THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание — составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Нравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания

Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями — совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников — один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине — актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

воспитание сказка нравственный дошкольный

Введение

1.1 Проблемы особенностей нравственного воспитания в дошкольном возрасте

1.2 Анализ программ нравственного воспитания дошкольников

1.3 Сказка как средство воспитания нравственной личности дошкольника

2. Педагогическая система работы по нравственному воспитанию детей 4-5 лет с использованием сказки

2.1 Выявление уровня сформированности нравственных качеств детей 4-5 лет

2.2 Педагогическая система работы по воспитанию нравственных качеств детей 4-5 лет с использованием сказки

2.3 Эффективность педагогической системы работы по воспитанию нравственных качеств детей 4-5 лет

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции - сложный педагогический процесс, который должен быть соотнесён с этапами взросления. Дошкольный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребёнок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения.

Дошкольный возраст -- период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. У детей 4-5 лет складываются элементарные представления о том «что такое хорошо, а что такое плохо. Формируется отрицательное отношение к грубости и подлости. На основе примеров из опыта, конкретных поступков у детей 4-5 лет развиваются представление о доброте, взаимопомощи, правдивости. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости также на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений .

В отечественной педагогике общие проблемы нравственного воспитания детально разработаны в трудах Ю.П. Азарова, Л.М. Архангельского, О.С. Богдановой, Е.Н. Бондаревской, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Б.Т. Лихачева и других исследователей.

Своеобразие нравственного воспитания дошкольников и его методики нашло отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, А.М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, М. М. Кониной, Т. А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, Л.П. Стрелковой, А.М. Счастной, А.П. Усовой, Л.Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и других авторов. В них красной нитью прослеживается мысль о самоценности дошкольного детства.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые-педагоги (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, Л.П. Бочкарева, Н.Ф. Виноградова, Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л.П. Стрелкова, A.M. Счастная, А.П. Усова, Л. Б. Фесюкова и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми.

Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

В настоящее время вопрос о воспитании нравственных чувств у детей 4-5 лет стоит на первом месте. В связи с этим, использование сказок является самым актуальным средством воспитания нравственных качеств личности дошкольников.

Цель исследования : обосновать возможности применения сказки в процессе нравственного воспитания детей 4-5 лет.

Объект исследования : нравственное воспитание детей 4-5 лет.

Предмет исследования : процесс формирования нравственных качеств детей 4-5 лет с использованием сказки.

Гипотеза исследования : нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства если:

ѕ подобрать сказки, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям детей;

ѕ систематически использовать сказки на занятиях и в повседневной деятельности;

Задачи исследования :

1. Рассмотреть особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности использования сказки в процессе формирования нравственных качеств детей 4-5 лет.

3. Выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей 4-5 лет;

4. Применить педагогическую систему с использованием воспитательных возможностей сказки в воспитании нравственных качеств у детей 4-5 лет.

Методы исследования: теоретический метод (изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования), экспериментальный метод (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).

Экспериментальная база исследования : исследование, представленное в данной работе, проведено на базе МБДОУ №115 г. Рязани. В исследовании приняло участие 20 детей средней группы - 10 мальчиков и 10 девочек, возраст - 4-5 лет.

1. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания детей 4-5 лет

1.1 Проблемы особенностей нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни .

К.Д. Ушинский рассматривает нравственное воспитание личности как «целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений» .

Задача нравственного воспитания заключается в необходимости приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» .

Нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно - исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей .

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий .

Анализ литературных источников по проблеме исследования свидетельствует о том, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует :

1. Когнитивный подходрассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении.

Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев).

2. Оценочно-эмоциональный подходне только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом здесь выступает развитие нравственных чувств (И.Ф. Харламов, П.Ф. Каптерев).

3. Поведенческий (деятельностный) подходтрактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу. Основные компоненты нравственного воспитания в рамках данного подхода - формирование навыков и привычек поведения, умения делать нравственный выбор в процессе жизнедеятельности (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачёв, Л.Н. Толстой). Б.Т. Лихачёв указывал на то, что нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения, нравственные ценности человек способен постичь только методом проб и ошибок, в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора .

4. Целостный подходрассматривает нравственное воспитание как единый процесс развития нравственной личности ребёнка, выделяя в качестве структурных компонентов нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, характера, черт личности.

Основными и обязательными условиями формирования нравственной личности является :

· формирование у воспитанника воли, морального сознания, долга, чести и достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений;

· создание внутренней направленности убеждений;

· нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно подкрепляться нравственным поведением личности;

· нравственное воспитание должно быть направлено на постижение высшего смысла жизни: добро, любовь, справедливость;

· работа по нравственному воспитанию должна начинаться в дошкольном детстве со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек;

· эффективным средством нравственного воспитания является коллектив, где воспитанник имеет возможность на собственном опыте проверить свои знания, представления и привычки нравственного порядка;

· обеспечить переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В возрасте 4-5 лет нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело .

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию.

В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

В возрасте 4-5 лет продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.

Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения . На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми.

Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым . С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности.

С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.).

В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи. В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п.

Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т.п.).

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.

Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду.

В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ним, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойно, без крика, чтобы не помешать занимающийся детям, и т. д..

Воспитатель учит детей правильно вести себя в общественном транспорте, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.

В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда.

Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить.

Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты, участка с целью накопления опыта ухода за игрушками, пособиями и т. п. У детей формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любому его нарушению. Воспитывая их бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины и культуры поведения .

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А.С. Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом .

Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.

Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними, свои поступки.

Таким образом, начало нравственного формирования личности должно быть положено как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания, и продолжено в возрасте 4-5 лет с применением технологии использования сказки.

1.2 Анализ программ нравственного воспитания дошкольников

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку» .

Важным в процессе нравственного воспитания является ориентированность на цели, задачи воспитательно-образовательного процесса, выбор эффективных средств.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта нравственного поведения, относятся :

1. Воспитание нравственных привычек;

2. Пример взрослого или других детей;

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности;

5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных качеств, входят:

1. беседа воспитателя на этические темы;

2. чтение художественной литературы;

3. рассматривание и обсуждение картин;

4. метод убеждения;

5. метод поощрений и наказаний.

Главный акцент в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений.

Настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования - «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки».

В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей . Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это -- комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав.

Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) .

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта» .

Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка» .

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена .

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре .

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков .

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников :

· рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

· чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

· игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

· положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие.

Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедрена базисная программа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества .

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны -- в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования - организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Перед ними стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ .

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка в области нравственного воспитания, которые он может приобрести в результате освоения общеобразовательной программы - это эмоционально отзывчивый ребенок, который откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации.

При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе.

Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой -- правильных оценок и моральных суждений.

Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития.

Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой -- моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений.

1.3 С казк а как средство воспитания н равственн ой личности дошкольника

Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека .

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни -- важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка .

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира .

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка .

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» . По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом -- вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» .

Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие определенные сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса (например, русская сказка: образы - богатыри, Иванушка-дурачок, Кощей, Баба-Яга и т.д.). Элементы эти переходят из сказки в сказку: «Жили-были»; «В некотором царстве»; «красна девица» и т.д.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функция сказки .

Функция социализации - это приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка приходит на помощь человеку, раздвигает границы его индивидуальность жизненного опыта, подключают к опыту личности опыт человечества. А.С.Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Именно «намек», а не морализирование, не идеологическая директива. Педагог должен уметь и рассказать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.

Креативная функция, то есть способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать, заинтересованность их не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов.

Голографическая функция. Сказка способна отражать глобальные проблемы, не приходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, свети и тьмы, радости и печали, силы и слабости, т.о. в педагогической практике этот аспект может быть использован для формирования целостного мировоззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры.

Развивающе-терапевтическая функция. О сказкотерапии давно уже говорят в литературе, подразумевая ее лечебный эффект. Терапевтическая функция имеет свои корни в той функции искусства, которую Аристотель назвал катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий и т.д. .

Культурно-этническая функция. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Через сказку дети усваивают все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка - это социальная память этноса.

Лексико-образная функция - способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, сюжетом, вариативностью.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Но нереальным мир кажется только взрослым, ребенок же все воспринимает как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задание, чем просто Петей, Машей и т.д. Дети очень любят сказки, потому что в них «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь.

Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми.

Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко») .

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы как отмечает К.Г. Юнг, «вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» .

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван-царевич и серый волк»). Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида :

1) фольклорные,

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В. Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности .

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.

Выделяют пять видов сказок :

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

...

Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников. Сказка как дидактическое средство эмоционально-волевого и духовного воспитания детей; методика ознакомления дошкольников со сказкой и формирование нравственных качеств личности.

дипломная работа , добавлен 19.06.2013

Методика нравственного воспитания старших дошкольников. Игра как средство формирования личности дошкольника. Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников, методика работы по воспитанию у них нравственной культуры.

курсовая работа , добавлен 20.06.2011

Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

курсовая работа , добавлен 07.02.2010

Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников. Воспитательная ценность русских народных сказок, их дидактизм, образность и забавность. Эмоциональное погружение детей в сказку. Использование сказки в воспитательной работе с детьми.

курсовая работа , добавлен 06.02.2015

Основные задачи музыкального воспитания детей. Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию и развитию детей. Взаимосвязь музыкального развития и воспитания.

реферат , добавлен 04.12.2010

Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

реферат , добавлен 24.03.2011

Сказки Абрамцевой как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе. Биография и творчество писательницы Н. Абрамцевой, организация изучения ее сказок в целях воспитания нравственных качеств у детей. Методика работы над сказками в начальной школе.

Формирование у учащихся нравственной культуры как базового компонента культуры личности, включающего в себя потребностно -мотивационный компонент нравственной культуры, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой.

Методика воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся включает в себя следующие приёмы:

  • 1) формирование у учащихся потребностно-мотивационной сферы (потребности) связанной с соблюдением нравственных норм и правил как привычных способов поведения и деятельности. С этой целью используются следующие методы и формы воспитательной работы:
    • - убеждения,
    • - положительного примера,
    • - одобрения,
    • - осуждения,
    • - требования,
    • - контроля.
  • - уроки,
  • - формы внеклассной работы,
  • - консультации.
  • 2) Включение учащихся в познавательную деятельность по овладению знаниями о существующих нравственных правилах и моральных нормах поведения в современном обществе.

Методы нравственного воспитания:

  • - убеждения
  • - положительного примера
  • - одобрения
  • - осуждения
  • - требования
  • - контроля
  • - воспитывающих ситуаций
  • - уроки
  • - формы внеклассной работы
  • - консультации
  • 3) Выработка у учащихся навыков и привычек нравственного воспитания как глубоко осмысленных и привычных форм поведения. Методы формирования системы нравственного поведения:
    • - общественная, патриотическая, учебная, трудовая деятельность
    • - деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы
    • - общение с другими людьми

Нравственные критерии воспитанности:

  • 1. Гражданственность и патриотизм
  • 2. Милосердие, гуманизм
  • 3. Учение, образованность, интеллект
  • 4. Культура поведения, дисциплина
  • 5. Здоровый образ жизни
  • 6. Отношение к природе
  • 7. Культура семейных отношений
  • 8. Межличностные отношения
  • 9. Экономическая грамотность
  • 10. Трудолюбие
  • 11. Эстетическая просвещенность
  • 12. Коллективизм
  • 13. Ответственность
  • 14. Активность
  • 15. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров
  • 16. Коммуникабельность
  • 17. Правосознание

"Раннее начало нравственного воспитания - залог формирования полноценного гражданина своей страны" (по материалам статьи Л.А. Парамоновой).

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Прежде всего необходимо раскрыть, что входит в понятие "гражданство" и "патриотизм":

Гражданство - принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.

Патриотизм - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К этим определения можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.

Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость - очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них любое "общество обречено на вымирание" (А.И. Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей.

Это привело к идеям космополитизма (я - дитя не какой-то страны, а земли-космоса, где живу сейчас - там и Родина), и к идее национализма (Россия только для русских). И то, и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует ее развитию.

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка, Годом ребенка, что показывает отношение государства к детству); потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодежной организации "Наши", других общественных институтов).

Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции.

Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Прежде всего ответ на вопрос ребенка "Кто я такой?" с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям.

В основе лежит процесс идентификации, связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, - очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно.

Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они еще очень фрагментарны, разрознены. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования начал (предпосылок) гражданско-патриотических позиций. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, беседы и чтение художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое). Особую значимость имеет формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам, при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.

В методических пособиях по данной теме выделяют следующие тематические блоки и направления работы:

  • - Я такой (индивидуальность, особенность, знания о себе: своем теле, здоровье, безопасности, эмоциях).
  • - Мир людей (существуют разные правила, которые выполняют все члены общества, социальные отношения, симпатия, толерантность, сотрудничество).
  • - Мир природы (причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы, поисково-исследовательская деятельность, экологическое сознание, отношение к природной среде, к здоровью).
  • - Рукотворный мир (знакомство, бережное отношение).
  • - Гражданство (география, отношение к истории, принадлежность к народу, государству).
  • - Культура (обычаи, праздники, искусство, отношение к культурным ценностям, самовыражение в различных видах творчества).

Реализация данных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок подлинно гражданско-патриотических позиций, которые затем лягут в основу личности взрослого человека - полноценного гражданина своей страны.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОЦИУМА

Л.М. Шеренговская, директор школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теменичская СОШ» Брянского района

Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н. Толстой.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром и самим собой. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на нравственном, патриотическом и трудовом воспитании.

Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм.

Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия.

Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью.

Идея духовного возрождения России может быть осуществлена только на основе собственной истории, культуры, традиций. Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном так и на региональном уровнях. Одним из наиболее важных является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторами которой являются А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и которая стала «методологической основой стандарта общего образования» .

Кондаков А.М., член-корееспондент РАО, являющийся одним из разработчиков «Концепции » отмечал, что «сам факт ее появления означает, что ключевой целью образования и результатом деятельности каждого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России. Концепция – это своеобразное «техническое задание» на разработку как учебных программ, так и программ по внеурочной деятельности » .

Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская

школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС?

Духовно-нравственное воспитание в любом образовательном учреждении - это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Поэтому «Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся» является составляющей образовательной программы каждой образовательной организации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое.

Система воспитательной работы МБОУ «Теменичская СОШ» направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню

защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику

«Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Проводятся учебные экскурсии «Туристические тропы с. Теменичи», рассказывающие об историческом и героическом прошлом села, о природе родного края. Стали традиционными лекции для родителей по вопросам духовно- нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов специалистов ЦМППС, сотрудников полиции, акции и декады Милосердия: «Ветераны», «Спешите делать добро», «Семья семье», оказании помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над детским садом. Главный принцип этой работы - «нравственность через дела».

Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий и деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации духовно - нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, Совет школы, Добрунскую сельскую администрацию, сельский дом культуры, и в последнее время сельскую Церковь. Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей - это добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.

В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно‑нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [ 1,с.20] .

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.

Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов Росси» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история села Теменичи. В нашем селе стоит прекрасный Храм Рождества Христова. Из книги В.В. Крашенинникова «Из историй селений Брянского района» известно, что в 1832 году на средства местного помещика Львова Алексея Николаевича была построена новая каменная Рождественская церковь, вместо двух деревянных церквей. В 1878 году при Церкви открылась церковно- приходская школа, которая потом была преобразована в земское училище, где в 1909 году обучалось около 80 учащихся. .

Как и многие другие церкви, в советский периода своего существования сельский Храм пришел в запустение и упадок. Менялись священники, разрушались стены, окна, колокольня, внутреннее убранство Рождественской церкви. С приходом священника Александра Маркина все стало меняться в лучшую сторону. Постепенно стала преображаться красавица церковь, восстановили алтарь, появился колокол, стала благоустраиваться территория.

На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с сельской Церковью. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России.

Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.

Отец Александр Маркин много внимания уделяет вопросам благотвори-тельности, помогает онкобольным детям, взрослым и просто тем, кто попал в сложную ситуацию, кому советом, а кому и материально. На протяжении ряда лет он оказывает помощь социальному приюту для детей г. Брянска. Именно с общения с детьми из приюта, которые часто бывают на воскресных и праздничных службах, началась наша совместная деятельность с церковью. Сначала это были разовые мероприятия: проведение совместных футбольных матчей, участие в Рождественских или Пасхальных утренниках, совместно с волонтерами из Брянского патриотического клуба «Пересвет» благоустраивали территорию церкви, высаживали цветы на клумбе, саженцы молодых деревьев, которые потом все лето поливали с родителями, чтобы они не погибли от засухи.

Вся совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки». Традиционными стали детские мероприятия к Великим православным праздникам, которые готовит как матушка Ирина, так и школьные учителя и в которых участвуют дети из приюта, учащиеся школы, дети прихожан Церкви, все, у кого есть желание. Особенно интересно и весело проводятся Рождество, Масленица, Пасха участие в которых часто принимает известный ансамблю русской песни «Бабкины внуки». Устраиваются благотворительные акции с распродажей поделок, катание с горки, а затем для детей накрывают сладкий стол с чаем, блинами, сладостями. Разве это не пример понимания добра, милосердия. Дети нашего села сначала бегали на эти утренники из любопытства, а теперь ходят, многие с родителями, потому что им там интересно, им там рады и их там любят. В свою очередь Отец Александр не отказывается от участия в школьных мероприятиях, приходит в школу на 1 сентября, по нашей просьбе проводит с учащимися беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

13 января 2015 г в нашем Храме состоялось праздничное богослужение в честь Рождества Христова, которое возглавил Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Брянский и Севский. По окончании Божественной литургии Митрополит Александр с делегацией представителей духовенства посетил школу, поздравил учеников и работников с праздником, и подарил сладкие подарки. С первых минут общения он сумел расположить к себе всех присутствующих на встрече мальчишек и девчонок, поделился воспоминаниями о своих школьных годах, поинтересовался успехами учащихся в учебе, спорте. Быть добрыми, бескорыстно помогать тем, кто очень нуждается в нашей помощи и поддержке, уважать своих родителей, учителей, любить свою Родину, помнить ее великую историю, что особенно важно в год 70 – летия празднования годовщины великой Победы над фашизмом. Вот о таких простых истинах говорил Высокопреосвященнейший Александр с ученикам Теменичской школы.

А еще Митрополит дал наказ отцу Александру оказать помощь в замене окон второго этажа школы, которым уже почти 50 лет. Двести тысяч были выделены Брянской Епархией, оставшуюся сумму - триста тысяч необходимо было собрать сельской Церкви. И Церковь и школа обратились к прихожанам, жителям села, выпускникам школы, представителям бизнеса с просьбой помочь собрать недостающую сумму. На совете старшеклассников было принято решение провести благотворительный концерт, средства от которого передать Церкви.

Организация и проведение концерта стало социальным мини- проектом. Никогда еще учащиеся так серьезно и ответственно не подходили к своей работе. Поэтому высшей похвалой и наградой для них стал полный зал сельского дома культуры и значительная сумма, которую удалось собрать в результате этой акции. Хочется отметить и поддержку родителей, жителей села, администрации Добрунского сельского поселения. Для нас для всех это стало своего рода оценкой наших духовно- нравственных устоев. А для детей имело огромное воспитательное значение. Ведь сила положительного примера увеличивается, когда между словом и делом нет расхождений. Главными методами воспитания были и остаются личный пример и совместно- разделенная деятельность.

Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».

И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.

Необходимо только придерживаться следующих правил:

1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и

общественности;

2) вести воспитательную работу по формированию духовно -

нравственных ценностей систематически, а не время от времени в противном случае все программы и концепции по духовно-нравственному развитию останутся, как говорил академик Асмолов «Городом Солнца »

3) учитель, воспитатель всегда должна быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения» »

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Примером этому могут быть наши выпускники, многие из которых оказывают школе помощь в материально- техническом оснащении, а также благодарности в адрес педагогического коллектива и администрации школы, за качественное обучение и хорошее воспитание обучающихся от учебных заведений области, в которые поступили наши выпускники.

Список литературы:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравст-венного развития и воспитания личности гражданина России».// М.: Просвещение, 2014 г

2. Информационно- публицистический бюллетень // «Просвещение» , Выпуск №25, октябрь 2009 г, - М. Просвещение,

3.В.В.Крашенинников Из истории селений Брянского района.//Брянск, 2004

4. .Воспитательная система сельской школы. Учебно- методическое пособие //. Под редакцией Е.Н. Степанова.- Псков, 1997

5. Рогонов П.П., Асташова Н.А., Болховитина Т. С., Ерёмин А. В. Нравственно- патриотическое воспитание: концептуальные основы развития личности. Учебно-методическое пособие.//Брянск, 2005 г

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека //М.:Педагогика, 1990

7. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Собр.соч.в 10 т.- М.: Русская книга, 1993,-Т.1

8. Воликова Т.В.Учитель и семья. Пособие для учителя //М.: Просвещение, 1998

9. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания./Т.И. Петракова// М.: Просвещение, 1997.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама