THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом.
Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси.

Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.

Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.

Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта - верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Варадзи: Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.


Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.


Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.

Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.

Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.

Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно

Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Гэта
При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены.
(1)

Яки-гэта
Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью
. (1)

Сэтта
Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.
(1)

Поккури
Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям.
(1)
Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии - твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.

Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки - ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.
.

Дзори
Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.
(1)

Нива-гэта
Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду.
(1)

Ама-гэта
Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи.
(1)

Таби
Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.
(2)

Дзика-таби
У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.
(2)

“Диетические тапочки”
У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье.
(3)

“Сандалии, полезные для здоровья”
На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.


“Лечебные гэта”
Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность.
(4)

Резиновые дзори
Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.


Увабаки
В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Японская обувь может похвастаться достаточно богатой историей. Несмотря на то, что сейчас большинство жителей Страны восходящего солнца носят туфли, кроссовки и прочие европейские предметы обуви, традиционная обувь никуда не пропала.

Началось же все с того, что некоторые виды обуви были заимствованы из Китая. Пару тысяч лет назад именно Китай был самым развитым азиатским государством. Нет ничего удивительного, в стремлении японцев воспользоваться местными технологиями в своих интересах. Тогда же обувь начали строго делить на: открытую и закрытую.

Ниже представлен список японских традиций, связанных с обувью:

Японцы, как и россияне, очень сильно удивляются, когда видят европейцев и американцев, которые могут не снимать обувь практически целый день и перемещаться в ней по жилому помещению. Для чистоплотных жителей Страны восходящего солнца такое неприемлемо, в результате чего обувь принято оставлять у двери.


- Чистота и опрятность - это важно . Вам придется сильно постараться, чтобы найти в Японии человека, который готов ходить в грязной или откровенно потрепанной обуви. Как правило, местные жители регулярно чистят предметы своего гардероба и заменяют их чем-то новым, когда требует ситуация.

- Обуви должно быть много . У японцев достаточно много обуви. Например, в гостях человеку могут предложить мягкие тапочки (суриппа), но идя в уборную, он должен будет переобуться в специальные шлепанцы. Также не принято приходить на торжественные мероприятия в повседневной обуви, а для посещения священных храмов и вовсе имеется отдельная пара, которую не надевают в иных случаях. В итоге, в гардеробе среднестатистического японца может быть не один десяток пар обуви.


- Национальная обувь актуальна только по праздникам . Учитывая тот факт, что традиционная японская обувь (о ней речь пойдет чуть ниже) не очень-то удобна, ее принято одевать только во время праздников. В сочетании с кимоно и другой аналогичной одеждой, она выглядит крайне привлекательно.

Примеры японской обуви

Хочется выделить три наиболее популярных модели японской обуви:

- Гэта . Такая обувь представляет собой доску, подобранную под размер ступни, в основании которой крепятся два бруска. Для закрепления на ноге используется тесемка/веревочка, продеваемая между большим и указательным пальцем. Именно благодаря постоянному ношению такой обуви, у японских женщин на протяжении многих веков была специфическая «летящая походка». Дело все в том, что гэта не позволяет сделать широкий шаг без дополнительных усилий, в результате чего, женщины двигались очень плавно, и со стороны казалось, будто бы они парят над поверхностью земли.

- Поккури . Обувь такого типа обращает на себя внимание благодаря высоте платформы (от 7 до 12 сантиметров) и экстравагантному по европейским меркам дизайну. Вообще, поккури никогда не были особо популярной обувью. Их носили исключительно майко - девушки, которые в будущем должны стать гейшами. Подобная обувь все еще производится в Японии, но стоит очень дорого и используется исключительно во время разнообразных церемоний. Следовательно, встретить на улицах Токио или любого другого города девушку в поккури практически невозможно.

Эта модель не подразумевает наличие брусков-каблуков. Тем не менее, подошва здесь не прямая - в области пятки присутствует ощутимое утолщение. Было решено отказаться и от использования древесины в процессе производства обуви. Ей на смену пришла кожа, а в дальнейшем резина и прочие синтетические материалы. А вот техника крепления к ноге осталась без изменений. Сейчас японцы не носят такую обувь каждый день, но надевают, когда проходят обряд посвященный совершеннолетию.


На заметку: приобретайте недорогую и удобную обувь на сайте

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

В начале 21 века сильно возрос интерес к культурам стран Востока, в том числе и Японии. Самобытное искусство и непохожие традиции привлекают внимание европейского общества и России. К традициям можно отнести совершенно разные аспекты жизни народа. Одной из наиболее понятных и близких, и при этом исторически содержательной, можно считать особенности этнической одежды и обуви. Традиционная японская обувь достаточно разнообразна. Особый интерес у современных людей вызывает деревянная обувь. О ней и пойдет речь.

Классификация традиционной японской обуви

Как и во многих традиционных культурах, тип одежды и обуви зависит от географических и климатических условий. Так, в Японии выделяют два направления развития обувного ремесла:

1. Южное (юг Китая и юго-восток Азии) - деревянная и плетеная обувь с одной междупальцевой петлей (между 1 и 2 пальцами).

2. Северное (север Китая и Северная Корея) - напоминают башмаки, полностью закрывающие стопы.

А то, как называется японская деревянная обувь, представляет особый интерес как для специалистов, так и для простых людей.

Средневековый предок

Самым первым исторически сложившимся типом обуви, какой удалось установить, являются варадзи и варадзори - "тапочки", напоминающие русские лапти. Установить этот факт помогли гравюры средневекового японского поэта и художника У. Куниеси. По изображениям видно, что такую обувь носили японские самураи.

Варадзори плели из льняных волокон, из тряпок, из коры деревьев и др. Они имели слабую износоустойчивость и были очень дешевыми. Как правило, варадзори носили простолюдины и имели достаточный запас пар обуви.

Делались варадзори в стандартных размерах, поэтому стопа владельца могла нависать как спереди, так и сзади над подошвой. Форма подошвы была овальной. В паре сандали не делились на правую и левую, не имели как таковой пятки, бортов и носка. Закреплялись на ноге при помощи традиционной петли и завязок.

А вот варадзи изготавливались из соломы. Они были более прочными, а потому их предпочитали не только самураи, но и монахи с путешественниками. Подошва снизу укреплялась полностью или частично кожей, жгутами из соломы и даже металлической пластиной.

Для тех, кто много и активно передвигался, было немаловажным то, что кроме носочной петли, варадзи имели дополнительные боковые петли - ти и пяточную петлю с бантом - каеси. Через петли так пропускались шнурки, что закрепляли стопу на подошве наподобие бортика.

Выделяют два вида варадзи:

  • ецудзи - с четырьмя петлями;
  • муцудзи - с пятью петлями.

Японская обувь гэта

Этот вид деревянной обуви - один из базовых и наиболее популярных моделей для японок. Традиционно гэта - японская обувь для передвижения по улице. Изобрели ее около двух столетий назад. Другое ее название - "скамеечка". Связано это с особенностями ее формы: плоский горизонтальный брусок закреплен на двух брусочках-столбиках, а к ноге крепится ремешками или тесемками наподобие хорошо знакомых нам "вьетнамок". Гэта бывают мужские и женские.

Для мужских сандалей, как правило, используются дорогие породы дерева и отличная от женских моделей форма.

Женские сандали имеют несколько разновидностей:

  • с квадратным носком;
  • со скошенным вниз носком (номэри).

Эти сандалии плохо держались на ноге. Стопа не имела надежного положения на платформе. Это хорошо видно на изображенной на фото деревянной обуви. А, кроме того, этот вид обуви был достаточно тяжелым. Чтобы удержаться самой и не потерять "башмачок", японские женщины должны были передвигаться небыстро и мелкими частыми шажками. Так сформировалась в культуре традиционная паряще-семенящая походка японок. Дополняли японские гэта узкие кимоно, также сковывающие шаг.

Традиционно и мужская и женская деревянная японская обувь этого вида надевается на специальные белые носки из хлопка, у которых отдельно находится большой палец. Носили носки-таби все, кроме гейш.

Есть еще одна удивительная деталь для гэта - специальный непромокаемый чехольчик-колпачок для носовой части, выполненный из водонепроницаемого материала и прикрепляющийся шнурками к пятке. Он обычно используется в случае ненастья.

По назначению и особенностям изготовления выделяют:

  • никкои-гэта;
  • та-гэта;
  • янаги-гэта - бытовая обувь из для гейш;
  • поккури-гэта - роскошная, изысканно и дорого декорированная обувь для девушек-аристократок;
  • кири-гэта - темного цвета с "зубами" и без каблуков гэта для мужчин;
  • хиери-гэта - часто обтянутые кожей мужские гэта с тонкими зубцами;
  • сукэроку-гэта - имеют овальную подошву со скосом в районе носка и один зубец, используются в театре Кабуки;
  • тэцу-гэта - гэта из железа, скрепленные цепью, для тренировок ниндзя и борцов;
  • сукээто-гэта - своеобразные "коньки" для катания по льду, у которых вместо зубцов-брусков прикреплены лезвия или проволока.

Названий деревянной японской обуви существует немало. И все они для европейцев звучат непривычно и интригующе.

Никкои-гэта

Создана эта модификация была специально для горных районов, где располагаются японские монастыри и лежит снег. Чтобы ноги не скользили, не мерзли, а положение их было устойчивым, совместили два вида обуви: гэта и дзори. Плетеную подошву дзори прикрепили к варианту деревянной подошвы гэта, сформировав платформу у носа и широкий каблукоподбный брусок под пяткой. Шнурки крепятся в районе носка и по бокам таким образом, что не продеваются сквозь всю толщину подошвы и не прикрепляются к бокам, а вшиваются между подошвой из соломы и деревянной платформой. В таких сандалиях в жару прохладно, а в холод тепло.

Та-гэта

Этот вид деревянной обуви японцев существовал еще 2 тысячи лет назад. Работающим в заводненных территориях на уборке риса крестьянам было необходимо защитить стопы от влаги и травм. Потому самым простым способом было привязывание к стопам дощечек. Их приматывали к ноге, пропустив шнуры в специальные отверстия. Этот не был легким и изящным, а с налипшей на него грязью и вовсе становился неподъемным. Для управления ими использовали специальные веревки. А для работы в море надевали разновидность та-гэта - нори-гэта, которые имели два яруса. К нижнему привязывались большие камни, чтобы человек мог двигаться по дну и не всплывать. А после Второй мировой войны японцы носили о-аси - разновидность та-гэта.

Окобо

Этот вид японской обуви является разновидностью поккури-гэта. Он предназначен для учениц гейш и представляет собою туфли на высокой подошве со скошенным у носка углом. Их высота колебалась в районе 14 см. Однако наиболее высокого ранга гейши носили и очень высокие окобо, такие, что передвигаться без посторонней помощи было практически невозможно. Преимущество этого типа туфель заключалось в том, что в них можно было, не пачкая ног, передвигаться по достаточно серьезному грязевому слою. А ведь если вспомнить особенности климатических условий Японии, то многочисленные реки, часто выходящие из берегов, несут с собою много грязи, которую оставляют, уходя обратно в свое русло.

Дзори

Этот вид японской деревянной обуви изображен на фото. Он очень похож на гэта. Раньше делался только из дерева, а сейчас для изготовления дзори используют разнообразные материалы: от соломы до синтетических пластмасс. Главной особенностью, отличающей дзори от гэта, считается наличие большого утолщения платформы у пятки и почти полное его отсутствие в районе носка. Дзори - достаточно удобная и практичная обувь и годится для повседневного ношения. Однако современные японки, так как мы говорим о женском виде деревянной японской обуви, предпочитает носить в быту мягкие башмачки, а традиционные сандали надевать лишь по особо торжественным случаям.

По своей сути дзори - это модернизированные варадзи. Японские воины носили асинака - разновидность дзори без каблуков. Пальцы и пятка выступают за пределы подошвы.

Сэтта

О том, как называется эта японская деревянная обувь, можно выяснить, изучая информацию о дзори. Оказалось, что эти сандалии сложной конструкции - их разновидность. Сложность заключается в том, что подошва имеет несколько слоев:

  • верхний - плели из бамбука;
  • нижний - обшивали кожей;
  • каблук;
  • низ каблука - пластинка из металла.

Сэнгай

На средневековых японских деревянных гравюрах 18 века можно встретить изображение еще одного вида японской обуви. Она не относится к разновидносям деревянной обуви. Это тканая шелковая обувь для знатных дам и девушек из аристократических семей.

Таби

Про таби уже упоминалось выше как о носках, которые надевают под гэта или иногда под дзори. Однако японцы рассматривают таби как отдельный вид обуви, не деревянный, а из хлопковой материи. Таби имеют специальное углубление для ремешка, что делает их очень удобными в использовании.

Разновидность таби - дзико-таби - более похожа на башмак, так как здесь к традиционному таби присоединяется резиновая подошва. Такие башмаки позволяют ходить без иной обуви даже по влажной почве. Кроме того, дзико-таби не позволяют скользить в случае работы на скользких поверхностях, так как имеют на подошве специальные выемки, помогающие обеспечить пальцами лучшее сцепление.

Домашняя обувь японцев

Переодевание обуви при входе в японский дом - давняя и очень стойкая традиция японской культуры. На смену используются национальные варианты тапочек. Давным-давно японцы дома вообще не использовали обувь - ходили босиком. Со временем в качестве домашней обуви они стали использовать белые носочки таби.

А позже появились суриппа. Мягкая домашняя обувь, выполняющая роль тапочек, очень любима японцами. Она дарит им ощущение покоя и умиротворения, уюта и комфорта.

Одной из разновидностей суриппа является тоирэ суриппа или по-другому - "туалетные тапочки". Их надевают вместо суриппа при входе в туалет или ванную. Изготавливают их из пластика или резины, а сверху иногда обшивают мягкой тканью.

Есть и другой вид популярной некогда японской обуви для дома - сицунайбаки. Чаще всего их используют в холодное время года, так как изготавливают из очень плотного хлопка или шерсти. Внешне они напоминают носки. Подобные носки ранее использовались для тренировок при обучении боевым искусствам.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама