THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Продолжаем рассказ о том, как устроена жизнь в заграничных детских садах. Во второй части нашего обзора вы узнаете про нравы и обычаи бельгийцев, испанцев, шведов, англичан и ирландцев.

Прием в сад. До 2,5 лет дети посещают ясли, после 2,5 – идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются 1 постоянный воспитатель, 1 приходящий и преподаватель физкультуры.

Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.

На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.

После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать – играет в другой комнате с воспитателем.

Конечно, родителей предупреждают, что детей с повышенной температурой приводить в школу нельзя. Но если такого температурящего малыша все-таки привели, никто выгонять его и читать родителям нотации не станет. Карантинов здесь тоже не объявляют.

При приеме в сад никаких медосмотров и справок. Для детей работающих родителей предусмотрены ночные и вечерние детские сады. В группе до 20 детей. Их «обслуживают» 3 воспитателя. Деления по возрасту нет, группы разновозрастные. Детей делят по возрасту только во время занятий.

Все дети гуляют вместе. Никаких отдельных площадок для групп! Прогулка в шведском детском саду – это главное. В теплые солнечные дни на улице и едят, и занимаются, и даже спят! Дождь и снег, сильный ветер прогулке не помеха. Время гулять – всех выгоняют на улицу. Потому от родителей требуют надевать на ребенка что-то удобное и непромокаемое. Весной обязательны резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны.

Резиновый рай

Еще бы! Детям на прогулке разрешается все: возиться в луже, грязи, съезжать на попе с горки, ползать в песочнице, перекатываться в траве.В раздевалке есть сушилка, где все это хозяйство обычно и сушится. Обычно резиновая одежда для прогулок оставляется в группе, а приводят ребенка в сад и забирают из него в чем-то другом.

Кроватей нет, вместо них – матрасы и одеяла. Спать детей не укладывают. Тихий час по-шведски – это слушание сказок или тихие игры, занятия лепкой с воспитателем. Если малыш задремлет – его уложат на матрасик.

Что до болезней, то здесь и гадать не надо: сопли, кашель, даже невысокая температура не повод оставлять ребенка дома.

Посещать детское учреждение ребенок может с 3 месяцев. С 3 лет детей принимают уже не в детский сад, а в школу. Учебный год начинается 1 сентября и надо подать заявку именно до этой даты. Причем подавать ее можно только в тот год, когда малышу исполняется 3 года. Если малыш родился 2 сентября, в этом году ему ничего не светит, он пойдет в сад только в следующем году. Хотя учебный год начинается 1 сентября, для каждого ребенка дата первого посещения устанавливается индивидуально: учитывая трудности адаптации, воспитатели наполняют группу постепенно. В группах обычно 8-15 детей. До 1,5-2 лет на каждых 3 детей приходится по 1 взрослому, с 3 лет – 1 взрослый на 5-8 детей.

Работают детские сады круглый год, с утра до вечера. Каникул нет.

Считается, что после года дневной сон необязателен. Но на всякий случай в игровой комнате в уголке кладут коврик, куда маленький соня всегда сможет прилечь. Сменной обуви в английских садах не требуется. Все ходят в уличной. В одной комнате дети и играют, и едят. Детям спокойно могут предложить на обед картошку-фри или гамбургеры. В некоторых садах еду просят приносить с собой из дома, так как в саду малышу могут предложить только фрукты, сладости и молоко.

И опять-таки с 3 лет практикуется сон по необходимости. Малышей уложат в кроватки, если воспитатели увидят, что они клюют носом, а после 2 лет ребенок может прикорнуть на матрасике, уложенном на полу. И никаких переодеваний! Спят в той же одежде, в которой ели и играли. Кашель, насморк – ребенка все равно ведут в сад. С дисциплиной строго: даже из-за 5-минутного опоздания родители должны написать объяснительную записку. Если хочется несколько дней подержать ребенка дома, придется писать официальное письмо администрации сада, и гарантии, что такое разрешение будет получено, никто не даст.

Ирландия

В ясли принимают грудничков, с 4 лет ребенок посещает школу. В группе 6-12 детей, за ними присматривают 1-3 воспитательницы. Чем младше дети, тем больше взрослых.

Гуляют все дети вместе, разделения на площадки для отдельных групп нет. Но гуляют только в хорошую, то есть недождливую погоду. Сменной обуви нет. Если на улице грязно, дети ходят в группе просто без обуви. Водят в сад малышей и с кашлем, и с соплями, и с повышенной температурой. Исключение составляют ветрянка, отит и инфекции глаз вроде конъюктивита. С ними вход в сад запрещен. Еду заказывают «на стороне», в саду ее только подогревают. Потому кормят детей полуфабрикатами. А в группах обязательно есть телевизор, перед которым дети проводят довольно много времени.

На улицу выходят в том, что дети смогли сами на себя натянуть. Так что дети зимой могут оказаться на прогулке без шапок или курток. Считается, что так их закаляют. Тем более, что родители не возражают.

Еще одна особенность ирландских садов – воспитатель не имеет права зайти с ребенком в туалет и – упаси боже! – вытереть ему попу. Родители узнают – обвинят в сексуальных домогательствах. Так что частенько детей до последнего водят в сад в памперсах, Лет до 3-4 – точно.

Детские сады принимают малышей с 4-х месяцев, некоторые – с 6-ти. Но, как правило, дети идут в детский сад после того, как исполнится 1 год. Для оформления нужно только принести справку о сделанных прививках. Если ребенок привит в соответствии с национальным календарем прививок, никаких вопросов не возникает.

Вариантов пребывания детей в детском саду несколько: с 9.00 до 12.00 без обеда, с 9.00 до 13.00 с обедом, с 9.00 до 17.00 с обедом и дневным сном, утреннее пребывание с 7:30 до 9:00.

В группе в среднем 15 человек, но чаще всего — 10 (кто-то болеет, уехал). На группу приходится 1 воспитатель и 2 помощника (нянечки или учитель английского). Группы делятся по возрастам с разницей в 6 месяцев. Государственные детские сады условно бесплатные: родители платят только вступительный взнос (примерно 70 евро). Частные детские сады платные, но пребывание в них ребенка даже в течение целого дня все равно обойдется дешевле, чем няня.

Медицинский персонал есть далеко не во всех детских садах, но детский сад обязательно заключает контракт с медицинской компанией и в случае чего эта компания придет на помощь.

Вести или нет ребенка с небольшой температурой в сад, зависит исключительно от самочувствия малыша. Если он бодр и активен, то в сад его отведут несмотря даже на сопли кашель. При этом можно попросить воспитателя, и он в течение дня проконтролирует состояние ребенка и будет мерить ему температуру. Если ребенок пропускает сад из-за болезни, родители предупреждают воспитателя или по телефону, или по электронной почте. Карантина в испанских садах нет. Если ребёнок заболел во время пребывания в группе, родителям приходит информационное письмо об этом и совет обращаться к своему педиатру при появлении соответствующих признаков.

В государственном детском саду после выздоровления малыша могут попросить предъявить справку от врача, в частном ее не требуют, так как даже если ребенок пропустил несколько дней, перерасчет не делается, но если ребенок обедает в саду, могут из общей суммы вычесть стоимость обеда.

Спят дети в той же комнате, где играют и едят. Кто хочет спать – устраивается на раскладной кровати в уголке комнаты, кто не хочет – бодрствует и играет тихонько вместе с воспитателем.

Детсадовское меню – это чередование рыбы, курицы или мяса, рагу с овощами, йогурт, фрукты. Оно утверждается на месяц и присылается родителям для ознакомления заранее. В начале учебного года (это сентябрь) родители заполняют анкету, в которой есть вопросы о том, какую еду и в каком виде любит ребенок, есть ли у него аллергия. Если ребенок посещает детский сад до обеда, родители дают ему с собой перекус – йогурт, печенье, фрукты.

Обратная связь

Воспитатель предложит ребёнку перекус и напишет в ежедневном отчете, что йогурт, например, не в почёте уже несколько дней. Такой отчет родители порой получают даже дважды в день: сразу после того, как малыша забрали домой — информацию, как ребенок поел и провел утро, например, если был вопрос о самочувствии, или рассказ об успехах, а позже — более емкое описание занятий в этот день сегодня с фотографиями.

Воспитатели очень внимательны к любой просьбе родителей. Например, если вы хотите приучить ребёнка к горшку, воспитатель будет предлагать малышу сесть на горшок и каждый день будет отчитываться об успехах. Заведующая и директор сада каждое утро встречают детей на входе, общаются с родителями, воспитатель часто целует малышей при встрече.

В мае этого года вступил в действие новый Санитарный регламент для детских садов. Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

UaUa.info решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Германии

В Германии, увидев две полоски на тесте, будущая мать звонит отцу ребенка, и сразу в ясли, чтобы встать в очередь. Мест в детских садах в Германии катастрофически не хватает, особенно в крупных городах и их пригородах.

Государство гарантирует место в детском саду каждому ребенку старше года, но практике это не работает. Попасть в садик к трем годам — уже везение.

Государственные детские сады в Германии отдают предпочтение одиноким работающим мамам, родителям-студентам, семьям с финансовыми трудностями или особыми детьми. Семьи с мамой-домохозяйкой - последние на рассмотрении.

Альтернатива обычным садикам - игровые группы по подготовке к детскому саду. Но только два раза в неделю, с утра и до полудня. Хороший вариант для ребенка1,5 - 4 лет, но не для работающей мамы.

Еще есть своеобразные «парковки» для детей. Выручают, когда нужно на несколько часов оставить ребенка в безопасном месте под присмотром взрослого. Постоянного коллектива тут нет: воспитатели меняются в зависимости от дня недели, дети – от планов мам.

С недавних пор стала популярна услуга «мама на день». В собственную квартиру «мамы» с утра приводят детей (максимум пять), и до вечера они играют, гуляют, спят под ее присмотром. Такой домашний детский сад - идеальный вариант для ясельного возраста.

«Детсадовская лихорадка» стартует в феврале - в садах проходят «дни открытых дверей». После них родители, вооружившись телефонами и адресами, ждут официального начала приема заявок.

Все многообразие детских садов не имеет значения. Государственные или частные, католические, двуязычные, сады по системе Монтессори или Вальдорфа, лесные садики или сады - родительские инициативы.

А может родителям раз в неделю нужно будет поработать в саду - вымыть его в конце дня или приготовить обед – что же, придется и это делать.

В начале июня приходит письмо, а в нем – заветная весточка: да или нет. Следующий шаг - подписание контракта между родителями и садиком.

В нем детально прописаны права и обязанности обеих сторон. Сколько часов в день ребенок проводит в саду, можно ли его фотографировать и снимать на видео, разрешается ли в случае аварии на атомной электростанции дать ему таблетки калия йодид и т.д.

Оплата садик списывается со счета в банке. Дополнительных финансовых оброков немного: разовая сумма в год на материалы, поездки на автобусе в лес или музей, фокусник на праздник, фотограф, рождественские анонимные взносы детскому саду и воспитательницам.

Философия воспитания в детских садах Германии - «свобода в границах». Это золотая середина между попустительством, когда границ нет, и авторитаризмом, когда нет свободы.

Ребенка уважают как личность и поощряют самостоятельность. Он свободен в своих поступках и решениях, но должен придерживаться четких правил.

«Поспишь немного после обеда? Попроси Гелли», - говорю я дочке. «Я подумаю», - отвечает она.

Ребенок не обязан делиться игрушками, когда этого не хочет. К воспитателям дети обращаются на «ты» и по имени, могут сделать им замечание.

Не принято давить на ребенка гендером: «ты же девочка», «так мальчики не делают». Каждый вправе пробовать разные игры и стили поведения.

Но есть и обязательные правила. После игры дети убирают за собой игрушки. Мытье рук до еды и после туалета, чистка зубов после еды, культура поведения за обеденным столом, спросить разрешения, прежде чем взять чужое – обязательно. Нельзя кричать, особенно во время тихого часа, когда маленькие трехлетки спят. Агрессия и насилие пресекаются.

Группы в садиках смешанные. Дети от 3 до 6 лет играют, едят, гуляют вместе. На возрастные подгруппы их делят только для занятий. Считают, что это стимулирует развитие у младших и заботу о других – у старших.

Но без активной роли воспитателей в таких группах царит легкая форма «дедовщины»: шестилетки выходят на первые роли, а трехлетки, кое-кто еще и с памперсом – позади.

Независимо от направления садика, приоритет у всех один - многостороннее развитие ребенка. Каждый день проводится одно тематическое занятие, не больше часа: музыка, гимнастика, речь, мелкая моторика, подготовка к школе.

Завтрак дети приносят из дома - коробочка с бутербродом и бутылка с водой. Это – еще одна головная боль для мам при утренних сборах. Обеды в садах готовят на своей кухне, либо поставщики доставляют их в готовом замороженном виде.

В полдень заканчивается первая «смена», и ребенка уже можно забирать домой. До вечера остаются единицы.

В «тихий час» дети, одетые, спят на полу, на матрацах, и чаще всего только трехлетки. Поэтому вечерний отбой детсадовцев в Германии ранний, после 6 часов на площадках, улицах, в транспорте – маленьких детей нет, даже если светло.

Насморк, кашель, небольшая температура – не повод, чтобы отсиживаться дома. Дети ходят в детский сад и благополучно заражают других. «Мы тут все кашляем и чихаем», - улыбается воспитательница. Карантины не проводятся. Вывешивается только объявление – «У нас грипп/скарлатина/ветрянка/вши/желудочный вирус». И живите теперь с этим, как хотите.

Проходить врачей перед садиком не нужно, и медперсонала там нет. Давать лекарства запрещено. Если вдруг кровь, серьезная травма или ушиб – воспитатель звонит родителям или в скорую помощь.

Раннее развитие здесь не в тренде. Эта особенность детских садов за границей огорчает многих выходцев из постсовета. Школы кричат: «Нам не нужно знание букв и цифр, мы их научим. Дайте нам детей с сильными социальными навыками!».

Огромное внимание уделяют изучению природы и общества: регулярные прогулки в парк и лес, экскурсии к пожарникам, на ферму, в магазин. В детский сад приходят полицейские и рассказывают о правилах дорожного движения, кинологи учат обращению с собакой, стоматолог показывает, как правильно чистить зубы.

Дети, взрощенные такой системой, уже к школе становятся самостоятельными и независимыми. «Ну, наглые!!!» - восклицают некоторые соотечественницы из постсовета.

Да, в чем-то эти дети наглые. Для них нет безусловного авторитета взрослого, его нужно заслужить.

И своеобразный венец такого подхода – поездка выпускников детского сада на экскурсию, с ночевкой, без родителей. Хочешь, не хочешь, а пуповину обрезать придется.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Более подробно о том, чем удивляет украинку детский сад в Швеции - в рассказе Екатерины.

Садиков в Швеции много - даже в маленьком поселке можно выбирать, куда отдать ребенка. Все садики платные, но для семей с несколькими детьми есть система скидок. За первого ребёнка платишь полностью, за второго половину стоимости а, третий и все последующие дети ходят в сад бесплатно.

Есть много социальных программ. Благодаря одной из них, для нас садик полностью бесплатных, хотя у нас детей двое.

Одна проблема: пока я в декрете с младшим сыном, то по закону нам положено всего 15 часов садика в неделю. Эти часы распределяются наперед и как удобно нам. Но нужно заранее принести план на несколько недель вперед. Документы и медосмотры при приеме в садик не нужны.

Каролина ходит в сад 4 дня в неделю. Ей нравится, поначалу даже плакала, когда забирали. Мы и рады были бы доплатить большее количество часов, но так нельзя.

А в некоторых коммунах действует еще более строгое правило: если один из родителей в отпуске, ребенок в садик не идет вообще. С ним должен быть родитель.

Чтобы дети не скучали в этот период, здесь есть еще и открытые сады. Это что-то вроде наших «развивалок», куда родители могут прийти с ребенком, и он сможет там с пользой провести время и поиграть. Такие сады обычно работают при больницах, и открыты три раза в неделю. Здесь принимают малышей с рождения. Оплату в них берут только за питание.

В шведских садиках стандартная группа - до 20 человек. На это количество детей - три воспитателя. Но здесь совершенно другой подход к группе.

Ещё в группе есть детки с ограниченными возможностями, детки с синдромом Дауна. Такие дети в Швеции посещают обычные сады. Единственно, если ребёнку сложно себя обслуживать, и нужен постоянный присмотр, то в группу добавляют помощника воспитателя.

Что меня еще удивляет - так это прогулки. Весь сад гуляет и играет вместе, нет такого, как у нас «Это площадка младшей группы, это площадка средней группы», и чтоб за пределы - ни ногой.

Воспитатели знают в лицо всех детей, и из своей группы, и из других. Стыдно признаться, но я и своих не всех знаю.

Территория для игр есть не у всех садов. У нашего - большая огражденная территория с огромной горкой посредине. Качели, домики, огромная песочница. На улице есть хозяйственные помещения, в которых хранятся игрушки. Дети сами выбирают, чем хотят играть.

Игрушки по сезону. Зимой санки, ледянки, лопаты. Летом велосипеды с прицепами, самокаты, грузовые машины. Не запрещают играть ничем. В песочницу преспокойно наливают воды, и ребёнок сидит лепит пасочки.

Единственное условие от сада - у ребенка должна быть удобная непромокаемая одежда. Весной обязателен комплект: резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны. Все это хранится в саду. В раздевалке есть сушилка для одежды, зимой вся одежда обычно там.

Большинство родителей оставляют прогулочный комбинезон в группе, а приводят и забирают детей в другой одежде. Это практичнее, так как детям на прогулке позволяют действительно все: ползать в песке, съезжать с горки по траве, снегу, грязи. Главное, чтобы всем было весело.

Людей удивляет, что ребёнку позволено пачкать одежду. А я привыкла выводить ее на прогулку не как на парад, а надевать то, что не жалко.

В садике есть определённый режим. Есть время кушать, играть, гулять на улице. Но режим в зависимости от погоды, может меняться. В солнечные, тёплые дни они могут все время быть на улице. Даже обед выносят на улицу. Гуляют в любую погоду. Дождь, снег - не помеха.

Со сном тоже все необычно. Кроватей в группах нет, вместо них матрасы и одеяла. Спать вовсе не обязательно. Они сидят, слушают сказки. Кто-то задремает - хорошо. Остальные либо слушают дальше, либо играют, что-то мастерят с воспитателями. Моя Каролина любит в тихий час рисовать и делать бусы. Дома у нас уже склад бус, браслетов и папка рисунков.

Творческие занятия тоже зависят от желания ребёнка. Нет такого, что сегодня все рисуем цветочек, завтра все лепим кувшинчик. Перед праздниками делают поделки, открытки. Перед Рождеством, например, пекли печенье.

Детям иногда дают планшет. Разрешают на нем рисовать, раскрашивать и слушать музыку.

В шведских садиках к еде для детей относятся очень серьезно. На экологичных продуктах просто помешаны. Мясо - только шведское, экологически чистые овощи и фрукты.

Садовское меню отличается от того, что мы готовим дома. Например, им готовят рыбный суп, суп с брокколи, которые у меня дома никто не ест. Каролина и в саду их не очень любит, но это не проблема, так как всегда есть что-то на выбор. Иногда она может пообедать просто хлебом с маслом и молоком. Воспитатели сообщают об этом, когда забираем.

Обязательно спрашивают, нет ли у ребенка аллергии или противопоказаний. Таким деткам готовят отдельно, это все учитывается.

Один из перекусов в саду - фруктовый. А еще часто угощают мороженым. В городе есть два магазинчика, там делают мороженое специально для садика.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Дании

Принципы воспитания в европейских детских садах во многом схожи. В садиках Дании тоже стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий - когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.

Есть еще масса вещей, которые нам покажутся неожиданными и удивительными. О них подробнее в рассказе Елены.

Моему сыну в июле исполняется 4 года, в садик он ходит с 2,5 лет. Это считается поздно, так как обычно датские дети идут в сад, а точнее в ясли с 9-12 месяцев. Собирать документы для оформления в садик не нужно.

Группы в садиках Дании разновозрастные. В одной ясельной группе находятся детки от 9 месяцев (а иногда и младше) до 2 лет 10 мес. Так же и в саду: дети от 2 лет 10 мес. до 5 лет сведены в одну группу. В группе обычно около пятнадцати детей, и с ними трое воспитателей.

В Дании нет понятия «младшая группа», «средняя группа» и тд. Только ясли и сад. Обычно это два разных здания, не связанные между собой. Но есть и интегрированные сады - это когда все находится в одном здании. Переход происходит постепенно и без стресса, и друзей детки не теряют. У Димы так получилось: два его друга из яслей перешли вместе с ним в садик.

Все садики платные, и частные, и государственные. Платных, правда, значительно меньше, и они намного дороже. Дороже всего обходятся ясли. Сад, куда дети переходят в 2 года 10 мес. обходится подешевле.

Бывают еще мини-ясли, которые может организовать няня у себя дома. В таких домашних садиках обычно 3-4 деток и одна няня. И стоят такие ясли немного дешевле.

Есть садики, так называемые, выездные. То есть, вы приводите ребенка в помещение недалеко от вашего дома, и оттуда деток увозят автобусом в лес. Там они проводят весь день, и вечером их снова привозят туда, куда их привели утром родители. Говорят, что в таких садах дети практически не болеют.

Я сначала я ходила и удивлялась: что это за накачанные татуированные красавцы на площадках в садиках с детьми? Потом поняла, когда и моего сына в группе оказался такой же.

Датчане едят очень мало горячей еды, даже зимой. Супы - это вообще большая редкость.

Многие сады в Дании стараются кормить детей эко-продуктами. Они достаточно дороги, поэтому, если меню исключительно эко, то в нем меньше мяса и рыбы. Если требования к экологичности не такие строгие, то мясных блюд больше.

Некоторые сады вообще не предполагают питания. Родители пакуют детям еду с собой.

Детвору привлекают к готовке: они сами лепят хлеб из теста, относят его на кухню, там повар его выпекает, и дети едят его на ужин. Еще их в садике учат готовить разную простую еду, типа яичницы и лапши.

День в детском саду в Дании начинается с песен. Детки садятся в круг на ковер и поют разные песни, обсуждают погоду, выходные и тд. Это, конечно, в садике, не в яслях. Но в яслях тоже обязательно поют каждое утро.

Потом у детей завтрак, затем прогулка или какие-то другие мероприятия: и творчество, и чтение книг и разные походы в лес, зоопарк, исследование детских площадок в окрестностях.

В датском садике никто не станет ругать детей за то, что они запачкались. Но при этом приучают мыть руки, ходить в туалет, пользоваться столовыми приборами.

Привычных нам утренников с хороводами и детскими выступлениями в садиках Дании нет вообще. Праздники конечно есть, но на них дети просто отдыхают: переодеваются в костюмы, играют в какие-то традиционные игры вместе и едят какую-то праздничную еду.

Собрания тут тоже сильно отличаются от наших. Это скорее способ совместного приятного времяпровождения детей, родителей и воспитателей. Родители приносят с собой какие-то вкусные блюда. А после собрания дети садятся в круг и вместе с воспитателями поют свои утренние песни для родителей.

В Дании дети после трех лет уже почти не спят днем. Это связано с тем, что дети встают около 6-00, а спать на ночной сон идут в 7-00 вечера. Датчане работают до 15-16 часов дня и забирают детей.

Тут считается очень важным, чтобы у родителей было время для себя. Датчане работают с 8 - 8.30 утра, и отпуск у них пять-шесть недель в году.

Что мне нравится в датских садиках - например, то что с моим сыном занимались языком, помогали с адаптацией. Поначалу было безумно тяжело. В 2,5 года сын отлично говорил на русском, а сад был обычный, датский. Конечно нужно было привыкать. Но через полгода сын уже спокойно говорил на датском.

Нравится, что тут позволяют детям быть детьми. Бегать, орать, беситься! Лужи и грязь тут никого не пугают. Нравится, что детей часто водят в новые места, что все время фотографируют: миллион фото на память о садике.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в США

Детские сады в Америке берут детей от полутора месяцев - именно столько длится в США декретный отпуск.

До четырех лет малыши посещают детский сад, а затем переходят в «kindergarten» - специальную группу при школе, подобие старшей группы в наших садиках.

Американские детские сады - удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Чем еще удивляет детский сад в США - это отношением к детям. Повысить голос на ребенка здесь недопустимо. Наказания символические: усадить на стул, ограничив возможность играть с другими детьми. Длится такое сидение по минуте на каждый год возраста малыша.

Если случилось что-то серьезное, воспитатели скорее позвонят родителям, чем сами будут активно влиять на ребенка.

Дневной сон в детских садах США отличается от привычного нам. Дети спят в одежде и обуви, на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Более подробно о дошкольном образовании в США - в рассказе Галины.

Детские сады в Америке есть и муниципальные, и частные. Если муниципальных всего девять на весь город, то частных намного больше. И те, и другие садики - платные, причем достаточно дорогие. В среднем, в месяц они обходятся в 1700-2000$.

Нам повезло попасть в муниципальный сад. Здесь оплата высчитывается, в зависимости от дохода семьи. Кирилл ходит в сад каждый день по три часа в день - за месяц у нас выходит 377$. Правда, здесь и контингент детей «похуже» - в основном темнокожие детки, индусы, латиноамериканцы. Но у меня нет предрассудков на этот счет.

В классе у сына 18 детей возрастом от 3 до 5 лет. Некоторые из этих детей уже в следующем году пойдут в школу - она здесь начинается в 5 лет. На это количество детей есть один учитель и два ассистента.

Мне нравится, как здесь обращаются к учителям: мисс Нэнси, мисс Марго и тд. Деткам так намного проще выговаривать, чем наши стандартные Марьпетровны.

Класс в садике поделен на «зоны» - есть место для рисования, для вырезания, емкость с песком, уголок с каким-то аудиооборудованием, зона для игр с игрушками, и ковер для чтения книг.

Есть время, которое отведено деткам для свободной игры, и есть время, посвященное занятиям.

Когда дети изучают какую-то тему, игры, творческие занятия, книги, которые им читают тоже все посвящены этой теме. И дома просят обсудить эту тему. Когда дети учили эмоции, я периодически получала письма такого содержания: «Мы сейчас учим эмоцию sad/curious/exited etc. Расскажите, пожалуйста, ребенку историю из вашего опыта, когда вы себя чувствовали так. Спасибо, что принимаете участие в образовании вашего ребенка».

Вот последнее время они учили все о ферме: животные, растения, строения. Все рисунки и поделки были на эту тематику. А в качестве итога они съездили на экскурсию на ферму.

После зернышек они всем классом растили живых бабочек, а потом была праздничная церемония, когда этих бабочек выпускали на волю.

На территории сада есть замечательная площадка. Наш класс гуляет полчаса.

Вместо родительских собраний в американских детских садах проходят «parent-teacher conference». Это общение тет-а-тет с учителем. Вы просто записываетесь на определенное время и полчаса беседуете с учителем о вашем ребенке.

Вам предоставляют таблицу с кучей критериев, по которым оценивают способности и умения вашего ребенка, сравнение этих показателей с предыдущими.

При поступлении в сад нужно заполнить документов, и один из вопросов там - нуждается ли ребенок в дневном сне. Но поскольку Кирилл ходит в сад с 8:30 до 11:15, то для нас это не актуально. Это касается и питания - Кирилл успевает только на перекус, который обычно состоит из стакана молока и какого-то фрукта.

Если ребенок в саду целый день, вы всегда можете узнать, чем он питался - в начале месяца выдается подробное «расписание».

Честно говоря, я от муниципального сада ожидала чего-то похуже.

Мой ребенок растет в русскоговорящей семье, и по-английски знает только некоторые слова и фразы. Кирилл читает по-английски, но не всегда понимает прочитанное. Но, спустя всего два месяца, он уже выдавал целые предложения в разговоре с учителем или детками.

Несмотря на языковой барьер, ему нравится ходить в садик.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам - это нормально.
Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением. Подробнее о воспитании детей в Нидерландах - в рассказе Ирины и Александры.

В Голландии женщины могут сидеть с ребенком всего три месяца после родов. Если не удастся взять какой-то дополнительный отпуск, приходится выходить на работу. Конечно, можно работать неполную неделю, но даже на эти пару дней ребенка нужно куда-то пристроить. Няни стоят очень дорого, а бабушка с дедушкой на подхвате есть далеко не у всех. Особенно, если учесть, что голландцы работают до 65-67 лет.

С 3 месяцев малышей отдают в ясли, а когда детки подрастают, и могут самостоятельно держаться на ногах, они переходят в садик. Обычно садовский возраст - это с полутора до четырех лет. А в четыре года голландские дети уже идут в школу.

Если сад большой, и в нем много групп, детей могут делить по возрастам. В маленьком садике есть только ясли и общая группа, в которой вместе находятся малыши от полутора до четырех лет.

Самая распространенная система садиков - это киндердахвербляйф «kinderdagverblijf». Это место, где за ребенком присматривают, без какой-либо конкретной обучающей программы. Здесь стараются создать обстановку, максимально приближенную к домашней.

Садик удобен тем, что здесь ребенка можно оставлять с утра и до вечера. И еще, если оба родителя работают, государство частично оплачивает расходы на сад.

Есть еще детские садики на дому - «gastouders». Эти сады организовывают люди, которые прошли специальные курсы, сдали экзамены, и их дом соответствует всем требованиям. Чаще всего, это няня, которая у себя дома собирает 5-6 детей.

В таких садиках и заботы каждому малышу достается больше, и стоят они дешевле. Государство так же частично оплачивает их, если оба родителя работают.

Чтобы «вписаться» в график. Иногда приходится несколько месяцев стоять в листе ожидания. Поэтому записываться в сад рекомендуют еще во время беременности.

Когда садик выбран и контракт подписан, родители знакомятся с воспитателем и вместе составляют список требований к тому, как будет проходить день малыша. Есть ли обязательный дневной сон, когда ребенок есть, что именно. Есть ли запретные продукты и нужно ли принимать лекарства, и тд. Если лекарства нужны, родители пишут расписку, что, мол, поручаю давать моему ребенку такие лекарства. Это единственный документ для поступления в садик.

В течение дня воспитатели заполняют в профайле ребенка информацию за день: когда ел, спал, гулял, когда памперс меняли. В конце дня докладывают родителю. Всю информацию можно посмотреть через интернет в личном кабинете

С питанием в яслях все более-менее просто. Утром с ребенком родители приносят еду: грудное молоко, смеси, каши, пюре - кто что ест, и указываешь время кормления. Воспитатель накормит ребенка, как указано. Здесь стараются придерживаться режима, к которому ребенок привык дома.

Когда малыши подрастают, все становится немного сложнее. Садик открывается в половине восьмого, и дети, которые приходят очень рано, могут позавтракать в саду. Но в нашем садике просят, чтобы детей кормили дома.

Кроме обеда, в течение дня у детей два перекуса: в 10 часов – фрукты, и еще один - в 16 час.

Родители могут высказать пожелания по поводу меню, и к этим пожеланиям прислушиваются. Хотя конечно никто не будет делать ребенку суп, если все остальные едят бутерброды. А бутерброды - самая распространенная еда в Голландии, ими здесь питаются и стар, и мал.

Украинцам это трудно принять. Но, раз уж мы живем в этой культуре, то нужно привыкнуть. Дочка, например, дома с радостью ест суп, а в саду – бутерброды.

C утра в саду игровое время, а потом - время интересного рассказа. Все садятся в круг, и воспитатель читает познавательную историю. Дети обсуждают ее, и делают задания, связанные с темой дня, недели или месяца.

Затем играют, выполняют задания. Детки, даже маленькие, готовят родителям подарки и открытки к праздникам.

При всей садовской свободе, дисциплину детям здесь тоже прививают.За собой нужно убрать, попробовать самостоятельно сходить в туалет, разуться и тд.

У садиков есть своя территория, и дети гуляют в любую погоду: если холодно, или моросит дождь - это не повод отказываться от прогулок на воздухе. Правда, это касается садовских детей. В яслях, где на 10-12 малышей две воспитательницы, особо с детьми не погуляешь.

С двух лет детей начинают понемногу готовить к школе. В основном стараются привить навыки, а не вложить информацию. Главное, чтобы дети умели учиться: сидеть в кругу, слушать, отвечать и задавать вопросы. Конечно, цвета, формы, сравнения, счет – все это тоже разучивают, но на этом не делают особого акцента.

При желании можно водить ребенка в специальную группу, где занимаются такой подготовкой. Там проводят развивающие занятия, уделяют внимание речи, языку, создают «школьную» атмосферу. Занятия проходят пару раз в неделю по 2-3 часа.

Детские сады в Голландии сильно отличаются от привычных украинских еще и поведением персонала. Очень нравится их доброжелательность и открытость. Нет нашей совковой грубости, или «смотрин» - а кто родители, а где работают и тд. Нет «поборов» в фонд школы, группы и тд.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии - это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе. Более подробно о других интересных моментах в детских садах Бельгии в рассказе Елены.

Разнице между нашими и бельгийскими садиками колоссальная. И первое различие уже в том, что садиков в Бельгии нет. До 2,5 лет дети ходят в ясли, а в 2,5 идут в школу.

Это специальные малышовые школы, куда ходят от 2,5 до 6 лет. Обучение здесь построено на образности и наглядности, а не на теории.

В Бельгии заметно влияние католической церкви. Львиная доля негосударственных школ - католические. У них свои учебные программы, отличные от традиционных, с ощутимым уклоном в религию.

Образование в Бельгии полностью финансирует государство. Причем, не жадничает: в эту сферу идет около 6,5 % от ВВП. И дошкольное и школьное, и высшее образование в стране можно получить бесплатно.

Что касается школ - коммунальные и католические школы обучают детей бесплатно. Но параллельно работает множество альтернативных школ. Они используют самые разные педагогические системы: Френе, Штайнера, Монтессори и тд. Эти учебные заведения обойдутся существенно дороже: от четырех до девяти тысяч в год.

Для семей, в которых растут школьники, предусмотрено государственное пособие. В зависимости от доходов родителей, эта сумма колеблется: до 90−100 евро в год на дошкольника.

Когда ребенку исполняется два года, домой приходит множество красивых буклетов с мольбой записать малыша именно в это конкретное учреждение.

Школ действительно много, и выбирать есть из чего. Мы живем в пригороде, и в нашем районе, в пешей доступности от дома есть семь школ. Мне, кажется, таким разнообразием не все массивы Киева могут похвастаться.

Малышовую школу нельзя начать посещать, когда вздумается, как это бывает с детскими садиками. Есть семь конкретных дат, когда ребенка могут принять в класс - это первые учебные дни после каждых каникул. И даты эти установлены законодательно.

В группу набирают не более 15 деток, но регулярно ходят не больше десяти. С детьми занимается один постоянный воспитатель, один приходящий, учитель физвоспитания. Дважды в месяц в обязательно проходят занятия с психологом в виде игр, тестов. Это нужно, чтобы вовремя разобраться в ситуации, если у ребенка что-то поменяется в поведении.

Класс в малышовой школе делится на учебно-игровые зоны, где занимаются группами от 3 до 5 человек. Все перемены между занятиями дети проводят на воздухе.

Во всех детских садах Бельгии используют единую программу развития в игре. Она включает в себя физкультуру, музыкальное образование, родной язык, экологические исследования и начала математических знаний. Каждому малышу выдают специальную папочку, куда еженедельно вкладывают план занятий и мероприятий, тексты стихов и песен, которые сейчас разучивают в школе.

Раз в триместр учитель встречается с родителями и обсуждает динамику развития ребенка. Учитель рассказывает, как и чем занимался ребенок, выслушивает предложения и пожелания родителей.

Гуляют дети много и в любую погоду. Зачастую это общий двор, огороженный металлической оградой. Здесь малыши предоставлены сами себе, их никто не развлекает. Есть школы с хорошим игровым инвентарем, со специальными игровыми площадками. А есть и такие, где дети просто бегают туда-сюда, толкая друг друга.

На площадке могут одновременно бегать и играть ребята всех классов малышовой и начальной школ, иногда это 120 непосед под присмотром одного дежурного воспитателя.

Детей не случайно объединяют вместе. Во-первых, они общаются между собой, а во-вторых, у старших, при правильном подходе, воспитывается уважительное, заботливое отношение к младшим.

Этот принцип отлично работает. Когда звенит звонок, все дети выстраиваются, но в школу заходят сначала малыши, а потом все по старшинству. Это тоже негласное правило, которое соблюдается.

Однако, такая скученность во время игр на улице нередко вызывает неудовольствие родителей. Как и то, что дети гуляют без оглядки на погоду. Иногда малышня вынуждена бегать и под дождем, и под снегом, если нет специального навеса, где можно «перестоять» перемену.

с 12.00 до 13.30 в школе обеденный перерыв. При желании в это время ребенка можно уже забирать. Малыши, которые остаются в школе на полный день, собираются в общей столовой, достают из рюкзаков питье и принесенные бутерброды и перекусывают.

Некоторые школы предоставляют платное горячее питание, цена которого варьируется от 1,2 евро до 3 евро за полное меню. Своих кухонь в школах нет. Еду заказывают в специальных фирмах, которые обеспечивают питанием больницы, школы, гос. учреждения.

На тему гигиены в школах можно дискутировать - здесь все не так, как к этому привыкли в СНГ.

Санитарные нормы, безусловно, соблюдаются. Но уборка проводится в конце дня, а если в течение дня свинарник - никто не обращает внимания.

Медперсонала в малышовой школе нет. В случае форс мажора. приезжает скорая, но все воспитатели могут оказать первую помощь до ее приезда.

Понятия карантин, например, при ветрянке - вообще не существует.

Не знаю, хорошо это или плохо, но детям свойственно болеть, никто не делает из этого трагедии. При этом дети болеют меньше, чем, к примеру, болела моя старшая дочь в украинском садике.

Дошкольное образование в Бельгии не является обязательным. Но пятилетний ребенок обязан посетить малышовую школу 110 полных дней, или 220 дней частичного посещения. Иначе для поступления в школу ему придется сдавать лингвистический и интеллектуальный экзамен.

В этот последний год малышовой школы детей готовят к обучению в обычной школе. В конце года Центр сопровождения учащихся решает, насколько каждый дошкольник готов учиться дальше. Если все в порядке - ребенок идет в первый класс. Если же к школе он пока не готов, его либо оставят еще на год в дошкольном учреждении, либо направят на домашнее обучение, или подберут специальное образование.

Но главное для меня в том, что ни одного дня никто из детей не сказал: «Мама, сегодня я не хочу идти в школу». Утром, аж, вприпрыжку бегут! Для меня это - объективный показатель, что детям хорошо и они счастливы в школе.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей - обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными. Своими впечатлениями от детских садов в Израиле поделилась мама двоих детей Вика Хагай

По закону образование в Израиле для детей бесплатное только с трех лет. Садики для тех, кто младше - платные.

Некоторые из них частично субсидирует государство, но таких мало и туда почти не попасть. А в основном сады для детей с трех месяцев до трех лет - частные, и их оплачивают сами родители.

Эти сады бывают нескольких видов.

  • В больших садах дети разделены на группы по возрастам. На каждую группу есть одна воспитательница и одна помощница или няня.
  • Садики поменьше - до 20 детей. Там тоже в основном одна воспитательница (хозяйка сада) и две-три помощницы.
  • Есть еще домашние садики - няни у себя на дому собирают до пяти младенцев и смотрят за ними примерно до года-полутора. Потом этих малышей отдают в частый сад до трех лет

Над частными садиками нет почти никакого контроля со стороны министерства образования или гос. учреждений. Поэтому чем там занимаются с детьми - зависит только от хозяев сада.

Некоторые садики выполняют лишь функции бебиситтера - просто присматривают за малышами, чтобы они не поубивлись. Хозяева там часто не имеют никакого педагогического образования, и оплата у них, соответственно, ниже.

В других садиках с детьми занимаются чем-то интересным. До обеда это делает воспитательница, а после обеда - бывают кружки, которые проводит приходящий персонал.

Дети до трех лет спят днем, и в садиках их кормят. Еду для основного приема пищи готовят нянечки, а для перекусов приносят йогурт или сэндвич.

После трех лет дети переходят в государственный садик. Моему старшему ребенку 2 года и 10 месяцев, и скоро уже нужно переходить в такой сад. А я никак не могу решиться - не могу привыкнуть к условиям в этих садах. Но большинство местных жителей не видят ничего особенного: бесплатно – и спасибо!

Для наших людей там непривычно многое.

Дневного сна в садике с трех лет уже не предусмотрено.

Нет нормальной еды. Завтрак - это хлеб, яичко, пару овощей и яблочко.

На тридцать детей всего двое взрослых. Правда, это в больших городах так. В поселках и детей меньше, и кормят получше.

Все это не говорит о том, что дети ходят грязные или голодные. Просто мне, как маме, это дико. Я планирую оставить ребенка еще на год в частном саду, где детей меньше, и уход за ними более внимательный. А местные мамы не видят в таких условиях ничего ужасного, и не понимают, почему я хочу платить еще год за сад, если ребенку уже положен бесплатный.

Государственные сады бесплатны только до 14:00. А рабочий день в Израиле длится, как минимум, до 16:00.

Если ребенка в 14 часов не забрали, он остается на «продленке». Детей там объединяют в одну группу, впервые за день кормят горячей едой, которую заказывают в кейтеринговых компаниях. На продленке тоже бывает что-то вроде кружков: с детьми занимаются драмой, музыкой и тд.

Дети в детских садах Израиля разделены на группы по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет.

Эти группы все находятся в разных зданиях, но все в одном районе проживания. Причем, в каждом районе есть несколько садиков для одной и той же возрастной группы, так что можно выбирать.

Государственные садики в Израиле, как и частные, есть более религиозные, менее религиозные и светские. Тоже можно выбрать, в зависимости от мировоззрения семьи.

Такая постройка рассчитана на две группы разных возрастов. У каждой - отдельный вход, отдельные площадки, горки-качели и тд. В группах в среднем 32-37 детей. С ними двое-трое взрослых, из которых только один воспитатель.

В садиках нет медсестер или какого-то медицинского персонала. Все вопросы решают воспитатели.

Здесь не устраивают карантинов, даже в случае «детских инфекций»: больной ребенок болеет дома, здоровые – ходят в сад. Даже справки в садик о выздоровлении требуют далеко не везде.

Привести ребенка с небольшой температурой - нормальная практика. Если температура поднялась в течение дня, воспитатель обязан сообщить родителям.

Если в группе у кого-то обнаружили вшей или глистов, воспитатель обязан сообщить всем родителям, чтобы они провели для ребенка профилактические процедуры. Но кто источник болезни - говорить запрещено.

Мои дети ходят в частный русскоязычный сад. Русскоговорящих выходцев из постсоветских стран в Израиле – около миллиона. Это много, учитывая, что всего в стране чуть больше восьми миллионов жителей. Поэтому русские детские сады в Израиле, как и русские рестораны, книжные магазины, вечерние школы для дошколят - не редкость.

Главные причины, по которым я выбрала русский сад - это язык, еда, приближенная к тому, что мы готовим дома, и дисциплина. Русский сад - это что-то между вседозволенностью, с которой воспитывают детей в Израиле, и советской строгостью.

В нашем саду воспитательница - молодая женщина, которая педагогику учила в Израиле. То есть, ее методы и подход вполне современны. Ей помогают три женщины за 50 - няни. Самые лучшие бабушки для детей. Я даже одну из них иногда зову к нам смотреть за детьми если нам надо куда-то пойти вечером.

В саду празднуют все праздники: и «ваши» - Новый год и 8 марта, и «наши». Дети, которые уже могут разговаривать, учат на память какие-то небольшие стишки. Воспитание детей в Израиле не предусматривает какого-то заучивания. Тут даже таблица умножения запоминается сама со временем.

Наш садик не разделен на группы, все дети вместе. В этом есть свои плюсы: малыши тянутся за старшими, стараются раньше начать ходить и говорить. А старших учат ухаживать за малышами, не обижать их, помогать им и делиться с ними. У меня дома это было очень заметно, когда родилась младшая дочка.

Переходить в три года в государственный необязательно. Родители иногда оставляют ребенка «добыть» еще годик. Я тоже планирую так поступить.

Единственная обязательная группа в детских садах Израиля - это группа для 5-6летних детей. Там уже готовят к школе. Здесь не берут в первый класс, если ребенок не умеет читать, и не прошел подготовку в этой группе.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.

Что еще удивляет в корейских детских садах, рассказала мама пятилетней Катерины Юлия Хорошая.

Детские сады в Южной Корее принимают детей с трех месяцев. Они так и называются - «садики с 0». Это связано с тем, что декрет в Корее длится только три месяца.

Женщина сама выбирает, как использовать этот отпуск: работать до самых родов и потом побыть три месяца с малышом, или взять месяц отпуска до родов, и два - после.

Садики открываются к 8 утра. Около 9 часов по домам ездит автобус, и собирает деток. 3-4 летних детей усаживают в кресла и пристегивают, грудничков укладывают в специальные детские кресла, и под наблюдением сопровождающих автобус везет детвору в садик.

Если мама с утра спешит на работу, и не может дожидаться автобуса, она сама может завезти малыша в сад. Или если нужно забрать ребенка раньше - можно сделать это самой, не дожидаясь автобуса.

Обычно садики работают до 15:00, затем детей развозят по домам. Но для работающих мам есть сады, которые работают до 19:00.

Садовское воспитание детей в Корее теплое и человечное. Мне нравится, как там относятся к детям.

В группах максимум 6-7 человек. За малышами до полугода просто присматривают, чтобы они были сыты и живы-здоровы. Зато к двум годам у детворы вся неделя расписана. Каждый день какие-то занятия, музыка, физкультура, творческое что-нибудь. Каждый год нам вручают альбом с дочкиными поделками. И каждый день присылают фото: вот она гуляет, вот играет в дочки-матери, и тд.

Детей часто вывозят на пикники, в театры или музеи, в парки. Расписание всех мероприятий родителям выдают в начале месяца, вместе с садовским меню.

Сейчас дочка ходит в частный садик с английской системой обучения. Это большая сеть садиков по всей Корее.

Особенность этих садов - с детьми здесь общаются только по-английски, и на занятиях, и вне. Полностью весь день в саду проходит в англоязычной среде.

До недавних пор в этом саду с детьми говорили на смеси английского и корейского. 95% детей в садике - корейцы, и им сложно было понимать чистый английский. Но в этом году пришло распоряжение из Сеула, чтобы все общение в саду было английским.

В школах английский тоже обязательно присутствует, но основное обучение идет, все же, на корейском.

Еще непривычно, что учебный год в Южной Корее начинается не с сентября, как у нас, а с марта.

Если трехмесячного ребенка отдали в ясли, значит он частично или полностью ест смесь. Возможно, утром и вечером мама кормит малыша грудным молоком, но в сад ему передают его смесь, и воспитатели кормят его тем, что он привык есть дома.

Для детей постарше - традиционная корейская пища. Чаще всего - разные вариации риса. фиолетовый рис, рис с другими крупами и тд. Обязательно – суп.

Конечно, некоторые блюда казались дочке слишком острыми, или странными на вкус. Но в рот никто не запихивает - что съела, то съела.

Катерина - относительно хороший едок. Если что-то не подходит из основного меню, она нагоняет за счет риса, иногда может съесть и две порции.

Основной прием пищи в садике – обед: рис, суп, второе блюдо и салатики. Помимо этого - два перекуса, в первой половине дня и после обеда.

Дети едят и ложками, и палочками. Пищу им накладывают не в тарелки, а в треи – железные контейнеры с отделениями для супа, для риса, для салата. Эти треи не считаются садовским инвентарем. Их каждый день отдают родителям, чтобы мы их помыли. Это еще одна необычная особенность в садиках Южной Кореи.

В Корее не создают проблем с карточками, справками, медосмотрами для садика. Единственное, что просили принести после поступления в сад - это карту прививок.

Медсестер, которые регулярно смотрели бы детей, тоже нет. Если ребенок приболел, его просто оставляют дома, чтобы подлечился и не заражал других. Это касается и простуд, и чисто детских инфекций, вроде вшей или ветрянки.

Воспитание детей в Корее предполагает дневной сон только до четырех лет. Когда Катерина перешла в новый сад, там дети уже не спали. Но она засыпала по графику старого сада. Для этого там есть комната с матрасиком на полу. В обычных садиках, где малыши спят, тоже для сна матрасики, которые позже сворачивают. Кроватей в садах нет.

Дети в садиках почти не гуляют. Для прогулок нет территории.

Площадки есть только у больших садов в 2-3 этажа. Да и времени на прогулки нет - дети уже в три отправляются по домам.

Если детей выводят гулять - это или ближайший парк, или пикник, или экскурсия в аквариум, или еще что-то интересное.

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Сайт сайт решил разобраться, как устроены . Рассказать об этом мы попросили наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом.

Причиной нашего интереса стали споры вокруг нового , который был принят не так давно. Одни родители радуются переменам и видят в них движение к европейским нормам. Другие возмущаются, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими.

Мы решили узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, и довольны ли родители.

Все мамы, с которыми мы общались, выросли на постсоветском пространстве, воспитывались в наших садиках, и им есть, с чем сравнить.

Первая история — об особенностях детских садов Германии. Своим опытом поделилась мама двоих детей, переводчик, блогер и копирайтер Ирина Мург .

В Германии, увидев две полоски на тесте, будущая мать звонит отцу ребенка, и сразу в ясли, чтобы встать в очередь. Мест в детских садах в Германии катастрофически не хватает, особенно в крупных городах и их пригородах.

Государство гарантирует место в детском саду каждому ребенку старше года, но практике это не работает. Попасть в садик к трем годам — уже везение.

Государственные детские сады в Германии отдают предпочтение одиноким работающим мамам, родителям-студентам, семьям с финансовыми трудностями или особыми детьми. Семьи с мамой-домохозяйкой - последние на рассмотрении.

Альтернатива обычным садикам — игровые группы по подготовке к детскому саду. Но только два раза в неделю, с утра и до полудня. Хороший вариант для ребенка1,5 - 4 лет, но не для работающей мамы.

Еще есть своеобразные «парковки» для детей. Выручают, когда нужно на несколько часов оставить ребенка в безопасном месте под присмотром взрослого. Постоянного коллектива тут нет: воспитатели меняются в зависимости от дня недели, дети - от планов мам.

С недавних пор стала популярна услуга «мама на день». В собственную квартиру «мамы» с утра приводят детей (максимум пять), и до вечера они играют, гуляют, спят под ее присмотром. Такой — идеальный вариант для ясельного возраста.

«Детсадовская лихорадка» стартует в феврале — в садах проходят «дни открытых дверей». После них родители, вооружившись телефонами и адресами, ждут официального начала приема заявок.

Все многообразие детских садов не имеет значения. Государственные или частные, католические, двуязычные, сады по системе Монтессори или Вальдорфа, лесные садики или сады - родительские инициативы.

Будет ребенок молиться перед едой, или бегать круглый год по лесу и играть тем, что под ногами, научат его играть на флейте, или говорить на английском, или готовить вегетарианскую еду - годится любой вариант.

А может родителям раз в неделю нужно будет поработать в саду — вымыть его в конце дня или приготовить обед - что же, придется и это делать.

В начале июня приходит письмо, а в нем - заветная весточка: да или нет. Следующий шаг — подписание контракта между родителями и садиком.

В нем детально прописаны права и обязанности обеих сторон. Сколько часов в день ребенок проводит в саду, можно ли его фотографировать и снимать на видео, разрешается ли в случае аварии на атомной электростанции дать ему таблетки калия йодид и т.д.

Оплата садик списывается со счета в банке. Дополнительных финансовых оброков немного: разовая сумма в год на материалы, поездки на автобусе в лес или музей, фокусник на праздник, фотограф, рождественские анонимные взносы детскому саду и воспитательницам.

Философия воспитания в детских садах Германии — «свобода в границах». Это золотая середина между попустительством, когда границ нет, и авторитаризмом, когда нет свободы.

Ребенка уважают как личность и поощряют самостоятельность. Он свободен в своих поступках и решениях, но должен придерживаться четких правил.

В садике царит равноправие. При встрече и прощании ему жмут руку. Ест и пьет он столько, сколько хочет, спит по желанию.

«Поспишь немного после обеда? Попроси Гелли», - говорю я дочке. «Я подумаю», - отвечает она.

Ребенок не обязан делиться игрушками, когда этого не хочет. К воспитателям дети обращаются на «ты» и по имени, могут сделать им замечание.

Не принято давить на ребенка гендером: «ты же девочка», «так мальчики не делают». Каждый вправе пробовать разные игры и стили поведения.

Но есть и обязательные правила. После игры дети убирают за собой игрушки. Мытье рук до еды и после туалета, чистка зубов после еды, культура поведения за обеденным столом, спросить разрешения, прежде чем взять чужое - обязательно. Нельзя кричать, особенно во время тихого часа, когда маленькие трехлетки спят. Агрессия и насилие пресекаются.

Государственные и частные детские сады - инклюзивные, с обязательной квотой мест для особых детей. Это беспроигрышное решение - одни не изолируются от общества, у других развивается эмпатия и принятие иного.

Группы в садиках смешанные. Дети от 3 до 6 лет играют, едят, гуляют вместе. На возрастные подгруппы их делят только для занятий. Считают, что это стимулирует развитие у младших и заботу о других - у старших.

Но без активной роли воспитателей в таких группах царит легкая форма «дедовщины»: шестилетки выходят на первые роли, а трехлетки, кое-кто еще и с памперсом - позади.

Независимо от направления садика, приоритет у всех один — многостороннее развитие ребенка. Каждый день проводится одно тематическое занятие, не больше часа: музыка, гимнастика, речь, мелкая моторика, подготовка к школе.

Завтрак дети приносят из дома — коробочка с бутербродом и бутылка с водой. Это - еще одна головная боль для мам при утренних сборах. Обеды в садах готовят на своей кухне, либо поставщики доставляют их в готовом замороженном виде.

Дети много гуляют, даже когда моросит дождь. В дни природы, которые проводятся в лесу или парке, можно до ушей вымазаться в грязи, и это нормально.

В полдень заканчивается первая «смена», и ребенка уже можно забирать домой. До вечера остаются единицы.

В «тихий час» дети, одетые, спят на полу, на матрацах, и чаще всего только трехлетки. Поэтому вечерний отбой детсадовцев в Германии ранний, после 6 часов на площадках, улицах, в транспорте - маленьких детей нет, даже если светло.

Насморк, кашель, небольшая температура - не повод, чтобы отсиживаться дома. Дети ходят в детский сад и благополучно заражают других. «Мы тут все кашляем и чихаем», - улыбается воспитательница. Карантины не проводятся. Вывешивается только объявление - «У нас грипп/скарлатина/ветрянка/вши/желудочный вирус». И живите теперь с этим, как хотите.

Не нужно, и медперсонала там нет. Давать лекарства запрещено. Если вдруг кровь, серьезная травма или ушиб - воспитатель звонит родителям или в скорую помощь.

Раннее развитие здесь не в тренде. Эта особенность детских садов за границей огорчает многих выходцев из постсовета. Школы кричат: «Нам не нужно знание букв и цифр, мы их научим. Дайте нам детей с сильными социальными навыками!».

Как сказать «нет», как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. В первую очередь нужно знать это.

Огромное внимание уделяют изучению природы и общества: регулярные прогулки в парк и лес, экскурсии к пожарникам, на ферму, в магазин. В детский сад приходят полицейские и рассказывают о правилах дорожного движения, кинологи учат обращению с собакой, стоматолог показывает, как правильно чистить зубы.

И большая часть времени в детском саду отводится на игру. Дети здесь действительно много играют!

Дети, взрощенные такой системой, уже к школе становятся самостоятельными и независимыми. «Ну, наглые!!!» — восклицают некоторые соотечественницы из постсовета.

Да, в чем-то эти дети наглые. Для них нет безусловного авторитета взрослого, его нужно заслужить.

И своеобразный венец такого подхода - поездка выпускников детского сада на экскурсию, с ночевкой, без родителей. Хочешь, не хочешь, а пуповину обрезать придется.

Мы все привыкли сравнивать: как живут у нас и в других странах, где лучше одеваются, чьи жители красивее, где уровень жизни выше. Сегодня давайте поговорим о том, какое дошкольное образование в разных странах. Что-то может нас шокировать, что-то приведет в недоумение, а что-то, возможно, мы возьмем на заметку. Итак, чем же занимаются малыши в разных странах?

Образование для деток в США

В Америке открыто множество дошкольных учреждений: ясли, сады, развивающие центры, частные детские заведения. Государством оказывается финансовая помощь в дошкольном образовании детей, направленная на их раннее развитие. Здесь с раннего возраста прививают детям интерес к учебе, отдельным предметам, благодаря чему в старших классах ребенок учится более успешно.

Дошкольное образование в США начинается с подготовительной школы в 5 лет (в нашем случае это, по сути, нулевой класс). Начиная с игр, детей постепенно готовят к обучению в школе, уча их читать, писать, считать. Некоторые родители предпочитают отдавать своих малышей в частные дошкольные учреждения, где уход за ребенком и его обучение осуществляется на более высоком уровне.

Объясняется это тем, что для того, чтобы снять нужный дом под детское воспитательное учреждение, нужно пройти множество инстанций, доказывая, что твои намерения соответствуют возможностям.

Что может шокировать нас? Во-первых, сам подход к детям. К ним относятся как к взрослым. Каждый ребенок - это личность, которая может делать свой выбор, и его непременно надо уважать. Принцип, конечно, замечательный, только результат порой удивляет. Взрослые в прямом смысле слова оказываются в подчинении у детей, а дети ими манипулируют.

Наказывать здесь можно двумя способами: лишить чего-либо (игрушки, права смотреть телевизор и т. д.) или же посадить на «стул отдыха», где ребенок должен подумать о своих поступках.

За рукоприкладство ребенка могут отобрать и отдать в приемную семью, даже если речь идет о шлепке по попе. Только непонятно, почему же мы то и дело слышим об издевательствах в семье и об избиении детей?

Еще один нюанс, который нам будет несколько непонятен - это повсеместное «стукачество». Если мы детей с детства приучаем, что ябедничать - это плохо, то в США это приветствуется. Доносят на родителей, соседей, учителей и друзей, и это считается вполне нормальным.

Образование для дошкольников во Франции

Дошкольное обучение во Франции является бесплатным. Дети обучаются с двух до пяти лет в детских садах, хотя в ясли принимают уже с трехмесячного возраста. Сейчас эти дошкольные учреждения, соответствующие нашим детсадам , называются «материнскими школами».

С 2-х до 4-х лет дети посещают сад только для того, чтобы за ними присматривали, все их времяпрепровождение там сводится к играм. В 4-5 лет вводятся занятия лепкой, рисование, обучение практическим навыкам и устному общению. И только начиная с 5 лет идет обучение чтению и письму.

Такие материнские школы открыты три часа до обеда и три часа после обеда, то есть, дети в них не спят. Но поскольку многие мамы работают, а за детьми нужен присмотр, то в больших городах работают детские учреждения, открытые с раннего утра и до позднего вечера, в том числе и во время каникул.

Еще до недавнего времени проблемной была среда - в этот день школы и сады просто не работали. Среда отводилась для «духовного воспитания». В среду мамам приходилось брать выходной (и во Франции к этому относились с пониманием), чтобы заниматься ребенком.

Сейчас сады работают до 12-30, а дальше надо как-то выкручиваться. Кстати, в этот день все доступные музеи работают именно для детей. Бассейны, стадионы, театры и кинотеатры также открыты для приема меленьких граждан. В среду дети должны посещать кружки и разнообразные секции.

Нас многое бы поразило во французских детских садах. Во-первых, дети не переобуваются. Вообще. То есть, гуляя по улице, они в этой же обуви идут в группу. Во-вторых, спят они либо на раскладушках, либо на полу на матрасах, без постельного белья, только укрывшись пледом. Не раздеваясь, только сняв обувь.

Дворы для прогулок также не радуют - каменная коробка, где выбора развлечений особого нет. При этом уровень образования во Франции остается одним из самых высоких.

Дошкольное образование в Южной Корее

Тут, скорее, стоит говорить не о дошкольном образовании в Южной Корее, а о воспитании. Корейцы очень любят своих детей, они их боготворят. Здесь, как и в Японии, до семи лет ребенок считается божественным созданием, и ему позволяется практически все.

Ему редко отказывают с просьбах, в разумных пределах, конечно. Дошкольное образование здесь в большинстве случаев сводится к воспитанию матерью, так как мамы в основном домохозяйки или работают несколько часов в день.

Все меняется, когда ребенок достигает 5-6 лет. Воспитание резко ужесточается, и направлено оно на полное послушание как родителей, так и учителей.

Начинается подготовка к школе и вводится жесткая дисциплина. Ребенок воспитывается в соответствии с конфуцианскими канонами, а значит, ребенок должен беспрекословно слушаться своего отца. Он должен почитать своих родителей, заботиться о них, и в перспективе содержать их.

Конечно же, есть здесь и дошкольные учреждения — детские сады, где малыши готовятся к школе. Их обучают чтению и письму, счету, а также преподают английский язык.

Как видите, в каждой стране свое понятие о дошкольном образовании и о том, что должен знать и уметь ребенок. В других статьях мы расскажем о дошкольном образовании в Германии, Великобритании и других европейских странах. Возможно, что-то вам понравится, и вы возьмете это на вооружение.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Чтобы ребенок чувствовал себя в детском садике как дома и посещал его с радостью, надо отнестись к выбору дошкольного учреждения более чем серьезно. Поэтому в нашей статье мы подготовили для читателей несколько самых основных критериев того, как выбрать детский сад для ребенка и впоследствии не пожалеть об этом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама