THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воспитание - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание воспитания, как было сказано выше, отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование воспитания обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вместе с тем цель воспитания - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи воспитания и культуры.

Связь воспитания и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института воспитания связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития воспитания является «культуросообразность». При этом воспитание рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» воспитания. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты воспитания и обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентацию воспитания на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером воспитания и обучения. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

  • 1. постфигуративную;
  • 2. кофигуративную;
  • 3. префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми - это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Воспитание и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и воспитания вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «воспитательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное воспитание характеризуется поиском решения этого противоречия.

Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина – в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности».

На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура».

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Главное назначение культуры – постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.

По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры».

С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» - это все, созданное человеком, - ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе».

Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура – это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».

Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы».

Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни.

Личность, по мнению Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе.

Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности.

При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая - осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая - социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая - ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая - осознанно здоровый образ жизни».

А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры – это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов».

«Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)».

Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.

Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире – русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры – с институтом воспитания.

В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу – эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.

Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя – Чичиков, Манилов; у Тургенева – Рудин; у Гончарова – Обломов и т.п.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность.

Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой.

Воспитание культурного поведения у школьников

2.1 Сущность и особенности воспитания культуры

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

Превращение школы Знания в школу Воспитания,

Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,

Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,

Возрождение национальных и культурных традиций;

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания»;

Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания;

- «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;

Непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;

Соблюдение режима для овладение санитарно-гигиеническими знаниями и нормами».

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:

Стиль общения с учащимися,

Образовательно-воспитательную среду,

Педагогическую психологию,

Самого себя.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.

И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.

Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.

Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.

«Поведение - это система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой».

«Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».

«Поведение - образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».

«Поведение - образ жизни и действий».

«Культура - совокупность достижений человечества в производственном общественном и умственном отношении».

«Культура - 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества

2)Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».

«Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.

Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.

«Культура поведения - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития».

Истинная культура поведения - органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.

Проявление культуры поведения - вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка не опаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.

Основной путь формирования культуры поведения - воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание.

Важное средство воспитания культуры поведения - формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи.

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия.

Усвоенные человеком качества превращаются в воспитанность личности.

Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.

Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека.

Сегодня мы вкладываем в понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначе и быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное. Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапку подснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь природу.

Вежливый человек совершает поступки и отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, к учителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьники нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.

Точность и обязательность составляют неотъемлемые черты культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому часто нарушаются ими.

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям (формы обращений и приветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. Этикет - это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность - качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем. Работа, связанная с воспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон, интонация/, характерную для человека походку, жестикуляцию, мимику, иногда также говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки.

Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные - доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости и невоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить, развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами.

Дурные манеры создают неудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденное общение людей.

В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению - это показатель устойчивости морального мотива, - включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека.

«Привычки» - это те «кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения - словом, все то, что в конечном счете определяет судьбу человека».

Добрую привычку К.Д.Ушинский, рассматривал как «нравственный капитал, который постоянно растет, и процентами с которого человек пользуется всю жизнь». Дурная привычка, по его же словам, есть «нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства».

У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В работе с младшими школьниками это достигается систематическим приучением к выполнению правил.

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел.

Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.

Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера - единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».

Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.

Вот лишь некоторые из них:

1. У ребенка еще беден жизненный опыт;

2. Нет устойчивых привычек поведения.

Склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость…

Отсутствие системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители - другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности.

К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры.

Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников…

Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.

Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.

Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей...

Анимация как средство развития культуры досуга подростков

Согласно книге «Клуб - организатор отдыха и развлечений» Стрельцова Ю.А., досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей...

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения...

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное...

Воспитание нравственных качеств на уроках физической культуры

Закономерности и принципы обучения в педагогике

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени...

Индивидуализация в процессе воспитания старшеклассников

Прежде чем пытаться раскрыть сущность таких сложных понятий, как «индивидуализация», необходимо знать суть понятия «индивидуальность» и «личность», поскольку каждая личность является индивидом и без знания того...

Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Методические особенности воспитания выносливости у детей 8–9 класса на уроках физической культуры

Патриотическое воспитание молодежи 14-18 лет с использованием средств физической культуры

Патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина...

Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

Определить сущность предмета - значит найти и обо-значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от-личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть...

Формирование информационной культуры учителя

Наиболее органично подход к феномену культуры отражен в философских работах. Накопленный в этих исследованиях материал позволил рассмотреть культуру как совокупность материальных и духовных ценностей (А.Г. Арнольдов, Ю.Н. Ефимов, И.А. Громов)...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен...

Формирование правовой культуры школьников на современном этапе становления казахстанской модели школы

Существует много интерпретаций слова «культура». Чаще всего этим понятием называют нормы поведения и системы мировоззрения, которые приняты в обществе. Кроме того, человеческая культура вмещает в себя продукты творчества и искусства.

Воспитание культуры у детей имеет большое значение, так как без этого невозможно вырастить полноценную, гармонично развитую личность.

Культурное воспитание детей

Культура, как накопленные духовные ценности общества, способна оказать влияние на развитие ребенка. Она дает нравственные ориентиры, формирует художественный вкус человека. Раннее приобщение малыша к культурным ценностям научит его видеть красоту во многих проявлениях. Кроме того, маленькие детки стараются приобщаться ко всем культурным направлениям, которые наблюдают. Это в свою очередь дает большой толчок к развитию их творческих способностей.

Важно не только водить деток в музеи, на выставки, в театры и на концерты. Культурное воспитание детей подразумевает обсуждение с ними всего увиденного и услышанного. Взрослые должны помочь малышу разобраться, какие чувства вызывает у него музыка или чтение книги, что нравится на той или иной картине. Только совместный анализ научит маленького человечка понимать свои чувства, вызываемые произведениями искусства.

Особо стоит отметить важную роль в культурном воспитании детей чтения книг. Современные дети больше интересуются телевидением, компьютером, чем книгами. С этим трудно бороться, да и не совсем нужно. Многие родители используют эти современные средства получения информации для культурного воспитания детей, подбирая им специальные программы, мультфильмы и игры. Однако ученые доказали, что именно книга лучше всего развивает логические и творческие способности ребенка, учит его проявлять фантазию и развивает мышление.

Воспитание культуры поведения у детей

Культура поведения подразумевает следование правилам существования в обществе. Учить таким правилам необходимо буквально с пеленок. Даже малыш способен понять, что необходимо быть опрятным, следить за чистотой и порядком.

Воспитание культуры поведения у детей подразумевает обучение их правилам личной гигиены, поведению за столом, дома и в общественных местах.

Ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами, применять салфетки. Чтобы заинтересовать малыша в таком обучении, нужно позволять ему красиво сервировать стол, помогать убирать после еды. Маленькие дети лучше воспринимают правила, которые подаются им в игровой форме. Можно устраивать обеды для кукол или других игрушек либо проводить чаепития для друзей ребенка.

Детям нужно объяснять, что от их личной чистоты и чистоты окружающих предметов зависит здоровье и самочувствие. Для того чтобы малыш лучше понял эти истины, рекомендуется читать ему сказки, стихотворения на эту тему, показывать мультфильмы.

Дошкольник уже должен самостоятельно выполнять следующие гигиенические мероприятия:

  • мыть руки с мылом перед приемом пищи, после прогулки, игры, туалета;
  • вытирать руки насухо после мытья, пользоваться своим полотенцем, стаканом для полоскания рта, расческой;
  • следить за чистотой одежды и личных вещей, замечать в них неполадки и самостоятельно либо с помощью взрослых устранять их.

Важно научить ребенка правильно вести себя в общественных местах – в транспорте, музее, театре, зоопарке. В первую очередь нужно объяснить ему, что в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это относится к посещению театров и музеев. Сначала взрослые должны предупредить об этом малыша еще дома, перед посещением таких мест. Затем, при необходимости, следует мягко, тихим голосом напоминать ему об этом в общественных местах. Постепенно ребенок привыкнет к такому правилу.

Воспитание культуры у детей включает и обучение их правильному поведению в музеях и на выставках. Родители должны объяснить чаду, что в этих местах нельзя трогать экспонаты руками, кушать или пить. Чтобы малышу было интересно в таком месте, нужно перед его посещением рассказать о музее или выставке, сформировать потребность увидеть представленные там предметы.

Взрослые должны понимать, что правила поведения ребенку придется объяснять не один раз. Кроме того, важно сформировать у него позитивное отношение к таким правилам. Для этого можно использовать чтение специальных рассказов на данную тему и совместное их обсуждение, а также разные игровые сюжеты.

Наверное, многие бывали свидетелями такой ситуации, когда к группке спокойно играющих деток присоединялся другой малыш, и появлялись проблемы. Дети начинали ссориться, бросаться игрушками, обзываться и, как правило, все заканчивалось слезами. А все дело в том, что некоторые малыши не умеют общаться с другими.

Воспитание у детей культуры общения – процесс, важность которого трудно переоценить. Родители должны уделять ему большое внимание с самого раннего возраста ребенка. Правильное общение должно быть основано на доброжелательности и уважении к собеседнику, применении соответствующих слов и словосочетаний.

Необходимо объяснить малышу всю важность культурного общения. Для этого можно использовать правило: «Общайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы общались с тобой». Можно привести ребенку пример, как ему было неприятно, когда соседский мальчик взял без спроса его игрушку. Поэтому, если он захочет поиграть понравившейся машинкой или другой игрушкой, нужно вежливо спросить разрешения у ее хозяина.

Обучение словам вежливости также входит в воспитание у детей культуры общения. Даже детки раннего возраста уже должны знать и употреблять такие слова как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте». Постепенно лексикон малышей должен обогащаться новыми такими словами.

Культурный и воспитанный ребенок – мечта всех родителей. Однако не стоит ожидать, что малыш может быть всегда спокойным, доброжелательным и вежливым, это неестественное состояние для любого человека. Только постоянное воспитание, настойчивость и любовь родителей позволят вырастить культурного члена общества.

Одно из лучших достояний для людей есть воспитание.

Платон

Традиции спортивного воспитания как элемент народной культуры

Мораль как особая форма общественного сознания, имеющая регуляторы в виде неписаных законов, норм и предписаний, наиболее ярко выражается в отношениях между людьми, особенно когда эти отношения проявляются в условиях высокого психического напряжения. Игры и состязания как раз моделируют такие стрессовые ситуации, поэтому соревновательная деятельность в значительной мере содействует моральному совершенствованию личности человека.

Люди еще в древности заметили, что состязательный поединок нейтрализует агрессию не только участников, но и зрителей. Агрессия, в определенной степени имманентно присущая человеку, которую 3. Фрейд представлял как сублимацию сексуальной энергии, Ш. Летурно, К. Гросс, Г. Спенсер и др. - как наследие от животного мира, А. Брилл - как почти законченный врожденный комплекс, может явиться причиной не только локальных личностных столкновений, но и глобальных социальных катаклизмов (например, войн). Поэтому в древности враждующие племена иногда разрешали свои разногласия не с помощью войн, а посредством борцовских, кулачных, фехтовальных или другого рода поединков.

Сторона победителя принимала дань со стороны побежденного, и дело обходилось без кровопролития. У некоторых северных народностей этот обычай сохранялся вплоть до XVIII в. История показывает, что разнообразные и многочисленные народные соревнования, проходившие на Кавказе, способствовали укреплению межнациональных связей. Во время их проведения прекращалась вражда. Подобное было и на Севере, что замечательно описал В. Г. Богораз-Тан в рассказе «Восемь племен».

Заботу о нравственности подрастающего поколения в традиционной культуре демонстрирует пример Тувы, где на народных праздниках молодежи до 25-30 лет запрещалось употреблять спиртные напитки и курить. Юноши и девушки весело проводили время, участвуя в состязаниях, играх и забавах. В Бурятии запрещали употреблять спиртное до 40 лет.

В традиции многих народов было почитание чемпионов в борьбе, кулачном бою, в поднимании различных тяжестей и т. и. В честь победителей складывались песни, которые воспевали их благородное, уважительное отношение к противнику и зрителям.

Состязания, как правило, проходили в духе уважения к сопернику, содержали ценные для воспитания молодежи ритуалы, утверждали наполненные высоким гуманизмом благородные традиции, многие из которых не утратили своего значения до нашего времени. Так, грузинское фехтование палашевидными клинками («парикаоба») могла остановить любая женщина, бросив между противниками платок. В Средней Азии перед схваткой борцы должны были символически принять пищу из одного блюда.

В Средней Азии и Туве победитель в борьбе обязан был подать руку побежденному, помогая ему встать на ноги. На праздничных играх горных черемисов (народность правой, горной, стороны Волги) победитель получал испеченный из сдобного теста приз («уяцу»), который он тут же делил со своими товарищами. Теплая, дружеская атмосфера царила во время проведения тувинских спортивных игр. Зрители беззлобно подтрунивали над неудачными действиями игроков, причем обижаться на шутки запрещалось. Проигравшие должны были рассказать сказку, либо что-нибудь спеть. У аборигенов Австралии до сих пор мальчишки любят играть в войну или охоту, применяя игрушечное оружие. Если во время игры кто-то нечаянно причинит сопернику излишнюю боль

(к «обычной» боли детей приучают с раннего возраста), то он должен отдать пострадавшему свое оружие или чашку риса.

Дружеский характер народных соревнований, как правило, сочетался с требованиями четкого выполнения правил. Так, участник молдавской борьбы «трынтэ», не подавший сопернику руку, снимался с соревнований. В узбекской борьбе судьями были зрители. Если борец положил на лопатки соперника по правилам, зрители кричали «халол» («честно»). В калмыцкой борьбе специальные секунданты строго следили за тем, чтобы участники не хватали друг друга за волосы, не царапали и не душили друг друга. Словацкий кулачный бой («битка») прекращался после появления крови или падения одного из соперников. Опоздавшие участники рождественских игр донских казаков подвергались строгому наказанию. Они должны были под смех и шутки зрителей пробежать через всю улицу рядом с дорогой по глубокому снегу. При вторичном нарушении правил виновник лишался права участвовать в состязаниях. Для воспитания гуманного отношения к сопернику у коренных народов Якутии существовала система запретов, направленных на предотвращение жестокости, нечестности, обмана, недобросовестности во время состязаний.

Традиционному нравственному воспитанию способствовало участие авторитетных людей старшего поколения в публичных состязаниях, а также в играх. Например, на Кавказе все споры, возникающие на публичных состязаниях, решал совет старейшин. Нарушить правила, проявить нечестность, недобросовестность считалось позором. В Грузии на фехтовальных поединках запрещалось нанесение тяжелых рай и увечий. Хевсуры за это даже преследовали нарушителя вплоть до кровной мести.

Вспомним также палочные и кулачные бои на Руси, которые не раз запрещались (и снова разрешались) царями из-за их высокой травмоопасное™. Вместе с тем на этих боях царил жесткий кодекс чести для участников и зрителей. Неписаные традиционные правила палочных боев гласили: «биться полюбкам», «не по злобе», «до охоты», «не иметь сердца» (т. е. не сердиться на соперника), «не бить по голове и ногам», «не бить сзади», «не бить лежачего», «не бить мазку» (г. е. того, у кого потекла кровь). Последние три правила существовали и в кулачном бою. Кроме того, в кулачном бою запрещалось зажимать в кулаках какие-либо отягощения. Нарушение правил строго каралось, причем бойца-нарушителя наказывал нс только противник, но и свои. Кстати, дети и подростки перенимали этот кодекс и переносили его правила на свои непростые взаимоотношения. В мальчишеских и юношеских драках было не принято бить лежачего, нападать сзади, выяснять отношения разрешалось только один на один и «до первой крови», а нарушители правил вызывали презрение и подвергались наказанию. Епифаний Сла- винецкий (ум. в 1676 г.) в книге «Гражданство обычаев детских» отмечал, что «играние» украшает «честное веселие», «крепость смысла», что играть следует «истинно и правдиво», «верно, добротно», а побеждать надо «не кознию и ухищрением». В этих словах просвещенного монаха отражены нравственные черты славянских народных игр.

У каждого народа существовало огромное количество подвижных игр. К примеру, известно свыше 430 подвижных игр только народов Дагестана, а в университете г. Тарту хранятся записи более 1500 эстонских национальных игр, значительная часть которых относится к подвижным. Большое воспитательное значение имели многочисленные сюжетно-ролевые подвижные игры. Так, у чеченцев и ингушей до нашего времени сохранились ролевые подвижные игры «Охрана очага» и «Охрана гостя», которые воспитывают присущее жителям Кавказа гостеприимство и учат соблюдать традицию неприкосновенности гостя в доме.

Традиция многих народов - устраивать во время свадебного обряда состязания между гостями со стороны жениха и невесты. Это позволяло воспитывать у подрастающего поколения уважение к своей семье и роду, служило проверкой жизнестойкости и сплоченности рода. Так, в ритуал свадьбы у бурят непременно входило состязание «нара буляолдаха» - своеобразная борьба на лошадях, у донских казаков - борьба, у белорусов - борьба и перетягивание палки. В Средней Азии это было перетягивание ковра. У ногайцев (Северный Кавказ) существовал обычай «аглыаяв», когда всадники со стороны невесты стремились заехать в комнату жениха. «Кучерг куназир» - тувинская свадебная игра, во время которой молодежь со стороны жениха и невесты борется на лошадях за кожаную флягу с вином. На североосетинской свадьбе всадники из свиты невесты старались сдернуть папаху с кого-нибудь из друзей жениха, а те, в свою очередь, пытались стащить всадников с лошади.

У ассирийцев, армян, турок-месхетинцев любой встречный мог остановить свадебную процессию и вызвать на борьбу мужчину из сопровождения невесты, причем отец невесты должен был раскошелиться в случае поражения своего борца.

У некоторых народов устраивали также состязания жениха и невесты. Например, в Дагестане в первую брачную ночь между женихом и невестой проводили различные состязания, в том числе в борьбе. В Средней Азии такой обряд имеет давнюю историю. Как свидетельствует древнегреческий автор Эман, у саков парень не имел права жениться, не победив девушку в борцовском поединке. Более того, в случае поражения он становился ее рабом. Подобное испытание предстояло и кандидату в мужья у чукчей и коряков, причем, если мужчина терпел поражение, он просил девушку убить его или взять в пастухи.

В старину физическим воспитанием детей занимались либо вожди племени, либо опытные воины. У многих народов было принято отдавать мальчиков в обучение людям, знающим толк в обращении с оружием. У шведов таких наставников звали «фор- стерфадерами». Сам же обычай славяне называли «дядькованием», хорваты - «храничеством». Наставники отвечали не только за физическую подготовку, но и за духовное воспитание детей, в том числе за формирование морально-нравственных качеств личности. Спортивные наставники пользовались огромным уважением. Как правило, ими становились бывшие чемпионы. Однако одних спортивных заслуг было недостаточно. К примеру, стать учителем борьбы у таджиков («фотихом») или узбеков («усто») мог не каждый чемпион, богатырь («пахлавон»), а только тот, кто мог быть не просто тренером, но и духовным наставником молодежи. А. Мандзяк перечисляет несколько требований, которые предъявлялись к узбекскому «усто»: «быть «чистым», без недостатков; руководить «в целомудрии»; не быть скупым и ничего не жалеть для учеников; быть к подопечным «сострадательным», обучать их по их способностям; не лицемерить с учениками, обращаться с ними мягко» .

Согласно тем же традиционным узбекским законам ученики обязаны были быть правдивыми, благочестивыми, добродетельными, нравственными, благожелательными, воспитываться в повиновении Всевышнему, слушаться учителя, никому не завидовать, не быть скупыми с друзьями и жить с ними в мире, не гордиться своей силой, не радоваться поражению врага. В Таджикистане после окончания обучения борьбе ученик готовил угощение, приглашал на него своего наставника («фотиха») и 4-5 учеников этой же «школы». Учитель благословлял новоиспеченного борца, наказывал ему быть в борцовских поединках не только сильным и ловким, но также добрым и честным.

В традиции киргизского народа было присвоение лучшим воинам почетного звания «батыр», которое имело 7 категорий. Наивысшая категория - «Адамын шери баатыр», т. е. «воин, удаль которого не знает предела и который не считается с опасностью». Этой категории предшествовала категория «Кара кок баатыр» или «Кок жал баатыр батыр», т. е. «боец, не оставляющий поля боя даже при ранении». Примечательно, что здесь упомянуты только личностные качества. Очевидно, само понятие «батыр» по умолчанию подразумевает хорошую воинскую выучку и высокие физические кондиции.

У казахов есть выражение «ел ушин енреген ер», что переводится примерно как «герой ради своей страны». Традиционный кодекс воспитания казахов обязывал формировать из каждого мальчика именно такого героя, при этом подразумевалось наличие не только патриотизма и чисто воинских качеств (смелость, мужество, и т. п.), но также и общегуманных черт, которые воспитываются у каждого казахского мальчика и девочки (доброта, отзывчивость, почтительное отношение к старшим, готовность к защите сирот, вдов, обездоленных и бедных).

Нравственному воспитанию способствовал героический фольклор, в котором воспевались люди, наделенные невероятными физическими качествами, побеждающие врагов и в то же время совершающие высоконравственные поступки. Так, в хакасском эпосе «Албынжи» сестра советует брату-богатырю расходовать данную ему Богом невероятную физическую силу только для блага народа. А заглавный герой бурятского эпоса Гэсэр, которого называют «заступником добра», одержав победу над многочисленными врагами в честном бою, признается, что ему противны «обман и навет», что он не ведает «зависти-зла».

Часто богатырь помогает людям в тяжелом физическом труде. Например, герои «Давида Сасунского» братья Санасар и Багдасар помогали в строительстве города, используя «камни огромные, камни безмерные». Благодаря своим сверхъестественным физическим кондициям они за четыре дня возвели сорок домов. Герой белорусских сказок Асплак проявляет свою огромную физическую силу на пашне, сенокосе, корчевке пней.

Безвестные авторы эпоса прославляют богатырей - защитников родного края, бедных и униженных, воспевают борцов за правду и справедливость. Подлинно народный герой в глубине своей души миролюбив, поскольку большинство народов хотят мирно жить и трудиться на своей родной земле. В народе презирается подлость, измена, даже в бою богатырь должен вести себя честно и побеждать достойно.

В традиционной культуре каждого народа одной из форм нравственного воспитания была самостоятельная подготовка детей к занятиям физической культурой (изготовление спортивного инвентаря, соответствующей одежды, устройство площадки для игр, подготовка животного к предстоящим состязаниям и т. д.). У ненцев, хантов и народности манси мальчик в 6-7 лет сам изготовлял себе лук и стрелы. Взрослея, он несколько раз переделывал это оружие с учетом своих физических возможностей. В 10 лет его лук уже отличался от взрослого только размерами. Русские или скандинавские мальчики и девочки должны были приложить немало усилий, чтобы натаскать нужное количество воды и залить ледяную горку или каток. Малолетний казах сам готовил себе лошадь к скачкам: кормил, ухаживал, изготовлял конское снаряжение, а в 7 лет уже участвовал в настоящих скачках.

  • Мандзяк Л. Воинские традиции народов Евразии / под общ. ред. А. Е. Тараса.Минск: Харвест; М.: ACT, 2002. 384 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама