THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

Воспитание гражданственности и патриотизма

Выполнила студентка 102 группы

Салахитдинова Ирина Фидярисовна

Проверил:

Середа Владислав Анатольевич


Екатеринбург, 2009

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

Федеральное агентство по образованию 1

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 1

Институт социального образования 1

Введение

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости.

Актуальность темы.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». .

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая Мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Гипотеза основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества.

Объект: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

Предмет: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.

Цель: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

    изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;

    определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

§1 Понятие «патриотизма и гражданственности».

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

    Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

    Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.

    Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. .

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

    антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

    психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

    способность и готовность выступать в роли гражданина;

    высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

    приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. .

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. .

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

§2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. .

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге. Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. .

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. .

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. .

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации.

§3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. .

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику. Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. .

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества их горячей любви к родине.

Заключение

Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

    Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

    Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, Традиции и культурные ценности.

    Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Список литературы

    А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2001.

    Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.

    И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.

    И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.

    Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.

    В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

    А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991.

    М.А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.

    Конституция Р.Ф. – М.,1995.

    С.С. Фролов. Социология. – М.,2003.

    Политология. Курс лекций/под ред. Миронова А.В. – М., 1993.

    В.П. Островский, А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,1999.

    И.П. Подласый. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,1999.

    С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997.

    воспитания образовательного процесса ; отсутствие... доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме . В период нестабильности в обществе возникает...

  1. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи

    Курсовая работа >> Социология

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего... места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания (анкетирование); ... мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения (укажите...

  2. Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

    Реферат >> Педагогика

    Вопросами патриотического воспитания ; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса ; отсутствие системы... воспитание необходимо в развитии гражданственности у детей 1-4 классов. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт...

  3. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира

    Контрольная работа >> Педагогика

    Развитию у них ответственности, гражданственности , патриотизма . В совместной деятельности детей... и гуманистического характера процесса обучения и воспитания в школе; связь... школьниками: открытость образовательного процесса , которая предполагает...

В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот», «гражданственность» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. Но, рассматривая патриотизм и гражданственность как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности, я считаю необходимым переосмысление его содержания в новых социально-экономических условиях, а проблему патриотического воспитания молодежи по-прежнему важной.

Интересным, на мой взгляд, является исследование Ш.Ш. Хайрулина по проблеме патриотического воспитания курсантов военного вуза. Основываясь на глубоком историко-философском и педагогическом анализе проблемы патриотического воспитания, автор рассматривает патриотизм как качество личности, находящееся во взаимосвязи с духовностью личности. При этом подчеркивается, что, являясь одним из проявлений преимущественно потребности «для других», патриотизм представляет одно из проявлений духовности личности в целом.

В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).

К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.

Такой подход к воспитанию гражданственности выявляет общие черты, объединяющие народы, что особенно важно в условиях многонационального состава нашего государства.

Проблемам воспитания гражданственности в современных условиях посвящена работа С.Е. Матушкина «Народность в воспитании гражданственности». Автор раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, обосновывает необходимость реализации принципа народности в общественном воспитании, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников чувства Родины.

А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» . Автор подчеркивает, что «правильно организованное гражданское воспитание формирует доминирующее над узколичностными чувство патриотизма, наполненное гражданским звучанием».

А.В. Беляев при исследовании проблемы формирования гражданственности учащейся молодежи, подчеркивает нетождественность и в то же время органическую взаимосвязь понятий «гражданственность» и «патриотизм», относя при этом патриотизм к разряду социальных ценностей.

Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые относят его к разным направлениям.

Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота,... человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины».

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Так, Е.А. Ануфриев обращает внимание на систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. М.А. Терентий относит к их числу: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий .

С учетом современных подходов к воспитанию данная совокупность принципов может быть дополнена. Важным принципом, на наш взгляд, является интегративно деятельностный подход, что предполагает, во-первых, интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе и, во-вторых, решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.

Важным принципом организации воспитательной работы любого направления является опора на положительное в личности воспитанника. Данный принцип входит в состав совокупности общих принципов воспитания. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом - созданием благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия.

Раскрытие положительных резервов личности воспитанника становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов педагога с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников. Развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений воспитуемых, включение их в деятельность патриотического характера требует организации воспитательной работы на основе принципа опоры на положительное и создания благоприятной психологической атмосферы. Процесс патриотического воспитания, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, соответствующую общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов. С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

При формулировке цели мы исходили из философских положений, раскрывающих патриотизм как одну из составных частей политической формы общественного сознания, в которой отражается отношение личности к Отечеству, Родине и которая меняется в зависимости от уровня развития самого общества, от экономического и социального положения тех людей, которые являются выразителями патриотических чувств и идей.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

Что касается операционально деятельностного компонента процесса патриотического воспитания, то мы не считаем целесообразным выделять какие-либо особые формы, методы и средства воспитания. Вероятно, более обоснованным будет использование различных их сочетаний для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов.

Политика - это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей- функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения. Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования, предстоящим переходом на профессиональную армию и пр.

Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых-педагогов. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.

В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы.

Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.

В статье 2 Закона РФ Об образовании среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе> (см.: Известия РАО. - М" 1999. - № 4. - С. 12).

История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.

Патриотизм - любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический сло-варь. - М., 2003. - С. 185). Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание об-щеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой дея-тельности, сочетая личные и общественные интересы.

Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот - это, прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как граждан-ственность.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится (см.: Российская педагоги-ческая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224).

К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернацио-нальных чувств.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.

Выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость подлинно гражданского воспитания. Например, французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Подлинный гражданин должен служить обществу, четко выполнять гражданские обязанности, его чувства и поступки должны быть направлены на защиту большинства людей.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чув-ством национального самосознания. Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей. Он до-казал, что народное, национальное начало формируется истори-ей народа, воздействием жизни во всех ее проявлениях. Цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании детей он главное место отводил патриотизму.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.

Проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в официальных документах по образованию (Закон РФ Об образовании>, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция и Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 гг.).

В Государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг. подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания граждан, уточняется понятие, определяются цели и задачи, основные пути развития системы патриотического воспитания граждан всех возрастных групп, характеризуются ее основные компоненты, предлагается система программных мероприятий. Патриотическое и гражданское воспитание является частью государственной молодежной политики в области культурного и на-ционального развития Российской Федерации.

Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование комплекса нормативного, право-вого и организационно-методического обеспечения функциони-рования системы патриотического воспитания.

Одним из важнейших организационно-содержательных направлений современного патриотического воспитания является создание научно-теоретических и методических основ. Данное направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, исследователей и практиков, направленного на решение проблем патриотического воспитания, организацию массовой патриотической работы, написание учебников, учебно-методических пособий и рекомендаций по воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, приобщению ее к патриотическим ценностям, формирование у молодых граждан уважения к истории и культуре Отечества, подготовке к военной службе и достойному служению своей Родине и народу.

В соответствии с Программой разрабатываются и реализуются ведомственные и региональные программы и подпрограммы патриотического воспитания граждан. В системе школьного гражданского и патриотического воспитания выделяют несколько главных направлений: воспитание у учащихся патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции, общественно значимой мотивации патриотической деятельности, уважения к государственной символике в процессе обучения и внеучебной деятельности, подготовка школьников к службе в армии, организация школьного краеведения и др.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости. Ее содержательная часть включает такие идеи, как создание воспитывающей сре-ды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно-образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога; самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и раз-витие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств. Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

Процессуальная часть организации патриотического воспитания предусматривает использование вариативных технологий: информационных, проблемного обучения, исследовательских, технологий саморазвития личности, военно-патриотического воспитания, технологий взаимодействия с социумом.

Необходимость интернационального, патриотического, духов-но-нравственного развития ребенка диктует обогащение содержания учебно-воспитательного процесса материалом патриотического характера, Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма является краеведение (историческое, педагогическое, туристическое). Оно направлено на всестороннее изучение какой-либо небольшой территории и проводится на научной основе. Знание своей ближней Родины, ее природы, истории, хозяйства, быта, верований, традиций и обычаев местного населения - это путь, метод и процесс познания. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет большое значение не только для познания прошлого, но и для предвиде-ния будущего, и это ставит перед современной педагогикой задачу научного осмысления передовых идей и положительного опыта народа в области воспитания.

Например, нравственно-патриотические традиции русской культуры, национального воспитания уходят далеко в глубь тысячелетий. Это богатое духовное наследие лежит в основе черт русского характера, высокого русского духа. Благородство душевных качеств, храбрость, честность отличали руссов-славян за много тысяч лет до н. э. Свободолюбием и нетерпимостью к рабству сла-вились они на Земле. Сильным, уверенным предстает перед нами древний русич. Чувство собственного достоинства, гордость и независимость, служение Родине, родной русской земле - характерные черты русского человека.

Удивительна и необыкновенна древнейшая русская черта - единение, родство с ближними, дружелюбными народами. Верность долгу, слову, любви, русским традициям, русской вере и правдивость, справедливость отличали русского человека. Воинственные и грозные для врагов, русы издревле оберегали другие народы и не кичились этим, были радушными, гостеприимными, честными и в то же время доверчивыми.

Почитание своих родителей, предков (отца и мать надо почи-тать) с одной стороны, и уважение гостя () - с другой, характеризует открытость русского человека.

Яркие отличительные черты есть у каждого народа, этноса. Знание их, ориентация на особенности поведения, типологические характеристики народов дают возможность каждому человеку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Региональные программы, учитывая, что краеведение является главным средством воспитания у учащихся патриотизма, включают систему мероприятий патриотического характера. С целью активизации деятельности в указанном направлении в образовательных учреждениях создаются музеи истории развития родного края, которые становятся центрами формирования граждан-ственности и патриотизма учащихся. Проводятся праздники города, научно-практические конференции, посвященные поисковой деятельности и результатам исследовательской работы; изучается и обобщается опыт патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и социуме. В конкретной обстановке, например в социуме, учащиеся приобретают опыт гражданского поведения, реализуют важнейшие человеческие ценности, выра-жают отношение к обществу и самим себе.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Например, при разработке программы воспитания школьника конкретного города следует акцентировать внимание на блоках качеств личности, включающих воспитание патриота России, патриота своего города, человека культуры, активного труженика, духов-но-нравственной личности, творческой индивидуальности.

При формировании гражданской грамотности школьников важно использовать вариативные технологии развития, когда учащимся предлагается подготовить проекты патриотического характера для различных гражданских и общественных служб, учреждений и организаций. При этом могут быть использованы инноваци-онные способы и приемы, применяемые в моделировании, создании проектов, например таких, как фрагменты деловых и ролевых игр.

Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.

Сущность и содержание нравственного воспитания личности.

Дополнительная

Нормативные, руководящие и инструктивные документы

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 2 (§ 4–6), 3 (§ 8).

Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи. Минск, 2007.

Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. Мозырь, 2006.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

Царик И.А., Торхова А.В., Клышевич Н.Ю. Нравственно-правовое воспитание подростков. Минск, 2000.

Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьни-ков. Гродно, 2001.

Мораль, наряду с правом, является средством регуляции человеческих отношений в различных сферах жизни и деятельности – в труде, в быту, в семье, в политике и т. д. Но право – это система норм, правил и требований, которые предъявляются к личности государством, а мораль – гражданским обществом. Правовые нормы имеют обязательный характер, их выполнение основано как на сознательности самой личности, так и на принуждении, а за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы, надзирающие за выполнением гражданами юридических норм и применяющие разные санкции к нарушителям.

Нормы же и правила морали такого обязательного характера не имеют, их выполнение базируется только на сознательности самой личности, а их нарушение осуждается только общественным мнением.

Пример. Если мы опоздали на работу, руководитель организации может объявить замечание в приказе, может лишить премии. Если же мы опоздаем на встречу с товарищем, он может только упрекнуть нас или другим образом высказать свое неодобрение.

Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества.

Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями.



Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения.

Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали.

Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием.

Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий.

Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально».

Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо.

В процессе нравственного воспитания можно считать закрепленными те правила и. нормы поведения, которые прочно вошли в быт и нравы учащихся.

Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа».

Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности.

Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности.

Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся:

1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;

2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;

3)качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;

4)качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;

4) качества,выражающие отношение к природе: забота о природе;

5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;

6)качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.

Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого.

Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.

Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования.

Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские).

Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание.

Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании.

Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее.

Сочинения на моральные темы.

Гражданское воспитание –это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.

Гражданственность –это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции.

Гражданственность включает:

– внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;

– любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;

– уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;

– знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;

– чувство собственного достоинства и дисциплинированность;

– готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;

– сформированность потребности защищать интересы своего государства;

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета).

Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.

Гражданское воспитание включает:

Патриотическое;

Политическое;

Правовое.

Цель гражданского воспитания - подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть - в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Гражданские качества личности:

Патриотизм;

Гражданская честь и гражданская совесть;

Обязательность;

Ответственность;

Трудолюбие;

Социальная активность;

Осознанная законопослушность;

Преданность интересам Родины и народа;

Уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев.

Основные средства:

Социально-политические предметы;

СМИ, общественные организации;

Традиции, этнографический материал;

Литература.

Система гражданских знаний.

Политическое воспитание и показатели политической культуры. Школа никогда не стояла вне политики. Она всегда была одним из тех средств, через которые правящие классы осуществляли свою политику. Педагогика как наука о воспитании всегда выражала политические взгляды и чаяния определенных общественных классов. Говоря сло­вами В.И. Ленина, школа вне политики – ложь и лицемерие.

Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время зна­чительная часть молодежи проявляет равнодушие к воп­росам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни.

Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориента­ции, политической направленности личности.

Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию.

Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др.

Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изу­чения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к полити­ческой жизни Беларуси и мира.

Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успе­хов и недостатков общественно-политического и народно­хозяйственного развития советского периода существова­ния нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движе­нии, о народных героях и предателях Родины, о значе­нии нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя».

Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы:

а) политические информации, тематические и обзорно­го типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире;

б) доклады о международном положении «Наша плане­та сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.;

в) дискуссии по особо актуальным вопросам или собы­тиям общественно-политической жизни;

г) информационные сообщения о политических парти­ях, молодежных и детских организациях, функциониру­ющих в стране;

д) общественный смотр политических знаний.

Важ­но приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач.

Педагогические условия эффективной организации поли­тического воспитания учащихся:

а) разнообразие форм и методов при проведении поли­тических мероприятий;

б) активное участие школьников в подготовке и проведе­нии мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.;

в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся;

г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высоко­го уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности.

Политическая зрелость ученика проявляется в его умении активно противостоять общественной пассивности и аполитич­ности, в непосредственном участии в общественной жизни своего города или села, школы, комсомольской и пионерской организа­ций, в непримиримости к врагам дела мира и свободы народов.

Для осуществления задач идейно-политического воспитания в школах организуется деятельность лекториев, пропагандистских групп, политшкол. Учащиеся, прежде всего стар­шеклассники, выступают с лекциями и докладами на обществен­но-политические темы в школе и вне ее, проводят политические информации, диспуты, вечера вопросов и ответов, посвященные важнейшим проблемам общественно-поли­тической жизни страны и за рубежом.

Проводятся походы и экскурсии, оформляются стенды и альбомы, организуются встре­чи с ветеранами войны и труда.

Необходимо активно использовать в воспи­тательной работе общественно-политические чтения, тематиче­ские циклы лекций, устные журналы, вечера вопросов и отве­тов, организовывать агитбригады, кружки, клубы, школьные музеи, способствующие расширению политического кругозора учащихся.

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Татьянич Анна Николаевна

Воспитатель второй

МБДОУ №16 «Росинка» .

г. Гуково Ростовской обл.

Воспитание гражданственности и патриотизма .

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм , ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни , тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства , составляют основу гражданского воспитания .

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом , не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма .

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач :

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье. В свободное от занятий время играли в игру : «Где чей малыш?» . Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом» , «Семья» . Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции , заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду» , «Каким бы ты хотел видеть детский сад?» .Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад» , «Мы гуляем на участке» .

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг , то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района : «Площадь победы» , «Музыкальная школа» , «Дворец культуры» . Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе» . Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город» . Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А. на тему : «Мой город» .

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы» . Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г . Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада» . Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия» .

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город» . В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой : «Защитники Отечества» . В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий» , конкурс «Меткие стрелки» , «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич» . Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра» , рассматривали репродукцию картины «Медсестричка» . Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь» , дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос» . Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма .

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста , как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама