THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные?
Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая.

У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но мы поговорим о той застенчивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребенка под влиянием различных факторов.

Что же представляют собой застенчивые дети?

Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика.

Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.

Кто виноват?

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств.

Можно выделить следующие причины ее возникновения.
Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости или социофобии.

Стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.

Негативное общение в семье. Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется - «вести себя тихо».

Травля в школе. Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети.Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Что делать?

Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость. Желательно пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно поможет тому или иному ребенку.

2. Проявите сочувствие к проблемам ребенка. Для того чтобы он начал контролировать свой страх в социальных ситуациях, важно проявить сочувствие. Можно сказать, что вы понимаете, что ему страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое. Это позволит ребенку почувствовать принятие, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах.

3. Обсудите с ребенком плюсы общения. Ему будет проще справиться с робостью, если он будет понимать, для чего конкретно ему это нужно. Например, поговорите с ребенком о том, что если он «будет сегодня храбрым» и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей. Расскажите истории из собственной жизни о том, как преодоление застенчивости помогло вам чего-то добиться.

4. Не навешивайте ярлыки. Говорите с детьми о застенчивости, но никогда и не при каких обстоятельствах не называйте их самих «застенчивыми» или «тихонями». Не позволяйте и другим людям называть ребенка «тихим» и «застенчивым». Не объясняйте окружающим, что «она у нас боится чужих» - этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

5. Проиграйте «страшные» ситуации. Ролевые игры - один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой. С детьми постарше можно распределить роли и потренироваться, например, отрепетировать ответ на уроке или собеседование.

6. Ставьте реальные цели. Для улучшения навыков общения ставьте перед застенчивым ребенком конкретные, но реальные цели. Такие как: выступить перед классом с докладом, присоединиться к игре других детей, задать учителю вопрос. Родители могут вести специальный календарь и отмечать звездочкой или смайликом каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

7. Запишите ребенка в кружок. Существует теория, согласно которой ребенок после шести лет должен «проживать» одновременно три социальные роли — группы. Например, школа, двор, кружок или секция — в каждой группе он приобретет свой опыт, где-то будет ведущим, где-то ведомым. Поведенческий кругозор ребенка расширится. Следовательно, он приобретет и навыки общения.

8. Награждайте ребенка за общительность. Никогда не стыдите ребенка за застенчивое поведение - эффект будет обратный. Но каждый раз, когда он преодолевает робость, не скупитесь на похвалы и награды. Если вы с ребенком поставили конкретную цель по преодолению застенчивости - определите и награду, которую он получит в этом случае. Если ребенок сделал то, что раньше было для него очень сложным - отметьте это, купите его любимое лакомство или сходите куда-нибудь вместе.

Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Основной формой коммуникации в этот период является паритетное, равноправное сотрудничество и общение при постоянной стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из главных задач родителей.

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений, «не замечает» промахов и недостатков в рисунках, конструкциях, поделках, «не обращает внимания» на неловкие движения, тем самым формируя у ребенка чувство самостоятельности и гордости за достигнутые результаты. Он направляет свои воздействия на развитие внеситуативных форм общения, воспитывает у ребенка умение положительно воспринимать сверстника и взаимодействовать с ним, способствует усвоению кооперативных умений.

При этом взрослый сам активно участвует в деятельности детей как на занятиях, так и вне занятий. В целом взаимодействие взрослого и детей, имеющих различные проблемы в развитии, должно стимулировать возникновение у каждого ребенка «образа Я», «Я-позиции», осознание себя среди взрослых и сверстников, в природе, в пространстве и во времени. Оно должно помогать формированию познавательных и творческих способностей детей, необходимых им личностных качеств произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности.

В работе с проблемными детьми роль взрослого еще более существенна. Поэтому родителей и педагогам нужно учить устанавливать партнерские отношения со своими детьми, психологи рекомендуют:

  • 1. Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым.
  • 2. Работать над повышением самооценки ребенка
  • 3. Для детей плохо адаптирующихся в детском саду, попросить фотографию мамы, которая будет всегда с ребенком.
  • 4. Воспитателю стараться не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком.
  • 5. Вовлекать таких детей в сюжетно-ролевые игры, в которых давать возможность попробовать разные роли.
  • 6. Создание ситуации успешности ребенка в каком-либо деле.
  • 7. Занизить требования к ребенку.
  • 8. Стараться не упрекать и не стыдить ребенка.
  • 9. Не сравнивать таких детей с другими.
  • 10. Установить щадящий оценочный режим.

Психологи разработали перечень правил, которые рекомендуют использовать родителем тревожных детей при воспитании детей:

  • 1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других, значимых для него людей, (например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши воспитатели понимают, бабушку лучше слушай!» и т. д.)
  • 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какое-либо занятие, лишний раз помогите ему, поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • 4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • 5. Чаще играйте со своим ребёнком, общение и совместные игры с родителями укрепляют веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.

Психологи дают советы родителям:

  • 1. Избегайте состязаний или каких-либо видов работ на скорость.
  • 2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  • 3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • 4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • 5. Чаще обращайтесь к нему по имени.
  • 6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  • 7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.
  • 8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  • 9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
  • 10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • 11. А, наказывая ребёнка, не унижайте его.

Родители такого ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви, в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинства ребёнка и даже, если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок - пусть лучше объяснит, почему он это сделал. Нельзя угрожать детям невыполнимыми указаниями («Замолчи, а то убью», «Уйду от тебя», «Рот заклею») Они и без того бояться всего на свете Лучше, не дожидаясь экстремальной ситуации больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними.

Ласковые прикосновения родителей помогут обрести тревожному ребёнку чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребёнка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и действенная любовь взрослых- мощный щит, помогающий предупредить появление у ребёнка тревожности.

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится ещё больше и это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

Пусть ребёнок живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.

Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности.

Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей, могут оказать им существенную помощь. Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому желательно использовать релаксационные упражнения. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе, желательно с закрытыми глазами и, ориентируясь на словесный образ, рисуемый педагогом; представляют себе те или иные картины природы, или состояния.

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение - мощный фактор, обогащающий детское развитие. Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Не менее важными являются музыкально-театрализованные игры. Они способствуют раскрытию творческого потенциала детей, развивают их смелость, целеустремленность, решительность.

Такая черта характера, как застенчивость у ребенка, может вызвать умиление у окружающих его взрослых. Но для родителей - это настоящая проблема, поскольку свидетельствует о том, что у их чада занижена самооценка. Причин здесь может быть множество - от генетической предрасположенности до неправильных методов воспитания, применяемых как в семье, так и в детском саду. Малышу необходимо помочь повысить уверенность в себе и своих силах, поступках, действиях. Для этого родителям застенчивого ребенка следует прислушаться к рекомендациям психологов.

Признаки застенчивости

Определенная скромность в поведении девочки придает ей очарования. Застенчивому мальчику не присущи такие качества, как наглость и настырность. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, готовы помочь окружающим.

Но чрезмерная стеснительность может стать препятствием в развитии талантов и способностей, мешает полноценному общению. Такие дети могут застесняться попросить помощи, что может привести даже к беде.

Подобных малышей пугает незнакомая обстановка.

Признаки детской застенчивости:

  • ребенка трудно разлучать с родителями, в гостях он не отходит от них, прячется, хватает края их одежды;
  • в компании с другими детьми не играет, сторонится их, грустно наблюдает за окружающими;
  • боится выступать на мероприятиях, например, рассказывать стихи, танцевать;
  • мимика напряженная, повышено потоотделение, наблюдается бледность кожных покровов или яркий румянец;
  • пульс - учащенный, голос - тихий, в движениях - осторожность;
  • излишняя требовательность к себе, малыш считает себя хуже остальных как во внешности, так и в поведении;
  • замкнутость, нарушение речи;
  • тяжело вовлекается в общее веселье, пугается публики и незнакомой ситуации;
  • малыш старается быть незаметным для окружающих.

Чем старше становится ребенок, тем больше неприятностей возникает в связи с его застенчивостью. Черты характера, которые вызывали умиление, с возрастом уже не кажутся таким безобидными. Став взрослыми, таким людям сложно найти работу и «влиться» в коллектив, создавать семьи, воспитывать собственных детей.

Скованность и робость препятствует карьерному росту. Обязанность взрослых, выявивших у ребенка признаки застенчивости, - помочь ему, научить взаимодействовать с людьми, общаться, задавать вопросы, не стесняться просить помощи.

Анализ подхода к воспитанию

Если вы выявили у своего чада вышеописанные признаки, до их исчезновения исключите все ситуации, связанные с выступлением чада на публике.

Попытайтесь выяснить причину происхождения детской застенчивости, т. к. устранив первоисточник, вы победите и проблему. Подумайте, если ли в вашем роду, среди родственников люди с похожей особенностью, т. к. кроха мог от них унаследовать эту черту характера.

Определите, кем является по темпераменту ваш наследник. Меланхолики и флегматики сами по себе склонны к застенчивости - они не настроены на общение с окружающими, предпочтение отдают изучению своего внутреннего мира.

Проанализируйте процесс воспитания детей в вашей семье. Часто родители сами служат причиной застенчивости сына или дочери. Излишняя критика может привести к необратимым последствиям в психике. Когда в семье - неблагоприятный климат, малыш страдает.

У тревожных родителей, особенно если у них первенец, может развиться гиперопека. Опасаясь за наследника, они, несмотря на рекомендации, не допускают его контакта с посторонними. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, следите за тем, чтобы он не боялся рассказывать родителям о своих страхах и проблемах. Выслушайте, морально поддержите.

Избегайте длительной изоляции ребенка от общества - такое случается, когда он длительно болеет либо не посещает детский сад по иным причинам. Не ограничивайте общение со сверстниками. Если не знаете, как правильно поступить, вам поможет консультация детского психолога, который есть в каждом садике.

Самостоятельно без помощи взрослых малышу не под силу будет победить проблему. Что же делать родителям?

  1. Подбадривайте, обнимайте, хвалите своего малыша как можно чаще. Демонстрируйте любовь и поддержку, показывайте, что вам важен он и все его проблемы. Это придаст ему уверенности.
  2. Спрашивайте его мнение при выборе одежды, посещении развлекательных мероприятий и т. д. Не навязывайте свое мнение. Расскажите, что совершать ошибки - это не так страшно, все могут ошибаться.
  3. Научите ребенка проще относиться к собственным неудачам: не получилось - сделал выводы, и живем дальше. Объясните: то, что возможно исправить - надо исправлять. Социализируйте малыша в процессе сюжетно-ролевой игры - проиграйте с ним ситуации, которые могут возникнуть в детском саду, в гостях, на приеме у врача или в транспорте.
  4. Посещайте игровые комнаты, магазины, развлекательные концерты. Пусть малыш наблюдает, как другие общаются, знакомятся, играют, танцуют.
  5. Приглашайте родственников с детками в гости. Пока взрослые пьют чай, оставляйте малышей поиграть одних. Кроха увереннее себя чувствует в своем доме.
  6. Не акцентируйте внимание ни самого малыша, ни окружающих на том, что у него проблемы, не обсуждайте эти вопросы с посторонними. Ребенок может еще больше закрыться и утратить доверие к родителям и всему миру. Но и не игнорируйте, застенчивость сама по себе не пройдет, перерастет в комплекс, что нанесет существенный ущерб психическому здоровью подрастающего человека.
  7. Не ждите мгновенного эффекта и избавления от застенчивости в считанные дни. На это требуется время. Не критикуйте.

Помните, на родителях лежит ответственность за маленького человека. Чем раньше вы поможете, тем легче и быстрее малыш оставит в прошлом «период стеснительности».

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями.

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи - строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения - теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме - не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта - целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрики за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают, склонны к суициду, внушаемы. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с застенчивыми детьми:

  • 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  • 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  • 3. Включать в посильные общественные дела.
  • 4. Хвалить самостоятельность.
  • 5. Стимулировать личную ответственность.
  • 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
  • 7. Если уровень его притязаний завышен, помочь найти адекватный.
  • 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
  • 9. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  • 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
  • 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Такие дети испытывают определенные страхи, они склонны к развитию логического мышления, имеют нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире), любят много читать, развита речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по карнизу. Не имеют друзей - они одиночки, в дружбе подчиняемы, а не лидеры, не смотрят в глаза. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с замкнутыми детьми:

  • 1. В работе попробовать опираться на сильные стороны ребенка. «Не важно, как он выглядит для других, важно как для себя».
  • 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к новым условиям.
  • 3. Не призывать к совести, не читать морали.
  • 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов, потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
  • 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
  • 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  • 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • 8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
  • 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
  • 1. Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.

Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства формируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки никогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку ребенка признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.

2. Следует научить ребенка саморегуляции.

Саморегуляция - это способность выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10-12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты .

Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы привести свое состояние в норму.

3. Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с ребенком.

Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том, о чем хочет ребенок, а не взрослый - это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно переживать одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпатийное восприятие действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому ребенку то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно. Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу продолжать развивать то, что заложили в семье.

4. Навести порядок в поведении взрослого.

Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колготок или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем. Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи.

Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у ребенка растерянность и заторможенность.

В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным. Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.

5. Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.

Здоровый ребенок не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения. Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай!», «Не шуми!» и т.д.

6. Научить ребенка, как устоять перед неудачей.

Чтобы научить ребенка с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость:

  • - не погрязать в неудаче, не стонать, не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно;
  • - нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех;
  • - нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с гор. Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше;
  • - неудача - лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной, ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?». Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я сделал неправильно? Возможно, я был неосторожен (поспешен, нерешителен, невнимателен и т.д.)». Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.

Так уж устроен мир, что у каждого человека - своей характер и свои проблемы, и дети не являются исключением из этого правила. Одни малыши радостно подбегают даже к толпе незнакомых сверстников и уже через несколько минут находят себе компанию для веселых развлечений, а через несколько встреч превращают участников этой компании в закадычных друзей. Другие же скромно стоят в сторонке, не решаясь завести даже самый безобидный разговор, и краснеют от смущения, если кто-то подходит к ним первый и о чем-то спрашивает.

Конечно, эти примеры описывают крайности: многие дети находятся на каком-то промежуточном уровне между абсолютно комфортным самоощущением и предельной застенчивостью. Но если ваш ребенок все же в большей степени тяготеет именно к скованности, зажатости, неуверенности в себе и неумении налаживать контакты с другими людьми, то вы должны задуматься над тем, как помочь ему.

Разница между застенчивостью и малообщительностью

Прежде, чем начать говорить о преодолении застенчивости, выясним, почему этим преодолением действительно нужно заниматься. Начнем с того, что вы должны различать понятия застенчивости и малообщительности. Как уже было отмечено, все люди разные, и каждый человек, в том числе, ребенок, имеет свой уровень потребности в общении. Не все дети рождаются компанейскими ребятами, способными найти общий язык с кем угодно, моментально становящимися центром внимания в любой компании и заводящими огромное количество знакомств.

Некоторым детям это просто не нужно. Они не хотят быть «душой компании», он не хотят принимать участие в многолюдных развлечениях - им гораздо интереснее поиграть во что-то самостоятельно, или, например, вдвоем с по-настоящему близким другом. И они вовсе не чувствуют себя некомфортно из-за такого положения вещей, а, напротив, очень устают и раздражаются, если поневоле им приходится много общаться с малознакомыми людьми.

Если ваш ребенок именно такой, то ни в коем случае не стоит заставлять его «познакомиться с вон той девочкой» или «быть пообщительнее, как другие ребята». Уважайте особенности характера и личности своего малыша, не заставляйте его чувствовать себя ущербным только по тому, что он не оказался улыбчивым энергичным интровертом, вызывающим умиление у каждого взрослого и желание подружиться у каждого ровесника. Ребенок имеет право быть собой и проходить социальную адаптацию именно в том режиме, который наилучшим образом соответствует его потребностям.

Почему застенчивость - это плохо?

Говорить о застенчивости можно тогда, когда ребенок избегает общения с другими детьми не потому, что у него небольшая потребность в этом самом общении, а потому, что он его боится. Соответственно, это сопровождается дискомфортом и действительно снижает качество жизни ребенка, вызывая острую необходимость в том, чтобы преодолеть страх общения.

Причины застенчивости могут быть разными:

  1. Негативные переживания, связанные с эпизодами общения в прошлом. Чем больше таких переживаний и чем дольше они накапливаются, тем сильнее застенчивость закрепляется как особенность поведения ребенка.
  2. Желание занять лидерскую позицию при отсутствии необходимых для этого качеств. Застенчивость далеко не всегда сопутствует неуверенности в себе. Некоторые дети отказываются от общения просто потому, что не в состоянии стать центром внимания: возможно, потому, что у них еще недостаточно коммуникативных навыков, а возможно из-за высокого авторитета нынешнего лидера компании.
  3. Задержки в развитии мышления и речи, из-за которых ребенку трудно поддерживать нормальный разговор. Возможны даже случаи, когда задержки в развитии были преодолены, но ребенок по старой памяти убежден, что в процессе общения будет выглядеть глупо.

Стоит отдельно остановиться на самооценке застенчивого ребенка, чтобы объяснить главную опасность этой проблемы. Как показывают многочисленные исследования, в большинстве случаев застенчивые дети вполне высокого о себе мнения. Они считают себя хорошими, послушными, добрыми, умными (за редким исключением). Заботит их не это, а то, какими их видят окружающие.

Нельзя сказать, что, по их мнению, все вокруг считают их плохими. Правильнее будет выразиться следующим образом: они очень сомневаются, что окружающие высокого о них мнения, и ощущают растерянность из-за этого. Поэтому с хорошо знакомыми людьми они могут общаться нормально: например, с теми же родителями, которые неоднократно показывают и доказывают им, что любят и ценят их.

Со временем такое положение вещей может привести к следующим последствиям :

  1. Разрыв между собственным видением своего «Я» и попытками угадать, как видят его другие люди, приведет к дисбалансу самооценки ребенка.
  2. Из-за дискомфорта и тревожности, вызванной такой дисгармонией во внутреннем мире малыша, он начнет придавать слишком большое значение чужой оценке своих действий и ориентироваться исключительно на получение похвалы, а не на достижение действительно важных для него целей.
  3. Ребенку будет сложно понять, чего хочет от жизни именно он, поскольку главной ценностью для него станет одобрение других людей. Вполне возможно, что имеющиеся таланты или способности к чему-то он в себе просто не обнаружит, поскольку не придаст им нужного значения.
  4. Малыш будет постоянно переживать, хотя со стороны это может быть незаметно. Регулярный стресс, связанный с различными ситуациями общения, может вызвать появление у него заболеваний или обострение хронических недугов.
  5. Застенчивость приведет к формированию панического страха перед публичными выступлениями. Нередко застенчивый ребенок не может дать нужный ответ у доски, даже если прекрасно выучил материал.
  6. У ребенка будет мало друзей, он будет долго и тяжело «вливаться» в любой новый коллектив, с большим трудом заводить новых знакомых, может оказаться мишенью для насмешек.

Для предотвращения подобных последствий весьма важной становится работа психолога с застенчивым ребенком. Она будет включать в себя разные составляющие: диагностику, выполнение различных упражнений (в том числе, в игровой форме), терапевтические беседы. Не лишней будет и консультация для родителей после первых нескольких встреч, когда специалист сформирует более-менее полное представление о проблеме и сможет дать персонализированные рекомендации.

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?

Если ваш ребенок очень робкий, то вам не только стоит отвести его к психологу, но и не помешает, в некоторой степени, пересмотреть свои собственные с ним отношения. Можно выделить следующие советы для родителей, которые столкнулись с проблемой застенчивости своих детей и не знают, что делать:

  • Не говорите о своем ребенке плохо и не позволяйте ему самому это делать. Если он не смог что-то сделать, что-то испортил, выставил себя не в лучшем свете - обсуждайте в негативном свете лишь саму ситуацию, а не малыша. Не надо говорить ему, что он глупый, если у него не получилось решить задачу. Не надо утверждать, что он неуклюжий, если он споткнулся на ровном месте и разбил коленку. И не надо поддерживать его, когда он спрашивает «Мама, а я плохой?», как бы вы в данный момент на него ни злились. Все это закладывает основы той неуверенности в положительной оценке себя окружающими, которая и является основной застенчивости.
  • Не сравнивайте ребенка с другими и не требуйте, чтобы он был как все. Подобные фразы приучают малыша сопоставлять себя с другими, придавать больше значение тому, насколько он вписывается в компанию, и неизбежно порождают застенчивость. Ваш ребенок должен быть собой и никем другим, вне зависимости от того, как ведут себя «все». А при оценке его достижений вы должны сравнивать его лишь с его же предыдущим уровнем, а не с «дочкой тети Лены» или «внуком Зинаиды Петровны».
  • Не ограничивайте малыша в общении со сверстниками. Возможно, этот совет конкретно вас не касается, но мы все же должны о нем упомянуть. Некоторые родители стремятся оградить ребенка от любых стрессовых ситуаций, выращивая его, в некоторой степени, в изоляции: не отдают в детский сад, не водят на многолюдные детские площадки и т.п. Очевидно, что в таком случае ребенок будет абсолютно неподготовлен к общению, любой разговор будет вызывать у него панику, и количество неприятных воспоминаний о попытках коммуникации будет расти, как снежный ком.
  • Прорабатывайте с ребенком типичные ситуации, которые могут возникать во время разговора. Обсуждайте, как можно начать общение, как подобрать подходящие темы для продолжения беседы, моделируйте различные варианты ответа собеседника (в том числе, неприятные), проговаривайте основные правила взаимодействия в обществе. В нужный момент такие тренировки очень помогут малышу вести себя естественно и гармонично влиться в компанию, даже если он будет немного растерян и не собран.
  • Не концентрируйте внимание на том, что ребенок недостаточно общителен, чтобы не развивать у него комплексы. Вы можете сочувствовать малышу, можете, следуя предыдущему совету, проигрывать с ним различные ситуации, но при всем при этом старайтесь рассматривать его проблемы с общением как какую-то серьезную катастрофу, способную серьезно повлиять на его жизнь.
  • Если есть возможность - попробуйте найти для застенчивого ребенка друга, который будет младше него. Конечно, такие вещи не терпят искусственности и наигранности, поэтому мы и указываем, что пользоваться этим советом можно только при наличии возможности. Общение с младшими детьми помогает раскрепоститься, научиться ответственности и даже, в некоторой степени, почувствовать себя лидером.
  • Давайте ребенку несложные повседневные задания, которые так или иначе связаны с общением. Например, если вы зашли с ним в кафе - пускай сам скажет тете, что он хочет скушать. Если в доме зазвонил телефон - пускай малыш поднимет трубку и спросит, кто и с какой целью совершил звонок. Все это поможет ребенку постепенно раскрепоститься и начать чувствовать себя спокойнее и при более сложных коммуникациях.

В завершение стоит отметить, что дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, всегда демонстрируют ту или иную степень застенчивости, когда от общения исключительно с родителями они переходят к общению с большим количеством сверстников. И то, насколько быстро и безболезненно эта застенчивость будет сведена на нет, во многом, зависит именно от вас.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама