THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создава­ли иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющие добиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы зна­чительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

Первый путь создания иллюзий в одежде - фигура остается неизменной, со своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ при помощи приемов создания зрительных иллю­зий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для прида­ния фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д.

Второй путь использования зрительных иллюзий - создание модельной одежды в стиле «оп-арт», который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство.

Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достиже­ния эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели.

Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:


1. Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. вертикальная линия кажется больше горизонтальной. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся боль­ше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, допустим, длины блузы и юбки зрительно чуть сдвигаются в пользу верха и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает срав­нивать: что больше и что меньше по длине. Разница должна быть явной, т.е. читаться глазом.

2. Иллюзия заполненного пространства.
Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размерык оторой опасно увеличивать.


3. Иллюзия переоценки острого угла.
Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле. Расстояние между сторонами тупого угла недооценивается.

4. Иллюзия контраста.
Рассмотрим контраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используется весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве - еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире.

5. Иллюзия подравнивания (иллюзия «крученого шнура»).
Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру, черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле «оп-арт».

6. Иллюзия подравнивания - ассимиляция
(употребление, слияние).
Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии,размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины.

7. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контура.

Эта иллюзия заключается в том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незамкнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие - не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника.

8. Иллюзия полосатой ткани.
Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

9. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями.

Эта иллюзия создается тем, что левая половина - из белой ткани, правая половина - из черной, левый рукав - из черной, правый рукав - из белой, т.е. используется прием асимметрии.

10. Иллюзия расчленения формы.
Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором.

11. Иллюзия трехмерного пространства.
Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывающего плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного по­лотна. Кроме пространственной иллю­зии присутствует иллюзия расчленения формы.

12. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в моделях, например, в стиле «оп-арт».

13. Иллюзия психологического отвлечения.
Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, композиционным отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.

14. Иллюзия иррадиации.
Она состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.

При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных методов:

«французский» - подчеркивание достоинств фигуры человека;

«русский» - скрывание недостатков фигуры.

Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. Сочетание тонкой фигуры и полных бедер является достаточно волнующим, как считают французы. Русская же полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше!

На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и использование зрительных иллюзий в одежде позволяет скрыть все ваши проблемные места.

Твитнуть

Класснуть

Масштаб - один из самых важных инструментов для изучения, если речь идёт об одежде и индивидуальном подборе гардероба. Масштаб создаёт оптическую иллюзию. Вы можете использовать его, чтобы сделать себя или определённую часть своего тела зрительно больше или меньше, в зависимости от того, какие цели вы преследуете.

Взгляните на изображение ниже - какой из красных кругов меньше? Это называется иллюзией Эббингауза - ни один из этих красных кругов ни меньше, ни больше, они одинаковы по размеру. Но красный круг слева кажется больше, потому что его окружают синие круги меньшие по размеру.

Применяя иллюзию Эббингауза относительно своего тела или определённых его частей, вы можете:

Зрительно сделать себя миниатюрнее (например, взяв огромную сумку, как делают многие знаменитости),

Или визуально уменьшить какую-либо часть своего тела (носить длинные бусы и ожерелья, чтобы грудь выглядела меньше),

Или сделать больше какую-нибудь часть своего тела (например, надеть блейзер с узкими лацканами, чтобы голова не выглядела слишком маленькой, и для того, чтобы сбалансировать пропорции своей фигуры).

Масштаб применяется для создания баланса, с его помощью вы можете зрительно изменить свой образ с головы до ног. Поиграйте, поэкспериментируйте с масштабом элементов, применяя оптические иллюзии, чтобы таким образом изменить ту или иную область вашего тела.

Взгляните на изображение ниже. Масштаб рисунка на топе соотносится с размерами тела самой девушки. Это создаёт баланс и гармонию в образе.

Масштаб рисунка на свитере не соотносится с размерами тела самой модели. Принт делает верх девушки слишком большим, он доминирует над ней.

Помимо одежды, масштаб можно применять относительно обуви. Например:

1. Обладательница миниатюрных, изящных ножек может позволить себе обувь с тонкими ремешками.

2. На обычной, средних размеров ноге лучше смотрится обувь со средней ширины ремешками.

3. На широкой ноге гармонично выглядит обувь с широкими ремешками.

4. Для тонкой голень и лодыжки выбирайте тонкий каблук или шпильку.

5. Для обычной, средней по величине голени и лодыжка уместен средний по толщине каблук.

6. Полная голень и лодыжка удачнее смотрится в обуви с широким каблуком.

А теперь поговорим об общем размере вашего тела. Масштаб принта или узора на одежде тоже оказывает непосредственное влияние на размеры фигуры (так же, как и размер сумки).

1. Мелкий по масштабу принт будет смотреться слишком аляповато на крупной женщине.

2. Средний по масштабу принт подходит абсолютно всем, независимо от комплекции и роста.

3. Крупный принт может подавлять и поглощать миниатюрную женщину.

При подборе одежды учитывайте все особенности своей фигуры. Пристальное внимание уделите тем областям, которые нуждаются в коррекции, т.е. выглядят пропорционально больше или меньше относительно вашего тела. Возьмите на вооружение концепцию масштаба и проведите полную работу со своим телом. Допустим, если у вас крупные черты лица, носите крупные украшения возле лица. Если у вас маленькие руки, носите изящные маленькие драгоценности на ваших руках и запястьях. При большом бюсте носите крупные ювелирные изделия, или, наоборот, если вы обладаете маленьким бюстом - меньшие по масштабу украшения.

Конечно, вы можете экспериментировать и играть с масштабом, нарушая правила, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и выделиться в толпе. Это возможно в том случае, если вы обладаете определённой смелостью во взглядах и готовы идти на риск. В таком случае, вы легко можете носить более крупные по масштабу (чем необходимо) детали и элементы, чем те, кто не хочет лишний раз приковывать к себе внимание.

Рэйчел Зои является примером человека, играющего с масштабом, не особо принимая во внимание свои параметры. На изображении выше огромные воротник и лацканы куртки полностью подавляют, поглощают её миниатюрную фигуру, но она носит эту куртку, потому что это отражает её личные убеждения в стиле.

Работая с масштабом, вы можете теряться в сомнениях. В таком случае, начните применять по отношению к себе элементы среднего масштаба. Но постепенно приглядывайтесь к масштабу всех частей вашего тела, насколько они гармонично смотрятся друг с другом. Со временем вы сможете экспериментировать с масштабом, уменьшая или увеличивая их размеры.


Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Иллюзию или "зрительный обман" использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить как "сужали" талию с помощью широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником "фреза", увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.

В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и использование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющее добиваться "идеальной фигуры". Но эти приемы значительно упростились, потому что изменились эталоны красоты.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ОДЕЖДЕ

Желаемая видимая форма одежды определяется общим замыслом при построении ее. Мы не входим в обсуждение этой формы. Она зависит от назначения одежды, социального ее смысла, художественных оснований, исторического периода и т.д. Мы принимаем ее как заданную. При осуществлении ее в каком бы то ни было виде необходимо владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной внешний вид, нужно знать, что может содействовать определенному впечатлению. Учение о зрительных иллюзиях имеет здесь большое значение. При этом для осуществления желаемой формы необходимо считаться с фактором, данным извне, - размерами и очертаниями человеческой фигуры. Этот фактор в нашей теме является основным зрительным элементом. Дополнительными зрительными элементами являются те линии, площади и формы, которые образуются:
1) покроем одежды;
2) отделкой ее;
3) рисунком ткани;
4) цветом ее.

Способы придания одежде желаемой формы

Одежда имеет значение не сама по себе, а на определенном носителе, на человеке. Всякая одежда есть известное видоизменение, преображение внешности человека. Кроме того человеческая фигура не всегда соответствует задуманной, желательной в том или ином случае форме.

Для достижения цели выделяют в фигуре желаемые очертания, а если выделять нечего, то создают их видимость, а невыгодное замаскировывают, скрывают, попросту закрывают. Так сутулую спину прикрывают накидкой или широким воротником, худую шею закрывают пышным фишю; подшивают подкладки - и узкие плечи делаются широкими; устраивают "грудь колесом" и т. д. Это - путь самый простой. В этих случаях фактически, физически получаются другие очертания. Тут собственно обман не зрительный. Мы видим то, что есть: и для осязания плечи - толще, обман только в том, что они ватные. Или же мы не иллюзорно видим спину прямой, а мы просто спины с ее сутулостью не видим, а видим одну накидку. Большая часть советов, даваемых относительно того, как сгладить неблагоприятные особенности фигуры, относится к приемам этого типа.

Другого рода задача возникает, когда фактически, физически форму изменить невозможно. Если рост можно прибавить высокими каблуками, то убавить его тем же методом нельзя. Худобу можно скрыть различными подкладками, но стянуть корсетом излишнюю полноту можно только в ограниченных пределах и т. д. Здесь-то и имеют значение способы зрительного изменения фигуры. Именно зрительные иллюзии могут помочь до известной степени выпрямить неправильную форму, сделать приземистую фигуру более стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая, и т. д.

В этом положительная роль иллюзий. Но не надо забывать, что они могут оказать и очень вредное действие, если с ними не считаться. Если их не знать, не принимать в расчет, то при известных соотношениях частей одежды и фигуры может возникнуть такое впечатление, которое совершенно извратит композиционный замысел. Вместо прямой фигуры, какой она на самом деле является, мы увидим кособокую, вместо правильной формы - изуродованную и т. д. Знание законов зрительного восприятия и зрительных иллюзий дает возможность этого избегнуть.

Понятие о зрительной иллюзии

Проблема иллюзии и точности нашего восприятия имеет значение в самых разнообразных областях. Сейчас мы берем понятие иллюзии в узком техническом значении оптической, или зрительной, иллюзии.

Зрительной иллюзией мы называем непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и с общей совокупностью наших знаний о нем.

Подверженность иллюзиям отнюдь не признак несообразительности. Велись специальные исследования для установления связи между умственной одаренностью и подверженностью иллюзиями. Никакой корреляции, т.е. никакой связи между этими явлениями, не обнаружилось.

Конечно в восприятии иллюзий, как и во всех других видах восприятий, сказываются индивидуальные различия. На одних иллюзия действует сильнее, чем на других. Однако обычно мы находим лишь количественную разницу, но не изменение направления иллюзий.

Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами:


  1. Физические причины зрительный иллюзий. Ими например обусловлены все те факты, когда мы вследствие отражения или преломления лучей видим предметы не в том направлении, в каком они находятся: палка, опущенная в воду имеет вид изогнутой

  2. Физиологические причины - особенности устройства глаза (например неодинаковая чувствительность его для различных мест зрительного поля). Сюда же относятся особенности мускульных движений глаза.

  3. Психологические причины представляют величайшую важность. К ним относятся восприятия смысла целой фигуры, направление внимания, влияние прошлого опыта, понимание перспективы и т.д.

Особенное значение для восприятия иллюзий имеет направление внимания . В иллюзиях, обусловленных действием дополнительных зрительных элементов, очень важно, чтобы фигура рассматривалась вся в целом. Понятно, что если иллюзия зависит от определенных элементов, то всякое их ослабление поведет к ослаблению иллюзии; и если суметь игнорировать эти элементы, как бы не смотреть на них, не обращать внимания, иллюзия не сможет проявиться, как и в том случае, если бы изменяющие элементы и в действительности были устранены, прикрыты чем-нибудь.

Это обстоятельство следует иметь в виду при восприятии иллюзий. Иллюзии нужно рассматривать в целом , чтобы увидеть их действие.

Классификация иллюзий

Иллюзии можно было бы классифицировать следующим образом:


  1. Иллюзии восприятия формы в двух измерениях.

  2. Иллюзии восприятия третьего измерения.

  3. Иллюзии цвета, ведущие к изменению формы.

ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Иллюзии восприятия в двух измерениях могут быть разделены на две группы:


  1. Неправильное восприятие вследствие особенностей устройства нашего органа зрения.

  2. Неправильное восприятие линий, углов, направлений, величины и формы площадей вследствие одновременной данности дополнительных зрительных впечатлений. Эта последняя группа обычно называется "геометрико-оптическими иллюзиями" согласно термину, введенному Оппелем.

Первая группа иллюзий может считаться обусловленной изначальной неточностью нашего восприятия.

1. Среди относящихся сюда иллюзорных восприятий заслуживает внимания переоценка вертикального направления по сравнению с горизонтальным. Вертикальное расстояние кажется больше равновеликого ему горизонтального . В силу этого правильный квадрат кажется прямоугольником.

Вертикальная линия кажется больше горизонтальной (рис. 1), а высота цилиндра значительно превосходит ширину его полей (рис.2); если же из смерить, они окажутся одинаковыми.

При малых расстояниях эта иллюзия очень значительна и может давать кажущуюся разницу до 1/5. Иллюзия эта сильнее, если расстояние обозначено прерывисто.

Установлена некоторая связь между величиной иллюзии и абсолютными размерами расстояний. С увеличением расстояний иллюзия сначала возрастает, а потом как будто остается постоянной.

2. Наряду с этим мы переоцениваем расстояния, находящиеся в верхней части поля зрения: они кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней части поля зрения. Если попробывать на-глаз разделить пополам вертикальную линию, то верхняя часть обычно получается на 1/16 меньше нижней. В таких цифрах как 8, или в такой букве как латинская S, верхняя часть кажется приблизительно равной нижней.

Практически значение этих иллюзий нужно учитывать при покрое, если мы желаем дать видимость правильного квадрата или сплюснутого прямоугольника. Переоценка вертикального направления особенно сильно сказывается при полосатых материях, так как прерывисто обозначенное расстояние дает более явственную иллюзию (см. ниже о заполненном промежутке).

Геометрико-оптические иллюзии

Геометрико-оптические иллюзии почти всегда изучаются на плоских рисунках и обуславливаются дополнительными зрительными элементами.

Иллюзия заполненного промежутка

Во многих случаях зрительное впечатление зависит от того, что заполненное расстояние кажется больше, чем равное ему незаполненное. Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений или деталей, чем пустой и неразделенный. Вследствие этого на рис.4 левые заполненные расстояния кажутся больше, чем равновеликие пустые промежутки справа.

Прямоугольник с поперечными полосами кажется выше и уже, чем прямоугольник, заполненный продольными полосами. У первого вертикальная сторона разделена и кажется больше, у второго - горизонтальная (рис.5).

Положение в большей видимости величине заполненного промежутка применимо и к прямым линиям, углам, площадям и т. д. Однако переоценка заполненного промежутка происходит не во всех случаях. Заполненный промежуток кажется больше только, если деления достаточно многочисленны и находятся близко друг от друга (оптимальное количество делений было найдено равным 7-8).

Если делений немного и они недостаточно часты, иллюзия исчезает и может даже наступить обратное явление .

На рис.6 прямоугольник с поперечной полосой кажется шире, нежели прямоугольник с продольной полосой.

Ромб с поперечным делением на рис.7 кажется шире и ниже, чем ромб, находящийся рядом с ним.

Таким образом может быть объяснено разногласие между научными исследованиями и суждениями швейных работников. В работах по оптике вы прочтете, что "платье с поперечными полосами делает фигуру выше" (Гельмгольц) , а почти всякая портниха вам скажет, что от поперечных полос фигура кажется короче и шире. Дело в том, что результат зависит от величины и частоты полос. Обычное суждение - в платье с продольными полосами человек кажется тоньше и выше - справедливо только при достаточно широких промежутках. При узких промежутках оно безусловно несправедливо. Это мы видим на рис. 8 и 9.

Фигура с поперечными полосами (рис.8) кажется уже и выше, чем фигура с продольными полосами на рис.9.

Таким образом мелкие продольные полосы, будут ли они даны покроем, мелкими складочками, рисунком ткани, увеличивают видимую ширину. Само собой разумеется, что они не должны быть чересчур малы и часты и не должны давать пространственного смещения, т.е. сливаться для глаз на известном расстоянии. Наоборот, достаточно редкие продольные полосы уменьшают ширину и могут увеличить кажущуюся высоту, как это видно из сравнения рис. 10 и 11.

Иллюзию заполненного промежутка можно применять во всех случаях, когда желательно удлинить или, наоборот, сократить рост, талию, плечи и т. д.

Нужно избегать нагромождения деталей на те части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Следует заметить, что в данном случае играет роль фактор, о котором придется еще неоднократно говорить: если направить внимание на какой-нибудь предмет, он кажется больше.

В иллюзии заполненного промежутка играет роль не только количество делений. Так например при полосатом платье имеют значение и ширина полос и соотношение светлых и темных промежутков. Соответствующая иллюзия дана ниже, в главе о подравнивании. Здесь нужны еще дальнейшие исследования; есть основание полагать, что широкие полосы вообще увеличивают размеры.

Кроме вопроса о заполненности промежутка в смысле частоты и относительной величины делений возникает еще вопрос о характере этих делений в смысле пропорциональности их. Как мы видим на рис. 12, деления могут быть равномерными, как В и С , при этом в В заполненные и незаполненные части равны между собой; в С равны между собой с одной стороны заполненные промежутки, с другой стороны, все белые полосы, но белая полоса не равна заполненной. Или же промежутки могут быть неравномерными, как в A и D , где налицо разнообразие соотношений.

Только специальное исследование может выяснить, какое размещение промежутков благоприятствует впечатлению высоты или ширины.

В литературе можно найти указания, что постепенные плавные переходы содействуют впечатлению большей высоты. В доказательство приводится рис. 13.

Напротив, при запутанном и сложном соотношении промежутков, когда глазу нельзя двигаться с достаточной легкостью, высота как бы уменьшается (рис. 14).

Приведенные рисунки не обладают совершенной очевидностью. Исследования не нашли полного подтверждения приведенного правила. Повидимому необходимо учитывать еще соотношение светлот на границах фигуры. На рис. 12 прямоугольники А и D многим кажутся выше, чем В и С , а не наоборот. Причина этого в том, что темная заполненная полоса приходится на границы фигуры и, подчеркивая наиболее удаленные пункты, придает большую видимую величину.

Для окончательного решения вопроса о роли заполненного промежутка в одежде необходимо считаться еще со следующим обстоятельством. В реальной фигуре действует третье измерение: она имеет объем. В человеческой фигуре есть не только ширина, но и толщина. т. е. некоторый рельеф. Об этом подробнее будет написано в главе о третьем измерении.

Переоценка острого угла

В большой группе иллюзий переоценивается острый угол, хотя в некоторых иллюзиях в то же время играют роль и другие причины.

Обычно небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются и кажутся бОльшими , чем они есть в действительности. Большие же расстояние между сторонами тупых углов недооцениваются. Мы замечаем изменение в направлении сторон угла и именно такое, как если бы острый угол был больше.

На рис. 15 средние линии кажутся слегка сходящимися к концам и расходящимися к середине. На самом деле они параллельны. Острые углы переоцениваются, и угол А-а например как бы раздвигается и сторона а отклоняется книзу. Недооценка тупого угла иллюстрируется рис. 16. В нем параллельные линии кажутся слегка расходящимися у правого конца.

Если мы имеем две параллельные линии и увеличиваем число линий, образующих острые углы, иллюзия может чрезвычайно усилиться (рис. 17).

В иллюзии Геринга параллельные линии кажутся изогнутыми и расходящимися в середине. Если мы изменим положение углов, то можем получить обратный результат, и линии будут казаться сближающимися к середине фигуры. Это видно на фигуре Вундта (рис. 18).

Аналогичный результат мы наблюдаем на рис. 19 с двумя вариантами фигуры Геринга.

Вертикальные параллельные линии, пересекаемые короткими косыми, кажутся расходящимися. В этом заключается иллюзия Цельнера (рис. 20).

Наибольший эффект эта иллюзия дает, когда угол между короткими пересекающими линиями и длинными параллельными равняется приблизительно 30°.

Было установлено, что иллюзия действует сильнее, если длинные параллельные линии образуют 45° с горизонтальной линией. По некоторым наблюдениям иллюзия уменьшается и иногда даже совсем исчезает, если избегать движений глаза и выбрать какую-нибудь одну точку для фиксации.

Смещение секущих линий при параллельных вертикальных

Такое смещение дает иллюзию Поггендорфа. * иллюзия Поггендорфа излагается в иллюзиях переоценки острого угла. Однако она не может быть исчерпывающе объяснена одной этой переоценкой (Шумани, Бенусст, Гатти), некоторые вовсе отрицают значение этой переоценки для иллюзии Поггендорфа (Велинский, Гальперин) * На рис. 21 продолжением линии а кажется линия d 1 , а не d , которая на самом деле лежит на одной прямой с а .

На рис. 22 части одной и той же наклонной линии кажутся отрезками трех параллельных линий.

Иллюзия уменьшается, если рисунок повернуть на 90° таким образом, чтобы параллельные линии лежали горизонтально.

Если в пустом промежутке между вертикальными параллельными линиями еще одну черту, - иллюзия исчезает.

Иллюзия сохраняется, если вместо прямых параллельных мы будем иметь кривые (рис. 23 по Велинскому).

Имеются некоторые варианты иллюзии Паггендорфа, которые ее усиливают (Гельперин). Они приведены на рис. 24 и 25. Автор считает, что иллюзия наименее действует в форме 4 и 5, а всего сильнее в форме 1, 3 и 6.

Применение к одежде

Применение указанных иллюзий весьма разнообразно. Воспользоваться переоценкой острого угла возможно во многих случаях, когда мы желаем сделать для глаз более широкой одну часть фигуры и более узкой другую. Именно так поступает одна немецкая фирма, которая не раз подчеркивала это в своих рекламах 1931/32 г., когда согласно моде требовались широкие плечи и узкие бедра (рис. 26).

Текст при объявлении гласил: "В чем оптическая иллюзия? Положите ваш указательный палец на вырез на спине этой фигуры, и тотчас же бедра покажутся толще. Затем опять уберите палец, и бедра станут удивительно узкими. Это есть своеобразное оптическое действие треугольного выреза Juvena, такого, каков он в образцовом костюме Juvena. Он делает плечи широкими, а бедра узкими. Требуйте..." и т. д.

Действие треугольного выреза объясняется переоценкой острого угла: стороны его раздвигаются. Можно это действие рассматривать так же, как обусловленное очертаниями цельной фигуры - треугольника.

Иллюзия Вундта может помочь сделать вогнутой линию на самом деле прямую.

Как это показано на рис. 27, соответствующее расположение линий придает некоторую стройность и большую заметность талии.
Иллюзия Геринга может иметь обратное действие (рис. 28).

Если поднять всю иллюзорную фигуру Геринга выше по платью, можно надеяться исправить внешность слишком плоской грудной клетки. Другой вариант иллюзии Геринга действует аналогичным образом, но несколько слабее (рис. 29 и 30).

Иллюзия Цельнера (рис. 20) играет роль в рисунках для материи. Именно на таком рисунке она и была открыта автором. Но в то же время в дальнейшем можно попытаться использовать ее для получения желательной линии в покрое, аналогично тому, как мы это делаем с иллюзиями Геринга и Вундта.

Иллюзию Поггендорфа можно попробовать применить к затруднительным случаям кособокости несимметричности в фигуре. Как сильно действует данная иллюзия, видно на следующих примерах, имеющих прикладное значение для архитектуры (рис. 31 и 32).

Если на арку (рис. 31) наложить полосу так, чтобы стороны арки образовали с этой полосой острые углы, то для глаз получится сильное искривление арки, - мы увидим арку со смещенной осью. Это показано на рис. 32.

Теперь возьмем асимметричную фигуру и подберем вертикальные параллельные линии таким образом, чтобы изменение острых углов сгладило несимметричность. Фигура у нас получится правильная. На рис. 33 дана кособокая фигура, у которой одно бедро выше другого. Если поместить полосу на более высокое бедро так, чтобы возникла иллюзия Поггендорфа, то та же фигура будет иметь вид прямой, как это видно на рис. 34.

Если, напротив, поместить эту полосу с другой стороны, кособокость будет еще очевиднее (рис. 35). То же мы имеем в случае неровных плеч (рис. 36 и 37).

Соответствующая полоса, образующая вертикальные параллельные линии, может быть дана покроем, отделкой в виле воротника, шарфа, пояса и т. д.

Извращающее действие таких случаев менее заметно. Если человек спустит конец шарфа сбоку, то у него не искривится тотчас же фигура. Иллюзия ослабевает в своем действии, так как мы знаем, что человеческая фигура нормально симметрична, и обычно ожидаем увидеть именно такую фигуру (ср. дальше рис. 113 и 114).

В то же время иллюзия Паггендорфа может извратить покрой платья. Например симметрично скроенное платье (рис. 38) может приобрести такой вид, который совершенно искажает его (рис. 39).

С другой стороны, небольшие погрешности покроя (рис. 40) могут быть скрыты при помощи иллюзии Паггендорфа (рис. 41).

При всех указанных случаях следует иметь в виду вышеприведенное правило: иллюзия уничтожается дополнительной линией в пространстве между параллельными.

КОНТРАСТ И ПОДРАВНИВАНИЕ

Контраст

Мы рассматриваем сейчас контраст линий, углов и площадей. Закон контраста проявляется во всей нашей психической деятельности. Контрасты обращают на себя внимание, прочно запоминаются, будучи даны одновременно (в области учения о памяти сохраняется термин ассоциации представлений по контрасту). Контрасты сильно действуют на наши эмоции, оживляют притупившуюся чувствительность и т. д.

Наше восприятие зависит от того, воспринимаем ли мы одновременно другие, схожие с ним, или, наоборот, сильно отличающиеся от него объекты. От соседства с резко различным предмет кажется еще своеобразнее, противоположность между предметами еще более возрастает. Маленький рядом с большим кажется еще меньше, светлый с темным - еще светлее, оборванный рядом с нарядным - еще оборваннее и т. д.

Действие этой закономерности можно наблюдать и на пространственных величинах . Обычно угол, окруженный большими углами, сам кажется меньше, чем равный ему, находящий между меньшими углами (рис. 42).

Круг среди маленьких кругов кажется больше, чем между большими (рис. 43).

Круг, находящийся ближе к вершине угла, кажется больше, чем такой же круг, помещенный дальше от вершины и от которого стороны угла более удалены (рис. 44).

Из двух людей разной толщины более высокий будет казаться в то же время тоньше, более низкий - толще, аналогично тому, как на рис. 45 низкий прямоугольник имеет вид более широкого.

Приведенных примеров достаточно для того, чтобы убедиться в очевидном действии контраста. Мы сможем обнаружить его действие и в других иллюзиях, отнесенных в иные рубрики.

В области одежды контраст используется весьма разнообразно, и действие его достаточно известно. Вот некоторые случайные примеры. Ты же самая голова будет казаться меньше в большом головном уборе и больше в узком и маленьком (рис. 46 и 47).

То же справедливо относительно шеи и воротника, руки и рукава и т. д.

Если вырез воротника широк, то тонкая шея покажется еще тоньше, худая рука в просторном рукаве - еще худее, при стянутой талии широкие бедра еще больше выступят. Большая голова, увенчанная маленькой шапочкой, покажется огромной и т. д. В костюмах с кринолином конец лифа среди более широких углов образуемых юбкой, делал талию по контрасту весьма тонкой (рис. 48). Если такой же угол окружен меньшими углами современной узкой юбки, то этот угол кажется больше (рис. 49).

Поэтому во всех случаях, когда мы желаем сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных, противоположных очертаний в форме одежды. Наряду с этим контраст может и, наоборот, удачно подчеркнуть какие-нибудь выгодные особенности во внешности. Однако вполне целесообразно воспользоваться действием контраста мы сможем только тогда, когда учтем другое, совершенно противоположное ему явление - подравнивание, и рассмотрим их совместно.

Подравнивание

Если близко рядом находятся предметы разной величины, то различия как бы становятся незаметнее, и предметы уподобляются друг другу. Явление это называют "слиянием" (Мюллер-Ляйер), или "подравниванием" (Вундт), или ассимиляцией.

Тот же круг, будучи вписан в больший, кажется сам более значительных размеров, чем если он окружает меньший круг. На рис. 50 внутренний круг В кажется больше внешнего круга А , хотя они равны - иллюзия Ястрова .

Подравнивание, или уподобление, сказывается и на вышеприведенной иллюзии переоценки острого угла. Возьмем фигуру, данную ранее на рис. 15. Заполним промежуток между сторонами черным так, чтобы различие и противопоставление сторон, образующих угол, сделалось затруднительным.

Теперь нижняя прямая кажется слегка изогнутой на концах уже не книзу, как это было на рис. 15, а кверху, приближаясь к направлению верхних линий, уподобляясь им (рис. 51).

Одно и то же расстояние, в зависимости от толщины ограничивающих полос, кажется то больше, то меньше. Так показанное на рис. 52 расстояние между двумя тонкими линиями кажется меньше, чем соседнее, ограниченное линиями потолще, а это последнее в свою очередь кажется меньше, чем расстояние между еще более широкими черными полосами.

Ту же иллюзию можно повторить с кругами, при этом кажущееся увеличение белого расстояния продолжается лишь до известной границы, после которой оно идет на убыль. При очень широком окаймлении белая поверхность как бы отделяется и видится обособленно.

На рис. 53 левая граница, образуемая кругами, кажется изогнутой, на самом деле она прямая. Зависит это от стремления левой границы приравняться к линии, образуемой правой стороной кругов (Иллюзия Липпса ). Изменение видимой величины прямой линии от углов на ее концах может быть также отнесено к иллюзиям подравнивания (рис. 54). Все три горизонтальные прямые линии на рис. 54 одной длины, но кажутся они ровными. Можно сказать, что чем больше угол, тем длиннее кажется линия.

К иллюзиям подравнивания относится и известная иллюзия Мюллер-Ляйера. Она заключается в том, что линия, на концах которой поставлены обращенные внутрь углы, кажется гораздо меньше, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу (рис. 55 и 55а).

Иллюзию эту варьировали: заменяли углы дугами, вместо прямых вставляли зигзагообразные линии, вовсе уничтожали изменяющуюся прямую, а оставляли одни углы и т. д. (рис. 56, 57, 58 и 59). Иные авторы даже убирали сами линии на концах, порождающие иллюзии, и вместо них помещали "незаметные тени". Есть работы, изучающие данную иллюзию в гипнозе.

Во всех вариантах этой иллюзии расстояние, заключенное между углами или ограничивающими линиями, имеет тенденцию сжаться, казаться меньше, когда линии на концах сближаются, и наоборот, - увеличиться, растянуться, когда указанные линии расходятся. Иллюзия Мюллер-Ляйера может быть также сопоставлена с иллюзией незамкнутого контура (Бурдон).

Нередко имеет место подравнивание целой фигуры по части.

Если какая-нибудь часть формы особенно выдается, она может определить собой восприятие всей фигуры. Если отчетливо заметно, что какая-нибудь сторона одной фигуры больше находящейся вблизи стороны другой фигуры, то и вся первая фигура может казаться больше второй, хотя в действительности они равны. На рис. 60 даны два совершенно одинаковых отрезка, из них нижний на-глаз как будто больше, шире, потому что верхняя сторона его шире нижней дуги верхней фигуры, а благодаря этому мы и всю фигуру воспринимаем, как большую.

Здесь мы можем отметить и влияние контраста. Вследствие контраста нам бросается в глаза разница между нижней дугой верхней фигуры близлежащей стороны нижней.

Явление подравнивания можно обнаружить и в тех случаях, когда прямая полоса, составленная из косых штрихов, выглядит смещенных в направлении этих последних (рис. 61).

Иллюзия усиливается, если к концам косых линий добавить маленькие треугольники (рис. 62 и 63).

Приведенные ниже иллюзии называются иногда иллюзиями "крученого шнура" (twisted cord), иллюзия Фрезера (рис. 64 и 65).

Шнур может быть скручен из двух полосок - белой и черной или светлой и темной. Помещая его на различные фоны, можно получить поразительные результаты. Например, если положить шнур на клетчатую ткань, то, как видно на рис. 64, параллельные прямые приобретут вид изогнутых. На рис. 65 мы явственно видим спираль, и только специальным измерением можно убедить себя в том, что это концентрические круги. (Это можно сделать, обведя чем-нибудь один из кругов и заметив точку, от которой вы отправились. Вы вернетесь к ней же, и тогда станет ясным - шнурок уложен не спиралью, а кругами).

В отношении одежды иллюзии подравнивания могут иметь большое поле применения. Так возьмем иллюзию изменения прямой в зависимости от величины углов на ее концах. Если мы сделаем ряд накидок или воротников, то чем больше будет угол, образуемый падающим краем и линией плеч, тем шире будут казаться плечи. На рис. 66 плечи кажутся уже, чем на рис. 68, а на этом последнем Уже, чем на рис. 67. Между тем они совершенно одинаковы.

Иллюзия Липпса может действовать аналогично иллюзиям Геринга и Вундта (рис. 69 и 70).

В одном рисунке кажутся иллюзорно выгнутыми внутренние границы кругов, в другом - внешние.

Иллюзия Мюллера-Ляйера и теоретикам костюма. В работе Стори дается следующая иллюстрация ее использования (рис. 71).

В пояснение говорится, что когда линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног, скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног - скошены книзу, мы получим впечатление высоты. Для первой цели, т. е. сокращения высоты, могут послужить шляпа клеш с опущенными полями, башмаки с опущенными носками. Увеличению роста могут посодействовать шляпа с линиями, направленными кверху, узкие туфли с длинным носом и т. д. Этот же эффект направления линий очевиден и во многих других случаях, например манжет на рукаве, завернутый назад, укорачивает руку, спущенный книзу - удлиняет.

Мы привели выше большое количество вариантов иллюзии Мюллер-Ляйера, и почти каждый из них может быть целесообразно использован в одежде. Так практика современного костюма принимает наклонные диагонали, дающие тот же эффект, что вариант иллюзии Мюллера-Ляйера, приведенный Ауэрбахом (рис. 72).

Тот же результат удлинения одной части одежды получается на нашем рис. 73, где нами использована обычная иллюзия Мюллер-Ляйера. Аналогичные покрои также распространены в современном платье (рис. 74).

Иллюзия Ястрова успешно может действовать, если надо выделить одну часть фигуры по сравнению с другой. На рис. 75 верхняя линия кокетки на юбке кажется значительно меньше, чем верхняя линия ворота, хотя они равные. Длиннее обеих линий кокетки только нижняя линия воротника, но по подравниванию и верхняя кажется больше.

Практическое значение иллюзии крученого шнура еще не исследовано. Следует лишь указать на то, что при соответствующем расположении шнура можно получить сильнейше кажущееся искривление правильной фигуры. Но столь же велико может быть и положительное действие иллюзии крученого шнура, аналогичное тому, какое мы указали для иллюзии Поггендорфа.

Относительно общего значения иллюзий подравнивания можно сказать, что оно обнаруживается во всех случаях, когда, давая сходную форму, повторяющую и несколько преувеличивающую определенную особенность фигуры, мы оттеняем эту особенность.

Если эта особенность такого рода, что нежелательно ее подчеркнуть, то подравнивание может дать отрицательные результаты. Так излишне толстый человек в широком платье покажется еще толще, а худой в узком и длинном - еще более худым и длинным. В одежде, не повторяющей линий и фигур, и толстый и худой будут производить более выгодное впечатление (рис. 76 и 77).

Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:

1. Иллюзия переоценки вертикали:

  • вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального;
  • одиночные вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост;
  • одиночные горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят;
  • множественные вертикальные линии расширяют, полнят;
  • множественные горизонтальные линии стройнят, подчёркивают рост.

2. Иллюзия пропорциональности:

  • расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части;
  • пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, создаёт переоценку размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть;
  • завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги;
  • более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.

3. Иллюзия асимметрии:

  • диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре;
  • чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности, чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.

4. Иллюзия контраста:

  • маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

5. Иллюзия переоценки острого угла:

  • расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле;
  • расстояние между сторонами тупого угла недооценивается;
  • линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию;
  • если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост;
  • линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия;
  • линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, однов ременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры;

  • если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры;
  • углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.

6. Иллюзия насыщенности цвета:

  • чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его.

7. Иллюзия расчленения формы:

  • форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором;
  • при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями сокращается объем;

  • деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры;
  • в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.

8. Иллюзия трехмерного пространства:

  • модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывают плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного полотна.

9. Иллюзия психологического отвлечения:

  • чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.

10. Иллюзия круга:

Зрительные иллюзии окружают нас везде, и часто мы их используем сами, не замечая этого. Например, при выборе светлых тонов цвета стен детской комнаты. Реально света от этого в комнате не прибавиться, но нам кажется, что комната стала светлее.
С помощью цвета, формы и контраста легко "обмануть" свое зрение и вот этот рисунок хороший тому пример. Если не смотреть на него прямо, то пестрые круги будут вращаться, причем в противоположных направлениях.

Существуют различные зрительные иллюзии, но есть и такие которые учитываются при моделировании одежды. Зная их можно изменить восприятие фигуры человека, зрительно уменьшить или увеличить рост человека, скрыть излишнюю полноту или иные недостатки или наоборот можно подчеркнуть достоинства фигуры.

Пример тому рисунок, который перед вашими глазами. Согласитесь, трудно поверить в то, что оранжевые окружности одинакового размера. Также можно манипулировать человеческим восприятием и при пошиве одежды. Правильно выбрав цвет и рисунок на ткани создавать определенные зрительные иллюзии. И тогда, полные девушки будут выглядеть стройнее, худенькие полнее и т.д.

На рисунке А представлены два одинаковых прямоугольника. На одном посередине проведена вертикальная линия, на другом - горизонтальная. Если их сравнить, то первый кажется уже и выше, второй - шире и ниже. Следовательно, вертикальная линия зрительно удлиняет и стройнит фигуру, а горизонтальная (или несколько горизонтальных) расширяет (рисунок Б).
Вывод напрашивается сам собой. Для полных фигур одежда из ткани с вертикальной полоской нежелательна.

Если взять два одинаковых квадрата (белый и черный) и поместить черный квадрат на белом фоне, а белый на черном, то белый квадрат будет казаться больше черного. Следовательно, белый цвет на черном фоне зрительно занимает больше места.

Белый квадрат на черном (темном) фоне выглядит больше такого же черного квадрата на белом фоне, значит, женщина в белом платье зрительно будет больше, чем эта же женщина, но в темном платье.


Существуют зрительные иллюзии контраста и иллюзии повторения. Иллюзия контраста возникает при резко выраженной противоположности. Например, если взять три различных по величине круга (рис. А), то маленький круг рядом с большим будет казаться еще меньше, однако этот же круг рядом со средним не будет казаться таким маленьким, как при сравнении. То есть, контраст резко обнаруживается при сравнении двух противоположных величин.

При моделировании одежды для полных женщин не рекомендуется шить узкие, маленькие, сильно облегающие платья, так как может проявится контраст между узким платьем и полной фигурой. Полная фигура в плотно облегающем платье будет выглядеть еще полнее.

Если сравнить два отрезка одинаковой величины, по краям одного из которых расходящиеся линии, а другого - сходящиеся, то первый отрезок покажется длиннее, чем второй (рис.Б).
В этом случае действует иллюзия повторения, или подравнивания. Например, при выборе головного убора или формы воротника необходимо учитывать строение лица, которое не следует повторять. Если лицо вытянуто, то нельзя выбирать фасон колпакообразной шляпы или шить платье с вытянутым вырезом горловины.


Посмотрим еще одну иллюстрацию зрительных иллюзий. Одинаковые по размеру центральные круги, окруженные маленькими и большими кругами, кажутся разными. Круг на фоне маленьких кружочков кажется больше, чем круг тоже диаметра, но на фоне больших кружочков.


На линиях внутри треугольников стоят точки, делящие их пополам, однако создается впечатление, что части, прилегающие к вершине, короче.
Правая дуга выглядит более короткой и имеющей большую кривизну, чем левая.
Высота гребенки, кажется больше ее ширины, хотя они равны. Поворотом фигуры набок легко добиться исчезновения иллюзии.
Заполненное пространство воспринимается длиннее, чем незаполненное.

Не вникая в причины этого явления, мы вполне можем использовать зрительные иллюзии для своих целей при выборе модели одежды с учетом индивидуальных особенностей фигур человека.


При моделировании одежды нужно учитывать и использовать разнообразные зрительные иллюзии, с помощью которых можно увеличить рост, расширить или сделать фигуру человека уже. Применив поперечные, горизонтальные линии фасона в одежде, например отрезную линию талии, пояс, кокетку, горизонтальные фасонные линии на юбке в виде рельефов, складок, воланов, мы зрительно уменьшим рост человека.

Также уменьшает рост и костюм, состоящий из юбки и жакета, блузы и юбки, юбки и жилета (лучше контрастных цветов).

Высоким женщинам не следует носить слишком короткие платья.

Полная и высокая женщина не должна загромождать фасон платья лишними линиями, шить платье из ткани с крупным набивным рисунком. Для такой фигуры подойдет слегка прилегающий силуэт платья с длинным вырезом у горловины.

Полной женщине невысокого роста лучше отдать предпочтение не отрезному в талии платью с линией посередине спины, со сквозной застежкой спереди и рядом пуговиц сверху донизу.

При короткой шее вырез платья лучше делать мысиком или длинным полуовалом. Можно предложить также узкий воротник с длинными концами. Воротник, закрывающий шею, еще более укорачивает ее, он хорош для фигуры с длинной и худой шеей.

Для фигуры с маленьким бюстом можно рекомендовать вместо обычной нагрудной вытачки мягкие защипы, складочки, на линии груди. Для такой фигуры подойдет одежда с различными воланами, кокетками, карманами, шарфами, бантами. Имея такую фигуру можно смело носить многослойную одежду. Это создает зрительную иллюзию увеличения объема груди. Для такой фигуры неприемлемы глубокие вырезы.

Для фигуры с низким бюстом можно занизить линию талии. Такое решение увеличит расстояние между линией груди и линией пояса. Или же, оставив линию талии на своем месте, сделать маленькие кокетки по плечам и от кокетки, вместо нагрудной вытачки, заложить защипы, или нагрудную вытачку от плеча не застрачивать до конца, а оставить часть ее в виде мягкой складки. Абсолютно противопоказано применение широких поясов, подчеркивание линии талии, выбор модели с завышенной линией талии.

Для фигур с широкими плечами рекомендуются линии, идущие от плеча. Подойдут вертикальные линии небольших воротников, рукав реглан или еще лучше - полуреглан, "летучая мышь" или кимоно, глубокие и узкие V-образные вырезы, длинные бусы и шарфы. Старайтесь избегать деталей, оптически расширяющих линию плеч: погоны, реглан-погон, рукава-буф, широкий квадратный вырез горловины.

Для фигур с покатыми плечами рекомендуются подплечники (возможно даже двойной высоты). А также цельнокроеные рукава с высокими подплечниками, щелевидные ("лодочка") или квадратные вырезы горловины, погоны. Подойдут также лацканы с углами, направленными вверх; рукава буф или с присборенной головкой.
Нежелательны кимоно без подплечников, глубокие V-образные вырезы.

Если фигура сутулая , то большой воротник, слегка отстающий от шеи сзади, мягкие защипы или складочки на лифе у талии сутулость замаскируют.

Для фигур с узкими бедрами желательны модели с облегающими лифами, рукавами реглан, расклешенными и юбки со сборками; юбки и брюки с мягкими складками по линии талии, жакеты квадратного силуэта, закрывающие линию бедер; большие накладные карманы ближе к бокам. Не следует делать облегающие брюки, очень узкие юбки, юбки со швом посередине; удлиненные лифы, большие воротники, спущенную линию плеч.

При моделировании изделий для фигур с заниженной линией талии можно приподнять естественную линию талии вверх, используя такую зрительную иллюзию как широкий пояс того же цвета, что и нижняя часть одежды, подрезы выше или ниже линии талии, создающие видимость широкого пояса. Не стоит носить узкие пояса и одежду с заниженной линией талии. При короткой талии желательны в одежде заниженная линия талии, узкие пояса того же цвета, что и лиф, хотя можно талию вообще не подчеркивать, а сделать акцент на бедрах.

Обладательницам большого бюста можно посоветовать полуприлегающий силуэт, заниженную линию талии, расширенную линию плеч; расстегнутые воротники или низкие вырезы, рукава длиной 3/4 или до запястья; узкие пояса того же цвета, что и лиф. Не стоит делать модели с завышенной талией, рукавами длиной до локтя или чуть выше, горизонтальные полосы на лифе; короткие жакеты.

Короткие ноги зрительно могут быть замаскированы с помощью комплектов из двух частей одного цвета (жакет-юбка, жакет-брюки). Зрительно изменить восприятие может платье с завышенной талией; обувь и колготы должны быть одного цвета; обувь желательна на высоких устойчивых или средней высоты каблуках. Совершенно неприемлемы брюки, присборенные внизу или с манжетами, длинные жакеты, юбки длиной до середины икр, туфли без каблуков или очень высокие "шпильки".

При выступающих ягодицах следует делать пальто, жакеты, платья полуприлегающего силуэта; юбки прямые по всей длине, колготы и обувь должны привлекать к себе внимание.
Нежелательны любые брюки, широкие присборенные юбки, узкие пиджаки.

Длинные руки хорошо смотрятся в одежде с короткими, но широкими рукавами, а также с рукавами длиной 3/4 и 7/8 или длинными, закатанными до локтя. Не стоит делать узкие обтягивающие или слишком короткие рукава.

Короткие руки требует модели с рукавами, сужающимися книзу и оканчивающиеся ниже запястья. Противопоказаны широкие рукава и высокие манжеты

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама