THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. (М.И. Земцова. 1978).

Нарушение зрения отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка. Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью. (Л.И. Плаксина, 1999).

Семье, имеющей ребенка с нарушенным зрением необходима помощь специалиста. Рождение ребенка с нарушенным зрением – это стресс для родителей, они не знают чему можно обучать такого ребенка, им неясна перспектива его психического развития. Часто родители испытывают чувство вины, замыкаются в себе, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей.

В такой ситуации от них требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.

Особенно важны первые три года жизни ребенка. Необходимо противостоять сенсорной депривации (лишения ребенка зрительной информации). Воспитание должно основываться на чуткости, любви и терпении.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс.

Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает.



Необходимо взаимодействие семьи и специалистов. Помощь родителям могут оказывать офтальмолог, дошкольный дефектолог, специальный психолог, воспитатель и др. специалисты.

Необходимо стимулировать психическое развитие ребенка с первых дней жизни. Для этого родителям требуется:

наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать;

обогащать опыт ребенка тактильными и кинестетическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводить пассивно-активные упражнения ножками, ручками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, музыкой;

Необходимо чаще брать ребенка на руки и разговаривать с ним, так как телесный контакт при нарушенным зрении приобретает особое значение;

Необходимо максимально использовать остаточное зрение;

Сохранные анализаторы, развивать активное осязание, обоняние. Знакомить ребенка с пахнущими предметами. Обращать внимание на запах из булочной, аптеки и др.

Необходимо развивать у ребенка начальные пространственные представления, обучать ребенка показывать и называть части своего тела, использовать задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве.

Необходимо обучать ребенка ориентироваться в своей квартире, передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а так же вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице. Развитие ориентировки в пространстве и свободного передвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром.

Пространство, окружающее ребенка, должно быть безопасно и стабильно. Следует убрать все неустойчивые и острые предметы на пути ребенка, о которые он может больно ушибиться, опасно удариться, свалить на себя или запнуться. Постоянное нахождение предметов в окружающем пространстве - главное требование для освоения его ребенком с нарушенным зрением.

Необходимо научить ребенка ориентироваться и в микропространстве (например, на поверхности стола): Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: "То, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя". Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от ребенка.

Необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Ребенок не может научиться этим навыкам по подражанию.

Условия, способствующие успешности в самообслуживании:

Максимальное расчленение каждого действия на отдельные операции;

Словесное объяснение каждой операции;

Необходимо многократно повторять одни и те же действия и определенной последовательности при условии активного участия ребенка. Так возникает автоматизированное умение.

Поощрение стремления ребенка к самостоятельности;

Необходимо опираться при обучении на сохранные у ребенка органы чувств (слух, осязание, вкус, остаточное зрение);

Для полноценного развития ребенка с глубокими нарушениями зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению с окружающим миром.

Обращать внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал", из которого они сделаны и другие материальные признаки).

Обращать внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учить различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: "Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон". Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Необходимо развивать у ребенка двигательную активность, так как у дошкольников с нарушением зрения наблюдаются недостатки развития движений. Дети характеризуются малой двигательной активностью. Движения детей скованны, неточны, некрасивы. Характерна медлительность и нарушение чувства равновесия. Стимулирование двигательной активности ребенка возможно при обязательном участии взрослого, которому необходимо прислушиваться к темпу и ритму действий самого ребенка и приспосабливаться к ним. .

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей (родители стесняются его, никуда с ним не ходят). Родители должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать и расположение поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения с взрослым.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка.

Чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Необходимо больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью все действия, чтобы каждое слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые можно наглядно показать ребенку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребенку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен. Необходимо предлагать ребенку повторять за взрослым проговариваемые слова и выражения. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: "Что ты сейчас делаешь?", "Как называется этот предмет?", " Для чего он нужен?" и т.д.

Когда взрослый впервые показывает ребенку какие-то действия, ему необходимо взять руки ребенка в свои и показать, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложить ребенку сделать это самостоятельно.

Необходимо обследовать все предметы, проводить с ребенком от основных частей к деталям.

Родители должны знать, что низкое зрение (или полное его отсутствие) делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: "Какой ты молодец, быстро разделся!", "Ты очень старался, молодец!", "Как красиво ты поставил игрушки!" и т.п. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что от него требуют.

Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа с ребенком, имеющим нарушения зрения, должна иметь комплексный характер и направлена на расширение знаний об окружающем мир, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного.

Литература: Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»

Подколзина Е.Н. «О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения»

http://childrens-needs.com

Культура процесса общения, культура внутрисемейных взаимоотношений в семье не дается от рождения. Однако она может быть прочным достоянием семьи при условии соответствующего воспитания и, что чрезвычайно важно, при условии самовоспитания и родителей, и детей.

Здоровая гармоничная семейная атмосфера с присущей ей красотой человеческих взаимоотношений, как правило, является результатом совместных усилий всех членов семейного коллектива. Этому сложнейшему искусству жизни в семье, искусству семейного воспитания ребенка с нарушением зрения надо обучаться.

Одной из важных задач семейного воспитания детей с нарушением зрения является создание у них активной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих. Но не все родители могут им в этом помочь.

Типы взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с нарушением зрения

Условия формирования активной жизненной позиции слепого ребенка в семье

Такие крупнейшие педагоги-новаторы, как А.Макаренко, Я.Корчак, В.Сухомлинский и др. показали огромное значение оптимистического мажорного тона не только в судьбе коллектива, но и в развитии и судьбе отдельной личности. В создании психологического климата оптимального для формирования личности определяющим является характер взаимоотношений взрослого и ребенка, проникнутый духом уважения, доброжелательности и доверия. А это накладывает определенные обязательства не только на общественное, но и на семейное воспитание, которые взаимосвязаны между собой.

Дополняя друг друга в определенных границах, они, вместе с тем, в целом не являются равнозначными. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем общественное, т.к. его проводником является родительская любовь.

При правильном понимании особенностей слепого ребенка и адекватном отношении к его дефекту, семья может добиться в его воспитании значительных успехов, причем зачастую более коротким путем, чем любые другие формы

http://childrens-needs.com

общественного влияния.

Ничто не может полностью заменить семейного воспитания, никто не имеет больших возможностей для влияния на личность слепого ребенка, чем любящие отец и мать, бабушка и дедушка. Никто не понимает и не чувствует его душу так, как родители. Ведь стержень личности формируется в семье, а школа, общество лишь завершают дело. Дом, родители - это истоки, с которых берет начало характер ребенка, формируется ценность его как личности и благоприятная семейная обстановка прежде всего ответственна за это.

Ребенка и взрослого объединяют не односторонние, а двусторонние отношения, т.к. не только взрослый воздействует на ребенка, но и ребенок оказывает влияние на характер семейных отношений и на родителей. Это объясняется тем, что свои права и обязанности имеют как тот, так и другие. Признание этого обстоятельства создает фундамент, на котором покоятся семейные отношения. Характер этих основных базисных взаимных установок создает и предопределяет в каждой семье неповторимый стиль и колорит.

Существующий в семье климат зависит от типа отношений, который господствует в ней, от взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также, и может быть, в первую очередь, от их отношения к ребенку. Как мы знаем, семья передает своему ребенку духовные ценности и идеалы, являющиеся ее достоянием. Если в семье хорошая атмосфера и отношения с ребенком складываются благоприятно, то это неминуемо скажется в будущем на общей социальной позиции слепого ребенка, на его общем отношении к себе, к окружающим людям и обществу, которая будет иметь тенденцию развиваться в положительном, благожелательном плане.

Что же значит благоприятная, для развития слепого ребенка семейная атмосфера? Если в семье, где живет слепой ребенок царит дух теплоты, взаимного уважения и, что исключительно важно и ценно, атмосфера понимания между членами семьи, то ребенок может расти и развиваться беспрепятственно. Такие семейные отношения можно охарактеризовать как гармоничные, с присущими им, дружеским, задушевным и доверительным стилем общения.

Всех членов такой семьи связывает, помимо чувства взаимной привязанности, также и высокая степень духовной, психологической близости. Поэтому общение родителей со своим слепы ребенком развертывается в такой семье не только с субъективным ощущением легкости, но и с высокой степенью

http://childrens-needs.com

доверительности и согласия.

Все эти факторы и обеспечивают процесс отождествления ребенка с одним из родителей, благодаря чему и происходит принятие и усвоение им ценностных ориентаций семьи, жизненных установок и мировоззренческих позиций.

Попробуем разобраться, более детально, что же лежит в основе такого типа взаимоотношений в семье.

Подобная гармоничная, здоровая атмосфера покоится прежде всего на фундаменте уважительного отношения к личности, к личности не только взрослых членов семьи, но и к личности слепого ребенка. Это является первым принципом, на котором строится общение в данной семье. Если родители видят в своем слепом ребенке личность, уже сегодня (как бы он ни был мал, и беспомощен), а не потом, когда-нибудь, то они уважают его и интересуются им и его жизнью. Такое уважительное и заинтересованное отношение сквозит во всем. В том, что слова ребенка, как правило, не подвергаются сомнению, в том, что его способности и возможности не умаляются, а его суждения и мнения, может быть и незрелые, спокойно выслушиваются принимаются всерьез и поправляются без того, чтобы его унизить. В таких условиях слепой ребенок чувствует, что он заслуживает уважения и доверия, и это является необходимой предпосылкой для развития у него адекватного уровня собственного достоинства, без которого не может быть сформирована социально ценная личность.

Следует специально подчеркнуть, что слепой ребенок в такой семье, будучи ценным для окружающих его взрослых, тем не менее воспринимается ими не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений. Подобный тип семейных взаимоотношений обеспечивает подлинный авторитет взрослых, подлинное уважение к ним ребенка.

Вторым краеугольным камнем, цементирующим взаимоотношения и создающим атмосферу в семье, является душевное тепло, связывающее всех ее членов. Большое значение для успешной жизнедеятельности человека имеют эмоциональные впечатления. Прежде всего это касается положительных эмоций. Потребность в общении у слепого ребенка, неразрывно связана с его потребностью в ласке. Не будет преувеличением сказать, что потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у слепого ребенка не менее сильна, чем потребность в любви. Духовная сфера слепого ребенка нуждается в

http://childrens-needs.com

постоянном притоке положительных эмоциональных впечатлений. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивных воспитания и обучения. Радость ребенка во всех ее проявлениях является предметом особого внимания и бережного отношения со стороны всех членов семьи. Они хорошо знают, как важно не только проектировать будущую радость ребенка, не только формировать его положительную жизненную перспективу, но и создавать, а также поддерживать и беречь положительный настрой сегодняшнего дня. В таких семьях родители умеют как поддерживать спонтанно возникающие проявления детей, так и успешно создавать, нести радость ребенку. Они не скупятся на добрые слова, прикосновения к ребенку. Они очень нежны в ласке. При этом они не обязательно ласкают ребенка специально, ласка пронизывает все их деятельное общение со слепым ребенком. Такие родители хорошо знают, какой великой силой обладает теплое материнское прикосновение или мужественная нежность отца. Порой такое влияние на ребенка бывает куда большим, нежели вещественный подарок или продолжительная беседа с ним. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития слепого ребенка. В такой семье взаимоотношения взрослых и ребенка сложились так, что он живет с любовью к людям, и в атмосфере любви.

Ощущение уверенности, адекватное развитие у слепого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения зависят от того, является ли он предметом бескорыстной родительской любви. Ощущение собственной ценности зависит от спонтанной любви и уважения тех, с кем ребенок себя отождествляет, с кого он берет пример, чей образ для него более всего значим- т.е. с родителей. Именно, поэтому так важно, чтобы родители любили ребенка таким, каков он есть. Считая его ценным самим по себе, а не потому, что он угождает им, не потому, что он послушен или проявляет какие-то способности, или вообще "за что-то". Вот такой безусловной родительской любовью и любят родители своего ребенка в анализируемой нами семье. Они знают, что уважение человека к себе, гордость собой автоматически не следует за успехом, и не основываются на способностях или привлекательности. Для самоуважения слепому ребенку необходимо иметь опыт безусловной родительской привязанности, безусловного родительского уважения. И это является тем душевным богатством, значение которого для

http://childrens-needs.com

полноценной компенсации слепоты, трудно переоценить.

Сказанное не исключает важности фактора успеха в жизнедеятельности слепого ребенка, но это вторичное. Основным, принципиальным фактором, бесспорно, является наличие безусловного принятия слепого ребенка семьей, наличие безусловной родительской любви.

Все вышесказанное предполагает большую требовательность к ребенку. И это является третьем основополагающим принципом, на котором строится оптимальная для развития слепого ребенка семейная среда. Осуществление принципа требовательности, без всяких скидок на дефект ребенка, задача вполне реальная, хотя и нелегкая. В таких семьях взрослые очень многое требуют от ребенка. Но их требовательность основана на любви и уважении к ребенку - желая, чтобы он их слушался, родители не скупятся доказывать разумность своих требований. Поэтому регуляция и контроль за поведением ребенка осуществляется мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам.

Такие родители, когда нужно, не боятся проявить твердость в отношении к своему ребенку. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо. Наказание в такой семье - исключительное явление. Родители добились того, что в наказании, как методе воспитания, просто нет необходимости. В этих семьях воочию выступает педагогический закон, гласящий, что существо дисциплины, ее 9/10 - это любовь, которую ребенок испытывает к воспитателю.

Атмосфера радости и счастья в таких семьях строится на реализации единства принципа труда, трудового усилия и наслаждения, а это значит, что труд такому ребенку доставляет подлинные мгновения счастья. И это обстоятельство является исключительно важным. В таких семьях очень хорошо известно, что удовольствие, радость выполняют воспитывающую функцию лишь тогда, когда они сопряжены с трудом, с мускульным или же мыслительным напряжением ребенка. Это приучает слепого ребенка и к волевому усилию, без которого невозможен никакой труд. Зная это, родители с самого раннего возраста, постепенно, но систематически и последовательно, вовлекают своего слепого ребенка в труд по самообслуживанию, в бытовой труд - помогающий взрослым, а также в специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В

http://childrens-needs.com

такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления всяких трудностей, от исследований, от действий по собственной воле, собственной инициативе. Он научается вступать в прямое, непосредственное взаимодействие с предметным миром, а также в прямое непосредственное общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний. Такая самокоррекция, с помощью обратной связи оказывается возможной благодаря открытости слепого ребенка окружению, и отсутствию у него страха перед ним.

Самостоятельность в преодолении трудностей предполагает постепенность в наращивании физических и интеллектуальных трудностей, постепенность в росте сложности заданий для слепого. Все это не исключает, а предполагает также безусловную помощь взрослого (особенно на начальных этапах), в случаях когда ребенок сталкивается с непосильными для него трудностями.

Взрослые члены такой семьи где растет слепой ребенок тонко и проницательно умеют отметить и зафиксировать любой его успех как в учебе, так и в труда. Поэтому любое достижение слепого ребенка оказывается разделенным всеми членами семьи, а потому и усиленным в несколько раз. Все это и создает ему ощущение радости, уверенности и раскованности. В такой семье всегда стараются найти в действиях ребенка удачные моменты, например, усердие или элементы самостоятельности, творчества, хотя бы небольшое продвижение вперед в темпе выполнения задания и т.п. Очень важно обнаружить то, что искренне нравится взрослому, что безусловно является достоинством слепого ребенка и только за это, но уже не скупясь на добрые слова искренне похвалить его. Такая оценка деятельности ребенка взрослым, не его недостатков, ошибок, а прежде всего достоинства, фиксирующая то, что хорошо получается, чем ребенок смог овладеть, помогает ему осознать и укрепить свои индивидуальные положительные особенности, индивидуальные преимущества, с помощью которых он может быстрее преодолеть трудности познания и активного усвоения окружающего. Это умение вовремя, а главное, за дело похвалить ребенка, в значительной степени помогает сделать труд и обучение слепого ребенка радостным и интересным, способствуя тем самым, максимальному компенсаторному эффекту.

Требовательность, умеющая учитывать желания и волю самих детей,

http://childrens-needs.com

создает вместе с тем у них ощущение свободы и самостоятельности, в высшей степени благоприятствуя их творческим проявлениям. Такая требовательность не подавляет ребенка, а способствует наиболее полному и оптимальному развитию его как личности.

В заключение, коснемся последнего - четвертого принципа, на котором строится благополучие таких семей. Мы затрудняемся квалифицировать его в общей форме, по всей вероятности, наиболее близко, к нему подходит понятия ответственности и самокритичности. По сути дела этот принцип проявляется в умении взрослых членов такой семьи спрашивать с себя не меньше, а больше чем

с своего ребенка, в необходимости постоянно проверять и контролировать самих себя - правильно ли я поступил, прав ли я, не позволяю ли я своему плохому настроению, своей досаде выливаться на моего слепого ребенка и т.п. Взрослые в таких семьях способны признавать свои ошибки, и, что очень важно, не только в кругу взрослых членов, но и перед ребенком. В основе подобного стиля общения лежит тот факт, что такие родители не отказались от борьбы с собой, со своими собственными недостатками и неумением, им присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и всей семье, непрерывное прогрессивное изменение, движение к лучшему.

В результате реализации всех этих принципов семье совместно со школой, удается подготовить слепого ребенка к активному и плодотворному участию в жизни общества, подготовить ребенка, умеющего работать в коллективе и для коллектива.

Влияние негативно складывающихся типов взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения на воспитание

и формирование их личности

Очень важным и поучительным для воспитания незрячего и слабовидящего ребенка является также рассмотрение негативного опыта взаимоотношений в семье, возникающего при рождении ребенка с глубокими нарушениями зрения и анализ трудностей в ходе его воспитания, порождающих неблагоприятное семейное общение и его влияния на воспитание и формирование личности ребенка.

Рассмотрим три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных

http://childrens-needs.com

взаимоотношений и проанализируем характер их негативного влияния на воспитание и развитие слепого и слабовидящего ребенка. Это поможет родителям и другим взрослым членам семьи несколько по-новому, глубже и требовательнее разобраться в своей конкретной семейной ситуации, и попытаться раскрыть причины и суть их собственного конкретного внутреннего всегда индивидуального конфликта и найти пути воспитания, способствующие коррекции дефектов развития своего ребенка с нарушением зрения.

Первый тип неблагоприятных семейных взаимоотношений в семье, где растет ребенок с глубокими поражениями зрения, связан с существенной психолого-педагогической проблемой его воспитания в атмосфере чрезмерной заботы. В такой семье ребенок воспринимается родителями не просто как ценный, а как сверхценный, являясь объектом благоговейной и безоговорочной опеки. Или, когда ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. При этом часто родители чувствуют свою "вину" перед собственным ребенком и пытаются искупить ее своей сверхзаботой о нем, принося всего себя в жертву ребенку.

В таком случае взрослые члены семьи все делают за ребенка с нарушенным зрения, ни к чему его не приучают, обращаясь с ним как с беззащитным не способным к самостоятельности существом. Их всепоглощающая забота о своем ребенке направлена на то, чтобы уберечь его от всякого риска. Такие родители балуют своих детей, потакая их капризам и прихотям. Довольно часто такая излишняя опека родителей слепого и слабовидящего ребенка сопровождается чрезмерными проявлениями любви к нему, физическими контактами, зацеловыванием и т.д., что вызывает порой у ребенка желание отстраниться от их близости.

Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, переоценкой его способностей, что в будущем может привести его к серьезным разочарованиям.

Окруженные чрезмерной заботой дети смотрят на своих родителей сверху вниз. Иногда они сознательно или неосознанно находят своеобразное удовольствие в том, чтобы предъявлять своим родителям неразумные требования, а затем чувствовать, как стараются и мучаются их близкие, пытаясь исполнить каждое их желание.

Бережность отношения к своему ребенку с глубокими нарушениями зрения обертывается для этих родителей деспотизмом любимого чада, их собственной

http://childrens-needs.com

нерешительностью, а подчас и страхом сделать что-либо не так. Такой страх родителей может стать своеобразным психологическим образованием, определяющим в значительной степени все их поведение по отношению к ребенку. Истоки этого могут быть самые разнообразные. У одних родителей - это слепое следование принципу во что бы то ни стало быть мягким, сердечным, добрым. У других - как бы загладить раз допущенную резкость и "вину". Но главная причина состоит в неспособности таких родителей быть, когда надо, твердыми и требовательными к своему ребенку, боясь, что в таких случаях дети их будут любить меньше прежнего.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, разумно учитывающих волю, желания ребенка с глубокими нарушениями зрения, но и его возможности и необходимость овладения определенными видами деятельности, руководит ими, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Это связано с тем, что родители оказались неспособными отделить возможности свободы поведения ребенка от культивируемой ими вседозволенности. Их любовь и забота, при отсутствии и несформированности потребности и привычки к простейшим видам труда, доступным в каждом из возрастов, отсутствие умения и желания самостоятельно что-то сделать для себя и родителей превратилось в создание в семье обстановки господства ребенка с нарушением зрения, а сам ребенок превращается в избалованное, изнеженное, эгоистическое существо, не готовое к будущей самостоятельной жизни.

При таком стиле семейных взаимоотношений происходит извращение гуманных методов воспитания, которые требуют взаимодействия умственного, физического, эстетического и трудового воспитания. Единство всех этих методов, пронизанное принципом требовательности, гарантирует формирование подлинно нравственной личности.

Таким образом, пренебрежение к принципу требовательности, сопровождаемое чрезмерной опекой и заботой взрослых о своем ребенке с глубокими нарушениями зрения, приводят к созданию нездоровой, тепличной, искусственной среды, которая существенно вредит компенсаторному развитию ребенка. Такая семейная обстановка тормозит формированию у него таких необходимых в жизни качеств как самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, трудолюбия.

Такой стиль внутрисемейного общения и стиль воспитания препятствует

http://childrens-needs.com

формированию у слепого и слабовидящего ребенка воли, тормозя развитию эмоциональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Главным направлением изменения такого стиля внутрисемейных отношений должно стать введение конкретных, доступных и постепенно усложняющихся требований к слепому и слабовидящему ребенку, учитывая его зрительные возможности, а также снятие излишней опеки и заботы.

Второй вариант внутрисемейного общения и стиля воспитания слепого и слабовидящего ребенка, приводит к формированию у него негативных черт личности, характеризуется чрезмерно подавляющим, деспотическим поведением родителей со своим ребенком.

Этот тип воспитания в семье ребенка с нарушением зрения в первую очередь связан с непониманием и незнанием родителями особенностей развития слепых и слабовидящих детей, с неверием в возможности достижения ими высокого культурного и профессионального уровня развития, неверие в компенсаторное развитие и его роли в формировании самостоятельной и жизнестойкой личности.

Взаимоотношения в семье в таком случае строятся не на взаимном уважении взрослых к детям, а на страхе детей перед взрослыми, или одним из них. Конечно, в такой семье не может быть и речи о взаимопонимании и сочувствии к ребенку с нарушением зрения. Тип общения в значительной степени определяется личностными особенностями родителей, как правило, одного из них.

На первое место в процессе воспитания родители ставят строгость, твердость жесткость, а не гуманность. Они рассчитывают наводить порядок и дисциплину не убеждением, лаской и добротой, а принуждением и нажимом.

Но введение жесткости в практику общения родителей с ребенком и так достаточно ранимым в связи с наличием дефекта зрения таит в себе огромные разрушительные силы, которые способны создавать такую среду, в которой господствует логика насилия, как со стороны взрослых, так и детей, характеризующая начало нравственного разложения. Действительно, воспитывающий прибегает к насилию, как правило, когда он не в силах обосновать разумность своих требований. Бездумная жестокость вызывает у ребенка неприязнь, разобщенность, ложь и иногда даже ненависть.

Покоряясь воле взрослого и его необоснованным требованиям слепой ребенок испытывает и развивает к нему чувство скрытой или открытой неприязни.

«Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения”

Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребёнка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребёнка, родители отчаиваются. Но, как это не трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку. Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок.

Между тем, родители не могут оказать своему ребёнку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребёнка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребёнка. В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к этому ни психологически, ни физически.

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учётом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая сеть специальных дошкольных учреждений, групп позволяет осуществить этот процесс. В них принимаются дети от 2 до 7 лет. Работают здесь учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача-офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.

Необходимость пребывания ребёнка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении, группе с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.

Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, группах, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что ребёнок их не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребёнка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем родители ребёнка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребёнка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения общается с наиболее старшими нормально видящими детьми.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его

реальных возможностей. Следует предлагать ребёнку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого.

В случаях отказа ребёнка от предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребёнка, постепенно подвести к этому. Что бы заинтересовать ребёнка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуется использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: “Мишка будет с нами играть”, “Мишка тоже будет делать с нами”, “Кукла будет смотреть, как мы делаем”, “Зайчик поиграет вместе с нами” и т.д. использование родителями в обучении ребёнка его любимых игрушек создаёт положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребёнка.

Для ребёнка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищённым. В тоже время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребёнка. Это приводит к тому, что ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях. Необходимо формировать у ребёнка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности видеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Поэтому, чтобы научить маленького ребёнка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребёнку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия с ней можно производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребёнок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

  • Больше разговаривайте со своим ребёнком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребёнку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребёнку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
  • Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
  • Воспитывайте у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности.
  • Всё, что вы делаете вместе с ребёнком, проговаривайте.
  • Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребёнком действия, но и учите этому ребёнка.
  • Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь).
  • Обследование всех предметов проводите с ребёнком от основных частей к деталям.
  • Обращайте внимание ребёнка на различные признаки и качества предметов.
  • Учите ориентироваться на собственном теле. Ребёнок должен знать названия частей своего тела и их расположение.
  • Упражняйте в различении предметов по форме, цвету, величине.
  • Научите ребёнка ориентироваться в микропространстве.
  • Родители должны знать, что низкое зрение делает маленького ребёнка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребёнку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительными нарушениями. Развитие ребенка с нарушениями зрения идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения недооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.



Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.
Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.
Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания.

Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции :
1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания.
2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.



С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.
Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиямА.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности. Воспитание дошкольника с нарушением зрения в семье направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения. ! С рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс и у родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка

По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:

1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться.Вотмыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.

Воспитание детей с нарушением зрения одно из самых сложных занятий, ведь здесь нужны знания специальных методов обучения и особенностей развития слабовидящих детей. В семье такие дети, как правило, не могут получить всех необходимых навыков для познания окружающего мира, что значительно тормозит как общее, так и психологическое их развитие. Когда проверка зрения у детей показывает, что у ребенка присутствует та или иная патология, его родители переживают сильнейшее потрясение и не могут оказать малышу необходимую педагогическую и психологическую помощь. И в этом нет ничего удивительного, ведь они совершенно не знакомы с особенностями восприятия детей с нарушением зрения, а также с тонкостями воспитания и обучения таких детишек.

Следует сказать, что одной из основных характеристик детей с нарушением зрения является отличие их психического развития от психического развития здоровых детишек. Как правило, серьезность отклонения от нормы напрямую зависит от возраста, в котором начали проявляться проблемы со зрением, и от степени нарушения зрения. Особенно тяжело ребенок переносит неудачные попытки своего лечения. Но самые большие проблемы возникают у тех детишек, которые страдают проблемами со зрением с первых дней своей жизни.

Наряду с физическими проблемами, у ребенка могут возникнуть сложности, связанные с чрезмерной опекой родителей или, наоборот, с их безразличием. Кроме этого, слабовидящий ребенок страдает от ограничений в движении, которые ведут за собой проблемы в общении со сверстниками .


Еще одна проблема в воспитании детей с нарушением зрения их плохая способность приспосабливаться ко всему новому. Иногда, все это дети начинают компенсировать повышенной красноречивостью. Но, как правило, они не способны понять смысл тех слов, которые они произносят. Именно поэтому так важно дать ребенку правильный пример. Записывайте малыша в кружки, соответствующие его интересам. Там он сможет научиться адаптироваться в новых условиях.

Слабовидящий ребенок испытывает трудности с концентрацией на том или ином предмете . Поэтому у них очень часто слабо развита зрительная память. Но, несмотря на то, что такие детишки намного медленнее запоминают информацию, она остаются у них в памяти довольно большой промежуток времени.

Как бы там ни было, плохое зрение совершенно не влияет на темперамент, целеустремленность и характер малыша. Как правило, такие дети умеют побороться за себя, поэтому в будущем часто многого добиваются. Поэтому родителям не стоит «опускать руки», узнав, что у их ребенка проблемы со зрением. Ведь правильное воспитание непременно сделает из него успешного человека!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама