THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Крещение ребенка — одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Крещение — таинство, когда через определенные видимые священные действия человеку, участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать, по учению православной церкви, крещение — это духовное рождение человека, самое главное событие в его жизни на земле. В крещении к ребенку приставляется в качестве его хранителя Ангел, который охраняет человека всю его жизнь. Крещение — это не развлечение, а серьезное дело и помыслы всех участвующих в обряде людей должны быть чисты, прозрачны и искренни.

Ниже приведены ответы на вопросы о таинстве крещения, которые возникают у тех, кто собирается крестить детей или креститься сам. Основу ответов составляют рассуждения иерея Дионисия Свечникова , дополненные материалами сайтов, представленных в источниках (см. внизу ответа).

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Однако, чем раньше крещен человек, тем лучше. Церковь призывает крестить ребенка либо на восьмой день после рождения (в этом возрасте был посвящен своему Небесному Отцу младенец Иисус), либо после 40 дней (что сегодня происходит чаще всего). Можно крестить и в другое время. Главное — не откладывать крещение на долгий период без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам. Тем более младенец, чаще всего, пребывает во сне и получает не такой сильный стресс от большого скопления незнакомых людей и обстановки.

Можно ли крестить детей в дни поста?

Можно, но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Как выбирают имя при крещении?

Крещению ребенка всегда предшествует наречение именем. В православных семьях и имена должны быть православными, даваемыми в честь того или иного святого. Полный список имен святых (святцы) обычно публикуется в издаваемых ежегодно церковных календарях. Раньше в России было принято называть новорожденных именами тех святых, память которых приходится на день, когда над данным младенцем совершается крещение. Однако нужно понимать, что это был скорее обычай, но никак не требование. В церкви всегда учитывается пожелание родителей по поводу того, в честь какого святого они хотели бы назвать своего малыша. В случае, если у родителей возникают с этим затруднения, то сам священник определяет небесного покровителя. При этом батюшка, как правило, руководствуется достаточной известностью святого. Это делается для того, чтобы кроха, нарекаемый этим именем, впоследствии смог без труда узнать жизнеописание человека, именем которого он был назван, найти его икону. День памяти святого, в честь которого был назван человек при крещении, является Днем его ангела, или днем его именин.

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика — мужчина, а для девочки — женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум — два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование — несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Можно ли женщине становиться крестной в период месячных? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Что дарят на крестины?

На крестины обычно дарят: крестик, крыжму (небольшой кусок белой материи, в который заворачивают ребенка после окунания в купель), икону (ангела хранителя, богородицы или святого, чье имя носит малыш), мерную икону (икону святого покровителя, которая написана под заказ на доске, высота которой равна росту ребенка на момент крещения), одежду для малыша, подушки одеяльца, вышитое белье, детскую Библию или молитвослов, ладанку, мешочек для локона, который срезал священник во время крещения, сладости, серебряную ложечку (возможно с гравировкой имени ребенка), книжки, игрушки, деньги.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении. Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги.

Что делать, если по неведению крестными стали супруги?

Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками (крестными), т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Могут ли стать крестными люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать на этот счет несметное множество.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, то вторая должна нести всю тяжесть тела на себе. А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один — однозначно: нет.

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Могут ли родители ребенка стать крестными у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, однако супруги не могут стать крестными у одного ребенка.

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически священникам приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, диакон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли стать крестным «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Сколько раз человек может становиться крестным родителем?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать крестным — это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Можно ли стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть крестным у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности — это разные люди, имеющие право на своего крестного.

С какого возраста можно становиться крестным?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Объективные причины — это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным. Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился.

Можно ли крестить без крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, был ли он крещен в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Можно ли беременной женщине стать крестной?

Конечно, можно. Имеющиеся на этот счет заблуждения никак не связаны с церковными канонами и традициями и являются суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.

Что нужно для крещения?

Перед крещением (своим или своего ребенка) необходимо узнать об основах веры, чтобы ответственно подойти к вступлению в новую жизнь. Желающий креститься и крестные должны знать наизусть Символ Веры и молитвы «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся». Для желающих креститься взрослых людей, а также для родителей и крестных младенца в храмах проводятся огласительные беседы со священником. Необходимо посетить как минимум две такие беседы в выбранном храме. В конце второй беседы или непосредственно перед таинством Крещения священник исповедует крещаемых. Родителям и восприемникам детей до 7 лет также рекомендуется исповедаться и причаститься.

Что взять с собой на крещение?

На крещение нужно взять с собой: документы (паспорт для взрослого или свидетельство о рождении для младенца); чистое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после погружения в воду (для младенца можно пеленку); новую длинную белую крестильную рубашку (женщинам можно белое платье); освященный православный нательный крестик; несколько свечей; тапочки (во время помазания елеем человек остается босиком и без носков, тапочки понадобятся до и после этого момента); женщинам нужен головной убор (платок или шапочка).

Как проходит обряд крещения?

Если к крещению приступает взрослый человек, то перед началом таинства он проходит собеседование со священником, во время которого приносит покаяние в своих грехах. Это не исповедь в точном смысле слова, не таинство, а часть подготовки к таинству крещения. Человек должен припомнить свои самые тяжелые грехи и отречься от них.

Перед таинством Крещения совершается чин оглашения, во время которого произносятся молитвы запрещения нечистым духам и человек трижды отрекается от сатаны (за младенца слова отречения произносит крестный). Затем священник спрашивает трижды: «Сочетаешься ли Христу?» — и человек отвечает: «Сочетаюсь». Затем приступающий к крещению читает Символ веры (за младенца читает крестный или крестная).

После этого начинается собственно крещение. Во время этого таинства человек трижды погружается в освященную воду и затем облачается в белую рубашку (символ новой жизни в свете и со Христом) и надевает нательный крестик. Нательный крест нужно носить всю жизнь, не снимая, а крестильную рубашку — сохранить. Сразу после крещения совершается миропомазание новокрещенного, а затем — его первое причащение.

Как долго длится обряд крещения?

Обычно весь обряд Крещения продолжается около часа, но может быть и дольше, если желающих креститься много.

Настоятель храма иерей Виктор Кобзов

Вот некоторые правила Русской Православной Церкви.

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

По правилам Церкви, необходимым считается только один восприемник, - мужчина для крещаемых лиц мужского пола или женщина для лиц женского пола (Большой Требник, чинопоследование Крещения.) Соответственно своему назначению восприемниками должны быть лица православные и сведущие в вере, т.е. знающие, по крайней мере, главные члены веры. Не допускаются к восприемничеству старообрядцы (а равно, конечно, сектанты) не только у православных, но и у детей старообрядцев, крещаемых православным священником.

Иноверные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости.

Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VIВсел. соб., прав. 53).(Священник Т.Тихомиров. На приходе. М. ПСТБИ. 2002г стр 331-332)

Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Номоканон при большом требнике. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

1) “Святым Синодом об этом не раз было высказываемо в такой форме: „Как по древнему церковному узаконению, в Требнике Большом изображенному, при крещении младенцев положено быть у мужеска пола одному восприемнику, а женска-одной восприемнице; то посему и должно почитать восприемнивом мужа-только бывшее при его крещении лице мужеска пола, а восприемницею жены-только лице женска пола (Опр. 1779 г., III, 11, и др. см. въ Номок. при Бол. Требн. А. Павлова, 405-406 стр.; см. также Ук. Св. Син. 1810 г., I, 19, 1837 г., XII, 31; сн. ниже, о браке).

2) Мы не знаем как там в Болгарской Церкви, но что же касается Церкви греческой и русской, то хотя некоторые стараются доказать распространенност в этих Церквах обычая быть при крещении двум воспримникам (см. статьи проф. А. Павлова въ Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1891, 5-6, 1893, 3, 4, и его же Номок, при Бол. Требн., 211 ст.).Однако, как утверждают другие, в греческой Церкви только иногда допускалось обычаем при крещении младенцев иметь более одного восприемника, во всех же памятниках, где выражается официальный взгляд греческой церковной власти, говорится об одном восприемнике, а в иных даже прямо предписывается употреблять только одного Bocnpиемника.

3) Равным образом и русская Церковь, за небольшими исключениями, всегда признавала необходимым при крещении одного восприемника (см. подр. Ист. чинопосл. крещ. и миропом. А. Алмазова, 628-638 стр., а также статьи проф. И. Бердникова в Прав. Собес. 1891, 2-3; 1892, 3-4, 5, 10-11; 1893, 9).

4) Многие, указывая на то, что допущение при крещении двух восприемников, помимо недоразумений относительного порядка участия их при совершении таинства, возбуждает затруднения в действующей практике и относительно духовнаго родства, как препятствия к браку.

Имея это в виду, а также и принимая во внимание отсутствие этого обычая в древней церковной практике,-высказывают желание, чтобы в современной церковной практике допускалось к восприемничеству при крещении только одно лицо (см. Прав. Собес. 1892, 3-4, 1899, 9).

Решающее значение в этомъ случае могло бы иметь 63 пр. YI Всел. Собора.Также многие утверждаютъ, что въ 53 пр. VI Всел. Собора говорится только об одном восприемннке (см., напр., Прав. Собес. 1891, 2-3).

В таких спорных моментах мы, как правило, обращаемся к канонической истории. Наличие второго крестного есть в собственном смысле слова неписаный, хотя и древний, обычай Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, а канонически, в строгом смысле слова, крестным является только восприемник того пола, что и сам воспринятый от купели. И поэтому в строгом смысле слова духовное родство имеет место между восприемником и воспринятым от купели и его сродниками, а не между теми, кого называют кумом и кумой.

Что делать, если муж и жена стали крестными у одного ребенка. Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это – полбеды. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

В одном можно согласится, о том что ситуация связана с очевидным грехом. Если люди об этом правиле знают, но решили им пренебречь: В таком случае вспомним слова патриарха Фотия Константинопольского, который не без оснований говорит, что малое пренебрежение преданием может привести к общему искажению учения.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос: Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги? Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Предложение быть крестными родителями - это признак того, что вас признали достойным воспитывать нового человека, только показавшегося на свет, в христианской морали. Означает, у будущих родителей ваша религиозность не вызывает колебаний. Но все почаще количество крестных для 1-го малыша становится камнем преткновения меж родителями и церковью. Сколько их должно быть? Могут ли быть крестными супруг и супруга у 1-го малыша? Сколько вообщем духовных родителей может быть у человека?

Вопрос, могут ли быть крестными супруг и супруга сразу, терзает мозги православных людей и вызывает прения даже на религиозных форумах и в спорах меж священниками. По православному канону, для того чтоб ритуал числился совершенным по всем правилам, довольно 1-го воспринимающего духовного родителя – для малышей мужского пола это должен быть крестный отец, а для девченок – крестная мама соответственно. 2-ой крестный необязательно должен быть, это только по желанию родителей.


Православные священники жарко спорят на данную тему. Совершенно точно не могут быть крестными только мама и отец самого малыша. Исходя из убеждений врагов того, чтоб крестные супруг и супруга состояли в браке реальном, супруги после заключения брака являют собой единое целое, и если оба они крестные – это некорректно. Но это не может стать для их препятствием в крещении различных деток из одной семьи. Сторонники того, что домашняя пара может быть крестными родителями, апеллируют к тому, что Святейший Синод занес пояснения в указе от 31 декабря 1837 г. Они говорили о том, что по Требнику довольно 1-го восприемника зависимо от пола крестника, другими словами нет основания считать крестных родителей людьми, состоящими в каком-либо духовном родстве и поэтому воспрещать им вступление в брак меж собой.

Можно сконструировать ответ на вопрос, могут ли быть крестными супруг и супруга, последующим образом. Если брак их зарегистрирован исключительно в ЗАГСе, и не был освящен церковью, то, вероятнее всего, священник православной церкви не будет возражать против того, чтоб супруги стали оба восприемниками на крещении, ведь по законам церкви их брак не скреплен на небесах. То же самое касается последующих случаев, когда быть духовными родителями можно – крестные супруг и супруга могут заключить собственный брак уже после ритуала крещения, и все равно останутся при всем этом крестными родителями.

Современные предки, конечно, желают, чтоб крестные предки были близки к семье крестника, и выбирают восприемников из числа друзей либо родственников. Обыденное количество крестных при обряде – два разнополых человека. Изредка кто обходится одним крестным. Причина тому лежит уже не столько в духовном, сколько в вещественном нюансе. Крестины налагают на духовных родителей обязанности не только лишь религиозно-познавательные, да и вещественные – к примеру, они должны поздравлять духовное чадо с праздничками, а означает, даровать подарки. И, конечно, считается, чем успешнее крестный либо крестная, тем лучше для малыша.

В глубинке с вопросом, могут ли быть крестными супруг и супруга, дело обстоит еще проще. Часто в селах можно столкнуться даже с традицией 4 и поболее кумовей. Там выбирают две либо четыре замужние пары, и совсем не заморачиваются схожими вопросами – верно это либо нет, исходя из убеждений религии. Но если вопросы православия вам важны, лучше, естественно, проконсультироваться со священником, а позже выбирать крестных. И идеальнее всего выбирать их не по кошельку, а по сердечку. Вправду верующие люди, даже не будучи крестными по ритуалу, всегда поддержат вашего малыша в тяжелую минутку и направят его на путь настоящий, а будут ли они супругом и супругой, не так и принципиально. Для вашего малыша и супруг крестного родителя автоматом будет крестным.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама