THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человек рождается с естественной биологической принадлежностью к тому или другому полу, но эта принадлежность сама по себе ещё не гарантирует того, что биологический мужчина окажется непременно мужественным, то есть будет обладать соответствующим для мужчины поведением, а биологическая женщина будет в том же смысле женственна. Сейчас очень популярно обсуждать, что такое женственность и мужественность, в чём они проявляются, и как построить гармоничные отношения.

Обусловлено это тем, что на самом деле далеко не каждые женщина и мужчина понимают, что такое женственность и мужественность, что в свою очередь оказывает огромное влияние на их отношения в паре. И это подтверждает тот факт, что сейчас одним из самых популярных запросов клиентов является желание понять, почему отношения не складываются, и как найти идеального партнёра. Наше самоощущение пола и самосознание во многом определяются социальными и культурными влияниями, стилем воспитания в детстве, которые, к сожалению, в нашем современном мире встраивают в нас больше мужские стратегии, учат быть сильным, властными, где-то агрессивными, строить карьеру, достигать целей. И это с одной стороны прекрасно, но, с другой стороны, при таких обстоятельствах мужчине сформировать образ мужественности и идентифицироваться с ним намного легче, чем женщине понять, что такое женственность. И, как результат, мы видим много женщин с сильно проявленными мужскими качествами. Тем не менее, можно встретить и мужчин с подавленной или несформированной по тем или иным причинам мужественностью. Они более мягкие, утончённые, ранимые и зачастую также несчастны. Так как же формируется мужественность и женственность? И как это влияет на нашу жизнь и на те отношения, которые мы пытаемся создать? Попробуем в этом разобраться.

Наши убеждения, мысли, поступки зависят от нашего самоощущения, которое неразрывно связанно с тем, что спрятано в глубинах психики. И один из таких аспектов, спрятанных в нашем подсознании — это образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Эти субличности составляют важную часть нашего внутреннего мира и во многом определяют наше поведение.

Можно выделить факторы, которые влияют на формирование этих субличностей. Ими являются:

  1. Влияние родительских и других значимых фигур в жизни человека;
  2. представления общества, которые складывались веками;
  3. современные тенденции и мода.

Иногда формируются несколько образов — желаемый и реальный, между которыми, как правило, существует большая разница, которая приводит к некому внутреннему конфликту. Так родителями нам передан один образ, который становится частью нас самих и в свою очередь может сильно расходится с теми образами, которые нам транслирует общество, и чем больше разница между этими образами, тем сложнее это переживается человеком. Например, у девочки сформировался образ женщины, на который повлияла мама, но современные тенденции общества пропагандируют другой образ женщины, который сильно расходится с первым образом, и это противоречие вызывает недовольство собой, неуверенность и все вытекающие из этого последствия. Помимо того, что в каждом человеке формируется внутренний образ своего пола, также и создаётся образ противоположного. Эту тему развивал ещё Юнг, который в своей теории выделял архетипы — врождённые идеи, воспоминания или информация, переданная от родителей, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Один из таких архетипов — это Анима, которая представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Для гармоничного развития личности мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, и, соответственно женщина должна проявлять свои мужские качества так же, как и женские. Если же какие-то из качеств остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Таким образом, в каждом человеке существуют сформированные образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Ведь именно благодаря этим образам, человек понимает себя и противоположный пол, а также строит отношения исходя из этих представлений.

Так же и в своих работах А. Маслоу высказывает мнение о том, что понятия "мужское" и "женское" не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать и только вводят людей в заблуждение. Те качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, часто в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот.

Давайте рассмотрим эти внутренние образы более детально.

Внутренний Мужчина — это "достигаторство", воздействие на внешний мир, конкуренция, борьба, рост, руководство и управление. Ему приписывают такие качества как агрессивность, уверенность, организованность, твёрдость, предприимчивость, доминирование, независимость, безэмоциональность, властность, решимость, активность. В нашем современном мире, полном конкуренции, несомненно важно развивать именно Внутреннего Мужчину. Этот образ помогает нам на работе, в социуме и является важной частью как мужчины, так и женщины.

Внутренняя Женщина — это любовь, семья, чувства, погружённость в себя, покой, умение наслаждаться, ведение дел ради процесса и удовольствия, она воссоздаёт, сохраняет, принимает. Из качеств выделяют: чувствительность, эмоциональность, мягкость, гибкость, тактичность, нежность, покорность, мечтательность, заботу, игривость, лёгкость. К сожалению, в современном мире очень часто все эти качества воспринимаются наравне со слабостью, а ведь они так необходимы в жизни. Контакт с Внутренней Женщиной часто нарушен как у женщин, так и мужчин.

Где же баланс? Так вот принято считать, что в человеке, нормальное соотношение этих внутренних образов должно быть в пропорции: 70% своего пола, 30% — противоположного. Это позволяет нам легко проявляться, и соответствовать своему полу, и понимать противоположный пол. Но как это часто бывает, данное соотношение нарушено, что сказывается на всех жизненных сферах.

Например, если у женщины нарушен гендерный баланс 70-30, и преобладает Внутренний Мужчина, то она начинает конкурировать и соревноваться с мужчинами, излишне берёт на себя инициативу, становится агрессивной и жёсткой, теряет контакт со своими чувствами и телом. Психологически она перенимает мужскую модель. Так как образ Внутреннего Мужчины напрямую влияет на восприятие и построение отношений с реальным мужчиной, то союз такой женщины с партнёром превращается в вечную борьбу и желание доказать свою правоту, или же к ней притягиваются слабые мужчины. Как, например, часто случается, что девушка встречает парня и размышляет: "В принципе он для меня неплохой вариант, но есть моменты, которые меня не устраивают — он глуповат и немного медленный. Но ничего страшного, я сделаю из него то что надо!" . И принимается из него делать настоящего мужчину. Эта позиция, которую проявляет девушка в этом случае, больше соответствует внутреннему мужчине. И если в этих отношениях её молодой человек активно проявляет своего внутреннего мужчину и видит в ней в основном качества её внутреннего мужчины, то их отношения превратятся в вечную конкуренцию и борьбу за власть в доме. Ведь в мужском обществе всегда есть структура, есть главные и второстепенный, и поэтому всегда есть конкуренция. А если же её партнёр будет больше из позиции внутренней женщины — принимающий, понимающий, гибкий, а она хочет его видеть активным, целеустремлённым карьеристом, результатом будут скандалы и вечное недовольство с её стороны.

Для мужчин также очень важно выстроить контакт со своей Внутренней Женщиной, посмотреть, кто и как повлиял на формирование этого образа, понять, как этот образ влияет на выбор партнёра в любовных отношениях. Потому что зачастую мы смотрим на других людей через призму наших внутренних образов, не воспринимая их такими, какие они есть на самом деле, ожидая определённого поведения и поступков, что, как правило, приводит к взаимному недопониманию и конфликту. Образ Внутренней Женщины в мужчине позволяет ему быть сострадательным, гибким, деликатным. Мужчины, не принимающие свою внутреннюю женщину, становятся чересчур жёсткими, резкими, конкурентными.

Отношения с противоположным полом выстраиваются на основе наших внутренних ощущений, и человек должен понимать ту позицию, в которой он находится, осознавать те качества, которые он проявляет, и предполагать возможные последствия этого проявления в отношениях. И здесь можно сделать акцент на трёх важных моментах. Первое — это то, что Внутренние образы нашего гендерного пола влияют на наше самоощущение и самовосприятие, а, соответственно, и на тот наш образ, который мы несём в социум. В свою очередь восприятие внутреннего образа противоположного пола во многом определяют наше восприятие реальных людей этой гендерной группы, а также влияют на выбор партнёра. И это второй важный момент. И третий — человек неосознанно выстраивает отношения с противоположным полом именно по образу и подобию отношений своих Внутренних Мужчины и Женщины. И самое сильное влияние на формирование отношений этих внутренних субличностей оказывает в свою очередь родительская семья человека, демонстрируя отношения между супругами (заботу друг о друге, распределение обязанностей и т.п.). Именно отношения в семье становятся образцами полоролевого поведения для ребёнка. Поэтому очень важно осознавать, какую модель поведения между супругами вы формируете в своей семье.

Вот почему, для того, чтобы выстроить гармоничные отношения с избранником, прежде необходимо узнать характер и жизненные программы своего Внутреннего Мужчины и своей Внутренней Женщины, сформировать у них единые ценности, выстроить отношения, основанные на принятии, поддержке и взаимопонимании, чтобы в реальной жизни и в реальных отношениях не проигрывать свой внутренний сценарий, основанный на конфликте, а наслаждаться единством и гармонией, которая в первую очередь исходит из вашего внутреннего мира и просто отражается в реальности.

Таким образом, субличности Внутренний Мужчина и Внутренняя Женщина позволяют человеку идентифицироваться со своим гендерным полом, развить некоторые качества противоположного пола для более успешной реализации себя, влияют на выбор нашего партнёра, а также определяют модель отношений в паре.

Наш внешний мир — это отражение нашего внутреннего. Поэтому познание себя и изменение своего внутреннего мира неизбежно меняет нашу реальность.

«Настоящий мужчина» и «настоящая женщина» — образы идеальных партнеров, о которых мечтают многие современные люди. Кто они такие? Как их распознать? Это , которую мало кто испытал, но каждый пытается дать свое определение. Попробуем разобраться с этими понятиями, поскольку они неразрывно связаны с мужественностью и женственностью, которые пропагандируются в современном мире.

По мере того, как социально-культурные и экономические требования становятся все более и более сложными, увеличивается число мужчин и женщин, для которых любовь означает лишь сближение тел, подобно совокуплению животных. Женщина ограничивает свою зарождающую силу только физиологией, а мужчина превращается в животное, которым движут инстинкты, а не разум.

Ассоциируются с маткой, а мужская сила – с фаллосом. Чем более женщина инстинктивна, если она думает маткой (иногда это называют «передним местом» или «слабым местом»), а не мозгом, тем более привлекательной и желанной она считается. Чем более груб в сексе мужчина, тем более притягателен он делается для женщины.

Эталон мужчины

Общепринятый эталон мужчины – карикатура на истинную мужественность. Под эталоном обычно подразумевается физически сильный мужчина с ограниченными умственными способностями и недостаточно духовной и . Люди не обращают никакого внимания на его моральные и духовные качества и ценят в основном только физическую сторону. Такой мужчина агрессивен и всегда готов к драке, в то время как настоящие моральные ценности и упорство ему не известны.

Идеальная женщина

Примерно так же обстоит дело с эталоном женственности. Идеальная женщина должна обладать исключительной красотой, роскошным телом и пылкой страстью, а духовные и человеческие качества для нее не обязательны. В лучшем случае, говоря о духовности, могут упомянуть чувствительность, способности, интеллектуальный, профессиональный или артистический талант. Ничего не говорится о ее душе и внутреннем мире. Вероятно, потому что это очень расплывчатые и непонятные термины для обычного человека.

Чаще всего стараются выяснить не то, кем человек является и какой он с человеческой, духовной точки зрения, а то, что у человека есть, имея в виду его материальную собственность и психологические черты.

Псевдомужественность и псевдоженственность

Ошибочное представление о настоящем мужчине и настоящей женщине приводит к подражанию псевдомужественности и псевдоженственности, где наибольшее значение приобретает генитальная сфера. Генитальная любовь приводит к тому, что союзу мужчины и женщины не хватает силы и он подобен совокуплению животных. В этом заключается истинный кризис супружества: оно потеряло духовную силу, на которой должна основываться любовь. Как следствие, с каждым половым актом происходит дегенерация мужчины и женщины. Половой акт без духовной силы приводит к неизбежной потере высших качеств вида или к невозможности их обретения.

Проблема современного брака заключается в неправильном понимании мужественности и женственности. Специалисты интернет-журнала сайт указывают на то, что неверное понимание приводит к неправильному построению отношений. Если союз создают псевдомужчины и псевдоженщины, то и брак является фиктивным до тех пор, пока партнеры не устанут друг от друга и не перестанут притворяться.

Современные понятия красоты

Во главу многих отношений (не только любовных, но и дружеских и даже деловых) часто ставят красоту партнеров. Современные понятия красоты мало того, что , так еще и самые важные в построении отношений. Женщина должна быть всегда молодой, улыбчивой и здоровой. Мужчина должен быть накачен, энергичен и здоров. Насколько это реально для земного человека?

Пока люди ориентированы только на красоту и внешнюю привлекательность, им не суждено построить крепких любовных отношений. Любовь их будет длиться около 3 лет, а потом станет обузой. Конечно, речь здесь идет вовсе не о любви, а скорее о страсти. Но кого это волнует в мире, где мужчины и женщины уже не нужны никому настоящими, духовными и высокоразвитыми?

«Качество» женственности зависит от двух факторов (анализ истоков качества мужественности еще в разработке, хотя, её проявления в инфантильной и зрелой формах вполне можно описать, что и будет сделано ниже)):


- Во-первых, от того, насколько преодолено влияние женственности в исполнении собственной матери (идея Карла Юнга). Отсутствие преодоления ведет к тому, что женщина идентифицируется с собственной матерью, что ведет к параличу собственной женственности; это обстоятельство либо усиливает мужское начало (пример: «серая мышь»), либо являет неразвитую женственность в варианте, присвоенном еще девочкой - присвоенном, а не освоенном/развитом/измененном под себя (пример: «вечная дочь», её символ - Персефона). Преодоление же власти материнской женственности приводит к проявлению собственной, развивающейся до зрелого состояния.

Во-вторых, от формы взаимоотношений с мужским началом. Первый вариант связан с тем, что женская природа проходит «огранку», вступая в диалог с мужским началом (символическим фигурами такой - зрелой - женственности можно назвать Геру, Афродиту, Афину). В другой форме отношений женское начало ускользает от процесса её «огранки», предъявляя миру свою природу в «чистоте» (так ведет себя гипертрофированный инфантильный вариант женственности: «роковая женщина», например). В деструктивном варианте монологичной по характеру «огранки» происходит игнорирование, подавление женского начала (пример: фурии/эринии, «стервы»).

Инфантильная женственность. Такие женщины - «вечные девочки»: от них исходит впечатление невинности, беспредельной нежности, наивности; их пластика и ужимки - девичьи, что органично воспринимается по их молодости, а с возрастом становится, мягко сказать, смешным.

Они капризны, обидчивы, ревнивы, требуют к себе пристальной заботы, рассчитывая в пределе на полный захват мужского внимания.

Также, такие женщины, падки на игру, которую они не отличают от самой жизни, и в которую они втягивают окружающих (особенно, мужчин) - чем больше, тем лучше, как им кажется. Их игривость коренится именно в их инфантильности, что отличает их от «стерв», которые отдают себе отчет в том, что они играют, достигая свои цели таким - мужским - способом социального существования. В жизни носительница инфантильной женственности вполне может быть самостоятельной в принятии решений и обеспечении себя, производя при этом впечатление полной своей беззащитности, что только усиливает их притягательность.

Инфантильная женственность стремится к «быть любимой» более, чем «любить», поэтому страстная отданность мужчине не имеет полноты в силу центрирования, замыкания на самою себя в интимных переживаниях, а верность - ситуативна. Последняя зависит от силы любви мужчины, от его "зацикленности" на женщине, или от тщеславной надежды на "быть любимой" теми другими, кто возносит силу личности её мужчины.

Зрелая (совершенная) женственность. Зрелая женственность рождает ощущение женской самодостаточности, выраженной в особой пластике уверенной в себе женщины - этакой статности. Такая женственность довольно рассудочна, излучает спокойствие, подпитываясь, тем не менее, собственной глубокой чувственностью и восприимчивостью. Эта женственность более нуждается в том, чтобы быть качественным фоном - красивым, самоценным, самодостаточным, но фоном - для мужчины (бытие в качестве фона - только в отношениях мужчиной, тогда как в социальной активности женщина вполне может быть и лидером) а не центром его внимания. Рядом с такой женственностью мужчине хорошо, хорошо от исходящей от неё внутренней гармонии и от того, что женщина понимает, сердцем видит и каждой клеточкой воспринимает движения мужской души в самых её глубинах. Эта хорошесть переживается мужчиной как некая гармонизация - не успокоение, - которая приводит его в согласие с самими собой, к пониманию самого себя.

Зрелая женственность, как и инфантильная, - естественно-спонтанна, но спонтанность, здесь, - не форма детской непосредственности, а - проявление стремительности в решениях и действиях, окрашенной мудростью и высоким творчеством в плетении кружев отношений. При этом такая женственность не только не лишена, но обладает глубокой нежностью, исходящей не столько от милого детского облика, сколько из глубин способной любить души (кисейность же, показная недотрожистость, жеманность, напротив, - искусственны; они - либо результат излишней социализированности в мужской культуре, либо - способ манипулирования мужчиной). Да, и страстная отданность мужчине невозможна без этой стремительности. Даже такая черта - способность как будто бы спокойно ждать мужчину - на самом деле, коренится в стремительности как устремленности , настроенности только на этого-вот-мужчину (ведь вероятность оторваться от центра вращения тем меньше, чем интенсивнее скорость вращения вокруг него, пусть и осуществляемого только в ожидающей душе).
__________________

Инфантильная женственность говорит: «я - роза, у которой всего лишь четыре шипа, как я могу с ними выстоять?» Это - беззащитность ребенка, не ведающего себя (хотя, так может сказать и стервозная женщина, манипулятивно
демонстрируя свою якобы-хрупкость).

Зрелая женственность скажет: «я - роза, и у меня есть целых четыре шипа: с ними я могу всё.» Её беззащитность - не аналог детской робости и бессилия, но - базовое свойство любой гармонии, которая хрупка в этом безумной мире.

Я здесь не говорю о том, какой из видов женственности лучше для мужчин (для женщин, понятно, что зрелость предпочтительнее), ведь разным мужчинам по силу разная женственность: и в этом есть какая-то глубокая жизненная правда, правильность.

Незрелая (инфантильная) мужественность покупается либо на женщин с ярко выраженным мужским началом в поведении (например, "стервы" могут так умело манипулировать, что создают в глазах таких мужчин иллюзию их собственной - мужчин - развитой мужественности, способствуя тем самым консервации мужской незрелости), либо на инфантильную женственность. Возможность второго варианта коренится в том, что такой мужчина нуждается в утверждении своей мужественности в собственных глазах: инфантильная женственность с легкостью инициирует поступки по её обереганию, заботе, защите. Так, появляется возможность для мужского взросления, хотя, это - только возможность.

Незрелая мужественность стремится завоёвывать, реализовывать так любимый мужчинами "инстинкт охотника", суть которого не столько в желании обеспечить себя и свое окружение всем жизненно необходимым, сколько - в удовольствии от самой охоты. Последняя здесь становится способом самоутверждения, овладения, самопреодоления (страхов, например), даже самодисцплинирования - т.е. способом взросления. Незрелая мужественность алчет побед над женскими сердцами, дабы мужчина мог предъявить себе самому факт признания его мужественности в глазах женщин (такой мужчина не может жить без постоянного внимания многих женщин), а также уважения или зависти со сторны других мужчин (таких же незрелых).

Зрелая мужественность стремится к иной форме самоутверждения - к реализации владения и контроля над ситуацией (т.е., обращаю внимание: не стремление к овладению, как у незрелого мужчины, а - стремление к реализции уже-наличествующего владения). Напомню, эпоха охоты и собирательства сменилась эпохой земледелия, скотоводства, ремесла и торговли, что означало наступление стадии осуществления наступившего-уже овладения природой и социальными процессами. Так и зрелая мужественность: она стремится в отношениях с женщиной разворачивать своё владение в отношении последней. Владение же предполагает не инфантильное понимание "это моё", не эффект "господина", навязываемый женщине (здесь не говорится о том, что сама зрелая женственность часто переживает мужчину как господина, бога по собственному ощущению), а - право владения как сферы заботы и ответственности за эту-вот-женщину.

Или, по-другому: инфантильная мужественность не может быть вне охоты на женщин, зрелая - вне владения, но там и там присутствуют оттенки игры (в высоких и низменных своих проявлениях), которая так органична мужескому началу. Становящаяся мужественность нуждается в доказательстве её присутствия, ставшая-уже - в самореализации.

Так вот, зрелое, утвердившееся в поступках и/или профессии, мужское начало не нуждается в той, которой постоянно надо заниматься, ибо есть дела и поважнее. Но при этом такой мужчина способен узреть за кажущейся самодостаточностью зрелой женственности уязвимость, женскую беззащитность, реализуя по мере надобности её защиту. А в ответ такой мужчина получает то, что может дать только зрелая женственность - верность, поддержку и предельную чуткость к границам мужского мира.

совокупность характерных признаков, обозначающих принадлежность к конкретному полу.

В психоанализе понятие мужественности-женственности не сводится к описанию анатомических признаков и физиологических особенностей биологического пола. Данная полярность рассматривается прежде всего с точки психосексуального развития ребенка и психологического восприятия им своего пола.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд описал прегенитальную и генитальную сексуальные организации, дающие представление о становлении мужественности-женственности. На первой прегенитальной сексуальной организации, названной им оральной или каннибальной, сексуальная деятельность не отделена от принятия пищи и противоречия в пределах данных влечений еще не дифференцированы. На второй прегенитальной стадии, составляющей садистско-анальную организацию, развивается противоречивость, проходящая через всю сексуальную жизнь. С точки зрения З. Фрейда, эта противоречивость «не может быть названа мужской и женской, а должна называться активной и пассивной». На третьей прегенитальной стадии (фаллической) восприятие ребенком своей телесной организации сопровождается поляризацией фаллического (обладание пенисом) и кастрированного (отсутствие пениса). Только с наступлением половой зрелости, на стадии генитальной сексуальной организации новая сексуальная цель, знаменующая переход от аутоэротизма к поиску другого сексуального объекта, наделяет оба пола различными функциями, а их сексуальное развитие принимает разное направление, образующее полярность мужественности-женственности.

Врожденные мужские и женские свойства заметны в раннем детстве. Однако, как считал З. Фрейд, аутоэротическая деятельность эрогенных зон одинакова у обоих полов и, следовательно, благодаря этому сходству «в детстве отсутствует возможность полового различия, как оно появляется после наступления половой зрелости». Исходя из подобного представления, основатель психоанализа высказал предположение, согласно которому сексуальность маленьких девочек носит мужской характер, а либидо по своей природе обладает мужскими свойствами, независимо от того, встречается ли у мужчины или у женщины, и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина.

По мере уточнения противопоставления мужественность-женственность З. Фрейд признал, что понятия «мужской» и «женский» являются в науке самыми запутанными и могут быть рассмотрены по меньшей мере в трех направлениях. Во-первых, в психосексуальном значении, то есть в смысле активности и пассивности, что представляется наиболее существенным в психоанализе. Во-вторых, в биологическом значении, когда мужское и женское характеризуются наличием семенных клеток или женских яичек и обусловленных ими функций. В-третьих, в социологическом значении, связанном с различием социальных ролей, которые играют люди в обществе. В конечном счете, как считал основатель психоанализа, «ни в психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности», поскольку у каждой личности в отдельности наблюдается «смесь ее биологических половых признаков с биологическими чертами другого пола и соединение активности и пассивности, все равно зависят эти психические черты от биологических или не зависят». Словом, не отдавая должного бисексуальности, трудно понять фактически наблюдаемые сексуальные проявления мужчины и женщины.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд соотносил мужественность с активностью, а женственность с пассивностью. Дальнейшее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось пересмотром данной точки зрения. Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что восприятие мужского как активного, а женского как пассивного не является психологическим различием. В области сексуальной жизни человека недостаточно характеризовать мужское поведение активностью, а женское пассивностью. За пределами сексуальности женщины в состоянии развивать большую активность в разных направлениях, а мужчины не могут жить вместе с себе подобными, если у них отсутствует пассивная уступчивость.

Если на начальной стадии развития психоанализа З. Фрейд уделял основное внимание пониманию мужской психологии, то в дальнейшем он специально обратился к рассмотрению женственности. При этом он признал недопустимость недооценки социальных устоев, которые как бы загоняют женщину в ситуацию пассивности. Одновременно он полагал, что «развитие женственности по-прежнему подвергается нарушениям со стороны остаточных явлений предварительного периода мужественности». Часто имеют место регрессии к фиксациям доэдиповских фаз и в некоторых историях жизни дело доходит до неоднократного повторения периодов, в которых преобладает то мужественность, то женственность.

Рассматривая различия между мужественостью и женственностью, основатель психоанализа пришел к следующим предположениям: женственность имеет более высокую степень нарциссизма, которая влияет на выбор ее объекта, так что быть любимой для женщины – более сильная потребность, чем любить; действие зависти к пенису сказывается на физическом тщеславии женщины и высокая оценка ею своих прелестей представляется ей компенсацией за первоначальную сексуальную неполноценность; женщине мало свойственно чувство справедливости, что связано с преобладанием зависти в ее душевной жизни; социальные интересы женщин слабее, а способность к сублимации влечений меньше, чем у мужчин; женщины в возрасте около тридцати лет характеризуются своей психической закостенелостью и неизменяемостью, что становится камнем преткновения в процессе психоаналитического лечения, даже если удается устранить психическое расстройство путем разрешения невротического конфликта.

Высказанные З. Фрейдом предположения относительно специфики женственности вызвали возражение у части психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) выступила с критикой фрейдовского понимания психических особенностей женственности. В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) она подчеркнула, что хотя З. Фрейд обратил внимание на недопустимость недооценки влияния социальных устоев на становление женственности, тем не менее на основе своих допущений он не смог увидеть, по ее мнению, всего значения этих факторов, оказывающих воздействие в западной культуре на формирование представлений об ущербности женственности, по сравнению с мужественностью.

В современной психоаналитической литературе признается вклад З. Фрейда в попытку психологического объяснения противопоставления мужественности-женственности. Многие психоаналитики акцентируют внимание на ранних стадиях инфантильного развития ребенка, половой идентичности детей, их полоролевому поведению в обществе, а также самооценке человеком своей мужественности-женственности в контексте существующих культурных норм и социальных стандартов жизни.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама