THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.

Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).

Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.

В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.

Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.

Общая информация - для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.

Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.

Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная. При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
-некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.

Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.

Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости

потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный


при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным

Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.

Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.

Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха - коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый

Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета

шкурки граната

ягоды жимолости разного времени крашения

первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски

с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб

Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки.
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки.
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу

Как красить ткани

Ткани и изделия перед крашением нужно обязательно очистить от пятен и выстирать.

Сначала нужно удалить слой крахмала с новых хлопчатобумажных и льняных материалов, имеющийся на них. Это достигается кипячением в мыльно-содовом растворе в течение 30 — 45 минут. После кипячения материал необходимо хорошо прополоскать в воде до полного удаления соды и мыла.

Застарелые пятна необходимо вывести специальными составами. Остатки пятноудаляющего состава должны быть обязательно удалены путем стирки и утюжки мест, подвергшихся чистке. Несоблюдение этого правила может привести к неровной окраске ткани.

Если все же остаются темные неудаленные пятна (например, от чернил), материал рекомендуется перекрашивать только в очень темный или лучше черный цвет, потому что обычно такие пятна не удается перекрыть при окрашивании в светлые тона.

С готовых вещей, подлежащих крашению, нужно предварительно спороть металлические пуговицы и украшения, чтобы избежать образования пятен от ржавчины.

Пряжу, чтобы она не запуталась, следует красить отдельными мотками, перевязанными в нескольких местах. Все мотки рекомендуется нанизать на кусок тонкой веревки. Это даст возможность легко переворачивать их во время крашения.

Подготовка посуды и воды для крашения

Посуда, в которой предполагают красить, должна быть совершенно чистой. Лучше всего красить в эмалированной посуде.

Оцинкованную или алюминиевую посуду следует перед крашением тщательно очистить от накипи.

Емкость посуды должна быть такой, чтобы в нее можно было свободно уложить материал, не уминая его, и чтобы он во все время крашения был покрыт красильным раствором. Этим можно легче добиться ровного окрашивания.

Кроме посуды нужно приготовить две деревянные палки, которыми придется переворачивать окрашиваемый материал. Палки должны быть гладкими, без сучков, чтобы не повредить материал, и достаточно прочными, чтобы ими можно было приподнять материал из красильной ванны.

Крашение лучше всего производить в мягкой дождевой или снеговой воде. Очень жесткую воду следует смягчить добавлением 1 ч. л. питьевой соды или 1 ст. л. нашатырного спирта на 12 л воды.

Как выбрать краситель для окрашивания ткани

Прежде чем выбрать краситель, нужно точно знать, из какого текстильного материала изготовлено изделие. Для этого выдерните по небольшой нитке вдоль и поперек ткани (основу и уток) и подожгите на спичке. Хлопок, лен и искусственный шелк горят хорошо и дают запах жженой бумаги. Шерсть горит плохо, на конце нитки образуется черный спекшийся шарик, который пахнет горелым (жженым) рогом. Натуральный шелк также горит плохо.

Универсальные или специальные красители, которые одинаково хорошо красят любые текстильные материалы, применяют к тканям, изготовленным из разных текстильных материалов, их называют смешанными (полушерстяные, полушелковые и т. п.).

Выбор красителя нужного цвета зависит прежде всего от того, какой материал предстоит красить: белый или цветной. При крашении белого материала получается тот цвет, какой указан на этикетке красителя. Если же окрашивается цветной материал, то цвет его может иногда резко отличаться от цвета, указанного на этикетке красителя.

Помните, что при окраске цветного материала всегда получается более темный цвет, чем до крашения.

Материал темного цвета рекомендуется окрашивать или в тот же, но более темный цвет (например, коричневый — в темно-коричневый, синий — в темно-синий и т. д.), или в черный, так как при перекраске темных тканей в другие цвета получаются некрасивые грязные оттенки.

Черный цвет покрывает все другие, но приобретает оттенок цвета того материала, который перекрашивают.

Если взять красителя больше или меньше нормы, то получится более светлая или более темная окраска.

При обновлении цвета ношеной выцветшей одежды следует брать меньшее количество красителя, чем при крашении белого материала (в зависимости от степени выцветания).

Технология окраски ткани

Очищенный от пятен и вымытый материал следует перед самым крашением замочить в теплой воде, хорошенько отжать, тщательно расправить и затем красить. Предварительное замачивание материала предохраняет при крашении от неровности окраски.

Материал и вещи из натурального и искусственного шелка и штапельного волокна, а также все тонкие ткани нельзя выкручивать при отжиме. Такие материи и вещи лучше сильно отжать между ладонями.

Предварительно замоченный в воде и отжатый материал погружают в раствор красителя и красят в зависимости от рода материала.

При закладке материал должен лежать свободно. Уминать его ни в коем случае не следует, так как от этого могут образоваться пятна и полосы.

Во время крашения материал нужно как можно чаще поворачивать. Для этого ткани или изделия поддевают одной палкой и поднимают над посудиной, а другой палкой слегка расправляют складки. Затем этой же палкой поддевают ткань или изделие за другой конец и опускают снова в посуду.

Мотки пряжи, нанизанные на веревку (концы которой при крашении должны лежать на краях посуды), вытаскивают, взяв в руки оба ее конца, затем палкой разравнивают отдельные мотки и снова кладут в посуду. При этом надо следить за тем, чтобы веревка не упала в посуду.

Расправлять складки при крашении ткани обязательно, иначе могут получиться пятна.

Крашение изделий из хлопка, льна и искусственного шелка

В приготовленный раствор красителя (краска многоцелевая для ткани) добавляют поваренную соль (1 ст. л. (30 г) на каждый пакет красителя) и хорошо размешивают до полного растворения соли. Затем в красильный раствор погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают раствор до кипения и красят 20 минут при слабом кипении, все время поворачивая материал. Так обычно поступают при крашении белого материала или при перекрашивании цветного в темные цвета.

При крашении в светлые и средние тона поваренную соль (для большей ровности окраски) добавляют через полчаса после начала крашения. Для этого окрашиваемый материал приподнимают палкой, держат над красильной ванной, добавляют соль, размешивают, вновь опускают материал в красильную ванну и продолжают крашение при кипении еще 10 минут.

Хлопчатобумажные ткани с добавлением полиэстера выглядят после окрашивания светлее, так как полиэстер не окрашивается.

Материал и изделия из искусственного шелка красят таким же образом, но красильный раствор нагревают не до кипения, а до температуры 60 градусов (как терпит рука) и поваренной соли не добавляют. Затем прекращают нагревание и красят еще 20 минут в остывающем красильном растворе, все время поворачивая материал. После этого окрашенный материал вынимают палкой, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Крашение шерсти и шерстяных изделий

В приготовленный раствор красителя добавляют (на каждый пакет красителя) 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стакана столового уксуса. Затем раствор красителя хорошо размешивают. После этого в красильную ванну погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают красильный раствор до кипения, выключают и красят 10 минут, все время поворачивая материал.

Обычно при крашении белой шерсти почти весь краситель выбирается из красильного раствора (раствор становится слабо окрашенным). Если после положенного времени окрашивания краситель полностью не выбрался, а материал недостаточно окрашен, следует добавить еще половинное количество уксуса и красить еще 10 минут. Окрашенный материал охлаждают в растворе.

После этого материал вынимают палкой из красильной ванны, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Как покрасить ткани из натурального шелка

В приготовленный раствор красителя добавляют на каждый пакетик красителя 1 ст. л. (30 г) поваренной соли и хорошо размешивают до полного растворения соли.

После этого погружают изделие, предварительно смоченное теплой водой, в красильный раствор, постепенно его нагревают до кипения и красят 15 минут при слабом кипении, все время поворачивая изделие. Затем прекращают нагревание и красят еще 10 минут в остывающем красильном растворе, непрерывно поворачивая.

После этого изделие вынимают, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде, а затем в слабом растворе уксусной эссенции (1 ст. л. уксусной эссенции или 250 мл уксуса на 5 л воды). При крашении шелковых материалов нужно помнить, что шелк требует вдвое большее количество красителей, чем другие материалы.

Как обрабатывать материал после крашения

Окрашенный материал следует хорошо прополоскать в холодной воде, меняя ее несколько раз до тех пор, пока она не будет оставаться чистой. После прополаскивания в холодной воде рекомендуется промыть окрашенное изделие еще в теплой воде.

Шелк натуральный следует после прополаскивания в чистой холодной воде прополоскать етце в холодной воде с добавлением на каждые 5 л воды 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стаканов уксуса.

Чем лучше прополоскать окрашенный материал после крашения, тем меньше он будет линять при последующих стирках и не будет пачкать белье.

Промытый материал надо отжать как можно лучше. Тонкие материи и вещи из искусственного и натурального шелка при этом нельзя выкручивать, а следует только сильно отжать ладонями и затем просушить в тени.

Шерстяные и шелковые вещи не следует вешать для просушки, от этого они растягиваются и теряют форму, а также могут образоваться затеки. Их закатывают в чистое полотенце или простыню и в таком виде несколько раз отжимают. Отжатую вещь раскладывают на столе или на кровати на белой подстилке и растягивают по форме и правильному размеру. В таком положении оставляют вещь сохнуть.

Хлопчатобумажные материалы и вещи следует гладить во влажном состоянии с лицевой стороны горячим утюгом. Шерстяные и шелковые материалы и изделия следует гладить в слегка влажном состоянии с изнанки умеренно горячим утюгом (для шерсти и натурального шелка не выше 150—160 градусов, для искусственного шелка — не выше 120—130 °С).

Как покрасить нитки для вышивания

Обычную анилиновую краску надо взять на кончик ножа, размешать в стакане теплой воды и вскипятить. Сухие нитки мулине опустить в раствор и окрашивать до желаемого оттенка.

Чтобы создать полную гамму от светлого до темного тона, нитки держат в растворе разное время — от нескольких минут до получаса.

Для закрепления цвета окрашенные нитки опускают в раствор соли (на 200 мл воды 1 ч. л. соли) и кипятят полчаса, а затем кладут на полчаса в холодный уксус.

Глицерин восстанавливает цвет после закрепления в уксусе, так как нитки меняют свой цвет — бледнеют. После уксуса нитки надо прополоскать и опустить на полчаса в раствор глицерина (5 — 6 капель на стакан воды).

Обесцвечивание окрашенных тканей. Ткани, окра шейные анилиновыми красками, можно обесцветить следующим раствором: гидросульфит — 4 части, 30%- ная уксусная кислота — 4 части (или муравьиная кислота — 85 частей).

Гидросульфит растворить в воде, нагретой до 50 °С. Кислоту прибавлять очень малыми порциями до тех пор, пока жидкость мугно-молочного цвета сразу не прояснится. Этот раствор при кипячении обесцвечивает ткань в течение 0,5—1 часа, после чего ткань тщательно прополаскивают.

Окрашивание и отбеливание нитей

Для крашения нити нарезают или сматывают в мотки в зависимости от того, какой длины концы нужны для работы. Реже красят готовые изделия. Следует учитывать, что нити при крашении дают усадку.

Отдельные фрагменты плетеного полотна можно подкрасить кисточкой, пользуясь анилиновым красителем, разведенным в небольшом количестве горячей воды (цвет предварительно проверяют на образце).

Перед крашением мотки свободно перевязывают в трех-четырех местах прочной светлой нитью (чтобы не полиняла). Затем их оставляют в воде на несколько часов (лучше в дождевой или снеговой). Красят в большом эмалированном тазу или баке. Чтобы нити окрасились равномерно, раствор красителя должен полностью покрывать мотки.

Раствор анилинового красителя готовят так: в стеклянную пол-литровую банку насыпают краситель и заливают его небольшим количеством горячей воды (1/3 банки), хорошо размешивают и добавляют еще столько же горячей воды (при работе с красителем обязательно надевают резиновые перчатки).

Если нужен насыщенный цвет, то на 500 г нитей берут полторы-две пачки красителя; если необходим светлый гон, то на это же количество нитей расходуют краски совсем немного на кончике ножа. Однако в пастельные тона можно выкрасить только белые или очень светлые нити. Чем темнее натуральный цвет, тем труднее придать нитям новый оттенок.

Если нити смешанные, то используют одновременно Два красителя одинакового цвета — для хлопчатобумажных и синтетических волокон.

Раствор красителя вливают через три слоя марли в бак с водой, нагретой до температуры 30 — 40 градусов (не более). Через мокрые мотки продевают прочную светлую веревку и опускают их одновременно в бак, оставив концы веревки на краю посуды. Мотки прогревают 5—10 минут, непрерывно помешивая, затем вынимают из бака за концы веревки и вливают в бак половину солевого раствора (2 ст. л. соли на 1 пакет красителя). Мотки на веревке снова опускают в бак, доводят до кипения и кипятят 10 — 15 минут на слабом огне, затем вынимают и добавляют остаток солевого раствора. Тщательно перемешивают раствор, опускают в него мотки и кипятят еще 15 — 20 минут. Затем снимают бак с огня, но мотки не вынимают до остывания воды. После этого их полощут в теплой воде с добавлением столового уксуса (1 ст. л. на 1 л воды).

Другой рецепт крашения хлопчатобумажных и льняных нитей. В этом случае раствор красителя нагревают, немного остужают и опускают в него сухие мотки. Помешивая, держат их в растворе около 30 минут в зависимости от нужной интенсивности цвета. Окрашенные мотки перекладывают во второй теплый раствор (1 чайная ложка соли на 1 стакан воды) и кипятят, помешивая, в течение 30 минут. Затем опускают на 30 минут в третий теплый раствор (1 столовая ложка уксуса на 1 литр воды). Нити в уксусе станут бледнее, и, чтобы цвет восстановился, их помещают на 30 минут в четвертый раствор (5 — 6 капель глицерина на 1 стакан теплой воды).

Крашение природными красителями (количество красителя указано на 100 г нитей)

В качестве протравы пригодна любая жидкость из перечисленных: уксус, рассол или винная кислота (1 ст. л. на 1 л раствора).

Бежевый цвет. 200 — 300 г сухих листьев березы замачивают на сутки в холодной воде (1—2 литр воды на 100 г листьев) и затем кипятят в той же воде 15 — 20 минут. Отвар процеживают в посуду для крашения, добавляют протраву, опускают в раствор мокрые мотки и кипятят в течение часа на слабом огне, непрерывно помешивая. После этого нити оставляют в растворе до полного охлаждения, а затем полощут в теплой воде и сушат.

Желтый цвет. 100 г сухой шелухи лука вымачивают 7 часов в 3 — 4 литрах воды. Настой процеживают, подогревают, добавляют протраву, опускают в него мокрые мотки и кипятят на слабом огне 2 часа, затем прополаскивают и сушат. Цвет нитей получается красновато-желтым, если крашение велось без протравы.

Коричневый цвет. В качестве красителя используют еловые шишки, которые пролежали зиму под снегом. Они должны быть сырыми и красными внутри. 1,5 кг измельченных сырых шишек заливают б —7 л воды и кипятят 4 часа. Отвар процеживают, растворяют в нем закрепитель и в полученном отваре кипятят нити 30 минут, затем нити прополаскивают и сушат.

Отбеливание тканей . Простой способ отбеливания — нагревание нитей в мыльном растворе. Мокрые мотки неудачно окрашенных нитей опускают в теплую мыльную воду и, непрерывно помешивая, нагревают (но не кипятят). Время от времени раствор сливают и заменяют новым, пока нити не приобретут нужный цвет.

Еще один рецепт. На 1 л воды берут 5 г 3%-ной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта. Мотки замачивают в воде с добавлением питьевой соды или нашатырного спирта (20 г на 8 л воды), опускают в раствор на 30 — 40 минут и после этого тщательно промывают в чистой воде. Перед последним полосканием в воду добавляют 9%-ный столовый уксус (1 ст. л. на 1 л воды).

Какие цвета получаются при смешивании красок

Смешивающиеся цвета

Полученный цвет

Желтый и красный

Оранжевый

Фиолетовый и красный

Красно-фиолетовый

Синий и красный

Фиолетовый

Зеленый и красный

Коричневый

Серый и красный

Темно-красный

Фиолетовый и желтый

Оливково-коричневый

Синий и желтый

Серый и желтый

Гороховый

Желтый и зеленый

Светло-зеленый

Фиолетовый и зеленый

Зеленовато-коричневый

Синий и зеленый

Сине-зеленый

Коричневый и зеленый

Оливковый

Серый и зеленый

Серо-зеленый

Фиолетовый и синий

Сине-фиолетовый

Коричневый и синий

Темно-коричневый

Серый и синий

Серо-синий

Коричневый и фиолетовый

Темно-коричневый

Серый и фиолетовый

Серо-фиолетовый

Желтый и коричневый

Желто-коричневый

Красный и коричневый

Красно-коричневый

Серый и коричневый

Коричневый

Красный и фиолетовый

Красный и голубой

Сиреневый

Голубой и желтый

Салатный

Брак при окраске изделий, его предупреждение и устранение

В некоторых случаях вещи могут быть неравномерно или недостаточно окрашены, иметь пятна, изменять окраску от стирки, трения, света и т. д.

Все эти виды брака появляются от плохой подготовки ткани к окраске, неправильного выбора красителей, несоблюдения надлежащих условий при крашении и недостаточного промывания ткани. Брак зависит также от состояния ткани (изношенности, потертости, повреждения различными едкими веществами и т. д.). Избыток красителя и плохая его растворимость, применение жесткой воды, сокращение времени окраски, несоблюдение температурных условий, отсутствие закрепления (для некоторых красителей) понижают прочность окраски. Недостатки можно частично устранить дополнительным полосканием, стиркой с мылом или другими моющими средствами.

♦ Для ношеных вещей необходимо применять те красители, которые отличаются хорошей выравнивающей способностью. Неровная окраска получается при слишком быстром нагревании красильного раствора, более высокой температуре, чем это требуется для данного красителя, недостаточном перемешивании жидкости и вещей, при малом количестве красильного раствора, всплывании изделий, загрузке их в сухом состоянии и т. д.

♦ Если вещи после крашения плохо отполощены и оставлены в неотжатом виде, появляются затеки, дающие неравномерную окраску на обсыхающих частях.

♦ Пятна на вещах образуются от загрязненной посуды, применяемой при крашении, при складывании изделий размой окраски вместе и т. п.

♦ Если в бак загружено много вещей, они красятся в сжатом состоянии, при этом получаются складки, помятые места, которые трудно расправляются и иногда не разглаживаются. Такой брак называется заломом. Залом может появляться также при быстром остывании вещей во время прополаскивания, если сразу после окраски опустить их в холодную воду.

♦ Для устранения залома изделия смачивают горячей водой с небольшим количеством нашатырного спирта, сушат их в растянутом состоянии и гладят тяжелым утюгом.

♦ Пятна, полученные при неровном окрашивании шерстяной ткани, иногда можно удалить кипячением в растворе сульфата натрия (глауберовой соли).

♦ При полоскании ткани после окраски необходимо проверить, удален ли избыток красителя, иначе вещи будут пачкать белье.

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.

Изделия из натурального шелка подготовляют к окраске так же, как и шерстяные. Их стирают в мыльном растворе, применяя умягченную воду (при стирке частично удаляется и первоначальная окраска). Кроме того, выводят жировые пятна, которые мешают прокрашиванию ткани.

При использовании прямых красителей для получения светлых и средних оттенков к раствору прибавляют мыло (15 г на 1 л воды) и иногда желатин (3-4 г на 1 л воды). Их отдельно разваривают в воде и (вводят в красильный раствор до начала, крашения.

Для темных цветов добавляют уксус и уксуснокислый аммоний.

Для светлых оттенков берут 1-3% прямого красителя, 10- 15% нейтрального мыла, 5-10% глауберовой соли; для темных оттенков - 4-5% красителя, 2-4% уксуснокислого аммония, 5-10% поваренной соли, 3-7% уксуса (8-процентного);

Красильный раствор для светлых оттенков нагревают до 40° и загружают в него вещи. Жидкость постепенно доводят до 90- 95° и красят, продолжая перемешивание при этой температуре в течение 30 мин. Затем, прекратив подогрев, оставляют изделия в растворе еще на 10-20 мин. Наконец, вещи вынимают, промывают в теплой, а потом в холодной воде. В промывную воду добавляют 15-20 г уксуса на 1 л воды.

В красильный раствор для темных оттенков добавляют поваренную соль и уксуснокислый аммоний. Вещи погружают в жидкость при температуре 40°. Постепенно доводят до 90-95° и красят в течение 20-30 мин., затем, прекратив подогрев, прибавляют уксус. После этого раствор снова подогревают до 95° и продолжают окраску еще 15 минут.

Кислотными красителями шелковые вещи красят примерно так же, как и шерстяные . Иногда при окраске в черный цвет применяют двухванный способ , т. е. сначала красят прямыми красителями, а затем - кислотными. Этот способ применим также и в том случае, если шелковые вещи сшиты хлопчатобумажными нитками.

При окраске кислотными красителями принята следующая дозировка: 1-4% красителя, 5-10% глауберовой соли, 2-3% уксусной эссенции (все соотношения взяты от веса вещей).

Процесс крашения начинают при температуре 40-50°. Красильный раствор постепенно подогревают до 90-95° и при этой температуре красят в течение 30 мин. При использовании красителей, которые быстро окрашивают шелк, уксусную эссенцию прибавляют в два приема («половину в начале окраски и вторую половину - через 30 мин.) в охлажденный до 50-60° красильный раствор, который затем снова подогревают до 95°.

Обычно к концу окраски получается почти светлый раствор.

Шелковые вещи после окраски промывают, как шерстяные.

Яркие цвета для натурального шелка получаются при окраске основными красителями в присутствии уксусной эссенции. Но эти красители мало прочны в стирке и плохо переносят действие света.

При окраске основными красителями принят следующий рецепт: 0,5-3% красителя и 0,4% уксусной эссенции (процентные соотношения от веса вещей).

К основным красителям принадлежат следующие: метиленовый голубой, основной синий К, основной фиолетовый К, основной яркозеленый, родамин Ж и другие.

Краситель растворяют в воде, умягченной уксусной эссенцией (10 г уксусной эссенции на 10 л воды). Вещи загружают в раствор при температуре 30-35°, затем его постепенно подогревают до 80% и красят около 30-45 мин. Потом раствор охлаждают, вещи вынимают и промывают в теплой и холодной воде.

Полушелковые вещи чаще всего красят прямыми красителями.

Принята следующая дозировка: 1-4% красителя; 4-10% г мыла ядрового (60-процентного); 10-20% глауберовой соли (процентное соотношение от веса вещей). Мыло в красильный раствор добавляют для получения более ровного тона. Вещи загружают в раствор при температуре 60-70°, подогревают его до 90-95° и красят около 60 мин. Потом изделия промывают в теплой воде, умягченной питьевой содой или нашатырным спиртом, а затем в воде, подкисленной небольшим количеством уксуса, для оживления окраски.

Перед последним полосканием необходимо убедиться в полном удалении мыла с вещей, так как мыло разлагается от уксуса, в результате чего на ткани остаются жирные кислоты.

Полушелковые вещи, состоящие из натурального и искусственного шелка или хлопка, также красят прямыми красителями, а из натурального шелка и шерсти - кислотными красителями.

Отличным способом обновления старых, выцветших и надоевших вещей является покраска ткани, осуществить которую можно разными методами. Изделия светлых тонов можно покрасить в любой цвет. Яркие ткани окрашиваются только в более темные тона. Но их можно осветлить, если использовать специальные красители для тканей и правильно проводить процедуру.

Немного истории

Даже наши предки задумывались о том, как покрасить ткань подручными средствами. Доказательством тому являются найденные при раскопках фрагменты ткани, покрашенной натуральными растительными красителями.

Растворы на основе разных растений использовались для окрашивания тканей до 19 века. Тогда краска материй была мягкой и неяркой.

Немного позднее окрашивание производилось при помощи простых и недорогих анилиновых красителей. При появлении фабричных химических красителей стало возможным покрасить тканое полотно в любой насыщенный цвет.

Окрашивание растительными составами гарантирует хоть и нежные оттенки, зато очень устойчивые и естественные на вид. Их по сей день используют, чтобы покрасить ткани самостоятельно. Не менее популярна и фабричная краска, которую также возможно использовать в домашних условиях.

Прежде чем начать процедуру окрашивания ткани, необходимо провести подготовительные мероприятия. Если этого не делать, результат может оказаться плачевным: покрасить или осветлить вещь не удастся.

Подготовка к окрашиванию

Мало кому известно, как покрасить ткань правильно. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо определить тип материала. В зависимости от вида ткани выбирают красители и способ обработки.

Красители для ткани могут быть в виде порошка, пасты или кристаллов. Если вы приобрели их заблаговременно, храните до вскрытия в темном месте.

Если материал состоит из разных волокон, окрашивание осуществляется универсальным красителем . Им же можно покрасить шерстяные материи, имеющие бумажную либо шелковую подкладку.

Процедура подготовки тканей для окрашивания состоит из таких этапов:

  • Одежда, предназначенная для окрашивания, взвешивается. Это нужно для определения количества красящего вещества.
  • Краска разводится обязательно мягкой водой. Используется талая либо дождевая вода. Если таковой нет, то в обычную воду добавляют соду для смягчения из расчета 1 ч. л. на 10 л жидкости.
  • Чтобы покрасить ткань в домашних условиях, потребуется такой инвентарь: металлическая вместительная емкость, большая деревянная лопатка, дощечка с размером, равным диаметру дна емкости (нужна, чтобы ткань не пригорела ко дну), плита или печь.
  • Окрашивание грязных вещей недопустимо. Поэтому их нужно постирать, вывести с поверхности все загрязнения и пятна.
  • Если необходимо осветлить вещь, то на ней не должно быть выцветших участков. Окрашивание в светлые тона будет эффективным только при равномерном цвете изделия.
  • Все декоративные элементы перед окрашиванием с ткани удаляются.
  • Если изделие будет впоследствии перешито, то перед покраской его необходимо распороть по швам.

Краска разводится так : в небольшую эмалированную емкость высыпают содержимое пакета с красителем для ткани, добавляют горячую воду и перемешивают до получения пастообразной консистенции. После этого в посуду нужно добавить горячей воды. Когда вся краска растворится, раствор нужно процедить через чистую материю. Затем его вливают в металлическую емкость и добавляют горячую воду, чтобы жидкость полностью покрывала вещь.

Процедура окрашивания

Покраска материалов из искусственных и натуральных волокон имеет некоторые отличия от такой же процедуры в отношении синтетических полотен. Чтобы покрасить бархат, вуаль, шелк, велюр, вискозу, джинсовую, льняную и хлопковую материю, а также другие полотна с подобным составом, используется прямой краситель для ткани.

Окрашивание шерсти предполагает использование кислотного красителя ткани.


Чтобы правильно покрасить или осветлить изделие, следуйте основным рекомендациям. Как уже отмечалось, окрашивание во многом зависит от типа материала. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  1. Шерсть. Красители для тканей из шерсти разводятся в горячей воде. К готовому раствору добавляют немного поваренной соли и подливают уксуса. Намоченную ткань опускают в раствор и доводят до кипения, затем полощут в теплой воде до тех пор, пока она не станет прозрачной.
  2. Хлопок, лен и вискоза. Чтобы покрасить в другой цвет или осветлить вискозу, а также полотна из льняного или хлопчатобумажного материала (велюр, бархат, джинсовую материю и др.) красители для ткани смешивают с кальцинированной содой и только после этого разводят в горячей воде. 1/2 получившегося раствора вливают в емкость, кладут туда бархат, джинсовую одежду, велюр или шелк и нагревают состав до кипения на медленном огне.
    Как только жидкость начнет кипеть, нужно добавить немного соли. Через 15 минут велюр, вискозу, бархат, вуаль или другую натуральную или искусственную ткань вынимают из емкости, чтобы добавить туда оставшийся раствор с красителем. После перемешивания получившегося состава вещи вновь помещают в емкость и кипятят еще 15-30 минут.
  3. Чтобы качественно покрасить шелк, в воду для полоскания необходимо добавить уксус. Если вискоза, бархат, велюр, вуаль, лен или другие материи, содержащие целлюлозу, окрасились неравномерно, их нужно поместить в раствор горячей воды с обычным порошком для стирки. В результате краска ложится на материал ровно.
  4. Окрашивание дорогостоящих синтетических материалов в домашних условиях во избежание их порчи лучше не проводить. Чтобы покрасить обычные полотна из синтетических волокон, понадобится дисперсная краска, но допускается использование «прямых» красителей, если нужен спокойный оттенок.

Старая вещь имеет все шансы получить вторую жизнь в «новом цвете» благодаря возможности окрашивания материала. Главное – не испортить изделие. Чтобы этого не случилось, подбирайте красители правильно и следуйте инструкциям.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама