THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Согласно священному Корану и Сунне Пророка ﷺ , женщина не должна демонстрировать посторонним свою красоту. В Коране сказано (смыл): «Пусть они (верующие женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (т.е. овал лица и кистей рук), и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди...» (сура «ан-Нур» 31). Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ в тонкой одежде. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», – показывая на лицо и кисти рук». Согласно этому мусульманкам предписано полностью покрывать свою голову вместе с шеей за исключениям лица. Всевышний создал мужчин и женщин влекущими к друг другу, а открытость женщины толкает мужчину на запретные действия приводящие к плохим последствиям. Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие.

Платок – это и есть хиджаб?

Не всегда платок можно назвать хиджабом. Так как хиджаб означает скрыть всё женское тело кроме овала лица и кистей рук, одеждой не прозрачной не облегающей не привлекающий внимание противоположного пола. Если же одеть любой платок так чтобы закрывалась голова и шея кроме овала лица, то он тоже становиться частью её хиджаба. Иногда же платок не соответствует условиям хиджаба так как некоторые мусульманки завязывают его таким образом, что видна часть головы, волосы и шея. Это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех.

Каким должен быть головной убор мусульманки?

Можно сказать, что ответ на этот вопрос уже стал ясным из предыдущих ответов. Однако хочу добавить, что надевая платок девушки должны понимать, что платок не должен быть из ярко выраженных цветов привлекающее внимание посторонних мужчин, как и её остальная одежда, из-под платка не должны просвечиваться её волосы или оголенные части тела. Мусульманка должна понимать, что платок покрывающий всю голову – это не только стиль её одежды, но и жизненная позиция, проявление её веры. Именно веры, так как девушка покрываясь выполняет то, что ей предписано Всевышним Аллахом. И многие девушки признают, что ношение хиджаба придаёт им чувство защищенности и уверенности, делает её красоту скромной и достойной, охраняя и оберегая её.

Всегда ли мусульманка должна покрывать голову?

Женщина обязана покрывать голову от посторонних мужчин не относящихся к категории «махрам». Она может не покрывать голову перед женщинами, близкими родственниками их числа мужчин (махрам) и мужем. Но если в гости придёт посторонний мужчина не относящихся к числу махрам, то даже в присутствии мужа, брата, или отца, она обязана покрыть свое тело кроме лица и кистей рук.

К мужчинам из числа махрам относятся те мужчины, которые не имеет права по Исламу вступить с ней в брак по следующим причинам:

1) Кровного родства, (отец, дед, сын, внук, правнук, дядя по отцовской и материнской линиям, ее родные братья и сыновья родных братьев и сестер).

2) Молочного родства (молочный брат или муж ее молочной матери).

3) Брачного родства (тесть или отец тестя, муж её матери (отчим) или его отец, а также сын или внук ее мужа).

Когда мусульманка должна носить платок, хиджаб с детства?

Что касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку носить хиджаб, то учёные-богословы рекомендуют с семи лет, опираясь на хадис: «Велите вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не делают этого, когда им исполниться десять лет. И разделяйте их в разных кроватях» (Абу Дауд). Сюда относятся все предписания Ислама, а не только совершение намаза.

В грех за не ношения хиджаба девочка попадает с совершеннолетия. К признакам совершеннолетия девушки относятся такие как: появление волос на половом органе, появление поллюций или первой крови (месячных).

Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности.

Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов - цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов.

На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка - «гафия», поверх которой - платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал».

Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» - своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт».

Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс - «вузар».

За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене.

Самая популярная обувь у мужчин - кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры.

Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.

Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами - «кандуры». Под платье надевают шаровары - «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета - «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины.

Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок- «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах.

Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.

Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая - это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки - специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже.

Еще один распространенный головной убор для женщин - «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир.

Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.

Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов.

Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье.

Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины.

Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина - тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет - рабочий, а черный - праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце - любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин - голубой.

Уклад жизни арабских женщин всегда вызывал бурный интерес у европейцев, как, впрочем, всё необычное и диковинное. Представления о нём у уроженцев Запада зачастую складывается из предрассудков и домыслов. Одним арабская женщина видится сказочной принцессой, купающейся в роскоши, другим - безвольной рабыней, запертой дома и насильно облачённой в паранджу. Однако обе романтические идеи имеют мало общего с реальностью.

Женщина в исламе

В уклад жизни женщины во многом определяет ислам. Перед Богом она равна мужчине. Женщина, как и представители сильного пола, обязана соблюдать рамадан, исполнять ежедневный намаз, делать пожертвования. Однако социальная роль у неё особенная.

Предназначение женщины в арабских странах - это брак, материнство и воспитание детей. На неё возложена миссия хранительницы умиротворённости и религиозности домашнего очага. Женщина в исламе - праведная супруга, почтительно и с уважением относящаяся к мужу, которому предписано взять на себя за неё полную ответственность и обеспечивать материально. Женщине надлежит его слушаться, быть покорной и скромной. К роли хозяйки и жены мать готовит её с детства.

Жизнь арабской женщины, впрочем, не ограничивается только лишь домом и бытовыми делами. Она имеет право учиться и работать, если это не мешает семейному счастью.

Как одевается арабская женщина?

Женщина в арабских странах скромна и целомудренна. Выходя из дома, она может оставить открытыми только лицо и руки. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бёдра и талию или пахнуть духами.

Арабская одежда для женщин имеет специфический Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:

  • паранджа - халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
  • чадра - лёгкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
  • абайя - длинное платье с рукавами;
  • хиджаб - головной убор, оставляющий лицо открытым;
  • никаб - головной убор с узкой прорезью для глаз.

Стоит отметить, что хиджабом также называют любую одежду, покрывающую тело с головы до ног, которую традиционно носят на улице арабские женщины. Фото этого одеяния представлено ниже.

Дресс-код в арабских странах

От того, в какой стране проживает женщина, и от нравов, царящих там, зависит её внешний вид. Самый строгий дресс-код в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. В этих странах девушки и женщины передвигаются по улицах в абайях чёрного цвета. Этот предмет гардероба обычно украшен бисером, вышивкой или стразами. По отделке абайи можно легко определить уровень достатка в её семье. Часто в этих странах девушки одевают не хиджаб, а никаб. Иногда встречаются арабские женщины в парандже, хотя этот предмет гардероба становится с годами всё менее распространённым.

В Иране царят более свободные нравы. Молодые девушки отдают предпочтение и косынкам. Особенно религиозные дамы, несмотря ни на что, носят чадру.

В либеральных государствах, таких как Тунис, Кувейт или Иордания, многие женщины и вовсе не покрываются. Они выглядят, как типичные европейки. Однако такое явление можно встретить только в крупных городах. В провинции женщины носят традиционный хиджаб, чтобы скрыть свою красоту от посторонних глаз.

Красивые арабские женщины: стереотипы о внешности

У жителей Запада сложилось немало стереотипов о том, как выглядят арабки. В их представлении они обязательно кудрявые, черноглазые, полноватые и обладают шоколадной кожей. Однако внешность этих женщин не подходит полностью под вышеописанный шаблон, поскольку в их венах течёт и африканская, и европейская, и азиатская кровь.

Большие миндалевидные глаза арабки могут быть и ярко-голубыми, и черными. Преимущественно они карие или зеленоватые. Волосы у них тёмно-русые, шоколадные, чёрные, и не только кудрявые, но и прямые, и волнистые. Арабки редко отдают предпочтение коротким стрижкам. Ведь длинные выглядят намного женственней.

Цвет кожи у восточных красавиц варьируется от молочно-белого до шоколадного. Лицо у арабских женщин, как правило, овальное, однако в Египте и Судане оно может быть и удлинённой формы. Они хорошо сложены, а если и склонны к полноте, то совсем немного.

Красота не для всех

Как выглядят арабские женщины без паранджи или иной уличной одежды, знают только родственники, муж, дети или подруги. За чёрными просторными одеяниями нередко скрывается самая обычная европейская одежда: джинсы, или платья. Арабки любят одеваться модно и стильно. Как и западным женщинам, им доставляет удовольствие демонстрировать свои последние обновки, но только близким людям.

В домашних условиях арабка ничем не отличается от европейки. Однако если к её супругу пришли гости-мужчины, она обязана покрыться. Как выглядит арабская женщина, не должны видеть даже самые близкие друзья её мужа, и она, вопреки домыслам и предрассудка уроженцев Запада, вовсе не чувствует себя ущербной. Напротив, женщине комфортно и удобно, ведь быть скромной её учили с детства. Абайи, хиджабы, никабы, скрывающие модные наряды, - не оковы, а те предметы одежды, которые с гордостью носят арабские женщины. Фото восточной красавицы в одном из них представлено ниже.

Арабские женщины: образование и карьера

Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.

В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.

Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.

Проблемы самореализации

Однако не каждая арабская страна может предоставить настолько привлекательные условия для обучения и профессионального развития.

В Судане по-прежнему оставляет желать лучшего. В школах только основам письма, чтения и арифметики. Среднее образование получает лишь десятая часть женского населения.

Самореализацию арабок в трудовой сфере правительство не одобряет. Основной способ их заработка в Судане - сельское хозяйство. Работниц там сильно притесняют, не позволяя им пользоваться современной техникой и выплачивая мизерные оклады.

Однако в какой бы стране женщина ни жила, полученные деньги она тратит исключительно на себя, ведь, согласно канонам ислама, материальная забота о семье целиком лежит на плечах супруга.

Когда арабки вступают в брак?

Замуж арабская женщина выходит в среднем в возрасте от 23 до 27 лет, часто после окончания университета. Впрочем, жизненные ситуации бывают разные. Во многом судьба женщины зависит от взглядов, которых придерживается её семья, и нравов в стране, где она проживает.

Так, в Саудовской Аравии нет чётко определённого минимального возраста для вступления в брак. Там замуж родители могут выдать и десятилетнюю девочку, однако брак будет считаться формальным. Это означает, что до наступления половой зрелости она будет жить в доме отца, а затем переедет к мужу. В Саудовской Аравии формальный брак практикуется редко.

А в Йемене эта проблема стоит достаточно остро. В стране зафиксирован достаточно высокий процент ранних браков. Часто их заключают, если они выгодны с финансовой точки зрения родителям юной невесты.

Раннее замужество (до 18 лет), впрочем, не является тенденцией современности, а в большинстве прогрессивных арабских государств считается исключительным явлением. Там родители руководствуются желаниями дочери, а не своими выгодами.

Замужество в арабских странах

Поиск будущего супруга ложится на плечи отца семейства. Если кандидат в мужья женщине не понравится, то ислам даёт ей право отказаться от брака. Подходит он ей или нет, девушка решает в течение нескольких встреч, которые обязательно проходят в присутствии родственников.

Если женщина и мужчина согласны стать супругами, они заключают брачный контракт (никях). В одном из его разделов указывается размер приданого. В качестве махра, как его называют мусульмане, мужчина дарит женщине деньги или драгоценности. Часть приданого она получает во время заключения брака, остальное - в случае смерти мужа или развода, который он сам инициировал.

Контракт подписывает не невеста, а её представители. Таким образом осуществляется формальное заключение брака. После никяха должна состояться свадьба. Причём торжественное событие может произойти на следующий день или через год, и только после него молодые люди начинают жить вместе.

Жизнь в браке

В браке арабская женщина мягка и уступчива. Она не перечит мужу и не вступает с ним в дискуссии, однако активно участвует в обсуждении важных вопросов. Все ответственные решения принимает мужчина, ведь он - глава семьи, а забота женщины - воспитание детей и уют в дому.

Там у неё всегда чистота и порядок, супруга ждёт горячий ужин, а она сама выглядит ухожено и опрятно. Женщина старается следить за собой: посещает салоны красоты и спортзалы, покупает красивую одежду. Муж взамен обязан оказывать ей знаки внимания, говорить комплименты и дарить подарки. Он регулярно даёт супруге деньги на шопинг, однако за продуктами арабка ходит редко. Носить тяжёлые пакеты - не женское занятие. Вся работа по дому, которую девушке выполнять сложно, ложится на плечи супруга.

На улицу арабка выходит без сопровождения мужа только с его разрешения. Однако не стоит рассматривать это правило как ущемление прав женщины. На арабских улицах не всегда безопасно гулять в одиночестве, поэтому муж считает своим долгом оберегать супругу.

Когда арабская женщина не защищена?

Арабка не бросает взглядов в сторону других мужчин. Такое поведение может её опозорить. И тем более женщина никогда не изменит мужу, иначе станет грешницей и будет наказана за прелюбодеяние. Женщины в Арабских Эмиратах, к примеру, за измену могут попасть в тюрьму, а в Саудовской Аравии стать жертвой избиения камнями. В Иордании, несмотря на либеральные нравы, практикуются так называемые убийства чести. Шариатские суды относятся к мужчинам, совершившим их, снисходительно. Само убийство считается его «личным делом».

В арабских странах, как нигде, остро стоит проблема сексуального насилия над женщиной. Арабка, над которой надругался мужчина, как правило, не сообщает об инциденте в правоохранительные органы. Ведь её могут осудить за прелюбодеяние.

Физическое и психологическое особенно распространено в Ираке. Причём недостойное поведение легко сходит с рук мужчине. Только в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, предусмотрено уголовное наказание за избиение женщины.

Является ли многожёнство проблемой?

Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?

В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.

Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.

Права арабской женщины при разводе

Арабские женщины финансово защищены от всех невзгод, которые могут с ними приключиться. Она может потерять всё лишь в случае развода, на который отважится по собственной воле и без уважительной причины.

Расстаться с супругом, не потеряв махр, женщина может только если он не обеспечивает её должным образом материально, исчез, сидит в тюрьме, является душевнобольным или бездетным. Причина, по которой может развестись со своим мужем европейка, например, из-за отсутствия любви, считается неуважительной для мусульманки. В этом случае женщина лишается всех компенсаций, а её дети по достижении определённого возраста передаются на воспитание бывшему супругу.

Быть может, именно такие правила и сделали развод крайне редким явлением в Ведь, по сути, он невыгоден обоим супругам. Но если он всё же произошёл, то женщина может выйти замуж повторно. Это право ей дал ислам.

В заключение

Так сложно и неодназначно устроена жизнь арабских женщин. В ней действуют особенные законы и правила, которые, быть может, не всегда справедливы, однако они имеют право на существование. Во всяком случае, сами арабки воспринимают их как данность.

Хочу объяснить названия некоторой мусульманской женской одежды с примерами. В особые дебри национальных одежд вдаваться не буду, назову самое известное.
Напоминаю, что мусульманки носят свободную, непрозрачную одежду, которая прикрывает все тело кроме лица и кистей рук и не привлекает лишнего внимания. это и называется хиджаб.

Предупреждаю -там где платья и абаи будут модели без платков.



Головные уборы.
Обращу внимание, какими должны быть головные уборы строго по шариату: все коме лица должно быть закрыто, в том числе, если возможно, часть шеи под подбородком

Теперь виды головных уборов:
Платок: (т.е. квадратный кусок материи)

(На фото турецкий стиль. Турчанки - любительницы атласных платков)

Палантин (прямоугольный длинный кусок материи). Более теплый вариант называется пашмина.

Шейла (покрывало, распространенное в странах Персидского Залива) - черная ткань определенных размеров, часто с красивой вышивкой по краю

"Арафатка " . она же Куфья (keffiyeh). На самом деле, этот платок называется гутра, а keffiyeh - это обруч, который его поддерживает. Традициооно- мужской головной убор, однако все больше осваивается женщинами как аксессуар и как хиджаб.

Бони - шапочка, которую поддевают под платок, чтобы он не сползал, чтобы не вылезли волосы, ну и просто для красоты. Иногда бывает в виде ленты. Бывает хлопковая, атласная и кружевная, с вышивкой и без.


Аль - Амира ("амирка", капор) сочетание бони+капор. Очень удобно для повседневной носки и как основа для более сложных композиций с платками


Декоративные платки :можно одеть поверх основного как украшение

Если проявить изобретательность, можно разнообразить свой внешний вид с помощью..
- многослойности:


- цвета

- аксессуаров

Однако тут нужно знать меру. О том, что будет, если переусердствовать напишу позднее.

Теперь еще об одном покрывале:
никяб
никяб - это ткань, закрывающая голову и часть лица кроме глаз. Сунна - черный никяб. (его носили жены пророка (сас)). Однако он бывает разных цветов. Некоторые носят палантины как никяб. Исламские ученые до сих пор спорят, обязателен ли никяб для женщины. Однако, определенно, если женщина в стране, где почти все носят никяб, ей тоже стоит его надеть, чтобы не привлекать лишнего внимания.



Теперь о верхней одежде:

Самая предпочтительная одежда мусульманки по Шариату - Химар . Это одежда, ниспадающая с головы и закрывающая все тело. С лицом или без.

Афганская бурка - этот вид одежды закрывает все тело полностью. В том числе и глаза.

Теперь о более привычной одежде:
Абая, джалабия (галабея), платья в пол . Абая и джалабия - названия традиционной арабской одежды (галабея - вариант произношения на египетском диалекте). Разницу между абаей и джалабией уловить сложно даже носителю языка, порой. с одной стороны можно сказать, что абая - это платье для выхода на улицу. Джалабия - домашнее платье. поэтому джалабия бывает и с коротким рукавом тоже. Однако есть некоторые платья, которые можно отнести и туда, и туда. Обычно абая несколько плотнее чем джалабия, хотя тоже не всегда можно провести разграничение. Так что пусть будет таким образом
абаи:

платья и уличные джалабии





Домашние джалабии


и как вариант праздничной одежды - марокканский кафтан

еще есть джильбаб - это уличная одежда из плотной ткани

Еще есть различные костюмы. (туника+брюки) . Обращаю внимание, что в такого рода костюмах туника должна быть хотя бы до колена, а лучше - до щиколоток.


в Марокко такого рода костюмы называются Жабадор

в индии - Сальвар - камис

к Сальвар камис обычно прилагается полупрозрачный платок - дупатта. его можно использовать как верхний платок для украшения.

Ну и конечно, одна из главных вещей в гардеробе мусульманки - юбка в пол , которая должна закрывать щиколотки.


ее можно носить и с туникой

В принципе, можно носить сарафан в пол , если сверху одеть кардиган или болеро, при условии, что сарафан не совсем в обтяжку

Вид можно разнообразить с помощью:
- капюшона, рисунка и интересных деталей

Интресных аксессуаров

Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.

Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).

В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.

Одеяние мужчин

Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).

Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.

Одеяние женщин

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).

Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.

Условия женского одеяния:

1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;

2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;

3) не разрешается прозрачная ткань;

4) не дозволяется облегающая одежда;

5) не должна иметь запаха парфюмерии;

6) также запрещена походящая на мужскую;

«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).

Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.

Этика одевания

Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»

Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)

Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:

1) избегать всего лишнего;

2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;

3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.

Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.

Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама