THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Во все времена женщины любой культуры хотели выделиться, подчеркнуть свою красоту всеми доступными средствами. Однако представления о красоте и привлекательности у каждого свое. Мы выбрали самые удивительные, необычные, а иногда и пугающие нас способы украшения, которые используются женщинами в традиционных культурах — различных племенах и народностях.

Красивая шея от падаунгов (Мьянма и Таиланд)

Пожалуй, самым оригинальным понятием о красоте, обладает народ падаунги. Заботиться о своем внешнем виде, женщины падаунги начинают с 5-летнего возраста. Именно в это время девочкам накручивают первые латунные спирали на шею. С возрастом количество таких колец возрастает, например, шея женщины в преклонном возрасте может достигать в высоту 30 см.

По одной из версий, считается, что эта традиция была придумана для защиты. Когда-то народ падаунг жил в горах, где ныне расположен Таиланд и Мьянма. В то время, как мужчины оставляли свое жилье ради поисков пропитания и охоты, женщины могли в любой момент стать легкой добычей для тигров. И, несмотря на то, что сегодня тигров здесь нет, традиция сохранилась. Да и сами женщины уверены, что мужчинам больше нравятся женщины с окольцованными шеями.

Тарелочка в нижней губе у мурси (Эфиопия)

Невероятный вид украшения своей внешности, укоренился среди женщин племен мурси. В возрасте 15-18 лет, мать или другая старшая женщина племени делает ей надрез нижней губы и вставляет в губу палочку. Позже палочку заменяют на маленькое блюдечко «дабэ», которое со временем становится побольше. Иногда такое украшение может достигать от 12 до 15 см. Для того, чтобы тарелочка не давила на нижние зубы, их попросту удаляют. Во время еды тарелочку можно вытаскивать, а также ее снимают перед сном, но это стараются делать скрытно от взгляда мужчин.

У народа племени мурси принято считать, что чем больше тарелочка, тем выше статус женщины, а значит и выкуп перед свадьбой отдать должны соответствующий. Как правило, многие девушки выходят замуж до того, как их лицо украсит тарелочка. Тарелка может свидетельствовать не только о богатстве ее носительницы, но и ее немолодом возрасте. Кроме того, есть у такой традиции и духовный аспект. В племени мурси свято верят, что женщина менее защищена и через ее рот в тело могут попадать злые духи. Поэтому тарелочка выполняет защитные функции.

Вытянутые мочки ушей у масаи (Кения и Танзания)

Говоря о дисках, стоит вспомнить еще одно племя — масаи, которые с помощью таких тарелочек увеличивают мочки ушей. Это племя проживает на юге Кении, а также в северных регионах Танзании. Уже в раннем возрасте девочкам прокалывают уши осколком рога, а в прокол вставляют предметы из дерева. По мере роста, груз увеличивается при помощи тяжелых украшений и бусин, пока мочка не вытянется до самого плеча. Чем длиннее ухо женщины, тем красивее она для мужской половины племени.

Чтобы не травмировать мочки во время работы, женщины закидывают их за верхний край уха. Кроме того, что уши являются их главным достоинством, они еще используют их в практических целях. Например, в отверстие могут вставить столовый прибор или курительную трубку. Стоит отметить, что кроме ушей, женщины масаи выбивают себе зубы и бреют голову, дабы для своих мужчин казаться еще прекраснее.

Перемазанные с головы до ног химба (Намибия)

Прекрасная половина народа химба, который проживает в Намибии, каждый день начинают с весьма оригинальной процедуры. Они покрывают свое тело специальной смесью из пепла, охры и жира. Кроме того, смесь наносится даже на волосы. Помимо перечисленных компонентов, в мазь входит смола кустарника омузумба, которая придает ей ярко-красный цвет. Это не только украшает и делает привлекательной женщину для мужчин племени, но и прекрасно защищает от палящих солнечных лучей. Стоит отметить, что по этой причине смесью пользуются не только женщины, но и мужчины и дети химба. Однако это далеко не весь их арсенал, также девушки удаляют себе четыре нижних зуба.

Тату на лице у маори (Новая Зеландия, Австралия, Великобритания, США и Канада)

Среди женщин народа маори, большая часть которого проживает в Новой Зеландии, существует древняя традиция украшать свои лица татуировками. Однако если мужчины покрывают сложными витиеватыми узорами все тело, то женщины украшают такими рисунками только лицо. Как и у многих других народностей в мире, маори считают, что девушки больше нуждаются в эмоциональной защите и подпитке. Татуировка (моко) покрывает зону вокруг рта, кроме того, такое украшение привлекает внимание противоположного пола.

Технику тату маори переняли у народов Полинезии. Такое украшение служит не только для защиты, но и проявления собственной индивидуальности. Кроме того, по рисунку можно узнать о жизни и привычках его владельца. Раньше только члены знатных и благородных слоев могли носить индивидуальный татуаж. Он указывал на их благородное происхождение, а женщины с рисунком на лице имели больше шансов выйти замуж.

Женщины маори верят, что рисунки на их лицах помогают дольше сохранить красоту и молодость. К 19 веку, это искусство было забыто, однако сегодня оно получило свое второе рождение. Молодое поколение зачастую наносит тату, чтобы продемонстрировать свое почтение к предкам и традициям.

Пробки, как украшение носа у апатани (Индия)

На северо-востоке Индии проживает народ апатани, женщины которого украшают свой нос пробками. По сложившейся традиции, таким способом женщины старались отвадить от себя повышенное внимание мужчин из других племен. Помимо пробок, девушкам наносили татуировки в виде линии, которая начиналась на подбородке и заканчивалась на кончике носа. Постепенно пробки стали привычным украшением для женщин апатани, а также их отличительной особенностью.

Миниатюрные лотосовые ножки у китаянок (Китай до XX века)

Однако ради красоты женщинам приходилось идти на более радикальные меры. Например, в Китае с 10 до начала 20 веков, среди женщин знатных сословий был весьма популярен культ меленькой ноги. Пиком изящества являлась стопа, размер которой не превышал 10 см, кроме того, она была изогнута в виде полумесяца. Чтобы достичь такого эффекта с 4-летнего возраста девочкам начинали перебинтовывать ступни, чтобы 4 пальца были согнуты и прикасались к подошве.

Таким образом, останавливался рост стопы, и начиналась ее деформация. О вкусах, конечно, не спорят, но для китайцев такая нога считалась невероятно красивой и привлекала мужчин больше, чем остальные части тела. При этом сами женщины испытывали невероятные проблемы при ходьбе, их мучили жуткие боли и хромота. Обычай был официально запрещен в 1912 году. Но поговаривают что женщины Старого Китая весьма гордились своими ступнями, они дались им дорогой ценой.


Фото: bigpicture.ru

Сегодня, приехав в Китай, вы не увидите такого, хотя, если постараться, можно найти коллекции обуви для таких лотосовых ножек. Также вас ждут не менее экзотические развлечения, памятники и достопримечательности. Главное, это вовремя позаботиться о месте проживания и .

Шрамирование у племен сурма (Эфиопия)

Невероятные украшения существуют у женщин африканского племени сурма — шрамы! Народ этого племени считает, что чем больше на теле рубцов, тем женщина более выносливая и притягательная. Поэтому к подобным способам украшения тела прибегают не только красавицы, но и мужчины, которые так демонстрируют свое мужество и твердость характера. Кроме того, количество рубцов на руке (у женщин — левая, у мужчин — правая) можно узнать, сколько врагов было повержено носителем шрамов.

Сама процедура нанесения шрамов весьма неприятна и болезненна: кожу рассекают лезвием, а затем приподнимают с помощью шипов акации. Из сока растений и пепла готовится специальная смесь, которую затем втирают в рану, вызывая сильное раздражение. Благодаря таким манипуляциям, шрам приобретает необходимую выпуклость.

Многие люди считают Африку очень красивым континентом, на котором проживает множество племен, имеющих интересные, а иногда и довольно странные традиции. Жизнь в Африкедля современных людей, которые пользуются мобильными телефонами, знают, что такое лекарства, нанотехнологии и т. п., кажется примитивной и нелепой. Но эти племена чтят память о своих предках, следуют их советам, наставлениям и учениям. Сегодня мы поговорим об африканских женщинах и их тяжелой судьбе.

Танцуй, пока молодая

Во многих племенах существует традиция собираться на так называемые невестины посиделки. Девушки, которых скоро будут выдавать замуж, приходят на общий «девичник». Во время него они готовят приданое, делятся своими планами на будущее и проходят проверку на девственность. Если девушка имела сексуальные отношения до свадьбы, ее могут сжечь на костре.

Также девушек проверяют на выносливость. Это вполне логично, если учитывать то, что африканские женщины должны ежедневно выполнять тяжелую физическую работу под палящим солнцем. Но проверка происходит в довольно интересной форме дискотеки. Девушек заставляют танцевать и петь. Танец африканских женщин, проходящих проверку, длится на протяжении 10 дней. Конечно, небольшие перерывы на сон есть, но всего лишь на пару часов. Съесть дают только пару бананов, которые разрешается запить несколькими глотками воды. Вечером разжигают большой костер в центе танцевальной площадки.

Если девушка не выдержит это испытание, ее выгоняют из родительского дома навсегда. Замуж ее больше никто не возьмет, и «пересдачи» тоже не будет.

Еще одно испытание - на потомство. Женщины которые на протяжении 3 лет после замужества не забеременели, считаются неполноценными. В лучшем случае такую несчастную возвращают родителям, но некоторые племена предпочитают выгонять их из деревни.

Объяснение столь странной традиции есть. Считается, что такие африканские женщины передают свою бесплодность земле, садам, мужчинам и животным. Последствия могут коснуться даже соседей бесплодной женщины.

Но есть одно племя, которое относится к этой традиции очень мягко. Африканские женщины племени Рунду могут симулировать беременность, нося при этом Через 9 месяцев инсценируются роды, затем усыновляется или удочеряется новорожденный из многодетной семьи. При этом о тайне маленького ребенка никто не имеет права говорить, поскольку это запрещает вождь.

Красота по-африкански

Скорее всего, о модельных параметрах 90 × 60 × 90 африканские женщины не слышали. У каждого племени есть свои идеалы красоты. Например, в племени банту считаются очень красивыми женщины с узким и длинным лицом, а в племени акан особой популярностью пользуются красавицы с длинными и ровными носами.

Женщины народности менди на протяжении всей своей жизни отбеливают кожу лица, используя для этого специальную глину.

Очень привлекательными считаются на теле которых есть много шрамов, заработанных не в боях, а в домашних условиях. Для этого красавицы специально режут свое тело, натирают раны золой или песком, чтобы шрамы остались как можно более заметными.

Африканская мода

Еще в школе наверняка каждый ученик задумывался о том, зачем нужны кольца на шее африканских женщин. Для представительниц племени ндебеле это своеобразное украшение, которое свидетельствует о состоятельности мужа. Соответственно, чем богаче муж, тем больше колец на шее у его жены. Снимают эти украшения только в случае смерти супруга.

Племенные жительницы мурси с 12 лет стремятся стать модными. Именно в этом возрасте девочкам разрешается вставлять в губу пластину, изготовленную из запеченной глины или гладкого диска с дерева. Для этого делается небольшой разрез в нижней губе. Сначала вставляют небольшую пластину, которую со временем меняют. Желаемый размер диска, к которому стремятся девушки, в диаметре достигает 12 см.

Женщины Кении украшают свое лицо модными у них рисунками. Жительницы племени мвила предпочитают делать акцент на стильной прическе. Чтобы ее сделать, на волосы наносят специальную пасту онкула. Ее изготавливают из красного камня, перетирая его. Затем добавляются масло, навоз, растения и кора дерева.

Женское обрезание

Если мужское обрезание считается данью религии и способом предотвращения развития многих инфекций, то женское обрезание - это обряд, который должна выдержать каждая представительница прекрасного пола. Гуманным его считают более чем в 30 Для их жителей этот обряд - своеобразное очищение. Они считают, что женщина призвана рожать детей, при этом нет места удовольствию.

Процедура обрезания не изменилась на протяжении сотни лет. Для этого используют ритуальный нож. Избежать обряда нет возможности. К тому же еще с раннего детства девочкам рассказывают, что эта процедура улучшит ее жизнь.

Хотя многие борцы за поднимали вопрос об искоренении этой традиции, решить проблему так и не удается. Если обрезание поставить на медицинский поток, традиция еще больше укоренится, но если ничего не делать, антисанитарные условия во время операций будут и дальше провоцировать возникновение половых инфекций.

Будни

Женщины в Африке постоянно работают. Они сами носят воду, готовят еду, работают на полях, убирают, стирают, торгуют на рынке и при этом еще успевают смотреть за детьми. Поэтому, увидев женщину с тюками в руках и ребенком на спине, удивляются только туристы. В обязанности мужчин входит только финансирование своей семьи.

Если у хозяйки остались излишки каких-нибудь культур, она может свободно ими распоряжаться. Например, продать. При этом финансы может потратить на свое усмотрение.

Африканские женщины, которые живут в деревнях, привязаны к своему земельному участку, поскольку это единственное, что у них есть.

Городская жизнь африканок

Все жители деревень хотят переехать в город и работать. Но неграмотным людям очень трудно найти работу. К тому же хотя в законодательстве и наблюдаются положительные сдвиги, все же видна во всех сферах жизни. Активные и целеустремленные дамы становятся предпринимателями, пытаются развивать свой мелкий бизнес.

Финансовые вливания, которые предоставляют многие страны, практические не меняют общую картину экономического и социального развития континента. Законодательство старается вносить изменения, которые упростят и облегчат жизнь в Африке, но, к сожалению, эти изменения происходят слишком медленно.

Африка - «чёрный континент», который во всём мире принято считать самым таинственным и загадочным. Его необычайная природа просто манит своим природным и животным разнообразием исследователей и туристов из различных уголков нашей необъятной планеты. Особенно и тех и других привлекают дикие племена Африки. Как правило, восторженный интерес вызывают их нетрадиционные обычаи и образ жизни. Что же скрывает Африка за пределами цивилизации? Об этом и поговорим в нашей статье.

Мурси

Мурси можно уверенно включить в список «Самые дикие племена Африки», ведь их образ жизни не поддаётся никакой логике. Они не способны себя контролировать и часто могут забивать своих соплеменников до смерти, желая доказать свою силу и непоколебимость. Как правило, такие необдуманные поступки объясняются частым употреблением алкоголя.

Нетрадиционный способ жизни

Мурси абсолютно недружелюбны. Туристов они встречают только с оружием или с боевыми палками, пытаясь продемонстрировать своё главенство на своей территории.

В особенности своим нравами отличаются женщины. Выглядят они, честно говоря, непривлекательно. Спины сутулые, животы и грудь обвисшие, волос практически нет. Именно поэтому на их голове частенько красуются необычные головные уборы в виде материала из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных или даже падали.

Визитной карточкой племени является огромная нижняя губа, в которую помещается глиняная тарелка диаметром 15-30 см. Этого обычая придерживаются практически все дикие племена Африки. Женщины, ещё будучи совсем маленькими, вставляют туда деревянные палки, чтобы постепенно увеличивать диаметр. А в день свадьбы в нижнюю губу помещается тарелка. Чем больше будет диаметр губы, тем больший выкуп дадут за невесту.

Украшения для женщин племени мурси ещё более необъяснимы. Они изготавливаются из… человеческих фаланг пальцев. Эта «бижутерия» имеет невыносимый запах, ведь её каждый день намазывают человеческим топлёным жиром. Источником для украшений служат пальцы провинившихся мужчин из племени. Их отрубают сразу после проступка по приказу жрицы.

Мужчины же завоёвывают свою репутацию с помощью шрамирования. Как только он совершает убийство врага, на его тело наносится шрам.

Женщины же это делают ради удовольствия. Иногда по своему собственному желанию они разрезают кожу лезвием ножа и поливают рану соками ядовитых растений, или допускают к порезу насекомых. После этого кожа инфицируется и покрывается пупырышками. Именно так на руке женщин возникают красивые «орнаменты».

Мало кто знает, что многие дикие племена Африки - людоеды. Именно к этой категории и относятся мурси. Они съедают умерших соплеменников, сварив их в котле. Оставшиеся кости племя использует для украшений.

Ещё более необъяснимой является вера мурси. Анимизм - так называется их вероисповедание. Если говорить вкратце, то в племени существует жрица любви, которая раздаёт женщинам яды и наркотически вещества. Прекрасные представительницы племени должны каждый день давать их своим мужьям. Многие после приёма такого средства умирают. В этом случае на тарелке вдовы рисуется белый крест. Это означает почёт и уважение к женщине, выполнившей главную миссию бога смерти Ямды.

Для неё это означает вечное уважение и почётное захоронение. То есть, женщину не съедят после смерти, а похоронят в дупле ритуального дерева. Как видно, женщина у мурси находится в более благоприятном положении. Впрочем, хоть что-то связывает этих людей с цивилизованным обществом.

Масаи

Масаи преимущественно преобладают в кенийских и танзанийских районах Африки. Их насчитывают больше 800 000 человек.

Это племя относит себя к категории «самые могущественные дикие племена Африки». Масаи не считаются с чужим мнением, их не волнует таможня или государственные границы. Они свободно перемещаются по стране в поисках лучшей жизни.

Традиции и обычаи

Как правило, питаются масаи скотом, точнее молоком и кровью животных. Они уверены, что бог Энгай подарил им всех животных мира. Именно поэтому воровать у других племён - привычное для них занятие.

Масаи протыкают артерию животных и испивают их кровь. Затем образовавшуюся дырку заделывают навозом, чтобы через некоторое время снова этим воспользоваться.

Масаи - это дикие племена Африки, размножение которых вполне обычное. Как правило, в семьях этого племени рождается много детей. Женщины занимаются всем, включая хозяйство, детей, разведение скота и даже постройкой хижин. Мужчинам этого племени разрешается заводить себе столько жён, сколько они пожелают.

Сильные представители масаи заняты тем, что охраняют свою территорию и дают отпор нежелательным гостям. В свободное время они беседуют и странствуют по саванне.

Красота и могущество мужчин этого племени зависит от размера мочки уха, в которую они вставляют тяжёлые украшения из бус и бисера. У некоторых мочки свисают до самого плеча.

На сегодняшний день представителей племени масаи выселяют с их земель, расстреливая или сажая в тюрьмы. Власти запрещают им там жить, считая эти территории заповедными.

Сейчас, оставшись без средств к существованию, многие дикие племена Африки, в том числе и масаи, стали заниматься браконьерством. Уничтожаются поголовно при этом слоны и носороги, ведь на чёрном рынке очень высоко ценятся бивни и рога этих животных.

Настоящих масаи, которые находятся в гармонии с природой и животными, осталось очень мало. Многих нанимают охранять дорогие отели.

Хамер

Хамер не зря занимает место в в списке «Самые дикие племена Африки». Они остановились в развитии уже довольно давно. Представители этой народности не знают ни чувств, ни любви, ни ласки. Мужчины контактируют со своей женщиной только чтобы зачать очередного ребёнка.

Образ жизни племени

Спят хамеры не в своих хижинах, а в специально вырытых ямах, напоминающих могилы. «Накрываются» они слоем земли, чтобы испытать лёгкую форму асфиксии. Именно от этого они испытывают огромное удовольствие.

Необычным у хамеров считается и обряд посвящения в мужчины. Для этого все молодые люди должны пробежать по спинам 4 животных. Они должны быть обязательно голые. Дикие племена Африки этим и отличаются - практически все их ритуалы и обряда должны совершаться без какого-либо одеяния.

Новоиспечённой жене на шею надевается беньяр (кожано-металлический ошейник с рукояткой). Он нужен для того, чтобы ежедневно отводить её на кровавую порку при помощи тростникового прута.

От этого обряда оба молодожёна испытывают колоссальное удовольствие.

По причине того, что мужья редко контактируют со своими жёнами, у хамеров развиты сексуальные отношения между женщинами.

На сегодняшний день хамеры считаются самыми нелюдимыми и неразвитыми.

Бубал

Это племя известно всем, как обладатели самых больших гениталий. У мужчин, которые достигли половозрелого возраста, мошонка вырастает до 80 см. Это объясняется необычным образом жизни и верованием этих людей. Они убеждены, что употребляя в пищу менструальные выделения коров, они справятся с цингой, лейкемией и рахитом.

Что касается научной точки зрения, то регулярное вылизывание коровьих гениталий вызывает в организме человека гормональные изменения, которые и делают мошонку бубалов огромных размеров. Как ни странно, это не мешает мужчинам совокупляться, зато очень мешает передвигаться и танцевать.

У каждой народности есть свои необъяснимые обычаи. Дикие племена Амазонки и Африки, Австралии и Азии - не суть важно, главное, что всех объединяет одно - полный отказ от цивилизации.

Племя мурси, проживающие в Эфиопии, отличается не только своим необычным видом, но и совершенно дикими обычаями.Женщины племени называют себя Жрицами Смерти. Почему?

В племени царит матриархат и главная здесь - верховная жрица. Мужчины в племени выполняют второстепенную роль и чаще всего их функции заключаются в обеспечении продолжения рода и возможности содержать семью. Но главный смысл жизни мужчин племени мурси – удостоится чести умереть, так как по верованиям племени мурси, тело мужчин – это тюрьма для бога смерти Ямды, которому они все поклоняются. Белые полосы на телах мужчин – это символические оковы, сдерживающие дух Ямды.
У мужчин племени прав нет, есть только обязанности, а буквально за любой проступок верховная жрица может отрубить провинившемуся кисть руки. Решение принимается быстро и часто зависит от ее настроения и степени алкогольного опьянения. Кстати, отрубленные кисти рук вовсе не выбрасываются, а с пользой используются. Их варят, а кости, вернее фаланги пальцев, идут на изготовление особых ритуальных украшений в виде бус, которые называются нэки.

Загубная тарелка дэби используется не только для красоты. Каждый вечер женщины племени мурси насыпают на дэби немного легкого наркотического порошка, который она, вместе с мужем, слизывает с тарелки. Эта часть ритуала называется «поцелуй смерти». Затем мужчина ложится на своеобразную лежанку на высоте около 1.5 метра от земли и вдыхает аромат дурманящей травы, которую жена бросает в очаг. При этом голову он помещает лицом вниз на специальную деревянную подушку-подставку с углублением и отверстием посередине. Это подставка изготавливается из секретного дерева и называется бркута. Перед «сном смерти» бркута натирается особыми эфирными маслами и над ней произносится индивидуальное заклинание, что провоцируют появление разного рода галлюцинаций. У мужчины есть право выбора сновидения, такой себе «мультфильм по заявкам» перед возможной смертью.
Во время сладкого и интересного (возможно последнего) сна мужа, жена готовит ему яд, который насыпает на свою дэби и вдувает ему в рот. После женщины племени собираются в хижине Верховной Жрицы и проводят там мистический ритуал, после которого Верховная жрица обходит всех мужчин и вкладывает в рот противоядие. Но одному из них, возможно, не повезет и он умрет. В этом случае Жрица выходит из хижины и рисует на дэби его жены белый крест. Эта женщина становится навсегда вдовой и приобретает уважение всего племени, как жрица, которая выполнила свой долг перед богом смерти Ямда.
Конечно, травят мужчин не каждую ночь, иначе очень скоро они бы совсем перевелись, но наркотические сны мужчины мурси просматривают регулярно, видимо в виде компенсации за ущемление в правах. Кстати, у мурси нет кладбищ. Умерших соплеменников они разделывают на кулинарные части и варят, а костями выстилают тайные тропы в непроходимых болотах.

Вот так. Теперь становится понятно, почему это древнее племя до сих пор очень мало изучено – просто страшно. Если они не брезгуют есть соплеменников, что говорить о таком «деликатесе», как европеец…

В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев - визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба - небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе.


Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете - Намиба.



Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.



Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.



Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие - разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.



Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг - круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.



По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.



Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте - на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.



Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства - вплетают в свои, создавая на голове «дреды».



Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы - для продолжения обучения нужно ехать в город.



Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.



Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль - вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола - добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.



Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.



К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым - терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.



Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.



Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.



Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.



Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба - своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.



Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.



Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.



В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии - нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.



Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.



В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.


















THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама