THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наталья Барложецкая

Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление и печаль. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Однако если страхи сохраняются на длительное время, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка, что говорит о неправильном поведении родителей или о наличии конфликтных отношений в семье.

Рассмотрим типичные страхи детей разного возраста:

От 1 года до 3 лет дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Родители часто пугают детей этого возраста Бабайкой, Серым Волком, Бородатым дядькой и т.д. Этого делать нельзя ни в коем случае, так как ребенок воспринимает подобных персонажей как реальных существ, которые могут прийти и наказать. Такие методы только усугубляют проблемы ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.

От 5 до 7 лет часто можно наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 7 до 11 лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Кроме этого, дети начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий.

От 11 до 16 лет подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть.

Дневные страхи. Ребенок боится оставаться один в комнате

«Моей дочери 3,5 года. С недавних пор я стала замечать, что она боится оставаться одна в комнате. Если мы находимся в незнакомом месте, она всегда держит меня за руку и не отпускает от себя ни на шаг. Когда я ухожу на работу, а она остается с бабушкой, дочь выходит в коридор и начинает плакать, иногда даже может описаться. Я спрашивала ее о причинах такого поведения. Она говорит, что боится. Как мне помочь ребенку справиться со страхом?»

В возрасте 3-5 лет большинство детей испытывают так называемые нормативные (нормальные, соответствующие этому возрасту) детские страхи, которые выражаются в основном в неосознанной тревоге, повышенной возбудимости, в страхе одиночества, темноты и замкнутого пространства. Очень часто эти страхи перемешиваются с боязнью сказочных героев: Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Водяного, Лешего и т.д. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, вы можете предпринять следующие шаги:

1. Поговорите с ребенком о его страхах, но не высмеивайте малыша за его трусость. Скажите, что с этого момента вы объявляете войну его страхам.

2. Если ребенок боится потеряться в незнакомом месте, можно «отыграть» это в сценке, где ваш ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребенок почувствует ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения. Таким же образом можно проиграть и другие травмирующие ребенка страхи. Например, уход мамы на работу.

3. Справиться со страхами темноты и замкнутого пространства поможет игра «Жмурки». Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» – им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников.

4. Сделайте вместе коробку, пройдите с ней по квартире и сложите в нее все, что может пугать малыша. Закройте коробку и вместе выбросьте в реку.

5. Нарисуйте вместе с ребенком его «страх». Спросите: «Где он живет?», «Откуда появляется?», «Чем питается?» и т.д. Вместе с ребенком разорвите этот рисунок, сожгите кусочки и выбросьте их в реку.

6. Нарисуйте супергероя, который справится с любым врагом! Это может быть любимый герой из фильма или мультфильма, а может быть персонаж, придуманный самим ребенком. Повесьте этот рисунок на самом видном месте.

7. Никогда не пугайте ребенка Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой, Кикиморой и т.д.

8. Если ребенок боится оставаться один в комнате, наряду со всем вышеизложенным, можно построить небольшой домик, в котором малыш сможет спрятаться от всех невзгод и несчастий. Прочитайте с ребенком сказку о трех поросятах и проговорите, какие именно свойства домика помогли противостоять Серому Волку. Положите в этот домик любимые игрушки и фонарик.

Ночные страхи. Ребенок боится спать один

«Нашему ребенку 5 лет. Он привык ложиться с нами, но после засыпания мы переносим его в детскую кроватку. Раньше никаких проблем не было, он самостоятельно спал до утра. Сейчас сын просыпается ночью и бежит к нам. Говорит, что боится спать один».

Действительно ли страх заставляет ребенка бежать в кровать к папе и маме?.. Такому поведению есть два объяснения, которые тесно связаны друг с другом. Первое: ребенок просто хочет спать вместе с родителями и использует страх как предлог, чтобы прибежать к ним в кровать. Второе: малыша действительно мучают глубокие страхи, возникновение которых связано с переживанием стресса. Есть несколько симптомов, которые могут свидетельствовать о том, что малыш действительно испытывает страх во сне: беспокойный и прерывающийся сон, ребенок все время вертится, вскрикивает, вскакивает на ножки, плачет, может просыпаться «мокрым», даже если приучен к горшку. Если же причиной прихода к родителям всетаки является желание спать вместе с ними, то в таком случае поможет последовательная, доброжелательная, но твердая и согласованная позиция мамы и папы.

1. Терпеливо и мягко, но настойчиво объясните ребенку, что мама и папа спят отдельно от детей, а дети – отдельно от родителей. Будет лучше, если родители вместе отведут малыша в свою постель и поцелуют его на ночь. Ребенок понимает, что папа и мама действуют заодно, а сопротивляться этому ему сложнее.

2. Нельзя ругать и наказывать ребенка, не обвиняйте его во лжи. Лучше помогите ребенку справиться со своим состоянием, успокойте его, но, тем не менее, отведите назад в его кровать.

3. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, вместе играть, гулять, читать книги, смотреть мультики и т.д., то есть дать ребенку возможность общаться с вами и испытывать удовольствие от совместного времяпрепровождения вне вашей спальни.

4. Чаще обнимайте ребенка, целуйте и прижимайте к себе. Иногда именно недостаток физических прикосновений заставляет ребенка искать этой близости ночью в постели у родителей.

5. Создайте некий ритуал отхода ко сну: молоко с печеньем, туалет, душ, сказка на ночь. Оставляйте включенным маленький маячок-ночничок.

Иногда детские страхи появляются после достаточно неприметных для родителей событий. Так называемый невротический детский страх может возникнуть после увиденного телевизионного кадра, услышанной сказки или рассказа. Попытайтесь помочь ребенку справиться со страхом физически: увеличьте время прогулки, дайте на ночь успокоительный травяной чай, примите перед сном теплую ванну с успокаивающими травами, сделайте массаж.

Успокойтесь сами! Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Чем больше вы тревожитесь, нервничаете и паникуете, тем сложнее будет справиться с проблемой. Если ребенок прибежал к вам ночью и говорит о чудовищах в комнате, помогите ему проверить все темные места, загляните вместе под кровать, проверьте тумбочки и шкафы. Если же в результате всех ваших усилий ситуация не нормализуется, тогда, необходимо будет обратиться к специалистам: невропатологу, детскому психологу или психотерапевту. «Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся». (Л. Вовенарг)

Боится мыть голову

«Моему сыну 3 года. Каждый раз купание для него просто пытка. Вернее, когда просто купается, то все нормально, а вот голову не дает помыть. Начинаю мыть, так он вырывается, поднимает шум и крик. Просто сидеть в ванне он очень любит и воды не боится. Летом на море с трудом заставляли его вылезти на берег. Но как только я включаю душ и беру в руки специальный детский шампунь, он бросает все игрушки, с которыми играл в ванне, и пытается из неё вылезти. Что делать?»

Многие дети боятся мыть голову. Чаще всего этот страх связывают с невозможностью контролирования ситуации ребенком и ощущением беспомощности, которое возникает, когда вода мешает дышать. Если малыш с удовольствием играет в ванной, переливает водичку из чашечки в чашечку, купается в речке, говорить о страхе воды не приходится. Однако ситуация, когда вода попадает на голову, является для ребёнка практически не контролируемой, а потому пугающей. Чаще всего этот страх проходит самостоятельно и, при наличии у родителей терпения, не требует специальной коррекции. Чтобы безболезненно преодолеть этот период, следуйте таким правилам:

1. Не концентрируйтесь сами на данной проблеме и не акцентируйте на ней внимание ребёнка. Не обсуждайте этот вопрос в его присутствии.

2. Покажите пример! Разрешите малышу находиться в ванной комнате, когда под душем моются взрослые (в плавках). Говорите с ним в то время, когда намыливаете себе голову. Попросите подать шампунь, мыло, мочалку, переключить воду и т.д.

3. Если в семье есть старшие братья или сёстры, которые не боятся этой процедуры, помойте сначала волосы им. Пусть малыш держит душ или поливает голову водой из кувшина. В качестве примера могут выступать также мама и папа.

4. Попробуйте принять душ вместе с ребёнком. Пусть он помоет голову вам, а потом вы ему. Иногда малыши предпочитают не сидеть, а стоять во время умывания, предложите помыть голову стоя.

5. Попытайтесь вместо душа и крана использовать кувшин или большую пластиковую кружку. Многие дети с удовольствием поливают себя сами, если вы дадите им такую возможность.

6. Внимательно следите за температурой воды. Необходимо помнить, что поток из душа ощущается горячее, чем вода, идущая из крана. Используйте для ополаскивания прохладную воду. Напор струи должен быть мягким, чтобы не травмировать чувствительную кожу головы.

7. Шампунь перед применением лучше смешивать с небольшим количеством тёплой воды, получившуюся смесь понемногу выливать на волосы и уже после этого массировать голову.

8. В детских магазинах продаётся большое количество специальных приспособлений, которые помогут вам справиться с проблемой: специальная шляпа с широкими полями для мытья головы, маска и очки для подводного плавания и прочее.




Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодняшняя статья посвящена тому, что делать, если ребёнок боится оставаться один дома. Бывают случаи, когда вам необходимо срочно куда-то отправиться, а малыша оставить не с кем. Вот тогда и начинаются проблемы. Поэтому желательно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности. Об этом мы и поговорим, а также о том, какие причины могут вызывать такие страхи и как с ними бороться.

В каком возрасте можно оставить малыша дома одного

На самом деле это всё индивидуально и зависит исключительно от характера и уровня развития вашего карапуза. Как правило, наступает момент, когда родители сами видят, что малыш готов быть самостоятельным. В среднем такой период приходится на пять лет.

Если малыш сам просит дать возможность побыть одному, воспользуйтесь ею. Только в первый раз не оставляйте ребёнка дольше, чем на 10 минут. Можно сказать, что вам надо пойти в аптеку или выбежать в магазин, который находится во дворе. Так будет и вам, и малышу спокойнее.

Вы должны понимать, что в пятилетнем возрасте ребёнок уже достаточно развит, прекрасно понимает, где чужие, а где свои.

Помните, что нельзя оставлять малыша на долгое время, так у него могут вырабатываться страхи. Всё должно быть постепенным и последовательным. Если вы заметили, что ребёнок нормально реагирует на ваше отсутствие, то следующий раз можно увеличить это время.

У моего сына не было боязни остаться дома в одиночестве. Когда сыну было четыре года, он сам начал предлагать, чтобы мы, например, пошли в магазин без него. Ведь гораздо интереснее остаться дома и поиграть машинками. Скажу честно, я очень переживала. А когда пришла домой и увидела, что с Никитой всё в порядке, вздохнула с облегчением. Ребёнок абсолютно нормально себя чувствовал и был рад, что, наконец, ему доверили быть самостоятельным. А вот мне ещё долгое время было тревожно оставлять его одного в квартире.

Почему появляются страхи

  1. Часто малыш боится оставаться сам из-за страха перед Бабайкой. Родители могут пугать малыша тем, что из-за плохого поведения она за ним придёт. А тут его ещё и одного дома хотят оставить, как не испугаться .
  2. У ребёнка могут формироваться страхи из-за просмотра передач, связанных с насилием или катастрофами.
  3. Возможно, вашему малышу снятся кошмары, и он боится их проявления наяву.
  4. Не исключено, что у вашего ребёнка нервная обстановка во дворе или в школе. Малыш постоянно находится в состоянии стресса, что негативно влияет на его психическую самооценку.
  5. Патологии нервной системы.
  6. Возможно, ваш малыш очень сильно привязан к родителям. Когда они уходят без него, ребёнок боится, что мама с папой могут не вернуться. Поэтому не хочет их отпускать.
  7. Страх может развиться вследствие пережитой психологической травмы, например, ребёнка укусила собака .

Как выяснить причину

Безусловно, проще всего обратиться за помощью к психологу, ведь специалист сможет не только выявить причину страха, но и поможет его побороть. Однако, всё же рекомендуется сначала попытаться своими силами разобраться в проблеме, и только в случае провала — прибегать к посторонней помощи.

Помогаем ребёнку избавиться от страха

  1. Когда собираетесь уходить из дома и оставлять малыша одного, обязательно объясните, зачем вам нужно покинуть квартиру. Сообщайте по времени, когда планируете вернуться. Также можно договориться о том, что если вы не успеете вовремя переступить порог квартиры, то ребёнок может вам позвонить, чтобы выяснить, в чём причина. Однако лучше не пренебрегать доверием малыша, прийти ровно в то время, в которые вы пообещали. Ребёнок наверняка будет следить за каждой пройдённой минутой.
  2. Обязательно обеспечьте ребёнку интересное занятие во время вашего отсутствия. Например, если малыш любит читать, можно подарить новую книгу.
  3. Никогда не обсуждайте с другими людьми и даже в кругу семьи то, что ребёнок боится оставаться один. Во-первых, такими действиями вы ещё больше усугубляете его страх, потому как постоянно об этом напоминаете и заостряйте своё внимание. Во-вторых, малыш может решить, что он болен. А это плохо скажется на его эмоциональном состоянии.
  4. Всегда по приходу домой приносите малышу гостинец. Это может быть какой-то небольшой подарок или даже шоколадный батончик, или его любимые фрукты. Ребёнок должен чувствовать, что он вознаграждён за свою самостоятельность и терпеливость.
  5. Если малыш расскажет вам о причине своего страха, какой бы нелепой она не была, никогда её не высмеивайте. А постарайтесь спокойно объяснить, почему тут нечего бояться.
  6. Большое влияние на формирование детских страхов, в том числе и нахождения дома без присутствия взрослых, оказывают фильмы со сценами насилия или ужастики, и даже передачи о катастрофах. Что говорить о компьютерных играх, в которых постоянно проливается кровь, и кто-то кого-то убивает. Всё это может оказывать немалое влияние на неокрепшую психику ребёнка. Поэтому так важно оградить своего малыша от подобных просмотров.
  7. Важно, чтоб карапуз знал о том, что в квартире он находится в полной безопасности. Запретите ему строго-настрого самостоятельно открывать дверь. Объясните, что у вас имеется ключи.
  8. Перед тем, как уйти всегда напоминайте ребёнку правила безопасности. Ваш малыш должен знать, что нельзя открывать дверь, играть со спичками, включать бытовые приборы. Также важно рассказывать ребёнку о том, как нужно поступать в непредвиденной ситуации, например, если случится потом. Важно, чтобы у ребёнка был телефон, он смог своевременно вызвать помощь. Если такой возможности нет, то можно договориться с соседями. Так малыш, в случае чего, побежит к ним за помощью.
  9. Не стоит оставлять карапуза одного дома, когда на улице темно. Плохая практика дожидаться, пока ребёнок уснёт, а потом уходить по своим делам на всю ночь. Малыш может проснуться в любой момент и если он не найдёт родителей — это станет для него большим стрессом, может даже перепугом.

Ребёнок боится оставаться один в комнате

Такие ситуации также известны. Однако, в большей степени они характерны для детей младшего возраста. А уже трёхлетний малыш может вполне оставаться без маминого присмотра. Если же ребёнок патологически привязан к маме и боится остаться без неё в комнате, возможно, такому положению вещей послужило:

  1. Мама сильно переживает за своего ребёнка, боится перепоручить кому-то из родственников заботу о нём. Мама думает, что кроме неё никто не сможет обеспечить ребёнку полную безопасность и комфорт. Малыш ощущает эту тревогу и сам боится с ней расстаться.
  2. Ваш малыш может оказаться меланхоликом и у него чересчур ранимая психика.
  3. Возможно, ребёнок просто не научился доверять окружающему миру, всего боится.
  1. Нельзя насильно оставлять ребёнка одного дома. То есть, если у малыша уже имеются острые страхи и он категорически против того, чтоб остаться наедине с квартирой, нельзя усугублять ситуацию ещё больше.
  2. Попытайтесь поговорить с малышом по душам. Расскажите ему о своих детских страхах и о том, как вы их побороли. Возможно, ребёнок решит вам открыться.
  3. Когда малыш откроет вам секрет своего страха, отнеситесь к этому с пониманием. Иначе вы потеряете доверие ребёнка. Узнав правду, попытайтесь разубедить малыша в его страхе, объясните, почему не стоит этого бояться.
  4. Никогда не пытайтесь внушить карапузу, что то, чего он боится, не существует, всё придумано. Вы должны выражать полное понимание и согласие с ребёнком.
  5. Многие мамочки сильно переживают и заботятся о своём малыше, не дают ребёнку быть самостоятельным в достаточной мере. Такое поведение родителей только вредит развитию ребёнка.
  6. Вы можете наделить какую-то игрушку магической силой, которая будет оберегать вашего ребёнка от всего, чего он боится. Малышу будет намного проще перебороть свой страх.

Прочитав данную статью, вы выяснили, какие причины могут провоцировать развитие страхов у ребёнка по поводу нахождение в квартире без присутствия взрослых. Теперь вы знаете, как можно выяснить, чего боится малыш и как помочь ему этот страх побороть. Помните, что нельзя давить на ребёнка и силой заставлять его остаться в квартире. Относитесь к малышу с пониманием и постепенно адаптируйте его к самостоятельности.

Если вас волнует, почему ребёнок боится оставаться в комнате и дома один, очень важно разобраться в причинах подобного состояния. В зависимости от возраста малыша, подберите подходящий способ выявления источника тревожности.

Ваши действия должны быть направлены на корректировку собственного поведения и помощь маленькому члену семьи безболезненно справиться со страхом. Из представленных рекомендаций составьте индивидуальный план мероприятий по нейтрализации испуга, сообразно с особенностями вашей семьи и ребёнка.

Причины возникновения страха

Детские страхи - распространённое явление, основанное на незрелости психики ребёнка. Если вы обнаружили у своего малыша повышенную тревожность при оставлении дома одного, не игнорируйте эту проблему, обязательно найдите причину и помогите ему преодолеть фобию.

Почему ребёнок боится оставаться дома один? Разбираемся в причинах:

  • Запугивание детей родителями. Даже невзначай оброненная вами фраза про бабайку, которая укусит за плохое поведение или отказ от пищи, может запомниться ребенку надолго и мучить его;

Внимание! Помните, у детей очень развито воображение, поэтому будьте осторожны в своих словах.

  • Страх потерять маму с папой может присутствовать у особо чувствительных детей, сильно привязанных к своим родителям;
  • Перенесённый стресс в школе или во дворе с друзьями;
  • Испуг может сформироваться вследствие участия или увиденного пожара, аварии, потопа и других чрезвычайных ситуаций как в реальности, так и по телевизору;

Важно! Для сохранения психического здоровья малыша ограничьте просмотр телевизионных передач, игр в телефоне и компьютере.

  • Заболевания нервной системы;
  • Пережитые психологические травмы от значительных (насилие) до бытовых (укус животного);
  • Страшные сны (актуальная статья: Ребенку снятся кошмары >>>);

Выяснить какая именно причина вызывает страх у малыша можно при помощи:

  1. Беседы;
  2. Рисования и лепки;
  3. Игры.

Иногда достаточно тёплой доверительной беседы, чтобы понять, почему ребёнок боится оставаться один в комнате. Возможно, ваше чадо слишком застенчиво или не может адекватно объяснить словами, чего он боится. Попробуйте надёжный метод рисования или лепки. Попросите ребёнка изобразить то, что его пугает.

Важным условием является - не вмешиваться в творческий процесс. Когда будет готово, вместе с малышом разорвите или сломайте предмет, разъясняя при этом ему, что таким образом мы уничтожили сам страх.

Если первые два способа не помогут, попробуйте смоделировать похожую ситуацию в игре, в которой дети легко выражают свои эмоции, страхи.

Выяснив причину фобии, для начала попробуйте самостоятельно избавиться от неё, не вовлекая посторонних людей, чтобы не смущать сына или дочь чужими лицами. Если источник страха серьёзный, например, насилие, или вы сделали всё, что могли со своей стороны, то смело обращайтесь к профессиональной помощи.

Возрастные особенности страха

Проблема, связанная с боязнью детей оставаться дома без родителей, не может возникнуть в период младшего возраста, в силу того, что разумная мама никогда не оставит малыша одного.

Важно! Пробовать оставлять ребёнка одного начинайте только после 6 – летнего возраста, а возможно и позже, учитывая индивидуальные особенности.

  • Готовность остаться одному малыш может выразить и в 5 лет, не игнорируйте его желание, воспользуйтесь шансом. Дети все разные, у одних навык к самостоятельности созревает раньше, у других - позже. Этот возраст характерен сформировавшимися представлениями о безопасности, ребёнок уже отличает своих от чужих;
  • Начните оставлять с минимального времени, наблюдая за его состоянием, но не злоупотребляйте, помните, умеренность и постепенность стоят на первом месте;
  • Если ребёнок в 8 лет боится оставаться один, несмотря на то, что он уже достаточно большой, не стоит кричать, позорить, называть трусом, для начала, разберитесь в проблеме. В таком возрасте дети уже самостоятельны и любой страх должен насторожить вас.

Предложите ему завести питомца, за которого малыш будет нести ответственность. Забота о животных поможет малышу переключиться со своих проблем на нужды более беззащитного существа и не заметить вашего временного отсутствия.

Ребёнок будет воспринимать себя более взрослым, раз ему доверили жизнь и здоровье маленького друга. Если это не поможет, попробуйте рекомендации, изложенные дальше.

К детским страхам любого возраста относитесь со всем вниманием и серьёзностью. Не закрывайте глаза на проблему, не считайте её капризом, а обязательно побеседуйте с малышом, пытаясь выяснить причину тревожности. Возможно, проговорив своё затруднение, ваш ребенок уже преодолеет часть своего испуга. Убедите его, что непременно поможете справиться с возникшей сложностью.

Если ваш ребёнок боится оставаться один, что делать в такой ситуации?

  1. Для начала попробуйте оставлять на 15–20 минут, постепенно прибавляя время;
  2. Обязательно расскажите малышу, куда и зачем вы уходите, когда вернётесь, а также о возможных задержках. Обговорите время звонка и тактику его поведения при условии опоздания родителей;
  3. Дайте ребёнку интересное задание на время вашего отсутствия: почитать любимую книгу, поиграть во что-то увлекательное;
  4. Не обсуждайте страхи малыша в его присутствии с близкими и знакомыми;
  5. Обеспечьте ребёнка телефоном, научив его пользоваться им. Это поможет всегда поддерживать связь, и чадо не будет ощущать себя покинутым;
  6. Возвращаясь домой, прихватите для малыша маленький подарок или сладость, так у ребенка появится уверенность, что его помнят и любят;
  7. Перед тем, как уходить, непременно проведите инструктаж (и не один раз!) по правилам поведения: дверь никому не открывать, спичками не играть, научите пользоваться бытовой техникой, газом, электричеством, объясните, как действовать в случае пожара, потопа, стуков в дверь, снабдите телефонами экстренных служб;
  8. Расскажите, как справляться с замками, домофоном, чтобы он сам мог закрыться или открыться в случае необходимости;
  9. Оградите от просмотра криминала, боевиков, федеральных новостей. Неокрепшая чувствительная психика детей очень страдает от обилия ужасов, транслируемых по телевидению;
  10. Не оставляйте малыша в тёмное время суток, а ещё хуже: на ночь. Попросите кого-нибудь присмотреть за ним в то время, пока вас не будет дома;
  11. Не устраивайте ссор, драк, громкого выяснения отношений при своём ребенке. Это только усугубит его состояние;
  12. При страхе смерти, важно объяснить ребёнку, что и в этом случае, жизнь человеческая продолжается, только в другом виде.

Важно! На время своего отсутствия обеспечьте безопасность ребенка дома и внушите ему, что нет основания бояться находиться в квартире одному.

Больше всего малыша пугает неизвестность. Если вы снабдите его всей необходимой информацией и нужными предметами, разъясните как правильно действовать в различных ситуациях, страх может уйти сам.

Ситуация, когда ребёнок боится оставаться без мамы характерна больше для детей младшего возраста. Примерно с 3 лет нормально развитый малыш вполне способен находиться некоторое время без родителей. Если вы заметили патологическую привязанность чада к маме, причём доходящую до абсурда (не даёт выйти в другую комнату или туалет). Здесь возможны две причины сложившегося положения:

  • Мама слишком тревожна за малыша, не доверяет его близким людям, внутренне считает, что другие хуже заботятся о его нуждах. Ребёнок реагирует на подобное состояние матери и прилепляется к ней ещё больше;
  • Особенности склада психики маленького человечка. Чрезвычайно подвержены привязанности к матери дети меланхолики, с ранимой и возбудимой нервной организацией (читайте статью: Воспитание ребенка-меланхолика >>>). Дети с другим типом темперамента тоже могут бояться потерять маму из вида. В этом случае, скорее всего, в малыша не вложили базовое чувство доверия к миру и окружающим.

Привязка к маме у детей, как правило, с возрастом проходит, но при условии правильного поведения родителей и знания особенностей развития вашего чада.

Когда ребёнок в 7 лет боится оставаться один в квартире или комнате, попробуйте для начала ласково и спокойно поговорить с ним, пытаясь выяснить причину. Если малыш поделится с вами, то внушайте ему, что оснований для страха нет. Беседы должны стать регулярными, дети - доверчивый народ, для большинства из них родители имеют авторитет, поэтому со временем вы обязательно справитесь со сложностью.

Внимание! Никогда не оставляйте ребёнка одного, против его желания или в наказание - это страшный удар по психическому здоровью.

Уделяя достаточное время своему малышу, проводя с ним регулярные беседы, узнавая о его чувствах, переживаниях вы будете заранее осведомлены о страхах ребёнка, и, соответственно, у вас будет возможность вовремя принять меры по решению проблемы.

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Маленькие дети до 8-9 лет иногда не могут спокойно находиться в комнате без родителей. Психологи уверяют мам и пап, что это абсолютно нормально. Малыши познают мир так, как им это удобно, а наличие всех характерных для человека чувств – это норма. Если ваш ребенок страшится оставаться в комнате один, то с этим что-то да нужно делать. Вот вопрос - как помочь преодолеть ему страхи? Для читателей сайта «Популярно о здоровье» полезные рассуждения и советы на эту тему.

Почему боится ребенок и у него возникают детские страхи ?

В каждой возрастной категории свои показатели. Например, трехлетние дети могут всего несколько минут пробыть отдельно от мамы в комнате, а второклассники спокойно остаются одни дома. Причинами детских страхов часто являются следующие моменты:

Опасения малыша, что мама выйдет и не вернется, оставит его одного;

Боязнь какого-то персонажа из мультфильмов или сказок;

Испуг, который имел место ранее.

Ни в коем случае нельзя подходить к решению вопроса остро, ругать ребенка и заставлять его насильно привыкать к пребыванию в комнате в одиночестве.

Например, это можно проделать в форме игры. Мама может дать задание юному изобретателю, - собрать конструктор, нарисовать что-либо, вылепить из пластилина. Это задание нужно превратить в сюрприз, который мама предварительно не должна видеть, а малыш ей вручит, как только будет готово. Увлечь малыша получается за счет таинственности и загадочности процесса.

Второй вариант – игра в прятки. Можно придумать массу развлечений, которые имеет цель отвлекать ребенка от прямой необходимости побыть одному. Со временем он просто забудет о своей боязни, ведь ничего плохого не происходит из раза в раз…

Как узнать о причинах страха у ребенка ?

Родители могут предложить своему сыну или дочке нарисовать картинку. На рисунке малыш должен изобразить себя и все, что он видит вокруг. Обязательно нужно помочь юному художнику и терпеливо отнестись к его попыткам нанести на бумагу объекты своего воображения. Нужно спрашивать, что именно он видит, включая окружающие предметы. Возможно, удастся узнать, что дети видят в комнате страшных персонажей, чудищ, монстров из мультфильмов.

На том месте, где будет изображен предполагаемый объект, являющийся причиной детского страха, мама или папа могут нарисовать добрую фею, которая победит злого персонажа раз и навсегда. Можно нарисовать клетки, из которых чудовища уже никогда не выберутся, или дорисовать им смешные и приветливые гримасы.

В подсознании ребенка должно остаться воспоминание о светлом, дружелюбном герое, который не причинит вреда и никогда не напугает.

Узнав о тех персонажах из мультфильмов или сказок, которых боится малыш, нужно постараться постепенно отучить от них, заменив на другие, более добрые и яркие. По этому поводу очень активно выступают психологи в поддержку отечественных мультиков, на которых выросло не одно поколение. Большинство современных персонажей, особенно зарубежного производства, вызывают страх даже у взрослых, и уж тем более негативно сказываются на детской психике. Как себя должен чествовать ребенок в комнате, когда увидит на экране фильм о Фредди Крюгере из Кошмара на улице Вязов? Это вызовет только страх и ничего более. Примерно так действуют и многие мультфильмы.

Родителям следует внимательнее относиться к выбору того, что предпочитает видеть на экране маленький сынок или дочка.

В борьбе со страхами обратите внимание на поведение детей. Пытается ли ребенок от кого-то спрятаться? Оглядывается ли по сторонам на улице или в доме? Боится ли спать, когда в комнате выключено освещение? Нужно понаблюдать, долго ли это длится, чем спровоцировано. Возможно, имел место испуг при общении со сверстниками, что будет заметно по попыткам избегать этих людей на прогулке.

Чего нельзя делать при детских страхах? Что делать ребенку ?

Одна из грубейших ошибок большинства родителей – насильно заставить детей остаться в комнате. Известны даже случаи, когда мамы и папы запирали дверь снаружи, не позволяя ребенку выходить из комнаты. Результат оказывается полностью противоположным: в детском подсознании откладывается мысль о пребывании в одиночестве как о страшном наказании. В таком случае не избежать истерики и категорического отказа малыша от самостоятельных игр в комнате.

Не стоит говорить любимому чаду о том, что другие дети так себя не ведут. Нельзя хвалить кого-то за смелость и храбрость, а испуганного малыша ругать за чувство страха. Это может привести к замкнутости, вызовет у него ощущение, что родители больше любят кого-то другого.

К рассказам детей нужно внимательно прислушиваться. Если они рассказывают маме или папе, что чего-то боятся, не нужно сразу доказывать, что это является вымыслом. Дети в раннем возрасте еще не могут отличать реальность от фантазий, поэтому лучший способ избавить их от фобий – поговорить и попытаться отвлечь исключительно в игровой форме.

Как правило, проблемы исчезают сами по себе, по мере взросления малышей. Важно, чтобы родители проявили терпение, понимание и научились слышать своего ребенка.

Доверие по отношению к маме и папе – это очень важно, и поэтому они не должны делать ничего такого, что еще больше усилило бы боязнь. Например, говорить, что чудовище украдет малыша или накажет за непослушание. В воспитании не может быть никаких угроз и запугиваний, а только корректные методы. Потому, один ребенок быть не должен пока сам не сможет оставаться без мамы, папы, бабушек, дедушек, теть, дядь… Придет еще время когда вы станете «ему не нужны» и тогда Вам останется лишь вспоминать былые времена когда Вы были нужны. Не доведите дело до этого, любите свое творение любым!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама