THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

...Однако стоит помнить, что некоторыми масками все-таки лучше восхищаться на расстоянии: за каждой из них стоит своя история или культ, иногда далеко не безобидный...

Каждый предмет - ритуальный или декоративный - излучает первобытную силу, каждый элемент - древний знак, каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, несет мощный поток информации и энергетики.

Что: выставка африканского искусства «Африканская зима»
Где: ул. Артема, 37-41, галерея «Минус 4»
Когда: сейчас и до 25 января.

Выставка находится на втором этаже, на первом же расположились бары и кафешки, так что лицезреть африканские артефакты можно аж до полуночи, заодно и перекусить.

Но вернемся к маскам. Не думала что их история и связаные с ними легенды и слухи на столько интересны.

Как правило, маски вырезают из дерева; черты их «лиц» мастер никогда не выдумывает полностью сам — все соответствует строгим правилам и канонам. А сам процесс представляет собой настоящее таинство.

Прежде всего, резчик должен получить разрешение у колдуна. Если новая маска делается взамен износившейся — колдун потом обязательно проведет особый ритуал, чтобы дух, «живший» в старой маске, «переехал» в новую.
Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Ночью он возвращался в деревню, прятал у колдуна неоконченную маску, а на рассвете снова удалялся, чтобы завершить работу. Надо заметить, что сама фигура резчика традиционно пользовалась в деревнях уважением, смешанным со страхом; предполагая, что он на короткой ноге с потусторонними силами, старались не заводить с ним особо тесных отношений — так, на всякий случай.

Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или сушеные экскременты ящериц и змей. Иногда готовую личину покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды. Каждая деталь при этом имела свой смысл, зачастую неизвестный непосвященным, или предысторию, иногда и такую, от которой европейцам может стать слегка не по себе. Например, когда-то к маскам привязывали рога жертвенных животных, наполненные магическим порошком, в состав которого входил прах предков.

Все маски разные.
Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в основном в погребальных обрядах.

Шаманы кладут маски на лицо покойника и специальными ритуалами заставляют дух покойника переселиться в маску. Затем родственники покойника должны эту маску продать, именно продать, а не подарить!!! Зачем это делается, нам не ведомо, но такие маски приносят новому владельцу несчастья и болезни, а возможно даже смерть.

Лично я не хотела бы держать у себя такую маску, хотя есть разные мнения на этот счет.
Опять же, не обязательно дух умершего должен быть плохим, может и хороший достаться.)))

Но на всякий случай, думаю все же не стоит покупать маски с рук.

Еще маски отличаются по цвету.

С появлением древних африканских племен существовало обозначение только трех цветов, белого, черного и красного. Использование в древности этих трех цветов, являлось символической классификацией предметов. Черный был цветом болезни, зла. А белый, считался признаком сверхъестественного и божественного, цветом чистоты. Шаманы прикрепляли к талии шкуры белых козлов, а маски умерших окрашивались только в белый цвет. Красный цвет символизировал красоту и считался символом кровного братства.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надевались членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Есть в этих масках что то зловещее.

Ну и под конец еще одна страшилка.
Говорят что когда колдуны в племени лечат больных они заставляют их делать маску. Пока больной ее делает - колдун читает заклинания, и переносит болезнь на маску. Потом эту маску продают. И покупатель заболевает, изготовитель же маски начинает выздоравливать. Когда же новый хозяин маски умирает, изготовитель полностью выздоравливает.

Верить в это или не верить - личное дело каждого. Возможно все это лишь сказки, непровереные слухи и сплетни.
Но все же...
Чужая религия, чужие боги...

А выставка, хоть и очень маленькая, но интересная.
Будете рядом, не проходите.

Маска (личина ) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. С давних времен люди делали маски - давая лица тем, кого не видели, но в чье существование верили. Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней Греции и Японии. Маски венецианского карнавала.

Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.

Маски или по-старинному «личины», «хари» - пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние 10-15 лет стали обращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль в этнографических музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды и типы Масок, привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далеко еще не вполне разработан и полная история Масок принадлежит будущему.

Доль (Dall) предложил три главных группы:

1) Маски с отверстиями для глаз и рта, надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле

2) Маски с подобным же изображением человеческого лица или звериной головы, но носимые на голове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта

3) маскоподобные личины, не носимые как маски. Приготовляются Маски из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди, золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т. д.

Изображают Маски, обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо действительного животного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двух первых случаях замечается стремление либо к возможно большему воспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного или комического. У большинства народов, особенно менее культурных, Маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное - они часто связаны с различными религиозными представлениями.

Андрэ предложил разделить Маски, по цели пользования ими, на употребляемые при религиозных действиях, на войне, при погребениях (возложении на покойников), при отправлении правосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, однако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды, театральные представления и пляски часто имеют также религиозное значение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных, поясняющих их значение и употребление.

Точное понимание смысла Маска тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа, мышления народов на различных ступенях культурного развития; прогресс в изучении Масок является, поэтому, тесно связанным с успехами этнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл Маски - в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca (по-итальянски - maschera) сводится к mâcher, masticare. В непосредственно защищающем смысле Маска употребляются на войне, чаще в соединении с шлемом (так называемым «забрало»), но иногда и отдельно, для защиты лица, При этом, обыкновенно, Маскам придается страшный вид, чтобы они в то же время и пугали неприятеля.

Подобные Маски употребляются некоторыми племенами негров и даяками, они были в ходу в Мексике, также в Японии (где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшное лицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже у классических народов и в Средние века в Западной Европе; но в этих последних случаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самом шлеме, а не на забрале. Защищающее значение Маска может иметь и не в буквальном, или материальном, а в переносном, или духовном, смысле; она скрывает настоящее лицо, вводит в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание Масок на умерших, довольно распространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих Масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонких золотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего.

Таковы гипсовые, раскрашенные Маски, находимые в древних могилах Минусинского края, некоторые античные Маски из металлов или терракоты, древние египетские Маски и др. Несколько погребальных Масок найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, в Микенах, в Керченских могилах. Маски из дерева, камня, мозаики употреблялись в древней Мексике. Маски из дерева, раскрашенные - в Перу: умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, над которым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась Маска. Маски при отправлении правосудия употребляются особенно в некоторых частях Африки (Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских островах; обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особых тайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере, для неполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которым предоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказание над виновными и непокорными.

Разные мистерии, разыгрываемые подобными обществами, например в северо-западной части Северной Америки и в центральной Африке, совершаются всегда в Масках. Здесь уже мы переходим в область культа и религии, в которой Маски играют вообще большую роль. Сюда относится большинство наиболее замечательных и характерных Масках, например на островах Меланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен американских индейцев, в Африке и в Азии.

Многие Маски употребляются при плясках, входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - при их служении и т.д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянные Маски с островов Нового Мекленбурга и Новой Каледонии; Маски из передней части человеческого черепа, с искусственными глазами и волосами - с острова Новой Британии и Ново-Гебридских островов; разнообразные Маски сингалезов, употребляемые при демоническом культе; Маски с изображением разных человеческих и звериных голов - из северо-западной Америки; Маски буддийского культа, воспроизводящие различные типы злого божества. Большое разнообразие типов представляют театральные Маски яванцев, сиамцев, японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также от религиозных мистерий.

Простейшие формы Масок мы встречаем у вогулов, остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, например, при празднествах в честь убитого медведя. При таком празднике все присутствующие надевают Маски из древесной коры, с длинным носом и, обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами или остяками, a русскими; при этом происходят пляски и сценические представления, отчасти комического, отчасти обличительного характера, так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькую правду всем сородичам и даже старшинам.

Изготовлением маски мог заниматься только мужчина также как ее и носить. Перед тем как начать ее делать, он прочитывал заклинание, приносил жертву. Работа мастера проходила в секретном месте. Никто не мог видеть как он изготавливал маску. Незаконченная работа оставалась на ночь у вождя. Говорили, что мастера были посвящены в тайну загробного мира.

  • В Африке до сих пор используют эту деталь при совершении разных обрядов и на праздничных мероприятиях.
  • Африканскими масками из дерева и по сей день пользуются маги, во время проведения магического ритуала.
  • Многие известные художники использовали этот мотив в своем творчестве и таким образом переносили африканскую культуру на запад.
  • Сегодня этот элемент используют для украшения квартиры, дополнения интерьера и могут купить недорого
  • Это изделие скрывает в себе много разных тайн. Покупатель, который решит купить его, станет хранителем древней культуры.

Как использовали деревянные маски африканцы

Готовое изделие мог надеть на себя только высокопоставленный человек. Деревянная африканская маска придавала ему власть, авторитет с особыми полномочиями. Все должны были поклоняться и повиноваться этому гражданину. Обычно изделие обладало особой раскраской, было больших размеров и выглядело угрожающе.

Простые люди тоже могли держать у себя дома этот атрибут. Он им был нужен для налаживания контакта с умершими родственниками. Они хотели получить совет от них и узнать, что будет с ними в будущем. Маска, которая для этого использовалась, выглядела более спокойно по сравнению с маской знатного человека. От вида масок, которые использовали колдуны, становится немного жутковато. Когда люди смотрели на них, они впадали в гипнотическое состояние.

Изделия, которые продаются в «Восточной лавке» не имеют таких качеств, поэтому покупатели, могут спокойно купить африканские маски из дерева в нашем Интернет-магазине. В туристических магазинах вы не сможете купить их так дешево как в нашем. Несмотря на то, что их стоимость на самом деле высокая, мы стараемся ставить доступные цены для покупателей.

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична. Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски). Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины ©Flickr Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые; 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.); 3) погребальные; 4) свадебные; 5) театральные и танцевальные.
Китайская маска ©Flickr Другая классификация учитывает характер изображения: 1) простые изображения человеческого лица; 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры; 3) изображения животных; 4) наголовники и т. д. Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке. Индейская маска ©Flickr Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти. Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.

Экзотические Маски Мира

Все об экзотических масках мира и, прежде всего, Африки

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ МАСКИ КВАКИУТЛЬ

October 9th, 2012

Деревянное зодчество североамериканского индейского племени квакиутль – это отдельная тема для разговора. Отдельная и особая, потому что квакиутли добились в искусстве резьбы по дереву, а именно, в создании сложных механических масок небывалого совершенства. Трансформационные маски, или как их называют, маски-трансформеры встречаются и у других племен-соседей квакиутль – тлинкитов, хайда, но только у первых трансформационные маски наиболее сложны и великолепны. Положа руку на сердце, скажу, что в мире существовало огромное множество различных масок, все они имели для своих создателей большое значение, а для кого-то просто огромное (даже, несмотря на их порой примитивное исполнение). Маски же квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации (при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей. На мой взгляд, маски-трансформеры квакиутль - это вершина развития искусства ритуальной резьбы по дереву.





Маска-трансформер представляет собой шлем, в котором прячутся, как в матрешке две или более масок. Створки шлема приводятся в движение с помощью веревок и блоков, и за одним раскрывающимся лицом обнаруживается другое, неизменно связанное с первым или мифом или реальной действительностью.
Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародители племени и их потомки, духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга. Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся, меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые, подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.



Но не только маски квакиутль заставляли двигаться. Многие общественные здания (как и у тлинкитов) были оборудованы раздвижными входами, «поглощающими» представителей племени персонажами местной мифологии. Такие примеры зданий можно увидеть в фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (1914) и в «Мертвеце» (1995) Джима Джармуша.

Tags: Эдвард С. Кёртис , квакиутль , маски , маски-трансформеры , трансформационные маски

    Leave a comment

КВАКИУТЛЬ И ИХ КРОВОЖАДНЫЕ ГАМАЦУ

September 15th, 2012

У квакиутль в силу закрытости своей области расселения (горы и леса Британской Колумбии были их «глубинкой», а холодное побережье Тихого океана, с одной стороны, и высокая гряда Скалистых гор, с другой, - границей) было очень сплоченное общество, связанное особенно крепкими узами со своими великими богами, как злыми, так и добрыми. Как и все подобные сильно изолированные общины квакиутль разработали такую своеобразную племенную мифологию, подобную которой очень трудно найти во всем мире. Именно от мифологических представлений проистекал каннибализм квакиутль. Опуская нечеловеческие подробности, скажем лишь, что не все представители рассматриваемого племени ели человеческую плоть, а только гамацу – последователи Баксбакуаланксивы (в мифологии квакиутль могущественное существо – дух, пожирающее людей и обладающее огромными возможностями в природе и мире человека). Гамацу (своеобразные шаманы) принимались в племенах квакиутль с благоговейным страхом, отсюда последние были вынуждены потворствовать их природе есть человеческую плоть. Только к концу XIX столетия обряды гамацу стали принимать имитативный характер, и в следующем веке сошли на нет. Примерно к этому же времени, конец XIX века, исчезает у квакиутль традиция отрезать и хранить головы поверженных врагов, равно как и мумии или части тел собственных предков. В документальном фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (In the Land of the Head Hunters) 1914 года выпуска квакиутль еще показаны кровожадными и злобными воинами, но это лишь постановка давно минувших традиций. Подробнее о каннибализме квакиутль здесь: http://lib.rus.ec/b/162889/read

Tags: Баксбакуаланксива , Эдвард С. Кёртис , гамацу , каннибализм , квакиутль

    Leave a comment

ИНДЕЙЦЫ КВАКИУТЛЬ

September 14th, 2012

Квакиутль - индейский народ группы вакашей. Самоназвание - кваквакэвакв. В русских текстах встречается написание - квакиутл, квакиютль, квакиутли. Численность - 3,5 тыс. человек. Населяют север острова Ванкувер и противоположное побережье континента в Канаде, провинция Британская Колумбия. Язык квакиутль (кваквала), относится к северной группе вакашских языков. В настоящее время сильно вытеснен английским.
По типу культуры относятся к индейцам северозападного побережья Северной Америки. Основное занятие - рыболовство (главные промысловые рыбы - лосось, рыба-свеча). Ремесла - резьба по дереву, изготовление масок. Поддерживали отношения с соседями, народами других языковых групп, тлинкитами, атапасками, хайда. О тлинкитах и их искусстве резьбы по дереву мы уже писали ранее: http://vk.com/login?act=mobile#/topic-39920007_26730220

В обществе квакиутль существует деление на сословия. Ранее было распространено рабство. Существуют так называемые ранги, или церемониальные должности. Их обладатели составляют знать. Народность квакиутль состояла из 30 независимых групп (племён). Племя состояло из 7 родов (нэмайма), жило в одном общем зимнем селении. Во главе стоял вождь. Браки совершаются между родами (экзогамия), но знать допускает браки внутри рода (эндогамия).








В настоящее время насчитывается 15 племён, которые пользуются самоуправлением. С 1974 г. действует Совет района, общественно-политическая организация. Община Нимикиш на о. Ванкувер создала свой отдельный Совет. Многие общины владеют судами и предприятиями. Совершаются попытки возродить язык и культуру.

Сохраняется шаманизм. Из традиций распространены зимние церемонии, инициации, потлач (обмен подарками). Существуют ритуальные общества. Основные мифические персонажи, объекты культа - Каннибал, живущий на Краю Мира, чудовище Дзоноква, двуглавый змей Сисиутл.

Tags: Дзоноква , Сисиутл , квагул , квакиутль , маски

    Leave a comment

Карнавал масок игбо

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами - в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых , надевают их все - и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные . Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска - мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко - в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются , свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны - у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих - это больше мифические существа.

Как ни крути, но - неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама