THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем, ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С. Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений. Концепция воспитания - это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой - многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Главная цель воспитания - разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать практическую воспитательную деятельность. Перечислим эти признаки:

  • * более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;
  • * принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;
  • * центрированность на задаче, а не на себе;
  • * некоторая автономность, потребность в уединении;
  • * личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;
  • * мистичность и опыт высших состояний;
  • * чувство сопричастности, единения с другими;
  • * демократическая структура характера;
  • * различение средств и цели, добра и зла;
  • * философское, неврожденное чувство юмора;
  • * самоактуализирующееся творчество;
  • * сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе. Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой конкретизацию - определение стратегических и тактических задач воспитания. Л.С. Выготский писал: «Человек, в сущности, воспитывает сам себя… С научной точки зрения, невозможно, чтобы один воспитывал другого», т. е. педагог по собственному произволу не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить - в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается, в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.

В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности (переход на новые уровни), ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (В.С. Кукушин). Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью? Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель де Монтень, Томмазо Кампанелла и др.) провозглашали культ человека. Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура (Г.М. Коджаспирова).

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, предупредительность, правдивость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность, достоинство.

Дж. Локк говорил о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Основные идеи в области воспитания К.А. Гельвеция - врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности, воспитание как направляющая сила в развитии интересов, политическая система как определяющее начало воспитания.

Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» рассматривал, каким должно быть воспитание: свободным, естественным, зависящим от природы, людей.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, говорил он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания -- создать человека. «Жить -- вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет -- соглашаюсь с этим -- не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, считал, что цель воспитания -- развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека». Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизировал эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт цель воспитания видел во всестороннем развитии интересов, направленном на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания -- добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитание людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня - обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Т. Кампанелла писал о том, что система воспитания носит общественный характер и одинакова для всех граждан. Воспитание должно быть организовано так, чтобы все дети развивали свои силы и способности.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци - развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци - основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию».

И. Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта - педагогика воли.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого нравственными идеями внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.

Р. Декарт провозгласил идеал воспитания - развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте. Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считали, что воспитание - великое социальное явление, которое должно быть предметом забот государства. Для них человек - продукт среды, во всех недостатках виновата только социальная среда, т. е. капитализм, и надо его заменить социализмом. Трудовое воспитание - необходимое условие всестороннего развития человека.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х гг. XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден, что цель воспитания -- подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -- подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, понимая под этим своеобразное сочетание личного с общественным.

Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского - воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.

К.Д. Ушинский писал о том, что воспитание зависит от исторического развития народа, его нельзя выдумать или заимствовать у других: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

По М. Монтессори, воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности. Система М. Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Я. Корчак говорил об осознании и признании ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Сформулировал принципы воспитания: уважения труда познания ребенка, его неудач и слез, собственности ребенка, тяжелой работы роста, самобытности ребенка, паритетности взаимоотношений, безопасности, ненасилия, безусловной поддержки и помощи, безусловной любви воспитателя к воспитаннику. П.П. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знания закономерностей развития ребенка; на уважении личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннем развитии его личности. П.П. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

А.С. Макаренко разработал систему воспитания и создал теорию трудового коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он утверждал, что самое главное - «уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью». Одним из важнейших элементов воспитания он считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье.

В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинским также разработаны вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА

Кафедра социальной психологии и педагогики

по психологии и педагогике

тема: Цели воспитания

Нижний Новгород

Введение

1. Цели воспитания

2. Цели воспитания в современной школе

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Заключение

Список литературы

Введение

воспитание школа дьюи нравственный

Актуальность темы

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики является проблема постановки цели воспитания. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Проблема решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли: Дубровина И.В, Овчарова Р.В., Гуткина Н.И, Подласый И.П., Бобанский Ю.К., Кузьмина Н.В, Ильенков Э.В., Караковский В.А., Макаренко А.С., Божович Л.И., Давыдов В.В., Платонов К.К., Фельдштейн Д.И., Фридман А.М., Кулагина И.Ю., Ушинский К.Д, Сухомлинский В.Л., Шаталин В.Ф., Выготский Л.Л., Эльконин Д.Б., Сапогова Е.Е., Мухина В.С.

Причинами столь пристального внимания к названной проблеме является вопрос развития будущего поколения, от которого зависит все дальнейшее развитие общества. В современном мире вся практика предыдущих поколений быстро адаптируется и модернизируется под актуальные нужды человека. Цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества.

Вышеизложенное выражает противоречие между постановкой целей воспитания и недосягаемостью данной цели на практике.

Цель исследования: изучение целей воспитания

Задачи исследования:

1. Изучить цели воспитания.

2. Рассмотреть цели воспитания в современных школах.

3. Проанализировать цели воспитания в зарубежной педагогике.

При решении поставленных задач использовались традиционные для педагогики методы исследования : теоретический анализ международных и отечественных информационно-рекомендательных документов по высшему образованию и анализ научных источников и литературы, обобщение научных знаний.

Основные рабочие понятия исследования:

Воспитание (по И.П.Павлова) - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Система воспитания (по А.С. Макаренко) -- устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания.

Цель воспитания (по Ж.Ж. Руссо) - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, такие черты, необходимые любому человеку, независимо от его социального положения и занимаемой должности.

Виды целей (по Н.И. Ильинской) - общие (генеральные), которые соответствуют представлению общества об идеале личности; Педагогические, которые на определенном этапе формируют цели личности; Оперативные, которые ставятся при проведении отдельного урока или отдельного мероприятия.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего___7___наименований и приложений.

1. Цели воспитания

Цель воспитания -- это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание -- от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ -- всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы -- кчему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться -- можноназвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цельвоспитания выступает как общая, когда она выражает качества,которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного(отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает заединство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отделывзятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -- определяющаяхарактеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий исредств. Широк диапазон различий между целями -- от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

История педагогики -- это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся.

Потребности общества определяются способом производства, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая.

При первобытно общинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель -- вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства, и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы -- феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов -- рыцарское воспитание, а для детей крестьян -- трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства. Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

2. Цели воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожаяна мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, -- обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет,всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистовэпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различныйсмысл.

Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а дляболее широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности вусловиях освобождения от частной собственности на средствапроизводства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в пониманиевсестороннего развития умственное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решенатолько революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет наша отечественная школа развивалась подвлиянием идей видных философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период из ее истории вычеркнуть нельзя.Цель воспитания в будущем коммунистическом обществеК. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов итипа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, а во всехобластях техники, общественного производства человечестводостигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, можноставить цель всестороннего и гармонического развития людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из предпосылки, что будущее человечества во многом зависит от того, как направленовоспитание подрастающих поколений, ставили перед революционным пролетариатом важнейшую задачу -- бороться за новые требования в области воспитания и образования, за новуюсистему народного образования. «Коммунисты не выдумываютвлияния общества на воспитание; они лишь изменяют характервоспитания, вырывают его из-под влияния господствующегокласса», --писал К.Маркс.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания --формировании всесторонне и гармонически развитой личности -- потребовали частичного сужения цели, пересмотра иконкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдьне привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа.Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумнойорганизации и поддержке всего общества цель.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы -- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кчеловеческой цивилизации.

Цель воспитания является ключевой категорией педагогики. Педагогическая деятельность всегда целенаправлена, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату.

Цель воспитания выступает как определенная перспектива, идеал личности, определяющий тенденции развития и совершенствования воспитательного процесса. В каждом обществе складываются конкретно - исторический идеал человека. Он определяется как обществом в целом, так и специфической средой, в которой предстоит жить ребенку. Этот идеал отвечает социальным потребностям общества в тех или иных качествах человека, в некоторой степени он одинаков для большинства граждан конкретного периода общественного развития и проявляется в определенном наборе идей, чувств, опыта, взглядов, ценностных ориентиров этноса, которые воспитание призвано привить всем детям без исключения, к какой бы социальной группе они не относились.

Развитие индивида наряду с представителями философской науки свой вклад в теорию формирования образа идеального гражданина и в обоснование методик его обучения и воспитания внесли писатели - утописты Кампанелла, Мор, Локк, Руссо, Оуэн, Дистерверг, Ушинский, Луначарский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский. Веками складывающаяся, постоянно развивающаяся мечта об улучшении физического, морального, интеллектуального, эстетического облика человека в истории земной цивилизации говорит об извечном стремлении человека к совершенству, под которым, как правил, понимают гармоничное развитии личности. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336с.

Ушинский писал, что педагогика «стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда не достижимому: к идеалу современного человека».

В современном обществе пока не сложилось возможностей для того, чтобы каждый без исключения мог овладеть всеми богатствами материальной и духовной культуры (а не просто познакомиться с ними); развить в полной мере свои умственные, художественные способности, технические таланты, трудиться именно в той области приложения своих сил, где он мог бы свободно и с максимальной отдачей проявлять свой творческий потенциал.

Концепция гуманистического воспитания подходит к идее всесторонности и гармоничности конкретно - исторически, учитывая социально - экономические возможности страны, прагматические задачи демократизации общества и школы, и что особенно важно, - по мнению О.С.Газмана,- реализацию прав и свобод личности в образовании. Идея всестороннего развития человека выступает сегодня в качестве перспективы, общечеловеческого идеала воспитания; является ориентиром на возможное развитие личности школьника в направлении самоактуализации, самореализации его творческого личностного потенциала. Но одновременно с идеальной целью необходимо определить и реальные цели и задачи воспитания, так как отсутствие точно поставленных целей задерживает успех школьной работы

Цели воспитания в современной российской школе

1.Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство

2.Воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности

3.Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности

4.Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

5.Воспитание социально компетентной личности

6.Свободное развитие личности

7.Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, в социуме, в самореализации и самоутверждении

8.Формирование человека - гражданина, семьянина, родителя, специалиста - профессионала (интеллект, нравственность, созидательность) А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

При разумном подходе должна сохраняться преемственностьцелей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другуюбессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

3. Цели воспитания в зарубежной педагогике

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобализмом целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Какие же цели выдвигаются в современной педагогике развитых стран? Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение этого вопроса.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные изжизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, он берет ихготовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не можетбыть средством подготовки человека к жизни, оно -- самажизнь. Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества».

Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка -- исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет».

Соединив исходные посылки об уникальности человека и главной цели его воспитания -- подготовку к жизни, Дьюи приходит к выводу, что воспитание должно обеспечить рост человека в практической сфере, рост его опыта, развитие практического ума. Суть воспитания он видит в реконструкции опыта, которая определяет направление для дальнейшего развития опыта. «Воспитание -- это рост, -- пишет Д. Дьюи, -- оно не подчинено никакой внешней цели. Оно -- сама цель».

В качестве одной из важнейших Д. Дьюи выдвигает задачу пробуждения и развития внутренней активности человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Эта установка соединяется в понимании Дьюи с развитием индивидуальных качеств поведения личности. Хорошая цель -- та, которая исходит от самих воспитуемых, но при этом совпадает с требованиями извне и заключает в себе предпосылки для конструирования тех поведенческих установок, которые соответствуют демократическому обществу.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и другие видные педагоги. Они согласны, что ценность воспитания зависит от того, в какой мере оно способствует росту личности, помогает ей найти ответы на возникающие повседневные проблемы, а главное -- указывает, как лучше приспособиться к данной ситуации, выжить в ней. Представление о том, как формируются цели на современном научном языке, дают выдержки из работ западных специалистов. «Максимальное развитие рациональной автономной личности, понимание ею того, что разумно в определенных условиях, -- вот наша главная задача» (П. Херст). «Фундаментальная цель воспитания состоит в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, т.е. личности, которая способна служить утверждению более справедливого общества» (Л. Кольберг). «Воспитание и образование имеют в виду не только дать знания, но и изменять, регулировать позиции, эмоции, желания, поступки людей... воспитание учит человека, как жить». «Воспитание должно готовить людей к хорошей жизни, в которой они смогут выполнять определенную роль, совершать полезные дела» (М. Уорнок). Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

«Главная цель образования, -- пишет известный американский педагог Р.Финли, -- готовить зрелую, целостную личность». Обобщая эти мысли, приходим к выводу, что генеральную цель воспитания прагматическая педагогика видит в самоутверждении личности. Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западногерманского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. Находясь в значительной мере под влиянием идей Дьюи и Пиаже, Кольберг утверждает, что воспитание должно быть направлено на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи. Она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых. Не все, однако, согласны с такой постановкой вопроса. Например, американский философ Р. Деннеки считает, что в этом случае образование отрывается от воспитания, подход к образованию приобретает релятивистский характер, т. е. умаляется роль истины, и все образование подчиняется сиюминутным, чисто практическим интересам.

Педагогика экзистенциализма, как уже отмечалось выше, ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Воспитание -- это разнообразные виды становления, формирования, выбора, борьба человека за то, чтобы кем-то стать... Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию. «Воспитание и образование -- это процесс саморазвития или самовоспитания так же, как процесс получения человеком знаний о мире одновременно есть процесс формирования его самого», -- пишет один из представителей экзистенциалистской концепции воспитания -- К. Коулд.

В 50--60-х годах видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания. Основу для нравственного, подлинно человеческого поведения Больнов усматривает в простых нормах нравственности. Именно возрождение простых норм нравственности должно составлять сегодня главную цель воспитания. «Одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни». Три фундаментальные добродетели -- доверие, надежда, благодарность, --заложенные в природе человека, составляют, по Больнову, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Заключение

Проанализировав все цели воспитания, я пришла к выводу, что:

Цель выражает общую целеустремленность воспитания.При практическом осуществлении она выступает как системаконкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое ичасть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такоеопределение: цель воспитания -- это система решаемых воспитанием задач.

Целями воспитания в современной школе являются: выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности кжизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны ичеловеческой цивилизации.

Цель воспитания в зарубежной педагогике должна быть направлена на развитие сознательной организационной структуры личности, позволяющей анализировать, объяснять и принимать решения по важным моральным и социальным проблемам. Тем самым система воспитания направлена против конформизма, ибо ее задача -- развивать у каждого способность к самостоятельным суждениям и решениям.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика. Том 1: Теоретическая педагогика. - М. Юрайт. 2013. 350-401 с.

Андреева М., 100 секретов воспитания детей. //«Тригон», 2009 год

Л. Сурженко, Как вырастить личность. 1-е издание, 2013 год

О. Ефремов, Педагогика. 1-е издание, 2010 год

А. Грецов, Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. 1-е издание, 2012 год

Л.И. Новикова, Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - 336 с.

Околелов О.П., Конструктивная педагогика. М.: Директ-Медиа, 2013.- 98 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Воспитание как приоритетное направление педагогики высшей школы. Общая характеристика основных целей воспитания студентов. Анализ принципов, детерминирующих содержание воспитания: социально-ценностная направленность, развитие и формирование личности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2015

    Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы в аспекте нравственного воспитания. Комплексное исследование уровней нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы внедрения программы нравственного воспитания на основе фольклора.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2016

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Мораль как категория нравственного воспитания. Методы, средства и содержание нравственного воспитания школьников, особенности его применения на уроках литературы. Анализ ценностных ориентаций (нравственных категорий) учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1 26.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Роль в теории и практике отечественного воспитания православной культурной традиции. Инновационные процессы в области духовно-нравственного воспитания. Сохранение целостности человека - важная задача современного воспитания. Нравственное самоопределение.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Рассмотрение теоретико-методологических основ педагогической концепции джентльменского воспитания на примере Дж. Локка и Ф. Честерфилда. Исследование специфики системы социально-нравственного воспитания через приобщение личности к внешнему опыту.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными. В настоящее время наше общество еще не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперед определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительно благо для личности. Свобода без ответственности - это безответственность, ответственность без свободы - это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

На ряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач:

  • 1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);
  • 2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;
  • 3) формирование художественного ценностного мира личности;
  • 4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;
  • 5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
  • 6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
  • 7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т.п.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

1. Содействовать тому, чтобы начальное звено образования стало фундаментом личностного развития ребёнка.

2. Создать условия для органической связи обучения и воспитания.

3. Способствовать становлению системы школьно-семейного воспитания, которая основывается на поиске, творчестве, заботе, милосердии, дружбе детей и взрослых.

4. Разрабатывать механизмы творческого содружества поколений.

5. Внедрять технологии воспитания, которые будут интересны детям и социально ответственным взрослым.

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.1.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая образование и воспитание как единый процесс, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

Как было сказано, принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой . Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса.

Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.

Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:

С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;

Как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;

В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;

Он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;

Он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).

В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

4.2. Гармоничное развитие личности как цель воспитания

Традиционно общая цель воспитания понимается как формирование гармонично развитой личности, сущностные и содержательные характеристики которой на разных этапах развития общества трактовались по-разному, в соответствии с эталоном (моделью) гармоничной личности как совокупности устойчивых представлений, специфических для различных культурно-исторических эпох.

Античное представление о гармоничном развитии личности, выступающее в качестве одного из наиболее распространенных эталонов, базируется на идее оптимального соотношения составляющих телесной и душевной природы человека, которые образуют упорядоченное внутреннее единство. В античном сознании эталон гармоничного развития – это «красота» и «соразмерность», которые находятся в определенном («правильном») соотношении, причем характер этого соотношения в философских течениях древности определяется по-разному.

Античный идеал гармоничного развития наиболее полно раскрыт в «Диалогах» древнегреческого философа Платона (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), где он соотносится с многозначным понятием «калокагатия», которое является фундаментальной характеристикой «благородного», «прекрасного» и «совершенного» человека (калокагата). Согласие души и тела в трактовке Платона – это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие существования человека.

В соответствии с принципами гармоничного существования античная культура разработала конкретные техники индивидуальной «работы над собой», в частности:

Процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;

Практика самоанализа, или «рассуждений о делах» – ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий;

Работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, самоосмысление (например, знаменитые «Размышления» Марка Аврелия).

Механизмом достижения целей гармоничного существования в античной философии является «катарсис» (дословно «очищение»). В нем наиболее полно выражалось античное представление о душевной и мировой драме искупления, исход которой виделся как восстановление нарушенного первопорядка и в мире, и в индивидуальной душе.

Таким образом, если свести античную концепцию гармоничного развития личности к нескольким основным положениям, то ее можно представить следующим образом:

– гармония связывается прежде всего с внутренним устройством человека, внутренней согласованностью его телесных и душевных проявлений;

– гармония трактуется как здоровье и соразмерность, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта;

– быть гармоничным означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей;

– гармоничная жизнь достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее и не противодействуя ей;

– основными душевными качествами гармонично развитого человека являются здравомыслие и самообладание, благодаря чему он властвует над собственными страстями;

– обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования, поскольку «точку опоры» следует искать не вовне, а в себе самом;

– внутреннее устройство гармоничного человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка».

Античная концепция гармоничного существования нашла отражение и в средневековой философии, с позиций которой гармония достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство. Постоянное поддержание такого состояния приводит человека к гармонии.

Отголоски античной мудрости слышатся в немецкой классической философии, натурфилософии XIX в., науке XX столетия. Античное понятие равновесия, гармонии, или оптимального соотношения гетерогенных составляющих человеческой природы представляется необходимым связующим звеном и объяснительным принципом в междисциплинарных, комплексных исследованиях человека.

На современном этапе развития педагогической науки широко распространена гуманистическая модель гармоничного развития личности. Анализ этой модели требует детального рассмотрения основных идей гуманистической педагогики и психологии, в которой проблематика гармонии нашла наиболее полное отражение и оказалась в центре большинства теоретических построений.

Фундаментальные положения гуманистической модели стали складываться еще в эпоху Возрождения. Многие положения, составившие базис гуманистической модели, были сформулированы такими великими мыслителями прошлого, как Данте, Петрарка, Джордано Бруно, Джанбаттиста Вико, Томас Мор, Мишель де Монтень. Следуя этой традиции, гуманистическая педагогика и психология подчеркивает уникальность человеческой личности, необходимость поиска нравственных ценностей и смысла существования, а также обретения внутренней свободы, выражающейся в самоуправлении и самосовершенствовании. Основополагающие принципы этого научного направления можно выразить в следующих положениях:

Человек целостен и должен изучаться в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

Жизнь человека должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;

Человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

Человек есть активное, творческое существо.

4.3. Методика постановки целей воспитания

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных проблем в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что у человека есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог – это ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы воспитания. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность воспитательной деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

Конкретная цель деятельности воспитателя содержит ряд частных целей, которые принято рассматривать как воспитательные задачи, отражающие установку на конкретное воспитательное мероприятие, определенный отрезок времени и др. Таким образом, в ходе воспитательного процесса педагог имеет дело с системой целей, образующих иерархическую структуру: 1) общая (генеральная) цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности и указывающая общие направления деятельности для всех учебно-воспитательных учреждений общества, определяющая характер педагогической деятельности вообще; 2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности; 3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

Для эффективности протекания воспитательного процесса и достижения конечного результата важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается, ставится. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех его участников. Это достигается в результате грамотно организованного целеполагания , которое в педагогической науке рассматривается как процесс, включающий в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание успешно, если в его основе лежат следующие требования.

1. Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность – выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных условий, обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.

3. Привлекательность – соответствие цели устремлениям и желаниям членов школьного коллектива, социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения.

4. Преемственность – осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.), выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности, возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»).

5. Идентификация – достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

6. Направленность на результат – возможность «замера» результатов достижения цели, что имеет место, если цели воспитания четко и конкретно определены.

Условно выделяют следующие типы целеполагания: свободное, жесткое и интегрированное, сочетающие элементы первых двух типов.

При свободном целеполагании все участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска. При жестком целеполагании цели и программы действий задаются школьникам извне (педагогом). При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения вырабатываются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения (возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности ее существования, способа возникновения), доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, наиболее эффективно свободное целеполагание.

Методика постановки целей воспитания включает также определение конкретных задач, среди которых выделяют две основные разновидности: 1) воспитательные задачи, ориентированные на развитие учащихся, их отношений с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем; 2) организационно-педагогические задачи, направленные на организацию воспитательного процесса.

Следует помнить, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут различаться.

Таким образом, педагогическое целеполагание в самом общем виде может быть условно представлено следующими этапами: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; 2) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов; 3) организация коллективной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей, определение жизненно важных задач; 4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама