THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

Проблема воспитания в художественной литературе.

Проблема воспитания рассматривалась писателями по-разному, но всех очень волновала в контексте своего времени. Произведения художественной литературы бережно сохраняют для нас основы народного, духовного, нравственного и эстетического образования.

Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделяется огромное внимание. Прожив славную жизнь,Владимир Мономах пишет поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из собственной жизни. Он проповедует идею деятельной жизни, в которой главное – благо родины. Наставляет сыновей в том,что необходимо оказывать уважение старшим, не преклоняться перед знатностью и богатством.

В комедии ДИ Фонвизина «Недоросль » , написанной в 1782г выходит на сцену представители дворянства,развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался.Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела но благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,самодовольства.Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него (Митрофана) цель и смысл жизни. И учителя не смогут ему помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний,кроме как поесть,побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свиньи – как часть некоего культа,которому поклоняются хозяева.

АС Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин » показал, в то время (19в) в России было неважно,каково качество образования,в моде было все иностранное, люди же из «высшего общества «чуждались национальной культуры»(«нам без немцев нет спасенья», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»)Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни,привычки трудиться формируют «лишнего человека»,»эгоиста поневоле.».Воспитание,полученное Онегиным,было самое губительное. Он рос без матери; отец легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам.Они почти ничему не учили мальчика,никак не воспитывали его и только слегка побранивали за шалости. НЕ мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист. Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под пудом,не получали развития. Но герой на протяжении романа дважды старается его расширить и пополнить.Из 1 главы мы узнаем, что он много читал. Второй раз он снова принимается за чтение в последней главе романа.Здесь Пушкин перечисляет и некоторые из книг, прочитанных Онегиным. Мы узнаем,что это книги не только художественные и полухудожественные,но и философские,исторические,медицинские. Встретившись с Ленским, получившим образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог с ним спорить по серьезным политическим,историческим и философским вопросам как равный с равным.Такие как Онегин чувствовали себя неуютно в тогдашней общественной обстановке,тосковали,хандрили, поэтому стояли значительно выше общего уровня тогдашней дворянской молодежи. Неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна Ларина,в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу,а потому в нем,вероятно заложена идея возрождения.

Роман ИА Гончарова «Обломов» был напечатан в 1847г,а полностью опубликован в 1859 .Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного,неспособного к деятельности помещика,выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы,где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных крестьян, был актуален для современников.В лице Ильи Ильича Обломова показано,как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие. «Ум и воля давно парализованы, и, кажется, безвозвратно…». Ответ дан в главе «Сон Обломова».В ней рассказывается о семье Обломова, об их поместье,обычаях и воспитании: «…забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке…». Труд воспринимался как наказание, посланное за грехи.У Обломова не было необходимости трудиться, т к все делали крепостные крестьяне, слуги. Годы учения тоже не воспитали в Обломове дисциплины ума. Родители всячески спасали любимое дитя от мук учения.

Параллельно с Обломовым прослеживается судьба его школьного товарища Андрея Штольца,сына управляющего имением. Отец Штольца с немецкой педантичностью и последовательностью приучал его к труду,умственному и физическому,к ответственности за выполненный урок или поручение.И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург на службу. Но через год Илья Ильич вышел в отставку:служба тяготила его, требовала внимания,усидчивости. Деятельный Штольц заставляет « беспокоиться» русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи.Штольц хочет пробудить его от спячки, но усилия оказались тщетны.Воспитание сыграло свою отрицательную роль.

В автобиографической трилогии ЛН Толстого «Детство», «Отрочество» , «Юность»автор показывает, как Николенька Иртеньев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Написав первую часть трилогии « Детство» о становлении человеческой жизни,об особенностях взросления маленького мальчика из дворянской семьи,наряду с различными темами раскрыл в повести и проблему воспитания Она рассматривается в совокупности с основными темами произведения:темой детства,формирования личности.Главный герой повести _ автобиографический образ, Маленький мальчик Николенька Иртеньев,сын дворянина, получает типичное для того времени домашнее образование и воспитание. Воспитательные функции в доме даны не только родителям, но и учителям, специально нанятым для получения детьми начального образования: Мими, Карлу Ивановичу.Весь облик матушки, говорящий о ее подлинной доброте и любви к людям, свидетельствуют о теплой атмосфере взаимопонимания, царящей в доме.Эта атмосфера создана заботливой хозяйкой,которая одинакова со всеми ласкова и приветлива. Особую прелесть женскому лицу матушки придает улыбка,которая согревает всех в доме теплотой.»Когда матушка улыбалась,как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше,и кругом все как будто веселело.» Отец,типичный представитель дворянства 19 века,в воспитании детей был по необходимости строг,уравновешен,заботился об их образовании. Обладая гордостью,оригинальностью,светскостью,он стремился то же воспитывать и в своих сыновьях. Другие люди,С которыми жили и общались дети,также способствовали формированию личностей ребят. Требовательность,умение выделить самое главное в человеческих отношениях отличали Карла Ивановича,домашнего учителя. Именно поэтому в памяти Николеньки Иртеньева сохранился эпизод,связанный с одним из уроков чистописания,когда после разговора с отцом мальчиков Карл Иванович продиктовал фразу о том,что самый тяжкий из пороков - неблагодарность. Своим отношением к людям,бескорыстной любовью и самопожертвованием воспитывала детей ключница Наталья Савишна. Она излучала добро,теплоту.

Таким образом, поставленная в повести Л.Н.Толстого «Детство»проблема воспитания решалась писателем по-разному: через характеристику героев,их поступки,анализ взаимоотошений между людьми в доме,где росли дети,через описание каких-либо бытовых ситуаций.

М. Булгаков «Собачье сердце»

Революция с ее направленностью на воспитание человека коммунистической формации и Гражданская война как решающая фаза революционного обновления страны, у Булгакова,имевшего медицинское образование и достаточную практику лечащего врача, могли предстать в образе глобальной хирургической операции по искусственному преобразованию человечества,плоды которой он волен принимать, или не принимать.Так проблема воспитания нового человека встает в повести « Собачье сердце».Шарикова воспитывают Преображенский и Швондер. В процессе воспитания возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером Абсурдность убогих взглядов новой власти ярко сформулирована в монологе Преображенского,который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу… в смотровой читать, в приемной одеваться…» Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с его еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает, Энгельса дает почитать. И это все вчерашнему Шарику. И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище.Мы понимаем,что симпатии Булгакова на стороне Преображенского, но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет.

ВП Астафьев «Конь с розовой гривой». В трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.

ВГ Распутин «Уроки французского ».Формирование личности в трудные военные годы. Роль учительницы, ее душевной щедрости в жизни мальчика.Жажда знаний,нравственная стойкость,чувство собственного достоинства.

Фазиль Искандер « 13 подвиг Геракла» .Влияние учителя на формирование детского характера.

Проблема воспитания и воспитанности актуальна во все времена жизни человека, независимо от развития человеческого общества. Воспитанность является важной предпосылкой взаимопонимания между людьми и залогом равноправного общения между людьми. Современный писатель А. Дорохов размышляет о том, каким должен быть воспитанный человек и какими правилами он должен руководствоваться.

Герой рассказа считал себя до определенного времени воспитанным (предложение 1-6). Но став случайным свидетелем разговора старосты со стряпухой, он узнает о себе не очень приятные подробности. Услышанный разговор полностью переворачивает убежденность молодого человеке в своей воспитанности. Этот разговор послужил толчком к размышлениям о том, какими качествами облдает воспитанный человек. Парень «поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права» . Мало, например, здороваться первым, важно заслужить уважение к себе окружающих. Общепринятые правила поведения соблюдать необходимо, для того они и существуют. Но они проявляться они могут по-разному: в зависимости от условий, в которых оказывается человек.

Позиция автора в предложенном тексте сформулирована четко: «Уважай окружающих, считайся с ними. Строго соблюдай правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой ». С последними строками рассказа нельзя не согласиться. Если человек будет соблюдать правила и нормы поведения, проявлять уважение к окружающим, то и к нему отношение будет аналогичным. Для разных общественных слоев свойственны разные нормы поведения. Но в какой бы среде ты не оказался, важно соблюдать те правила, которые имеют место быть в этом обществе. Уважая других, приобретаешь уважение к себе и будешь по-настоящему воспитанным человеком.

Примеров воспитанных людей можно привести множество. Даже в произведениях великих мастеров слова данное качество присуще многим героям. Например, в романе «Война и мир» Толстой наделяет своего Болконского благородством и честностью. Он уважает людей, окружающих его и не позволяет по отношению к ним ничего дурного. Прислушивается к мнению отца и старается поступать в угоду ему даже тогда,когда сам того не желает.

Проблема воспитанности поднимается и Тургеневым в романе «Отцы и дети». Его Базаров, проповедуя нигилизм, отрицает привычные нормы поведения в среде «отцов», потому и нет взаимопонимания со старшим поколением.

В жизни тоже много примеров проявления настоящей воспитанности. Известен случай с артистом Василием Качаловым. Возвращаясь с репетиции, он увидел двух женщин, которые пытались сесть в трамвай, но поскольку обе были слепы, из этого ничего не получалось. Актёр изменил маршрут, по которому шел и помог незрячим людям.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека» — эта цитата принадлежит Белинскому. И с великим русским критиком не поспоришь. Действительно, важную роль в жизни выполняет воспитание, и наша жизнь во многом зависит от него. Дорохов неслучайно посвятил проблеме воспитания свое произведение. Пока будет жить хотя бы один человек, будет существовать и воспитание.

Человек, получивший хорошее воспитание и усвоивший уважительное отношение к людям, — это человек зрелый, который соблюдает нормы общепринятого поведения. Чтобы стать воспитанным, надо каждый день расти и совершенствоваться. Наши ежедневные дела и поступки есть не что иное, как результат воспитания. Понятие «воспитанный человек», безусловно, относительное, поскольку каждый имеет собственное представление о мере воспитанности. Но главным критерием остается уважение к окружающим и взаимная вежливость.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Исходный текст:

(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.

(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.

(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.

-(13)Парень-то он ничего,- говорила стряпуха,- грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.

- (15)А что? - заинтересовался староста.

- (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт - весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил?..

(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»

(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.

(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.

(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.

(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?

(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.

(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.

(По А. Дорохову*)


1. Взрослые и дети в повести Горького «Детство».
2. Самоотверженная любовь Наташи к матери в романе Толстого «Война и мир».
3. Обида ребенка в рассказе Бунина «Цифры».
4. Воспитание маленького Ильи в романе Гончарова «Обломов».
5. Отношение родителей к детям в произведении Одоевского «Отрывки из журнала Маши».

Взаимоотношения «отцов» и «детей» — это очень сложная проблема, существующая во все времена. Конфликт поколения «отцов» и поколения «детей» освещается во многих произведениях русской классической литературы. Но ведь трудности во взаимоотношениях не возникают внезапно. Они являются прямым следствием невнимательного и неуважительного отношения к детям. Обращение к произведениям русской классической литературы позволяет нам воочию увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, и явные последствия этих ошибок.

Вспомним автобиографическое произведение М. Горького «Детство». Главный герой после смерти своего отца вместе с матерью возвращается в дом деда. Здесь ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью. Именно такое отношение к детям процветает в семье родственников. Сам Горький говорит о том, что в произведении он показал «свинцовые мерзости жизни». Все родственники — люди мрачные, жадные, озлобленные на всех и все. И не менее жесток и деспотичен дед.

Дети растут в атмосфере озлобленности и взаимной ненависти. Их постоянно бьют за любую, даже самую незначительную провинность. Именно такого «воспитания» придерживается дед. Буквально в первые дни пребывания в доме родственников дед засек мальчика до потери сознания. Никакой любви и внимания по отношению к себе дети не чувствовали. Только бабушка была единственным добрым человеком, проявлявшим к Алеше любовь и уважение. По прошествии времени главный герой добрым словом вспоминает только бабушку. А дед сполна получил за все зло, которое причинил другим: «...когда бабушка уже успокоилась навсегда, дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами:

— Повара мои добрые, подайте пирожка кусок, пирожка-то мне бы! Эх вы-и...»

Старик в конце жизни вынужден был нищенствовать несмотря на то что у него была большая семья. Но никто, по-видимому, не захотел заботиться о нем. И немудрено, ведь сам дед не проявлял доброты по отношении к своим близким.

А вот в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова трогательно заботится о своей матери. После гибели Пети, брата Наташи, графиня сразу превратилась в старуху. Наташа не отходит от матери. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, — говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Любовь к матери делает Наташу сильнее. Юная девушка находит в себе силы поддерживать и помогать близкому человеку. Ничего удивительного в этом нет. В семье Ростовых к детям всегда относились с вниманием, любовью и заботой. И когда пришла пора, уже повзрослевшие дети так же стали относится к родителям. В их семье никогда не было конфликтов, взаимной вражды и ненависти. Поэтому Наташа, забыв обо всем, не отходит от матери, старается поддержать и помочь ей.

Если сравнивать атмосферу в доме Кашириных, о которой рассказано в повести Горького «Детство», с атмосферой в доме Ростовых, то разница будет огромна. И дело не только в том, что в семье Ростовых не знали финансовых трудностей и проблем. В семье Ростовых царит взаимная любовь и уважение, о чем в семье маленького Алеши никто даже не задумывается.

Воспоминания детства навсегда остаются в памяти взрослого человека. Конфликты старшего и младшего поколений зачастую предопределены негативными воспоминаниями. Иногда кажущийся незаметным и незначительным эпизод может оказать сильное влияние на формирующийся характер ребенка. Вспомним рассказ И. А. Бунина «Цифры». Это короткое произведение наглядно показывает нам, насколько взрослые могут быть невнимательны по отношению к малышу. В семье среди нескольких взрослых — один-единственный ребенок. И родственникам совсем нетрудно быть к нему чуть внимательнее. Но нет, взрослые недовольны тем, что ребенок — «большой шалун». На самом деле мальчик не производит впечатления избалованного. Он любознателен, с интересом познает мир. Но родственники делают все возможное, чтобы его присмирить. Они даже не пытаются понять, что ребенка переполняет энергия, что он не может сидеть на одном месте, как делают они сами. Вот мы узнаем о том, что мальчик, переполненный радостью жизни, крикнул. «Крикнул, совершенно позабыв о нас и весь отдавшись тому, что происходило в твоей переполненной жизнью душе, — крикнул таким звонким криком беспричинной, божественной радости, что сам господь бог улыбнулся бы при этом крике». Поведение мальчика кажется взрослым неприемлемым. И дядя начинает кричать на него, даже позволяет себе шлепнуть малыша. Такое поведение со стороны взрослых подрывает веру ребенка в них. Поступок дяди по отношению к мальчику не хочется оправдывать. Казалось бы, это единичный эпизод. Но сколько возникает таких ситуаций, пока дети маленькие. Все это остается в памяти навсегда. И уже не приходится удивляться, что в душе повзрослевших детей нет безграничного уважения и любви по отношению к старшим. В рассказе Бунина мы видим, что несправедливый поступок дяди сильно обидел мальчика. Ребенок плачет. Но ни мама, ни бабушка не стремятся успокоить и приласкать обиженного малыша. Они придерживаются принципов строгого воспитания. Но со стороны они кажутся равнодушными и черствыми людьми. На самом деле даже дяде тяжело слышать плач ребенка: «было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди». А ребенок разочаровался в своем дяде. Раньше он искренне и безоговорочно любил его. Теперь же мальчик смотрит на дядю «злыми, полными презрения глазами». Это вполне оправданно. Ведь взрослый дядя обидел беззащитного ребенка.

Невозможно не согласиться с тем, что воспитание детей — очень и очень нелегкое дело. Задача взрослых не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему необходимую свободу для реализации своих стремлений. Отсутствие этой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым, безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов». Если вспомнить детство Ильи Ильича Обломова, то можно с уверенностью сказать, что оно было счастливым и беззаботным. Мальчика очень любили, он был окружен вниманием и заботой. Но вместе с тем ребенку не предоставляли возможности проявить себя. Маленький Илья не мог самостоятельно сделать ни шага. Если мать его «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». Мальчик был лишен возможности узнать что-то новое, проявить свои желания и способности. Маленький Илья очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Сказки стали для него единственно возможной реальностью, потому, что он ничего другого в жизни не знал и не видел. И эта мечтательность сослужила ему дурную службу. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.,.». Вполне возможно, жизнь Обломова сложилась бы совсем иначе, если бы с детства он научился проявлять самостоятельность, пытаться что-то сделать. Но, увы. Обломов умел только мечтать. Действовать он так и не научился. Он целые дни проводил в бесполезных мечтаниях, в то время как реальная жизнь проходила мимо. «Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанной платье и поесть на счет доброй волшебницы». В этом есть немалая доля вины его родителей. Они не давали ребенку почувствовать себя самостоятельным. И, став взрослым, он остался таким же вялым, безынициативным, как было в детстве.

На мой взгляд, прекрасный пример правильного воспитания показан в произведении В. Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши». Произведение написано в жанре дневниковых заметок. Дневник ведет десятилетняя девочка по имени Маша. Благодаря ее записям мы получаем возможность узнать о воспитании детей в дворянских семьях. Родители Маши умны и дальновидны. Они не скрывают от детей трудностей реальной жизни, дают возможность детям проявить свою самостоятельность. Мы видим, как родители воспитывают у девочки чувство ответственности, как они помогают ей научиться вести хозяйство.

Очень интересно, как родители разъясняют дочке вопросы, связанные с денежными тратами. Мама предоставляет Маше возможность самой распоряжаться теми средствами, которые выделены на ее гардероб. Девочка, разумеется, не может удержаться от соблазна приобрести дорогую и красивую ткань на платье. Но мама деликатно, но очень доходчиво объясняет неразумность больших трат, ведь необходимо купить несколько вещей. Примечательно, что у Маши нет обиды на маму, которая отказалась покупать дорогую ткань. Нет, девочка сама начинает понимать необходимость сэкономить на чем-то, чтобы иметь возможность приобрести необходимое. Мама говорит дочке: «Я очень рада, что ты хочешь употребить деньги на действительную нужду, а не на прихоть. Ты сегодня сделала большой шаг к важной науке жить». Она так же предлагает Маше запомнить слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».

Помимо денежных вопросов, в произведении показано, что родители внушают детям необходимость учиться, получать образование. Родители на примерах семей близких знакомых показывают трудности и проблемы, которые могут встретиться в жизни. Таким образом, формируется характер детей. Они учатся отвечать на серьезные вопросы, становятся умнее и серьезнее.

Родители относятся к Маше и к ее братьям, как ко взрослым. Они объясняют детям то, что они пока не понимает. И дети не боятся обращаться к родителям с тем или иным вопросом. Если в семье царят взаимоотношения, основанные на взаимопонимании и доверии друг к другу, конфликты вряд ли когда-нибудь возникнут. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба Маши и ее братьев. Но, судя по атмосфере в семье, можно предположить, что и в будущем у них никогда не возникали разногласия и неприязнь по отношению друг к другу. На примере лишь небольшого количества произведений убеждаемся, что тема воспитания детей является одной из самых сложных и злободневных проблем человечества. Именно этим можно объяснить ее востребованность в писательской среде.

Всероссийский Фестиваль

«Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации»

Номинация: Научное исследование

Исследовательская работа

Тема воспитания и образования в русской литературе

Х VIII –Х I Х веков.

Сабинский район, с. Шемордан

Научный руководитель:

Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих – «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу»*.

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка – «… все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души»*.

«Энциклопедией русской жизни» назвал один из величайших романов «Евгений Онегин».

Пушкин - великий русский поэт, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Прошло почти полстолетия после выхода пьесы Фонвизина, как изменилось молодое поколение. Тогда перед молодыми людьми остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев, подмена родного русского языка французским - писать и говорить по-русски – дурной тон!) , однообразный распорядок дня или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному ее течению. По словам, «Наше общество, состоящее из образованных сословий, есть плод реформы. Оно помнит день своего рождения, потому что оно существовало официально прежде, нежели стало существовать действительно, потому что, наконец, это общество долго составлял не дух, а покрой платья, не образованность, а привилегия.

Оно началось так же, как и наша литература: копированием иностранных форм без всякого содержания, своего или чужого, потому что от своего мы отказались, а чужого не только принять, но и понять не были в состоянии». К этому обществу принадлежит и Онегин:

Спокойно спит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.*

Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ. Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание:

Monsieur I"Abbe, француз убогой

Чтоб не измучилось дитя

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.*

Воспитание Евгения под руководством чужестранных учителей, беспорядочное, поверхностное, оторванное от национальной почвы, было типичным для людей всего круга светской молодёжи.

Вспомним:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо.*

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale ,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.*

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.*

В Петербурге Онегин ведет праздную, суетную, бессодержательную жизнь.

Сравним воспитание и образование Онегина с любимой героиней Пушкина, Татьяной.

В то время как Онегин вел жизнь меж балов и театров, Татьяна, живя в деревне с родителями и сестрой, существовала совсем иначе:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.*

«Дражайшие родители учили своих дочерей только искусству во что бы то ни стало выйти замуж. Дети прозябают в детской, среди мамок и нянек, среди горничных, на лоне холопства, которое должно внушить им первые правил нравственности, развить в них благородные инстинкты, объяснить им различие домового от лешего, ведьмы от русалки, растолковать разные приметы, рассказать всевозможные истории о мертвецах и оборотнях, выучить их браниться и драться, лгать не краснея, приучить беспрестанно есть никогда не наедаться. Девочек приучают прыгать и шнуроваться, немножко бренчать на фортепиано, немножко болтать по-французски – и воспитание, конечно, тогда им одна наука, одна забота – ловить женихов»*.

Вот и все воспитание девушек. Татьяна росла в деревенской глуши, среди полей и лесов, вблизи от простого народа. Ее основная воспитательница – крепостная «Филипьевна седая»*. Эта няня символизирует глубочайшую связь основной героини с крестьянством, с его поэзией и «преданьями простонародной старины».

М., 1984. С.67,69.

«Евгений Онегин». М.,1970.С.7,8,13,50.

Национально-русское, самобытно-народное воздействие оказалось в формировании Татьяны сильнее французских романов, хотя и они привили ей возвышенную мечтательность.

В отличие от пошлой, невежественной провинциально-поместной среды Татьяне свойственны искания тревожной мысли, сильно развитые чувства морального долга, прямота, частота, доброта, сердечность.

Но Татьяна, хоть и является «существом исключительным, натурой глубокой, любящей, страстной»*, не может жить без влияния того общества, в котором находится, поэтому ее тяга к образованию, ее непохожесть на других делали ее странной неуживчивой.

Судьбы лучших героев романа трагичны. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и дикий сад»* блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Роман “Обломов” , вышедший в свет на рубеже 1860-х годов, также не обошел вниманием тему воспитания и образования молодого поколения. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. Это противопоставление мы можем наблюдать на примере наших главных героев: Обломова и Штольца. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их характеров и идеалов. Все остальное - причина или следствие этого. Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей

ленью и апатией он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей породы.

Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь, считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, - как, бывало, нянька, - натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке ногой в нос... Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его...»*. Образование Обломов должен был получить в Верхлёве, в пансионате немца Штольца (отца Андрея), деятельного и строгого человека. «Может быть, у него Ильюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва. А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек, простиралось и на Верхлёво; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью»*.

Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности.

________________________________________________________

*. М., 1984. С.70.

* «Обломов». М., 1958. С.87,90,105.

* «Что такое Обломовщина?». М., 1958.С.406,415.

Энергичность и предприимчивость Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на кого, пробивать себе дорогу в жизни. Это противопоставление усиливается за счет того, что их жизненные пути постоянно пересекаются.

Причем Штольц пытается вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, - надеясь на то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.

Мечтания Обломова, порой детские и наивные, резко отличаются от действительности, что и стало его самой большой жизненной трагедией. Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую толику его грандиозных мечтаний.

Обломов как бы живет двойной жизнью: первая - это обыденная реальность, а вторая - это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать, невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем, кем он хочет быть. Жизнь его - это сон.

Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к сознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара автор убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Заключение.

Подводя итоги нашему исследованию, делаем выводы, что система воспитания и образования , принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно – высокомерие, чувство превосходства по отношению к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы. Все это мы проследили на судьбах наших главных героев.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал. Именно с детства начинается воспитание ребенка, именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека.

Роль семьи в воспитании ребёнка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Использованная литература

1. . Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Москва. «Просвещение» 1983

2. . Французские гувернеры конца XVIII века: постановка проблемы.

3. , . Русская литература первой половины XIX века. Казань, «Магариф» 2009

4. . Русская литература первой половины XIX века. Москва. «Просвещение»,2000

6. «Недоросль». Москва. «Советская Россия»,1983

7. «Евгений Онегин». Москва. «Художественная литература»,1970

8. «Обломов». Москва. «Просвещение»,1958

9. «Что такое Обломовщина?» Москва. «Просвещение», 1958

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама