THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Детские страхи - нормальное явление, ведь так ребёнок проявляет эмоции, привыкает к окружающему миру и социализируется. Некоторые психологи считают, что малышам незнакомо это чувство, но по мере взросления в дошкольном и школьном возрасте наблюдается бояться разных вещей. Появление тревожности имеет свои причины. Их необходимо выяснить, ведь со временем любой страх может перерасти в настоящую фобию, которая останется и во взрослой жизни человека. Коррекция поведения крохи осуществляется разными способами, большинство из которых доступно родителям в домашних условиях.

Многие взрослые часто задаются вопросом: почему малыши ничего не боятся, ведь они могут сделать то, от чего у мужчины или женщины замирает сердце и возникает паника. Это происходит по одной простой причине - у младенцев не развит инстинкт самосохранения так, как у мамы, папы и детей старшего возраста. Однако по мере взросления происходит большой скачок психоэмоционального развития ребёнка, и именно на этом этапе у него начинают формироваться страхи .

Страх - это сильная эмоция человеческого организма, которая формируется вследствие работы инстинкта самосохранения.

Причины появления страхов могут быть разными

Многие психологи и педагоги занимаются изучением формирования тревоги, чувства опасности и боязни чего-либо у детей. Они обращают внимание родителей, что сами по себе эти эмоции не является патологией, поэтому не стоит считать их бредовыми. Это совершенно нормальное явление, которое свойственно многим малышам вследствие их богатой фантазии. Но взрослые должны следить, чтобы небольшой страх не перерос в фобию. Вот это состояние - уже не норма, оно требует консультации со специалистами и длительной коррекции.

Почему ребёнок начинает бояться: все причины появления страхов

Некоторые специалисты отрицают возможность логических суждений со стороны маленьких детей, объясняя это тем, что малыши всерьёз воспринимают любую информацию. Например, родители сказали: «Не трогай собаку, она тебя укусит!». Сын или дочь не понимают, что животное не обязательно будет вести себя агрессивно, это возможно, но не всегда так происходит. Однако в сознании крохи уже сформировался стереотип: все собаки кусаются, если их трогать, поэтому их надо бояться, они опасны. И таких примеров множество. Ребёнок ещё не может связать логические цепочки и усвоить, что не все слова взрослых нужно понимать буквально, это всего лишь предостережение.

Во многих случаях дети боятся не чего-то конкретно, а наказания, которое может последовать от родителей или других взрослых. Именно поэтому мама и папа должны спокойно объяснять крохе, почему нельзя делать что-то, а не сразу ругать ребёнка.

Существуют и другие факторы появления детских страхов:

  • богатая фантазия. Один раз услышав, что в тёмной комнате есть что-то страшное, малыш сразу начинает бояться. Это касается многих фраз и разговоров, которые ребёнок воспринимает как правду. То же самое относится к увиденному: посмотрев страшный мультфильм, кроха может испугаться и думать, что это произойдёт с ним в реальности;
  • действие, которое произошло с ребёнком. Чаще всего причиной появления тревог становятся определённые события. Например, кроху поцарапала кошка, и после этого он стал бояться, ведь животное снова может причинить боль;

    Бояться начинают не все дети. Некоторые, упав с велосипеда, сразу же садятся на него снова. Появление страха во многом зависит от характера: стеснительные, мнительные и замкнутые в себе малыши опасаются чаще других.

  • напряжённая обстановка в семье. Дети очень эмоциональны, они способны повторять настроение родителей и проектировать его на себя. Поэтому ссоры, крики, скандалы между взрослыми негативно влияют на психологическое состояние крохи. Он становится замкнутым, раздражительным, постоянно чувствует тревогу по любому поводу. Если ситуация не изменится, такие ощущения могут со временем перерасти в страх;
  • отсутствие друзей. По мере взросления ребёнок нуждается в социализации. Этот процесс начинается со взаимоотношений с другими детьми сначала на площадке, затем в садике и школе. Но если с крохой никто не хочет дружить, смеются над его попытками войти в коллектив, у него развивается социальная фобия. Из-за этого малыш боится идти играть с ребятами, а посещение учебного заведения превращается в нескончаемый поток истерик и нервных срывов;
  • проблемы в работе нервной системы. В некоторых случаях у ребёнка появляется боязнь, которая ничем не обоснована. Это ненормальное состояние, патология, поэтому обязательна консультация у психолога. Только специалист сможет диагностировать заболевание и поставить правильный диагноз. Такой страх развивается на фоне неврозов, и для психокоррекции понадобится работа с малышом нескольких специалистов.

Боязнь темноты - один из самых распространённых страхов у детей

Что представляет собой синдром детских патологических страхов

Медики также выделяют состояние под названием синдром детских патологических страхов. Оно характеризуется боязнью различных предметов, действий и явлений и возникает необоснованно, без какой бы то ни было причины. Приступ начинается с плача, недовольства и перерастает в сильнейшую истерику и панику. Длится он долго, в некоторых случаях дети могут сутками испытывать необъяснимую тревогу. Этот синдром считается патологией, и психологи связывают его с психическими отклонениями в развитии ребёнка, которые берут начало ещё в раннем возрасте, но заметно проявляются к шести-семи годам.

Видео: психолог о возникновении детских страхов

Методы диагностики страхов у детей

Возникновение боязни медики рассматривают как своеобразную защитную функцию организма, которая может дать о себе знать в определённом возрасте, а затем со временем проходит. Иногда достаточно недолгого разговора, чтобы объяснить, чего не стоит опасаться, и дети тут же забывают о своих проблемах. Однако существуют и патологические страхи, проявляющиеся в виде состояния ужаса и шока. Они негативно влияют на скорость развития ребёнка. Специалист поможет понять, считается ли появление тревоги у малыша нормой или нет.

Чтобы вникнуть в состояние ребёнка, нужно провести диагностику его страхов. Это поможет выяснить причину развития боязни и затем помочь крохе преодолеть тревогу. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который подберёт метод оценки поведения малыша, разработает программу лечения и даст рекомендации родителям, что делать в дальнейшем.

Специалисты обращают внимание, что формирование страха - совершенно нормальное явление. Таким образов организм ребёнка проходит адаптацию к окружающему миру, ведь многое ему ещё незнакомо и непонятно.

Детские психологи используют разные методики для диагностики боязни у детей:

  • разговор с ребёнком. Специалист тщательно продумывает вопросы, чтобы ещё больше не напугать кроху. Важное условие успешного терапевтического воздействия - доверительная атмосфера, в которой малыш чувствует себя защищённым и начинает открывать все свои секреты;

    Диагностировать детей очень сложно: они боятся говорить о своей тревоге. Поэтому один неосторожный вопрос или не та интонация в голосе могут испортить взаимоотношения со специалистом, кроха замкнётся в себе и не станет больше идти на контакт.

  • рисование. Медик может попросить нарисовать что-то на определённую или произвольную тему. После того как ребёнок закончит, рисунок изучают. В расчёт берётся и тематика, и цветовая гамма, которая была выбрана, и расположение, размер фигур на листе бумаги;
  • сказки, анкеты или тесты. Этот способ больше подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый может попросить придумать окончание истории, ответить на некоторые вопросы;
  • лепка. Этот метод используется реже всех остальных и подходит детям, которые отказываются разговаривать с психологом и не любят рисовать картинки.

Большинство детских страхов легко поддаются корректировке

Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

Многие психологи разработали различные тесты, с помощью которых можно определить наличие боязни и степень её проявления. Большой популярностью пользуется методика Александра Захарова и Марины Панфиловой «Страхи в домиках» для детей старше трёхлетнего возраста.

  1. Взрослый рисует на чистом белом листе два дома: один красным цветом, другой - чёрным.
  2. Затем предлагает ребёнку поиграть в игру: в чёрном домике живут только страшные страхи, а вот в красном - нестрашные.
  3. И начинает перечислять малышу вслух по очереди 29 видов различных пугающих предметов и явлений.
  4. Ребёнок, в свою очередь, отвечает, в какой из домиков он разместит каждое название.
  5. Специалист отмечает себе только ту боязнь, которую кроха поместит в дом чёрного цвета.

Эта методика подходит для детей, которые плохо отвечают на вопросы психолога и не любят рисовать

Все страхи в этом тесте можно разделить на определённые группы:

  • медицина (боль во время процедуры, инструменты, например, шприцы, врачи);
  • боязнь смерти;
  • явления и предметы (громкие звуки, автомобиль, гром, вода и т. д.);
  • животные (дикие, домашние, микробы, насекомые);
  • темнота и кошмары;
  • выдуманные персонажи (герои мультфильмов или сказок);
  • люди (другие дети, посторонние и собственные родители);
  • действия (наказание, физическое насилие);
  • пространство (боязнь замкнутых помещений, высоты, глубины).

В зависимости от полученного результата, медики диагностирую состояние малыша и определяют схему действий, чтобы научить ребёнка как справиться с тревожностью и боязнью.

Анкета для родителей на определение наличия детских страхов, фобий и панических состояний

Помимо различных тестов, сказок и других методик, существуют анкеты, которые содержат определённое количество вопросов. На основании ответов родителей, психолог оценивает какова ситуация и даёт рекомендации маме и папе, как вести себя в создавшейся ситуации. Приведённый ниже опросник подходит для детей в возрасте от 4 до 10 лет.

  1. Ребёнок не может долго заниматься одним делом, быстро устаёт и часто отвлекается.
  2. Несколько раз за короткое время меняется настроение: плач может резко перейти в смех и обратно.
  3. Малыш часто огорчается и расстраивается по любому поводу и без.
  4. Любая неудача вызывает плач, истерику, которая может длиться продолжительное время.
  5. Плохое настроение - постоянный спутник ребёнка.
  6. Задания вызывают беспокойство и напряжение.
  7. Беспокойство проявляется часто повторяющимися действиями: сосёт палец, грызёт ногти, постоянно теребит что-то в руках.
  8. Не может засыпать самостоятельно, просыпается несколько раз за ночь, плачет во сне или кричит.
  9. Не может быстро реагировать во многих ситуациях.
  10. Боится незнакомых людей и не любит играть с другими детьми.
  11. Не может самостоятельно принимать решение, не уверен в своих силах.
  12. Часто меняет своё мнение, с ним сложно договориться, т. к. через минуту, пять или час с истерикой кроха будет доказывать, что хочет совершенно другого.
  13. Перед новым заданием, знакомством испытывает недомогание, расстройство пищеварения, боль в голове и неприятные ощущения в области живота.
  14. Наблюдается повышенное потоотделение, особенно перед чем-то новым.
  15. Отсутствуют любимые блюда или лакомства, у малыша постоянно плохой аппетит.

На все вопросы можно дать один из трёх вариантов ответов:

  • да - 2 балла;
  • иногда - 1 балл;
  • нет - 0 баллов.

Таблица: определение уровня тревожности по результатам анкетирования

Количество баллов Характеристика
0 - 5 Ребёнок в порядке. Такой результат - норма для детей этого возраста.
5 - 9 Проблемы малыша находятся на начальной стадии. В первую очередь, ребёнку не хватает родительского внимания.
10 - 14 Определяется повышенная тревожность, некоторые страхи, но их легко скорректировать без помощи психолога. Главное, чтобы мама и папа уделили этому достаточно внимания.
15 - 19 Малыш боится многого, находится в состоянии постоянной тревожности. Если не повлиять на ситуацию сейчас, возможно развитие неврозов.
20 - 30 Критическое значение. У ребёнка наблюдаются фобии, возможно развитие синдрома патологических детских страхов. Требуется длительная коррекционная терапия.

Какие бывают виды детских страхов у дошкольников и школьников

Все боязни ребёнка можно разделить на несколько типов:

  • реальные. Они возникают благодаря инстинкту самосохранения и помогают малышу избежать многих опасных ситуаций. Конечно, такие страхи есть у каждого человека, но взрослые научились их контролировать, чтобы не поддаваться панике и эмоциональному шоку. Задача родителей в этом случае, направить понимание малыша в нужное русло, попытаться понять причину возникновения тревожного состояния и помочь убрать его, чтобы впоследствии оно не переросло в патологию;

    К этому виду также относятся навязчивые страхи. Они возникают как следствие определённых случаев, произошедших с ребёнком. Например, кроха чуть не утонул в ванне, поэтому он стал бояться воды, и купание превращается в истерику. Если вовремя не помочь малышу, такая проблема может перейти в аквафобию, с которой в состоянии справиться только психолог.

  • невротические. Самые опасные страхи, которые могут быть связаны с расстройством психики. Проблема заключается в том, что очень сложно определить причину появления боязни. Поэтому родителям рекомендуется обратиться к специалисту, который с помощью определённых методик оценит состояние крохи и будет работать над исправлением ситуации;
  • сверхценные. Они наиболее распространены среди детей. Практически все ребята в тот или иной период боятся темноты, отрицательных героев сказок или фильмов, животных, одиночества и т. д. Чем больше ребёнок остаётся наедине с проблемой, тем сильнее страх проникает в сознание и заполняет все мысли маленького человека. Он становится навязчивой идеей, которая влияет на эмоциональное состояние крохи негативным образом;

    Психологи приводят такой пример: маленькие дети неразлучны с матерью. Но по мере взросления они должны быть готовы на некоторое время остаться с другим взрослым, которого они знают, например, с папой или бабушкой. При это ребёнок ведёт себя нормально, как всегда. Если же в сознании крохи доминирует сверхценный страх, у него начинается истерика, т. к. мамы нет рядом. Это не просто капризы, в мыслях малыша уже есть определённая установка: вдали от самого родного человека опасно, что-то плохое может случиться в любой момент.

  • ночные. Они возникают только в тёмное время суток, в остальном ребёнок ведёт себя совершенно нормально. Но с приближением ночи заметно ухудшается настроение, появляется тревога, кроха начинает внезапно плакать, не хочет спать один или в полной темноте. В некоторых случаях дети могут без проблем засыпать самостоятельно, но ночью они плачут во сне, вскрикивают, зовут на помощь. Утром малыши часто и не помнят, что им снилось.

Детские страхи нельзя оставлять без внимания, чтобы не усугубить ситуацию

Иногда мама и папа сами виноваты в развитии страхов у своих отпрысков. Когда они постоянно находятся в состоянии тревожности, малыш перенимает такое поведение на себя. То же самое касается и чрезмерной опеки взрослых над ребёнком. Если присутствует слишком много запретов, ограничен выбор, нет возможности самореализоваться, тогда дети замыкаются в себе и бояться сделать что-то не так. Поэтому специалисты настоятельно советуют родителям следить за своим поведением по отношению к крохе.

Видео: разные страхи малышей и пути их преодоления

Проявление страхов в возрасте от года до 11 лет

Особенности проявления боязни различаются в зависимости от возраста ребёнка. По мере взросления страхи могут меняться: одни проходят, а другие появляются. И такое положение вещей считается абсолютно нормальным, ведь так малыш готовится в самостоятельности и жизни в социуме.

Таблица: возрастные особенности появления детских страхов

Возраст Проявление боязни
С рождения до полугода Малыш тревожится не из-за конкретных вещей, а звуков и действий, например, громкого стука, неожиданного движения в свою сторону. Боится остаться без мамы, т. к. привык, что она постоянно рядом.
7 - 12 месяцев Ребёнок так и продолжает пугаться громкого звука и других неожиданных явлений. Но в этом возрасте начинает проявляться боязнь незнакомых людей и обстановки.
1 - 2 года Около года кроха начинает осваивать самостоятельное хождение, поэтому может появиться страх получить травму во время падения. Некоторые малыши опасаются других детей и ни в какую не хотят играть с ними.
2 - 3 года Дети начинают боятся потерять родителей, остаться одни. Причиной стресса и невроза может послужить недовольство мамы или папы по отношению к ребёнку, их развод или частые скандалы.
3 - 5 лет Впервые появляется страх смерти. Ребёнок боится не только умереть сам, но и потерять родителей в буквальном смысле, поэтому страшится всего, что может привести к гибели человека: пожар, наводнение, гроза, авария и другие явления.
5 - 7 лет Малыш понимает всё больше, но ещё не различает, где вымысел, а где реальность. Поэтому объектами боязни становятся герои мультфильмов и рассказов. Некоторые ребята боятся идти в школу.
7 - 8 лет Больше всего дети подвержены школьным страхам: получение плохой оценки, неодобрение учителя и родителей, отсутствие друзей. Многие ученики начальных классов опасаются темноты и закрытых помещений. Также появляется боязнь физического насилия.
8 - 9 лет Остаётся страх перед физическим наказанием. Ещё мальчики и девочки опасаются остаться последними в классе и ничего не добиться.
9 - 11 лет Дети начинают страшиться незнакомых людей определённой категории: неряшливого вида, в состоянии алкогольного опьянения и т. д. Также появляется чувство лидерства, и ученики боятся проиграть в соревнованиях.

Педагогические методы коррекции детских страхов

К коррекции детских страхов психологи подходят постепенно: сначала проводится диагностика, а только потом профессионал разрабатывает стратегию и план действий, определяет метод, с помощью которого можно будет перебороть боязнь у малышей. Современная психология предлагает множество разнообразных способов, которые применяются одновременно, отдельно друг от друга или последовательно .

Следует обратить внимание, что метод, выбранный психологом, должен нравиться ребёнку. Если малыш капризничает, начинает плакать или отказывается выполнять задания, нужно подобрать другой способ. Заставлять или ругать кроху категорически запрещается.

Арт-терапия в преодолении проблемы

Арт-терапия очень распространена, т. к. дети любят рисовать. Её суть заключается в изображении страха ребёнка. Психолог предлагает малышу воспроизвести на бумаге то, чего он боится больше всего, а затем вместе с автором анализирует получившуюся картинку. Например, чудовище можно запереть навсегда, посадив его клетку, из которой оно не выберется. Во многих случаях отличное решение - дополнение рисунка смешными элементами, тогда кроха визуально понимает, что бояться нечего.

Родители могут быть рядом с ребёнком, но не помогают ему рисовать объект тревоги. Также взрослые не должны принимать решение по поводу того, что делать с рисунком: если малыш захочет порвать его, пусть сделает это, но не стоит настаивать и заставлять кроху избавляться от изображения.

Арт-терапия считается самым популярным методом коррекции детских страхов

Игротерапия для достижения психологического комфорта

Это отличный способ помочь ребёнку написать положительный сценарий развития событий. В игровой форме вместе с психологом малыш рассказывает о своих опасениях. Специалист задаёт наводящие вопросы, аккуратно подводя разговор к позитивным моментам. Например, чудовище сидит в шкафу. Можно представить, что монстр сам боится темноты и плачет, хочет к маме. Теперь он не такой страшный.

Многие ребята раскрывают настоящие таланты, вживаясь в роль и преодолевая стеснительность. По окончании терапии психолог может посоветовать записать ребёнка в театральную студию.

Сказкотерапия: роль сказки в индивидуальной психокоррекции

Дети любят сказки, ведь в них добро всегда побеждает зло. Для того чтобы помочь малышу побороть страх, нужно выбирать такие рассказы, которые не только заинтересуют ребёнка, но и помогут почувствовать себя самым смелым и сильным, способным помочь друзьям и родителям. Можно сочинить свою историю и обсуждать её с крохой.

Сегодня взрослые могут заказать специальную книгу сказок, в которой главным героем будет сын или дочь. На страницах этого издания печатают фото малыша.

Сказки с фото ребёнка помогут малышу преодолеть свои страхи

Разговоры об объектах страха с детьми школьного возраста

Беседа об объекте страха подойдёт для детей младшего школьного возраста. Они уже умеют чётко формулировать свои мысли и понимают, что истерики и паника не доставляют удовольствия и сильно выматывают, просто самостоятельно ничего не могут поделать со своим состоянием. Специалист ведёт диалог в уютной обстановке, не пугает ребёнка, а предоставляет свободу выбора: не заставляет его рассказывать всё и сразу. Наводящие вопросы, чёткие разъяснения и аргументы психолога помогут мальчику или девочке понять свой страх и разобраться с ним.

Доверительный разговор с психологом - хороший способ победить страх у школьников

Коррекция детских страхов с использованием аффирмации

Аффирмация представляет собой специальный способ, с помощью которого в сознание ребёнка устанавливается определённый образ. Добиться такого эффекта можно с помощью фразы, которую психолог многократно повторяет, работая с малышом. Например, если кроха будет часто слышать, что кошка хорошая, со временем он в это поверит и перестанет её бояться.

Аффирмация - это обязательно короткая фраза, которая состоит из одного-двух предложений без усложнения. Ребёнок должен слышать только понятные слова и словосочетания.

Методика рисования песком

Сегодня работа с песком набирает огромную популярность. Даже дети, которые не любят или ещё не умеют рисовать, с удовольствием окунаются в это занятие. Этот вид творчества не только развивает мелкую моторику, но и помогает снять напряжение, малыш расслабляется, поэтому специалист более глубоко прорабатывает страхи крохи.

Во время работы с песком малыш успокаивается и тренирует память

Музыко- и танцетерапия в работе психологов

Суть методики заключается в подборе специальных мелодий, которые обладают успокаивающим действие, расслабляюще влияют на нервную систему ребёнка и настраивают на контакт со специалистом. Данный вид терапии часто совмещается с другими: малыш может слушать музыку и рисовать в одно и то же время. А вот танцевать любят не все дети, поэтому мастер своего дела тщательно изучает, подходит ли этот способ для того, чтобы убрать страх.

Медитация как способ преодолеть боязнь

Этот способ используют не все детские психологи. Для того чтобы заниматься с ребёнком медитацией, у специалиста должны быть определённые знания и навыки. Суть метода - выполнять с малышом ряд психологических упражнений, которые позволяют проникнуть глубже в себя, понять причину своих страхов и на уровне мышления побороть их.

Медитация не подходит малышам, ведь они не поймут принципа её действия. Эффективнее всего заниматься со школьниками.

Если у ребёнка проявляются признаки психоза, паники и неврозов, медитация может не подойти в качестве способа коррекции страхов. Дело в том, что для выполнения упражнений необходимо полностью сосредоточиться, но не все дети могут это сделать.

Психотерапия для борьбы с детскими страхами: советы специалистов

Занятия с психотерапевтом включают в себя совместную работу не только с ребёнком, но и тренинги с родителями. В зависимости от степени проявления боязни (начальная стадия или фобия) врач выбирает способ коррекции и приступает к работе. Психотерапия представляет собой систему воздействия на психику малыша, чтобы избавить его от ощущения страха, тревожности и неврозов .

Психотерапевты отмечают, что родителям необходимо изменить своё поведение и прислушиваться к ряду советов:

  • мама и папа должны показывать свою любовь к малышу, окружать его заботой и проявлять понимание;
  • не стоит отмахиваться от ребёнка: ежедневное родительское внимание и проведение вместе времени - залог гармоничного психологического развития крохи;
  • нельзя запрещать детям общаться с ровесниками, им необходимо социально адаптироваться;
  • малыш нуждается в играх, которые должны присутствовать в жизни малыша каждый день;
  • никогда нельзя пугать детей: каждая фраза взрослых воспринимается ребёнком буквально.

Видео: как избавиться от страха

Польза детских страхов

Психоэмоциональное развитие ребёнка предусматривает формирование различных страхов как проявление инстинкта самосохранения. Если кроха не будет понимать, что можно, а что нельзя, он станет беспомощным перед действиями других людей или различными явлениями. Поэтому появление боязни является нормальным состоянием, а вот если малыш ничего не боится, тогда стоит задуматься.

Как только организм распознаёт критическую ситуацию, в кровь поступает доза адреналина. Вследствие этого мозг начинает мыслить быстрее и ярче, что способствует принятию решения. Если бы ребёнок не испытывал страх, добиться такого состояния не получилось бы.

Социальная адаптация детей также невозможна без опасений и проявления страха. Эмоции ребёнка напрямую зависят от восприятия ровесников: малыш хочет познакомиться с другими детьми и обрести новых друзей. Многие мальчики и девочки боятся потерять друга или подругу, поэтому стараются анализировать ситуации, самостоятельно принимать решения и готовятся жить в мире, где мама не будет рядом постоянно.

Литературные произведения, статьи и книги

Чтобы лучше понять природу детских страхов, родители могут изучить литературу психологов и медиков, в которой подробно рассказывается о причинах и способах решения различных ситуаций.

  1. Зигмунд Фрейд, «Психоанализ детских страхов». В своей книге автор описывает совместную работу отца мальчика со специалистом для достижения наилучших результатов, начиная с определения причины появления боязни и рассмотрения схем действия в конкретном случае.
  2. Г. Эберлейн, «Страхи здоровых детей». Доктор медицины из Австрии в своей работе описывает различные формы и виды страхов, которые без проведения коррекции приводят к неврозам, а также расстройству сна и речи. Автор рассказывает родителям, какие методы можно использовать для борьбы с боязнью, а также профилактики её появления.
  3. Книга отечественного психолога Александра Захарова рассказывает о страхах, которые могут присниться ребёнку ночью Зигмунд Фрейд проводит анализ детских страхов, даёт их описание и предлагает пути избавления
    Статья Кочетовой Юлии, опубликованная в электронном журнале «Психологическая наука и образование», раскрывает вопросы коррекции детских страхов В своей книге Ольга Никольская рассказывает как вылечить страхи у аутистов

    Появление страхов в детском возрасте - обычное явление. Но взрослые не должны пропустить момент, когда небольшая боязнь начнёт постепенно перерастать в патологическое состояние. В дошкольных учреждениях и школах с детьми работают психологи, они проводят диагностику несколько раз в год. Если в развитии малыша наблюдаются отклонения, специалист обязательно информирует родителей и даст некоторые советы. Мамы и папы обязаны прислушиваться к этим рекомендациям, чтобы не усугубить ситуацию и помочь крохе побороть свои проблемы.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Эксперты дают советы, как родители могут помочь ребенку преодолеть страх.

Не все боязни плохи. На самом деле, небольшой трепет способствует нашей безопасности. «Без испуга мы лезли бы туда, куда не следует», - говорит Тамар Е. Чански, доктор философии, автор книги «Освобождение вашего ребенка от страхов», директор Детского центра ОКР и тревоги.

Некоторый из них носит эволюционный характер. Например, многие дети - и взрослые бояться не имея своего собственного опыта встречи со змеями, скорпионами и т. п. Некоторые дети испытывают тревогу, часто сильные эмоциональные реакции на непосредственный опыт. Но главным образом, страхи ребенка - предсказуемый обряд.

Тревожность ваших малышей меняется со временем. Вот кое-какие из наиболее распространенных детских тревог, которые они могут испытать на разных этапах развития.

Малыш боится:

  • громких звуков или внезапных движений;
  • крупных объектов;
  • незнакомцев;
  • оставаться один;
  • изменений в доме.

Страхи в дошкольном возрасте:

  • темнота;
  • шум ночью;
  • маски;
  • монстры и призраки;
  • животные, такие как собаки.

Страхи в школьном возрасте:

  • змеи и пауки;
  • штормы и стихийные бедствия;
  • быть в доме одному;
  • страх перед учителем, который злится;
  • страшные новости или телешоу;
  • травма, болезнь, врачи, выстрелы, смерть;
  • опасение неудачи и отказа.

Уменьшение чувства страха у малышей

В идеальной ситуации мир младенца обеспечен безопасностью и спокойствием благодаря родительской заботе. Все, что нарушает эту идиллию (громкий шум или незнакомец) вызывает страх. Одна простая вещь, которую вы можете сделать для поддержания спокойствия, - это установить предсказуемый распорядок жизни для малыша. Кроме того, свести к минимуму количество опекунов. Сильная связь с ребенком - благодаря регулярному касанию, зрительному контакту, разговору или пению - создает основу доверия, прививая вашего ребенка от будущего беспокойства. С расширением мира дошкольников, они продолжают бояться новых мест и людей. Незнакомые воздействия приносят страх перед неожиданностью.

Некоторые из них являются результатом конкретных переживаний, но определенные связаны с развивающимся воображением детей. Понимая, что в этом темном шкафу действительно ничего не скрывается, малыш успокаивается - это замечательное достижение. Но в этом возрасте они недостаточно освоили навык, чтобы знать, как развеять страх. Кристин Лагаттута, кандидат психологических наук, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе, проводит исследования с дошкольниками. Она изучает, как они создают связь между умом и чувствами. Лагаттута объясняет, что «Когда эмоция действительная, тогда детям трудно определить, что опыт, который идет с ней, не есть реальность».

Как помочь своему ребенку

В любом возрасте, разбейте работу над преодолением страха на небольшие шаги, превратив борьбу во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции вы помогаете избавиться от тревоги.

Ослабление страхов у школьников

Взрыв знаний и опыта в школьные годы знакомит детей с более опасными для жизни ситуациями: пожары, ограбления, шторма и войны. Реализм начинает наступать. Однако не думайте, что вы всегда знаете точный источник страхов вашего ребенка. Если он избегает общественных бассейнов, действительно ли причиной тому вода или опаска утонуть? Или это свисток спасателя? Единственный способ узнать - спросить. Из младших детей вы можете выудить это буквально. Скажите им нарисовать две картинки: одна - это изображение самих себя в страшной ситуации с мыслью о «пузыре беспокойства», которая рассказывает, что они думают о себе. Затем попросите их сделать второй рисунок в той же ситуации, но с «умным пузырем», который имеет спокойные, более реалистичные мысли.

Ребенок, который боится отказа учителя, может сказать: «Педагог отправит меня к директору, если забуду свою домашнюю работу». Но «умный пузырь» может сказать: «Мой друг, Алекс, тоже забыл домашнюю работу и учитель только попросил его написать себе памятку». -Этот метод помогает детям установить связь между тем, какое у них самочувствие, когда рассказывают себе эти две очень разные истории, - говорит Чанский. Дети, которые боятся стихийных бедствий, также могут перейти в другое мышление, обучая своих родителей тому, что они узнали в школе о штормах, торнадо или землетрясениях. Это помогает укрепить другой способ взглянуть на ситуацию. Чанси объясняет, что эти методы хорошо работают для детей, которые более ориентированы на познание. Для малышей, которые физически напряжены, много беспокоятся по ночам, и у них проблемы со сном, релаксационные методы могут быть только частью необходимого воздействия

Лори Лайт, сертифицированный воспитатель по медицине, разработала собственные приёмы, которые включали глубокое дыхание, аффирмации и мышечную релаксацию. Она смогла в значительной степени помочь своим собственным детям, один из которых был гиперактивным и хронически болен, другой испытывал стрессовые ночные кошмары. Преимущество состоит в том, что вам не нужно ходить в класс, иметь диплом или много денег, все что необходимо сделать, это включить CD или прочитать книгу.

Общие руководствующие принципы для любого возраста

Когда ваш ребенок боится - не смотря сколько ему лет, не забывайте с уважением относиться к его опасениям. Чански предлагает следующие принципы:

  • Будьте спокойны и уверены. Как вы говорите со своим ребенком о страхах так же важно, как и то, что вы говорите.
  • Помогая малышу противостоять боязням, узнайте, когда он чувствует себя комфортно. Однако не давайте ему полный «выход». Абсолютное избегание - это не ответ на беспокойство.
  • Практически справляться с волнением можно различными способами: при помощи рисунков, домашних животных или ролевых игр.
  • Должно быть вознаграждение - большое или маленькое.

Определенное количество страха - признак здоровья, и оно понятно. Это удерживает нас и наших детей от вреда. Родители учат их опасаться выбегать на оживленную улицу, принимать конфеты от незнакомых людей, глотать неизвестные вещества из медицинского шкафа и т. д.

Мы, по сути, учим малышей осторожности, а это совсем другой вопрос. Совершенно иное, когда ребёнок реагирует на воображаемую, а не на реальную опасность, страх иногда бывает настолько велик, что может превратиться в расстройство.

Помощь ребенку для преодоления тревоги и фобий

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что у каждого ребенка есть страхи в той или иной степени. Некоторые из них - обычные опасения детства, а другие - нет. Роль родителя заключается в том, чтобы успокоить испуганного малыша. Способность делать это хорошо может привести к уверенности и безопасности ребенка в его нынешней и дальнейшей жизни.
В обзоре несколько лет назад были выявлены наиболее распространенные человеческие страхи, некоторые из них связаны с опасениями детей. Вот они:

  • тьма;
  • одиночество;
  • злые люди;
  • отказ;
  • ошибки;
  • собаки;
  • публичные выступления;
  • стоматологи;
  • больницы (кровь);
  • пауки;
  • экзамены;
  • полиция.

    Многие из этих страхов, если их не распознать и правильно лечить в детстве, могут превратиться в более серьезные фобии во взрослой жизни.

Боязнь темноты

Обычно страх перед тьмой возникает, когда родители настаивают на том, чтобы ребенок оставался в полностью затемненной комнате перед сном, или когда малыш просыпался посреди ночи. Некоторые так ужасаются темнотой, что их сердцебиение действительно увеличивается. Родители должны признать, что комната выглядит совершенно иначе когда свет погас, и необходимо предпринять шаги чтобы успокоить ребенка.

Используйте ночник, но экспериментируйте с его размещением, чтобы быть уверенным, что он не создает всевозможные пугающие тени. После того, как свет погас оставайтесь в комнате на несколько минут и расскажите, как выглядят разные вещи: занавес, развевающий на ветру. Оставьте дверь в детскую комнату слегка открытой и скажите ему, что вы будете недалеко. Если ребенок пробуждается посреди ночи, не следует приглашать в свою постель, или вы рискуете создать устойчивую привычку. Вместо этого успокойте малыша в его комнате и скажите, что вы гордитесь им. Оставайтесь последовательными в своем подходе к его поведению.

Страх перед животными

В то время как боязнь перед зверьми затрагивает почти всех малышей, он уменьшается по мере того, как ребенок становится старше. В течение этих лет можно сделать ряд подходов, чтобы уменьшить опасения ребенка. Не передавайте свой страх. Исследуете, а затем научите малыша правильному поведению с животными (например, всегда подходите к собаке спереди, где она может видеть и обнюхать вашу руку).
Определите страх ребенка для него. Например, «Собаки бывают страшными, но эта живет прямо по соседству, и она хочет дружить с тобой».

Подумайте о том, чтобы завести домашнего питомца и выберите то, которое меньше ребенка. Тогда пусть он поможет с кормлением и заботой о животном. Ни при каких обстоятельствах ребенку не разрешается дразнить или жестоко обращаться с питомцем. Это может спровоцировать нападение или укус, и тогда потребуется значительное время, прежде чем страхи ребёнка могут быть полностью преодолены. Не заставляйте малыша кормить животное. Пусть он сделает это в свое свободное время.

Страх школы и особенно детского сада

Школьная фобия, как ее иногда называют, может иметь ряд причин, как реальных, так и воображаемых, и ответственность родителя заключается в том, чтобы выяснить, что вызывает проблему.
Это боязнь школы или страх покинуть дом? Если это опасение перед учебным заведением, в чём конкретно причина? Боязнь ехать на школьном автобусе? Трепет, что его будут дразнить? Каждая из этих возможностей должна быть рассмотрена индивидуально, при необходимости с помощью учителя. Найти хорошего друга, приятеля, который разделит поездку на автобусе или будет товарищем по игре в перерыве.
Если он боится покинуть дом, убедитесь, что ребенок понимает, что вы все еще будете там, когда он вернется из школы. Обсудите каждый школьный день с ребенком, вспоминайте приятные эпизоды.

Страх перед стоматологом

Понятно, что это часто нерешенный опасение детства, так как многие взрослые боятся идти к дантисту. Это провоцируется, потому что ребенок чувствует, что он абсолютно не контролирует ситуацию. Это факт жизни - людям нужно регулярно ходить к дантисту, чтобы их страх был преодолен.

Выбирайте стоматолога и врача тщательно. Если возможно, найдите именно детского дантиста.
Начните с раннего младенчества посещать кабинета одонтолога, чтобы ребенок привык к процедуре простого осмотра. Научите малыша хорошей гигиене полости рта, чтобы поездки к дантисту были минимальными. Постарайтесь не передавать свои опасения к стоматологу, вашему младенцу.

Страх смерти

Дети обычно интересуются смертью. Это нормально, если малыш не начинает внезапно беспокоиться о том, что тот, кого он любит, скоро умрет. Средний ребенок вообще не боится смерти, пока не увидит покойник. Именно тогда он почувствует первые признаки собственной смертности. Будьте готовы обсудить смерть с ребенком, если он этого пожелает, но следует указать малышу на то, что прямо сейчас не нужно беспокоиться об этом. Будьте честны, когда кто-то рядом из вашей семьей умирает либо от болезни, либо от несчастного случая. Недостаток знаний у ребенка может стать причиной страха. Убедитесь, что он не считает, что несет ответственность за смерть. Иногда в гневе люди могут подумать: «Я его ненавижу. Хочу, чтобы он был мертв». Если какой-то ужасный случай привел человека, которому направлена ненависть, умирает, ребенок может чувствовать свою вину. Убедитесь, что он знает, что это не так.

Эксперты считают, что ребенку должно быть более пяти лет, прежде чем сможет присутствовать на похоронах, и только если он захочет. Родители должны представить эту церемонию как прощание с умершим. Возможно, самое лучшее, что могут сделать отец или мать, когда сталкиваются с опасениями ребенка - признать свои боязни младенчества, в частности если родитель испытывал подобные страхи в детстве. Указать, что понимают, насколько разрушительные такие опасения, и что готовы успокоить и утешить каждый раз, когда ребенок в этом будет нуждаться.

Родительский всеобуч.

Тема: «Страхи детей и пути их преодоления»

Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста;

предложить пути их преодоления.

Класс: 3

Классный руководитель: Гонышева С.В.
«Все мы родом из детства…» – сказал Экзюпери. Оттуда же и большинство наших страхов. Страх – это естественная эмоция, свойственная всем людям, такая же, как радость, изумление, восторг. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. Причин этому несколько:

Излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку. Иногда дети могут привыкнуть к повышенной тревожности родителей и воспринимать ее как фон, не более. Но чаще происходит по-другому, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

Гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов. В этом отношении особенно уязвимы единственные дети в семье.

Запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят » Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам». Самое интересное, что потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары. Ребенка нельзя пугать, к сожалению, многие родители об этом забывают.

Большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

Невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.

Травмирующие ситуации. Испуг, испытанный ребенком, может стать причиной появления страха. Например, даже небольшая собака своим лаем может напугать ребенка так, что он будет бояться собак много лет.

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Для каждого периода жизни ребенка, есть свои характерные страхи.

Страхи могут начать формироваться еще во внутриутробном периоде. Негативные эмоции матери вызывают выброс большого количества стрессовых гормонов в кровь, гормоны, попадая через плаценту в кровоток ребенка, могут вызывать его беспокойство. Поэтому предупреждением детских страхов необходимо заняться еще до рождения малыша. Необходимо помнить, что беременность не время для выяснения отношений, построения карьеры и напряженной работы.

Следующий период формирования страхов – возраст до 1 года. С 7 месяцев ребенок уже хорошо отличает маму от других взрослых и испытывает беспокойство, если ее нет рядом. Возраст с 7 до 18 месяцев – так называемый период сепарации – не лучшее время для возвращения матери на работу. Если работать необходимо, то лучше это начать после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, в этом возрасте уменьшается беспокойство от разлуки с мамой. В 8 месяцев появляется отчетливый страх чужих людей, в этот период жизни важно ограничить контакты ребенка с незнакомыми людьми. Описаны случаи сохранения страха перед незнакомыми людьми на всю жизнь только потому, что ребенок в 8 месяцев остался надолго без матери, например в больнице, в окружении чужих людей.

От 1 до 3 лет – возраст, когда ребенок отделяет свое «я» от личности матери. В этом возрасте он требует все большей самостоятельности. Именно на это время приходится известный кризис третьего года. Если предоставить ребенку относительную свободу и дать возможность выбора, то уровень тревожности не будет расти, соответственно, будет меньше поводов для появления страхов. Согласно проведенным исследованиям, основные страхи детей от 1 до 3 лет: страх неожиданных звуков, боязнь уколов, страх одиночества. В этом же возрасте может появиться страх перед засыпанием, связанный с появлением кошмарных сновидений. Если в семье царит здоровый микроклимат, семейные роли распределены правильно, ребенку уделяется достаточно времени и дается достаточно самостоятельности, то такие страхи не сильно выражены и быстро сходят на нет.

Возраст 4-6 лет самый благоприятный возраст для развития детских страхов. Основные страхи, характерные для данного возраста: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Темнота пугает детей своей неизвестностью, ребенок боится чудовищ, которые там могут быть. Это может быть Баба – Яга, ведьмы, страшные животные, персонажи мультфильмов. В этом возрасте ребенок часто просит оставить в спальне горящий ночник, не закрывать плотно дверь на ночь. В этом возрасте огромное значение приобретает возможность общения ребенка со сверстниками. Ребенок, имеющий возможность играть с другими детьми меньше подвержен различным страхам.

В возрасте 6-8 лет на первое место выходит страх смерти или его аналоги: страх потеряться, страх быть съеденным медведем или волком, страх заразиться и заболеть, страх высоты. Детей могут преследовать кошмарные сновидения, связанные с собственной смертью или смертью родителей. В этом возрасте не рекомендуется надолго оставлять детей и проводить болезненных манипуляций или операций, если возможно.

Для возраста 9-12 лет характерны следующие страхи: боязнь не оправдать ожидания родителей и учителей, это особенно характерно для детей с повышенным уровнем тревожности, страх быть не таким как все, страх стихийных бедствий, мистических знаков (вера в приметы, в роковую силу числа «13″), также актуальным остается и страх потери родителей. Чтобы уменьшить уровень тревожности, родители не должны сравнивать их с другими детьми, предъявлять к ним завышенные требования, необходимо поощрять самостоятельное выполнение школьных заданий, а не стремится выполнить их вместо ребенка.

В подростковом возрасте могут развиваться навязчивые страхи (фобии) и навязчивые сомнения. На первое место выходят следующие страхи: страх сделать что-то смешное или нелепое, страх замкнутого пространства, могут появиться неврозы навязчивых действий. Как правило, появлению фобии предшествует эпизод реальной неудачи, а страх его повторения делает переживания болезненными. Сомнения у подростков могут возникать по-поводу внешности, она им кажется уродливой, по-поводу их способности нравиться сверстникам противоположного пола, им кажется, что их никто не любит и не может полюбить. Эти страхи больше выражены в семьях, где родители отличаются излишней принципиальностью и педантичностью, не прощают детям малейших ошибок.

Как же помочь детям справиться со своими страхами? Несколько советов родителям:

1.Не пугайте ребенка.

2.Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки».

3.Не оставляйте ребенка одного, если обстановка ему не знакома или в ней возможно внезапное появление травмирующего фактора, например собаки.

4.Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и » Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

5.Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

Коррекционные методики для преодоления детских страхов:

1.Игры:


-одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте.

Игра в «Тоннель». Создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по-очереди пытаются их преодолеть. Используется при боязни замкнутого пространства.

Игра «Коридор», дети и взрослые образуют как-бы коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача ребенка быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят». Помогает преодолеть страх перед животными, перед внезапным нападением.

Игра «Кочки». Расставляются стулья так, чтобы ребенок одним шагом мог перейти с одного стула на другой. Цель: дойти по “кочкам” до финиша. Если кто-то оступился, «упал в воду», необходимо подняться и идти дальше. После того, как все преодолеют препятствие, игра усложняется, за стульями становятся взрослые и дети и говорят: «Ты не сможешь!», «У тебя не получится!». Следующий этап, когда игроку начинают мешать преодолеть препятствие: резкими выпадами, неожиданными нападениями. Игра позволяет преодолеть страх глубины и неуверенность в собственных силах.

2.Рисование страхов. Ребенка просят нарисовать то, чего он боится. Лучше, если задание будут давать не родители, а авторитетный взрослый. Не надо бояться того, что при рисовании страхи на какое-то время становятся более реальными, это первый шаг по их преодолению. Дальше ребенок должен рассказать о своем страхе, если ребенок не боится это сделать, то это уже большой успех. Потом взрослый забирает рисунок, как бы берет страх себе и закрывает его.

3.Весьма эффективными в преодолении страхов являются ролевые игры. Особенно актуальны они, если ребенок боится какое-то животное, сказочного персонажа или кого-то из людей, например врача. Лучше, если сначала ребенок играет, изображая например, собаку, а взрослый его боится, потом они меняются местами.

4.Преодоление страхов через сказку. Лучше, если это будет сказка, придуманная одним из родителей ребенка, которые знают о его страхах. Сюжет простой: зайчик (мышонок, цыпленок…) боится волка (оставаться один, темноты…), потом каким-либо образом он преодолевает свой страх.

Теперь поговорим о конкретных страхах и путях их преодоления.

Страх животных или крупных насекомых. Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок, на которых изображено животное, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно начинать читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап – мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком. Важно не спешить, если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее.

Страх врачей. Преодоление страха можно начать с чтения сказки о докторе Айболите и обсуждения этой сказки. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом они меняются местами. Еще раз повторю, очень важно никогда не пугать ребенка врачами и больницей. Перед посещением врача, особенно, если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать ребенку, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее. В противном случае, кроме испуга и боли ребенок испытает разочарование от обмана.

Страх темноты. Хороший эффект оказывают игры. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как-будто они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте. Можно разнообразить игру в прятки таким образом, чтобы прятались не люди, а игрушки, т. е. взрослый прячет игрушки в разных комнатах, в одной из них погашен свет, а ребенок должен их найти.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

Боязнь чудовищ, привидений, монстров. Прежде всего – игротерапия. Попробуйте подружиться с источником страха. Помните мультфильм «Крошка Енот»? Не пытайтесь воевать с ним, это только усилит напряжение ребенка. В крайнем случае можно использовать «Волшебный Спрей» (флакон с распылителем термальной воды, на который вы приклеиваете бумажку с соответствующей надписью). Научите ребенка САМОГО «пшикать» на окно (страшная сова), под кровать (приведение, Баба-Яга) и т.д. Используйте также рисование, чтобы выявить страх и справиться с ним.

Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, в них нет ничего патологического, если они не носят затяжной характер и не мешают ребенку взрослеть и адоптироваться к жизни. В большинстве случаев консультация детского психолога не требуется, а все, что нужно вашему ребенку, чтобы страхи остались позади, – это ваше внимание и ваша любовь.

Детская жизнь очень насыщена и разнообразна, внутренний мир активно развивается и ребенок изучает окружающую действительность. Вдруг Вы стали замечать, как ребенок часто стал бояться засыпать один, без света или ночника, ему кажется, что в шкафу живет кто-то страшный, малыша может испугать даже безобидное животное или насекомое... Это далеко не весь список проявления детских страхов, и частая причина обращения к детскому психологу.

Исходя из своей практики, могу сказать, что ночные кошмары, тревожность, излишние переживания ребенка без причины, могут негативно сказаться не только на его психологическом состоянии в данный момент, но и на дальнейшем развитии личности, поэтому крайне важно вовремя обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка.

Мир не всегда дружелюбен и открыт для познания, поэтому важно научить малыша эффективно справляться со своими эмоциями. Тревожные, ранимые и эмоциональные, впечатлительные дети более подвержены появлению различных страхов, но при этом различные страхи могут появиться у любого возраста и пола ребенка.

По данным психологических исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит, и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире.

Диапазон детских страхов ограничен только детской фантазией, как вы понимаете, не имеет чётких границ. Каждый страх индивидуален и психологи в такой работе обращают внимание не столько на содержание их, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Например, один мальчик шестилетнего возраста не может находиться без сопровождения взрослых на любых занятиях, и родители вынуждены всюду его сопровождать и любое предложение остаться без них вызывает у ребенка слезы и паническое состояние. Возникает сильный дискомфорт для родителей и серьезная проблема накануне поступления в школу.

Есть предположения, что одной из первых эмоций, которая появилась у первобытного человека, был страх. Он помог человеку выжить в суровых условиях крайне агрессивного мира. Страхи имеют большое значение и в детской жизни: с одной стороны, они уберегают от необдуманных поступков, а с другой - препятствуют нормальному развитию личности. Чтобы ребенок не стал заложником собственных фобий, выделяйте больше времени на совместные игры, творчество и прогулки.

Теперь поговорим о причинах появления детских страхов:

1.

Первая причина самая очевидная, она заключается в некотором неприятном событии, которое произошло в жизни ребенка. Например, заблудился в магазине, поцарапала кошка. Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если подобные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка поцарапанного кошкой или заблудившегося в магазине развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

2.

Вторая причина - это запугивающее воспитание. Наверняка каждый родитель хотя бы раз использовал эти «волшебные» приемы воспитания детей. «Не ляжешь спать, тебя баба - яга заберет!» или «Не шуми, а то дядя - шофер тебя уведет с собой!». Подобные высказывания негативно влияют на ребенка и вызывают негативные реакции. Я бы не рекомендовала пугать ребенка чужим дядей, кощеем и Бабой-Ягой. Помните, что страхи появляются очень быстро, а избавление потребует много времени, а также усилий всех членов семьи.

Третья причина связана с индивидуальными особенностям характера ребенка. Появлению и закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей, это могут быть и родители, воспитатели, учителя, далее физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части - от нас, взрослых.

Четвертая причина - детские фантазии. Мир фантазий - привычная среда обитания для малышей - дошкольников и младших школьников. Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда ребенок повзрослеет. Малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И отчасти управляемым. Только отчасти, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому - страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

Пятая причина - тревожные родители. Часто сами родители провоцируют появление у детей переживаний и страхов. Ребенок впитывает эмоциональное состояние взрослых, чувствует тревогу. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь». Многократные повторения тоже способны сделать свое черное дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причина шестая - наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание - возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту.

Как же можно преодолеть детские страхи?

Категорически нельзя отмахиваться от детских страхов, говорить, что ничего страшного нет, а тем более, высмеивать боящегося ребенка. Такое поведение взрослых только усиливает детские страхи - им не приходится рассчитывать на их помощь и защиту. Более того, такая реакция родителей может способствовать формированию чувства собственной неполноценности - «Вот ведь мама и папа, такие большие и смелые не боятся ни собак, ни Бабы-Яги, ни темноты, а я - маленький, беспомощный, наверное, никогда не стану таким же бесстрашным, как мои родители».

Если пугающую ребенка ситуацию избежать невозможно, постарайтесь создать для него более комфортные условия. Если он боится засыпать в темноте - оставляйте включенным ночник с неярким светом, если опасается спать одни - предложите спать вместе с мягкой игрушкой, которой «строго-настрого накажите» защищать своего хозяина от всех опасностей.

Можно предложить ребенку нарисовать свое переживание и придать ему смешной и причудливый вид, разукрасить, либо разорвать рисунок с изображенным страхом, главное - вербально его уничтожить.

Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

Игротерапия

В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть. Игры-драматизации и инсценировки отлично помогают избавиться от фобии, а также преодолеть неуверенность, стеснительность и замкнутость.

Музыкальная терапия

Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для малышей. Психологи советуют включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Включайте произведения Чайковского, вальсы Штрауса, симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

Своевременное выявление проблемы и правильное, взрослое поведение родителей обязательно приведет к положительным результатам!

Ребенок растет, развивается, познает окружающий мир и реагирует на него в соответствии со своей генетической предрасположенностью, лично прожитым опытом, особенностями характера, воспитания и поведения родителей. Страх – это естественная человеческая реакция на объекты, несущие реальную или предполагаемую угрозу. Детский страх обычно отличается от взрослого своим недолгим течением.

Среди факторов, влияющих на возникновение боязней у ребенка, можно выделить пол, ведь по статистике девочки подвержены страхам больше мальчиков. Количество детей в семье также влияет – один ребенок из-за высокой эмоциональной привязанности к родителям, испытывает больше страхов, чем обладатель братьев и сестер. Также причиной может быть детский невроз. Любые семейные конфликты способствуют возникновению неврозов у детей, ведь ребенок склонен винить себя во всем происходящем. Можно сказать, что это сигнал к тому, что в отношениях взрослых проблемы.

Какие же еще причины могут спровоцировать страх?


Виды

Детские страхи можно разделить на биологические (природные) и социальные. Первыми, конечно, проявляются природные страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения. К ним относятся боязнь темноты, резких звуков, чудовищ, животных. Со временем добавляются страхи своей и родительской смерти, а также боязнь грозы, воды, огня, высоты и замкнутого пространства. После знакомства с людьми в белых халатах могут возникнуть боязнь врачей, уколов, крови, стоматологии. Биологические страхи обычно присущи детям до 8 лет.

Социальные страхи начинаю проявляться немного позже. Старшие дошкольники и первоклашки начинают испытывать страх опоздания, одиночества, наказания, недовольства родителей и значимых взрослых.

Существует еще одна классификация страхов, подразумевающая разделение в зависимости от пугающего объекта или ситуации, причин возникновения, специфики протекания.

  • сверхценные – это природные страхи, подпитываемые фантазией ребенка. Эта группа является самой популярной и обширной;
  • детские фобии – сюда входят страхи высоты, воды, замкнутых пространств – те боязни, которые могут быть и во взрослом состоянии;
  • бредовые страхи – к ним относят необъяснимые с позиции нормы боязни. Очень часто фобии могут быть спровоцированы каким-то ошибочным стимулом, то есть, к примеру, ребенка постигла неудача, когда в гостях был определенный человек. В бессознательном малыша закрепилась связь и при следующем появлении этого человека он может испугаться.

Возрастная психология специализируется на особенностях каждого периода развития человека. Страхи являются важной составляющей, для каждого возраста есть свои характерные предметы, вызывающие тревогу и волнение у человека.

0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;

1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;

3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;

5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;

7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;

9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.

При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.

Особенности проявления

Проявления бывают самые разные. В легкой форме это может быть учащенный пульс, расширенные зрачки, дрожь и другие соматические симптомы. В зависимости от возраста, испуг может выражаться криком, плачем, жалобами и откровенным ужасом и паникой. Особенности детских страхов в том, что они возникают периодами, и продолжаются обычно не больше месяца. Однако существуют боязни, способные остаться с человеком до взрослого состояния и перерасти в полноценные фобии. К ним относятся акрофобия, гидрофобия, танатофобия и другие.

Возможны различные проявления страха у ребенка. Например, боязнь ночных кошмаров обнаруживается в момент укладывания спать, малыш будет проситься в кровать к родителям или категорически отказываться засыпать в одиночестве. Порожденный детской фантазией страх перед сказочным чудовищем провоцирует ребенка прятаться в шкаф или другие укромные места. В 6 лет острее всего чувствуется страх смерти, он является основой для большинства проявлений боязни:

  • чудовищ;
  • животных;
  • темноты;
  • нападения;
  • болезни;
  • природных стихий.

У школьников появляются новые боязни, связанные с учебной деятельностью. Трепет перед оценкой со стороны взрослых, боязнь опоздать на занятие, страх не быть собой. У некоторых детей, даже тех, которые нормально учатся, и не имею особых проблем с поведением, родительское собрание также вызывает волнение. Страх наказания часто испытывают те, к кому никогда не применялось физическое воздействие.

Психика ребенка формируется под влиянием среды, в которой он живет. Часто родители сами того не желая становятся катализатором в развитии детского страха. Ни в коем случае не стоит обесценивать жалобы малыша, пытаться пристыдить или уверять, что ничего страшного нет. Помочь ребенку побороть страхи можно лишь внимательным поведением, пониманием и любовью. Подробно расспросите даже маленького ребенка о том, что его тревожит. Вникайте и подходите осознанно к проблеме.

Не забывайте, что ваша собственная повышенная тревожность обязательно скажется на поведении ваших детей.

Как бороться с детскими страхами

Побороть детский страх можно с помощью услуг профессионального психолога. Существует немало методов, используемых специалистами при работе с детьми определенного возраста. Начиная с 4-летнего возраста клиента, психолог-консультант применяет сказкотерапию и арт-терапию для работы с фобиями. Психокоррекция происходит достаточно быстро, при должной поддержке со стороны родителей.

Сказкотерапия

Страхи в дошкольном возрасте эффективно устраняются с помощью данной техники. Разберем подробно этапы работы с терапевтической сказкой на примере мальчика 5 лет, который боялся уколов.

  1. Из имеющихся в кабинете игрушек, малышу предложили выбрать наиболее симпатичную ему. Он выбрал Человека-паука.
  2. Психолог предлагает маленькому клиенту послушать сказку про Человека-паука. Сказка имеет определенную структуру, располагающую ребенка. Ее главный герой обладает массой положительных качеств, и лишь одну небольшую проблему – он боится уколов. Терапевт обращает внимание, что этот страх вполне естественное явление.
  3. После этого психолог замолкает и предлагает мальчику высказать свои предположения, что именно так пугает Человека-паука.
  4. Выслушав все рассуждения клиента, терапевт предлагает ему выбрать из оставшихся игрушек, еще одного героя, который поможет Человеку-пауку. Мальчик выбрал Чебурашку.
  5. Обе игрушки ставятся рядом, и психолог предлагает клиенту придумать, каким образом Чебурашка поможет Человеку-пауку в преодолении страха уколов.
  6. Малыш рассказывает свой вариант счастливого финала сказки. После этого психолог интересуется чувствами клиента. Затем предлагает найти ему положительные черты, которые есть у него и у Чебурашки. Отдельно выделяются те «волшебные» слова Чебурашки, которые помогли Человеку-пауку справиться с боязнью уколов.

Арт-терапия

Избавиться от детских страхов очень помогает арт-терапия. Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях. Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели. Рассмотрим стандартную последовательность действий психолога-консультанта на сессии с ребенком.

  1. Установление контакта с ребенком, выстраивание доверительных отношений.
  2. Предложение изобразить свой страх. Это может быть рисунок, либо лепка.
  3. Разбор результата. Психолог внимательно оценивает все аспекты рисунка: что изображено, где именно, каких размеров, изображен ли сам ребенок, с каким нажимом выполнялись линии.
  4. Ребенку предлагают полюбить тот объект, который он изобразил. Например, нарисованная или вылепленная собака на самом деле не злая, а просто облаяла ребенка по долгу службы.
  5. Малыш начинает переосмысливать свое отношение, возможно сочувствовать даже объекту страха.
  6. В завершении ребенка спрашивают об эмоциях, которые он испытывает.

Рисование страха эффективно действует, когда объект порожденный фантазией, либо событиями, произошедшими давно. Иногда работа с рисунком происходит по-другому: клиенту предлагают добавить что-то, например, зачеркнуть (заштриховать) пугающее изображение, или уничтожить весь лист (порвать на мелкие кусочки, сжечь). После символического ритуала психолог обращает внимание ребенка, что страха больше не существует.

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком. Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания. И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс. При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя. Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки. Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки. Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах. Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора. Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

О страхах у ребенка рассказывает детский психолог Европейского Медицинского Центра Мария Звегинцева в следующем видео

Выводы

Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит. В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего малыша.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама