THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из самых ценных сокровищ духовной культуры белорусского народа, созданной за многие столетия, является устное поэтическое творчество. В нем отразились думы и чаяния трудящихся, их героическая борьба против социального и национального гнета, многогранная жизнь народа, передовые идеи своего времени. Белорусскому фольклору присуще высокое художественное мастерство. Благодаря глубокому обобщению трудового опыта и явлений общественной жизни> устное поэтическое творчество в течение многих веков было для широких масс источником знаний об окружающем мире и своеобразным кодексом морально-бытовых, этических норм. Вся история белорусской культуры - свидетельство огромной роли фольклора в развитии национальной литературы, театра, других видов искусства. Ярким примером этому может служить творчество классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа.

Развитие белорусского устного поэтического творчества, своими корнями уходящего в народное искусство Киевской Руси, неразрывно связано с зарождением и развитием белорусской народности, а затем нации. Общность происхождения восточных славян и их экономические, политические и культурные связи обусловили близость белорусского фольклора к творчеству русского и украинского народов. В то же время белорусский фольклор имеет много своеобразных, специфических черт в тематике, образах, в известной мере отличается жанровым составом и, конечно, своим поэтическим языком. Идейная направленность белорусского народного устного поэтического творчества, круг его тем, система образов в значительной мере определялись антикрепостнической борьбой, которая в условиях Белоруссии была неразрывно связана с национально-освободительным движением.

Жанровый состав белорусского фольклора складывался в течение многих столетий. Во второй половине XIX - начале XX в. бытовали и традиционные и новые произведения.

Наиболее древние жанры и виды белорусского фольклора - трудовые песни, заговоры, обрядовая поэзия, волшебные сказки, сказки о животных, загадки, пословицы и поговорки. Часть из них - заговоры, трудовые песни - еще в дореволюционное время начала исчезать из народного* репертуара, другие претерпели значительные изменения. В эпоху феодализма получили развитие социально-бытовая лирика, антикрепостнические сказки, народная драма. К середине XIX в. сформировался жанр частушки.

Чрезвычайно богато песенное творчество белорусского народа. Календарная обрядовая поэзия имеет у белорусов некоторые отличия от обрядовых песен русских и украинцев. Академик Е. Ф. Карский отмечал, что в белорусском фольклоре, как и в украинском, очень широкое распространение получили колядные песни и щедровки, исполнявшиеся в канун Нового года, но нет характерных для русского фольклора песен подблюдных. Слабо сохранились также песни масленичные. Среди календарных песен весенне-летнего цикла обращают на себя внимание волочебные песни (исполнявшиеся в пасхальные дни), которых нет в песенном творчестве русского и украинского народов. Значительно полнее, чем в русском фольклоре, представлены в устном поэтическом творчестве белорусского народа купальские песни. В календарной поэзии белорусов особое место занимают многочисленные и разнообразные жатвенные песни. Часть их непосредственно связана с обрядами зажинок и дожинок, большинство же связано с жатвой тематически и временем исполнения.

Обрядовая поэзия семейного цикла представлена песнями, связанными с обрядами рождения ребенка («радзшныя», «хрэсьбшныя» песни), свадебными («вясельнымЬ>) песнями и похоронными причитаниями (хау- mypubiMi галашэннямх).

Социально-бытовая лирика белорусского фольклора включает в себя любовные и семейные, рекрутские и солдатские, чумацкие, бурлацкие, батрацкие, детские и колыбельные, шуточные и плясовые песни.

Обрядовая поэзия календарного и семейного циклов, а также внеобряд- ные лирические песни ярко раскрывают духовное богатство народа, его трудолюбие, гуманизм, стремление к светлому будущему, ненависть к угнетателям, ко всякому проявлению несправедливости и лжи. В них созданы замечательные картины родной земли, глубоко правдивые образы простых людей, например обаятельный образ простой белорусской женщины, способной и на самопожертвование, и на героический поступок, и на большую любовь.

Многие жатвенные, рекрутские, батрацкие и другие песни отличаются социальной остротой. Работа от зари до зари, нужда, голод - эти картины безвозвратно ушедшего прошлого навсегда запечатлены в народной поэзии. Однако в этих песнях слышны не только стоны замученного и обездоленного крестьянина: народ выразил в них также гневный протест против помещичьего гнета и непоколебимую веру в освобождение:

Шумщь, гудзщь дубровачка,-

Гразою гамоне:

На паншчыну - дарэмшчыну

Папбель гатове...................................... г .

Народные песни являются образцом высокого поэтического мастерства. В них мы находим весьма развитую систему средств художественного отображения действительности. Особенно богата символика, берущая начало в древних пластах русского песнетворчества. Многие символы, присущие белорусской поэзии, характерны также для творчества русского и украинского народов. В качестве примеров можно привести традиционные поэтические символы жениха и невесты: сокол и уточка (лебедь, пере- пелочка), селезень и уточка, голубь и голубка, явор (береза) и калина, месяц и солнце (заря) и т. д. Но и в этой несомненной общности есть некоторое своеобразие: белый лебедь чаще встречается в русском фольклоре, калина - в белорусском и украинском и т. д.

Смысл многих символов раскрывается непосредственно в песнях:

Семь голубей - то сваты твои,

Сизой орел - то жених твой,

Черный шелк - то коса твоя,

Крупен жемчуг - то слеза твоя 1 .

Очень метки, глубоки по содержанию и поэтичны развернутые сравнения, характерные для белорусского народного устного поэтического творчества. В одной из многочисленных свадебных песен добрые пожелания невесте переданы в замечательной поэтической форме. Молодой желают, чтобы она была:

. . . Здарова, як 3iMa,

Да вясёла, як вясна,

Да рабоча, як лета,

Да багата, як восень 2 .

Широко используются олицетворения. В веснянках, которые исполнялись при «закликании весны», девушки зовут ее:

Одомкнуць зямлщу,

Выпусциць травицу На ранне лето,

На буйное жито 3 .

В песенном творчестве заметнее, чем в других жанрах белорусского фольклора, выражены областные особенности, вызванные некоторыми различиями в экономике и быте населения, степенью влияния культур соседних братских народов и другими причинами. Так, например, свадебные, каравайные песни были известны главным образом в районах распространения каравайного обряда, жатвенные песни Полесья некоторыми образами и особенно мелодией отличаются от песен Витебской губ.; в репертуаре южной части Белоруссии сильнее проявилось влияние украинского фольклора, а в восточной - русского и т. д. Следует отметить, однако, что белорусскому фольклору, как и многим явлениям материальной культуры белорусов, в большей мере, чем устному поэтическому творчеству русских и украинцев, присуща однородность.

Большое место в устном поэтическом творчестве белорусов занимали сказки. Жанровое и тематическое разнообразие, идейная глубина и художественное мастерство этих произведений сделали сказки популярнейшим видом народной поэзии. В белорусском фольклоре известны все основные группы сказочного эпоса: сказки о животных, волшебно-фантастические, социально-бытовые и др.

Сказочный эпос белорусского народа имеет много общих черт с рурскими и украинскими сказками, но в то же время отличен от них. Е. Карский, С. Савченко, И. Поливка утверждали, что в белорусском фольклоре полнее, чем в творчестве других восточнославянских народов, представлены сказки о животных; С. Савченко называл их настоящими перлами белорусского сказочного эпоса

Своеобразие белорусскому сказочному эпосу придают специфические образы богатырей (волатау, асЬлкау). Общественное значение этого жанра определяют антикрепостнические и антирелигиозные сказки, в которых звучит резкая критика самодержавно-крепостнического строя и религии. Белорусский народ использовал эти произведения как острое политическое оружие в борьбе с угнетателями.

Высокое художественное мастерство белорусских сказок, яркость образных средств, мастерство диалога и другие качества дали исследователям основание утверждать, что «по живости и красоте рассказа белорусские сказки не имеют себе равных. Даже лучшие сказки Онучкова и Соколовых им в этом отношении уступают, хотя превосходят их в строгости эпической конструкции» 2 .

Белорусский национальный героический и исторический эпос не является однородным в жанровом отношении. Героическая история белорусов, их борьба с иноземными захватчиками запечатлены в песнях, сказках, преданиях, легендах, пословицах. В этих произведениях белорусский народ высказал любовь к Родине, стремление к воссоединению с великим русским народом. Примерами могут служить песни о татарском и турецком полоне, предания оСеверной войне и Отечественной войне 1812 г. ш другие произведения.

Среди других жанров белорусского устного поэтического творчества следует выделить народную драму. Если в русской народной драме ведущее место принадлежало театру актера, то у белорусов самое широкое распространение получила батлейка-кукольный театр.

Эпоха капитализма внесла значительные изменения в устное поэтическое творчество белорусского народа. Хотя в этот период существовали все традиционные жанры белорусского фольклора, их место и роль в духовной жизни народа изменились. Как отмечали сами собиратели (Е. Романов, М. Федоровский), бытовые и сатирические сказки получили большое распространение; в то же время заметно ослабел интерес к волшебно-фантастическим произведениям. Аналогичные явления наблюдались и в других жанрах, например в батлейке, в репертуар которой широко вводились сатирические сцены из современной жизни. Критика существовавших порядков и религии приобретала такую остроту, что представители власти нередко запрещали представления и арестовывали батлеечников.

Новым в истории белорусского фольклора эпохи капитализма является зарождение и развитие в нем рабочей и революционной поэзии. В песнях и устных сказах рабочих, в пословицах, поговорках, частушках правдиво рисуются ужасы капиталистической эксплуатации и борьба народных масс за социальное освобождение. Революционная поэзия, распространявшаяся в Белоруссии различными путями, в большинстве своем бытовала на русском языке. Наряду с известными песнями международного рабочего движения - «Марсельезой», «Варшавянкой», «Интернационалом», «Красным знаменем» - значительную известность получили песни на стихи А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Горького, Я. Купалы, Я. Кола- са, а также песни на слова русских и белорусских рабочих-революцио- неров.

Рабочая и революционная поэзия отражала рост классовой сознательности трудящихся. Она разоблачала реакционную политику царизма, призывала народные массы к сплочению, к организованной борьбе против буржуазии и помещиков.

Фольклор советской эпохи - качественно новый этап развития белорусского народного устного поэтического творчества. Это фольклор освобожденного народа, впервые за свою историю завоевавшего государственность. Устное поэтическое творчество советского периода отличается действенностью, активным вторжением в жизнь, социально-политической остротой. В нем нашли яркое отражение патриотизм белорусского народа, воинский и трудовой героизм, стремление к дружбе со всеми народами, интернационализм.

В белорусском советском фольклоре созданы новые образы народных героев - героев революции, гражданской и Великой Отечественной войн, героев борьбы и труда. Изменяется жанровый состав устного поэтического творчества. Исчезли заговоры, духовные стихи, отмирает та часть обрядовой поэзии, которая имела ярко выраженное ритуально-религиозное содержание. Ведущее место в устном поэтическом творчестве советской эпохи занимают песни и частушки, устный рассказ, пословицы и поговорки.

Характерной чертой развития устного поэтического творчества наших дней является усиление взаимовлияния фольклора и литературы. Многие литературные произведения, особенно советская массовая песня, прочно входят в народный репертуар. Белорусское народное устное поэтическое творчество впитывает в себя лучшее из того, что создают народы нашей многонациональной Родины. В то же время многие произведения белорусского фольклора пользуются большой популярностью за пределами республики. К ним в первую очередь нужно отнести сказку «Ленинская правда», а также прошедшую процесс фольклоризации и известную в вариантах песню на слова А. Русака «Бывайте здоровы» и некоторые другие произведения.

Этапы развития белорусского советского фольклора неразрывно связаны с историей построения социализма и строительства коммунизма в нашей стране. Белорусский фольклор не только отразил основные вехи нашего движения к коммунизму, но и явился важным средством воспитания масс.

Герои фольклора Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны - вооруженный народ и его прославленные полководцы Чапаев, Буденный, Щорс и др.

Белорусский народ в своем творчестве запечатлел не только, например, борьбу с белопольскими оккупантами, но и разгром Деникина, Юденича, Врангеля - то, что одинаково волновало всех трудящихся многонациональной России.

Эй, таварыш, паспяшай К мору Чорнаму,

Не давай ты аддыхнуць Белапагопнаму х.

С первых лет Советской власти в белорусском фольклоре получила развитие тема Партия - Ленин. С именем Ленина народ связывает историческую победу Великой Октябрьской социалистической революции, а также декреты Советской власти о мире, о земле.

Образ Ленина в белорусском фольклоре - это образ легендарного героя и вместе с тем простого, близкого народу человека. Скупыми штрихами в сказке «Ленинская правда», возникшей в годы довоенных пятилеток, создан образ бессмертного Ленина, чуткого и простого, великого и мудрого, вождя и учителя народа. В этом произведении особенно ярко выражена мысль о том, что ленинская правда - это народная правда, в борьбе за которую сплотились миллионы трудящихся.

Белорусский фольклор восстановительного периода и периода социалистической реконструкции народного хозяйства отразил жестокую классовую борьбу народа против нэпманов, кулаков, духовенства и те огромные успехи, которых достигли трудящиеся во всех областях хозяйственной, политической я культурной жизни.

В устном поэтическом творчестве довоенных пятилеток создан замечательный образ обновленной белорусской земли.

Большой вред развитию белорусского фольклора и фольклористики нанес культ личности Сталина. В эти годы было создано много псевдонародных и антиисторических произведений, наводнявших периодическую печать и фольклорные сборники. Но это не остановило развития устного поэтического творчества белорусского народа.

В годы Великой Отечественной войны значительно расширился в сравнении с предыдущими периодами жанровый состав белорусского фольклора. Фольклор этого времени представлен песнями, боевыми походными маршами, частушками, пословицами, поговорками, загадками, сказками, легендами, устными сказами, анекдотами, юморесками. В ярких патриотических произведениях народ воспел беспримерные подвиги партизан и их прославленных командиров - К. С. Заслонова, В. А. Тихомирова, Т. П. Бумажкова, А. С. Ковпака и др. Народные произведения рассказывают также о той огромной помощи, которую оказывало население временно оккупированных районов партизанам, подчеркивают всенародный характер борьбы с фашистами.

Белорусское устное поэтическое творчество послевоенных лет создавалось и создается в новых исторических условиях. В нем запечатлен небывалый творческий подъем, трудовой героизм современников:

За вайну ён, мне казал!,

Ардэны меу i медал1,

А цяпер каханы мой I у калгасе стау герой г .

Белорусский народ создал также острые сатирические произведения, бичующие лодырей, пьяниц, нерадивых руководителей, критикующие различные недостатки, которые мешают строительству коммунистического общества.

Белорусский народ в своем устном поэтическом творчестве славит беспримерный подвиг советских людей, смело покоряющих космические просторы. Частушки о первых искусственных спутниках Земли, о героях- космонавтах прочно вошли в народный репертуар:

У неба зорачка узнялася I спусцшася i3Hoy.

То злятау у космас смела Ci6ipan маёр Щтоу 2 .

Свои успехи в строительстве коммунизма народ связывает с мудрым руководством Коммунистической партии, политика которой находит полное одобрение и горячую поддержку масс. В белорусском фольклоре послевоенных лет отражены также важнейшие события международной жизни и особенно борьба за сохранение и упрочение мира между народами.

Устное поэтическое творчество советской эпохи - одно из ярких свидетельств расцвета духовных сил белорусского народа.

Ещё задолго до того, когда художественное слово было зафиксировано в памятниках письменности, народ выражал свои настроения и думы в песнях, сказках, легендах и преданиях, которые были первыми проявлениями его художественного творчества. Они передавались на протяжении многих лет и веков своего бытования, становились прекрасными произведениями искусства. В них отражались все важнейшие особенности народной жизни с самых далёких времён: борьба человека с природной стихией, его мечты, мнения, любовь к родине и ненависть к врагам, глубокий оптимизм.

Многие фольклорные произведения создавались и бытовали при определенных обстоятельствах - во время праздников, работы. Они сопровождали трудовую деятельность человека (трудовые песни), помогали в воспитании детей (песни-колыбельные, детские песни, загадки, сказки), передавали новым поколениям жизненный опыт и мудрость (легенды, предания, поговорки, пословицы и др.). Расширяясь и в более позднее время, фольклорные произведения влияли даже на развитие письменной литературы. Устная поэзия народа всегда была неиссякаемым источником идей, образов, способов художественного отображения жизни белорусского народа.

Устное народное творчество — важнейшая часть духовной культуры народа - чрезвычайно хорошо сохранилось не только в памяти белорусов, но и в активном быту, сыграло большую роль в национальном самосознании, в развитии литературы и искусства; оно плодотворно влияет и сегодня на процессы национального возрождения.

Термин фольклор, который возник в середине XIX в., в переводе означает народную мудрость. Фольклор в его узком значении — один из видов народного искусства, отражающий действительность в образах, созданных при помощи поэтических слов. Фольклорный процесс всегда происходит в рамках традиции, опирается на предыдущий опыт, использует художественные ценности, которые принадлежат всему народу. Фольклор возник раньше, чем письменность и, естественно, бытовал только в устной передаче. Но и с появлением письменности долгое время передача из уст в уста также была единственным путём распространения фольклора. Народ знакомился не только с песней, сказкой, пословицей, поговоркой, легендой, но и с образцами лучшей письменной литературы. Коллективность, устное бытование, вариантность — черты, присущие только фольклору и которыми он принципиально отличается от художественной литературы. Фольклорные произведения отличаются от произведений письменной литературы и некоторыми особенностями художественной формы. Это в первую очередь традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении веков. Традиционная народная символика, разнообразные формы, постоянные эпитеты, метафоры, сравнения и другие виды троп, особенности композиции придают устной поэзии специальный колорит. Фольклор несёт идеи справедливости и социального равенства, передаёт отношение народа к важнейшим событиям, выражает интересы трудящихся. Произведения отражали и прославляли борьбу против угнетения, против иноземных захватчиков. В творчестве каждого народа есть свои неповторимые черты, которые образуют народную специфику фольклора. Вместе с тем многие произведения, сложенные разными народами, похожи. Белорусский фольклор представлен почти всеми жанрами: календарная и семейно-обрядовая поэзия, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, заговоры, народный театр в разных его видах, социально-бытовая лирика. Не было в белорусском фольклоре таких произведений, как былины или думы, специфичных для русского и украинского фольклора. Но белорусский народ тоже создал свой героический и исторический эпос, который хотя и не обрёл единую жанровую форму, однако довольно полно отражал многие героические старания нашего прошлого. Национальный колорит белорусскому фольклору придают поэтические образы богатырей и силачей, отдельные художественные средства, поэтический язык. Фольклор явился первой поэтической школой многих выдающихся писателей. Творчество В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа и многих других известных белорусских поэтов и прозаиков неразрывно связана с народной поэзией и по сути опирается на неё.

Разделить устные народные произведения по времени их появления невозможно, так как в одном и том же произведении можно найти что-то от разных времён, связь прошлого с нынешней жизнью. Поэтому лучше рассматривать раздельно виды устного народного творчества.

- (в культурологическом аспекте) в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция). Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии

Художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk lore означает: народная мудрость,… … Литературная энциклопедия

- (англ.). Совокупность народных поверий, легенд, сказок и др. произведений народного творчества, как материал для исследования особенностей народного духа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОЛЬКЛОР… … Словарь иностранных слов русского языка

фольклор - а, м. folklore m. , нем. Folklore < англ. folk lore букв. народная мудрость. Литературные произведения, созданные народом; устное народное творчество. БАС 1. С увлечением и знанием дела работал он по русскому фольклору, редактировал знаменитые … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Фольклористика, устное народное творчество; мат, нецензурная брань, непереводимый фольклор Словарь русских синонимов. фольклор сущ., кол во синонимов: 8 мат (48) … Словарь синонимов

Песнь пастуха есть речь, рассчитанная на самого себя: ухо внемлет рту. Иосиф Бродский Народные песни это когда на сцене больше народа, чем в зале. В жизни нужно испробовать все, кроме инцеста и народных танцев. Томас Бичем Ансамбли народной песни … Сводная энциклопедия афоризмов

фольклор - ФОЛЬКЛОР, а, м. (или непереводимый фольклор). Мат, нецензурная брань … Словарь русского арго

- (англ. folklore) см. Народное творчество … Большой Энциклопедический словарь

ФОЛЬКЛОР, фольклора, мн. нет, муж. (англ. folk lore) (книжн.). 1. Устное народное творчество. 2. Вообще совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. 3. То же, что фольклористика. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ФОЛЬКЛОР, а, муж. Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Словесный ф. Музыкальный ф. Танцевальный ф. Древнерусский ф. | прил. фольклорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Фольклор , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Фолькло?р (англ. folklore - «народная мудрость») -…
  • Фольклор. Русская поэзия начала ХХ века , В. Г. Базанов. В книгу члена-корреспондента по Отделению литературы и языка В. Г. Базанова "Фольклор. Русская поэзия начала XX века" вошли статьи, посвященные историческим и теоретическим проблемам…

Беларускi фальклор скарбнiца этнiчнай культуры беларуса Уступ Казка На календары вечнасц - канец XX стагоддзя, эпоха навукова - тэхнчнай рэвалюцы, эпоха бнк электронк Узброены ведам чалавек ужо абганяе сння самую смелую казачную фантазю, самыя нярымслвыя мары. Фантазю казак абганяе, а сама казка, як н дзна, не старэе, у нябыт не адыходзць. Можна нават сказаць - наадварот, у апошн час попыт на гэты вд вуснапаэтычнай народнай творчасц прыкметна зрос працягвае павышыцца.Гэта датычыць, зразумела, беларускага казачнага эпасу, беларускай казк. Жывая цкавасць, якую выклкае беларуская народная казка сучаснага чытача, не выпадковая яна абумолена, несумненна, яе высокм дэйна - мастацкм якасцям непаторнай нацыянальнай своеасоблвасцю.

Глыбокая народная мудрасць, высокая паэтычнасць вобраза, нязломная светлая вера чалавека, у яго слы магчымасц, маральная цнатлвасць чысцня, непарананы, непераймальны гумар вострая сатыра, прастата даступнасць зместу, займальнасць апавядання, нарэшце, сапраднае монае чарадзейства вось некаторыя з гэтых вартасцей, якя засды прываблвал прываблваюць да беларускай казк дзячных чытачо слухачо.

Усе беларускя казк класфкуюцца звычайна па трох асноных раздзелах казк пра жывл, чарадзейныя казк сацыяльна - бытавыя.Казк пра жывл лчацца найбольш старажытным па паходжанн, змястонай сутнасцю свай яны зыходзяць яшчэ да такх раннх форм першабытнага светапогляду, як анмзм адушаленне антрапамарфзм ачалавечванне. Трэба бачыць у х таксама далкя водгук татэмзму - адной з самых старажытных рэлгй чалавецтва, сутнасць якой складала вера татэма - агульнага для данага роду якой-небудзь жывлы ц раслны продка.

Чарадзейныя казк па свам паходжанн таксама належаць да найбольш старажытных.Галонае х зместе - гэта мары спадзяванн людзей на лепшае жыцц будучым, х мкненн пакараць сабе слы прыроды перамагчы сацыяльнае зло, а таксама х барацьба з чужаземным ворагам - заванкам. Гэты змест раскрываецца своеасаблва - у вобразах карцнах фантастычных, звышнатуральных, цудадзейных.

Сярод навелстычных сацыяльна - бытавых казак найбольш каштонасць у беларускм фальклоры маюць, несумненна, казк антыпанскя антыцарконыя, пазначаныя вострай сацыяльнай накраванасцю. Колькасць тых другх вельм значная. Прычыну гэтага трэба бачыць у тым, што беларуск селянн цярпе не тольк жорстк сацыяльны прыгнт, увасоблены вобразе пана - прыгоннка, але таксама цярпе жахлвы цск нацыянальны рэлгйны.Адмоны персанаж баларускх антыпрыгоннцкх казак - амаль засды - пан-чужаземец, як не тольк луп тры скруры з мужыка, але яшчэ таптася па ягонай душы, насмхася з яго мовы звычая, бесперапынна абража яго нацыянальную годнасць.

Гэтак жа бязлтасна, як з панам, абыходзцца герой беларускх казак са святым айцам сх масцей папам, ксяндзам, дзякам. Прадметам сатырычнага адлюстравання антыклерыкальных казках часцей за с з яляюцца такя тыповыя рысы духонка, як ханжанства крывадушнасць, прагавтасць нахабства, паразтызм амаральнасць.Значную частку беларускага казачнага эпасу складаюць творы, у якх высмейваюцца ганьбуюцца розныя заганы чалавечым характары - такя, скажам, як непачцвыя адносны да бацько, нетактонасць, зайздрасць, дурнота, мкненне пажывцца за чужы кошт многя ншыя. Гэтыя творы, адлюстроваючы этычныя погляды народа, яго маральныя прынцыпы, яго разуменне дабра зла, называюць усе рэчы свам мнам, недвухсэнсона ясна, не прыбегаючы да алегорый, не карыстаючыся намкам. Многя з х з яляюцца зорам сатырычнай гумарыстычнай творчасц народа.

Лс розных жанра беларускага казачнага эпасу склася неаднолькава.

Сярод сучасных запса казак пра жывл чарадзейных новых, не вядомых раней сюжета, амаль не сустракаюцца.У парананн з гэтым казкам, жывыя традыцы якх вдавочна затухаюць, пэнай жыццястойкасцю жыццяздольнасцю вылучаюцца казк сацыяльна - бытавога зместу рэалстычнага характару. Характэрныя змены назраюцца змесце паэтыцы тэкста, якя бытуюць прыкметнае парушенне разбурэнне кананчнай формы, адаптацыя фабулы адпаведнасц з сучасным дэйна - эстэтычным патрабаванням, адчувальныя, з аднаго боку, страты апсальнасц, у малынчасц, у казачнай абраднасц, з другога боку, узмацненне прытчавасц, прыспешванне цкавасц скарачэнне шляху да закладзенага творы маральна - фласофскага сэнсу, жыццвага рока, павучання.

Тлумачыцца гэта не тольк сучасным мовам бытавання казак, але псхалогяй снняшняга спажыца фальклору.За догя стагоддз свайго снавання народная казка вабрала сябе пачуцц думк многх пакалення, абагульнла сацыяльны мастацк вопыт тысяч мльна людзей, таму набыла такя дэйна - мастацкя вартасц, такую глыбню зместу дасканаласць паэтычнай формы, што сння можа служыць адным з магутных сродка маральнага, сацыяльнага эстэтычнага выхавання моладз.

Анекдот Адносны да анекдота сучаснай айчыннай фалькларыстыцы можна характарызаваць як досыць супярэчлвыя. На думку адных даследчыка народнай творчасц, анекдоты - гэта тыя ж самыя сацыяльна - бытавыя казк, тольк значна меншага, невялкага аб му прынцыповых адрознення ад названага жанру казак у х няма. сць, аднак, ншы пункт гледжання, паводле якога анекдот, пры сй яго несумненнай блзкасц да сацыяльна - бытавой казк, з яляецца асобным жанрам народнай вусна - апавядальнай творчасц.

Больш таго - жанрам незвычайна актыным жыццяздольным у нашы дн, чаго нельга сказаць н пра казк, н пра легенды прымхлцы, н пра паданн бывалцы.У чым жа трэба бачыць жанравую адметнасць анекдота парананн з казкам Па-першае, анекдот - твор цалкам сатырычнай або гумарыстычнай прыроды, твор абавязкова, папросту кажучы, смешны.

Па-другое, анекдот вызначаецца гранчнай сцсласцю мастацкай формы у адрозненне ад казк, н абавязкова аднаэпзодны, не ведае разгорнутай экспазцы, дыялог яго вельм не многаслоны, дзеянне завязваецца, развваецца даходзць да кульмнацы мгненна.Па-трэцяе, гэта - эстэтычны эфект нечаканасц канцоцы твора анекдот абавязкова заканчваецца неспадзяванай сатырычнай або гумарыстычнай развязкай, у якой скандэнсавана ся ударная сла камчнага, увесь смех. У аснову многх анекдота пакладзены, трэба думаць, сапрадныя недарэчныя, смешныя выпадк здарэнн, якя мел месца жыцц. Але большасц свай яны, несумненна плод фантаз народа, яго жывога, дасцпнага розуму.

Легенды З усх жанра гэтак званай неказачнай фальклорнай прозы найблжэй да казак, дакладней - да чарадзейных казак, стаяць легенды. Легенда, як народнае мастацкае апавяданне вызначаецца, па-першае, своеасоблвым спалучэннем рэальнага фантастычнага, звычайнага дзвоснага, па-другое, пачаткова-зыходнай устанокай на вытлумачэнне, па-трэцяе, выразна павучальным характарам.

У легендах шмат фантастычнага - непарана больш, чым у блзкх да х духам данны гстарычных паданнях аб далкм мнулым. Прынцыповая рознца мж м тым, што паданне рэальны жыццвы факт упрыгожвае, аздабляе выдумкай, у тым лку - фантастычнай, а легенда мкнецца выдуманае, створанае фантазяй выдаць за сапраднае, за рэальнае. Апрача таго, дзвосныя з явы падзе легендах вытлумачваюцца - чаго мы нкол не бачым у казках.Легенда прыйшла наш фальклор заняла м сва адметнае месца часы сталявання на землях усходнх славян хрысцянства.

Прыйшла на змену больш старажытнай за яе язычнцкай прымхлцы, якую, аднак, не выцеснла, а пачала жыць разввацца побач, многае зяшы ад свай папярэднцы яшчэ больш - ад самой жывой рэчаснасц новай эпох. У аснову легендарнага сюжэта эвычайна кладзецца яксц цуд, неверагоднае здарэнне, з удзелам людзей стот звышнатуральных, з умяшаннем сл цудадзейных.Пра што складался легенды Пра стварэнне свету, пра паходжанне жывл, птушак насякомых, пра святых Бога, пра пекла рай, пра вну пакаранне за яе, пра дабрачыннасць знагароджанне за яе, пра чалавечую долю смерць - пра многае ншае. Прымхлца Прымхлца ад слова - прымха - гэта невялчкае вуснае апавяданне аб нейкм незвычайным, цудадзейным, як правла, страшным здарэнн, удзельнкам ц сведкам якога нбыта бы сам апавядальнк або добра знамы ц нават блзк яму чалавек.

Якя ж гэта такя страшныя, цудадзейныя здарэнн Ну, скажам, сустрэча з нячысцкам, з вурдалакам, з дамавком, са змяным царом, з русалкаю з ншым падобным стотам - прадстанкам гэтак званай нжэйшай народнай дэманалог.

Выток гэтага цкавага, самабытнага жанру апавядальнай вуснапаэтычнай творчасц тояцца глыбокай данасц, у пэных асаблвасцях старажытнага светапогляду, у дахрысцянскх язычнцкх уяленнях. Асновай для яго знкнення далейшага развцця паслужыла вера чалавека снаванне надпрыродных сл, у магчымасць розных чарадзейна-магчных ператварэння, дзвосных прая цуда. Галоная вызначальная рыса прымхлц у тым, што усе яны, без выняткку, звязаны з такою з явай светапогляднага парадку, як прымхлвасць.

Паданне Паданне, будучы таксама, як казка ц легенда, вусным мастацкм апавяданнем, ад гэтых папярэднх стотна адрознваецца тым, што зместам свам звязана з якой-небудзь канкрэтнай падзеяй гстарычнага жыцця-быцця народа прымацавана да пэнай мясцовасц. Часцей за с яно паданне вырастае з нейкай падзе мясцовай гсторы. Устанока на гстарызм - найбольш характэрная рыса падання.Адсюль грамадская функцыя падання перш за с - пазнавальна-нфармацыйная. стотнай прыкметай многх падання з яляецца х растлумачальны характар - мкненне даць адказ на пытанн адкуль што зялося, як знкла гэтак называецца.

Вытлумачыць, напрыклад, паходжанне назвы пэных населных пункта, рэк рэчак, азр крынц, кургано, лесу, паляны, балота нш. У беларускм фальклоры большасць падання менавта такога зместу. Астатня - х меншасць - звязаны з лсам жыццм пэнай асобы, канкрэтнага чалавека, нечым выдатнага цкавага.Што да асаблвасцей мастацкай формы падання, то яна не вызначаецца той традыцыйнай кананчнасцю, устойлвасцю кампазцыйна - структурных элемента, што ласцва казкам. Сюжет у м, як правла, аднаэпзодны, часам зусм няма выразна акрэсленага сюжета, няма такх характэрных для казачнай прозы кампанента, як агульныя месцы, пастаянныя формы, дыялог, зачын, канцока.

Бывалца Бывалца - вуснае мастацкае апавяданне пра жыцц надзе не так далкага мнулага, расказанае адметнай, складнай, рытмзаванай збольшага рыфмаванай мовай.

Тэмай, зместам, характарам адносн да рэчаснасц бывалцы блзкя да бытавых казак. З казкам х зблжае тое, што у х, таксама, як у казках, шмат выдумк. Але выдумка найбольш такая, што не выходзць за рамк рэальнага магчымага. У адрозненн ад казак бывалца не карыстаецца традыцыйным прымам казачнай паэтык.Галонае, што вызначае ласнае жанравае аблчча бывалцы, што аб ядновае досыць разнародныя тэматычных мастацкх адноснах творы гэта х складная, блзкая да вершаванай, мова. У жывой практыцы народа, у яго штодзннай монай практыцы сустракаецца безлч вобразных, афарыстычных, крылатых выраза, якя або выказваюць нейкую закончаную, самастойную павучальную думку, або трапным парананнем ц далым намкам характарызуюць пэную з яву, рысу чалавека, узаемаадносны памж людзьм, або проста прыгожваюць гутарку дасцпным каламбурам, нечаканай грой сло, да месца падкнутай складнай жарталвай завагай, парадай, пажаданнем.

У першым выпадку мы маем справу з прыказкам, у другм - з прымакам, у трэцм - з прыгаворкам. Што датычыць прыказак, то можна прывесц такя Адна пчала многа мду не наносць, або Дзе няма работы, там няма ахвоты дзеш на чужую старану - пльнуйся, каб не было сараму. Вельм цкавыя сць прымак Пражы век - н сабака, н чалавек, Што яму законы, кал суддз знамы, Чыста ходзць, дык н чыста жыве г.д. Усе гэтыя трапныя, крылатыя выразы з данх часо карыстался карыстаюцца народзе вялкай любою. Не трэба забываць пра такя рэчы, як народныя прыкметы, таксама праклны.

Загадкi Нельга не сказаць некальк сло аб загадках.

Гэта не будзе навнай, кал я скажу, што гэты жанр народна - паэтычнай творчасц зараз зусм загне. Па-першае, вельм многя старыя, традыцыйныя загадк практычна жо не могуць снаваць пашырацца сярод сучаснай дзятвы моладз па той прычыне, што з народнага побыту канчаткова знкл з явы прадметы, якя лягл аснову х метафарычных вобразо.Някай кемлвасц здольнасц вобразна мыслць не хопць, каб разгадаць, напрыклад, загадку пра цэп, якм малацл збожжа, кал ты нкол гэтага цэпа не бачы. Па-другое, загадк народзе амаль перастал складацца.

Казк, легенды, анекдоты, прымхлцы, паданн, бывалцы, мудрасло, народныя прыкметы, загадк - с гэта сць та фальклорная спадчына, якая з яляецца крынцай беларускай культуры на працягу жо многх стагоддзя.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Одновременно с научными исследованиями, развитием философской мысли всесторонне развивалась и художественная культура. В 20-е годы на Беларуси формируется национальная художественная школа, что имело огромное значение в деле пропаганды белорусского искусства и подготовки кадров. Многие выпускники (в частности, Витебской художественной школы) продолжили свое профессиональное образование в художественных учреждениях Москвы и Ленинграда.
20-е годы характеризуются достаточно активной выставочной деятельностью белорусских художников. Регулярно проводились всебелорусские художественные выставки. В это время в республике работали такие мастера живописи, как Пэн, Шагал, Малевич, Крюгер, которые иолучили широкое признание за рубежом.
Однако в начале 30-х годов в искусстве происходит резкий перелом, связанный с утверждением в качестве исключительно доминирующего метода художественного творчества метод социалистического реализма. В результате этого творческая жизнь в республике была поставлена в зависимость от установок партийных органов, определяющих развитие культуры. В конце 30-х годов начинается достаточно сложный период в развитии белорусской культуры. Для этого периода характерно идеологическое давление, репрессии против деятелей науки и искусства, сужение сферы использования белорусского тыка и др. Всячески ограничивались контакты с культу рами других народов, общечеловеческие ценности подменялись классовыми.В 30-е - 50-е годы XX века под влиянием культа личности в художественной культуре наметились кризисные явления, которые были постепенно преодолены с началом «оттепели» в начале 60-х гг. XX века. Изменения в жизни общества, связанные с преодолением культа личности Сталина, значительно активизировали международные связи. Они осуществлялись государственными организациями и творческими союзами, общественными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влияние на их развитие оказали товарищество культурных связей, которое в 1958 году было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за границей (общество «Родина»), С их непосредственным участием осуществлялся научный и культурный обмен, организовывались выставки, гастрольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались встречи и конгрессы.
В художественной жизни Беларуси определились два основных направления: обращение к опыту прогрессивного зарубежного искусства и ориентации на национальные традиции. В частности, западноевропейское искусство - источник вдохновения талантливых художников Кашкуревича, Поплавского и др. Г.Поплавский неоднократно награждался за иллюстрации книжных изданий на международных конкурсах «Самая красивая книжка мира» (например, в Лейпциге в 1969 году он получил награду за художественное оформление поэмы Я.Коласа «Новая земля»).
После второй мировой войны происходил интенсивный литературный обмен, в котором активное участие принимала Беларусь. В 1946-1985 гг. за границей были изданы 342 произведения белорусских писателей. Они знакомили читателя с духовным достоянием белорусского народа. Зарубежному читателю стали известны имена Купалы, Коласа, Брыля, Адамовича, Мележа, Быкова, Гилевича и многих других. В свою очередь, произведения зарубежных авторов переводились на белорусский и русский языки и издавались у нас.
Отличительной чертой белорусского профессионального искусства, и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они «живут» в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.
Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы. Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.
Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для ее саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для ее реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.
Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.
Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. Сегодня художественное соломоплетение сохранилось только в одном европейском государстве - Беларуси. Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение белорусов. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.
Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса).
Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников.
В народном быте, таким образом, рушники выполняли не столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось на художественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой. Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.
В конце XIX - начале XX века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями - украинцами, русскими, поляками, литовцами, латышами.
Белорусский народный костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).
Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда, согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверье отразилась целостность мировосприятия, представления о том, что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.
С давних времен к традиционным народным промыслам в Беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Ее охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.
При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придает им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых - шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивалось с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чёрнозадымленную. Некоторые виды посуды покрывают глазурью, что придает им более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.
Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики - Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня не осталось предприятий, где бы не господствовала так называемая «штамповка» (массовый выпуск продукции). В Беларуси же сохранились предприятия (например Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную.
Значительное распространение в Беларуси получила художественная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять ее с профессиональной объемно-ажурной резьбой XVII-XVIII вв.). В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.
Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву, в Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был менее доступен, чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.
Художественная роспись. Это достаточно широко распространенное в Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров - озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш - редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.
Таким образом, в Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама