THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Актуальность этой темы для России не нова: вопросы, связанные с созданием военнослужащим семьи, подготовка офицеров к семейной жизни и многие другие семейно-бытовые проблемы были в центре внимания государства и командования русской армии уже более 200 лет назад. Представляет интерес тот факт, что во многих армиях мира существовали ограничения на браки военнослужащих. Диктовалось это, прежде всего, спецификой воинской службы: человек служивый, не обремененный семейными узами, был легок на подъем во время военных походов, мог сполна отдаваться военному делу, не претендуя при этом на комфортные условия жизни. Вместе с тем многие государства не обременяли свой бюджет назначением молодым офицерам содержания, обеспечивающего их семейства.

Россия, родовые и семейные отношения в которой чтились очень высоко, приобщилась к нравам просвещенной Европы при Петре I. В 1722 году высочайшим повелением было воспрещено жениться «без указа» гардемаринам. А чтобы неповадно было нарушать это повеление, устанавливалась соответствующая кара - три года каторжных работ. Впоследствии данное ограничение было распространено на офицеров пехоты и кавалерии, причем командирам полков вменялось в обязанность «входить в рассмотрение материальной обеспеченности и пристойности браков обер-офицеров». В 1796 году всем офицерам, желающим вступить в брак, предписывалось уведомлять об этом своих командиров полков. Генералы же, штабные и старшие офицеры обязаны были испрашивать на вступление в брак высочайшее соизволение императора. Вполне закономерно, что в течение нескольких десятилетий основу офицерского корпуса российской армии составляли холостяки. Возраст впервые вступавших в брак офицеров составлял 30-35 лет.

В 1866 году был издан закон об офицерских браках. Данный закон огорчил прежде всего молодых офицеров: им запрещалось вступать в брак до 28 лет. Те же, кто намеревался жениться до 28 лет, обязаны были предоставить подтверждение своей имущественной самостоятельности. Требовалось иметь годовой доход в размере не менее 250 рублей. По тем временам цифра немалая, а положенное младшим офицерам жалованье не позволяло им иметь необходимую для женитьбы сумму. В лучшем положении оказывались те, кто владел поместьями, приносящими доход, или занимал высокие должности. Выходцам из простого народа приходилось подолгу засиживаться в холостяках. Далеко не всегда офицеру удавалось удовлетворить и другое требование закона - добиться пристойности брака. Под пристойностью брака подразумевалось выполнение следующих условий: «добрая нравственность, благовоспитанность невесты и соответствующее офицерскому званию общественное ее положение». В дальнейшем закон об офицерских браках неоднократно обновлялся. Изменялись условия имущественного обеспечения. Появилось требование прослужить не менее двух лет в части, прежде чем подать прошение на брак. Это был своего рода испытательный срок для молодых офицеров, а вместе с тем попытка удержать наиболее горячих от опрометчивого шага.

Последний закон об офицерских браках был принят в 1909 году. Для женитьбы, например, поручику российской армии той поры необходимо было для начала достичь 23-летнего возраста, добиться признания брака пристойным и заполучить разрешение как минимум командира полка. Но если в порыве чувств офицер не соблюдал эти условия при заключении брака, то в лучшем случае на него было бы наложено строгое дисциплинарное взыскание (арест, понижение в звании, отстранение от должности), в худшем случае - увольнение в запас.

В армиях других стран законы о вступлении в брак военнослужащих были не менее строги. Например, в армии Австро-Венгрии, помимо упомянутых условий, существовало и такое: в части должно быть не более трети женатых офицеров. Остальные желающие могли вступать в брак, как говорится, «в порядке открывающихся вакансий».

Семейно-брачные отношения, характерные для современной армейской семьи, - это отношения проблемного супружеского союза, перед которым также возникли определенные социальные препятствия. Семья военнослужащего, выполняя функции обычной семьи, испытывает большее влияние специфики воинской службы.

Т. А. Семикина (1990) выделяет следующие социально-психологические особенности семей военнослужащих: 1.

Готовность семьи военнослужащего подчинить свою жизнь, свою судьбу тем требованиям, которые предъявляются службой в Вооруженных Силах. 2.

Необходимость неоднократной адаптации при переездах к новому месту службы, связанной со сменой природных, климатических, бытовых,

социальных условий, что вызывает большие психические и физические нагрузки военнослужащего, членов его семьи. 3.

Психологический дискомфорт, стрессы и конфликты, вызванные нередко отсутствием жилья, возможности трудоустроиться жене военнослужащего, добиться места в детском учреждении, недостаточной медицинской помощи и т. п. 4.

Дефицит общения военнослужащего с семьей, вызванный особыми условиями армейской и флотской службы, жестким регламентом времени, что неблагоприятно отражается на психологическом климате семьи, воспитании детей, порождает неудовлетворенность потребностей членов семьи во внимании, заботе, совместном проведении досуга и т. д. 5.

Зависимость сплоченности семьи военнослужащего от нравственно-психологических качеств жены, ее выдержки и стойкости, понимании той особой миссии, которую выполняет муж, ее способности выдержать такие испытания, как вынужденная разлука, постоянная тревога за супруга, и умение создать условия для успешного выполнения мужем служебного долга. 6.

Особая ценность и значимость домашнего очага для военнослужащего в силу того, что служебная деятельность у него исключительно напряженная и ответственная, требующая полной самоотдачи для решения задач боеготовности и боеспособности войск, связанных порой с риском для жизни.

Пример семьи военослужащих

Муж - офицер, служивший в Афганистане. Жена - по образованию учительница физики, преподает в младших классах. Двое детей. Муж очень любит, чтобы после работы, когда он звонит в дверь, ему открыла супруга. «Видимо, так устает, что хочется, чтобы дома жена была».

Очень большая помощь семье оказывалась родителями жены - когда муж- военнослужащий был командирован в Афганистан, жена последовала за ним, а сын (тогда единственный) оставался с бабушкой и дедушкой, окружавшими его заботой и любовью.

Ведение хозяйства в этой семье всегда было образцовое: чистота, порядок, при этом в доме постоянно находилось множество гостей из разных городов, которым всегда помогали. Приготовление пищи на ресторанном уровне - со множеством блюд для многочисленных друзей и родственников. Образ жизни «активно светский» - практически ежедневное принятие и посещение гостей, поездки («В Новый год у нас ночевало 25 человек»). При этом детям уделялось и уделяется очень много внимания (в особенности со стороны матери-учительницы и бабушки) - в учебе, развитии способностей; удовлетворении их потребностей в отдыхе, интересах, одежде. Упорядоченный быт и забота, вероятно, способствовали тому, что дети выросли уверенными, успешными и общительными.

Условия, в которых в настоящее время живет и функционирует семья кадрового военнослужащего Российской армии, зачастую иначе как экстремальными не назовешь: недостаточное материальное обеспечение, отсутствие жи лья, работы по специальности для жены, нехватка детских, медицинских учреждений и многого другого.

В настоящее время самой распространенной среди военных является семья нуклеарного типа, в которой, как правило, имеется не более одного-двух детей. Ориентация на троих детей, как и в семьях представителей других профессий, встречается крайне редко. По-видимому, рождение и воспитание одного- двух детей в наибольшей степени соответствует возможностям современной семьи военнослужащего, ее образу жизни.

С одной стороны, дети - непременная составляющая часть этого образа жизни, важнейшая ценность. Общение с ними, забота об их здоровье, материальном благополучии, образовании, социальном статусе играют одну из первостепенных ролей в судьбе большинства людей, связавших свою жизнь с армией. С другой - сложившаяся система жизнедеятельности супруга-воен- нослужащего, структура потребностей (бюджет времени, материальные и жилищные проблемы) осложняют в нынешних условиях воспитание троих, а иногда и двоих детей.

Ценность семейной жизни объективно важна для военнослужащего, однако данные исследований показывают, что это не всегда и не сразу осознается офицерами. В одной из научных работ получены данные о взаимосвязи структуры ценностей и звания офицеров (данные по офицерам внутренних войск МВД России) (Корчмарюк В. А., 1998).

Таблица 17

Иерархия целей служебной деятельности офицеров (Корчмарюк В. Д., 1998) № Ценности Полковник,

подполковник Майор,

капитан Ст. лейтенант, лейтенант 1 Профессиональная

деятельность 1 1 4 2 Семейная жизнь 2 5 8 3 Здоровье 3 3 9 4 Саморазвитие 4 2 6 5 Общественное признание 5 4 10 6 Свобода 6 7 1 7 Обеспеченная жизнь 7 6 3 8 Творчество 8 10 5 9 Познание 9 8 7 10 Товарищи, друзья 10 9 2 Как видно из таблицы, значимость семейной жизни растет с рангом офицера (и, соответственно, с возрастом). Для молодых людей в звании лейтенанта и старшего лейтенанта доминируют ценности молодых мужчин, которые в порядке убывания значимости можно описать как «свобода - товарищество - обеспеченная жизнь - профессия - творчество - саморазвитие - познание», и лишь затем следует ранг семьи. Это можно объяснить приоритетом опреде ленных потребностей в ранней взрослости, связанных с общением, желанием нормальной обеспеченной жизни и стремлением развивать свои способности и узнавать новое.

С достижением определенного статуса (в ранге капитана и майора) значимость профессиональной деятельности доминирует, потребность в саморазвитии сохраняется, появляется большая обеспокоенность здоровьем, а также общественным признанием как мотивом деятельности. Семейная жизнь занимает уже почетное пятое место, хотя и уступает по значимости вышеперечисленным ценностям.

Офицеры в звании подполковника и полковника по-прежнему в наибольшей степени ценят профессиональную деятельность, за которой сразу следуют ценности семьи, здоровья, саморазвития и общественного признания. Свобода и обеспеченная жизнь, так значимая для молодых офицеров, уже не являются столь актуальными (Корчмарюк В. А., 1998, с. 17).

Возможно, эти данные несколько объясняют и результаты, полученные Т. В. Власовой (они приведены ниже), согласно которым в семьях курсантов наблюдаются серьезные конфликты буквально по всем сферам жизнедеятельности в браке - у молодых людей к 23-25 годам просто еще не созревает должной готовности к семейной жизни, в этом возрасте есть масса других приоритетов.

Современной армейской семье далеко до благополучия. Стоящие перед ней трудности имеют и конфликтный, и кризисный, и проблемный, угрожающий ее целостности вид. Они носят порой особо резкий характер, охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности семьи. Обстановка в семьях военнослужащих в условиях реформирования армии и флота характеризуется довольно высокой напряженностью взаимоотношений. Как показывает клиническая практика и результаты исследований А. Н. Харитонова и В. А. Кочнева, наблюдается усиление роста психологических семейных проблем у профессиональных военнослужащих - конфликтов с женой (62% ответов респондентов), наличия внебрачных связей (80%), негативных отношений между супругами (21% военнослужащих признались в чувстве ненависти, а 26% в чувстве агрессивности к супруге). Выборка составляла 459 семей офицеров и 63 экспертов - военных психологов (Харитонов А. Н., Кочнев В. А., 2003).

По данным исследования психологических трудностей в семьях военнослужащих Военно-воздушных сил (200 супружеских пар), выявлены три группы семей (Власова Т. В., 2003): 1.

Нестабильные - пары, не преодолевающие затруднения при наличии негативной мотивации; к ним относятся 24% семей офицеров (и 30% курсантских). 2.

Проблемные - пары, которые недостаточно овладевают затруднениями при наличии позитивной семейной мотивации; таких 48% (а у курсантов - 60%). 3.

Стабильные - пары, преодолевающие затруднения; к их числу можно отнести 28% семей офицеров и лишь 10% семей курсантов.

На первом месте - конфликты из-за расхождения представлений о семейном лидерстве (у 73% супружеских пар). При этом женщины называют главой семьи мужа в 11% случаев, жену - в 25% случаев, обоих супругов - в 7% случаев и считают, что в семье нет лидера (главы семьи) 57% опрошенных семейных пар.

В курсантских семьях отсутствует глава семьи у 90% семейных пар, 5% семей называют главой семьи мужа и 5% - жену. Можно заметить явную закономерность - в 90% семей будущих офицеров отсутствует глава, и в 90% семей супруги не справляются с конфликтами.

Данные того же автора, касающиеся проблемных сфер семейной жизни военнослужащих ВВС (г. Москвы и московских курсантов Военно-воздушной академии), показывают преобладание все же скорее психологических причин напряженности: так, на втором месте по значимости источников семейных трудностей оказалась культура общения, то есть соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни; на третьем месте - сфера моральной мотивации, что, по мнению автора, выражает низкое развитие их морального сознания и самосознания (в 33% семей).

Четвертое место по значимости семейных трудностей принадлежит блоку «семейные роли» - неудовлетворенности супругов в исполнении определенных ролей в семье. Это, в свою очередь, говорит о неоднозначности представлений о семейных ролях лиц, вступающих в брак. В особенности остро эти проблемы выражены в семьях курсантов.

Пятое место среди источников возникновения психологических семейных трудностей занимает потребность в защите «Я-концепции» - в 22% семей. Причем если в офицерских семьях - в 15% случаев, то у курсантов - в 88%.

На этом фоне семейные трудности, возникающие из-за неудовлетворения материальных потребностей, занимают скромное шестое место (в 21% семейных пар, в семьях офицеров - 16%), хотя для семей будущих офицеров и эти проблемы стоят очень остро (в 65% пар).

Автор отмечает также трудности из-за неудовлетворенных познавательных потребностей семьи, потребностей в духовном росте и совершенствовании (в 18% пар), неудовлетворенной потребности в общении семейной диады (в 16%), следствием чего становятся взаимное отчуждение, чувство одиночества, взаимная неудовлетворенность.

«Семья военного - зеркало армейской жизни», - писал А. Ф. Евченко, имея на это все основания. Конфликтность в семье военнослужащего демонстрирует эту связь. Объективные стороны труда военного создают предпосылки взаимного недовольства мужей и жен семейным бюджетом, бытовыми и жилищными условиями, распределением домашней работы. Отсутствие по служебным делам и ненормированный рабочий день являются базой конфликтов из-за проведения досуга. Ощущение угнетенности, плохого семейного самочувствия не может не сказываться на выполнении повседневных дел и несении службы (Евченко А. Ф., Разов П. В., 1999).

Конфликтами с частотой выше допустимого охвачены три сферы жизнедеятельности семьи офицера: сфера социализации детей, сфера организации быта и сфера общения (Локтаева С. А., 2003).

Остановимся на их рассмотрении более подробно. Помимо дефицита родительского общения, в конфликтах «воспитания» присутствуют черты армейской субкультуры. Подсознательное, автоматическое перенесение принципов безоговорочного подчинения, субординации, свойственных сугубо военному коллективу, на семейную почву становится дезорганизующим моментом родственных отношений, причиной психологических отклонений у детей. Понимания этих процессов часто не хватает супругам. Между тем конфликты между поколениями более трудны для разрешения, чем конфликты супругов в браке. Их устранение возможно лишь в условиях родительской терпимости, исключения грубой репрессии, раннего налаживания товарищеских отношений с детьми.

Исследователи подчеркивают ряд сложностей в социализации детей из семей военнослужащих: многочисленные переезды, необходимость неоднократной адаптации, связанной со сменой природных, климатических, бытовых условий оказывают влияние на здоровье детей. Адаптация в значимой среде, связанная со сменой школ, обостряет проблемы развития личности. В особенности это касается подросткового возраста (Локтаева С. А., 2003).

Как показали исследования младших школьников в одном из подмосковных гарнизонов (выборка составила 177 детей), во многих семьях отмечается дефицит общения с отцом-военнослужащим, вызываемый особыми условиями армейской службы, жестким регламентом времени, что порождает неудовлетворенность потребностей детей во внимании, заботе, эмоциональном контакте. При этом со стороны матери преобладает доминирующая гиперпротекция, так как жены офицеров чаще не работают и полностью отдаются воспитанию детей. Доминирующая гиперпротекция, по классификации А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллера, проявляются в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях.

Сочетание недостатка внимания к детям со стороны отцов-офицеров с доминантностью матерей в вопросах воспитания обнаружено в 53,7% семей. В части семей отмечается жесткость методов воспитания, много наказаний (10,2%), строгость воспитательных установок родителей (10%), нет поощрения, воспитания инициативы, самостоятельности (10%). В то же время отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье обнаружилось лишь в 2% семей (Локтаева С. А., 2003).

Возникающие на основе разделения труда разногласия составляют наиболее распространенную группу конфликтов, нарушающую благополучную супружескую жизнь. Конфликты по осуществлению домашних обязанностей в семьях военных инициируются преимущественно женщинами.

Важное место среди показателей образа жизни армейской семьи занимает досуговая деятельность. Совместный досуг является важнейшим фактором успешного воспитания детей, установления доверительных супружеских отношений. Оценка рационального использования свободного времени включает в себя несколько элементов.

Отдельно следует выделить предметную сторону досуга, его «вещественное обрамление». В этом плане семья военного представляет собой среднестатистическую семью с достатком, не позволяющим выйти за рамки самого доступного и распространенного набора промышленных товаров, ставшими предметом первой необходимости (холодильник, стиральная машина, телевизор).

Уровень разнообразия товаров и услуг ограничивается возможностями гарнизонной торговли.

В условиях военного гарнизона, отдельно расположенного военного городка, лимитированы и способы семейного времяпрепровождения. Не у всех военнослужащих есть возможность приобрести в собственность земельный участок, дачу или огород. Подсобное хозяйство - вид семейного владения, наличие которого можно назвать не только одним из критериев материального достатка, но и признаком совместного семейного труда и отдыха. Наиболее доступный для большинства семей в России способ объединения досуговых интересов не является таковым для армейской семьи.

Кочевая жизнь создает дополнительную базу семейной конфликтности в связи с ощутимыми перерывами в процессе накопления семейной собственности. Последнее нельзя компенсировать только денежными пособиями. Здесь нужна тщательно продуманная политика социальных льгот. Чем крепче семья связана с собственностью и чем большую роль играют в ней имущественные отношения, тем шире материальная база семейного сотрудничества.

Отличительной чертой семейной жизни военнослужащего может являться то, что большая часть свободного годового времени семьи приходится на отпуск (то есть, кроме летнего отпуска, вместе с женой и детьми военнослужащему не удается бывать). Это порождает диспропорции в отдыхе членов семьи, чьи потребности (а они могут быть связаны с полом, возрастом, лечебными противопоказаниями и т. д.) часто невозможно совместить. По данным Т. В. Власовой, 20% семей ощущают трудности в совместном проведении досуга (13% офицерских семей и 80% курсантских). Организуют досуг оба супруга в 55% всех семей, является организатором жена - в 22% семей офицеров (и 30% курсантов), в 16% семей лидером в организации досуга семьи является муж.

Традиционными для любой семьи являются конфликты из-за взаимоотношений с родителями. Семья военного в этом плане представляет собой известное исключение. Переезды, жилищная необустроенность делают невозможным совместное проживание с родителями и сокращают число непосредственных семейно-родственных контактов, что приводит к более низкому уровню конфликтов по сравнению с обычной семьей.

Конфликты, вызванные неудовлетворенностью супругов интимными отношениями, в большинстве случаев свойственны молодым парам, находящимся на этапе адаптации, взаимоприспособления и взаимоузнавания. Хотя встречаются они и в браках «со стажем», когда причиной становятся большая загруженность на работе (и, соответственно, усталость), недостаток свободного времени.

Наиболее распространенными поводами к разводу можно считать следующие: желание создать другую семью, плохое обращение, насильственные действия со стороны мужа, супружеская измена, алкоголизм со стороны одного из партнеров, отсутствие детей - это те внутрисемейные проблемы, устранение которых возможно на основе доброй воли супругов при желании сохранить семью.

Давление негативных факторов армейской жизни, которые в настоящих условиях не всегда может выдержать даже семья, прошедшая тернистый путь воинской службы, в огромной мере определяет общее направление семейной конфликтности.

Разрушение армейской семьи, сложившихся стереотипов семейной организации тесно связано с противоречиями в системе армейской жизни в целом. Тенденции изменения института семьи и армии взаимообусловлены. Нейтрализовать негативные последствия этих процессов, локализовать ситуацию семейного распада можно, сохранив социальный престиж армии и его семейную опору. Институт семьи в армии удается укрепить благодаря оказанию своевременной психотерапевтической, социальной, финансовой и другой помощи. Всеобъемлющую профилактику разводов следует считать одним из приоритетных направлений социальной работы в Вооруженных Силах.

В 2000 году А. В. Руденко под нашим руководством провела небольшое социально-психологическое исследование семей военнослужащих. Задачами исследования являлись: выяснение эмоционального состояния семей, выявление специфики браков военнослужащих, определение причин, влияющих на благополучие семейных отношений в армейских семьях; определение уровня конфликтности и тактики поведения в конфликтных ситуациях в семьях военнослужащих.

Опрошено 25 семей военнослужащих из гарнизона г. Серпухова, то есть всего 50 человек. Средний возраст жен военнослужащих - 24,3 года (от 20 до 30 лет), мужчин-военнослужащих - 26,7 лет (от 21 до 30 лет). Детей имеют свыше половины обследованных пар (64%).

Методами исследования являлись: опросник Э. Крознер «Поведение “идеальных” мужей и жен», тест М. Филонова на удовлетворенность браком, методика по определению стилей поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, авторский опросник А. В. Руденко.

В состав авторского опросника вошли вопросы, касающиеся мотивов вступления в брак, стажа брака и т. п., а также вопрос о факторах, которые члены семей военнослужащих считают главными для стабильности семейных отношений. Требовалось проранжировать следующие факторы: материальное благополучие, физические данные, сексуальные отношения, общие культурные запросы, взаимопонимание.

Факторы стабильности брачно-семейных отношений распределились по степени значимости следующим образом: 1.

Психологический фактор - ему отдали предпочтение 32% обследуемых пар. 2.

Материальный - 22% пар. 3.

Культурный - 18% пар. 4.

Сексуальный - 16% пар. 5.

Физический - 12% пар.

Интересно, что физическому фактору отдали предпочтение молодые супружеские пары, стаж семейной жизни которых не превышал 1,5 лет. Таким образом, можно предположить, что физический фактор играет важнейшую роль, когда супружеские пары достаточно молоды и не имеют опыта семейных отношений.

Пары со стажем 2-5 лет супружеской жизни особо отмечали культурный, материальный и психологический факторы.

Супружеские пары со стажем семейной жизни 5-10 лет отдали свое предпочтение психологическому, материальному и сексуальному факторам.

Психологический фактор обусловливает как гармонию, так и, наоборот, дисгармонию в семейных отношениях, что подтверждается интервью семейных пар.

Александр, 22 года, стаж семейной жизни 1 год: «Верю своей жене, думаю, мы будем счастливы всегда, как и сейчас. Конечно, будут трудности, но я уверен, что все преодолимо, если есть понимание и любовь».

Юлия, 20 лет, стаж семейной жизни 2 года: «Замуж вышла по любви. Как жене военнослужащего, приходится очень трудно в материальном плане, часто остаюсь одна. Но когда мы вместе, мы понимаем друг друга, нам хорошо».

Светлана, 25 лет, стаж семейной жизни б лет: «Мой муж не очень красив, не очень много зарабатывает, он не достиг небывалых культурных высот, да и любовники бывают получше. Но мне с ним хорошо. Я счастлива в браке, мне комфортно в моей семье».

Евгений, 30 лет, стаж семейной жизни 8 лет: «Что делать мужчине, если в семье уже есть дети? Конечно, многое уже не вернешь, но если бы прокрутить все назад - никогда бы не женился курсантом. Когда становишься самостоятельным, все предстает в другом свете».

Анализ данных по опроснику Э. Крознера «Поведение "идеальных" мужей и жен» показал, что стратегии вести себя как «идеальные» мужья и жены, следующие принципам бесконфликтного общения (умению радовать друг друга и всячески избегать действий, доставляющих обиды и огорчения), придерживаются все семейные пары, чей стаж не превышает 1,5 лет, и 71% семейных пар со стажем 5-10 лет совместной жизни, что характеризует стабильность семейных отношений.

Самый низкий показатель желания быть «идеальным» наблюдается в семьях со стажем брачной жизни 2-5 лет (43%), что говорит о невысоком уровне эмоционального благополучия среди таких семей.

Итак, в большинстве семей (76% от общего числа обследуемых пар) понимают, что для избежания конфликтов не всегда нужно отстаивать свои взгляды, отказываясь от возможности испытать радость от взаимопонимания и богатства отношений; что для того, чтобы избегать ссоры, надо постоянно узнавать, что вызывает отрицательные эмоции у партнера по браку; что следует быть терпеливым, уметь забывать обиды.

Анализ итоговых оценок по тесту Филонова на удовлетворенность браком (его «удачность») показал, что в категории брачных пар со стажем 1,5 года (44% обследуемых семей) все опрошенные достаточно высоко оценили возможности своего брака и удовлетворенность им. Это означает, что, хотя в данных се- мьях и проходят мелкие размолвки, вообще они чувствуют себя счастливыми, а свой брак считают удачным.

В категории брачных пар со стажем 2-5 лет (28% брачных пар) оценок удач- ности брака оказалось гораздо меньше: лишь 29% мужчин и 43% женщин оценили свой брак как удачный. Остальные пары по результатам теста получили рекомендации проявлять к супругу больше внимания и задуматься над улучшением внутрисемейных взаимоотношений.

Среди семей, существующих 5-10 лет, удачным посчитали свой брак 71% супругов.

Для успешных семей с небольшим стажем было характерно отсутствие детей и, соответственно, трудностей, сильное желание супругов быть вместе. Для семей с большим стажем - стабильность семейных отношений, хорошая взаимная адаптация супругов, высокий психологический комфорт в семье.

В семьях с низкой удовлетворенностью браком у супругов в числе факторов, способствующих этому, отмечались: материальные трудности, разные взгляды на воспитание детей, недостаточная помощь семье со стороны мужа, частое отсутствие его дома, невозможность получения квартиры.

Эти причины послужили возникновению определенных проблем и разногласий в семейных отношениях, а также помогли выделить группу супругов, наименее удовлетворенных своим браком, - в нее вошли семейные пары со стажем совместной жизни 2-5 лет.

Сопоставление результатов по опроснику К. Томаса (предрасположенности к конфликтному поведению) для людей со стажем семейной жизни обнаружило некоторые закономерности в семьях военнослужащих. У большинства жен военнослужащих со стажем семейной жизни до 1,5 лет предрасположенность к конфликтному поведению низкая, со стажем 2-5 лет - средняя, а со стажем 5-10 лет - высокая.

Самой высокой предрасположенностью к конфликтному поведению обладают мужчины-военнослужащие с семейным стажем от 2 до 5 лет. Предрасположенность к конфликтам у мужей в совсем молодых браках и браках со стажем от 5 до 10 лет средняя.

Иными словами, у женщин с увеличением стажа семейной жизни (в нашей выборке - вплоть до 10 лет замужества) возрастает уровень предрасположенности к конфликтному поведению, что, конечно, затрудняет установление благоприятного психологического климата в семье.

У мужчин-военнослужащих, в соответствии с прожитыми годами в браке, несколько увеличивается предрасположенность к конфликтам (2-5 лет), которая затем (после 5 лет в браке) опускается на средний уровень.

Следует отметить, что в целом степень конфликтности у супругов тяготеет к среднему уровню. Однако из обследованных брачных пар с различным стажем семейной жизни оптимальной стратегией в конфликте не обладает ни один супруг. Оптимальной стратегией по результатам опросника Томаса принято считать такую, которая включает в себя все пять тактик поведения (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление), имеющих равную значимость, достигающую пяти-семи баллов (Гришина Н. В., 1978).

Анализ корреляционной плеяды по подвыборке жен военнослужащих показал взаимосвязь между факторами, выделенными в авторском опроснике А. В. Руденко. Так, опрос женщин показал, что чем сильнее ориентация на материальное благополучие, тем ниже культурные запросы и тем меньшее значение имеют физические данные супруга (мужчины).

Чем больше ориентация на культурные запросы как фактор стабильности семейных отношений, тем менее важными для благополучия брака представляются женщинам сексуальные отношения.

При этом чем сильнее выражена ориентация женщин на материальное благополучие, тем меньше показатель взаимопонимания в супружеской паре.

При увеличении стажа семейной жизни уменьшается склонность реагирования в конфликтных ситуациях по типу «конкуренция» (достижения своих интересов, невзирая на интересы другого) и возрастает склонность к компромиссному реагированию. Возможно, однако, что эти данные - результат «отсеивания» части семей на начальных этапах совместной семейной жизни. Несомненно то, что с возрастом замужние женщины чаще идут на компромисс в конфликтной ситуации.

Показатель удовлетворенности браком в подвыборке жен военнослужащих достиг значимой корреляционной зависимости лишь с показателем такого стиля реагирования в конфликтах, как «избегание». Следует отметить также, что в конфликтных ситуациях женщины выбирают чаще всего сотрудничество, компромисс и очень редко конкуренцию как способ выхода из конфликта.

Анализ корреляционных зависимостей на подвыборке мужчин-военнослу- жащих показал, что для них крайне важной является ориентация на взаимопонимание в семье (наибольшее число значимых корреляций). Интересно, что чем более мужья ориентированы на взаимопонимание, тем менее значимы для них физические данные супруги, при этом более важными становятся общие культурные запросы.

Ориентация на взаимопонимание в семье у мужчин связана с компромиссным и сотрудничающим стилями поведения в конфликтных ситуациях и отрицательно - со стремлением конкурировать.

Ориентация на культурные запросы в семейной жизни у мужчин, как и у женщин, делает меньше выраженной склонность считать главным в семье материальное благополучие, а также сексуальные отношения.

Получена значимая линейная зависимость удовлетворенности браком у мужей с увеличением стажа семейной жизни (от нескольких месяцев до 10 лет). При этом у мужчин, склонных разрешать конфликты с помощью стратегий сотрудничества и компромиссов, удовлетворенность браком оказывается значимо выше.

В то же время и сам стаж семейной жизни у мужчин связан с компромиссным и сотрудничающим стилями разрешения конфликтов. (Военнослужащие более старшего возраста с большим семейным стажем более склонны к этим формам реагирования в конфликтах.)

Итак, можно заключить, что в ходе исследования семей военнослужащих была выявлена высокая степень удовлетворенности супругов своим браком, что является показателем надежности семьи военнослужащего, несмотря на трудности ее существования. Предрасположенность к конфликтному поведению в таких семьях находится на среднем уровне. Наибольшая конфликтность отмечена у мужчин со стажем брака 2-5 лет, выявлено ее снижение в семьях со стажем 5-10 лет.

У мужчин с увеличением стажа семейных отношений (в нашем исследовании - до 10 лет) удовлетворенность браком растет. Это перекликается с данными В. А. Корчмарюка об увеличении значимости семейной жизни для военнослужащих более высокого ранга (и более старшего возраста). У жен военнослужащих такой взаимосвязи не выявлено, однако с ростом стажа у супругов обоего пола увеличивается показатель компромисса и сотрудничества как стилей решения конфликтных ситуаций.

Диагностика межличностных отношений выявила важность адекватной самооценки личности как необходимого элемента в становлении прочных супружеских отношений.

Из личностных особенностей у мужчин-военнослужащих была отмечена склонность к доминированию, а у большинства женщин - к подчинению, что способствует стабильности таких семей.

Оптимальной стратегией выхода из конфликтов супруги не обладают. При этом большинство жен продемонстрировало понимание важности конструктивного разрешения конфликтов и активно участвовало в выработке оптимальных тактик выхода из конфликтных ситуаций в рамках семейного практикума.

Таким образом, исследование семей военнослужащих г. Серпухова выявило трудности, стоящие перед такими семьями, а также факторы удовлетворенности браком военнослужащих и показало необходимость дальнейшего изучения армейской семьи с целью психологической коррекции семейных отношений. Участники исследования отмечали большую важность психологической работы с семьями военнослужащих. В настоящее время московскими исследователями проводятся коррекционные и психотерапевтические работы по реабилитации военнослужащих (Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н., Сухомлин О. А., Кочнев В. А., Власова Т. В. и др.).

В настоящее время в исследовании семей военнослужащих подчеркиваются в основном негативные характеристики их жизни и взаимоотношений. Можно сказать, что объективно существуют практические требования к семьям военнослужащих, прежде всего относящиеся к женщинам: ?

стойкость к жизненным изменениям: переездам, неустроенности быта, дежурствам мужа и его отсутствию в праздники; ?

психологическая поддержка мужа, которая выражается, в частности, в оптимизме внешнем (радости на лице) и внутреннем (не унывать при тяготах); ?

обеспечение надежного тыла - ведение образцового хозяйства с традиционно женскими обязанностями: приготовление пищи, консервирование продуктов, выпечка, способность сервировать стол и обслуживать большое число гостей; ?

обеспечение «круга общения» мужа - контакты, поддержание разговора, веселья («товарищеские» роли, по К. Киркпатрику) в компаниях и

застольях, без чего карьера мужа затруднительна. Угрюмая, интроверти- рованная или занятая своей карьерой жена будет препятствовать служебной карьере мужа. Слишком интеллигентная, рафинированная, вежливо-ироничная феминистка также мож

Особое место в общей системе работы по психореабилитации занимает работа с семьями офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту, участвовавших в боевых действиях. Эта работа должна быть начата еще до возвращения войск в пункты постоянной дислокации. Обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий. Семья, близкие люди становятся зачастую основным психореабилитирующими факторами при том условии, что они готовы взять на себя эту роль не только морально, но точки зрения необходимых знаний в вопросах психореабилитации.

Работа с семьями должна вестись непосредственно при выполнении частями служебно-боевых задач, когда поступающая информации из районов действий оперативно и своевременно в возможном объеме доводится до членов семей военнослужащих, широко пропагандируется успешное выполнение служебно-боевых задач, примеры мужества, решительности, добросовестного выполнения воинского долга. За несколько дней до возвращения военнослужащих из района служебно-боевой деятельности офицеры по работе с личным составом организуют работу с семьями возвращающихся военнослужащих по подготовке их к встрече своих мужей, отцов и т. д. В беседах с членами семей им выдаются следующие рекомендации:

постарайтесь оказать помощь своему мужу психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;

проявите внимание и терпение к проблемам мужа, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному

депрессивному состоянию и т. п. Это временные явления, помогите ему с ними справиться;

необходимо учитывать, что за время разлуки, связанной с выполнением мужем служебно-боевых задач вы оба несколько изменились. Необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу. Возвращение мужа к привычной совместной жизни может протекать не без осложнений. Проявите понимание и терпение;

особое внимание необходимо уделить детям. Важно чтобы при восстановлении ваших привычных отношений с мужем они не оказались без должного внимания и заботы;

создайте благоприятную интимную обстановку. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу;

не поощряйте употребление мужем алкоголя. Постарайтесь тактично дать ему понять, что это весьма пагубно для него, ваших отношений целом для семьи.

Мероприятия общей психореабилитационной работы проводятся всеми органами военного управления, в большей степени структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической и медицинской реабилитации, проводимыми подготовленными психологами и медицинскими работниками. Учитывая опыт служебно-боевой деятельности войск на территории Чеченской Республики и других регионах, эта работа выходит на одно из самых приоритетных мест в общей системе морально-психологического обеспечения войск.

УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГУК ВВ МВД РОССИИ.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

Обеспеченность жильем - это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия безквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.

В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, так как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.

Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия . Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором - предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

Социальная работа, по определению, является оказанием помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие В нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне, вышедшие их детства, но еще далекие от старости. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.
Прежде, чем рассматривать комплекс проблем, объективно присущих людям, несущим военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые, в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус определяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — возраст, состояние здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации существует комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных Сил преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской обязанности, хотя за последнее время предприняты определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат и матросов, сержантов и старшин также на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
прошедшие военную службу ь вооруженных силах другого государства;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва, например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения, в других случаях; условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться достаточно широко.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — устанавливаются контрактом.
Проблемный комплекс военнослужащих и их семей обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть отсутствие возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. В воинской службе часто имеет место наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности военнослужащих, воздействия шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для всех армий.
Вооруженные силы тесно связаны с состоянием государства и общества. Соответственно, практически все проблемы и беды российского общества накладывают свой отпечаток на деятельность и самочувствие военнослужащих. Так, снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной когорты населения приводит к тому, что, при сохранении масштабов призыва, на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, непосильные нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводит к появлению или обострению заболеваний. Противоправное поведение в период до поступления на военную службу, рост преступности в обществе, наркомания и алкоголизм воздействуют на людей в военной форме: велико число преступлений, совершаемых военнослужащими, возрастает опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие нескольких статусных систем в ее рядах — официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской» системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих солдат перед новобранцами, и «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.
Нарастание социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных задержках выплаты денежного содержания военнослужащим, распаде системы материально-технического снабжения, устаревании техники и вооружения, невозможности вести нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы — все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Острую группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние здоровья и психики было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы — слабость психики, при которой незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые толкают людей на агрессивные вспышки или на самоубийства, чувство вины погибшими за то, что остался жив, негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди них на треть больше самоубийств и разводов, вполовину больше больных алкоголизмом, наркоманов, чем в среднем по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
К сожалению, в истории нашей страны было достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил должного общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным, включая социальные меры, все виды реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб и формирование доступной Среды для инвалидов, организацию психологической поддержки, а также изменение отношения общества к те лицам, которые честно выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.
Семьи военнослужащих испытывают воздействие всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто встречаются трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают трудности в учебе детей, которые вынуждены адаптироваться каждый раз к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

6.1.5. Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитание

Успешное выполнение важных и ответственных задач, поставленных перед Вооруженными Силами, настоятельно требует повышения уровня организационной работы на всех участках, в том числе и среди членов семей военнослужащих. Это важный участок воспитательной работы, имеющий свою специфику.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, находящимися в браке, между родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Для более детального анализа проблем современной семьи военнослужащего необходимо уяснить: каковы функции его семьи; в каком браке он находится; как проводится семейное воспитание; какими параметрами характеризуется семья; ее особенности и др.

Семья – сложное явление, субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Как ячейка общества семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов. Качество этой среды определяется рядом параметров:

демографическим (структура семьи): большая – включает других родственников; нуклеарная – включает лишь родителей и детей; полная – оба родителя и дети; неполная – без одного из родителей; бездетная – нет детей; однодетная – один ребенок; малодетная – 2-3 ребенка: многодетная – больше 3 детей;

социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; имущественные характеристики и занятость родителей на работе);

технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основные функции семьи – репродуктивная, экономическая (хозяйственная), воспитательная, коммуникативная, проведение досуга и отдыха и др.

Современная семья весьма существенно отличается от сложившейся в прошлом не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин тому много, основные из них следующие.

1. Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений – родителей и детей. Бабушки, дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно использовать опыт и поддержку предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

2. Изменяется статус мужского и женского труда. Уменьшается сфера приложения мужских усилий, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3. Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются из-за недостатка культуры и в силу индивидуальных особенностей.

4. Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне дома. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. Детям нужен личностный авторитет родителей.

Воспитательная функция – важнейшая у семьи. Здесь можно выделить три аспекта:

систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

постоянная ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия постановлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Они направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка.

личностные ресурсы семьи: наличие родителей, братьев, сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.);

качественные характеристики членов семьи: состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний;

отношение старших к младшим, к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям;

характер взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарным, демократическим, авторитарно-демократическим, демократическо-авторитарным.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

Это достигается с помощью постоянного контроля над жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам. Некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность. Если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – вызывает у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

Демократический стиль отличается стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания выступают одобрение, поощрение. Коммуникация двусторонняя. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе одному или другому стилю (авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный). Различия этих стилей в том, что в одном из них преобладает либо авторитарность, либо демократизм.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы;

происходит передача накопленного обществом социального опыта;

у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности в формировании личности ребенка:

1) она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве играет роль, которую не могут взять на себя другие институты;

2) влияет на формирование психологического пола ребенка. Три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы;

3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, существенные;

4) имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Согласно исследованиям, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье;

5) предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях личности, помогают или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;

6) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Анализ социально-педагогических характеристик семей военнослужащих в настоящее время отражает некоторые тенденции:

семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) не характеризуются, как прежде, прочностью брачных основ, хотя и обладают достаточно высокими адаптационными способностями переносить тяготы, лишения, неустроенность быта;

в 1990-е гг. увеличился процент распада семей военнослужащих.

Ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны офицеров, командиров и воспитателей, система деятельности в этой области нарушена, социально-психологическая поддержка слабая, жилищно-материальная обеспеченность низкая, опыт работы с семьями военнослужащих не используется.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для взаимодействия. Поэтому важно основные усилия в этой работе направить на укрепление семей, их благополучие и процветание, что, несомненно, скажется на повышении качества выполнения служебно-боевых задач.

Задачи работы с семьями военнослужащих и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации определены директивой министра обороны Российской Федерации от 23 июня 1998 г. № Д-16, приказами министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 220, 225, от 23 июня 2005 г. № 256.

В систему работы с членами семей военнослужащих входят следующие направления:

1) сосредоточение усилий всех категорий руководителей на оказании помощи семье в ее становлении и развитии;

2) изучение мнений, настроений, запросов и нужд семей военнослужащих, предоставление им конкретной помощи в решении различных проблем;

3) развитие творческих способностей членов семей военнослужащих, повышение их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования;

4) организация нравственного, эстетического, правового, физического, экономического, семейного, полового воспитания членов семей военнослужащих.

Решение данных задач основывается на следующих факторах:

социальной направленности воспитания;

связи воспитания с жизнью, проектирование и программирование воспитательного процесса;

единстве общественного и семейного воспитания;

динамичности воспитания, его доминантности (одна сторона оказывает сильное влияние на другую);

положительном эмоциональном фоне;

единстве требований и воспитательной позиции;

включенности воспитуемого в деятельность.

В системе работы с семьями военнослужащих выделяются три аспекта: организационный, содержательный, методический.

Организационный аспект предполагает планирование работы; определение и реализацию ее целей и задач; назначение исполнителей проводимых мероприятий с членами семей; определение направлений, форм и средств воспитания; проведение воспитательных мероприятий; совершенствование навыков и умений командиров в ходе воспитательной деятельности.

нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, военное (трудовое), экологическое, правовое, половое и другие направления воспитания;

совершенствование культуры общения;

культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания);

подготовка к определенной профессии или сфере деятельности;

различные социальные аспекты (оказание материальной, финансовой, психологической поддержки и др.).

Методический аспект – это методы, приемы и способы воспитательного взаимодействия и воздействия на членов семей военнослужащих.

Жизнь требует восстановления работы с семьями военнослужащих, повышения ее эффективности и качества, усиления влияния на поддержание теплых, близких семейных отношений, укрепление семей, активизацию участия жен военнослужащих в решении вопросов воспитания, благотворного воздействия семейных отношений на боевую готовность подразделений и частей.

Можно выделить две основные группы семей военнослужащих:

1) семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву;

2) семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту (офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты).

Педагогическое воздействие в каждой из этих групп имеет свои особенности.

Так, при работе с семьей военнослужащих, служащих по призыву, важно учитывать ее влияние на воина. К формам взаимодействия с такими семьями можно отнести:

переписку, содержание которой различно (письма-запросы, письма-благодарности и др.);

приглашение в части, подразделения, где служат воины, родителей, жен;

обеспечение кратковременного проживания в военных городках близких родственников воинов для непосредственного знакомства их с бытом и досугом;

оказание помощи в реализации предусмотренных законодательными актами льгот на период пребывания военнослужащего в Вооруженных Силах;

разъяснительная работа в форме лекций, бесед, диспутов, вечеров, встреч для формирования и развития нравственных, эстетических, правовых и других качеств.

При работе с семьями военнослужащих, проходящих службу по контракту, необходимо выделить две основные категории: жены военнослужащих и дети. Причем требование дифференцированного подхода обязывает вычленять еще и разновидности: работающие женщины и домохозяйки, молодые матери и матери взрослых детей, жены-военнослужащие и невоеннослужащие, дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста; учитывать разницу в запросах, интересах, уровне подготовки; обеспечивать комплексное решение всех воспитательных задач.

За последнее время значительно возрос образовательный и интеллектуальный уровень членов семей военнослужащих, их культурный кругозор. Следовательно, и работа с ними должна отвечать возросшим запросам, применяемые формы, методы и средства воспитания также должны заинтересовывать людей, вызывать живой отклик, давать ответы на животрепещущие вопросы, активно воздействовать на их умы и сердца. И для этого необходима постоянная и кропотливая работа по воспитанию всех членов семей военнослужащих.

В соответствии с требованиями руководящих документов воспитательной работой с семьями военнослужащих должны заниматься все категории командиров и начальников при самом деятельном участии женских советов, широкого женского актива, но фактически эта работа ложится на плечи офицеров-воспитателей и в первую очередь рот, батарей.

В работе с семьями военнослужащих важную роль играет согласованная работа с домами офицеров и клубами. Они постоянно содействуют всестороннему развитию творческих способностей членов семей военнослужащих, повышению их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования. Всю работу с членами семей военнослужащих они осуществляют совместно с женскими советами.

Женские советы должны оказывать помощь офицерам-воспитателям в деле воспитания членов семей военнослужащих, приобщения их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности, а также в проведении мероприятий с личным составом подразделений (совместные празднования государственных праздников, торжественное приведение к военной присяге, годовые праздники воинской части, торжественное вручение личному составу вооружения и боевой техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас).

Работа женских советов строится на основе инициативы семей военнослужащих с учетом условий жизни воинских частей, в тесной связи со школами, культурно-досуговыми и дошкольными учреждениями, учебными заведениями, спортивными организациями, детскими комнатами милиции, а также социально-психологическими службами помощи семье. Среди основных ее форм: лектории, беседы, совместное чаепитие семей с многолетним стажем и молодых семей, обмен опытом семейной жизни.

Работа с семьями военнослужащих – процесс сложный и многогранный, он осуществляется творчески, непрерывно, с учетом требований конкретной обстановки. Действенность таких воспитательных мероприятий зависит от их содержания и уровня организации, совершенства форм и методов, от того, насколько они отвечают реальным условиям и запросам семей.

Осуществляя такую работу, офицеры призваны прежде всего решать задачи формирования качеств воина, необходимых ему для сознательного восприятия гражданского долга и своих обязанностей. Вместе с тем они стремятся охватить своим влиянием всех женщин, вовлечь их в жизнь части, подразделения.

Всегда актуально трудовое воспитание детей . И дело не только в том, чтобы с малых лет прививать им определенные трудовые навыки. Важна также информация о ратных успехах отца, ответственности и сложности его служебных обязанностей, о трудовых достижениях матери, содержании и смысле ее работы. Семьи, дети должны по возможности побывать и на танкодроме, и на летном поле, и на корабле, и на предприятии, и т. п. Именно здесь может родиться глубокое понимание и гордость за труд отца, за то уважение, которое оказывают ему начальники, товарищи, подчиненные.

Одна из важнейших задач работы с членами семей военнослужащих – их нравственное воспитание , сущность которого сводится к формированию у них нравственных убеждений, готовности и способности сознательно подчинять свои личные интересы общественным, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, поведения, характеризующегося единством слова и дела.

Подобная воспитательная деятельность имеет непреходящее значение и влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, на их ратный труд.

Жены военнослужащих должны понимать ответственность, сложность, напряженность ратного труда мужей, делать все необходимое для создания такого нравственно-психологического климата в семье, при котором снимаются перегрузки, уходит усталость, нервное напряжение. Поэтому в деятельности офицеров, командиров и воспитателей важное место занимает разъяснение членам семей военнослужащих их задач, вытекающих из особенностей жизни коллектива, где служит их муж, отец, необходимости создания обстановки, способствующей укреплению семей и повышению эффективности служебной деятельности военнослужащих.

Особое место при этом отводится целенаправленной оборонно-массовой работе, популяризации среди членов семей военнослужащих физической культуры и спорта, привлечению их к активному участию в спортивно-массовых и туристических мероприятиях.

Очень важно, чтобы жены военных обладали выдержкой, мужеством.

Большое значение в деятельности офицеров имеет вовлечение членов семей военнослужащих в работу по благоустройству подразделений, военных городков, улиц и дворов, оказания помощи в оборудовании бытовых комнат, комнат досуга, отдыха, спальных помещений и комнат гостиничного типа.

Также надо всесторонне изучать и удовлетворять потребности семей и их запросы. Это оказание или ходатайство перед вышестоящим командованием помощи женам военнослужащих в трудоустройстве, внимательное и заботливое отношение со стороны должностных лиц.

Следует принимать участие в воспитании детей военнослужащих, профессиональной ориентации учащихся с учетом использования близлежащих учебных заведений, предприятий. Необходимы пропаганда педагогических знаний среди родителей и проведение оздоровительных кампаний с детьми, для чего используют формы и средства, наиболее отвечающие конкретным условиям.

При организации воспитания семей военнослужащих важно учитывать характер и условия служебной деятельности контрактников, так как они существенно сказываются на формах и методах работы с их семьями.

Быт и отношения в семьях военнослужащих во многом зависят от организации и проведения их досуга. Командиры, офицеры-воспитатели, женские советы (группы, ячейки) должны оказывать постоянное влияние на организуемые для семей мероприятия: коллективные посещения театров и кино, экскурсии, поездки за город, семейные вечера отдыха, походы в лес и т. д. Они заботятся о том, чтобы содержание таких мероприятий непосредственно служило делу укрепления семьи.

Работа коллективов художественной самодеятельности должна быть постоянной с активным вовлечением жен военнослужащих. Долг офицеров-воспитателей возглавить эту работу и создать такие условия, чтобы желающие могли принимать живое участие в концертах художественной самодеятельности.

В работе с семьями военнослужащих важное место занимают вопросы воспитания детей . Как неоднократно говорил известный педагог А. С. Макаренко, это самая важная область жизни. Наши дети – это граждане страны, ее защитники. Они будут творить историю. Организуя эту работу, важно добиваться, чтобы офицеры, прапорщики, мичманы и их жены глубоко знали и понимали основы воспитания, образования и обучения детей, свою ответственность за формирование у них необходимых качеств.

Обучение и воспитание детей военнослужащих должны периодически обсуждаться на собраниях родителей, общих собраниях военнослужащих по контракту и членов их семей.

Необходимо эффективно и умело использовать помощь женского совета части, гарнизона.

Опыт свидетельствует о том, что там, где офицеры-воспитатели по-деловому контактируют с женсоветами, лучше поставлена работа с семьями военнослужащих, крепче моральная атмосфера в коллективах военнослужащих по контракту, выше успехи в боевой и общественно-государственной подготовке.

Наряду с женсоветами в частях может создаваться служба психологической диагностики и педагогической помощи семьям военнослужащих. Она комплектуется офицерами, гражданскими лицами, обладающими специальными психологическими, социально-педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями. Эти специалисты занимаются изучением морально-психологического состояния членов семей и созданием условий благоприятного нравственно-психологического климата в семьях. Формы такой работы разнообразны: психотерапия , психологические тренинги, психоразгрузка, снятие усталости и нервного напряжения, прием посетителей, консультации и др. Поэтому тесная связь с этими службами – прямая обязанность офицера.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама