С 3-4 летними детьми
стараемся запомнить графический образ числа- цифру, чтобы обозначать количество посчитанных предметов. Как и с буквами, подключаем к решению проблемы все органы чувств: цифры лепим из пластилина, выгибаем из проволочек, проходим ножками, дорисовываем, сочиняем сказки и т.д. Обыгрываем и запоминаем форму цифр . Мне очень нравится, как хорошо работают сказки про форму цифр . В этом возрасте пальчики ещё только развиваются, поэтому учимся писать упрощённые цифры.
Полезно использовать доску с мелом, рисование в манке или стирающийся маркер, чтобы можно было удалить ошибку. Удобно пособие "Нарисую и сотру" , листы которого лучше сразу заламинировать. Мы любим, когда у нас всё получается. Вместо ламинирования можно просто класть сверху листы плёнки для кодоскопа, старинные канцелярские пластиковые папки и мн. др. прозрачное. Замечательно, если найдётся копировальная бумага- это вообще чистое волшебство для детей:)
Надо заметить, что эта упрощённая форма букв остаётся у иностранцев навсегда, например в латышском дошкольном учреждении
мы учили писать двойку с прямым хвостиком и шестёрку с девяткой без
хвостиков на американский манер.
Учим стихи о цифрах, запоминаем на что похожа цифра, рассматриваем цифры "с глазками"
Делаем шнуровки с цифрами
Учимся обводить и закрашивать, изучаем состав числа
.
На 15-минутных занятиях с детьми 5-7летнего возраста
начинаем писать цифры с наклоном. Дети этого возраста видят цифры в целом, не разделяя их на
элементы. Поэтому, и случаются нередкие искажения и цифровых элементов
при письме. Чтобы избежать этого, при обучении письма цифр, важно
уделять внимание анализу каждой цифры, сравнению и сопоставлению
одинаковых элементов разных цифр. Ребенку
необходимо помочь научиться определять "опорные" точки, с которых
начинается письмо каждого составляющего элемента цифры,
последовательность элементов и их расположение в клетке.
Следует обратить внимание на то, что
некоторые элементы в разных (например: "большая палочка" в цифрах 1 и 7,
"волнистая линия" в цифрах 2, 5 и 7 и т.д.), а некоторые из них
начинаются в одной и той же точке клетке (например: в цифрах 2 и 3, 9 и 0
и т.д.). Так и говорим: "начинаем писать тройку так же, как цифру два..."
Большое значение при обучении письму цифр имеет определение
правильного наклона. При письме в клетке наклон определяется отрезком,
соединяющим правый верхний угол клетки с серединой её нижней стороны.
Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать
ребёнку её образец и проанализировать, из каких элементов состоит цифра
(палочка, волнистая линия, овал, полуовал). Показ написания цифры должен
сопровождаться краткими пояснениями о том, где начинается линия, в
каком направлении ведётся, где заканчивается, в каком месте ручка должна
быть оторвана от бумаги и какой будет следующая линия. Первые цифры,
написанные ребёнком самостоятельно, должны быть просмотрены взрослым,
который делает необходимые замечания.
Цифры наклоняются не вдруг, а после знакомства с клетками, графических
диктантов-"путешествий по клеточкам". В начале каждого занятия мы,
например, летели на самолётиках целую строчку по указаниям
меня-диспетчера: три клеточки вправо, две вниз и т.д. Сначала по указанию, но заканчивали строчку уже самостоятельно, угадав узор. Устраивали физкультминутку "Самолётики"(и другие по теме графического диктанта):
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт
.
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолёт.
В большой клетке
на доске начинали писать цифру. После графических диктантов и заданий в
тетради мы уже хорошо представляем верхнюю, нижнюю часть, правую и левую
сторону клетки. Отмечаем углы клетки точками и чёрточками серединки
всех сторон. Отмечаем красными точками углы, в которые цифры не попадают никогда. Договариваемся, что все цифры начинаем писать в правом верхнем углу и отмечаем его, на первых порах, зелёным цветом. А в нижний правый угол попадает своим хвостиком одна только двойка- хулиганка.
Презентация "Алгоритм написания цифр"
Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра
клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут
большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней
стороны клетки.
Живой учитель скажет всё это так:
Сейчас мы научимся писать единицу по школьным правилам. А правила такие:
1) головка у всех цифр должна быть в правом углу клетки;
2) ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки;
3) цифру начинаем писать с головы, ручку не отрываем до конца.
Посмотрите на мою большую клетку на доске. Обведите в своих тетрадях клетку и поставьте точки, в тех уголках, где нельзя писать цифру(в левом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) Покажите, куда должна стать ножка у цифры(отмечаем чёрточкой серединку нижней стороны клетки)
Ведём остренькую головку цифры 1 в правый верхний угол, а потом ставим ножку на середину нижней стороны клетки. Ножка будет под наклоном. Сейчас я в ваших тетрадях красной ручкой напишу цифру 1. Вы её обведите и напишите ряд цифр. Между ними пропускайте по одной клетке, а чтобы не забыть ставьте в пропускаемых клетках точки.
Но сначала скажите волшебные слова для ручки:
Ручка, ручка, мы с тобой друзья!
Плохо нам писать нельзя!
Тому, кто дошёл до конца строчки на полях улыбнётся солнышко:)
Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут
линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию
вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки.
Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому
нижнему углу клетки.
Живой учитель:
1)Рисуем в правом верхнем углу клетки круглую головку;
2) Потом, не отрывая руки, ставим ножку на середину нижней стороны клетки;
3) Теперь пишем хвостик, приговаривая:
вверх, вниз, вверх(~). На что похож хвостик? На гусеницу. Она не скачет, а еле ползёт. Гусеничка должна быть маленькой. Двойка- "хулиганка": она единственная из цифр залезла в правый нижний угол клетки
Здесь и далее быть живым учителем для ребёнка можно научиться у Р.М Хамидулиной "Подготовка к школе.Сценарии занятий"
Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут
линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию
вниз, немного не доводят до середины клетки и пишут нижний полуовал.
Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут
прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и
немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку,
начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней
стороны клетки.
Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней
стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал.
Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.
Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки,
закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз.
Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх.
Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки.
Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны
клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут
большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а
затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине.
Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны
клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой
сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней
стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке.
Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом
верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки.
Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут
руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.
Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки.
Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем
ведут руку вверх к началу овала.
Дидактические игры, прописи и всевозможные задания по возрастным группам(3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет),которые мы выполняли в детском развивающем центре собраны
Нет ничего сложного в написании цифр: 10, 20, 17, 66 и т. д. А вот написание числительных прописью может вызывать сложности. Для этого необходимо знать некоторые правила.
Написание имен числительных прописью
Для того, чтобы правильно писать эти слова, нужно принять к сведению три основных момента:
- Сначала нужно выучить, как пишутся простые числительные от 1 до 10.
- Принять во внимание, что числительные от 11 до 19 когда-то имели 2 корня.
- Сложные числительные при написании следует мысленно делить на части и просто вспоминать, как эти части пишутся.
Основные правила написания цифр словами
- В конце всех числительных от 5 до 15 пишется буква ь. Мягкий знак во всех этих словах только один. То есть, писать «пятьнадцать», «шестьнадцать» нельзя.
- В цифре 4 при написании прописью используется две буквы е: че тыре.
- Числительные от 9 до 19 заканчиваются на -ять, -ать : девять, двадцать, восемнадцать.
- Числительные от 11 до 19 исторически образовались от сочетаний один, два, три и т. д. на десяти. Потом три слова слились в одно, при этом от слова десять осталась только сокращённая часть «-дцать», а в первом числительном сократилась последння буква, в том числе и ь . Например: три-на-дцать, четыр-на-дцать. Но в числительных 11 и 12 первая часть сохранилась полностью.
- В числительном 11 пишется две буквы н : одинн адцать .
- В числительных от 50 до 80, от 500 до 900 написание первых частей сохранилось полностью: пять+десят(ь) - пятьдесят; шесть+сот(ен) - шестьсот.
- Числительные с 6 и более нолями пишутся с двумя буквами л: миллион, триллион и т. д.
- В числительном 200 в конце пишется буква и : двести .
- Числительные 300 и 400 заканчиваются на букву а : трист-а, четырест-а.
- В числительном 1000 в форме множ. числа Р. п. не пишется мягкий знак: пятьдесят тысяч долларов.
Правописание числительных всегда можно проверить по словарю.
Обучение грамоте играет важную роль в развитии ребенка. Только научившись читать и писать, он сможет продвигаться дальше в учебе.
Обучению ребенка письму посвящено достаточно много литературы. А вот как научить ребенка красиво и правильно писать не только буквы, но и цифры? О методах обучения и возможных проблемах читайте в этой статье.
Когда начинать обучение?Начинать учить малыша писать цифры желательно после того, как он освоит устный счет до 10. Тогда графическое начертание цифры будет для него не просто абстрактным рисунком, а будет наполнено смыслом. Это может быть и в 4 года, и в 6, и зависит от способностей конкретного ребенка. Обращайте внимание на то, чтобы при письме ребенок правильно держал ручку или карандаш.
Методы обучения- Поначалу, если вы только приступили к изучению цифр, можно использовать счетные палочки и другие «подручные средства» (карандаши, спички). Покажите ребенку, как складывать из них очертания цифр. Параллельно делайте упражнения на счет, чтобы малыш понимал, какое количество палочек означает каждая цифра.
- Маленькие дети очень любят рисовать по точкам. Нарисуйте на листе бумаги фломастером большие точки попросите своего малыша соединить их в правильном порядке. Обязательно назовите цифру, можете нарисовать рядом соответствующее количество, например, улиток или котиков, чтобы ребенку было интереснее. «Пишем цифры по точкам» - очень эффективная методика!
- Самым популярным методом обучения написанию цифр являются математические прописи, в которых ребенок учится писать сначала отдельные элементы цифры – палочки и крючочки, а затем уже осваивает и ее написание целиком.
Ребенок пишет цифры зеркально
Некоторые родители с удивлением замечают, что их чадо пишет цифры будто бы в зеркальном отражении. Многих это даже пугает, иные родители видят в этом проблему, но не знают, к кому обратиться за советом.
Вот что говорят на эту тему детские психологи и педагоги. Если ребенок 4-5 лет пишет цифры зеркально, в этом, чаще всего, нет ничего страшного. Более того, чем раньше вы начали обучение письму, тем больше вероятность столкнуться с этим явлением.
Причиной «зеркального письма» в большинстве случаев является незрелость мозговых структур: в мозгу ребенка еще попросту не создаются связи, отвечающие за пространственное восприятие, которое необходимо для письма. Он еще попросту не дорос до этого! Не спешите с обучением и ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься против его воли.
Ребенок может писать цифры зеркально и из-за дисграфии – нарушения письма, имеющего обычно психоневрологическую причину. Если в течение длительного времени малыш не может запомнить, как пишутся отдельные цифры и буквы, путает их при письме, целесообразно обратиться с этой проблемой к логопеду.
Знаете ли вы, как можно в текстовом редакторе Word цифры, числа или суммы представить прописью? Например так: 1.290 = Одна тысяча двести девяносто?
ПОЛЯ Word - набор кодов (инструкций), обеспечивающих автоматическую вставку в документ текста, рисунков, номеров страниц и других сведений (из справки MS Word).
Я вижу две возможности: с помощью полей (с соответствующими ключами) Word или воспользоваться готовыми специализированными программами (в том числе и макросами).
Рассмотрим первый вариант.
Широко известен такой способ: создаем или открываем документ и в том месте, где необходимо вывести числовое значение прописью, ставим курсор и нажимаем комбинацию клавиш Ctrl + F9 . В тексте появится затененное поле с фигурными скобками:
Внутри фигурных скобок вставьте следующую конструкцию (я показываю вместе со скобками):
{=1290 \*CardText} , где 1290 - это любое ваше число (не забывайте про знак равенства перед числом), \*CardText - это ключ поля (о нем будет сказано ниже).
Затем нажмите клавишу F9 . В результате вы увидите представленное прописью ваше число, в данном случае - одна тысяча двести девяносто .
Обратите внимание на следующий момент: если вы используете локализованную (русскую) версию редактора Word, то цифры будут представлены прописью по-русски. Если редактор англоязычный, то и вывод чисел прописью будет на этом языке. Возможна ситуация, когда в локализованной версии Word цифры выводятся по-английски. Значит, раскладка клавиатуры в редакторе в данный момент не русская, а английская.
КЛЮЧ - особая инструкция, которая при помещении в поле вызывает выполнение определенного действия. Например, вставка в поле ключа \* Caps определяет, что первая буква каждого слова в значении поля прописная (из справки MS Word).
В нашем примере мы использовали ключ \*CardText . У Word множество различных ключей. Естественно, что знать их все на память нереально, да и не нужно. А в случае необходимости можно обратиться на официальный сайт Microsoft в раздел справочной информации.
Этот ключ выводит результат в виде количественных числительных (записанных словами). По умолчанию используются строчные буквы. Можно дополнительно в поле вставить другие ключи, например ключ \* Upper (преобразовывает все буквы в прописные, то есть заглавные), или ключ \* FirstCap (преобразует первую букву первого слова в прописную).
Если вам необходимо вывести число не арабскими цифрами, а римскими, то для этих целей служит ключ \*roman . Здесь тоже есть небольшая хитрость: регистр выводимого числа будет именно такой, каким вы введете ключ \*roman . Если так: \*roman - то и результат будет в строчных буквах, если так: \*ROMAN - то соответственно результат будет выведен заглавными буквами.
Большое количество ключей с описаниями можно увидеть в справочной системе на сайте Microsoft .
Понятно, что использовать в своей работе эти поля не очень удобно, особенно, когда вам нужно очень часто преобразовывать цифры в строки. Здесь на помощь приходят специальные программы, коих много создано.
Я кратко опишу только некоторые программы, которые показались мне достаточно удобными в использовании.
Начну с программы TRANSNUM - число прописью .
Достаточно интересная программа, работающая с MS Word и MS Excel. Полностью самостоятельная программа, становящаяся полупрозрачной, когда вы переносите фокус на редактор.
Корректно работает со всеми версиями Word, кроме Word 2007.
Программа имеет собственную страничку
Другая программа - R2S (Сумма прописью) . Программа старенькая и разрабатывалась для конкурсной программы Microsoft Office Extensions. Бесплатная.
Возможности:
Преобразовывает числовой формат суммы вида 123-45 или 123,45 в прописной вида 123-45 (Сто двадцать три рубля 45 копеек) или 123,45 (Ста двадцати трёх долларов 45 центов). Возможные падежи: шменительный, Родительный. Валюты: Рубли, Доллары.
Работает без ошибок с MS Word 2002 (проверено). C версиями Word 2003 и Word 2007 работает только в режиме буферного обмена.
С описанием программы можно ознакомиться и скачать на официальном сайте Microsoft: R2s (сумма прописью) v. 6.0 (Word 95/97/2000)
Следующая программа - макрос Num2String , преобразующая числа в текстовые представления.
В принципе позволяет даже вывести на панель инструментов свою кнопку, но при установке выводит сообщения об ошибках в коде макроса. В чем там именно проблема я не разбирался, так как не являюсь специалистом в VB.
И последняя программа, стоящая внимания: DigWord - программа печати числа прописью . Привожу описание с сайта программы:
работает через буфер обмена Windows. Пользоваться так: Вам необходимо скопировать число в буфер, затем запустить DigWord.exe, и, наконец, вставить из буфера продукт преобразования. Для удобства можно программе назначить "горячие" клавиши стандартными средствами Windows.
Нет, все-таки приведу для примера еще одну интересную программу - DigitalToWord - Сумма прописью .
Это платная программа (200 рублей на момент напизания заметки), предназначенная для пользователей, так или иначе постоянно работающих с цифрами. Особенностью программы является возможность проверки ИНН юридических лиц (требуется, если у Вас есть подозрение, что на каком-либо документе напечатан "фальшивый" ИНН).
Надеюсь, что эта статья поможет вам сориентироваться и выбрать наиболее подходящий способ перевода чисел, цифр или сумм в строковые представления.
Если у вас есть дополнения к статье - прошу вас высказаться ниже - в комментариях.
Добрый день. как правильно 897,63 рубля или рублей? расшифровка пропись ю не нужна.
Существительным управляет дробная часть: 897,63 рубля . Или так: 897 рублей 63 копейки.
Вопрос № 291765 | ||
Добрый день! Скажите пожалуйста, почему пишется 35,6 руб. пропись ю (тридцать пять рублей шестьдесят копеек), а не тридцать пять целых шесть десятых рубля, а если просят указать квадратные метры площади 35,6 кв.м пропись ю то нам предлагают написать (тридцать пять целых шесть десятых квадратного метра), после целого числа, после запятой число указывает сантиметры?
Ответ справочной службы русского языка
Очевидно, что в метре 100 сантиметров (на это указывает часть слова санти... ). При этом наличие в рубле ста копеек языковыми средствами не выражено. Это наиболее вероятная причина.
Вопрос № 288929 | ||
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как грамотно написать пропись ю "девять один один"? Через дефис или через запятую?
Ответ справочной службы русского языка
Пишется с пробелами: девять один один . Ср. (о номерах телефонов): ноль один, ноль два, ноль три .
Вопрос № 287020 | ||
Как правильно записать пропись ю: 2 1/2 -тысячный коллектив? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: двух с половиной тысячный.
Вопрос № 278095 | ||
Подскажите, пожалуйста, как написать "84-пушечный корабль" пропись ю.
С уважением, Мария
Ответ справочной службы русского языка
Восьмидесятичетырехпушечный .
Вопрос № 277963 | ||
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как правильно писать числа (в том числе даты) в литературных произведениях, цифрами или пропись ю.
Ответ справочной службы русского языка
Как правило, в художественных текстах количественные числительные пишут словами (буквами). Исключение составляют календарные даты.
Вопрос № 276645 | ||
Здравствуйте, уважаемые Грамотеи!
Очень важно и срочно!
Я работаю нотариусом. Недавно Министерство юстиции внесло изменения в некоторые удостоверительные надписи, которые учиняет нотариус. Привожу выдержку из приказа:"Удостоверительная надпись
о свидетельствовании верности копии документаГород (село, поселок, район, край, область, республика)
Дата (число, месяц, год) пропись ю
Я, (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), свидетельствую верность этой копии с подлинником документа. В последнем подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений или каких-либо особенностей нет.
Мною(,??) лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, разъяснено, что при свидетельствовании верности копии документа не подтверждается законность содержания документа и соответствие изложенных в нем фактов действительности.
Зарегистрировано в реестре за N
Взыскано госпошлины (по тарифу)
Печать Нотариус Подпись"Вопрос. Нужна ли указанная запятая? В приказе она есть. Так как мне для работы необходимо изготовить штампы с этой удостоверительной надписью, прошу ответить побыстрее!
Спасибо:)
Ответ справочной службы русского языка
Оснований для постановки запятой в данном случае нет.
Вопрос № 275863 | ||
Здравствуйте,Скажите пожалуйста, как правильно написать: "3-мерная фотография" или 3-х мерная фотография"?
И если не затруднит, разъясните правила написания в связи с этим случаем.Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Корректное оформление: трехмерная (предпочтительно), 3-мерная (нежелательно).
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (пропись ю) или в словесно-цифровой форме (цифра и присоединяемое дефисом существительное или прилагательное). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Примечание . В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Вопрос № 271451 | ||
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как будет писаться цифрами и пропись ю сумма 1423-20 руб. К примеру: Иванов Иван Иванович должен получить... .
Ответ справочной службы русского языка
Должен получить одну тысячу четыреста двадцать три рубля двадцать копеек.
Вопрос № 271378 | ||
Как правильно написать сумму в тексте договора, если в предложении сумма в цифровом выражении стоит в родительном падеже. А пропись ю сумму следует написать в именительном падеже?
Ответ справочной службы русского языка
По возможности следует использовать именительный падеж, особенно если указываются многозначные цифры; составное числительное в форме родительного падежа трудно воспринимается при чтении.
Вопрос № 268665 | ||
Скажите, пожалуйста, как правильно писать время пропись ю: "пятнадцать тридцать" или "пятнадцать-тридцать"?
Ответ справочной службы русского языка
Верно (если речь идет о времени в часах и минутах) написание с пробелом.
Числительное во фразе "I полугодие" пишется арабскими / римскими цифрами или пропись ю?
Ответ справочной службы русского языка
Возможны варианты: первое полугодие, 1-е полугодие, I полугодие.
добрый день, подскажите, пожалуйста, как правильно написать следующее числительное: на 248 листах пропись ю.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: на двухстах сорока восьми листах.