THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для большинства родителей, чей ребенок начал учиться в школе, неминуемо встают вопросы: “Как следует относиться к школьным отметкам?”, “Как реагировать на мнение учителя о своем ребенке?”, “Следует ли помогать ребенку в учебе дома или нет?” и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Будучи одновременно учителем-предметником, классным руководителем и родителем детей я имею свой взгляд на эту проблему. Но сначала остановимся на типичных страхах родителей, которые выделяют психологи:

  • страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни. Причем понятие «хорошая школа» часто отождествляется ими с понятием «престижная школа». При этом под престижем многие понимают солидность вывески, высокую учебную нагрузку, большое количество дополнительных занятий и учебных дисциплин. Возможности ребенка, его комфортность зачастую во внимание не принимаются вообще;
  • страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителем, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;
  • страх, что ребенка будут обижать в школе. В этом случае мы часто сталкиваемся с заменой воспитания у ребенка умения взаимодействовать с другими детьми воспитанием агрессивности;
  • страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей. Он порождает скрытность родителей, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Как родитель я тоже подвержена этим страхам, именно теперь, когда мои дети оканчивают 11 класс, моя тревожность только возрастает. Сначала не ошибиться в выборе предметов для сдачи ЕГЭ, затем получить допуски по всем предметам, написать пробное ЕГЭ, получить необходимые баллы по ЕГЭ для участия в конкурсе в ВУЗе, не ошибиться с выбором профессии.

Ко всем вышеперечисленным страхам, которые выделили психологи добавим ещё несколько – наиболее распространённые. Из своей практики могу сказать, что некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как, будто эти оценки поставлены им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребенка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности. Иными словами, родители, просматривая тетрадь или дневник, часто забывают, кто они сейчас на самом деле: отцы и матери своих детей или же дети некоего Суперродителя, символом которого выступает учитель.

Если мы помогаем ребенку делать уроки, то главным критерием для нас должна быть обратная связь от него типа «понял – не понял», а не то, какую отметку за совместно достигнутое с нами понимание он получит завтра в классе. Поэтому в домашней работе с ребенком не стоит пытаться копировать деятельность учителя: он делает свое дело, а мы должны делать свое. Наша задача – обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. И, естественно, подчеркнуть, что наши чувства к нему и наше отношение к себе не зависят от оценок, которые он принесет из школы.

В работе классного руководителя мне приходилось сталкиваться с родителями, которые используют бытовые «воспитательные» формулировки типа: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». К этому же типу эмоционального шантажа можно отнести и интерпретацию родителями школьной успеваемости ребенка как признака его отношения к родителям («Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками».) Все эти «воспитательные меры», адресованные отнюдь не к познавательной, а к эмоциональной сфере ребенка, будучи во многом обусловлены родительскими «школьными страхами», заставляют и ребенка бояться школы: ведь это пространство, где может произойти нечто, «из-за чего меня будут меньше любить, или, что еще ужаснее, подумают, что я их люблю недостаточно».

Подобного рода эмоциональный шантаж эксплуатирует уже имеющуюся у ребенка способность в отношении своеобразного обмена: менять свои действия на чьи-то чувства и своими чувствами вызывать действия окружающих .

Проявление страхов родителей перед школой
можно наблюдать на родительском собрании, когда вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся и со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Поэтому на родительском собрании я стараюсь говорить только о хороших моментах из школьной жизни ребёнка, обязательно похвалю и ребёнка за его успехи в школе, и родителей – за хорошее воспитание в семье. Если есть негативная информация, то я стараюсь не конкретизировать, а говорить только в общем, не переходя на фамилии. При необходимости поговорить с родителем, я прошу задержаться после собрания для индивидуальной беседы. Эта форма работы намного эффективнее, ибо родитель видит перед собой соучастника его проблемы, а не врага, который хочет его опозорить в присутствии всех родителей.

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из их собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Учителя, зная это, чувствуют себя скованными и в оценке таких детей, и в разговоре с их родителями. Взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным за свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет. Ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания". Эта позиция носит чрезвычайно распространенный характер: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо".
Тогда ребенок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителя. Часто такой груз оказывается непосильным для ребенка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.

Предупреждая страхи родителей по поводу влияния неблагополучных или криминальных компаний, хочется заметить следующее. Если в вашего ребёнка вы с раннего детства закладывали моральные принципы – представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; если вы всегда уважали и ценили его личность; если развивали его ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, то за ребенка вы можете быть спокойны. Но если тревога не покидает вас, есть уникальный, но очень сложный способ решения проблемы, на который редкие родители могут отважиться: воспитывать вашего сына не самого по себе, а вместе с его компанией. Для этого создайте ребятам благоприятные условия для общения в вашем доме. Да, у вас дома будет страшно шумно – это первый минус, вы потратите на это много времени – второй. Но зато ваш ребёнок будет у вас на глазах, а не слоняться неизвестно по каким подъездам. Следовательно, вам будет спокойней – это плюс. Еще один плюс состоит в том, что вы будете знать (а точнее, слышать) об интересах и увлечениях вашего сына, и вовремя сможете на них повлиять. Третий плюс – вы лучше узнаете друзей своего ребенка и сможете разобраться, почему именно эти дети ему интересны.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему так важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

Нормальные родительские чувства, беспокойства, опасения за своего малыша – это правильно и естественно. Однако, как и все переживания, эмоции, они должны находиться в рамках «золотой середины».

Согласитесь, что полное не проявление материнской любви или отцовской заботы воспринимается в нашем обществе людей как асоциальное поведение. Даже у зверей и птиц отсутствие инстинктов заботы о потомстве чаще проявляется, как патология, а не норма.

Но у маятника есть две стороны размаха. На другой стороне амплитуды в нашем случае находится гипертрофированная любовь, панический страх за ребенка, который превратился в фобию и мешает жить не только родителю, который ею болен, но и ребенку в большей степени.

Психология родительских фобий

Все хорошо в меру

Мы выяснили, что все (даже страх) хорошо в меру. По сути, чувство опасности дано нам природой, чтобы уберечься от этой опасности:

  • боязнь высоты не позволяет прыгать с самолета без парашюта;
  • страх боли не разрешает хвататься за раскаленный утюг.

Но любое лекарство может стать ядом, если не знать меры. Перебор с инстинктами, когда у человека дрожат колени на высоте трех ступенек.

Страх за ребенка – отличное чувство, помогающее и дальше существовать нашей цивилизации. Откуда же берутся вредные фобии и отклонения, мешающие этому процессу?

Слияние

Примерно с рождения до школьного возраста мамочка испытывает постоянный страх за жизнь малыша, как за частичку себя. Психологи называют это явления слиянием.

После девятимесячного слияния физического между ребенком и матерью остается пуповина эмоциональная, общее биологическое поле, которое объясняет многие интересные явления.

Вам вдруг нестерпимо захотелось заглянуть в детскую. Так и есть – ваш малыш только что научился вставать и почти перегнулся через перила кроватки. Часто обостренная в этом направлении интуиция помогает родителям предотвратить многие опасности.

Современные психологи согласились с существованием духовной связи и советуют не противиться желанию взглянуть на ребенка, когда оно вдруг возникает. Вместе с тем найдите разумную границу между интуицией и паникой, которая заставляет маму не выпускать из рук своего «младенца» до его глубокой старости.

Боязнь страха

Именно страх перед этими страхами вызывает такое заболевание, как послеродовая депрессия. «Жила-жила без проблем, а теперь навалилась ответственность, с которой я никогда не справлюсь!»:

  1. Только родившая женщина отказывается от ребенка, боится взять его на руки, приложить к груди.
  2. Одновременно она испытывает муки совести, жалость к младенцу и боязнь ответственности.
  3. Отключается сознание от окружающего мира, женщина абстрагируется, пытаясь спастись в эмоциональной пустыне.

Страх за здоровье ребенка

Сопереживания

Находясь на одной биологической волне с младенцем, невозможно не чувствовать его эмоции. В одном научно-популярном журнале описывали аппарат, который подключал врача к нервно-психологическим процессам больного и он все чувствовал, как его пациент. Это давало ему возможность поставить точный диагноз.

Так и с молодой мамочкой. Только ей не нужны приборы. Они уже настроены на одну волну. С этого момента существует опасность взрослой женщине проникнуться беспомощностью младенца, «заразиться» его переживаниями, испытывая панический страх за маленького, как за частичку себя.

Это здорово, что вы сочувствуете, сопереживаете малышу. Значит, вы точно знаете, что его тревожит, почему он плачет, что у него болит, и можете вовремя помочь. Но, проваливаясь в его сознание целиком, испытывая постоянный стресс на равнее с новорожденным, вы рискуете стать такой же беспомощной истеричкой.

Бояться, что заболеет, понимать, что ему холодно и укрыть, это нормально. Но вывозить летом в коляске, завернутым в ватное одеяло – это тот случай, когда страх причинить вред своему ребенку как раз и становится причиной этого вреда.

Паранойя

Очень часто, добиваясь безопасного поведения от малыша, родители запугивают его, проецируя свой страх. Но вы-то знаете, что электрический ток не только убивает, а утюг не только обжигает, а потому не бежите в панике от электроприборов и газовой плиты.

Если вы не хотите, чтобы ваш наследник вырос всего боящимся параноиком, постарайтесь после каждого «нельзя» произносить «потому что» и объяснять, как это действует.

Представьте себя ребенком, окруженным одними опасностями в совершенно незнакомом мире. И так все ново и неизвестно, а еще мамочка прямо излучает флюиды страха. А ведь это в ее власти превратить окружающие младенца предметы из врагов в друзья.

Чтобы страх за здоровье ребенка не превратился в опасную фобию, необходимо постоянно работать над собой. А чтобы вас не мучили навязчивые страхи, почаще смотрите в сторону ребенка.

Добавка страха для смельчаков

Иногда ребенок растет совершенно бесстрашным. Все мамины «нельзя, потому что» вызывают только любопытство и желание проверить. Страх за такого шалуна мучает вдвойне. Как убедить малыша в том, что вы всегда правы? Как заставить прислушиваться и верить?

Для таких юных естествоиспытателей существует только один путь – собственный опыт, подтверждающий мамины предупреждения.

Пример . Как мама не объясняла, что утюг горячий, как не прятала его на недосягаемую высоту, но ручки маленького сорванца все равно тянулись к опасному предмету. Устав постоянно носить его с собой на кухню и снова возвращаться к глажке, она просто поставила электроприбор на минимальную температуру и спряталась за дверью. Крику и слез было море, пальчики чуть покраснели. Их тут же подставили под струю холодной воды. Больше с утюгом проблем не было.

Как справится с тревогой

Первое и самое важное – это понимание того, что ваш страх за детей может принять патологический характер. Вы сами можете этого не замечать. Вам кажется, что все правильно и рационально. В этом особенность психологических заболеваний.

Если у человека болит зуб или сыпь на коже, он это прекрасно чувствует и видит. А если у него развивается фобия, он может просто считать это нормальным состоянием.

Не отмахивайтесь от советов и замечаний родственников и друзей. Им виднее.

Знание — сила

Чтобы преодолеть лишние тревоги порой достаточно всего лишь тщательно изучить недостающую информацию. Сегодня все возможные симптомы болезней и отклонений от нормы у детей описаны в Интернете, объяснены и имеют множество способов их устранения.

Необходимо не только изучить приемы оказания первой медицинской помощи в различных критических моментах (высокая температура, инородное тело в дыхательных путях, ожог, ушиб и т.д.), но и приобрести необходимые для этого медикаменты

Совет : не доверяйтесь первой попавшейся статье. Прочитайте много, изучите
проблему, поймите ее, посоветуйтесь с врачом, а потом сделайте свои выводы. Тогда вас не напугает обычная ветрянка, и вы не упадете в обморок от небольшой царапины на пальчике ребенка.

Послеродовая депрессия

Трудно самостоятельно избавиться от послеродовой депрессии. В этом должны обязательно помочь опытные психологи. Надо знать, что эта проблема не возникает внезапно, как чертик из табакерки.

Симптомы заболевания всегда проявляются задолго до родов. Близкие люди должны это заметить и принять меры еще на стадии беременности. Что поможет:

  • совместные покупки красивого белья для новорожденного;
  • УЗИ! Посмотрите какой у вас малыш! У него ручки, ножки, он улыбается, ворочается, сосет палец;
  • фотографии не рожденного еще ребенка, альбом, пустые места для других фото, странички, где надо будет поместить первый локон, написать первое слово и т.д.;
  • общение с плодом. Он чувствует поглаживание, реагирует на громкий звук, он уже есть и будет;
  • школа будущих мам, где учат ухаживать за новорожденным, заворачивать, менять памперсы, кормить.

Именно понимание, привыкание к мысли, что малыш уже есть, он уже живет, и вам осталось только родить его на свет, поможет женщине не заметить «вдруг навалившейся ответственности» и избежать депрессии.

Золотая середина и вредные крайности

  1. Разрешите своему чаду исследовать мир , расширяйте его доступные границы. Предварительно опуститесь на уровень вашего ползающего карапуза и осмотритесь. Сразу становится понятно, какие шкафчики надо закрыть, углы укрыть мягкими наконечниками, электрические розетки крышками. Обезопасив малыша от прямых угроз, можете отпускать его в первое путешествие.
  2. Нельзя быть только препятствием на пути познания и открытий . Реально волноваться за будущее малыша – это не защищать его от опасностей, а вместе изучать их. Ведь, если ваш сын не увидит открытый огонь, он не узнает, что тот жжется. Покажите, объясните, расскажите. Пусть он видит, что это опасно, но вы не боитесь. Разрешите маленькой дочери погладить котенка, но предупредите, что он может поцарапать.
  3. Аргументируйте запреты не тем, что вы беспокоитесь. Объясняйте причину вашего «нельзя» понятными словами. Пример. Видишь, какая горячая сковорода. Она сердится и шипит: «Не трогай меня, я горячая, обожгу!». А мы сейчас положим на нее котлетку и поджарим. Трогать не будем. Да?
  4. Старайтесь гасить свои беспричинные тревоги и страхи. Мы выяснили, что эмоции матери и ребенка настроены в резонанс. Если вы волнуетесь, малыш тоже чувствует беспокойство.
  5. Ловите сигналы интуиции . Не отмахивайтесь от них. Но и не придавайте им сильного значения – это может быть ложной тревогой. Просто спокойно проявляйте бдительность.
  6. Мама всегда лучше всех знает , что надо и что можно ее ребенку. Если вам многодетная соседка советует обливать малыша холодной водой, не кидайтесь сразу к ведру. Прислушайтесь к своему чутью. Только вы чувствуете, насколько можно расширять детские границы познания мира и, не травмируя психику, получать уроки жизни.

Трудно совсем побороть страх, и не нужно. Он помогает вам и вашему ребенку. Просто держите его в «золотой серединке».

Видео: Как избавиться от паники

А может быть, вы видели бэби-йогу. Коррекционные сложнейшие асаны (также недоступные взрослому), во время которых тельце новорожденного складывают, сворачивают… ту же голову, кстати, можно развернуть на 180 градусов! А младенец при этом сладко спит. Он может это, легко.

Итак, мы держим малыша горизонтально с поддержкой под голову в двух случаях:

  • он ест
  • он спит

В остальное время кроха находится в вертикальных положениях, прижатый к телу взрослого, лицом к нему или лицом в мир.

Как держать головку ребенка

Лицом в мир - оптимальное и страстно любимое малышами положение: и обзор, и возможность тренировать плечевой пояс и шею.

Поддерживаем ребеночка подмышки одной рукой, он как бы лежит грудью на нашем предплечье (вспомните, как в роддоме это ловко получалось у акушерок и врачей).

Или прижимаем его спинкой к нашей груди, а второй рукой можно прижимать к своему животу его выровненные коленки, а можно собрать в свою ладонь его стопы «пятка к пятке» и поднять их повыше, к его пупику (получится что-то похожее на позу йога).

Все эти положения безопасны для позвоночника, поскольку являются висовыми - основной вес у нас находится в руке, поддерживающей за грудку. Страшно самим - попросите помощи у опытных мам или инструктора по гимнастике для новорожденных.

Как держать новорожденного

Зато часто молодые родители даже не знают о том, что могут навредить ребенку, интенсивно его укачивая. Да, это вполне реально. Если младенца сильно трясти, можно спровоцировать синдром детского сотрясения.

Страх переохлаждения новорожденного

А почему почти никто не боится ?

Общеизвестно, что перегрев переносится организмом малыша гораздо труднее, чем переохлаждение. У ребенка ограничены возможности теплоотдачи (небольшая поверхность кожи и неглубокое дыхание), он может избавляться от лишнего тепла только до определенного предела.

А после предела тепло начинает накапливаться внутри тела, повышать его температуру, нарушать работу всех систем…

Как избежать переохлаждения новорожденного

Но «холодные ручки, холодные ножки» пугают нас почему-то сильнее. Наверное, потому, что мы забыли: у ребенка внутри организма вырабатывается в 2 раза больше на единицу массы тела, чем у нас, взрослых.

Нормальная функция кожи - обеспечивать барьер между внутренней температурой и температурой окружающей среды, именно поэтому наружный слой принимает температуру последней.

Ручки и ножки комнатной температуры говорят о хорошей терморегуляции!

К тому же, малыш много времени проводит на руках взрослого, который дает ему свое тепло, не нарушая при этом терморегуляцию крохи. А еще ребеночек может легко согреть себя сам, он просто активнее двигается, тем самым, развивая дополнительно свои мышцы.

Терморегуляция малыша совершенна, по задумке природы он готов родиться на улице в любых погодных и климатических условиях и адаптироваться к ним моментально.

Кожа под одеждой утрачивает навык правильной терморегуляции, и чем больше - тем быстрее и вернее. Тогда малыш узнает, что такое «мерзнуть» и получает возможность простужаться.

Оптимальный способ использования родной терморегуляции - находиться в квартире голышом.

Страхи и фобии - распространенные причины обращений среди моих клиентов. Чаще всего эти люди ничего не ведают о причинах своих фобий. Также мало кому известно, что страх и фобия это не одно и то же.

Как сказал классик: “Жизнь человека это история его страхов”. И это утверждение верное, если посмотреть под определенным углом. По мере своего развития ребенок получает много информации и перерабатывает ее.

Неизбежно ребенок встречается с ситуациями, которые пугают его. Отдельные события расцениваются как травматические и посредством психической защиты “вытеснения” убираются из сознания в бессознательную область психического аппарата, вытесняются.

Несмотря на то, что данный страшный эпизод стерт из сознания, якобы забыт, он продолжает оказывать влияние на сознание ребенка (и взрослого!) и давать о себе знать, например, в виде фобии.

В качестве первой иллюстрации приведу знаменитую фобию Фрейда. Как известно отец психоанализа страдал от сидеродромофобии (боязнь поездов). Любая поездка на поезде, а таких было много, превращалась для него в сущее страдание.

Посредством самоанализа, анализа собственных сновидений и бесед с матерью о своем раннем детстве, Фрейд смог разгадать причину недуга. Все произошло, когда ему не было и трех лет. Маленький Зигмунд и его родители отправились на поезде в другой город.

По пути в тот город ребенок вел себя предельно спокойно. В пункт назначения семейство Фрейдов прибыло поздно вечером и было решено остановиться в привокзальной гостинице. Свободного номера с двуспальной кроватью не оказалось, поэтому пришлось арендовать два одноместных номера по соседству. Маленький Фрейд, само собой, остался с матерью. Малыш лежал на кровати и наблюдал за тем как его мать, облаченная в пижамное платье, готовилась ко сну.

Естественным образом влюбленный в свою мать ребенок предвосхищал как через мгновение-другое он будет спать рядом с обожаемой матерью, зачарованный теплом и запахом ее тела.

Однако произошло то, чего Зигмунд предугадать не смог - в номер вошел отец и позвал жену к себе в покои. Она покорно согласилась и направилась в сторону открытой двери. В момент, когда мать выходила из номера, раздался громкий гудок паровоза - вот, что примерно вспомнил взрослый Зигмунд Фрейд через некоторое время после беседы с матерью о том вечере.

Именно этот гудок и стал для малыша символом пугающего расставания с матерью. На обратном пути малыш безутешно плакал каждый раз когда слышал гудок паровоза.

Произошедшее в номере травматическое событие было “забыто” посредством вытеснения. Вместо этого страха возникла фобия. Поезд символизировал жуткое событие - расставание с любимой матерью.

Фобия стала защитным забором, ограждающим от страха разлуки.

Вот еще короткий пример: распространенная среди мужчин гинекофобия - боязнь женщин. Частой причиной этого, хотя и не единственной, является так называемая фаллическая мать и, как правило, сопутствующий слабый, безавторитетный отец. В норме когда отец структурирует жену и защищает ребенка от материнского произвола (подробно об этом я писал в одной из ).

Все это способствует мощному усилению таких страхов ребенка как: страх кастрации; страх наказания, а позже и страх смерти.


Также подобные условия воспитания ребенка однозначно способствуют формированию “негативного Эдипова комплекса” со всеми вытекающими последствиями. Негативный эдипов комплекс связан с любовью ребенка к родителю одного с ним пола и ненавистью к родителю противоположного пола.

Например, такие мужчины, компенсируя нехватку отцовского внимания, часто создают очень крепкие дружеские отношения с другим мужчиной. Эта дружба, скорее, похожа на отношения гомосексуальной пары (без соития). Такие друзья ревнуют друг друга к другим друзьям и к девушкам, с которыми и без этого все сложно.

Фобия защищает от встречи с бессознательным страхом и является символом этого страха.

И каждая из них защищает человека от встречи с каким-нибудь страхом, то есть от пугающих бессознательных влечений. Например, от бессознательного страха смерти или влечения к смерти.

Влечение к смерти по Фрейду относится к “фундаментальной категории влечений, противоположным влечениям к жизни, цель которых - полное устранение напряжения. Эти влечения главным образом направлены внутрь, на саморазрушение, и лишь вторично проявляются в форме влечения к (внешней) агрессии, к разрушению”.

Опираясь на вышесказанное можно заключить и то, что страх, от которого защищает фобия, формируется в детстве. Очевидно, что нет ни единого варианта исключить развитие страхов у ребенка, но попытаться минимизировать эти шансы и не способствовать развитию страхов - можно.

Формирование фобий в детстве

Даже без вмешательства взрослых в процесс психического становления ребенка, он неизбежно встретится с событиями, которые вызовут страх, тревогу. Предотвратить подобное - невозможно. Однако можно попытаться воспитывать ребенка таким образом, чтобы минимизировать вероятность его психической травматизации, вместо того, чтобы культивировать в нем страхи и тревогу.

К психологам вообще, и ко мне в частности, регулярно обращаются родители, которые жалуются на “плохое поведение” своих детей. Некоторые из родителей умудряются даже обвинять своих отпрысков в этом.

Большинство вовсе не задумываются о том, что их “не ребенок, а чудовище какое-то” в общем-то обычный ребенок, а поведение его обусловлено непосредственно обстановкой в семье - взаимоотношениями “мать - отец”, “мать - ребенок”, “отец-ребенок”.

Известно, что поведение ребенка - это всегда симптом родителей, но почему-то некоторые из них так не считают, а надеются, что ребенок это такое существо, которое “ничего не понимает, ведь он маленький” и растет сам по себе как фикус - главное вовремя поливать.

А если ребенок вдруг стал капризным, беспокойным и, то это значит, что “у него шарики за ролики заехали”. К сожалению, зачастую приходится залечивать детские раны, которые нанесли их же родители.

При этом стоит отдать должное всем родителями, которые все же приводят своих детей к специалистам. Некоторые из тех, кого в свое время не привели родители, приходят сами уже в зрелом возрасте, жалуясь на тревоги, панические атаки и фобии.

Страхи буквально отравляют жизнь ребенка. Он словно живет в тюрьме, а надзиратели в ней это страх наказания, страх неодобрения, боязнь взрослых, боязнь Бога, Дьявола и тд.

Как результат - ребенок живет в страхе и испытывает ненависть к жизни и всем ее компонентам. Если страхи вовремя не проработаны, они “вырастают” вместе с ребенком и продолжают отравлять жизнь, но уже взрослому человеку.

Наверняка и у многих из вас, уважаемые читатели, есть один или несколько страхов, тревога или панические атаки, природа которых вам не известна. Откуда они?

Хочу заметить, что страхи бывают разные - те, что помогают нам жить - рациональные и те, что мешают - иррациональные.

В каком то смысле все люди - трусы. Кто-то скрывает свои страхи, кто-то нет. В трусливости нет ничего плохого, если страхи не мешают комфортно жить.

Рациональный страх смерти - охраняет наши жизни. Например, в природе страх, именуемый “инстинктом самосохранения” способствует сохранению вида.

Среди “пси-специалистов” есть категория, которая считает, что причина всему - наследственность, генетика, что странно. Однако общепризнанного научного ответа на вопрос “почему одни дети рождаются храбрыми, а другие - с “заячьей душой” - нет.

Возможно генетика, а возможно это связано с внутриутробным развитием. Может быть, в силу определенных обстоятельств тревожная беременная мать каким - то образом передает свою тревогу плоду.

И если на данном этапе развития науки специалисты не имеют возможности отслеживать и сопровождать внутриутробное психическое состояние будущего ребенка, чтобы тот не родился, например, робким, то методы правильного взаимодействия с ребенком сразу после его рождения неплохо изучены и находятся в свободном доступе.

Несмотря на обилие этих материалов именно неправильное воспитание часто делает детей застенчивыми и трусливыми. Впоследствии они вырастают во взрослых с отравленной душой, которые вероятно воспитают таких же детей.

“Здоровые свободные дети не боятся будущего, они смотрят вперед с радостью. В свою очередь, их дети тоже встретят жизнь без болезненного страха перед завтрашним днем”. А. Нилл

Поговорим об ошибках в воспитании, которые допускают родители во время воспитания детей

Большинство психологов сходятся во мнении, что наибольший вред психике ребенка наносится с момента его рождения и до 5 лет жизни.

Вред, который поселится в его душе на всю жизнь. Именно в этот период ребенок переживает важнейшие стадии психического развития: оральная, анальная, фаллическая стадии.

Конечно же необходимо отметить, что “воспитание” страхов в ребенке, как и многого другого, начинается еще до его рождения. Если будущая мать тревожна и закомплексована, то велика вероятность того, что мать, сама того не осознавая, “передаст” все это ребенку в процессе воспитания. У любого ребенка всё начинается с матери.

Снимаю шляпу перед теми женщинами, которые это понимают и ради будущего своих детей обращаются со своими тревогами к специалистам еще до рождения ребенка - то, что можно назвать “ответственный подход”.

Основные ошибки в воспитании, провоцирующие неврозы, страхи, фобии

Однозначно будет ошибкой наказывать ребенка за его естественный сексуальный интерес.

Помимо наказаний за подобного рода интерес, многие родители, но чаще мамы и бабушки, запугивают ребенка, например, карой небесной и подобными мифическими пророчествами, что увеличивает вероятность вырастить ребенка - труса.

Проклятия это вообще один из мощнейших источников детских страхов. Ребенок не знает о культурных нормах и о том, что взрослые в какой-то момент определили сексуальный интерес как нечто недопустимое, грешное.

Поэтому ребенок смело исследует себя и вдруг слышит от взрослого, который “все знает”, что-то вроде: “не трогай, а то отвалится; Боженька покарает; Черти ночью заберут под кровать ” и тд.

Что происходит в такой момент в психике ребенка, который пока крайне наивен и верит всем словам старших, в чудеса и в Деда Мороза? - Формируется страх кастрации, который кстати примерно одинаков у девочек и у мальчиков.

“Вынь руки из под одеяла. А то - все отсохнет, волк укусит” и тд - вот, что звучит в головах несчастных, запуганных детей.

Вероятно, вы даже не представляете сколько тревожных детей, а впоследствии взрослых, которые запуганы именно таким способом обращаются к психологам. А сколько не обращаются.

“Сексуальное ограничение идет рука об руку с определенной трусливостью и осторожностью, между тем, как бесстрашие и отвага связаны со свободным удовлетворением сексуальной потребности, писал Фрейд.

Помимо наказаний еще один верный способ сделать ребенка трусом - это запугивать(!) его карой небесной, адом, чертями и тому подобным.

Известно, что страх и влечение всегда идут вместе. Что это значит? Бессознательный страх кастрации может одновременно стать желаемым как наказание за мастурбацию, за сексуальное влечение. На поверхности - тревога.

Также в связи с вышеописанными методами воспитания дети нередко страдают ночными кошмарами, бессонницей. Почему? Естественно у ребенка есть эротические фантазии, мысли о сексе. Но он уже узнал от взрослого, что все это грешные мысли, что за это черти покарают и он неминуемо отправится в Ад.

Результат - ребенок “горит” в своих сновидениях адским пламенем, его терзают чудовища за его “грязные” мысли и “нечистую” совесть. А нечистую совесть, кстати говоря, ребенку формируют нерадивые родители.

Теперь стоит упомянуть колыбельные песни.

Одна из самых популярных русских-народных колыбельных включает в себя следующие слова:

“Баю-баюшки-баю,
не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок”

Такое послание вряд ли способствует крепкому, спокойному сну. Перспектива быть “ухваченным за бочок”, в случае приближения к краю кровати - далеко не радужная.

Дети действительно верят, что какой-то волк, вероятно прячущийся где-то в темном месте детской комнаты, сидит и ждет, пока ребенок подвинется к краю кровати.

Выбирайте колыбельные, которые не пугают детей карой волчьей, а иначе у ребенка может развиться никтофобия боязнь темноты. Чаще всего люди заполучают ее в раннем детстве, испытав сильный страх, порой надуманный, в темной комнате или на ночной улице. Например, волк утаскивающий за бочек. Со временем причина страха забывается, но боязнь самой темноты не проходит.

Или боязнь остаться одному. Если мама, папа уйдут, то кто же от страшного волка защитит? (монофобия).

Также развитию страхов, а как следствие фобий, способствует ситуация когда родители и ребенок спят в одной комнате.

Рационализации на тему “жилищных условий” я уже слышал много раз.

Ребенок спит и вдруг, в ночи слышит незнакомые звуки, издаваемые родителями, например, во время полового акта. Ребенок может подумать, что “папа обижает маму”.

Позже мальчик, идентифицируя себя с отцом - агрессором может, как вариант, вырасти садистом, так как в его представлении секс связан с причинением страдания.

А девочка мазохисткой, так как в ее представлении секс связан с терпением, мама ведь терпела. Известная и распространенная сексуальная фантазия у женщин - быть изнасилованной, как минимум понарошку.

Жилищные условия - жилищными условиями, но наверняка можно найти время и место, чтобы удовлетворить свои потребности без свидетелей.

Будет здорово, если мать, бабушка, дедушка воздержится от запугиваний ребенка отцом.

Всем известно как это обычно бывает: “Ах, ты негодник, вот придет отец с работы и устроит тебе!”. И вот ребенок сидит в страхе и ждет когда же придет изверг-отец. Когда раздается звонок в дверь у ребенка от страха дыхание замирает, в прямом смысле.

Если так будет продолжаться регулярно, то вероятно, ребенок превратится в дрожащий осиновый лист или у него сформируется акустикофобия - боязнь разных звуков, в числе, которых и звук дверного звонка.

К акустикофобии могут приводить и другие факторы, например: громкие ссоры родителей, услышанные ребенком в детстве или крикливый учитель в школе. Ребенок запуган, со временем появились учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, гиперпотливость, бледность или мраморность кожи, пульсация в голове, покалывание в руках или ногах и прочие сопутствующие фобиям и неврозам симптомы.

И начинаются регулярные хождения по поликлиникам, где через какое-то время, после того как таблетки не помогут, терапевт скажет: “мы сделали, что могли, видимо вам к психологу ”.

Но если, все же мать запугивает ребенка отцом, он должен поступить мудро и никогда не воплощать в реальность страшные пророчества матери. Помимо того, что ребенок сможет избежать печальных для него последствий, отцу не достанется вся ненависть ребенка, которую тот направлял на мать до прихода отца.

Конечно же не стоит врать своим детям о том какими вы, родители, якобы были милыми ангелочками в детстве.

Как вы всех слушались, как великолепно учились, как муху в жизни не обидели. Если сын спросит у отца хулиганил ли тот в детстве, то отцу следует ответить честно, если он хулиганил. Например: “Да, сынок, я разбил пару стекол в школе и подбил воробья из рогатки. Не могу сказать, что горжусь этим, сейчас я бы так не поступил, но что было - то было”. В любом случае не будет лишним уважительно обсудить с ребенком причины его такого поведения, если тот хулиганит.

Здорово, если честные ответы отца будут распространяться на все вопросы ребенка.

То, чего никогда не надо делать родителям так это запугивать детей чем-то или кем-то.

Как часто приходится слышать, проходя мимо детской площадки, как мать пытается “воспитывать” своего ребенка запугиваниями типа “Прекрати, а то тебя дядя полицейский, баба Яга, черт лысый заберет”.

Помимо того, что со временем ребенок обнаружит, что его мама - врунья, у него может возникнуть фобия. Например боязнь динозавров, призраков, драконов и тд. Или полицейских (полициофобия). Блюстители порядка станут для него символом того, кто наказывает за “плохое” поведение или за “плохие” мысли.

Дети всегда связывают страх со своими провинностями - поступил, подумал “плохо” и сразу страх наказания. Как вариант, воспитанный запугиваниями ребенок, чувствует вину за свои сексуальные мысли, мастурбацию или еще какие то “плохие” поступки, а боится полицейских на улице. Кстати подобные фобии часто формируются уже у маленьких детей, например у тех, кого воспитывает строгий отец или строгая мать.

Помните я писал выше о полициофобии? Думаю многие из взрослых, которые водят автомобиль были в следующей ситуации: находясь в пути за рулем, человек спокойно едет куда-то, правил при этом не нарушает. В какой-то момент водитель замечает сотрудника ГИБДД. Душа замирает, возникает сильная тревога, чувство вины, всякие мысли. Откуда это? Ведь данный человек ПДД не нарушал.

Полицейский - представитель власти - в этом случае может символизировать строгого, деспотичного отца, который своими методами воспитания и жесткими правилами поведения сформировал у ребенка страх перед отцом и наказанием. Отец в таком случае символизирует закон. В свою очередь полицейский, как представитель закона, символизирует строгого отца. Детский страх, как травматичный опыт, был вытеснен в бессознательное. “На поверхности” образовалась полициофобия, символизирующая страх перед строгим отцом.

Если отец не хочет, чтобы его ребенок вырос замкнутым, запуганным и, что называется нервным, то из методов воспитания следует исключить ненависть и недоверие. И не быть для своего ребенка прокурором-обвинителем, тюремщиком, строгим цензором и тд.

Часто дети чувствуют вину за те мысли, о которых не помнят вовсе. Например за то, что желали смерти своим родителям. Или убивали кого-то в своих фантазиях. Убить в понимании ребенка это всего лишь убрать с дороги.

Например: не разрешил ребенку смотреть его любимый мультфильм - получай звонкую очередь из невидимого или игрушечного пулемета с криками “ты убит!”. Обычная ситуация. Для ребенка это значит не убить в понимании взрослого, а “уйди и не мешай смотреть мультики!”.

От некоторых родителей можно получить ответный “залп” в виде проклятия “тебя Бог за это накажет”, “вот умру, потом пожалеешь”. Потом на порогах кабинетов пси-специалистов появляются люди, например с депрессией или тревогой, причиной которым является сильно чувство вины за смерть отца или матери. Они буквально убеждены в том, что ответственны за это.

Минимизировать появление страхов подобного рода и чувства вины - можно. Для этого родителям нужно воздержаться от воспитания криками и битьем. Таким образом у ребенка будет значительно меньше причин ненавидеть своих родителей и фантазировать о их смерти, а значит будет меньше поводов для возникновения подобных тревог.

Воспитание запугиваниями заставляют ребенка вести себя хорошо не потому, что он того хочет, а потому что он боится наказания. В этом случае ребенок “соглашается” с родительскими взглядами и ценностями, не потому что принимает их, а потому что боится родительского или мифического гнева.

Также как и воспитание в стиле “веди себя хорошо и тогда тебе воздастся” - нельзя отнести к правильному способу.

Фрейд писал: “Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствия в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в некоем потустороннем мире”. Понимаете?

Запугивая детей, родители эгоистично облегчают себе жизнь. Ведь такие дети требуют гораздо меньше внимания в силу того, что избегают общения с родителями.

Огромный опыт пси-специалистов, работающих с семьями и с детьми в частности, показывает, что наиболее счастливые семьи - те, в которых “родители честны и откровенны с детьми и не морализируют. В таких семьях детям неведом страх. Отец и сын там друзья, и такая атмосфера благотворна для любви. В других семьях любовь убивают страхом.

Надутая важность одних и принужденная уважительность других не пускают любовь в семью. Навязанное уважение всегда связано со страхом”. А. Нилл.

Подводя итог можно сказать, что воспитать смелого, жизнерадостного и не закомплексованного ребенка, не так уж трудно: просто вместо того, чтобы запугивать ребенка, вызывать у него чувство вины и страх перед наказанием, родители должны проявлять уважение и понимание к ребенку и его чувствам.

Гинотт писал: “К ребенку нужно относиться так же, как к дорогому гостю - то есть уважительно”.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама