THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

    Страхи ребенка.

    Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

    Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

    Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

    Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

    Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не , осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний . Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки . Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами . Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения , создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.


Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец... Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция... Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук...

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно - это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать , приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все - в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна - на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается - это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка - сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка - но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда - и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома... Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком - значит, заняться собой.

Он просто у меня ненормальный какой-то, - уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. - Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла... Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый - и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку - плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку - плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы - к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» - это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма - все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой - своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет - дело? Воевать с дурными привычками - то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем - вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом - заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался . Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка "Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!", нет, напротив успокойте: "Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!"

Если сосет пальцы - забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами - можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: "Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания - начали!", но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона , где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе - и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти - нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла - и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной . Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: "Делаем Солнышко! Улыбочка!". Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Вот так. Все потихоньку - получится!


Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.
Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Вредные привычки, как правило, вырабатываются у малышей в качестве способа успокоения и самопомощи в непривычных жизненных ситуациях, а также указывают на наличие таких комплексов:

Страхи;
Неуверенность в собственных силах;
Застенчивость.

Существуют привычки, возникающие в утробе матери. Яркий пример - сосание пальцев. Некоторые начинают появляться в момент преодоления определенного возрастного рубежа.

От некоторых вредных привычек не остается и следа при условии правильного воспитания. Это такие:

Длительно сохраняющиеся привычки чаще всего указывают на такие проблемы у малыша:

Низкий уровень самооценки;
Проблемы в общении.

Некоторые вредные привычки даже несут опасность для здоровья крохи. К примеру, сосание пальцев приводит к формированию неправильного прикуса, а ковыряния в носу – к ранам и кровотечениям.

У некоторых малышей появляются так называемые саморазрушающие действия:

Дергание волос;
Прикусывание   губ и внутренней стороны щек;
Отрывание или обгрызание заусениц.

В этих случаях малышу просто необходима помощь квалифицированного специалиста.

Агрессивность;
Присвоение чужих вещей.

Очень часто дети понимают о вреде своих действий, но не знают, как их побороть. В таких случаях важно оказать помощь малышу в избавлении от таких привычек.

Чтобы родители могли помочь крохе справиться с его вредными привычками, обязательно стоит выяснить причины их появления. При этом важно понимать, что зачастую вредная привычка - это стратегия выживания малыша в социуме.

В процессе борьбы с привычками важно не перегибать палку! Если взрослые будут постоянно заострять на них внимание, то значительно увеличится вероятность сохранения их на длительное время. Это связано с тем, что малыш станет понимать, что таким образом он привлекает к себе внимание родителей. Избавиться от таких привычек будет крайне сложно.

На самом деле, вредные привычки имеются у каждого человека. Разница заключается в том, что взрослые понимают вред таких привычек и стараются от них поскорее избавиться. А малыши в силу возраста еще не в состоянии проанализировать их опасность.

Виды плохих привычек:

1. Психологического характера . К ним относят:

Обгрызание ногтей, губы, кожи на пальчиках, щек;
Сосание пальцев, одежды, постели, губ;
Ковыряние в пупке;
Накручивание волос на пальцы;
Раскачивание головой;
Удары головой о различные поверхности.

2. Подражательного характера. К ним относятся следующие:

Почему появляются плохие привычки?:

Основные факторы их развития следующие:

1. Стрессы;
2. Беспокойство и переживания малыша;
3. Малыш страдает от скуки;
4. Существование вредных привычек у родителей;
5. Нарушения в состоянии здоровья ребенка, в том числе и психического.

Плохие привычки у маленьких детей появляются под влиянием стрессовых ситуаций, сильных переживаний и неуверенности в собственных силах. Такими абсолютно простыми действиями кроха стремится успокоиться: сосет пальчики, грызет ногти, ковыряет в носу, дергает себя за уши, накручивает локоны волос себе на палец. Если взрослые начнут замечать такие действия малыша на раннем этапе, тогда избавиться от них будет достаточно просто. Если же привычки стали постоянными, то справиться с ними будет значительно сложнее.

Причины привычек психологического типа:

Недостаток внимания к малышу со стороны родителей;
Недостаток любви со стороны родителей;
Жесткий тип воспитания;
Слишком раннее отлучение ребенка от груди.

С такими привычками очень сложно бороться, поскольку речь идет не о прекращении каких-либо определенных действий, а о коррекции психики малыша. С такой проблемой поможет справиться только специалист.

Наиболее распространенные вредные привычки у малышей:

Самыми распространенными привычками являются:

Сосание пальцев;
Обгрызание ногтей;
Онанизм.

Сосание пальцев:

Такая привычка в определенной мере - физиологическая потребность крохи. Но со временем она должна ослабевать. Но часто встречаются малыши, у которых такой сосательный рефлекс сохраняется длительное время.
Внимание взрослых должен привлечь факт сосания пальцев у малыша старше пятилетнего возраста. В этом случае сосание пальцев - это частый признак:

Излишней тревожности;
Низкого уровня самооценки;
Эмоциональных расстройств.

Продолжительное сосание отрицательно отражается на процессе роста и формирования зубов у ребенка.
Эффективный способ избавления: перед сном мама располагается около малыша, ласково и спокойно разговаривает с крохой, держит его за руки. Как правило, ребенок быстро успокаивается и засыпает. Такой ежедневный ритуал перед сном поможет вашему малышу стать более уравновешенным.

Обгрызание ноготков:

Когда у вашего ребенка прорезываются зубки, он начинает часто держать во рту пальцы. В результате этого у него формируется вредная привычка обгрызать ногтики. Другой причиной такого поведения могут быть частые детские переживания. Обгрызая ноготки, кроха успокаивается.

Эффективный способ избавления. Обратите внимание на психологический микроклимат в семье. Избавляйте малыша от такой привычки спокойно, демонстрируя любовь и уважение к нему. Родители должны научиться правильно подбирать методы, учитывая особенности ребенка. Можно использовать горький лак, играть в салон красоты. Ребенок, увидев красивые ногти, не решится их грызть. Не следует оставлять без внимания эту привычку, поскольку что она опасна для здоровья. Малыш берет в руки разные предметы, что грозит попаданием бактерий внутрь организма и инфицированием. Помните, что многие заболевания передаются через грязные руки!

Детский онанизм:

Когда малыша освобождают от пеленок, он начинает трогать ручками все части своего тела, которые раньше ему были недоступны. Пенис не является исключением.

Эффективный способ избавления:

Не оставляйте кроху одного в кроватке, если у него отмечается склонность к мастурбации. Стремитесь уложить его спать уговорами. Если он не хочет засыпать – уложите спать позднее;
Не разрешайте малышу подолгу сидеть на горшке. Старайтесь предупреждать запоры у ребенка;
Соблюдайте правила личной гигиены. Это позволит предупредить зуд половых органов;
Не надевайте на ребенка маленькую по размеру одежду;
Не укачивайте малыша на коленке у взрослого;
Больше времени уделяйте общению со своим чадом.

Как предупредить появление вредных привычек?:

Естественно, что все мероприятия, направленные на профилактику плохих привычек, должны начинать проводиться в раннем возрасте:

1. Приучайте малыша к элементарным навыкам этикета;

2. Формируйте у крохи основные навыки самоорганизации;

3. Воспитывайте у ребенка целеустремленность и желание поддерживать чистоту;

4. До рождения ребенка искорените вредные привычки в своей семье.

Помогаем крохе избавляться от привычек:

Наиболее распространенные ошибки родителей:

1. Наказание ребенка за проявление вредной привычки. Это усугубит ситуацию, потому что к имеющейся проблеме прибавиться травма от наказания;

2. Игнорирование детской вредной привычки приведет к тому, что ребенок не будет знать, что у него есть плохая привычка.

Не следует ругать ребенка за привычки, поскольку вполне вероятно, что родители сами виноваты в их появлении. Частой причиной привычки является стресс:

Поступление в дошкольное учреждение;
Переезд на новое место жительство;
Потеря близких людей;
Развод родителей.

В трудные минуты родители должны поддержать малыша, помочь ему преодолеть сложности. Если этого не произойдет, то малыш найдет замещающий фактор – вредную привычку.

В случае запретов со стороны родителей ребенок будет переживать дополнительный стресс. Не следует бороться со последствиями стресса, нужно выяснить его причину.

Что запрещено делать?

Ругать и наказывать малыша;
Высмеивать кроху;
Критиковать малыша;
Ставить ребенку ультиматумы в случае повторения вредных привычек;
Злиться;
Запрещать вредные привычки;
Постоянно контролировать все действия малыша;
Наказывать кроху за проявления вредных привычек;
Бинтовать пальчики и смазывать их неприятными веществами;
Говорить крохе, будто вы его не любите.

Такие воспитательные моменты могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе.
Побороть вредные привычки малыш сможет в любом возрасте. Но наиболее легко этот процесс будет происходить в детстве.
Если взрослые смогут выбрать правильную положительную стратегию борьбы с привычками, то ребенок постепенно обязательно избавится от них.

Что нужно делать родителям:

Проявлять к ребенку заботу и внимание;
Бороться с привычкой, а не с малышом;
Поощрять ребенка за победу над вредной привычкой;
Учить ребенка выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение другими методами;
Чаще говорить ребенку о его достоинствах, не акцентировать его внимание на вредных действиях;
Подкреплять свои намерения практическими действиями: грызет ногти - состригайте   их,   слюнявит рукава – надевайте футболку;
Избавляться от своих, взрослых, вредных привычек;
Указывать на неэстетичность привычек;
Предложить альтернативу вредной привычке;
Поговорить с ребенком о его переживаниях;
Поощрять ребенка за попытку преодоления вредной привычки;
Перенаправлять поведение ребенка в конструктивное русло;
Заинтересовать малыша прекращением вредной привычки;
При наличии нескольких вредных привычек   делать упор на самую опасную для здоровья;
Необходимо спокойное, доброжелательное общение с ребенком для выяснения причины возникновения вредных привычек;
Объяснять ребенку последствия вредных привычек;
Сделать день ребенка насыщенным разными видами деятельности с целью ограничения времени на вредные привычки;
Стремиться понять своего ребенка;
Воспитывать у ребенка уверенность в себе;
Хвалить ребенка и отвлекать его от плохих мыслей;
Не ругайте малыша за вредные привычки;
Проявлять любовь к ребенку;
Уменьшить интеллектуальную нагрузку ребенка;

Каждая вредная привычка - это показатель отношений внутри семьи. Как только они появляются у вашего малыша, стоит подумать об отношениях между членами семьи и устранении отрицательных сторон. Создав благоприятный психологический микроклимат в семье, родители с большой вероятностью в самые короткие сроки смогут избавить кроху от его вредных привычек.

Какие специалисты помогут преодолеть вредные привычки?:

1. Если ребенок в возрасте старше трех лет сосет палец, стоит проконсультироваться с педиатром насчет применения специальных средств;

2. При подозрении на наличие тревожности и неврозов у малыша проконсультируйтесь с неврологом и психологом.

Родители должны быть для своего ребенка примером для подражания. Чаще хвалите малыша за его хорошие поступки, поощряйте каждый его положительный шаг в борьбе с вредной привычкой!


Кто-то откручивает себе ухо во время еды, кто-то сосет палец, дергает волосы или ковыряется в носу - разнообразию дурных привычек можно было бы позавидовать…если бы это не касалось наших детей.

Дурная привычка как этап развития

Часто можно услышать от взволнованных мам: «Мой дергает себя за волосы во время еды», «мой бьется головой о стену/корчит рожи/морщит нос».

С полугода (а иногда и раньше) малыши начинают изучать возможности своего тела - здесь и первые неконтролируемые движения рук: хватательные, крутильные; и копирование мимики взрослых, которую они могут подглядеть когда угодно; и извлечение звуков из стены и пола (пусть даже ценой собственного лба). Эти «привычки» длятся недолго, сменяют друг друга и зачастую не акцентируют на себе внимание взрослых.

Другое дело, если ребенок непроизвольно повторяет одно и то же действие - сосет палец/воротник/игрушку в определенных ситуациях, и нет никакой возможности его от этого отучить.

Навязчивое действие, нервный тик

Навязчивые действия и тики проявляются по-разному - кто-то сосет палец, кто-то часто моргает, покашливает или откидывает назад голову, у кого-то напрягаются мышцы лица и шеи. Если движение кажется вам небезобидным (особенно в ситуациях, когда ребенок после подобных «приступов» чувствует себя некомфортно), то лучше проконсультироваться с неврологом, пройти обследование и исключить возможности серьезных заболеваний.

Если же действие достаточно безобидное, но повторяющееся постоянно, то следует обратить внимание на нервно-психическое состояние малыша. Зачастую ребенок находит успокоение в подобном «ритуале», находясь в состоянии напряжения или тревоги.

Возможные причины: переезд, натянутые отношения в семье, ссора, стресс или хроническая усталость. У совсем маленьких детей это может быть признаком недостаточного физического контакта с матерью - ласки, поглаживаний, объятий.

С осательный рефлекс

Хорошо, если ребенок вырос на грудном вскармливании и имел возможность сосать материнскую грудь столько, сколько ему было необходимо. У таких детей вредные привычки - такие, например, как постоянное сосание пустышки или пальца, почти не проявляются, поскольку не возникает необходимости, так называемого, «дососа». Но даже если они и, бывает, засовывают палец в рот, это носит эпизодический характер.

«Сосательная» стадия чаще возникает у малышей, не имеющих возможности сосать материнскую грудь, или у тех, кого отлучили от нее раньше, чем им было необходимо. «Воду пьет, прикорм ест - пора отучать от груди» — подобный девиз зачастую приводит к тому, что дети до 2-3 лет не могут отучиться от сосания всего подряд: соски, пальца, уголков одежды или игрушки.

Мастурбация

Звучит, конечно, громко, но привычка трогать гениталии появляется в совсем юном возрасте, хотя и не носит никакого сексуального характера (как минимум в силу физиологии).

Впервые она появляется, когда малыш 7-9 месяцев, оставшись без подгузника, вдруг начинает интересоваться своим телом. Пупок, живот, половые органы - все это осматривается и ощупывается с большим вниманием. Позже, получая удовольствие от прикосновений, ребенок может повторять эти действия.

Задача родителей не ругать ребенка, формируя негативное отношение ко всему, связанному с половыми органами (а в будущем и сексуальными отношениями), а стараться отвлечь его внимание на что-нибудь другое.

Безопасная привычка

Некоторые привычки не должны являться поводом для беспокойства родителей. Например, раскачивание головой перед сном или в особенно напряженные моменты - так маленький ребенок себя успокаивает. То же самое относится к каким-то «заветным» словам, произнося которые он чувствует себя увереннее: «мама придет», «мама рядом».

Есть привычки безопасные, однако не принятые в обществе, тогда основной акцент в воспитании должен строиться на том, где и в каких ситуациях непринято так делать (например, ковырять в носу нельзя при людях, очистить таким образом нос можно в ванной и тому подобное).

Памятка родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Отвлекать ребенка от действия, привычки. Если ребенок нервничает или испытывает стресс, то чаще обнимать, находиться рядом. Если привычка - последствие отлучения от груди, стараться направить внимание ребенка на игры, общение.

Детей постарше можно направить на «взрослое» поведение. Особенно в случаях, когда дети грызут ногти или ковыряют в носу.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

Не ругать и не запрещать. Слова «не надо так делать» подразумевают то, что ребенок должен контролировать свои действия, чего он может еще не уметь.

Не высмеивать привычку, не пошучивать над ней - это не только может усугубить проблему, но и вызвать у ребенка недоверие к взрослым, неверие в их помощь, поддержку и любовь.

Юлия Асланова

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама