THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для начала, хочу поздравить всех мамочек, у кого уже появилось маленькое чудо, и тех кто в ожидании. Малыш — это правда чудо, самый лучший подарок в жизни. Появившись дома малютке, не успеваешь оглянуться, и даже представить не успеваешь, как дома уже бегает годовалый малыш, просит что-то дать, говорит мама… Нужно дорожить каждым моментом, это лучшее что может быть в жизнь. Не мало важным каким должно быть развитие ребенка в этом возрасте.

Если вы хотите запомнить, как развивается ваш ребенок, можно, даже нужно, завести блокнот, альбом, что угодно. Там лучше записывать все достижения вашего малыша. Для чего это нужно? Я считаю это полезно не только чтобы помнить, такие заметки позволят вам видеть, как ваш ребенок развивается и благодаря этому вы лучше будите понимать, что еще нужно, что еще можно и так далее.

Ну и главное это как развивается ваш малыш. Ведь если вы заметите что-то не ладное, то можно вовремя скорректировать что-либо. Уверена, что все Ваши трудности будут вознаграждены — когда ваш малыш скажет «спасибо мамочка», вас переполнят все самые хорошие чувства… реально не описать словами, это нужно испытать.

Первый месяц

В данное время у ребеночка еще остались инстинкты, появившиеся у мамы в животике, которые исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (все что в ручки попадает и сами ручки),
  • плавательный (при купании если малыша положить на животик, он будет пытаться плавать),
  • хватательный (сжимает кулочки, если коснуться его ладони),
  • поисковый (если коснуться щечки, начинает искать грудь),
  • шаговый (если поставить на ножки, держа за ручки, будет пытаться ходить).

Так же ребенок уже может следить за игрушками и слышать звуки. Неплохое упражнение можно делать для глазок, взяв игрушку яркого цвета и водить ее слева на право и обратно и также вверх и вниз.

Крепкие малыши уже в месячном возрасте могут пытаться держать головку.

Второй месяц

В этот месяц в развитии ребенка начинаются большие перемены, еще этот период называют «оживлением» малыша. Он меньше спит, лучше видит и слышит. Очень важно , чтобы Вы с ним много разговаривали, или пели. При пении малыш как-будто начинает Вам подпевать, очень становится приятно самой.

Что же уже умеет ваш малыш?

  1. Уже может поднимать головку и не долго придерживать ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые уже начинают переворачиваться с бочка на спину.
  3. Изучает свои ручки, может их насасывать.
  4. Младенческие рефлексы начинают немного угасать.
  5. Развивается эмоциональная сфера . Это очень важная составляющая, которая означает что развитие ребенка идет нормально.
  6. Малыш начинает узнавать родителей. Радуется Вам и начинает быстро двигать ручками и ножками.
  7. Ребенок уже начинает гулить — произносить певучие гласные звуки, «агукает». Им очень нравится слушать свои звуки, появляется некая своя речь.

Третий месяц

На протяжении третьего месяца, развитие ребенка продолжает совершенствоваться. Особенно эмоциональная сфера хорошо развивается. Что он уже умеет:

  1. Все лучше и лучше умеет держать головку, а находясь на животике, начинает высоко поднимать голову и пытается оглядеть все вокруг.
  2. Малыш уже умеет брать предметы и тянется к интересующим его предметам или игрушкам.
  3. Продолжают изучать свои ручки, но некоторые уже пытаются поймать свои колени. Это они изучают свои ножки.
  4. Все что попадается малышу в ручки, оказывается у него во рту. Дело в том , что слизистая рта и язык — самые чувствительные и таком образом ребенок изучает предметы, окружающий его мир.
  5. Некоторые малыши уже умеют смеяться, некоторые только улыбаться. Все это нормально и не стоит переживать, если малыш только сейчас научился улыбаться.
  6. Дети уже умеют подрожать мимике своих родителей. Они внимательно изучает Ваше лицо, Вашу мимику. Играйте с малышами, стройте им рожицы.
  7. Ребенок продолжает развивать свою речь. Может подолгу напевать гласные звуки и некоторые уже пытаются озвучить слоги.

Четвертый месяц

На этом месяце развития ребенка происходят быстрые изменения в психологическом и физическом плане:

  1. Уверенно держит голову. На животике или на ручках вертикально может следить за предметами или звуками, поворачивая голову.
  2. Лежа на животе упирается на локти. Некоторые малыши уже могут на выпрямленные ручки встать.
  3. С этого месяца Ваш малыш учиться переворачиваться с животика на спинку и обратно. Некоторые детишки уже передвигаются, переворачиваясь, или даже ползают по-пластунски! Помните, что оставлять ребенка без присмотра нельзя! Он может упасть. Лучше положите его на пол, там ему будет больше простора для его маневров и не сможет упасть.
  4. Уже осознано манипулирует с предметами, может взять игрушку и поиграть.
  5. Хорошо отличает своих близких.
  6. У ребенка развивается страх остаться без мамы, поэтому он Вас не отпускает. Уделяйте много внимания малышу и будьте терпимыми, этот период скоро пройдет.
  7. Внимательно прислушивается к звукам, у него появляются любимые игрушки, может любоваться своим отражением в зеркале.
  8. В речи появляются более внятные слоги. Вообще, можно сказать, что речевое развитие ребенка закладывается именно в первый год жизни.

Пятый месяц

В этом периоде малыш значительно оттачивает физические навыки:

  1. Уверенно переворачивается в разные стороны.
  2. Лежа на животе лучше поднимается на локоточки и на ладошки.
  3. Может уже принимать позу полу-лежа, на локоточке. Можно сказать готовиться к сиденью.
  4. Пытается дотянуться к интересующему предмету.
  5. Умеет хватать себя на ножки, за ступни и тянет их в ротик.
  6. Может немного стоять, если держать его за подмышки.

И вот начинает появляться очень важный навык в развитие ребенка. Теперь он хорошо узнает родных, может например у мамы на руках сидеть спокойно, а если кто-то из других попробует взять на ручки, он уже может заплакать,у него поменяется настроение.

Очень интересно в это время наблюдать за малышом, как он играет с игрушками, стучит, облизывает, кусает. Может разглядывать книжки или журналы с красивыми яркими рисунками. А если еще показывать что изображено, и читать маленькие стишки, то у ребенка хорошо развивается речь.

Развитие ребенка продолжается эмоционально, он много улыбается, смеётся, хохочет. Если уделять мало внимания ребенку, он может закапризничать. Так же можно уже учить простым словам: «папа», «мама», «баба», они могут их повторить.

Шестой месяц

Развитие ребенка опять претерпевает изменение жизненного уклада:

  1. Именно в это время ребенок начинает ползать по пластунски, и родителям приходится поднимать все предметы выше.
  2. Малыша уже можно садить не на долго в положение полулежа.
  3. Лежа на животике малыш начинает пытаться встать на колени, может и встать, покачаться. Это важный этап в развитии и подготовке к сидению и ходьбе на коленях.
  4. Не только уверенно в руке держит предметы, но и умеет перекладывать из руки в руку.
  5. Может уже ломать игрушки, разглядывает их со всех сторон и тянет в рот абсолютно все. Это нормально. Малыш изучает окружающий мир.
  6. Можно начинать развивать бытовые навыки, такие как ложка, что с нее нужно кушать. Можно поить с кружки, придерживая конечно.
  7. Начинает развиваться интеллект. То есть ребенок понимает последствия некоторых действий. Например что если бросить кубик, он упадет или нажать на кнопку, будет звук.
  8. Очень уверенно говорят слоги и начинают осваивать согласные звуки.

Семь месяцев

Развитие ребенка становится более быстрым, малыш становится активным:

  1. Уже уверенно ползает по пластунски и на четвереньках. Некоторые детишки начинают передвигаться задом на перед. И это нормально, скоро малыш научится управлять своим телом.
  2. Могут сидеть с прямой спинкой. А особо упорные пытаются стоять около опоры.
  3. Развивается мелкая моторика малыша. Он берет игрушки в разные руки, стукает друг о друга, кидает. Очень внимательно смотрите за мелкими деталями! Ребенок все тянет в рот.
  4. Рассказывайте малышу о предметах, называйте их, показывайте и называйте части его тела. Детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей (где глазки? где ушки?) Это все стимулирует познание ребенка.
  5. Ребенок начинает подрожать. Например видя как родители кушают, и его легче кормить. Слушая звуки, пытается их повторить («гав-гав», «мяу-мяу»).

Для развития речи, активации речевого центра, необходимо развивать мелкую моторику. Например игрушка с бусинками разных цветов, надетая на нитку.

Восемь месяцев

В восьмом месяце развитие ребенка направленно на упорство встать:

  1. Ребенок ползет до любой опоры и пытается встать, кому-то это даже удается, но не всем. А если поставить рядом с такой опорой он будет стоять.
  2. Активные детишки ходят вдоль опоры или когда их родители держат за ручки, перебирают ножками.
  3. Малыш уже знает расположение комнат, продолжает изучать обстановку, сам может передвигаться на четвереньках по комнате.
  4. Умеет сидеть, сам садится из положения на четвереньках.
  5. Игры становятся более осмысленными, малыш может игрушки складывать в коробочку, одевать колечки палочку.
  6. В это время малыш может захотеть кушать с ложечки, лучше это поощрять, в дальнейшем возможно не придется прививать этот навык.
  7. Ребенок уже усвоил некоторые простые игры, может слушать музыку и даже пританцовывать, если видел как это делают родители.
  8. Может уже понимать какие-то просьбы: дать игрушку, показать кроватку. Может и показать части своего тела.
  9. Продолжается развитие речи, кроха пытается повторить слова, появляются новые слоги.

Девятый месяц

Развитие ребенка в этом месяце становится обширнее, появляются новые навыки:

  1. Кроха может перелистывать листочки книжки, мять их и даже порвать.
  2. Малышу можно дать пластилин, но внимательно следить, чтобы не ел его. Это развивает хорошо моторику и нравится детишкам.
  3. Словарный запас постоянно расширяется: они понимают слова «дай», «принеси», «кушать» и другие.
  4. Кроха продолжает пытаться встать самостоятельно, активно ходит вдоль опоры. Но нужно быть крайне внимательным , малыш пытается залезть куда-либо, или слезть со стула например.
  5. Ползая на коленях, может легко развернуться и пойти в другою сторону.
  6. В этот период хорошо проявляется характер. Малыш может пытаться добраться до нужно ему предмета, а если не получается, может заорать, заплакать. Боится остаться без мамы, поэтому всячески может ее привлекать, например если видит что мама уходит, может начинать плакать.

Десятый месяц

С каждым днем развитие ребенка становится увлекательнее и интереснее самому ребенку. В передвижении все становится увереннее, ползает отлично, особенно в кроватке. Встает уверенно, ходить учится быстрее.

Становится малыш более любопытным и пытается повторить некоторые звуки, особенно животных. Нужно использовать этот период, проговаривать ребенку не сильно сложные слова и он будет пытаться их повторять. Так же хорошо копирует Вашу мимику, играйте с ребенком в этом направлении. Малыш может выполнить несложные просьбы: показать, спрятать, принести. Еще малыш может обобщать понятия: показать ручки у мамы, у папы, у куклы и так далее.

Особенно хорошо в данный период совершенствуются игры:

  1. Благодаря развитию моторики, малыш может удержать несколько мелких предметов в одной руке. При этом появляется ведущая рука.
  2. Ребенок уже начинает понимать как играть. Например катает машинку, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.
  3. Может играть с другими детьми, если родители покажут как это нужно делать.
  4. Любят вкладывать стаканчики друг в друга.
  5. Умеют катать или кидать мячик.
  6. Открывают и закрывают дверцы шкафа или выдвигают и задвигают ящики. Могут туда положить игрушки.
  7. Перекладывают предметы в разные коробочки или стаканчики.
  8. С удовольствием играют с едой и водой.
  9. Могут совмещать игрушки. Например толкать мячик палочкой.
  10. Начинают интересоваться крупным конструктором, но пока только разбирать.
  11. Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Одиннадцатый месяц

Малыш становится очень возбудительным, быстро переходит от смеха к плачу, даже порой одновременно может и плакать и смеяться. Настораживается в незнакомом месте, пугается при появлении нового человека. Все это нормальное развитие ребенка и родителей не должно беспокоить.

  • Очень активно ребенок передвигается по комнатам. Малыш достаточно окреп, чтобы самостоятельно передвигаться. Может делать несколько шагов от одного родителя к другому или от предмета к маме.
  • Продолжает развиваться навык самообслуживания. Пытается сам кушать из ложки, пить воду с чашки, пытается сам снять вещи и так далее. Можно надолго занять ребенка, дав ему ящик с одеждой. Самостоятельность необходимо поощрять. Детишки в этом возрасте любят когда их хвалят.
  • В это время появляются первые осмысленные диалоги, понимает слова «да», «нет», «нельзя». Может помотать головой положительно и отрицательно.
  • В это время родители лучше начинают понимать свое чадо, он показывает пальцем на предмет, его интересующий. В речи малыша появляются два-три четких слова. Чаще это «папа», «мама», «баба», и другие звучные слоги.
  • Детишки хорошо начинают развивать навыки вежливого общения. Хорошо понимают жести «привет» и «пока», охотно машут ручкой. Хотя для них это и игра, но нужно всегда просить малыша поздороваться и попрощаться. Это закрепит положительную привычку.

Двенадцатый месяц


Двенадцатый месяц является своеобразным переходным моментом от младенчества к детству. Хотя это и условная граница, но большинство родителей ожидают о своих малышей куда больше, чем от одиннадцати месячного. Хотя развитие ребенка в этот период принимает немного другой оттенок, скорее всего, потому что к году малыш становится более самостоятельным, более взрослым, но именно после года начинается самое самое активное изучение себя и окружающего его мира, так скажем, развивается личность малыша.

В таком возрасте у малыша словарный запас увеличивается, он не только понимает много слов, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова. В чем же основные изменения:

  • Малыши начинают ходить самостоятельно. Но не волнуйтесь если ваш малыш этого не делает. Дети до полутора лет могут ползать, это не отклонения, это нормальное развитие ребенка.
  • Ребенок умеет приседать, чтобы взять игрушку. Может положить одну и взять другую. Дети хорошо запоминают где что лежит, поэтому они будут искать игрушку именно там, где ее оставили.
  • Учатся самостоятельно перешагивать препятствия, сначала за ручку, потом сам.
  • Кушает с ложечки, пьет из чашки, сам снимает и одевает носочки, шапочку.
  • Если приучали к горшку, то малыш сам просится на него.
  • Кушает ребенок пищу кусочками, даже если жевательные зубки не выросли, жует деснами, они очень твердые.
  • Ребенок уже все понимает. Даже если родители думают что малыш не понимает, это не так. Он радуется, грустит и все переживает с мамой. Поэтому психологи не рекомендуют выяснять отношения при малыше. Он еще не умеет справляться с плохими эмоциями, это может нанести ему психологическую травму.
  • Игры малыша становятся сложнее. Он может кормить куклу, садить на горшок игрушку.

Чему научился малыш за годик жизни?

Теперь подведем не большой итог в жизни Малыша. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Развитие ребенка до года обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Субботина Мария

Ваш малыш совсем недавно появился на свет.

И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.

Календарь развития малыша по месяцам

1 месяц

В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.

В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.

2 месяца

В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.

В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.

3 месяца

В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.

В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.

4 месяца

В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.

Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.

5 месяцев

Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.

Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.

6 месяцев

Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».

Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.

Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.

7 месяцев

Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.

Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.

Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.

Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.

8 месяцев

Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.

Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.

В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.

Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Калькулятор

Таблица физических параметров до года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!


С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.


В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

7-й месяц жизни

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама