THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Бэкон Фрэнсис.

Количество присутствующих родителей: ___.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цель :

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи :

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

Фотовыставка «Дети и природа»

Оформить выставку пособий, дидактических игр, экологических сказок по экологическому воспитанию.

Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

Презентация «Эко цитаты», «Зеленая аптека»

Познакомить с планом мероприятий проводимых в течении учебного года по экологическому воспитанию.

Ход собрания:

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина, и

охранять природу – значит

охранять Родину».

Пришвин Михаил Михайлович

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Что такое ЭКОЛГИЯ? (Ответы.)

Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля.

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля.

Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)

В начале нашего круглого стола прошу Вас заполнить Анкеты «Экологическое воспитание в семье».

2017 год в России назван годом Экологии. И это не спроста.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,

людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой

– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Коллективное обсуждение вопросов

Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?

Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?

Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Вы хотели бы отправиться в поход? Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но и поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем.

Перед тем, как отправиться в путешествие наши дети нам напомнят правила поведения в природе.

Заповедь первая

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Заповедь вторая.

НЕ ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева- деточка.

Заповедь третья

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Поэтому не стоит

Их в город забирать с собой

Заповедь четвертая

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Заповедь пятая.

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Заповедь шестая.

Не шумите в лесу, ребята,

Лесным жителям это неприятно!

Соблюдайте тишину,

Шум не нужен никому.

Заповедь седьмая.

Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

Заповедь восьмая.

НЕ рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

Заповедь девятая.

Птичьих гнёзд не разоряй!

И другим не позволяй!

Заповедь десятая.

НЕ топчи грибы ногами,

Пусть их много перед вами.

Гриб съедобный забирай,

Несъедобный - оставляй!

Заповедь одиннадцатая

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Заповедь двенадцатая

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно

Заповедь 13

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

1. Выбор названия команд «Расчистим родник»

Мы отправляемся в путь, и вот первое задание. Наш родник, который кормит и поит всех жителей леса засыпан сухими листьями, расчищая его мы узнаем без чего невозможна жизнь на планете Земля. (Разбирая листья родители составили три слова: СВЕТ ВОЗДУХ ВОДА.)

2. «Нужные вещи в походе»

Следующее испытание. Для похода нам необходимы нужные вещи, сыграв в игру «ДА или НЕТ» мы узнаем насколько мы готовы:

В поход мы возьмем с собой кровать – НЕТ

Кушать готовить будем – микроволновке – НЕТ

Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (Компас.) – Берем его с собой? - ДА

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить. (Котелок.) – Нужен нам он или нет? - ДА

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (Спички.)

Спичек вдруг не оказалось к нам на помощь что придет? Бензин? – НЕТ

Стекло или лупа? – ДА

Места в нем довольно много.

Он объездил кучу стран.

Все берут его в дорогу,

Так как это – (Чемодан.) – берем - НЕТ

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.) - ДА

В путь отправимся друзья, какая же погода ждет нас?

В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Ворон каркает к…. (дождю)

Обильная роса утром – погода днем будет…. (хорошая)

Воробьи купаются в пыли или в луже…. (будет дождь)

Ласточки летают низко над землей – к … (дождю)

Если мошкара вьется кругами – к …… (хорошей погоде), лезет в лицо – к …..(дождю)

Идет дождь, на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).

Мы с вами вышли на поляну, а она как водится в сказке она не простая, а заколдованная, на ней растут растения, чтобы узнать, что это за растение необходимо отгадать загадку

Лес, как сказочное царство, АРТЕМ

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Нужно только не лениться, МАША Ф.

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Догадались, о чем сейчас пойдет речь? Отгадывать растения мы будем не при помощи загадок, а с помощью наших помощников, органов чувств.

(Предлагаются тряпичные мешочки наполненные: лавандой, полынью, липой, пижмой, мятой, валерианой. Если родители сомневаются, дети задают наводящие вопросы.)

«Как вести себя в природе?»

Природа хранит много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Уважаемые родители, предлагаю Вам украсить нашу планету всем, чем вам захочется, перед вами всевозможные предметы и макет нашей планеты, а юные эксперты, наши ребята дадут оценку вашим действиям. Объяснят и покажут, какой должна быть планета.

ДЕТИ: Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Уважаемые взрослые! Мы – дети, предлагаем вам украсить планету цветами, бабочками, птицами. Животными, деревьями.

Уважаемые родители, в нашей группе часто проходят акции «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке» и сегодня мне хочется подвести итог акции «Нас в любое время года учит мудрая природа».Вы уважаемые родители совместно с детьми дома создавали книжки малышки о природе. Книжек получилось много, они все интересны, дети оживленно пересказывают содержание своих книг. Своей совместной работой мы стали ближе к прекрасному и загадочному миру природы. Всех участников акции ждут дипломы и памятные подарки. Вручить дипломы и подарки приглашается преподаватель дополнительного образования Пирожок А.А.

Подведение итогов.

Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Ты береги нас!

Маша С. - Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Родион. - В тревоге море и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Катя. - Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Соня. - Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Мила. - Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по воспитанию экологически грамотного гражданина нашей станы.

Тема: «Воспитание любви к природе»

Количество детей: 26.

Количество присутствующих родителей: 23.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цели: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа:

1.Провести конкурс совместного творчества детей и родителей рисунков и поделок из природного, бросового материалов;

2.Акция «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями);

3.Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

4.Подготовить памятки для родителей «Погода по приметам».

Повестка:

1.Круглый стол по теме собрания.

2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».

3.Игра-путешествие «Мы идем в поход».

4.Отчет родительского комитета.

5.Организационные вопросы.

По первому вопросу выступила воспитатель – Числова Светлана Владимировна. Она коллективно с родителями обсудила вопросы, касающиеся воспитания любви к природе у детей. После воспитатель провела среди родителей анкетирование на тему «Экологическое образование в семье». И определила результаты того, насколько родители уделяют внимание воспитанию положительного отношения детей к миру природы.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

По второму вопросу выступила воспитатель Жарикова Татьяна Сергеевна. Она рассказала родителям какое значение оказывает природа на развитие личности ребенка, с помощью каких методов и приемов осуществляется экологическое воспитание детей. Также она ознакомила родитей со способами привлечения внимания к явлениям природы и какие средства нужно использовать для этого. Рассказала родителям, что прогулки должны проводиться с детьми ежедневно, независимо от погоды: в зимнее время гулять детям нужно не менее 3,5 - 4 часов, с потеплением - 4,5 - 5 часов, а летом жизнь ребенка следует организовать так, чтобы он как можно меньше бывал в помещении. А особое внимание воспитатель уделила тому, что уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, слове, изобразительной деятельности.

Числова Светлана Владимировна провела с родителями и детьми игру-поход «Мы идем в поход». Дети и родители поделились на 2 команды и выполняли различные задания. Дети активно отгадывали загадки, называли признаки погоды и вместе с родителями решали экологические задачи. В конце игры воспитатель раздала памятки для родителей «Погода по приметам». Светлана Владимировна подвела итоги игры, делая вывод: «Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым».

По четвертому вопросу выступила родительница Левшина Е.В. Она отчиталась о проделанной работе родительского комитета, о потраченных деньгах.

Под организационными вопросами воспитатели вместе с родителями решили провести совместно с детьми акцию «Чистый двор». Также напомнили родителям о своевременной оплате за детский сад и поблагодарили от лица всей администрации родителей, принимавших активное участие в жизни группы.

2.Провести совместно с детьми акцию «Чистый двор».

Родительское собрание «Природа и мы»

Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе. Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Содержание родительского собрания:

Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».

1.Анкетирование по экологическому воспитанию.

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».

4.Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

5.Конкурс «Народная мудрость».

Список литературы:

1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;

2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;

3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе» воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологическом воспитании.

Психическая активность - это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?

Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.

Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Деловая игра «Природа – наш дом»

1. Анкетирование по экологическому воспитанию. (приложение №1)

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»

Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:

а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?

в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?

г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу. Грустная и Веселая полянка».

Воспитатель: Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц, на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

А какие народные приметы Вы знаете? (Ответы родителей)

3.Игра «Ассоциации».

Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.

4.Игра «Вершки-корешки».

Ведущий называет или показывает овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

5. «Народная мудрость»

Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы

Много леса не губи \ мало леса береги

Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое

В поле свез навоз \ с поля хлеба воз

Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром

Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка

Весной дождь растит, \ а осенью гноит

Весна красна цветами, \а осень хлебами

Рощи да леса \ родного края краса.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Приложение №1.

Приложение 1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Родительское собрание «Природа и мы»

Цель: Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а так же во время
реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи

Содержание родительского собрания:
Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».
1.Вопросы для обсуждения.
2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».
3.Разгадывание кроссворда «Что мы знаем о природе?».
4.Игра «Ромашка».
5.Конкурс «Народная мудрость».
Список литературы:
1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;
2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;
3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе»
воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патри¬отизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.
Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в дет¬ском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологи¬ческом воспитании.
Психическая активность - это деятельность, направленная на по¬знание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ре¬бенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жиз¬ни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ре¬бенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чут¬кость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чув¬ствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не оби¬жая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сбе¬регающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?
Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.
Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Деловая игра «Природа – наш дом»
1.Вопросы для обсуждения
Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нежно разделиться на две группы, пересядьте, так чтобы группа была за одним столом. Учитываться будет правильность и быстрота ответов.
Первый этап блиц опрос, задается вопрос, дается время на обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
а) Что такое экология? Каково значение этого слова?
б) Сформулируйте цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
в) Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране?
г) Каково влияние экологии на здоровье детей?
д) В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе?

Е) Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
ж) Какая на ваш взгляд работа должна проводиться с родителями в ДОУ?
З)Правда ли что человек и природа неразрывно связаны? Почему?
И)Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
К)Оказывает ли общество влияние на природную среду?
Л)Необходимо ли на данном этапе развитии человечества охранять растительный и животный мир?
М)Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»
Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

3.Разгадывание кроссворд «Что мы знаем о природе»
Вашему вниманию представлен кроссворды абсолютно одинаковые, ваша задача заполнить его как можно быстрее.
Вопросы к кроссворду:
1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)
2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)
3)Осевой подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)
4)Горизонтальное движение воздуха, имеющие направление и скорость? (ветер)
5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)
6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)
7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)
8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)
9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)
10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются
температура, осадки и ветер? (климат)
11)Капельки воды, кистализирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)
12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)
13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)
14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека,
самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)
15)Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой? (экология)

4.Игра «Ромашка»
Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.
Загадки:
а) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
б) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
в) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора.(Зима)
г) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)
е) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
ж) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.(иней)
з) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)
и) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
к) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
л) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
м) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)
н) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)
о) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)
п) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)
р) Искры небо прожигают, а до нас не долетают? (метеориты)
с) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди - он все будет впереди? (горизонт)
т)Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днем она не видна.(млечный путь)
у)Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубой - речка сделалась рябой.(ветер)
ф)Что за конь над водой трясет гривой золотой, (северное сияние)

5. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы
Много леса не губи \ мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз \ с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, \ а осенью гноит
Весна красна цветами, \а осень хлебами
Рощи да леса \ родного края краса.
6. «Защита экологических проектов»
Вам было дано домашнее задание разработать экологический проект от группы и сочинить (оформить экологическую сказку).
Подведение итогов конкурса и вручение дипломов.

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее - то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.. .обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания:

Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама