THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.

Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

План урока:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Тренируем концентрацию

Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Тренируем память

Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

Ремонтируем слово

Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

Шиворот-навыворот

Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

Восстанавливаем цепочку

Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

Пишем зрительные диктанты

Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

Да здравствует мышление

Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

Составляем тексты

Делаем это на время по заданному сценарию:

  • где все слова только на определённую букву,
  • где должны быть использованы заданные слова.

Играем

В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

До новых встреч!

Техника быстрого чтения – это легкое понимания прочитанного, больше свободного времени, расширение кругозора, развитие интеллекта, улучшение памяти и много других приятных эффектов. Даже если вы не любите читать, то освоив методику, вряд ли отнесетесь равнодушны к вечному источнику знаний, ведь вы сможете за день прочитывать одну и даже несколько книг.

Зачем повышать скорость чтения

В век интернет технологий сливается огромный поток информации, нужный и неинтересный, приятный и отравляющий умы. Чтобы максимально быстро уметь находить важную информацию в огромном потоке, отфильтровывать ложные сведения и не быть уязвимыми перед умными и хитрыми людьми, нужно читать. Ведь чтение, как и , улучшает умственную деятельность, повышает интеллект, расширяет кругозор, тренирует память и развивает фантазию.

А теперь представьте, что во время быстрого чтения, все это происходит в три, а то и в пять раз быстрее . Какими знаниями вы будете обладать спустя полгода? И какие знания вы сможете передать своим детям?

В физическом плане, увеличив скорость чтения, человек меньше напрягает мышцы глаз, забывает о головных болях и не устает от работы, так как высокая концентрация позволяет быстро решать рабочие вопросы.

Знаменитые люди и их рекорды

Техника быстро чтения появилась давно, многие известные люди владели и активно пользовались ею:

  • Владимир Ильич Ленин читал 2500 слов в минуту . Многих людей поражала такая скорость, кто-то не верил, что это возможно. Но несмотря на быстроту, он всегда понимал и запоминал прочитанное.
  • Иосиф Виссарионович Сталин имел свою огромную библиотеку. Его дневная норма была минимум 500 страниц.
  • У Максима Горького была своя техника быстрого чтения. Он читал тексты в журналах «рисуя» глазами зигзаг: 1 текст-1 зигзаг. Его скорость достигала 4000 слов в минуту.
  • Александр Сергеевич Пушкин обладал исключительной памятью. И пользовался техникой скорочтения, которую изучил по записям монаха Раймона Луллия.
  • Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2000 слов в минуту.
  • Писатель Оноре де Бальзак читал с огромной скоростью. И написал произведение о своих способностях, но с вымышленным героем: «Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал 7-8 строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости его глаза. Часто всего одно слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».
  • Евгения Алексеенко, она читала 416250 слов в минуту , в это даже трудно поверить, но это факт.

Методики быстрого чтения

Существует огромное количество методов обучению технике быстрого чтения, но стоит выделить самые эффективные и часто используемые среди любителей этого способа восприятия информации.

Регрессия – главный враг скорости

В первую очередь следует избавиться от привычки возвращаться глазами назад к уже прочитанному тексту – регрессии. При медленном чтении возвратов становится больше. С чем это связанно? Привычка, сложный текст, отсутствие внимания.

Нам всегда говорили родители и учителя, если не понял, прочти еще раз. Но оказывается, что это первая и самая назойливая причина медленного чтения, при регрессии скорость уменьшается в два раза, а понимание смысла в три раза. Надо избавляться от такой привычки. В этом поможет интегральный алгоритм чтения .

Многие люди читают книги вразброс, почитал в конце, открыл середину, у них нет никакого алгоритма, поэтому теряется смысл. Так полученная информация долго в голове не задерживается, на следующий день человек и названия книги не вспомнит.

Для лучшего усвоения необходимо образное его представление. Можно придумать свою схему или взять уже существующую. Схема состоит из блоков и выглядит так:

  1. Название (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема, фактографические данные.
  5. Особенности излагаемого материала, кажущиеся спорными, критика.
  6. Новизна излагаемого материала.

Необходимо запомнить эту схему. И мысленно из той информации, которую вы читаете, выделить главное и разбить по соответствующим блокам. Интегральный алгоритм способствует подавлению вредной привычки – регрессии .

При использовании этой схемы динамика мысленных процессов не оставит времени для возвратных движений глаз. Помните, текст важно прочитать до конца без возвратных движений. Только после прочтения полностью при необходимости можно прочитать еще раз, что вряд ли понадобится, используя эту схему.

Как добиться понимания прочитанного

Еще один важный фактор – понимание сути. Существует три приема:

  • выделение смысловых опорных пунктов;
  • антиципация;
  • реципация.

Выделение смысловых опорных пунктов подразумевает под собой деление текста на части и выделение главной мысли, что способствует лучшему усвоению информации. Опорой может быть любая возникшая ассоциация. Необходимо сократить содержание до коротких, сжатых предложений, освещавших основную идею произведения.

Антиципация – смысловая догадка. То есть, читатель по нескольким словам угадывает фразу, а по нескольким фразам понимает смысл целых абзацев. При такой технике быстрого чтения читатель опирается на смысл всего текста, а не отдельных слов. Этот способ понимания вырабатывается при накоплении словаря текстовых штампов и смысловых стереотипов. Тогда и доходит обработка прочитанного до автоматизма.

Реципацией является мысленный возврат к прочитанному. Именно мысленное обдумывание прочитанного, не путайте с регрессией. Такой способ помогает понять глубокий смысл материала или произведения.

Методы борьбы с артикуляцией

Артикуляция во время чтения очень замедляет скорость, поэтому ее нужно подавлять. Скорость чтения зависит от того, как устроены речевые процессы, то есть, как быстро вы можете обработать и усвоить текст.

Есть три вида чтения:

  • с проговариванием вслух или шепотом (замедленное);
  • с проговариванием про себя (более быстро, но все равно не эффективно);
  • молча, но основной внутренний диалог подавляется и всплывают в голове только ключевые и смысловые фразы.

Так, например, психолог Э. Мейман подавлял артикуляцию с помощью счета. Он во время чтения считал «Один, два, три» и это очень помогло ему в увеличении скорости.

Исследователи разработали три метода подавления артикуляции :

  1. Механическая задержка информации (или принудительная) – зажимание языка между зубами во время чтения. Но есть у этого метода минус, он затормаживает только периферическую речедвигательную систему, оставляя работать центральную (мозговую) систему. Поэтому этот способ не очень эффективный.
  2. Произношение постороннего текста вслух при чтении про себя. Этот метод лучше предыдущего, но все-таки неидеален. Так как тратится много внимания и энергии на произношение других слов, а могли бы улучшить качество восприятия информации.
  3. Метод центральных речевых помех , или метод аритмического постукивания разработан Н. И. Жинкиным. Читая про себя, вы должны задействовать кисть руки выбивая пальцами специальный ритм. Один из них – двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором, с усилением удара на первом этапе каждого такта.

Особенность этой техники в том, что на речевые органы воздействия нет, но при этом от постукиваний рукой в мозге возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов.

Тренировка памяти и внимания

Внимание – это концентрация человека на деле, которым он занимается в данную минуту. Без внимания понимание работы снижается на 90%. Только при условии, что концентрация на определенном занятии будет максимальной, тогда работа, изучение материала, любое занятие не пройдет впустую. И поэтому интересуясь техникой быстрого чтения, очень важно развить навыки концентрации.

Ученые дают хороший совет: для развития концентрации читайте слова и предложения задом наперед. Можно алфавит проговаривать наоборот.

Память . Как часто прочитав произведение, через неделю невозможно вспомнить ни автора, ни названия, не говоря уже про содержание. Для лучшего запоминания необходимо после полного прочтения пересказать содержание своими словами, а для лучшего усвоения перевести материал на язык собственных мыслей. Задача – найти содержательную и смысловую часть текста.

С чего начать самообучение

Техника быстрого чтения не требует никаких материальных затрат. Не придется ходить по магазинам, выбирать неизвестные материалы, удивляться ценам и тратить свое ценное время. Нужно всего лишь ваше желание и упорство, это залог удачного достижения цели.

Еще понадобятся книги, много книг. Не нужно бежать и скупать книжные магазины, у каждого человека есть в доме хоть несколько хороших книг, начните с них, а дальше обратитесь к друзьям, они обязательно найдут что-нибудь интересное для вас. В конце концов на дворе XXI век, интерактивные технологии и электронные книги достойно заменят бумажные издания.

  1. Одна из популярных и очень эффективных книг О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромов «Техника быстрого чтения». Очень доступно и интересно описаны техники. В конце книги есть уроки, где доступным языком раскрыты все этапы.
  2. С. Н. Устинова «Развитие навыков устной и письменной речи». Хорошая книга, много интересных приемов и советов.
  3. Мортиер Адлер «Как читать книги». Он пишет не только про техники быстрого чтения, но и о чтении в целом. Дает интересные рекомендации, стоит прочитать эту книгу.
  4. Еще новые программы, позволяющие увеличить скорость чтения, например, Spritz.
  5. Онлайн тренажеры по быстрому чтению от Сергея Михайлова: Flasch – тренинги по скорочтению.

Если не хотите учиться самостоятельно, запишетесь на онлайн-курсы. Прямо сейчас пройдите бесплатный пробный урок в школе Ешко.

Не стесняйтесь быть умными. Это повысит вашу самооценку и качество жизни. Любите читать, это даст вам большие преимущества и сделает счастливее. Чтение можно отнести к лучшим , помогающим сохранить здравый ум и интерес к жизни.

Техника быстрого чтения сегодня пользуется огромным спросом. Ведь с ее помощью можно не только лучше понимать текст, но и тратить на это меньше времени.

Быстрое чтение фактически оказывается не столько обучением читать быстро, сколько развитием навыка быстрого поиска и анализа информации. Для того чтобы успешно овладеть этой техникой, необходимо иметь в виду основные принципы быстрого чтения . Ведь идея скорочтения не только в быстром заглатывании текста, но и в том, чтобы быстрее и грамотнее читать текст. Скорочтение задействует много познавательных процессов, что крайне полезно для читающего, будь он учащимся накануне экзамена или бизнесменом, вчитывающимся в условия предложенной сделки. Развить навыки скорочтения можно дома самостоятельно, ежедневно повторяя упражнения.

Первое упражнение

Оно нацелено именно на развитие скорости чтения как таковой. Выберите рассказ и прочитайте его от начала до конца. Следующим шагом прочитайте текст наоборот, с конца. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока текст не будет читаться одинаково легко в обе стороны, и пока не увеличится скорость. Постепенно усложняйте задачу и берите более крупные тексты, даже целые книги. Постепенно вы заметите, что скорость чтения действительно увеличилась.

Второе упражнение

Это упражнение выполняется на многих тренингах по скорочтению. Но вы можете сделать его и дома. Оно называется "Пирамида", по внешнему облику таблички, которая служит для тренировки и которая действительно напоминает пирамиду.

Суть упражнения в том, чтобы прочитать цифры на "склонах" пирамиды, при этом не отрывая взгляда от чисел, расположившихся вдоль центральной оси. Это упражнение помогает научиться сразу двум важным навыкам: концентрации и чтению целыми строками, когда взгляд не скользит по строке, а выхватывает ее всю из текста. При таком чтении глаза движутся не горизонтально, а вертикально, и скорость чтения значительно растет. Проверьте себя, посмотрите, сколько цифр можете прочитать вы.

Третье упражнение

С его помощью вы натренируете скорость поиска слов, что не менее важно для скорочтения. Одним из его принципов является ориентировка по опорным словам. Ведь очень во многих текстах информативность оказывается достаточно низкой, а самую важную информацию приходится долгое время искать.

Для выполнения этого упражнения вам потребуется кто-то из круга вашего общения. Выберите толстую книжку, которую вы не читали, и пусть ваш помощник найдет предложение, прочитает его вам и запомнит для себя где оно было (страницу и примерную строчку). Далее возьмите эту книжку сами и как можно быстрее найдите это предложение. Повторяйте до тех пор, пока предложения не начнут находиться с заметно возросшей скоростью. Периодически меняйте книгу. Вы также постепенно будете тренировать свою память: ведь постепенно вы начнете ориентироваться в книге, запоминая, что и на какой странице находится. Это может быть еще одним упражнением для развития памяти .

Четвертое упражнение

Это упражнение нацелено на вычленение важной информации из текста. Загадайте себе слово, существительное, прилагательное или глагол, и по всему тексту от начала до конца найдите его. Можете подчеркивать нужные слова, а впоследствии перепроверить себя и посмотреть, сколько слов вы упустили.


Пятое упражнение

Работает все с той же целью: фильтрация информации. Очень удобно заниматься этим тем, кто владеет иностранным языком, но если вы понимаете только свой родной язык, оно тоже будет действовать. Возьмите газетную статью. Можно небольшую для первого раза, и пробегите ее глазами, находя иностранные слова, значение которых вы понимаете смутно либо совсем не понимаете. Таким образом вы учитесь находить новую информацию, которая и является важной. Слова, значение которых вы не знаете, выпишите и посмотрите в словаре. Фактически вы убиваете сразу двух зайцев: учитесь быстро читать и пополняете словарный запас.

Долгое время я была глубоко увлечена идеей научить Лизу читать, как угодно, хоть так, хоть этак, хоть стоя на голове – лишь бы читала. Но у методики Домана есть ещё один бонус – это скорочтение. Сложилось так, что этот бонус прошёл мимо нас. Лиза начала читать по Доману в возрасте 1 год и 8 месяцев. Но в два с половиной года, после долгого периода отказа от самостоятельного чтения в принципе, Лиза вдруг заинтересовалась чтением по буквам. И с тех пор читает именно так.
И теперь мне пришло время задуматься о развитии именно этого навыка. Ниже я расскажу про упражнения, которые мне пока что удалось найти и адаптировать под наш возраст, а также буду писать небольшие заметки про методику Домана (потому что изучение вопроса скорочтения позволило мне по-новому взглянуть на некоторые аспекты домановского чтения)

Итак, для начала я постаралась разобраться с самим термином скорочтение, дабы убедиться, что мои сугуболичные представления соответствуют действительности. И тут меня ждал сюрприз:

Скорочтение (или быстро чтение) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение значительно превышает по скорости обычное чтение 3-4 раза. (Википедия).

Во-первых, мне в глаза бросилась фраза «при использовании специальных методов чтения». То есть получается, что весь «фокус» не в том, чтобы активизировать какие-то особые области мозга (правое полушарие, например, часто вспоминают), научиться не проговаривать про себя текст, фотографировать взглядом всю страницу и что-то таком духе, как мне это представлялось, а в том чтобы знать и уметь качественно применять определенные приемы.

Как оказалось, для успешного овладения скорочтением необходимо развивать 5 навыков:
1. Навык концентрации
2. Навык подавления артикуляции (проговаривания текста)
3. Зрительный навык
4. Навык управления информацией (выделение самого главного в тексте)
5. Навык запоминания больших объемов информации

Проблема, как обычно, заключается в том, что предлагаемые различными источниками упражнения ориентированы на взрослых и/или детей старшего школьного возраста. Но кое-что удается применять, что-то адаптировать, что-то заменять и придумывать своё.

1. Навык концентрации необходим для того, чтобы при чтении не приходилось вновь и вновь возвращаться к уже прочитанному, дабы понять смысл текста. Я думаю все с этим сталкивались, читаешь книгу, а мыслями в другом месте. И один и тот же абзац приходится читать вновь и вновь. Это ужасно раздражает и отнимает кучу времени. Управление навыком концентрации позволяет этого избежать.

Если речь идёт о дошкольниках, то, я думаю, с уверенностью можно сказать, что развитию этого навыка способствуют любые логические задачки из тетрадок, например, во всем известных «Игралочке» Петерсон или «Тестах» Земцовой. Для себя из всех этих заданий я отобрала следующие:
- найди отличия
- продолжи узор
- выложи по образцу (в том числе усложненный вариант, когда образец дается для запоминания на короткое время, а затем закрывается)
- исправь ошибки
- найди недостающий элемент
- найди лишний элемент
- сделай поровну
- найди пару
- найди элемент соответствующий определенным признакам
и т.д. и т.п.

Умению концентрироваться также помогает способность не реагировать на внешние раздражители , такие как шум, музыка, повышенное внимание чужих людей. Соответственно, если ребенок привык работать в полной тишине, то нужно понемногу создавать для него шумовую завесу. Я полагаю, что телевизор, про который почему-то думается в первую очередь – это слишком сильный отвлекающий фактор, а вот классическая или детская музыка пока малыш рисует –вполне подходит. Я пока что не рискую отвлекать Лизавету непосредственно во время выполнения сложных логических задач, но стараюсь, вести непринуждённую беседу на отвлеченные темы пока она, например, вырезает что-то ножницами или клеит наклейки (не рисует художественный шедевр, а занимается чем-то приятным, но не существенно значимым). И при этом стараюсь контролировать тот момент, чтобы она не прерывала своё дело на разговор, а делала параллельно. Первое время ей давалось с трудом. Она останавливала своё занятие каждый раз, когда хотела мне что-то сказать. Но буквально за две недели нерегулярной практики она очень продвинулась в этом вопросе.

Также один из популярных советов, который мне удалось найти – это мотивация . Например, если предстоит читать к экзамену нудный учебник, то советуют представить, как сильно родители будут рады хорошей отметке. Но я думаю, что с подобной мотивацией маленьких детей нужно быть крайне осторожным, дабы не сформировать привычку читать только для достижения какой-то цели. Все же в таком возрасте самостоятельное чтение должны быть исключительно для удовольствия, а не для похвалы взрослого.

Ремарка по Доману . В теории методики Домана (по моему уразумению) концентрация обеспечивается быстрым показом (перелистыванием), частым обновлением комплектов и т.д. и т.п. что написано в методичке. Но по факту концентрация достигается интересом: когда малышу интересно – он смотрит (концентрируется), когда скучно – не смотрит (не концентрируется). Поэтому я всё же думаю, что для успеха необходимо всеми возможными способами добиваться внимания малыша при показах.

2. Навык подавления артикуляции .

Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Она позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как слова звучат. Очень важна при чтении поэзии и художественной литературы. Но артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
(по материалам сайта 4brain.ru)

Контролировать артикуляцию у другого человека, я думаю, крайне сложно. Ещё сложнее делать это с ребёнком, который ещё только учится читать. Но в приведённом выше абзаце улавливается одна мысль – артикуляция отсутствует тогда, когда «читаешь образами». Из этого, я думаю, можно сделать вывод о том, что во-первых, как бы странно не звучало, для быстрого самостоятельного чтения ребёнку необходимо, чтобы ему активно читали взрослые. А во-вторых, читать то, что будет действительно интересно и увлекательно.

Упражнение для подавления артикуляции, которое можно использовать с детьми - это читать под тихую спокойную музыку .

Ремарка по Доману . Доман в этом вопросе «рулит», потому что методика предполагает чтение про себя, а не в слух, то есть изначально не способствует артикуляции. Однако мы, родители, очень жаждем чтения вслух, то есть с той самой артикуляцией.
Если кто-то занимается по методике с целью развития речи, то, возможно, стоит обратить отдельное внимание на артикуляцию ребёнка в повседневной речи, ибо методикой Домана она (артикуляция) напрямую развиваться не будет.

3. Зрительный навык .

В скорочтении важно умение видеть весь лист целиком или хотя бы большим куском текста, и читать его не построчно сверху вниз, а по диагонали .

Для развития «широкого поля чтения» специалисты используют специальные таблицы Шульте . Суть этой таблицы состоит в том, что в ней в особом порядке расположены цифры. Задача тренирующегося – за определенный промежуток времени найти все цифры подряд (например, от 1 до 9). Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать движение глазами по горизонтали и вертикали. Глаз в этом упражнении должен максимально двигаться по диагонали.

Скачать таблицы разного уровня сложности, в том числе и детские можно, например, вот . Обычно, эти таблицы выполняются под секундомер, в течении двух-трех минут.

Мы с Лизой дома не занимаемся по этим таблицам, так как это одно из обязательных упражнений на занятиях в нашем «развивающем центре». Наша преподавательница сама составляла эти таблицы, у неё они выглядят несколько иным образом – каждая следующая таблица содержит на одно число больше чем предыдущая. Таким образом она отслеживает прогресс ребёнка: «На прошлом занятии Лиза успела дойти только до таблицы с цифрой 11, а на этом до цифры 13».

Зато, пока я искала информацию про методику Шульте, мне удалось найти замечательный детский тренинг «Успешный Я», который основан на этой методике. Задания составлены с соблюдением всех правил, но не содержат этих скучных таблиц. В конце этой страницы вы можете бесплатно ознакомиться и скачать 24 урока. Не люблю делать вот такую рекламу, но я действительно в восторге от содержания этих тренингов, так как они совмещают в себе и задания на концентрацию внимания (логические задачки) и упражнения для развития зрения.

Ещё одно упражнение состоит в том, чтобы минимизировать чтение построчно . Вот как его описывают на сайте 4brain.ru:

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо».

Относительно Лизы скажу, что так как я уже давно не клею и не печатаю для неё никакие словосочетания и предложения, а для чтения мы используем в основном готовые печатные продукты, то чтение «столбиком» мы практически не практикуем. Можно сказать, что в этом моменте у нас глубокий пропуск. Сейчас я делаю небольшой акцент именно на столбиках. Если кому-то интересно, то прямо сейчас мы тренируем чтение по Букварю Бахтиной.

Также для развития зрительного навыка крайне важны самые простые и всем известные упражнения для глазок :
- смотреть в даль, а затем на объект вблизи – и наоборот;
- зажмуривать (напрягать) глазки и расслаблять;
- смотреть вниз, вверх, влево, вправо и по кругу;
- часто моргать в течении нескольких секунд
и аналогичные.

Ремарка относительно Домана . Я думаю, всем понятно, что занятия по комплектам ЧсП , БсП и книжная разминка уже содержат в себе элемент развития периферийного зрения, если напрямую следовать методике.
Однако какое-то время назад на форуме было очень популярно водить пальцем по строчкам книг при чтении. Вроде как даже есть такая методика обучения чтению (не помню точно название), суть которой заключается в том, что с ребенком читают тексты, написанные крупным шрифтом и водят пальцем под прочитываемым словом. Программы чтения на английском языке, такие как Your baby can read и Little reader также содержат «бегающий» указатель под словом. Разумеется, я тоже водила пальцем в книжной разминке, например, или в обычных книгах с крупным шрифтом. Однако я думаю, стоит иметь ввиду, что этот приём в определенной степени «убивает» скорочтение.

4. Навык управления информацией .

Чтобы читать быстро, но при этом не терять эффективность, необходимо выделять, вылавливать из текста самую суть. Для этого предлагается научиться структурировать информацию: визуализировать ее, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты.

Разумеется, абсурдно составлять конспект с маленьким ребёнком. Однако, я полагаю, что обсуждение текста после прочтения или даже пересказ ребёнком текста (хотя лично я против пересказов) –в определённой степени может быть приравнен к конспекту.

Также есть одно очень интересное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте , которое вполне можно выполнять с детьми.

Его выполнения необходимо взять слово, словосочетание или предложение - в зависимости от способностей ребёнка, и закрыть в словах первую и посленюю буквы (или несколько букв в длинных словах), а затем попытаться угадать значение этих слов. Выглядеть это будет примерно вот так

Взрослым предлагается закрывать страницу текста с двух концов, так, чтобы некоторое количество слов на странице было «не читаемым».

Ремарка по Доману. А теперь самое интересное. Ещё раз взгляните предыдущее упражнение, а теперь поднимите руки все, кто жаловался:
- «Читает невнимательно, смотрит на слово, но не вчитывается, а пытается угадать».
- «Вместо «самокат» прочитал «самолёт»
- «Называет по первым буквам»
Нам всем представляется, что это проблема, не развитость навыка, недоработка. Но задумайтесь, может это и есть то самое упражнение? Может быть именно этот элемент «невнимательности» нужен для развития скорочтения?

5. Навык запоминания больших объемов информации

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла.

Как известно, выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. В зависимости от цели – запомнить на долго или на короткий отрезок времени – используют разные приёмы.

Считается, что кратковременному запоминанию способствует :
- концентрация и умение абстрагироваться от посторонних раздражителей;
- визуализация прочитанного (то есть вы стараетесь запомнить не текст, а зрительный образ, ассоциированный с текстом);
- эмоциональность по отношению к прочитанному. Эмоции человек запоминает лучше, чем факты. Некоторые яркие эмоции самого раннего детства человек помнит всю жизнь.
(Попробуйте вспомнить чему вас учили в первом классе? А во втором? А яркие «вспышки» из детства есть, наверное, у каждого)

Обратите ещё раз на это внимание все, кто в принципе чему-либо учит детей – запоминаются прежде всего эмоции, а уже потом факты. Лучше всего запоминаются факты ассоциированные с эмоцией.

Долговременное запоминание работает несколько по-иному.

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Одним из эффективных способов запоминания является мнемотехника . У мнемотехники есть много разных приемов, которые дифференциируются в зависимости от ситуации: необходимо запомнить число, имя человека, слово иностранного языка и т.д. и т.п. Мы с Лизой на сегодняшний день опробовали двумя способами один приём мнемотехники, который называется ассоциации.

Первый вариант – классический. Нам необходимо было выучить текст песни.

Разбиваем лист бумаги на сектора (ячейки, клеточки) по количеству строк в стихотворении. В каждой клеточке рисуем картинки, знаки или условные обозначения в соответствии с содержанием строчки. Затем – очень важно – не глядя на текст пытаемся рассказать стихотворение с опорой на рисунки. В тех местах, где возникают сложности – рисунки исправляем, дорисовываем и т.п.
(Почему проверить себя и дорисовать очень важно? Потому что сколько я не пыталась разобраться с мнемотехникой, у меня не получалось, пока один человек не подсказал мне этот приём. И вот тогда, когда действительно у меня один раз получилось, я поняла насколько этот метод гениальный!)

Итак, строчки нашей песни:

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад…

Заметно, что я рисую картинку на каждое слово песни. Мне так проще, хотя со временем необходимо стремиться к тому, чтобы количество образов было минимальным.

Второй вариант – адаптированный для детей. Эту игру я подсмотрела на Лизиных занятиях в центре.
На листе бумаге располагаем картинки или фигурки, какие-то небольшие предметы. Дальше два варианта. Наиболее простой и подходит для самых маленьких – условно зарисовать эти предметы: затем закрыть первоисточник и попытаться назвать с опорой на картинки что было на столе. Второй вариант – попросить ребёнка запомнить, закрыть первоисточник, затем зарисовать и проверить себя.

Если ребенок не в состоянии нарисовать сам, за него вполне это может сделать мама, пусть только сам называет образы. На фото видно, что букву М, обозначающую большого медведя Лиза собралась рисовать реально большую, и мне пришлось вмешаться

Также очень известный мнемотехнический приём запоминания, который ещё не был нами опробован, потому что случай удобный не подвернулся – рифмовки .

Например:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – цвета радуги.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку – падежи русского языка.

Если знаете ещё какие-то максимально детские – пишите, пожалуйста, в комментариях.

И последний приём мнемотехники, про который я хотела бы рассказать, называется буквенный код . К сожалению, единственный пример, который мне пока что удалось выцепить из своей памяти не самый педагогичный:

Д – дураков
У – у нас
Н – нет
Я - ?

Просьба та же: кто-что помнит – напишите!

Ремарка по Доману . Когда обсуждается методика Домана, очень часто всплывает вопрос – запоминают дети или прочитывают? Он сказал, потому что узнал и вспомнил, или потому что прочитал? А также все мы страдаем от необходимости готовить большие объемы новой информации: книг, предложений, презентаций –потому что после одного-двух раз ребёнок выучивает наизусть. Если проанализировать методику со стороны быстрого чтения, то получается не принципиально прочитал или запомнил, потому что и то, и другое – равно нужные и важные процессы.

Вот и всё, что я готова рассказать на сегодня. В заключение хочу указать на источники своих размышлений, вдруг кому будет интересно с ними ознакомиться. Всего их три:

Сайт 4brain.ru
- книга Олега Андреева «Техника быстрого чтения»
- общение с Лизиной преподавательницей, опыт уроков и материалы Школы скорочтения и управления информацией по методикам Л.Л. Васильевой http://sunchild.ru/

P.S. Лиза снова смотрит комплект ЧсП , за компанию с Мироном. И она уже делает очень большие успехи. Но всё же я пока не буду торопиться с выводами

Дата записи: 07.11.2013 00:07

Комментарии

Прочитала. Отлично разложено по полочкам. Но наверное, дети не-домановцы сначала должны научится хоть сколько-то читать и не путаться в буквах прежде чем начинать все это. Я права?
Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила, у меня громадные объемы информации, если я не буду их очень быстро читать, я просто загнусь.
И могу сказать, что все что написано выше - все эти приемы, они все на мне работают

Жень, конечно, ты все правильно поняла, это упражнения для читающих деток. Не думаю, что принципиально по буквам, по слогам или целыми словами, но читать уже надо уметь.

Цитата:

Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила

Я, как оказалось, тоже. Но у меня этот навык развит слабенько. Я многое умею делать, о чем в книжках прочитала, но не так, чтоб доведено до автоматизма. И по диагонали я не умею читать, я все равно двигаюсь глазами сверху вниз примерно по середине страницы, а всё, что с боков захватываю боковым зрением.

«Самое бюджетное путешествие - уехать в книгу». Надея Ясминска

Самое актуальное про нас в Инстаграме - a_verx

о том, что скорочтению нужно учиться - знала давно. Меня методика Домана тоже этим привлекла, сразу двух зайцев ловишь и чтение и плюс ко всему скорочтение.
С другой стороны, хорошо Лиза согласна на такие игры уже сейчас, в раннем возрасте, глядя на Федосея, дай Бог к семи годам хоть созреет, а то и того дольше)
А еще поняла, что если не вышел в скорочтение до трех - это не конец света, и этому всегда можно научиться.

Настя, спасибо большое за столь объемную информацию, невероятно нужную, в одном посте. Интересно было почитать)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама