THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка прежде всего требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

  • 1.3. Морфологические различия между лицами мужского и женского пола
  • 1.4. Физиологические половые различия
  • 1.5. Половые различия в темпах моторного развития
  • 1.6. Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента
  • 1.7. Пол и функциональная асимметрия
  • 1.8. Менструальные фазы как специфика женского организма
  • 1.9. Кого больше - мужчин или женщин, или Некоторые демографические данные
  • 1.10. Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин
  • Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества
  • 2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании
  • 2.2. Негативная роль гендерных стереотипов
  • 2.3. Представления о социальном статусе и правах мужчин и женщин
  • 2.4. Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов
  • 2.5. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе
  • 2.6. Феминизм как движение женщин за свои права
  • Глава 3. Половая идентификация, или Как становятся мужчинами и женщинами
  • 3.1. Половая идентификация как социальный феномен
  • 3.2. Стадии половой идентификации
  • 3.3. Теории половой идентификации
  • 3.4. Нормативное давление как механизм половой идентификации
  • 3.5. Информационное влияние на половую идентификацию
  • 3.6. Хотят ли женщины быть мужчинами
  • 3.7. Нарушения половой идентичности
  • Глава 4. Половые различия в эмоциональной сфере
  • 4.1. Половые различия в доминировании базовых эмоций
  • 4.2. Половые различия в выраженности эмоциональных свойств личности
  • 4.3. Экспрессивность мужчин и женщин
  • 4.4. Эмоциональная память и пол
  • 4.5. Половые различия в проявлении эмоциональных типов
  • 4.6. Распознавание мужчинами и женщинами эмоций другого человека
  • 4.7. Эмоциональные нарушения и пол
  • Глава 5. Способности мужчин и женщин
  • 5.1. Внимание и пол
  • 5.2. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин
  • 5.3. Кто умнее - мужчины или женщины?
  • 5.4. Память и пол
  • 5.5. Языковые и художественные способности мужчин и женщин
  • 5.6. Объяснения различий между мужчинами и женщинами в познавательных способностях
  • 5.7. Половые различия в проявлении психомоторных качеств
  • Глава 6. Личностные особенности мужчин и женщин
  • 6.1. Половые различия в свойствах личности
  • 6.2. Самооценки лиц мужского и женского пола
  • 6.3. Половые особенности мотивационной сферы
  • 6.4. Различия мужчин и женщин в проявлении волевых качеств
  • Глава 7. Особенности общения, связанные с полом
  • 7.1. Значимость общения для мужчин и женщин
  • 7.2. Половые особенности социальной перцепции
  • 7.3. Отношение к противоположному полу
  • 7.4. Половые различия в отношении к другим объектам общения
  • 7.5. Половые особенности выбора партнера общения детьми
  • 7.6. Круг общения у женщин и мужчин
  • 7.7. Теснота общения и пол
  • 7.8. Мужской и женский стили общения
  • Глава 8. Особенности поведения мужчин и женщин
  • 8.1. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в различных жизненных ситуациях
  • 8.2. Альтруистическое поведение и пол
  • 8.3. Пол и бюджет времени
  • 8.4. Мода как специфическая форма поведения и пол
  • 8.5. Половые различия в пагубных пристрастиях
  • 8.6. Агрессивное поведение и пол
  • 8.7. Антиобщественное поведение и пол
  • Глава 9. Пол и сексуальное поведение
  • 9.1. Особенности полового созревания лиц мужского и женского пола
  • 9.2. Половое влечение у мужчин и женщин
  • 9.3. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь
  • 9.4. Отношение мужчин и женщин к сексу
  • 9.5. Особенности мужской сексуальности
  • 9.6. Особенности женской сексуальности
  • 9.7. Сексуальная привлекательность (сексапильность)
  • 9.8. Сексуальные домогательства: взгляд на него мужчин и женщин
  • 9.9. Нарушение сексуального развития мужчин и женщин
  • Глава 10. Мужчины и женщины в семье
  • 10.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола
  • 10.2. Вступление в брак мужчин и женщин
  • 10.3. Потребности и цели, реализуемые мужчинами и женщинами в браке
  • 10.4. Совместимость и удовлетворенность супругов браком
  • 10.5. Распределение ролей в семье между мужем и женой
  • 10.6. Планирование численности семьи мужем и женой
  • 10.7. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола
  • 10.8. Отношение детей к матери и отцу
  • 10.9. Семья и работа в жизни женщины
  • 10.10. Супружеская неверность (измена)
  • 10.11. Развод и повторный брак
  • 10.12. Взаимоотношения невестки и свекрови
  • 10.13. Вдовство и пол
  • Глава 11. Пол и различные виды деятельности
  • 11.1. Пол и учебно-воспитательная деятельность
  • 11.2. Пол и профессиональная деятельность
  • 11.3. Пол и профессиональная карьера
  • 11.4. Пол и бизнес
  • 11.5. Лидерство, руководящие должности и пол
  • 11.6. Пол и общественная деятельность
  • 11.7. Пол и служба в армии и мвд
  • Глава 12. Пол и физическая культура
  • 12.1. Физическое воспитание детей разного пола
  • 12.2. Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола
  • 12.3. Спортивная деятельность мужчин и женщин
  • 12.4. Занятия женщин спортом и репродуктивная система женского организма
  • 12.5. Проблема определения половой принадлежности спортсменов
  • 12.6. Пол и тренерская работа
  • 12.7. Специфика руководства женскими спортивными командами
  • Глава 13. Сравнительное изучение мужчин и женщин с учетом психологического пола
  • 13.1. Представления о маскулинности и фемининности
  • 13.2. Теория андрогинности
  • 13.3. Маскулинность-фемининность и особенности личности
  • 13.4. Маскулинность-фемининность и выбор рода занятий
  • Часть I
  • Часть II
  • Часть III
  • Часть I
  • Часть II
  • Часть III
  • 10.7. Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек родителями разного пола

    Особенности воспитания в семье детей разного пола обусловлены, среди многих причин, и тем, что у детей на определенном возрастном этапе их развития возникает ревность: у мальчиков - к отцу, а у девочек - к матери. В первом случае говорят об эдиповом комплексе (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца), во втором - о комплексе Электры (по имени мифической царевны, которая, мстя за убийство своего любимого отца, участвовала в убийстве матери, виновной в его гибели).

    Эдипов комплекс проявляется в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Комплекс Электры проявляется в сексуальном влечении к отцу и ревности к матери, которая рассматривается как соперница. Наличие этих комплексов может влиять на последующее отношение к лицам противоположного пола даже в период взрослости.

    «Электра - дочка царя Агамемнона - прославилась в веках тем, что очень любила своего родителя. Когда папу убили, целью ее жизни стала месть. Покарать убийц вполне удалось. После исполнения замысла Электра благополучно вышла замуж, и дальше все было хорошо.

    У женщин, страдающих комплексом Электры, финал может быть не так удачен. Из четырех ролей, которые попеременно играют женщины - дочь, жена, мать, бабушка, - «Электры» пожизненно фиксируются на роли дочки. Их будущая неуспешность во взаимоотношениях с противоположным полом закладывается еще в детстве. Причем изначально повышенная любовь к отцу не только не вызывает опасений, а всецело поощряется обоими родителями.

    Кому не знакомы подобные девочки. Они так мило льнут к папе, они с ранних лет прекрасно выговаривают место его работы и должность. А папы - добрые, ласковые, справедливые и мудрые. Они покровительствуют и защищают, с легкостью решая все проблемы. Кроме того, папы привлекательны чисто внешне, в них мужественность и сила, которые девочкам бесспорно нравятся. Мамы же у девушек, подверженных комплексу Электры, - существа слабые, эмоциональные или, напротив, властные и стервозные. Они несовершенны, и у дочек вызывают смешанное чувство покорности и жалости.

    Проблемы начинаются тогда, когда девочка вырастает. В подростковом возрасте ее мучают противоречивые отношения с родителями. Мать начинает ревновать к отцу, оспаривать свое первенство. Отца идеализирует, при этом требуя к себе повышенного внимания. Далее - первый опыт общения с молодыми людьми, который, как правило, разочаровывает.

    Ситуация сглаживается, когда девочка начинает получать профессию. Как правило, выбор ее определяется либо профессией отца, либо сферой его деятельности. Или просто папина дочка выбирает мужскую специальность. В отношениях с отцом наступает пора абсолютной духовной привязанности, интеллектуальной близости, полного взаимопонимания. Они хорошо знают вкусы друг друга, делают друг другу трогательные подарки. Папа с дочкой вместе выходят в общество, и наблюдать за ними - сплошное удовольствие. Общение со сверстниками полностью не исключается, но «Электра» к этому серьезно не относится. Она, в отличие от подружек, не может со всем пылом юности увлечься своими кавалерами. Все силы она отдает учебе или работе, поскольку хочет быть достойной своего отца.

    Личная жизнь «Электры» обычно не складывается. Она безостановочно перебирает партнеров, находясь в вечном поиске человека, похожего на своего отца. Причем образ папы сильно приукрашен, что уменьшает шансы кандидатов на ее руку.

    В общении с мужчинами девушка ждет, что они начнут проявлять такую же жертвенность и заботливость, как ее отец, будут так же бескорыстны. А мужчины, разумеется, вечно недотягивают и прокалываются.

    Бывает, «Электра» выходит замуж - за человека значительно старше себя. То есть находит мужчину, способного заменить отца в супружестве. При таком развитии событий ее проблема переходит в иное русло. Совершенно ясно, что с отцом спать нельзя. Близость с мужчиной, похожим на папу, ни при каких обстоятельствах не может доставлять чувственного наслаждения. На подсознательном уровне «Электра» подавляет свою сексуальность.

    В лучшем случае получается социальный брак, где между людьми хорошие и добрые отношения. Но с полным провалом в интимной сфере.

    При этом в профессиональной сфере папины дочки обычно многого достигают. Им удается сочетать женскую находчивость и мужскую логику. Они ставят перед собой мужские цели и достигают их чисто женскими средствами.

    Женщины с комплексом Электры легко узнаваемы. Они обычно хорошо образованы, их отличает несвойственная многим женщинам стройность суждений, в общении такие дамы открыты и милы, поскольку не ждут подвоха от представителей сильного пола. Но, к сожалению, знакомясь с мужчиной, они не умеют проявить своей заинтересованности, сразу переводят знакомство либо в деловое, либо в дружеское русло. «Электрам» часто недостает игривости, кокетливости, мягкости. Это оттого, что подсознательно ревнуя маму к отцу, они стараются не перенимать ее манеру поведения и даже вовсе на нее не походить» (Е. Серова, 2001, с. 159-162).

    Образ детей разного пола в сознании родителей. В. Л. Ситников (2001) выявил половые особенности в образе детей у отцов и матерей. Образы ребенка в сознании отцов больше соответствуют Я-образам детей, тогда как образы ребенка в сознании матерей больше соответствуют Я-образам матерей. Отцы более внимательны к тому, как дети воспринимают себя. Они, в отличие от большинства матерей, чаще принимают детей такими, какими они сами себя представляют, и меньше подвержены влиянию стереотипов в отношении детей. Правда, как замечает В. Л. Ситников, он не может распространить полученные различия на всех отцов, так как, в отличие от опрошенных матерей, отцы в большинстве своем ответов не дали. Так что есть вероятность специфичности данной выборки отцов, и вывод о лучшем понимании детей отцами касается только тех из них, которые желают заниматься воспитанием своих детей, не боятся показать этого и действуют соответствующим образом. Однако это не отрицает выявленные различия между родителями разного пола, желающими заниматься воспитанием своих детей.

    У матерей стабильно, от возраста к возрасту увеличивается позитивность восприятия своих детей, у отцов же обнаружена противоположная тенденция. Своих детей-подростков отцы оценивают выше, чем матери (у отцов в 2 раза меньше отрицательных характеристик детей). При оценке же детей-старшеклассников количество положительных характеристик, даваемых отцами, резко падает, а количество отрицательных - увеличивается.

    Отцы отличаются гораздо большей гендерной избирательностью. У них образы сыновей и дочерей достоверно отличаются друг от друга, в то время как у матерей таких различий нет. Прежде всего это касается телесно-физических характеристик, которых в образах дочерей у отцов существенно больше, чем в образах сыновей.

    Для отцов характерна недооценка способностей своего ребенка. Они больше обращают внимание на его социальные достижения.

    Уход за ребенком. Матери, в отличие от отцов, очень беспокоятся по поводу аппетита ребенка. У них ярко выражено доминантное стремление накормить ребенка, причем это касается не только кормления грудью, что вообще-то объяснимо, но оно продолжается и после отнятия ребенка от груди. Плохой аппетит ребенка является источником многочисленных огорчений матери, и ее настроение подчас находится в прямой зависимости от количества съеденного им. В то же время встретить отца, у которого испорчено настроение по поводу отсутствия у ребенка аппетита, довольно трудно.

    По данным зарубежных авторов, отцы, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года их жизни. Поэтому, по данным О. С. Баранник (1999), у отцов эмоциональная близость с детьми находится на низком уровне. И. С. Кон (1988) пишет по этому поводу, что «сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться и сам он был обязан держаться на высоте» (с. 234). Традиционно мужская роль отрицательно влияет на отцовство и не только на частоту общения с детьми, но и на тесноту этого общения. Проявление нежности, ласки, заботы о ребенке многим отцам даются с трудом в силу гендерного стереотипа, ограничивающего их экспрессивность.

    Правда, последние данные показывают, что и отцы стали уделять внимание младенцам (J. Pleck, 1985; S. Ricks, 1985). Отцы способны обеспечить полный уход за ребенком: они умеют его купать, пеленать, кормить, качать (R. Parke, 1981), и младенцы могут привязаться к отцам не меньше, чем к матерям. У отцов, уделяющих много времени заботам о младенце, устанавливаются с ним прочные отношения привязанности, и детям это приносит большую пользу (S. Ricks, 1985). Однако, несмотря на свои возможности, большинство отцов не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком. Вследствие этого, отношения отца с младенцем часто отличаются от материнских отношений. Если же отец берет на себя основную заботу о ребенке, он склонен вести себя так, как это делает мать (T. Field, 1978).

    Г. Рассел (G. Russel, 1978) выявил, что более активно и постоянно занимаются своими детьми андрогинные отцы, т. е. те, у кого мужские и женские особенности поведения выражены в равной степени (об андрогинии см. раздел 13.3).

    В связи с этим В. X. Манеров (2001) справедливо ставит вопрос о воспитании отцов и о подготовке мужчин к отцовству.

    Стили взаимодействия с детьми отцов и матерей. Различное поведение матери в зависимости от пола ребенка обращает на себя внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они больше разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступает изменение: у матерей увеличивается физический контакт с девочками. В последующем мальчиков отлучают от физического контакта раньше, чем девочек. Предполагается, что это способствует большей самостоятельности мальчиков (C. Greenblat, 1980).

    Опрос родителей, проведенный В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман (2001), показал, что мамы поощряют детей разного пола по-разному. Мальчиков мамы поощряют словом, а для девочек, кроме добрых, радостных слов, используют и другие виды поощрения: делают маленькие подарки, устраивают неожиданные праздники, целуют, обнимают девочек, гладят их по головке. Авторы полагают, что именно мальчикам требуется теплое участие родителей, чтобы у них развивалась способность непосредственного, а не на слово, проявления эмоций. Иначе у него не разовьются сопереживание, стремление оказывать содействие.

    Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от стиля взаимодействия с ними матерей. В то время как матери общаются с детьми прежде всего в процессе ухода за ними, отцы взаимодействуют с ними в процессе игры (R. Parke, 1981), часто проявляя больше физической силы, активности и стихийности в обращении с детьми. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или же затевают традиционные игры, например «ладушки». Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся (M. Lamb, J. Lamb, 1976).

    Когда ребенок подрастает, взаимодействие отца с ним усиливается. Отцы начинают еще чаще вовлекать детей в различные импровизированные игры, связанные с возней и неразберихой, больше общаются со своими малышами в общественных местах: парках отдыха, зоосаде, музеях (M. Lewis, 1987).

    Неудивительно, что у мужей возникает много разногласий с женами по поводу воспитания дочек.

    Речевая коммуникация родителей с детьми. Дж. Глисон (J. Gleason, 1975) выявила, что обращение к маленькому ребенку матери и отца может существенно различаться. Отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. В частности, отцы, по данным автора, употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения (последнее, правда, не получило подтверждения в работе П. К. Кериг, 1990). Таким образом, отец играет роль «мостика» между узким семейным кругом и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Матери, по данным Дж. Глисон, а также Д. Рондал (J. Rondal, 1980) и П. К. Кериг (1990), больше приспосабливаются к уровню развития речи ребенка.

    Р. Мелоун и А. Гуи (R. Malone, A. Guy, 1982) показали, что речь отца, обращенная к трехлетнему сыну, характеризовалась более частым употреблением повелительного наклонения и вопросов, требующих ответов «да» или «нет», в то время как речь матери была менее директивной и более приспособленной к восприятию ребенка.

    В присутствии матери отцы, играя с ребенком, говорили меньше, в особенности обращаясь к сыновьям (Z. Stoneman, G. Brody, 1981).

    Воспитание детей родителями разного пола. В исследовании Т. А. Гурко (1997) показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26 % отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на частое отсутствие отца дома. И не случайно в литературе закрепился термин - «невидимый родитель», который отражает степень участия отцов в воспитании детей.

    Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную ролевую модель и в последующие годы детства. У отцов, которые недосягаемы для маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей в последующем. Есть вероятность того, что они будут негативно влиять на ребенка, когда тот станет старше (Ricks, 1985). Показано, например, что одинокие женщины (не вышедшие замуж) обнаруживают тесную корреляцию между отношением к отцу и к противоположному полу. Это может означать, что несложившиеся в детстве отношения дочери с отцом приводят к ее одиночеству во взрослой жизни вследствие имеющегося у нее отрицательного отношения к мужскому полу и сексу (Г. Н. Казанцева, 2001).

    Различия в психологических особенностях мальчиков и девочек накладывает отпечаток и на процесс их воспитания: мальчиков воспитывать труднее. Мысли мальчиков часто блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Отсюда если от девочек с их прилежанием, аккуратностью, добросовестностью, исполнительностью достаточно потребовать , чтобы они сделали уроки или что-то по дому, то мальчиков приходится заставлять это делать.

    Меньшее внимание мальчиков к себе и повседневным занятиям приводит к тому, что их труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы, не разбрасывать свою одежду. В отличие от девочек, мальчиков трудно уговорить что-то надеть, если это что-то не соответствует их представлениям о том, как должен одеваться мальчик. Грязная и порванная одежда их трогает гораздо меньше, чем девочек.

    Родителям значительно труднее заставить как следует учиться сыновей, чем дочерей. Связано это с меньшей организованностью и ответственностью первых (особенно в младших классах), с их малой мотивированностью на учебу и на отметки, с большей их недисциплинированностью. У девочек же причинами низкой успеваемости во всех классах, как отмечает Ю. К. Бабанский (1977), в большинстве случаев является слабое здоровье, т. е. объективная причина.

    По данным А. В. Филь (2001), родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков (B. Fagot, 1978).

    Отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей (G. Margolin, G. Patterson, 1975). Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчики-подростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки чаще остаются пассивными и зависимыми (J. Kagan, H. Moss, 1962). Бо льшую требовательность родителей к сыновьям и вследствие этого бо льшую дистанцированность сыновей от родителей выявили Ю. Е. Алешина и А. С. Волович (1991).

    Правда, по данным западных авторов, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им больше проявлять агрессию, чем девочкам (M. Lewis, L. Rosenblum, 1975). Возможно, это связано с тем, что в русских семьях воспитание более авторитарно, чем в западных; в последних воспитание носит более либеральный характер. А возможно, что это относится только к проявлению мальчиками агрессивности как «мужского» качества.

    Как показала О. С. Баранник (1999), больше контролируют дочерей матери, а сыновей - отцы. Отцы проявляют вдвое бо льшую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. И не случайно Ф. Парсонс (F. Parsons, 1955) видит роль отца в том, что он помогает сыну преодолеть зависимость от матери, возникшую в раннем детстве.

    В семьях, где нет отца, мужские черты возникали у мальчиков медленнее, они были менее агрессивными и более зависимыми; особенно сильно это сказывается на детях до 4 лет (H. Biller, 1971).

    Выявлено (О. Б. Чиркова, 2000), что отец играет более важную роль в формировании ответственности у ребенка, чем мать. Происходит это, очевидно, потому, что отцы, придающие большое значение самостоятельности, предоставляют подросткам возможность отвечать за свои действия, с большим уважением, чем матери, относятся к стремлению подростков к независимости. Вследствие этого у подростков меньше конфликтов с отцами (H. Grotevant, C. Cooper, 1985). Интересен, однако, тот факт, что для подростков с высоким уровнем ответственности более значимы их отношения с матерью, а для подростков с низким уровнем ответственности - отношения с отцом.

    В то же время матери оказывают существенное влияние на формирование у дочерей мотива достижения: дочерей работающих женщин отличает, как правило, более высокий мотив достижения и большее стремление сделать карьеру, чем дочерей, чьи матери не работают вне дома (L. Hofmann, 1989). Кроме того, при определении своего профессионального пути (выборе вуза) дети чаще советуются с матерью, чем с отцом (соответственно в 40 % и 23,7 %) - В. П. Светлакова, М. А. Токмакова (2001).

    Разнонаправленное воспитание детей отцом и матерью проявляется в том, что отец учит ребенка тому «что» , а мать - тому «как» , отец учит ребенка «быть кем-то» , а мать - «кем-то для кого-то» (Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1979).

    К. Кларк-Стюарт (K. Clarke-Stewart, 1978) обнаружила, что влияние матери на ребенка носит обычно непосредственный характер, тогда как отец влияет на малыша часто опосредованно через мать.

    Рождение, взросление и развитие ребенка происходит в семье. Поэтому отношения между ее членами, материальное положение родителей, уровень их образования, специфика работы, а также условия проживания влияют на развитие и становление личности малыша. На особенности воспитания ребенка влияет несколько факторов:

    • Сколько детей воспитывается в семье;
    • Полная она, или воспитанием занимается один из родителей;
    • Половая принадлежность.

    Половые различия

    В России, как и в других странах, до 20 века детей разного пола воспитывали отдельно друг от друга, ведь особенности воспитания девочек и мальчиков разнятся. У них различные способы восприятия информации и специфика развития.

    Нельзя оспаривать тот факт, что для любого ребенка важна родительская любовь и забота. Они одинаково нужны детям, хотя считается, что малышкам нравится, когда о них заботятся, а мальчикам необходимо доверии взрослых.

    Мальчики с раннего возраста пытаются показать независимость. Им приятно осознавать себя главой семьи, отвечать за благополучие ее членов. Любая помощь, предложенная молодому мужчине, скорее всего, вызовет протест. А вот девочки, чувствуя поддержку и принимая помощь, будут чувствовать себя любимыми и защищенными.

    Воспитание мальчика

    Всегда считалось, что воспитывать мальчика должен отец. Кто, как ни мужчина, сможет показать на собственном примере юному отпрыску основы поведения настоящего джентльмена?

    Много сказано о том, что родители воспитывают не нравоучениями, а собственным примером. Если отец занимается воспитанием сына, проводит с ним много времени, показывая своим примером, что мужской удел состоит в заботе о слабых женщинах, то можно быть уверенным, что из мальчика вырастет настоящий защитник.

    Однако, к сожалению, в последнее время участились разводы. Чаще всего дети остаются с мамами. Мальчишки, имея несознательного отца, который, как правило, надолго пропадает из поля зрения бывшей семьи, всецело попадает под опеку мамы.

    Особенность воспитания ребенка в неполной семье состоит в том, что увеличивается влияние только одного взрослого, что не может не отразиться на воспитании и развитии малыша.

    Отсутствие достойного мужского примера приводит к тому, что многие мальчики, воспитывающиеся мамами или бабушками, усваивают женские взгляды на жизнь и правила поведения.

    Мамы очень переживают за своих сыновей, пресекая малейшие попытки к самостоятельной деятельности. «Не трогай. Я сама. Положи. Надорвешься!» — слышит мальчик ежедневно. Зачем же тогда удивляться, что мальчишка вырастает бесхарактерным, неспособным принимать самостоятельные решения, проявлять заботу о самых близких.

    Не следует чрезмерно оберегать будущего мужчину. Ведь в нем на уровне подсознания заложено стремление к познанию через опыт. Да, им жизненно необходимо залезть на дерево и, разбив в кровь колени, спасти кота. Им важно до последнего винтика разобрать самокат, чтобы понять, как он устроен, а после попытаться сконструировать новый.

    Не стоит ругать сына за подобные вещи. Мама должна гордиться, что он проявляет заботу о слабом существе и самостоятельно исследует мир.

    Развиваются мальчики через физическую активность. Игры, в которые они играют, должны быть подвижными и эмоциональными. Им хочется выражать свои эмоции громко, находиться в постоянном движении. Именно поэтому мальчики чаще нарушают дисциплину на уроках, затевают драки на переменах.

    Не стоит запрещать мальчикам проявлять физическую активность дома. Посещая детский сад или школу, они должны следовать определенным правилам поведения, которые сдерживают их эмоции. А их, как известно, нельзя держать в себе. Чтобы в школе ваш отпрыск не выплеснул накопившуюся энергию в драке, не запрещайте ему немного пошалить дома или во дворе.

    Особенности характера девочек

    Девочки чаще более мягкие и спокойные. Им нужен более тесный как физический, так и эмоциональный контакт с родителями.

    Игры девочек чаще всего не связаны с физической активностью, им нравится играть в ограниченном пространстве.

    Игра с куклами – важный момент в воспитательном процессе девочек. Ролевые игры учат будущих жен, хозяек и мам правильно вести себя в семье. Наблюдая, как дочь играет в куклы, вы сможете в деталях увидеть отражение собственной семейной жизни и при необходимости внести в нее корректировки.

    Девочкам, как правило, не нужно так много свободы, которая жизненно необходима мальчикам. Если малышке будет предоставлено много свободы, она воспримет это как отсутствие любви и заботы.

    Еще раз подчеркнем важность примера родительского поведения. Взаимоотношения между мамой и папой являются базой, на которой будет строиться будущая семейная жизнь девочки.

    Если мама не уважает отца, они часто ссорятся, то малышка будет уверенна, что женщина в семейных отношениях должна себя вести именно так, а не иначе. Что, согласитесь, вряд ли поможет ей стать в будущем хорошей женой и счастливой женщиной.

    Один в поле воин?

    Проблема современного общества состоит не только в участившихся разводах и появлении неполных семей.

    Часто родители не хотят иметь больше одного ребенка, мотивируя это отсутствием материального благополучия. Раньше безапелляционно считалось, что если в семье воспитывается один ребенок, то он обязательно вырастет эгоистом. Так ли это?

    Безусловно, существуют особенности воспитания единственного ребенка, на которые нужно обратить внимание.

    Не важно, девочка ты или мальчик, быть единственным объектом родительской любви — серьезное испытание.

    Наличие только одного наследника в семье может являться предпосылкой к развитию одаренного ребенка, а может вызвать серьезные проблемы в психике малыша. Все зависит от выбранных методов воспитания.

    Если у вас один ребенок, с какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании?

    • Проявление излишней опеки и заботы.

    Весь мир сосредотачивается у ног одного ребенка. Вы боитесь, что малыш может упасть, делая первые шаги, и стараетесь всегда быть рядом. Когда у крохи случается конфликт со сверстниками, тут же спешите на помощь. Вы стремитесь одеть, покормить, показать. Вам хочется сделать все за него.

    А со временем вы сталкиваетесь с полной беспомощностью своего чада, неспособностью что-либо сделать без вашей помощи.

    В деле воспитания детей тотальная опека недопустима!

    • Завышенные ожидания.

    Родители, у которых один малыш, настоятельно требуют от него достижения высот в определенной сфере, часто ставя перед ним недостижимые цели. Так как второй ребенок не планируется, все свои амбиции взрослые хотят реализовать в единственном отпрыске.

    Вся жизнь таких малышей посвящена тому, чтобы радовать родителей. Они забывают о своих интересах и склонностях, желая во всем и всегда быть первыми.

    В деле воспитания детей важно, чтобы требования взрослых соответствовали способностям малышей!

    • Отсутствие возможности принятия самостоятельного решения.

    Единственному отпрыску категорически запрещается даже думать о том, чтобы принять самостоятельное решение. За него уже все сделано, распланировано, решено. В итоге вырастает совершенно не приспособленный к жизни человек.

    С раннего детства предоставляйте малышу возможность принятия самостоятельных решений!

    • Центр мира.

    Постоянная забота, безграничная любовь и часто вседозволенность приводит к тому, что ребенок перестает замечать, что его окружают другие люди со своими интересами и желаниями. Малыш учится особому искусству – манипуляции родителями.

    Дальнейшее формирование его личности будет проходить под лозунгом: «Все для меня! Я не для всех!»

    Не допускайте проявление эгоцентризма ребенка. Впоследствии это выльется неспособностью к социальному общению и взаимоотношениям в коллективе.

    Общение

    Особенности воспитания единственного ребенка состоят в том, чтобы обеспечить малышу максимальный контакт со сверстниками. Важно, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не стал считать себя центром Вселенной.

    Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится общению, навыкам взаимопомощи, становится социально адаптированным. Однако при воспитании ребенка через общение со сверстниками родители со временем могут сталкиваться с определенными трудностями.

    Когда ребенок совсем маленький, родители настоятельно знакомят его с новыми друзьями, всячески поощряя их общение. Как правило, друзей выбирают взрослые.

    Однако, по мере взросления, способы общения меняются. Если раньше родители с умилением наблюдали за совместной игрой детей первого года жизни, то в подростковом возрасте от их умиления не остается и следа.

    Взрослея, дети стремятся самостоятельно выбрать круг общения, который не всегда нравится родителям.

    Трудности в воспитании детей этого возраста проявляются в попытках подростка отдалиться от семьи, демонстрируя самостоятельность, и в тоже время не остаться в одиночестве. Родителям не стоит тут же браться за воспитание «трудного» ребенка. Достаточно познакомиться с новыми друзьями сына или дочери, показать дружеское участие. Вполне возможно, узнав их поближе и убедившись в их благонадежности, вы вновь испытаете чувство умиления.

    Одаренность

    Особенности воспитания единственного ребенка состоят и в процессе обучения. Психологи считают, что семьи, имеющие одного ребенка, чаще воспитывают одаренных детей.

    Развитие детей из таких семей происходит быстрее: они раньше сверстников начинают читать, писать, считать.

    Специфика одаренности состоит в том, что она может выявиться как в раннем возрасте, так и в подростковом.

    Для развития одаренности родители должны сохранять уверенность ребенка в собственных силах, эмоциональную стабильность.

    Методика воспитания таких детей предусматривает создание психологических предпосылок, которые должны помогать справляться с неудачами и разочарованиями.

    В заключении

    Дорогие родители! Независимо от пола, наличия одаренности или ее отсутствии детей нужно любить потому, что они ваши дети. В полной семье или неполной развить таланты и создать условия для развития их неординарности и одаренности сможете только вы.


    Все родители, даже не имея теоретической базы, быстро убеждаются, что существуют особенности воспитания мальчиков и девочек. Мальчик должен расти как будущий мужчина: сильный, терпеливый, целеустремленный. Это значит, что наказывать его, при необходимости, должен только отец. Если женщина наказывает сына, она своими руками рушит его мужское эго, его способность нести ответственность. Бывают разные ситуации, иногда можно и наказать, но в постоянную практику это входить не должно.

    Отец воспитывает сына в ограничении чувств, благодаря чему во взрослой жизни мальчик сможет проявлять терпение, держать в узде собственные эмоции. Когда мальчики дерутся – это нормально, они учатся выносить боль, вырабатывают контроль над чувствами.
    Мать может приложить старание, чтобы воспитать сына лидером. Для этого она должна говорить о его сильных сторонах, даже когда он еще совсем маленький. Подходят простые фразы: «Ты все сможешь», «У тебя обязательно получится». Сказанные с искренностью, они передают отношение женщины к сыну как к взрослому мужчине, что очень важно для воспитания. В культуре современности эти центры нарушены, отсюда поколение слабых мужчин, которые не имеют внутренней силы, контроля над чувствами и эмоциями. Почему мужчины так сильно деградируют? В них нет этого ограничения, внутренней аскезы.

    ? Особенности воспитания мальчиков

    Почему мужчины с каждым поколением теряют силу? Потому что в них нет духовного ядра. Самое высокое предназначение, данное мужчине – постоянное развитие на духовном уровне. Современное общество далеко от этих ценностей, на смену высокоморальной культуре пришла материалистическая, так называемая американская цивилизация. Она все больше охватывает планету.

    Мужчина, который не следует долгу, определенному самой природой, деградирует. Сила женщины – в чистоте и целомудрии, а мужчины – в ответственности и духовной силе. Он не только физический, но и духовный лидер. Когда мужчина развивает только материальную часть, стремится к физическому, финансовому благополучию и упускает внутренний аспект, происходит разрушение мужского начала.
    Мужчина, который не развивается духовно, не может быть лидером, поскольку никого не поведет за собой. Знания, морально-этический стержень, личная воля – все это помогает накапливать внутреннюю силу. Без нее мужчина деградирует, теряя связь со своей природой и естественным предназначением.

    ? Нюансы женского воспитания

    У женщины больше предпосылок для гармоничного развития и роста, поскольку она от природы ориентирована на семью и детей. Ей проще следовать предназначению и выполнять долг. Эта особенность позволяет женщинам сохранять свой разум, развивать его. Вот вам пример: главная аудитория на программах личностного роста – женщины. Грустно, но это факт.

    Мужчины сегодня ориентированы в основном на внешние ценности. Не удивительно, что в них все меньше ответственности, они отказываются быть фундаментом семьи. Такие мужчины меняют женщин, плодят детей, выбирают, кому платить алименты, а кому нет. Разве это не деградация на фоне полного отсутствия духовного развития?

    Очевидно, что девочку должна воспитывать женщина. Она подает пример женственности и правильного отношения к мужчине. Вместе с поведением матери дочь впитывает культуру, учится доверять мужчине, открывать перед ним душу и ум.

    Хорошо, если отец девочки также интересуется ее умонастроением и эмоциями, выслушивает ее. Если девочка не научится открываться, то вырастет беспокойной, нервной женщиной. Чтобы раскрываться, она должна чувствовать защищенность. Если мужчина вырос в семье, где родители учитывали духовные особенности воспитания мальчика, он с готовностью примет эту ответственность.

    "Распад семьи сегодня является острой проблемой нашего общества, поэтому психологи и педагоги так много внимания уделяют детям, воспитывающимся именно в неполных семьях. И есть все основания полагать, что весьма специфические условия жизни ребенка без отца, так как ребенок в современном российском обществе воспитывается, в основном, матерью, будут отражаться на особенностях его личностного развития" .

    Говоря о таком событии, как развод, стоит сказать, что для ребенка это трагедия, если распад семьи происходит когда ребенок находится в возрасте от 3-х до 12-и лет, последствия ощущаются особенно остро. Психологическое развитие ребенка в случае развода протекает по следующему плану: еще до развода ребенок в семье отодвигается на второй план, когда родители заняты своими ссорами, ребенок воспринимает уход отца, как отказ от него, это чувство сохраняется долгие годы, далее ребенок переживает дефицит внимания со стороны матери, т.к. она вынуждена зарабатывать деньги, при встречах с отцом (если таковые имеют место) ребенок впадает в заблуждение, причина развода ему непонятна. Если отец отчужден и холоден, то у ребенка возникает вопрос, почему он должен с ним видеться, так возникает комплекс вины. В случае если родители мстят друг другу, психика ребенка подрывается еще сильней. Так же, пользуясь расколом семьи, ребенок может сталкивать родителей друг с другом, вынуждать их баловать себя, в этом случае его интриги и агрессивность тоже обернутся проблемами в будущем. С уходом отца ребенок не видит столь же отчетливо какую роль в доме играет мужчина, что накладывает свой отпечаток на развитие его личности. Для девочки данная проблема черевата неправильно сложившимся отношением к мужскому полу. Так же ребенку приходится наблюдать переживания и страдания матери, так как на данном этапе ей трудней справляться с материнскими обязанностями .

    Таким образом, мы видим, что после развода родителей психическое здоровье ребенка сильно подрывается, его личностное развитие отягощается рядом проблем.

    Но не только развод родителей оказывает пагубное влияние на развитие личности ребенка, отсутствие отца, как такового, так же существенно влияет на становление личности мальчиков и девочек. Начиная с постродовой депрессии, которую испытывает мать, и которая является стрессовой ситуацией для малыша, отец призван защитить семью, обеспечить более благоприятные условия для будущей матери и ребенка, в ином случае, с самого рождения малыша, вероятность искажения психического развития ребенка увеличивается .

    Говоря об особенностях детей, воспитывающихся в неполных семьях, стоит сказать о том, что многие авторы отмечают то, что дети не поддерживающие контактов с отцом, отличаются недисциплинированностью и сниженным чувством ответственности такого же мнения придерживаются Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнова, в своих исследованиях они отмечают, что отцы помогают детям в усвоении моральных норм, помогают развивать волевые качества личности, устанавливают определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, так же они придают большее значение самостоятельности и независимости детей, следовательно, у детей лишенных отцовской заботы данные качества формируются хуже .

    Е.П. Ильин говорит о том, что дети, отцы которых принимают активное участие в воспитании ребенка, имеют способность к эмпатии, у них более высокая самооценка, они более стабильны в своих эмоциональных проявлениях, нежели дети, воспитывающиеся в неполной семье или дети испытывающие дефицит отцовского внимания. П. Попова, исследуя особенности детей, растущих без отца, отмечает, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, когнитивных задач, плохо дифференцируют гендерные роли, и, как следствие, имеют проблемы с полоролевой идентификацией . Дети вынуждены "дорисовывать" семью в своем воображении , что само по себе указывает на определенные аномалии в полоролевом развитии, так как у ребенка нет надлежащего образца.

    В исследованиях Т.В. Андреевой говорится о том, что мальчики, лишенные достаточного общения с отцом либо усваивают "женский" тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому. Так же отмечается, что мальчики, выросшие без отцов, менее зрелы и целеустремленны, они редко чувствуют себя в безопасности, они менее инициативны и уравновешенны, что свидетельствует о том, что им трудно будет выполнять свои отцовские обязанности .

    У девочек, воспитывающихся в семьях без отцов, плохо формируются представления о мужественности, во взрослой жизни им трудней будет понять своих мужей и сыновей, они чаще будут испытывать сложности при выполнении роли жены, матери, чем девочки, воспитывающиеся в семьях, где есть отец (принимающий участие в воспитании). Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности .

    Стоит сказать о том, что наряду с родителями (родителем) в воспитании детей, особенно дошкольников, принимают участие прародительские члены семьи, в этом случае процесс полоролевой идентификации детей из неполных семей может быть более благоприятным. В исследованиях Т.А. Репиной говорится о том, что у детей, воспитанием которых занимались бабушки и дедушки отмечается способность к эмпатии, доброжелательность, отсутствие агрессивности, но ребенок менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами, менее самостоятелен .

    Итак, мы видим, что участие бабушек и дедушек в воспитании детей благоприятным образом сказывается, в первую очередь, на эмоциональном состоянии детей. Но, как мы видим, по исследованиям Т.А. Репиной данный факт не способствует развитию маскулинных качеств у мальчиков.

    Таким образом, мы можем сказать, что наличие отца в семье, его участие в воспитании ребенка является неотъемлемым условием формирования гармонически развитой личности .

    Выводы по 1 главе

    1. Изучив полоролевую идентификацию, как проблему психолого-педагогических исследований можно сказать, что:

    Полоролевая идентификация - это процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое .

    в 1,5 года ребенок знает, мальчик он или девочка;

    в 3 - 4 года ребенок знает не только какого он пола но и умеет определить пол окружающих его людей;

    в 6 - 7 лет понятие половой принадлежности складывается у ребенка как уже необратимое свойство. Именно в этом возрасте начинается бурный процесс половой дифференциации, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители.

    Из ряда предложенных теорий формирования половых ролей, нам более близка теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, в которой говорится о том, что ребенок бессознательно идентифицируется с образом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копирует его поведение.

    Процесс полоролевой идентификации мальчиков осложняется рядом проблем, связанных с преимущественно женским воспитанием ребенка, в этом случае полоролевая идентификация мальчиков строится "от противного" (он не знает как ведет себя настоящий мужчина, но точно знает то, что не должен в своих поступках проявлять себя как девочка) поэтому может быть неустойчивой.

    Для девочек процесс полоролевой идентификации является менее конфликтным и отличается большей продолжительностью по времени, чем таковой у мальчиков.

    2. Говоря о семье, как о факторе влияния на полоролевую идентификацию, можно сказать, что:

    Многие ученые выделяли различные типы и функции семьи, мы ознакомились с многообразием предложенных классификаций, за основу в нашем исследовании мы берем классификацию Е.А. Личко, в которой четко выделен структурный состав семьи:

    Полная семья (есть мать и отец);

    Неполная семья (Есть только мать или отец);

    Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

    Образ родителя противоположного пола очень важен при выборе будущего партнера (выбор осуществляется либо по принципу сходства, либо по противоположности).

    Семья является основополагающим фактором в формировании полоролевых установок.

    Эмоциональная близость ребенка с родителем своего пола положительным образом влияет на полоролевую идентификацию ребенка, то есть, психологический контакт между ребенком и родителем определяет успешность процесса полоролевой идентификации.

    Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье способствует идентификации ребенка с родителем своего пола.

    Стиль воспитания, выбранный родителями, оказывает влияние на развитие личности, например, мальчик, воспитывающийся матерью, занимающей доминирующее положение в семье, демонстрирующей маскулинные качества, может вырасти "женоподобным", т.к. проявления самостоятельности и настойчивость, свойственные мужскому полу такой матерью подавляются.

    3. - Изучая особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье, мы выяснили, что:

    отсутствие или отчужденность отца, оказывает неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка и на становление полоролевой идентификации.

    мальчики, лишенные достаточного общения с отцом либо усваивают "женский" тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположного женскому. Так же отмечается, что мальчики, выросшие без отцов, менее зрелы и целеустремленны, они редко чувствуют себя в безопасности, они менее инициативны и уравновешенны.

    У девочек, воспитывающихся в семьях без отцов, плохо формируются представления о мужественности, во взрослой жизни им трудней будет понять своих мужей и сыновей, они чаще будут испытывать сложности при выполнении роли жены, матери, чем девочки, воспитывающиеся в семьях, где есть отец (принимающий участие в воспитании). Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

    Дети, воспитывающиеся в семьях без отца, редко имеют способность к эмпатии.

    Дети, в воспитании которых принимают участие бабушки и дедушки более способны к эмпатии, менее агрессивны, но данный факт в нужной мере не способствует развитию маскулинных качеств у мальчиков.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама