THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Учет детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации носит централизованный характер и ведется на двух уровнях. Первичный учет осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения. В последующем информация о ребенке, не устроенном в семью, поступает на второй уровень – в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который функционирует на уровне субъектов РФ (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях) (абз. 3 п. 3 ст. 122 СК).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – ГБД), представляет собой

совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Порядок формирования и использования ГБД определяется Федеральным законом "О банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 № 44 ФЗ (Законом о банке данных о детях).

Орган опеки и попечительства, проведя обследование условий жизни ребенка и установив факт отсутствия попечения родителей, обязан зарегистрировать данные о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предпринимает меры для устройства ребенка на воспитание в условиях семьи . При невозможности устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью сведения о нем должны быть переданы в ГБД (п. 3 ст. 122 СК РФ).

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ (п. 1 ст. 5 Закона о банке данных о детях). Поэтому, если оставшийся без попечения родителей ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи на воспитание в семью, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него особый документ – анкету ребенка. Анкета должна быть передана региональному оператору ГБД в семидневный срок для занесения сведений о ребенке в соответствующий региональный банк данных о детях субъекта РФ (п. 4 Правил ведения банка данных о детях).

Региональный оператор (орган исполнительной власти субъекта РФ) формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, которые поступили из органов опеки и попечительства, и осуществляет учет этих детей. В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ (абз. 2 п. 3 ст. 122 СК РФ). Если в течение этого срока ребенок не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в трехдневный срок направляет копию анкеты ребенка и его фотографию федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым является Министерство образования и науки РФ. Федеральный оператор осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ (абз. 2 и. 3 ст. 122 СК РФ, п. 5 Правил ведения банка данных о детях).

Федеральный и региональные операторы ведут также учет сведений об обратившихся к ним гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, рассматривают их документы, документируют информацию о них; знакомят этих граждан с порядком предоставления сведений о ребенке, находящихся в ГБД, и предоставляют такие сведения; выдают гражданам направление на посещение выбранного ими ребенка; организуют работу по информированию населения РФ о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи; консультируют граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

  • См.: Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (далее в тексте – Правила ведения банка данных о детях).

16. В графу "Особенности характера" анкеты ребенка органом опеки и попечительства не вносятся сведения, которые относятся к подразделу "Медицинское заключение о состоянии здоровья" раздела 1 анкеты ребенка, в том числе об особенностях физического и умственного развития ребенка.

17. В графу анкеты ребенка "Дополнительная информация" органом опеки и попечительства вносятся в том числе:

Сведения о посещении ребенка в организации, в которой он находится, родителями либо родственниками, а также об их намерении взять ребенка на воспитание в свою семью с указанием даты посещений и фамилии, имени, отчества (при наличии) родственника, посещающего (посетившего) ребенка, и степени его родства;

Сведения о временной передаче ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2581; 2012, N 21, ст. 2644; 2013, N 7, ст. 661; N 28, ст. 3829; 2014, N 7, ст. 687);

Реквизиты розыскного дела в случае нахождения ребенка в розыске.

18. Региональный оператор формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из органов опеки и попечительства, осуществляет учет детей в электронном виде с использованием ППО ГБД о детях и организует их устройство на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

19. Информация первичного учета либо анкета ребенка, в том числе изменения, вносимые в анкету ребенка, поступившие из органов опеки и попечительства без использования ППО ГБД о детях, подлежат обязательной регистрации.

20. При поступлении информации первичного учета, анкеты ребенка, в том числе изменений данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, с нарушением установленных требований к порядку и срокам их предоставления региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанных сведений информирует соответствующего руководителя органа опеки и попечительства о выявленных нарушениях и возвращает анкету ребенка в случае выявления нарушений для оформления ее в соответствии с требованиями, установленными пунктами 10 - настоящего Порядка.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях является дата получения региональным оператором оформленной в соответствии с установленными требованиями анкеты ребенка.

Ответственность за нарушение сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях возлагается на соответствующий орган опеки и попечительства.

21. Федеральный оператор формирует федеральный банк данных о детях на основании сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, поступивших из региональных банков данных о детях, осуществляет учет этих детей и оказывает содействие в их устройстве на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

При поступлении информации первичного учета, анкеты ребенка, в том числе изменений данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, с нарушением установленных требований к порядку и срокам их предоставления федеральный оператор в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений информирует соответствующего регионального оператора о выявленных нарушениях и возвращает анкету ребенка в случае выявления нарушений для оформления ее в соответствии с требованиями, установленными пунктами 10 - настоящего Порядка.

Датой занесения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях является дата получения федеральным оператором оформленной в соответствии с установленными требованиями анкеты ребенка в электронном виде.

Ответственность за нарушение сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального в федеральный банк данных о детях возлагается на соответствующего регионального оператора.

22. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка и региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений информируют соответственно орган опеки и попечительства, регионального оператора и федерального оператора:

Об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, по форме <4> , приведенной в приложении N 5 к настоящему Порядку;

О прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях по форме <4> , приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.

23. Руководитель организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, орган опеки и попечительства и региональный оператор направляют соответственно в орган опеки и попечительства, региональному и федеральному операторам:

Актуализированную информацию об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год;

Фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ребенком 3 лет - каждые 4 месяца; в отношении детей в возрасте от 3 до 7 лет - каждые 6 месяцев; в отношении детей в возрасте старше 7 лет - каждые 2 года.

24. Руководитель организации, в которой находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, не позднее 3 рабочих дней со дня посещения ребенка в организации родителем (родителями) или родственниками и выражения указанными лицами пожелания забрать ребенка на воспитание в свою семью письменно информирует об этом орган опеки и попечительства.

25. Учет детей, оставшихся без попечения родителей и временно выбывших из организации для детей-сирот:

В другую организацию для детей-сирот;

Поступивших на обучение в образовательную организацию на полное государственное обеспечение;

В медицинскую организацию для получения медицинской помощи;

В образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа);

В учреждения, исполняющие наказания, или места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

В иные организации, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту постоянного жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, из которой переведен (выбыл) ребенок, в течение 3 рабочих дней обязан:

Направить в орган опеки и попечительства по месту нахождения организации, в которую помещен (поступил) ребенок, копию личного дела ребенка;

Письменно проинформировать об этом регионального оператора;

В случае временного нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организации, расположенной за пределами территории субъекта Российской Федерации, также проинформировать регионального оператора по месту нахождения организации.

В случае изменения данных о ребенке, в том числе возникновения оснований для прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка обязан в течение 3 рабочих дней письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора по месту постоянного жительства ребенка.

В случае временного выбытия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию, расположенную за пределами территории субъекта Российской Федерации, передача анкеты ребенка между соответствующими региональными банками данных о детях не осуществляется.

В поле анкеты ребенка "Местонахождение" заносится наименование организации, в которую помещен (поступил) ребенок. В поле анкеты ребенка "Дополнительная информация" указываются реквизиты документа, на основании которого ребенок помещен (поступил) в данную организацию, и срок пребывания его в данной организации.

Передача изменений данных о ребенке региональным оператором в федеральный банк данных о детях осуществляется в порядке, установленном пунктами 22 и настоящего Порядка.

26. Учет детей, оставшихся без попечения родителей и:

А) выбывших из организации для детей-сирот под надзор в другую организацию для детей-сирот одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, в которой находится ребенок.

Передать руководителю организации для детей-сирот личное дело ребенка под роспись;

Письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора;

Б) выбывших из организации для детей-сирот одного субъекта Российской Федерации под надзор в организацию для детей-сирот другого субъекта Российской Федерации, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту нахождения организации для детей-сирот, в которой находится ребенок.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, из которой выбыл ребенок, в течение 3 рабочих дней обязан:

Передать руководителю организации для детей-сирот личное дело ребенка (с приложением надлежащим образом оформленной и заверенной копии анкеты ребенка) под роспись;

Письменно проинформировать об этом региональных операторов по месту выбытия и месту нахождения организации для детей-сирот.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации, в которую помещен ребенок, оставшийся без попечения родителей, в течение 2 рабочих дней с даты поступления сведений о ребенке направляет региональному оператору заверенную в установленном порядке копию анкеты ребенка по состоянию на текущий момент (с фотографией в электронном виде, сделанной с соблюдением периодичности, предусмотренной пунктом 23 настоящего Порядка).

Региональный оператор по месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в день получения анкеты ребенка, оформленной в установленном порядке, заносит сведения о нем в региональный банк данных о детях и по истечении месяца с даты занесения сведений направляет их в федеральный банк данных о детях. В поле анкеты ребенка "Дополнительная информация" указывается наименование субъекта Российской Федерации, с территории которого прибыл ребенок, дата постановки на федеральный учет в государственном банке данных о детях и номер анкеты ребенка в данном регионе.

Передача изменения сведений о ребенке региональным оператором в федеральный банк данных о детях осуществляется в порядке, установленном пунктами 22 и настоящего Порядка;

В) помещенных под надзор в федеральные государственные организации для детей-сирот, осуществляется органом опеки и попечительства и региональным оператором, направляющим ребенка под надзор в данную организацию для детей-сирот, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями.

Орган опеки и попечительства по месту учета ребенка в течение 3 рабочих дней обязан:

Передать руководителю федеральной государственной организации для детей-сирот личное дело ребенка под роспись;

Направить в орган опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот, в которую помещен (поступил) ребенок, копию личного дела ребенка;

Письменно проинформировать об этом регионального оператора по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот.

В случае изменения данных о ребенке, в том числе возникновения оснований для прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, орган опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот обязан в течение 3 рабочих дней письменно проинформировать об этом орган опеки и попечительства и регионального оператора по месту учета ребенка.

Органом опеки и попечительства по месту нахождения федеральной государственной организации для детей-сирот принимаются меры по устройству ребенка на воспитание в семью по согласованию с органом опеки и попечительства и региональным оператором по месту учета ребенка. Помещение ребенка в федеральную государственную организацию для детей-сирот не освобождает органы опеки и попечительства и регионального оператора по месту учета от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан.

27. Если в интересах ребенка, оставшегося без попечения родителей, после внесения сведений о нем в региональный банк данных о детях принимается акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), учет сведений о ребенке в государственном банке данных о детях прекращается.

28. Информация о предпринятых органом опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (далее - меры по устройству) вносится в раздел 1 анкеты ребенка (при направлении информации первичного учета либо анкеты ребенка) и анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (далее - анкета гражданина), и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в течение 3 рабочих дней со дня:

К настоящему Порядку; Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643).

После прекращения учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях предоставление сведений о защите прав ребенка раздела 2 анкеты ребенка осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ , формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижении совершеннолетия. Согласно Федеральному закону в этот список включаются лица, достигшие возраста 14 лет .

В то же время законы субъекта не только прописывают процедуру постановки на учет и выделения жилья, но могут вносить коррективы в предельный возраст подопечного ребенка, с которого он может быть поставлен на учет.

Например, в г. Москве действует Положение об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП , согласно п. 2.1 которого законный представитель ребенка письменно обращается в уполномоченный орган в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве по месту своего жительства в городе Москве с заявлением о предоставлении жилья до 1 апреля года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет , т.е. в районе 16-17 лет.

Внимание! Если ребенок-сирота не поставлен на учет на получение жилья до 23 лет, то право на получение жилья он теряет.

Согласно Апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан по делу 33-13282/2013 от 7 ноября 2013 года по апелляционной жалобе Кривошеевой О.В. правом на получение жилья после достижения 23 лет обладают только те дети-сироты, которые были поставлены на учет на получение жилья до 23 лет. Логика суда такова:

В ст. 1 определен круг лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке – это и дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (т.е. лица в возрасте до 18 лет), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - т.е. лица в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма является нахождение лица из числа детей-сирот на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. По смыслу указанной нормы достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Однако, если лицо из числа детей-сирот достигло возраста 23 лет и до этого времени не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возможность для получения жилья у такого лица утрачивается.

По мнению суда, доводы о том, что органы опеки и попечительства бездействовали либо не сообщили лицу из числа детей-сирот о его жилищных правах, не заслуживают рассмотрения, так как между 18 и 23 года у ребенка-сироты имеет возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в т.ч. по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Неполучение поддержки или информации от органов опеки объективным препятствием для обращения в соответствующие органы не является (например, о подобных случаях в Омской области см. статье "Протест неучтенных сирот", Г. Бородянский, "Новая газета", 21 июля 2013 года , аналогичная трактовка закона в Татарстане и Нижегородской области).

Мальчик, снятый с учета

В последнее время органы опеки и попечительства Москвы отправляют личное дело ребенка в тот регион, откуда ребенок прибыл под опеку и где он был зарегистрирован.

Приемная мама Мария А. (она попросила не указывать свою фамилию) попала именно в такую ситуацию. Она приняла под безвозмездную опеку (то есть ей не полагается опекунского вознаграждения) 14-летнего подростка Сергея Я., который находился в региональном детском доме. В Москве, в квартире опекунов, у него временная регистрация до 18 лет. И пока мальчик не получает выплат, которые нужны на его содержание, — его родителям в них отказали.

«Моего ребенка сняли с учета в органах опеки района Южное Бутово, — рассказывает Мария. – Его личное дело было отправлено в органы опеки Кемерова, где находится детский дом, откуда я его в декабре 2015 года забрала».

1 декабря в региональной опеке Мария получила постановление об опеке, стала опекуном. 8 декабря она поставила Сергея на учет в ООП Южного Бутова. Но 9 февраля ребенок был снят с учета. Органы опеки уведомили родителей, что отныне контроль за мальчиком должны осуществлять кемеровские органы опеки. Соответственно и выплаты на содержание сына Марии А. должны начислять в Кемерово.

В московских выплатах Сергею Я. было отказано еще 31 декабря. Все отказы ссылаются на Закон Москвы № 87 от 15 декабря 2004 года, где в первой же статье сказано, что выплаты назначаются детям под опекой в Москве, «местом жительства которых является город Москва». Тут снова возникает вопрос о трактовке места жительства.

Мария написала в Департамент соцзащиты Москвы жалобу на отказ в выплатах, откуда ей пришел ответ – но не о том: ей сообщили, что она не имеет права создавать приемную семью, потому что ее сын был взят под опеку в региональном детском доме. «Это меня так знакомили с законодательством Москвы, то есть ответа по существу моих претензий мне так и не дали. Дело в том, что я и не собиралась изначально заключать договор о приемной семье, я уже опекун для Сергея. Мне нужно было добиться выплат только на его содержание, которые положены ему по праву», – поясняет Мария.

Сейчас личное дело Сергея Я. находится в Кемерово, где у органов опеки нет основания ставить мальчика на учет – он уже не является воспитанником кемеровского детского дома, выбыл оттуда по месту жительства своего официального представительства, то есть опекуна.

Все должны быть прописаны в одном месте

Все дело в том, что 23 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло постановление №932-ПП . Фактически оно ставит материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания.

Есть два вида выплат для семьи, взявшей ребенка:
1) на содержание ребенка
2) вознаграждение опекуну.
По умолчанию обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. В этом случае осуществляется только выплата на содержание ребенка.Однако органы опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного (например, когда ребенок – инвалид, требует повышенной заботы и средств для своего развития, лечения), вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. В этом случае выплачивается и вознаграждение опекуну.В Москве выплаты существенно выше, чем в регионах. Так, если в Кемерово на содержание ребенка предусмотрено 6000 руб. в мес, то в Москве выплата — от 15 000 до 25 000, в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности.

До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен органами опеки по месту «происхождения» ребенка, например, в другом регионе).

Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.

Кроме того, отныне невозможно будет заключить договор о приемной семье с органами опеки и попечительства в Москве, если ребенок прибыл из другого региона.

«Согласно постановлению №932-ПП с декабря 2015 года Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями) только при соблюдении двух условий:

1) приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,

2) на момент передачи в приемную семью ребенок либо имел постоянную регистрацию в Москве, либо воспитывался в столичных организациях для детей-сирот», — поясняет юрист Ольга Митирева.

«В отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в Москве . То есть ребенок может быть из региона (но вот насколько родители готовы оформлять именно постоянную регистрацию для подопечного?)», — комментирует ситуацию Ольга.

«Новое определение “места жительства” привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе», - делает вывод юрист.

Редакция получила письмо от читательницы-опекуна. Она пишет, что ее сын-инвалид, которого она взяла под опеку 11 месяцев назад, не может быть у нее прописан постоянно. Хотя она его готова прописать, потому что он сможет быть самостоятельным после 18 лет и к своим родственникам в регион не вернется.
Но мама пояснила, что, когда ей пришло уведомление о том, что мальчика необходимо зарегистрировать в 30-дневний срок, в паспортном столе регистрировать его постоянно отказались. Опека подтвердила правомочность этого отказа тем, что опекаемые дети могут быть зарегистрированы у опекунов только до 18 лет.
Об этом говорит Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Пункт 119-й этого приказа гласит: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в …жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) …в порядке, установленном Регламентом».
Таким образом, ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме № 1 («по месту пребывания»).

Урежут ли выплаты тем, кто уже воспитывает?

Один из опекунов рассказал нашему корреспонденту, что почти у всех детей-сирот, воспитывающихся у опекунов, регистрация временная. Если оформить постоянную прописку, то дети могут лишиться жилья от государства, которое им положено по достижении 18-летнего возраста.

«Пока непонятно, будут ли осуществляться выплаты тем семьям, где уже воспитываются дети под опекой, живущие по временной регистрации. Кроме того, есть опасения, что и другие регионы теперь вслед за Москвой начнут с себя скидывать свои социальные обязательства», - переживает приемный отец.

Екатерина Аруцева , мама пятерых детей, двое из которых - приемные, причем с инвалидностью и без постоянной регистрации в Москве, тоже встревожена:

— Я еще год назад стала бить в колокола. У моего приемного сына в Москве тоже регистрация временная. В одном реабилитационном центре нам отказали в бесплатной реабилитации именно по этой причине. Но появляется вопрос: где же сыну реабилитироваться? В том городе, откуда я его привезла? Это нереально. Приходится собирать деньги на платную реабилитацию.

При этом среди инспекторов московской опеки пока нет единодушия по поводу пособий. Одних приемных родителей предупредили, что возможны урезания выплат опекунского вознаграждения в связи с новым постановлением. Других их инспекторы убеждают в обратном: те приемные семьи, что уже воспитывают ребенка из другого региона без постоянной регистрации, не лишатся опекунского вознаграждения.

Место жительства ребенка — дом родителей

Ситуацию комментирует адвокат Антон Жаров, руководитель «Команды адвоката Жарова»:

— Важно помнить, что логика закона такова: если мы говорим об опеке и попечительстве, то обращаемся к Семейному кодексу. Если в нем что-то нам неясно, мы обращаемся к гражданскому праву. Об этом прямо говорится в 5-й статье Семейного кодекса.

Адвокат Антон Жаров. Фото с сайта thewallmagazine.ru

Все вопросы о льготах и выплатах формируются по месту жительства. Что является местом жительства? По Гражданскому кодексу, : «Место, где человек постоянно или преимущественно проживает». Место жительства подопечного там определено: «Местом жительства… граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

О том же говорит нам и Семейный кодекс, статья 148, пункт 1: «Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание».

Но чиновники ссылаются на федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В статье 2 этого закона говорится, что место жительства гражданина - «жилой дом, квартира, комната <…>, в которых он зарегистрирован по месту жительства ».

Но этот закон был принят для решения совсем другого вопроса, а именно, вопроса регистрации по месту жительства. Не определения такого места, а именно процесса регистрации в таком месте жительства. В том же законе, в статье 3 мы читаем: «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». И массовая судебная практика говорит нам, что право гражданина не может не быть реализовано в зависимости от его прописки.

Например, во времена Лужкова был придуман сбор для регистрации для иногородних - сто минимальных окладов. Он был признан незаконным. Все попытки привязать права и обязанности людей к месту регистрации пресекались.

Что делать?

Адвокат Антон Жаров:

Первое. Нужно понять, что никто, кроме вас, права ребенка и ваши не защитит. Никто другой этого не сделает. Нужно идти в суд.

Второе. С органами опеки нужно общаться письменно. Все заявления можно подавать в свободной форме: например, чтобы поставить на учет ребенка, назначить выплаты, принять дело к рассмотрению. В конце нужно написать юридическую фразу, которая действует безотказно: «Прошу ответить мне по существу всех поставленных в заявлении вопросов в установленном законом порядке и сроки письменно по такому-то адресу». И дальше спокойно ждать. После этого вам дадут письменный ответ. С ним вы и пойдете в суд.

Третье. Ситуация рано или поздно будет решена в вашу пользу, потому что суд судит по кодексам, по законам, а не по постановлениям тех или иных субъектов Российской Федерации.

Долго ли будет идти суд? Опекуна это вообще не должно волновать. Дело в том, что если он привез ребенка из города N в Москву, то у него уже есть постановление об опеке. Он законный представитель ребенка, никто его не отберет. Выплат, правда, все это время не будет, но когда суд закончится, их компенсируют.

Также опекуна не должно волновать и то, что личное дело ребенка, который находится под опекой, никак не могут решить, где оставить, две опеки. Это тоже не проблемы опекуна. Личное дело ребенка и местонахождение этого личного дела - вопрос контроля за вами и дело органа опеки.

Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу — спасение

Приемная многодетная мама Екатерина Аруцева , размышляя о создавшейся ситуации, говорит:

— Когда я брала детей под опеку, то знала: государство поможет мне их поднять. И была морально готова к тому, чтобы взять еще ребенка. Но теперь вряд ли решусь на это, потому что мне, как москвичке, придется искать ребенка только в Москве. В том регионе, откуда я взяла своего сына, много детей-инвалидов, которых могли бы усыновить москвичи. В столице больше возможности для реабилитации. Там, откуда мой сын, дети с заболеваниями, скорее всего, так и будут оставаться в детских учреждениях.

Такими же соображениями руководствуются авторы петиции , которая была несколько недель назад размещена на портале Change.org. Она призывает органы власти отменить постановление №932-ПП и разрешить оформлять приемные семьи москвичам с детьми из регионов.

«Не секрет, что большинство деток в сиротских учреждениях - это больные дети, дети-инвалиды, которые нуждаются в специалистах и квалифицированном лечении. На это нужны реальные средства и большое количество времени приемного родителя, - говорится в петиции. - Именно в приемные семьи берут подростков, детей у которых родители в местах лишения свободы, ограничены в правах. Одним словом, берут тех, кто под «усыновление» не подходит. Именно москвичи берут таких деток с регионов: везут, лечат, воспитывают, адаптируют и дают достойное образование. Далеко не каждая приемная мама имеет возможность где то работать, и ее зарплата приемного родителя - это единственный источник доходов».

Петиция адресована Московской городской думе, уполномоченным по правам детей России и Москвы Павлу Астахову и Евгению Бунимовичу. Ее подписали около 1700 человек.

К решению проблемы подключилась и Общественная палата РФ. В марте в ОП планируют провести слушания по проблемам приемных семей. Об этом сообщила член комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.

Портал Милосердие.ru продолжит разбираться в ситуации. Мы сделали запрос о сложившейся ситуации в Министерство образования, которому подчиняются органы опеки.

Вопрос прописки приемных детей встает перед каждым приемные родителем. Фото — law5.ru

Приемная мама Светлана Строганова рассказала о проблемах, связанных с временной регистрацией приемных детей е на своей страничке в Facebook. «Есть такой юридический казус — дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянную не имеют. Казалось бы — ну и что? – рассказывает Светлана. — А вот что: на практике это сложности при устройстве в сад и школу. А для детей-инвалидов — отказ в реабилитационных мероприятиях, в компенсациях за различные приспособления, во всяких «молочных кухнях» и проч. Причем, это касается и региональных детей, и детей из московских детских домов».

По словам Светланы, недавно одной приемной маме начальником Управления социальной защиты населения (УСЗН) в присутствии представителя департамента образования, здравоохранения дали ответ на вопрос о реабилитации ребенка с особыми нуждами: с временной регистрацией ничего не положено.

«И это распространенная практика, — уверяет Светлана. — При этом сотрудники опек и ФМС аргументируют отказ дать постоянную регистрацию (прописку) интересами ребенка: мол, мы его пропишем, а значит ему квартира не положена будет в 18 лет. И говорят это на голубом глазу, как будто не догадываются (а может и правда не догадываются), что по Конституции у нас льгота положена сиротам не потому что они где-то прописаны или нет, а потому что они – сироты».

Еще одна приемная мама, говорит Светлана, уже больше года не может получить пенсию на ребенка-инвалида, потому что у него временная регистрация — хотя ребенок взят из московского дома ребенка. «Но регистрация временная, поэтому «ничего не положено», — так она описывает сложившуюся ситуацию». А другая мама изготовила ортезы для ребенка, а ей отказали в возмещении расходов — временная прописка, извините, не положено.

«Оно, конечно, городу может какая-никакая и экономия на этих сиротах-инвалидах, глядишь, так и соберется тот самый миллиард на памятник Горькому, только как-то горько от этого, — заключает Светлана. — Как бы нам защитить детей от тех, кто по закону вроде должен их защищать?»

Ирина Шагова из Москвы взяла в семью девочку Сашу, когда ей было 5 месяцев. «Саша родилась в Москве (это записано в свидетельстве о рождении), — рассказывает Ирина. — Ее кровная мать – москвичка, но она не прописала дочку в своей квартире».

Через какое-то время маму лишили родительских прав, а Саша попала в приют. Приемная мама взяла Сашу и прописала ее временно у себя. «МФЦ почему-то сделали регистрацию до достижения 14-летнего возраста, — говорит Ирина. — Я рассчитывала, что пропишут до 18 лет. Возникли проблемы с получением продуктов на молочной кухне. Мы долго с этим боролись, и в итоге нас допустили до получения детского питания. Через какое-то время ребенку дали категорию по инвалидности. Мы хотели записать Сашу в инклюзивную группу, но мы получили отказ».

«Мы воспитываем приемного ребенка с инвалидностью (на тот момент ему было полтора года), — рассказывает приемная мама, москвичка Мария Лымарь . — Степень инвалидности тяжелая. Ребенок лежачий. В итоге мы обратились в соцзащиту, чтобы получить ряд льгот, положенных законодательством: бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение».

По словам Марии, чиновники им отказали, сославшись на отсутствие у ребенка постоянной регистрации. У мальчика регистрации нет. Когда малыш находился в доме ребенка, то у него была временная регистрация. Потом приемная мама подала документы на регистрацию (до 18-летнего возраста).

«Нам отказали во всех льготах, — рассказывает Мария. — В итоге пришлось писать жалобу в прокуратуру. Сотрудники провели проверку органов соцзащиты и внесли им предписание. Чиновники отказались это сделать. Далее прокуратура подала в суд на них. Суд выиграли, но сотрудники соцзащиты подали апелляцию в областной суд. Мы выиграли и эту инстанцию. Проблему удалось решить, но было потрачено огромное количество сил и времени».

Комментарии экспертов

Алексей Рудов, специалист по семейному устройству и руководитель проекта «К новой семье»:

«Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса говорит прямо, что место жительства детей (в том числе подопечных) является место жительства их опекунов. Соответственно при передаче ребенка опекуну его регистрируют по месту жительства или по месту пребывания. Выбор за опекуном.

Положение регламента о регистрации, определяющее возможность регистрировать ребенка только по месту пребывания напрямую противоречит федеральному законодательству. В этом случае надо идти в суд и отстаивать свои права. Приемные родители часто сетуют на проблему, но не готовы идти в суд.

Часто опекунам приходится слышать от чиновников такую фразу: «Если ребенка зарегистрируете по месту жительства, то квартиру мы ему не дадим (по достижении 18 лет)». Это абсолютная глупость.

Регистрационные действия – это учетные действия. Наличие или отсутствие регистрации не снимает с государства обязательства по предоставлению жилья ребенку, не имеющего жилого помещения. В любом случае, государство обязано исполнить свои обязательства т.к. опекун это временный воспитатель и по достижении 18 лети любые правоотношения с опекуном прекращаются».

Оксана Хухлина, юрист, эксперт в области семейного устройства:

Вопросы с пропиской приемные родители решают с привлечением прокуратуры

Понятие постоянной и временной регистрации, места жительства и места пребывания, конфликт норм разных федеральных законов – все эти вопросы приходится решать родителям «на земле», часто с привлечением прокуратуры и судебных органов.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает». Что касается подопечных, то местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации (№ 5-КГ16-84 от 28.06.2016 г.) данная норма должна применяться и для подопечных в возрасте старше 14 лет, если они проживают совместно с попечителем в его жилом помещении.

Кроме того, законом четко установлено, что наличие или отсутствие у гражданина (в том числе подопечного) регистрации не является основанием для того, чтобы отказывать ему в предоставлении каких-либо услуг или благ, если на них имеется право (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»).

2 основные проблемы столичных опекунов: регистрация и получение льгот и выплат

На практике московским опекунам иногородних детей приходится решать 2 основные проблемы:

  1. Можно ли зарегистрировать подопечного в Москве постоянно, по месту жительства?
  2. Как добиться того, чтобы подопечный, у которого в Москве временная (по месту пребывания) регистрация до 18 лет, получил положенные ему по закону льготы, гарантии и выплаты.

По первому вопросу напомню, что подопечный, которого вы привезли в Москву из другого региона, может уже иметь постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей или родственников.

В этом случае при передаче ребенка в семью опекуна постоянная регистрация у него сохраняется, это прямо предусмотрено Семейным кодексом РФ. В квартире опекуна такому ребенку можно оформить только временную регистрацию по месту пребывания на срок до совершеннолетия.

В итоге получается, что «по жизни» ребенок живет у опекуна постоянно, безвыездно, длительное время, а юридически ему оформляют временную регистрацию.

Зарегистрировать подопечного ребенка у опекуна постоянно теоретически возможно, однако для этого нужно получить письменное разрешение органов опеки и попечительства с места постоянной регистрации ребенка. А органы опеки такое разрешение по разным причинам дают крайне редко.

Если же ваш подопечный ранее не имел никакой регистрации (найден, подкинут, оставлен матерью в роддоме, родители сами не имели места жительства и пр.), такой ребенок в принципе имеет только временную регистрацию по месту пребывания – в Доме ребенка, детском доме, приюте. При передаче в семью опекун может такого ребенка зарегистрировать или временно по месту пребывания (до совершеннолетия) или постоянно, по месту жительства (без ограничения срока регистраци). Дополнительных разрешений органа опеки и попечительства для постоянной регистрации подопечного в этом случае не требуется.

Плюсом наличия у вашего подопечного постоянной регистрации в Москве является то, что он автоматически получает все блага и льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством. Минусом – то, что впоследствии опекуны могут столкнуться с рядом проблем, связанных с вопросом обеспечения подопечного жильем и со снятием повзрослевшего воспитанника с регистрационного учета. Вероятнее всего, оба вопроса придется решать через суд.

Третий вариант развития событий – обратиться в интересах подопечного, имеющего временную регистрацию в Москве, в суд с требованием признать факт его постоянного проживания по конкретному адресу.

Постоянная регистрация в Москве дает возможность получить льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.smolensk-i.ru.

Как получить и оформить причитающиеся ребенку пособия, льготы и выплаты? Самые частые вопросы, с которыми сталкиваются московские опекуны иногородних детей, это:

  1. Получение региональных доплат к пенсии по инвалидности или потере кормильца;
  2. Предоставление технических средств реабилитации или услуг по реабилитации детей-инвалидов;
  3. Обеспечение детей бесплатными медикаментами (особенно терапия ВИЧ);
  4. Получение дополнительного молочного питания (дети до 3 лет, дети-инвалиды);
  5. Зачисление ребенка в детский сад (часто) или школу (редко);
  6. Оформление социальной карты москвича;
  7. Получение путевок на летний отдых.

Безусловно, каждый случай индивидуален, и давать рекомендации можно только изучив конкретное дело, видя все документы подопечного.

  1. Изучите универсальные рекомендации

Во-первых, значительная часть льгот и гарантий, которые имеются у вашего подопечного, установлены федеральными законами. Это означает, что их обязаны предоставить в любом случае, вне зависимости от того, есть ли у ребенка регистрация по месту жительства в регионе или нет. Важно, что ребенок проживает в данном месте совместно с вами на законных основаниях. Никакой региональный закон, приказ или постановление не могут лишить вашего подопечного прав на федеральную льготу.

Например, пособие на содержание подопечного ребенка в Москве выплачивается всем детям, вне зависимости от места регистрации. К сожалению, некоторым опекунам приходится добиваться этого пособия через прокуратуру или суд, но, так или иначе, получают его все семьи.

Право на получение образования (как дошкольного, так и школьного) закреплено за всеми детьми соответствующего возраста, поэтому отказать в приеме в школу подопечному не могут ни при каких обстоятельствах. Если классы переполнены в ближайшей к вам школе – в Департаменте образования г. Москвы ребенку обязаны найти место в соседней.

Кстати, с вопросами устройства в школу вам может помочь (это бывает довольно неожиданно для опекунов) районная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно только обратиться туда с письменным заявлением. В органах опеки и попечительства также могут дать вам ходатайство о помощи в поиске места в школе или детском саду.

В случае с детскими садами у детей, оставшихся без попечения родителей, есть право на внеочередное устройство в ДОУ и на бесплатное пользование услугами (ст. 15 закона г. Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

В любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Фото — saroblnews.ru

  1. Ищете поддержку: изучайте нормативные акты и консультируйтесь

Во-вторых, опекуну придется внимательно изучить нормативные акты, регулирующие предоставление той или иной услуги его подопечному. Если вы затрудняетесь найти документы или разобраться в них – необходимо обратиться за консультацией (желательно очной).

Консультацию обязаны дать в органах опеки и попечительства и профильных департаментах по подведомственности (Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы и пр.), в организации, где семья состоит на сопровождении. В органах опеки и попечительства обязательно имеется папка, в которой собраны все нормативные акты – по вашей просьбе вам должны назвать дату, номер, наименование закона, на который ссылается сотрудник, и показать его текст.

Также консультацию могут дать в ШПР, где вы проходили обучение, городских благотворительных организациях («Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детями-сиротам», «Соучастие в судьбе»).

  1. «Государственный орган рта не имеет»: в любую инстанцию обращайтесь письменно

В третьих, надо помнить, что «государственный орган рта не имеет». Вы можете сколько угодно долго общаться по телефону со специалистами разного уровня, которые будут говорить, что вы имеете или наоборот, не имеете права на что либо. Однако только письменный отказ со ссылками на действующее законодательство будет иметь юридическую силу как для вас, так и для ответившего вам чиновника.

Следовательно, в любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Если вы подаете обращение лично – обязательно оформляйте его в 2 экземплярах и требуйте на втором экземпляре отметку о том кто (должность, ФИО) и когда принял ваши документы. Если специалист отказывается принять ваше заявление – подавайте его через приемную или секретаря. В крайнем случае, отправляйте почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодня практически все структуры имеют сайты с формой обратной связи, где заявления регистрируются автоматически, также обращения по любым вопросам можно подавать через сайт Правительства Москвы – они будут направлены в нужное ведомство.

  1. Помните о праве обжаловать любой неправомерный отказ

В четвертых, помните, что у вас есть право любой неправомерный, на ваш взгляд отказ обжаловать либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебном порядке. В помощники не бойтесь привлекать прокуратуру, уполномоченного по правам ребенка или по правам человека в вашем регионе – как правило, они становятся на сторону подопечного ребенка и помогают опекунам получить желаемое, а в некоторых случаях – даже наказать нерасторопного или неграмотного специалиста».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама