THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами:

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова:

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

И всегда хвалили. (Картофель )

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

(20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель )

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа... (груша)

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки). (20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки ).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки ).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Формирование навыков посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись "Звуки осеннего леса".

Вводная часть

Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Ребята, когда это бывает.?
- Осенью!
- Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на "пять"!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

Ну что, принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок "Осенний лес"

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

Грибы.
- Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись "Звуки леса")
- Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
- Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
- Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру "Знатоки природы". А вы любите играть?
- Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка "Мы - листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия "листочков" в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание "Загадочное"

Первое задание называется "Загадочное". Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

2 задание "Бывает - не бывает"

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да - если такое осенью бывает, нет - если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание "Да или нет"

Когда я назову приметы осени, говорите дружно "да". Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно "нет". Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы - загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

Родионова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 56 г. Ленинск-Кузнецкий

Чтобы скачать материал или !

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Придумывание рассказа по картине Осень».

Автор: Котенкова Екатерина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 д. Старое Мелково, Тверская область, Конаковский район.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по речевому развитию «Придумывание рассказа по картине Осень». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект направленного на развитие связной речи детей, составление своих рассказов.

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Задачи:
1. Образовательная:
- Способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;
- учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета.
- Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
2. Развивающая:
- Развивать речь детей.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»
- обогащать словарный запас.
- тренировать память, внимание.
- учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени,
подбирать точно слова для обозначения явления.
3. Воспитательная
- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
- Воспитывать любовь к Русской природе
- Учиться замечать красоту

Материал.
1. Картины с изображением «Осени»
2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

И. Левитан "Золотая Осень"


И. Остроухов "Золотая Осень"
Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.
Дети:- Осень
Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.
Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).
Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.
Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).
Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.
Дети:- (дают свои предположения)
Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.
Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.
Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.
Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.
Дети:- Да.
Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат.
Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.
Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.
(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)
Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.
(проводится физкульт-минутка «Листики»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (дети приседают)
Дунул ветер - полетели, (поднимая руки верх, качают ими)
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели (дети кружатся)
И на землю тихо сели. (дети приседают)
Воспитатель:- Молодцы, садитесь на свои места. Давайте теперь вы сами придумаете свой рассказ «Золотая осень», вы можете рассказать что вы любите осень делать, где гулять, почему вам нравится осень. Вы можете смотреть на наши картины и придумывать свой рассказ по ним.
Дети:- Дети придумывают свой рассказ.
Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.
Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.
Дети радостно:- Даааа.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору» (воспитатель следит, за правильностью произношения кричалки и соблюдением правил).
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.
Дети:- Да.

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление рассказов об осени».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень» .

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛЫ :

Таблицы по теме «осень» , игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад» , Майков «Осенние листья…» , Ушинский «Четыре желания» , Могилевская «Колосок» . Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» . Беседы с детьми. Рисование по теме «Осень» . Дидактические игры : «Когда это бывает?» , «В гостях у осени» . Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, отгадайте загадку :

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень)

Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова» .

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла (золотая осень) .

Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч) .

Деревья надели (разноцветный наряд) .

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам) .

Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Марине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ : «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение : « Подбери действие»

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью» . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.

Кукла Марина : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами : листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА:

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях.

Кукла Марина : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама