семью. Степень родства определялась тем, сколько шагов по освобождению от отцовской власти потребовалось совершить, ч тобы стать лицом со своим правом.

Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством.

Когнатское родство - это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка.



В когнатическом родстве различали линии (две) и степени (пять очередей наследования).

Родственники по прямой линии - это родственники, происходящие один от другого в непрерывной последовательности. Линия могла быть прямой восходящей (ascendenti) от потомка к предку (внук, сын, отец) и прямой нисходящей (descendenti) от предка к потомку (отец, сын, внук).

Родственники по боковой линии - если они происходят от общего предка, но не друг от друга (сестра и брат, дядя и племянник, двоюродные братья).

Боковое родство было полнородным (общие мужские и женские предки) и неполнородное (полуродное).

Неполнородное родство различалось как единокровное (от общего отца и разных матерей) и единоутробное (от одной матери и разных отцов). Это деление было тесно связано с определением статуса брачных и внебрачных детей.

Степени родства определялись числом рождений в родстве двух лиц. Отец и сын - первая степень, брат и сестра - вторая степень, дядя и племянник - третья степень.

От родства следует отличать свойство. Свойство - это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама