THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Еще в период вынашивания женщиной ребеночка их связывает тоненькая, но в тоже время очень прочная невидимая нить. Эту связь называют эмоциональная связь матери и ребенка. И чем дольше длится беременность, и становится старше еще не родившийся малыш, тем эта связь становится крепче и крепче. Ну а после того, как малыш появится на свет и почувствует мамочкины объятия, тепло ее рук и заботу, то эта взаимная связь и привязанность малыша и матери усиливается в разы. Эта связь нужна ребеночку для того, чтобы он мог правильно развивать свои способности, выражать свои эмоции, познавать окружающий его мир и непременно взрослеть.

Эмоции и развитие ребенка

Процесс познания малышом окружающего мира происходит в несколько этапов. Первый этап - это время от момента его рождения и приблизительно до двухмесячного возраста. Эмоциональная связь матери и ребенка на данном этапе укрепляется при помощи обычных прикосновений. Это происходит в то время, когда мамочка своего малыша качает на руках, купает его, кормит и ухаживает. Маленький кроха шевелится, машет ножками и ручками, постоянно меняет позы. Таким образом, посредством эмоций происходит становление физического состояния малыша, укрепляются мышцы его тела. В этот период происходит интенсивное развитие вкусовых рецепторов и обоняния малыша, которые являются на данном этапе самыми сильными двигателями прогресса в развитии ребеночка. Ведь самым главным в этом возрасте для новорожденного – это материнское молоко и ее знакомый запах.

Затем, когда малышу исполнится два месяца от рождения, начнется следующий этап его развития. В этом возрасте малыши для познания всего нового и интересного для них уже активно начинают использовать слух и зрение. Они поворачивают голову в сторону издаваемых звуков и пытаются сосредоточиться на предметах, расположенных вблизи них и на лице своей мамочки.

До шестимесячного возраста выражение боли, радости, и некоторых желаний у малышей происходит исключительно через проявление определенных эмоций. По детскому агуканию, улыбке, движению рук многие мамочки запросто понимают эмоциональное настроение и желания своего малыша. Эти реакции получили название – «комплекс оживления». Чем чаще и больше мамочка общается со своим малышом, прикасаясь к нему, тем отчетливее и ярче проявляются его эмоции.

В полугодовалом возрасте общение ребенка приобретает уже другую форму. Малыши в этом возрасте уже четко узнают свою мамочку и тянутся к ней, требуя внимания. Дети, как первооткрыватели, пытаются копировать мимику и все жесты своей мамы. Эмоциональная связь матери и ребенка в этот период особенно отчетлива. Если у мамочки хорошее настроение, то и малыш всем доволен. Мамочка начинает нервничать, и малыш начинает горько плакать. Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций он проявляет к своей маме – целует ее, обнимает, не может с ней расстаться на долгое время. Такие реакции детей называют «поведение привязанности».

Чем крепче связь, тем сильнее эмоции

Необходимо понаблюдать за своим малышом. Его эмоциональное поведение сможет многое рассказать – доволен ли он всем, сыт ли, правильно ли вы за ним ухаживаете, а может он, даже чем-либо огорчен. Часто случается, что эмоциональная связь детей и их матерей проходит посредством взглядов. Ученые уже давно доказали, что контакт взглядов учит малышей концентрировать свое внимание.

Когда мамочка прикасается к своему малышу, он делает попытки что-то ей рассказать, издавая при этом всевозможные звуки, выражающие его эмоциональное состояние. Чаще улыбайтесь своим детям и они вырастут открытыми и эмоциональными.

Статьи по теме: Воспитание детей

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.

От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.

Самые сложные случаи патологии личности возникают из-за поломок в системе взаимодействия «мать-ребёнок» на ранних стадиях развития. Как утверждала Маргарет Малер, корни наиболее тяжёлых психозов у детей растут из второй половины первого года и на втором году жизни.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?

Аутическая фаза

Её время – первый месяц жизни. Новорожденный младенец реагирует только интуитивно. Маме достаётся в это время роль «внешнего исполнительного Я» малыша. Она должна обеспечить ему помощь в отправлении физиологических механизмов.

Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.

Симбиотическая фаза

Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.

Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.

Что процесс пошёл, мать узнаёт по появлению улыбки на лице младенца и развитию «комплекса оживления», когда она к нему подходит. Симбиотическая фаза длится до 5-6 месяцев. Крайне важная фаза, о которой наша статья.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида

Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.

Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.

2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.

Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?

  1. Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
  2. Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
  3. И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.

Фаза сепарации-индивидуализации

Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:

  1. Дифференциация (от 5-6 до 10 месяца жизни) – нарастание интереса малыша к окружающему миру.
  2. Упражнение (от 10 до 15 месяца жизни) – освоение ходьбы и рост любопытства. Хотя малыш физически отделён от матери двигательной активностью, но ему ещё необходима её поддержка. Мама подпитывает ребёнка эмоционально, когда он устал или испытывает упадок сил.
  3. Восстановление (от 16 по 24 месяц жизни) – кризис второго года жизни. Малыш одновременно хочет и с мамой быть, и без неё. Такие внутренние противоречия, которые он должен преодолеть. Интенсивность противоречивости потихоньку убывает, у ребёнка формируется более реалистичное восприятие себя и увеличивается автономия.
  4. Кризис «Я сам» (между 24 и 30 месяцами жизни) – всем известный кризис третьего года жизни. Нарастание самостоятельности.

Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.

Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.

Многие женщины даже на расстоянии чувствуют, когда их дитя нуждается в помощи. Что это: сверхчувственный дар или просто проявление теснейшей связи между матерью и ребенком?
Может быть, у матерей действительно есть нечто вроде шестого чувства, которое посылает сигнал тревоги, когда их дети в опасности?

Ученые пока не знают ответа на этот вопрос, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть этого факта даже с помощью самых хитроумных приборов. Но ведь то, что у многих матерей существует какая-то сверхчувственная связь с ребенком , наверное, и не нуждается ни в каких доказательствах. Однако в наше время, эпоху Интернета и высоких технологий, многие женщины неохотно говорят о своем шестом чувстве.

Надо сказать, что беззвучный призыв о помощи, почти телепатическая связь с матерью возможны не только тогда, когда речь идет о крошечном беспомощном младенце. Вот что написала нам Маргарита К.: «У моих сыновей, 17 и 14 лет, не возникало никаких проблем из-за того, что на выходные я обычно уезжала за город навещать свою мать. Дорожную сумку я брала на работу, чтобы можно было отправиться в путь сразу по окончании рабочего дня. Но в тот раз меня вдруг охватило глубокое беспокойство, и я поехала не на вокзал, а домой. Старший сын лежал на диване совершенно бледный и явно больной. «Мама, мне так плохо! Но ты не волнуйся, наверное, я просто съел что-то испорченное, скоро пройдет», - сказал он, явно пытаясь меня успокоить. Против его воли я все-таки вызвала «скорую помощь». Диагноз был страшным: прободение слепой кишки… Не хочу даже думать, что могло случиться, если бы я не послушалась внутреннего голоса!»

Такие вот драматические, необычайные и совсем не редкие примеры проявления «шестого» чувства у матерей… Наверняка вы по себе знаете: стоит заговорить на эту тему в кругу знакомых, как большинство женщин сразу же вспоминают о случаях, когда внезапно почувствовали, что их ребенок нуждается в помощи, и были правы. Их истории не менее удивительны, чем рассказанные выше. Может быть, матери с древних времен сохранили какой-то особый природный инстинкт? Ведь никто не станет отрицать, что с наступлением беременности у большинства женщин обостряются все ощущения и чувства.

Многие врачи-акушеры подтвердят, что в их практике бывали случаи, когда к ним приходили беременные женщины и говорили: «Я точно знаю, что моему ребенку нехорошо». Даже когда УЗ И и электрокардиограмма не показывают ничего необычного, врачи обычно серьезно относятся к таким предчувствиям, потому что часто в необъяснимом беспокойстве будущей мамы что-то есть. И, как правило, быстро выясняется, что беременности действительно угрожает опасность.

Роды и первое время общения с новорожденным тоже обостряют у молодых матерей чутье на то, что в данный момент требуется их младенцам. Материнский инстинкт срабатывает лучше всякого будильника: женщины просыпаются посреди ночи за секунду до того, как младенец заплачет и это не следствие того, что настроен режим дня новорожденного . Многие молодые матери с удивлением обнаруживают, что их наполняется молоком именно тогда, когда младенец проголодался, даже если точное время кормления не соблюдается. Все эти факты учат женщин доверять своим чувствам.
Подобное развитие «материнских» чувств возможно и у отцов, и у бабушек или прабабушек, и у приемных родителей. Как только они начинают проводить с ребенком много времени, ближе узнают своего подопечного, у них тоже обостряется «чутье» на то, что идет не так, как ожидалось.

У всех людей, воспитывающих детей, включается сигнал тревоги, возникает безотчетный страх, когда, например, дети чрезмерно запаздывают домой. В этом конкретном случае шестое чувство имеет вполне рациональное объяснение. Известно, какие неприятности могут произойти - отсюда и беспокойство за любимого человека. К счастью, в девяти из десяти случаев этот сигнал тревоги бывает ложным, однако он никогда не бывает лишним.

У некоторых матерей и детей существует особенно тесная взаимная связь. Кажется, будто они сообщают друг другу свои мысли и чувства телепатическим путем. Так, в театре иную мать вдруг охватывает беспокойство, и она стремится домой, хотя знает, что ребенок находится под присмотром надежной няни: «Что-то там не так…» И такое беспокойство почти всегда оказывается оправданным: ребенку стало нехорошо - и матери тоже. Не только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства активизируют эту тесную невидимую связь между матерью и ребенком .

С растущей связь эта становится слабее, но во многих случаях не исчезает полностью. Для матерей и детей неважно, есть ли точный ответ на этот вопрос. Важна уверенность, что между ними существует тесная связь.

Матери всегда доверяют своему внутреннему голосу, но вместе с тем понимают, что не могут всю жизнь оберегать детей, что когда-то придется отпустить их в самостоятельную жизнь.

Все знают, что ребенок, находясь в утробе матери, связан с ней посредством пуповины, а благодаря аппаратам УЗИ это можно даже увидеть собственными глазами. Вот только не многие, увы, понимают, что после того как пуповина отрезана, связь между матерью и ребенком по прежнему остается. Правда, незримая. Но оттого, что эту связь нельзя увидеть, она не становится менее значимой.


Двое в одном
Все начинается с того, что новая жизнь по законам природы зарождается в организме женщины. Это явление закономерное и в то же время удивительное. Согласитесь, это, по сути, обыкновенное чудо, когда в одном человеке вдруг начинают жить двое.
На период беременности у мамы и ребенка единым для двоих оказывается очень многое: кровообращение, нервная и эндокринная системы, система дыхания, обменные процессы. Организм матери выводит все продукты жизнедеятельности плода, выполняя для него функцию почек и пищеварительного тракта. Через материнский организм ребенок обеспечен кислородом, белками, жирами,углеводами, витаминами, минеральными и всеми другими жизненно важными веществами. У мамы и плода один на двоих общий иммунитет. А какие сильные эмоциональные, психологические и энергетические связи устанавливаются между
мамой и малышом в период беременности!
В таком неразрывном единстве «двое в одном» мама и малыш проводят 9 месяцев .
Вдумайтесь, как это долго! Это 40 недель!! Целых 280 дней!!! Естественно, за это время у мамы и малыша возникает не просто физическое единство, но и привычка быть связанными в одно целое, и огромная потребность в этой неразрывности. Неужели весь этот комплекс взаимосвязей может исчезнуть в один миг, благодаря только тому, что во время родов отрезают связующую маму с малышом пуповину?! Разумеется, нет.

Двое как один
В долгожданный и счастливый момент рождения происходит еще одно обыкновенноечудо, когда связанные до этого воедино мама и малыш разъединяются, и жизнь внутри жизни превращается в отдельную жизнь новорожденного ребенка. Задумывались ли вы, что фраза «малыш родился» отражает не начало жизни малыша как таковой (ведь начало было в утробе), а именно начало его другой жизни, отдельной. Однако, несмотря на это, привязанности, сформировавшиеся за 9 месяцев внутриутробной жизни , заставляют малыша по-прежнему жаждать присутствия мамы, ожидать ее заботы, искать в ней защищенности, требовать, чтобы она его обеспечивала всем жизненно необходимым. Новорожденный хоть и может уже существовать вне организма мамы, но тем не менее без мамы существовать еще не может. Это ощущение и лежит в основе привязанности малыша к матери, которая сохраняется после рождения. А еще не забывайте, что сохраняется эмоциональная близость мамы с новорожденным, их психологическая и энергетическая взаимосвязь. Все это и есть составляющие той самой незримой пуповины. Вот так и получается, что мама и малыш после рождения снова неразделимы. Правда, в новом качестве - двое как один.

Возьмем, к примеру, животных…
Есть такой специальный термин «импринтинг», которым называют процессвзаимосвязи матери и новорожденного в животном мире, а именно то, что самки не расстаются со своими детенышами после родов. И не просто не расстаются, а находятся в тесном (в буквальном смысле этого слова) контакте: прижимают, согревают, вылизывают, «окутывают» собой и почти сразу после родов кормят молоком.
Оказывается, инстинкт подсказывает животным на 100% верное решение. В результате ряда экспериментов над животными ученые обнаружили, что искусственное удаление детеныша от матери очень вредно (даже, можно сказать, пагубно!) влияет на его развитие, в том числе может привести к каким-либо отклонениям в психике.
Напрашивается закономерный вопрос: почему, говоря об импринтинге, упоминают только животных? Причем самых разных животных: обезьян, собак, птиц, львов, лисиц, волков и даже рыб… А что же люди? Почему понятие «импринтинг» не характерно для них? Почему все активно обсуждают проблему освобождения мамы (с помощью искусственного вскармливания и нянь) от необходимости быть рядом с ребенком круглосуточно? Почему для женщин привязанность к ребенку становится обузой, а для самок нет? Может быть, потому что животные действуют инстинктивно, а люди склонны порассуждать: «Это хочу, этого не хочу. Так мне удобно, а так - не удобно».
Животные ближе к природе, и законы природы подталкивают их к импринтингу. Понаблюдайте за своими домашними питомцами. Котами, например. Что вы чувствуете, глядя на кошку с котятами? Разве их образ не вызывает ощущение полной гармонии, без каких-либо дополнительных научных обоснований этого явления? Так может, стоит в этом вопросе просто брать пример с животных?!

Все по науке
Послеродовой период и для мамы, и для младенца называют для обоих периодом биологически обостренной чувствительности восприятия. Это и понятно, ведь во время беременности их биологические ритмы были синхронизированы, созвучны. Мама откликалась на действия ребенка, ребенок - на действия мамы. Момент рождения нарушает привычный ход этих ритмов. И в первую очередь это шок для новорожденного, в результате чего он оказывается в разбалансированном состоянии. Восстановить утраченный баланс помогает присутствие рядом мамы. Именно мама может помочь младенцу преодолеть так называемый «стресс рождения» и вернуть его в состояние гармонии. Ученые сравнивают роль матери в этом процессе с действием магнита, приводящего к упорядочиванию железных стружек, рассыпанных на поверхности.
Многие специалисты, исследовавшие проблему взаимосвязи мамы и младенца, сходятся в том, что можно выделить 3 этапа такой взаимосвязи:
- Первые 2 часа жизни ребенка (первичные узы).
- 24 часа после родов (вторичные узы).
- 9 месяцев после родов (третичные узы).

Первичные узы
Это бесспорно, самый значимый период для новорожденного. Он наиболее благоприятен для полной нейтрализации родового стресса. Что важно на этом этапе?
Во-первых, ощущение материнского тепла, которое помогает поддерживать оптимальную температуру для ребенка. Во-вторых, первое прикосновение друг к другу. Вот почему сразу после рождения нужно положить ребенка на живот матери, дать ему материнскую грудь . При первом кормлении связь, нарушенная обрезанием пуповины, мгновенно восстанавливается. Ребенок, как и в утробе, чувствует колоссальную защиту - на эмоциональном уровне, на психологическом и биологическом, впитывая с материнским молоком, как и через пуповину, все, что ему необходимо для жизни. Я уже не говорю о том, как важно это первое кормление для здоровья матери. Стимулирование во время кормления соска вызывает выработку гормона, активизирующего сокращение матки, что снижает вероятность послеродовых осложнений и ускоряет появление молока. В природе все целесообразно.
В этот период устанавливается первый внешний контакт. Нужно смотреть друг другу в глаза, не забывая только, что новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-25 см, что, кстати, соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Нужно говорить с новорожденным. Доказано, что при звуках материнского голоса ребенок сразу успокаивается. И конечно, на этом этапе важно проявление любви и нежности. Нужно поглаживать, ласкать все тельце ребенка, осторожно касаясь его одними кончиками пальцев. Проявление любви и нежности, кроме удовольствия, приносит малышу неоценимую пользу. В первые минуты после рождения ребенок приспосабливается дышать воздухом, и лаская его кожу, где много нервных окончаний, мы стимулируем процесс дыхания.

Вторичные узы
На этом этапе огромное значение приобретает непосредственная (неразлучная) близость мамы и ребенка. В первые 24 часа у матери и новорожденного происходит установление всех взаимосвязей в новых, пока непривычных для обоих условиях сосуществования.
Раньше говорили: «Не берите ребенка на руки!» Сейчас разрешают: «Берите!» Раньше утверждали: «Ребенок должен спать в отдельной кроватке!» Сейчас твердят: «Пусть ребенок спит с мамой, рядом с ней, чувствуя ее тепло и дыхание».
Именно для того, чтобы обеспечить возможность нахождения мамы и ребенка вместе, в роддомах сейчас организуют палаты матери и ребенка. Новорожденному комфортнее не с чужим человеком, пусть даже и имеющим медицинское образование, а с родным, с мамой.

Третичные узы
На этом этапе самые главные требования для полноценного и гармоничного развития малыша - это покой, защищенность и чувство дома. Поэтому чем меньше будет срок пребывания мамы и ребенка в роддоме, тем лучше. В принципе, сейчас и не стараются держать в роддоме долго, как раньше.
Попав с малышом домой, мамы не должны забывать, что материнство их только начинается. Не нужно считать, что теперь, дома, можно положиться на помощь близких, и меньше времени уделять малышу. Малышу нужна именно МАМА. Незримая пуповина связывает вас сильнее, чем вы думаете.
Этап третичных уз самый долгий. Он длится примерно 9 месяцев. Ровно как и беременность . Совпадение этих двух периодов по продолжительности, конечно, не случайно. Сколько времени существовали мама и ребенок как «два в одном», столько же времени необходимо, чтобы привыкнуть к новым условиям существования - «двое как один».

Концепция связи была предложена докторами М. Клаусом и Дж. Кеннеллом в их классической книге "Узы, соединяющие мать и дитя". Эти ученые утверждают, что у людей, как и у животных, сразу после рождения существует некоторый "период повышенной чувствительности восприятия", во время которого матери и новорожденные запрограммированы на контакт друг с другом и на заботу друг о друге. Сравнивая пары мать - дитя, которые сразу после появления ребенка были неразлучны, с теми, которые не контактировали, они сделали вывод, что позднее первые оказывались более привязанными друг к другу.

Когда эта идея проникла в родовые палаты, к ней отнеслись неоднозначно. Родители и педиатры восприняли ее с энтузиазмом - большей частью потому, что в ней был смысл. Исследователи поведенческих реакций скептически отнеслись к тому, что первые часы, проведенные матерью и ребенком вместе, могут иметь долговременный эффект.

Мы тщательно изучали концепцию связи. Мы изучали работы других исследователей и сами проводили наблюдения и пришли к выводам, которые, как мы надеемся, вполне обоснованы.

Связь матери и новорожденного

Эмоциональная близость по существу есть продолжение отношений, которые начали складываться во время беременности, она укреплялась от постоянного осознания растущей внутри матери новой жизни. Физические и химические изменения, происходящие в вашем теле, напоминают вам о присутствии ребенка. Рождение цементирует связь, превращает ее в реальность. Теперь вы можете видеть и беседовать с маленьким человечком, который раньше был только "выпуклостью", чьи движения вы ощущали внутри себя, чье сердцебиение слышали с помощью медицинских приборов. Эмоциональная близость трансформирует вашу животворную любовь к существу внутри вас в заботливую любовь к существу вне вас. Когда ребенок был внутри, вы отдавали ему свою кровь; когда он снаружи, вы отдаете ему молоко, ваши глаза, ваши руки, ваш голос - всю себя.

Эмоциональная близость матери и новорожденного объединяет их снова. Изучение связи матери и ребенка явилось катализатором ориентированной на семью организации родовспоможения в больницах. Новорожденных перевели из детских комнат в палаты к матерям. Матерям вновь вернули их главенствующую роль в уходе за новорожденными.

Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, мы считаем, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений. Но нельзя думать, что эти начальные отношения раз и навсегда цементируют взаимосвязь родителей и ребенка. Переоценка начального периода вызывает чувство безнадежности у матерей, которые из-за осложненных родов были временно разлучены с малышами. Распространение такого неправильного понимания роли начального периода для складывания дальнейших отношений вызвало эпидемию меланхолии у матерей, которым делали кесарево сечение, и у матерей недоношенных детей, переведенных в палаты интенсивной терапии.

Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Без всякого сомнения, можно, особенно если не поддаваться унынию. Концепция создания эмоциональной близости в абсолютно критический период, сейчас или никогда, ошибочна. Рождение, младенчество, детство - существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать нашему методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется. Мы знаем родителей, усыновивших детей недельного возраста, которые после первого контакта с ними проявляли такие глубокие чувства, такую заботу, которые ничуть не уступали чувствам биологических родителей в момент рождения ребенка.

Новорожденные и отцы

Большинство исследований относились к связи матери и ребенка, тогда как об отцах в них только упоминалось с должным почтением. В последние годы отцы также стали объектом пристального внимания и даже заслужили специальный термин для обозначения отношения с младенцем в момент рождения - "всепоглощающее внимание". Мы привыкли говорить о помощи, оказываемой отцами, теперь мы говорим о всепоглощающем внимании, означающем высшую степень вовлеченности в родительские обязанности и радости. Этот новый термин означает не только то, что отец делает для ребенка (держит его на руках, успокаивает), но и то, что ребенок делает для отца. Близкий контакт с ребенком после рождения развивает в отце тонкость чувств.

Считается, что отцы, когда им поручают детей, не столько нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых ролях, помогают матери, пока она возится с ребенком. Это не совсем так. У них свой подход к ребенку, и ребенок нуждается в них.

Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям.

Связь с ребенком после кесарева сечения

Кесарево сечение - хирургическая операция, но это прежде всего роды, не стоит об этом забывать. Если необходимо кесарево сечение, это не означает потерю связи с ребенком; просто она немного сдвигается во времени и изменяются роли. Отцам в настоящее время позволено присутствовать при родах путем кесарева сечения, и приятно видеть отца с новорожденным во время таких родов. Здесь открываются возможности, помогающие установить ранний контакт с малышом.

Советы матери. При использовании местной анестезии, так называемой эпидуральной анестезии, вы утрачиваете чувствительность от пупка до кончиков пальцев. В отличие от общей анестезии, которая погружает вас в сон на время родов, эпидуральная анестезия дает возможность не спать во время хирургической процедуры и, несмотря на операцию, радоваться появлению ребенка. Время контакта с новорожденным будет ограничено, так как вы еще очень слабы. Вы сможете подержать малыша только одной рукой, так как другая будет занята капельницей. Лишь несколько минут вы проведете с ребенком щека к щеке, рассматривая друг друга. Важно, что вы почувствовали друг друга сразу же после рождения ребенка. Хотя после кесарева сечения контакт с малышом налаживается по-другому, он все же состоялся. (О том, как наладить кормление грудью после кесарева сечения.

Советы отцу. Во время операции вы сможете сидеть у края стола и держать жену за руку. В момент рождения вы сможете заглянуть за стерильные простыни и увидеть, как извлекают вашего ребенка. Малыша немедленно поместят в специальный подогреваемый бокс, отсосут околоплодные воды, если нужно, дадут кислород и убедятся, что все системы работают нормально. После того как все необходимое для него будет сделано (что обычно отнимает намного больше времени, чем при нормальных родах), вы или врач подносите ребенка к матери, чтобы она могла немного побыть с ним и почувствовать его близость. Когда операция будет закончена и вашу жену перевезут в послеоперационную палату, вы с ребенком сможете пройти в детскую и заняться с ним. Подержите ребенка, побаюкайте, поговорите с ним, спойте песенку. Если ребенок нуждается в специальной помощи, вы сможете посидеть неподалеку от изолятора - вас позовут, когда будет можно. Вы сможете потрогать своего ребенка, малыш услышит ваш голос. Вы обнаружите, что он будет реагировать на ваш голос, который все время слышал в утробе матери. Я заметил, что отцам, которые имеют возможность коснуться новорожденного руками и понянчиться с ним сразу после рождения, легче наладить связь с ребенком позднее.

В свою бытность главным врачом отделения новорожденных университетской больницы и главным врачом отделения новорожденных в местной больнице в Сан-Клементе (штат Калифорния) я неоднократно присутствовал при кесаревых сечениях и лично сопровождал многих отцов (одни шли охотно, другие - не очень) из операционной в палату для новорожденных. Вот история с Джимом и его ребенком. Я познакомился с Джимом и его женой Мэри в дородовой период, и Мэри поделилась со мной, что ее муж равнодушно относится к ее беременности и не хочет присутствовать при родах. Она не сомневалась, что он будет одним из тех отцов, которые начинают интересоваться своим ребенком не раньше, чем когда тот подрастет настолько, что сможет бросать футбольный мяч. Джим считал, что роды - чисто женское дело, а он может подождать в приемной. Когда выяснилось, что Мэри нужно делать кесарево сечение, я убедил Джима, что он должен находиться в операционной и присутствовать при рождении ребенка. После того как малыш появился на свет и все его системы заработали нормально, я завернул его в два теплых одеяльца и проследил, чтобы то время, пока завершалась операция, Мэри, Джим и их старшая дочка, Тиффани, пообщались с новорожденным. Затем я попросил Джима пройти со мной в палату для новорожденных. Меня совсем не удивило, что его первоначальное нежелание принимать участие в родах полностью испарилось. Джим все еще был под впечатлением операции, но охотно последовал за мной.

В палате я сказал Джиму: "Я должен присутствовать при других родах. Нужно, чтобы кто-нибудь побыл с ребенком, потому что дыхание у новорожденных лучше налаживается, когда их поглаживают и разговаривают с ними". Я подсказал Джиму, что он должен делать - прикоснуться к малышу, погладить спинку, помурлыкать песенку, т.е. отнестись с той любовью и заботой, на какие он способен. Он огляделся, как бы убеждаясь, что никто из приятелей его не видит, и согласился на эти "женские" штучки. Я вернулся через полчаса - Джим напевал песенку и поглаживал ребенка, словно они наконец нашли друг друга. Я сказал ему, что такое начало много значит для будущего. На следующий день, когда я делал обход и подошел к Мэри, она воскликнула: "Боже, что случилось с моим мужем? Он не отходит от ребенка. Он просто прилип к нему. Он бы кормил его грудью, если бы мог. Я никогда не думала, что этот здоровенный парень может быть таким нежным".

Еще несколько советов

Попросите отложить обычную обработку. Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им - делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе. Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения. Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку. Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным - вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным. В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама