THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Крупные рожки) и длинный шнурок. Для детей до полтора года достаточно будет 30-40 макаронин, для детей постарше – в два раза больше. Предложите ребенку нанизывать макароны на шнурок. Упражнение выполняйте не реже 2 раз в неделю. Если же ребенку понравилось упражнение, можно выполнять его несколько раз в день, пока не надоест. После этого сделайте несколько дней и снова предложите это упражнение.

2. Кашка. Поставьте перед ребенком две небьющиеся емкости. В одну из них насыпьте немного крупы ( , рис, горох) и дайте ребенку ложку. Покажите, как с помощью ложки можно перемешать крупу из одной мисочки в другую. После того, как всю крупу ребенок переместил в другую мисочку, предложите снова переложить крупу в первую мисочку, либо досыпьте другую крупу. Упражнение выполняется 20-30 минут в день 1-2 раза в неделю.

3. Рисование. Возьмите крышку от и положите на дно цветной лист А4. Сверху высыпьте манку или другую мелкую крупу и предложите ребенку порисовать пальчиком. Можете рисовать вместе с ребенком и писать буквы, проговаривая их вслух. Упражнение выполнять 20-30 минут (или пока ребенку не надоест) несколько раз в неделю.

4. Золушка. Смешайте горох и фасоль в небольшой коробочке. Предложите ребенку выбрать всю фасоль из гороха и переложить в другую коробочку. Со временем можно увеличивать количество крупы, а также применять более мелкую крупу (например, гречку, рис). Выполняйте упражнение раз в неделю.

5. Прищепки. Для упражнения потребуется от 30 до 50 прищепок. Вырежьте круг из плотного картона и предложите ребенку с помощью прищепок сделать солнышко. Для этого по краям надо прицепить прищепки. В дальнейшем можно цеплять прищепки на шторы, висящую веревку. Следите, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики. Начинайте выполнять упражнение с 30 прищепок, постепенно увеличивая их количество.

Видео по теме

Развивать мелкую моторику, или, иными словами, способность ребенка владеть своими руками, необходимо. Начинается все с самого раннего детства, с «Ладушек». Позднее покупают ребенку специальные развивающие игры. Занимаясь совместно с сыном или дочерью мозаикой, лепкой, собирая модели из конструктора, родители развивают тем самым интеллект ребенка.

Связь между структурами головного мозга и моторикой кистей рук – известный научный факт. Психологи в детских садах и школах обязательно обращают внимание на ловкость детских пальчиков. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем больше вероятности, что он будет хорошо учиться.

Развивать мелкую моторику ребенка нужно постоянно и с самого его рождения. Сейчас в магазинах огромный выбор соответствующих игрушек, игр и пособий. Но развитием детей успешно занимались и наши прабабушки, хотя подчас совсем не осознавали, для чего они это делали.

Пальчиковые игры

Наверняка у всех в памяти детские прибаутки «Сорока-ворона», «Ладушки» и другие. Что делает мама или бабушка, когда трогает, разминает, загибает-разгибает пальцы на младенческой руке? Тренирует мелкую моторику. Хотя выглядит все как пустяковое занятие, между тем, оно приносит удовольствие и пользу ребенку.

Чуть подрастет ребенок, и мама усаживает его рядышком с собой, когда занимается хозяйственными делами. Ребенок трогает различные вещи, ощущает их шероховатость или гладкость, играет с кастрюльками, ложками, пробует что-то положить внутрь, что-то достать. И это тоже очень важные занятия для малыша.

Есть специальные пальчиковые игры. Этой теме посвящено много книг, которые запросто можно купить в книжных магазинах. Вслед за словами незатейливых стишков ребенок вместе со взрослым складывает пальчики в определенном порядке. Получается весело и полезно для детского развития.

Пальчиковые игры или гимнастику для пальцев обязательно проводят в детских садах и школах. Это хорошая подготовка руки к письму.

Когда дети становятся постарше, их приобщают к взрослым занятиям. Девочки начинают заниматься рукоделием. Очень полезна работа с вязальным крючком. Кстати, неплохо вязать получается и у . Но им обычно больше нравятся папины инструменты: молоток, напильник. В результате отрабатывается координация движений, руки становятся все более умелыми.

Специальные игры для развития мелкой моторики

На сегодняшний день игрушек и игр для развития мелкой моторики так много, что подчас трудно остановить внимание на чем-то одном.

Для совсем маленьких детишек продаются разнообразные вставляющиеся друг в друга предметы. Это традиционные пирамидки, матрешки, а также игры, сделанные по принципу Монтессори. Среди первых игрушек и всевозможные шнуровки, их выбор тоже достаточно большой. Играя, ребенок попутно знакомится с размером, цветом и формой. А заодно учится самообслуживанию.

Еще одна из распространенных настольных игр – мозаика. Поскольку детали этой игры довольно мелкие, то ее рекомендуют для детей после трех лет. Хотя и дети помладше могут справляться с мозаикой, только нужен постоянный контроль со стороны взрослых.

Некоторые родители жалуются, что ребенок совсем не интересуется развивающими играми. Однако все эти игры рассчитаны не на самостоятельную игру ребенка. Необходимо обязательное участие взрослых.

К играм, развивающим мелкую моторику, стоит отнести также кубики, пазлы, разнообразные конструкторы.

Полезно заниматься лепкой, благо недостатка в пластилине сейчас нет. Можно выбрать пластилин желаемого качества и цвета. Если нравится лепить из более натуральных материалов, можно выбрать глину или соленое тесто. Дети очень любят такие занятия наряду с рисованием.

Вряд ли можно в небольшой статье перечислить все игрушки и игры, рук. Важно только помнить, что такие игры необходимы всем детям. От того, насколько умелыми будут пальчики ребенка, зависит развитие его речи и интеллекта.

Связанная статья

Совет 3: Как развить мелкую моторику при помощи пальчиковых игр

Пальчиковые игры очень полезны для детей. Они развивают мелкую моторику рук, концентрируют внимание и формируют мышление малыша. Совершенствование мелкой моторики рук напрямую связано с умственным развитием ребенка.

Техника пальчиковых игр легка и доступна. Для того чтобы максимально заинтересовать малыша, читайте в процессе игры небольшие четверостишия: это разовьет слуховое восприятие малыша и поможет сконцентрировать внимание.


Для развития мелкой моторики желательно играть в игры ежедневно, только после этого будет положительный результат.


Игра "Пальчики". Необходимо загибать по очереди пальчики ребенку на каждую строку стихотворения.


  • Макару-большому дрова рубить,

  • Петьке-указке воду носить,

  • Ваньке-среднему печку топить,

  • Тимошке-сиротинушке кашу варить,

  • А крошке Кирюшке песенки петь.

Игра "Пароходик". Помогите сложить ребенку ладони лодочкой - так, чтобы большие пальцы рук были приподняты вверх. И выполняйте игру со следующими словами: "Плывет пароход по речке, словно печка".


Игра "Пирожки". Изобразите процесс приготовления пирожков, ребенок должен копировать движения за вами под потешку: "У печи, печи, печи, испечем мы пироги".


Игра "Мышка". Помогите ребенку сомкнуть средний и безымянный пальчики и придержать большим. Указательный и мизинец слегка согнуты и ими необходимо двигать. Во время игры приговаривайте двустишие: "Серая в норке сидит и бумажкой в ней шуршит".


Видео по теме

Многие мамы начинают развивать мелкую моторику рук малышей с самого рождения. И поступают абсолютно правильно! Ведь степень развития мелкой моторики ребенка напрямую влияет на уровень развития его речи, логики и мышления.

Если Вы с нетерпением ждете первых слов крохи или хотите, чтобы малыш начал говорить больше и лучше – самое время поиграть в интересные игры на развитие мелкой моторики для детей.

Вот небольшая подборка игр, которые подойдут ребенку от 1 года до 2 лет (развивающие игры для более старших детей можно посмотреть ):

Пересыпаем крупу ложкой.

Поставьте перед малышом миску и стаканчик (чем красивее и ярче они будут – тем больше привлекут внимание малыша; правда у нас ничего яркого не нашлось , но все равно играли с удовольствием ). Покажите ему, как пересыпать ложкой крупу из одной емкости в другую.

Кажется, что все очень просто. Но для ребенка в возрасте от года до двух – это настоящий вызов – пересыпать крупу ложкой и не рассыпать ни одной крупинки мимо стаканчика – это очень непросто.

Побуждайте ребенка стараться, чтобы ни одна крупинка не просыпалась, хвалите за первые успехи. А просыпавшуюся крупу собирайте вместе – это тоже отличное упражнение для развития пальчиков.

Кроме развития мелкой моторики эта игра также поможет малышу побыстрее научиться пользоваться ложкой во время еды.

Развивающая игра «Поймай ложкой!».

Вам понадобится миска, наполненная предметами небольшого диаметра (не больше, чем мячик для настольного тенниса). Малышу необходимо с помощью ложки переложить предметы из миски в другую емкость. Чем меньше ребенок, тем больше должна быть ложка (начинать лучше со столовой).

Эта игра похожа на предыдущую, но она намного сложней, ведь для того чтобы поймать ложкой какой-нибудь предмет – нужно приложить намного больше усилий, чем просто зачерпнуть крупу.

Игра на развитие мелкой моторики «Поймай в воде!»

Эта игра также похожа на предыдущие, но она еще чуточку сложнее – теперь ловить предметы нужно в воде! (Когда я играла с дочкой, я сообщала, что мы идем на рыбалку, а предметы в воде – это рыбки, которые нужно поймать.)

«Покорми друга».

Вам понадобится резиновая игрушка, например такая:

Во рту у игрушки необходимо прорезать округлое отверстие такого диаметра, чтобы в него можно было протолкнуть фасолинку. Чем младше малыш, и чем хуже развита его моторика – тем больше нужно делать отверстие.

Цель игры:

Нужно покормить друга – опустить фасолинку в ротик игрушки.

У нас из подходящих игрушек нашелся только пупсик:

Выглядит правда не очень жизнерадостно, но дочь это не смутило. Кукла с восторгом была покормлена фасолью несметное число раз.

Подобные игрушки с отверстием во рту можно встретить во многих развивающих центрах Монтессори (это недорого, просто, нравится детям и отлично развивает мелкую моторику!).

Веселая коробочка.

Если резиновой игрушки дома нет – можно смастерить вот такую коробочку:

Такая развивающая игрушка при желании может быть сделана за пять минут.

Удачных вам занятий с малышом!

В самом начале второго года жизни ребенок, как правило, уже умеет взбираться по лестнице, по просьбе взрослого отыскивать и приносить игрушки, держа их в обеих руках. Так он осваивает навыки самостоятельного, свободного передвижения.

В возрасте 10,5-13,5 месяцев малыш отталкивает мяч в случайном направлении и горизонтально ударяет кубиками один о другой. Он хлопает в ладоши, ощупывает предметы и людей. Переворачивает страницы книги и ставит друг на друга от двух до шести кубиков.

В период 13,5-17,5 месяцев ребенок начинает самостоятельно рисовать свои первые картинки - линии и "каракули". Он также начинает активно повторять за взрослыми движения и манипулировать предметами: трясти ими, рассматривать, бить. Малыш пытается уже не только толкать мяч, но также ловить и удерживать его. Ребенок способен бросать предметы на пол и держать их кончиками большого и указательного пальцев.
Примерно в полтора года ребенок учится откручивать крышки на банках и соединять предметы. Он уже умеет разворачивать бумагу и доставать спрятанный в ней предмет, собирать пирамидку вне зависимости от числа колец в ней.

Развитию мелкой моторики способствует игра . Причем малыш интересуется не только игрушками, но и различными предметами. Поэтому его очень обрадует наличие на журнальном столике, а также в ящиках письменного стола небольших безопасных предметов - коробочек, пластмассовых флаконов, а также деревянных или пластмассовых письменных принадлежностей.

В 17-20 месяцев малыш переворачивает страницы книги по одной.

К 17-24 месяцам он схватывает движущийся предмет.
В 18-24 месяца ребенок опускает мелкий предмет в большое отверстие, разрывает бумагу.
К 20-21 месяцам он способен опустить небольшой предмет в отверстие, чуть большее по размерам.

Чуть позже, примерно в возрасте 20-24 месяцев , ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

К 21-22 месяцам малыш переливает жидкость из одной емкости в другую, а в 22-24 месяца он ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Родителям не стоит огорчаться, обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии. Восстановить допущенные пробелы помогут специальные упражнения, развивающие моторику, а также пальчиковая гимнастика.

Упражнения-игры для развития мелкой моторики

Делаем бусы

Нанизывать можно все, что имеет отверстие: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, старые фломастеры, катушки от ниток и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Желательно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания.

Строим разноцветные кораблики

Сделайте из цветной бумаги несколько корабликов. Будет лучше, если ребенок станет наблюдать за вашими действиями, а при желании поможет вам мастерить кораблики. Затем попросите его поправить бортики корабликов, распрямить игрушечный парус. При необходимости покажите ребенку, как нужно выполнять это упражнение.

Пускаем мыльные пузыри

Это упражнение - продолжение того, что делал ребенок на первом году жизни, хлопая ладонью по мыльной пене в ванной или ловя пузыри в воздухе. Но теперь уже он сам должен выдувать пузыри. При необходимости покажите ребенку, как выполнять это упражнение.

Рисуем мелками

Нарисуем маму с яркими глазами,

Нарисуем куклу с чудо-волосами.

Нарисуем солнце, кошку и качели.

Посмотрите, сколько мы всего успели!

Возьмите цветные мелки и сначала сами нарисуйте что-нибудь. Спросите у ребенка, что он хотел бы изобразить. Покажите ему, как нужно рисовать прямые линии и различные фигуры, как нужно их раскрашивать. Затем попросите малыша повторить хотя бы самый простой из рисунков.

Складываем матрешку

Русскую матрешку

Разбирает крошка.

Вот устали ручки —

Ну, еще немножко.

Сколько же матрешек

Там, внутри, ютилось?

Ну, сложи обратно,

Чтобы поместились.

Здороваемся с песочком

"Здороваются пальчики". Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
"Здороваются кулачки". Малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из рук.
"Ладошка здоровается с песочком". Предложите дотронуться до песка всей ладошкой - сначала внутренней, а затем тыльной ее стороной.
"Ручки радуются песочку". Малыш перетирает песок между ладонями, пальцами.

Делаем норки

Вы вместе с малышом копаете в песке небольшие ямки-норки руками или совком. Возьмите игрушку, например мышку, и озвучивайте ее (мышка пищит, хвалит малыша за такую замечательную норку). Детям 1-2 лет под силу выкопать 2-3 ямки без потери интереса, малыши постарше могут нарыть целый городок.

Печем пирожки

Малыш "выпекает" из песка пирожки или тортики. Для этого используются разнообразные формочки. Ребенок насыпает в них песок, утрамбовывает рукой или совком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

Игры для детей 0+

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте .

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами - отличный инструмент для массажа детских ладошек.

Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны ): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.
Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Наклеивание мелких наклеек.

Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

Лепка. Идеи для занятий смотрите .

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите .

Пазлы. Вы сами можете сделать простой и фотографий.

Мозаика. Особенно, детям понравится делать

Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в , в ).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в , в ).

Доска «Развиваем основные навыки» - это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в , в , в ).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в , в , в ).

Комплект из 6 тренажеров (на )

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Проф-Пресс»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в !

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо - монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама