THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мне сказали, что на мне лежит «венец безбрачия». Не могу выйти замуж, сильно переживаю.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято из лексикона знахарей, колдунов и прочих оккультистов. Они привлекают клиентуру и зарабатывают деньги. После установления «диагноза» они говорят о готовности помочь. При этом широко эксплуатируются весьма распространенные в наше время переживания людей, которым не удается построить семью. В последние полтора десятилетия, действительно, молодым людям все труднее становится устраивать свою семейную жизнь. Но причина заключается не в «печати одиночества», которую якобы кто-то наложил на человека, а в тех нравственных и социальных сдвигах, которые произошли в нашей стране.

Брак установлен в раю. В самом начале жизни человечества семейному союзу дано Божие благословение: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). С глубокой и седой библейской древности люди, достигая определенного возраста, желали иметь семью, детей. Вся история Израиля свидетельствует, что брак считался в избранном народе состоянием почетным и обязательным для всех. Поэтому на безбрачие смотрели с презрением. Даже в Вавилонском плену не нарушался этот порядок. Пророк Иеремия писал переселенцам, находившимся в халдейской земле: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер.29:4-6). Ни святое Евангелие, ни Послания апостолов нисколько не умаляют брак, а, напротив, говорят о его святости: Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).

В Древней Греции, как религия, так и государство осуждали безбрачие. В «Законах» Платона говорится об уклонении от брака как о преступлении. В Спарте были также установлены известные наказания не только для безбрачных, но и для вступивших в брак поздно. В старых обществах, поскольку безбрачие считалось явлением аномальным, существовали обычаи и традиции, обеспечивавшие в обществе установление браков. В библейские времена таким механизмом был приоритет родителей. Им принадлежало право устраивать брак своих детей (Быт.21:21; 24:2-6; 28:1-4; 34:8-12; Тов.6:13). Как родители, так и дети были уверены, что в выборе, который делают родители, выражается воля Божия (Быт.24.42-52). Опыт родителей оберегал детей от женитьбы по страсти и случайным увлечениям.

В нашей стране на протяжении последних восьмидесяти лет полностью был разрушен старый, формировавшийся веками, уклад жизни. Вместе с ним оказались уничтоженными механизмы формирования семьи, основанной на традиционных нравственных ценностях. Самым выразительным показателем глубокого нравственного упадка нашего общества является цифра ежегодно убиваемых в стране младенцев – 4 млн. (по другим данным 6 млн.). Законодательство разрешает женщине убивать ребенка, словно он является ее собственностью. Было ли когда-нибудь в прошлом такое массовое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои жилищные или материальные проблемы.

За время между двумя переписями (1989 – 2002 гг.) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. За последние два десятилетия число зарегистрированных браков уменьшилось с 1 464, 6 тыс. до 848,7 тыс. По мере того, как быстро растет число людей, нежелающих иметь семью, резко сужается возможность вступать в брак для тех, кто хочет построить семью. В настоящее время эта проблема стала очень острой и болезненной. В чем основные причины такой ситуации? Главная причина – массовый блуд, принявший характер нравственной эпидемии. По результатам исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения по программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», более 40% подростков в нашей стране в возрасте 13-15 лет уже ведут половую жизнь. Среди подростков 16 – 17 лет статистика катастрофическая: около 70%. Когда люди ведут половую жизнь без брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя всё к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака, установленные Богом. Нынешнее поколение подростков, слабенькое от рождения, беспорядочной половой жизнью истощают свои скромные физические силы. Блуд, который Слово Божие определяет как смертный грех, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. К блуду многие присоединяют еще один страшный грех – убийство своих детей в утробе. В стране в год 10% абортов приходится на возраст до 18 лет. Для многих это имеет необратимые последствия. Сейчас в стране 6 миллионов бесплодных женщин детородного возраста. Медицинское руководство главную причину видит в абортах. Когда приходит брачный возраст, эти молодые люди не имеют потребности в семье. С чувственной стороной они уже знакомы, а к ответственности и трудам ради общего блага не приучены. Когда семья всё же возникает, молодожены не испытывают той великой радости, которая доступна только тем, кто сохранил себя в чистоте. Большинство молодых людей не смотрит на жизнь как на труд, за который мы в будущем дадим отчет Богу. Они не имеют духовных ценностей. Часто отсутствуют простые этические понятия. На жизнь смотрят сквозь призму своего эгоизма. Укоренившийся с молодых лет навык половой распущенности скоро начинает себя проявлять в новообразованной семье. Супружеские измены чаще всего приводят к разрушению семьи. Сейчас 80% процентов браков заканчивается разводом. Около 400 тысяч несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного родителя, что существенно влияет на психическое здоровье. В нашей стране 5 миллионов социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях. Семья – клетка социального организма оказалась нежизнеспособной. Она, как и общество в целом, оказалась не только без духовных основ, но, к сожалению, даже без нравственного фундамента.

Причиной этой общенациональной трагедии является бедственное духовно-нравственное состояние нашего общества – массовое безверие. Процесс этот углубляется. Отец Серафим (Роуз) писал более четверти века назад: «Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристианами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника – оно имеет определенный ритм, определенное идейное содержание для нас: эту идею самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире – в различных формах здесь есть одна конкретная вещь, которая навязывается нам. Фактически это обучение безбожию».

Однако человек не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают ему достаточно моральной свободы, чтобы жить благочестиво. Человеку, угождающему с Богом и смиренно принимающим Его святую волю, Господь дает не только залог спасения, но и радости в земной жизни.

В религиях мира связь между мужчиной и женщиной не является греховной, если угодна богу и одобрена им. Адепты, посвятившие себя господу, нередко дают обет безбрачия, чтобы отгородиться от мирской суеты. Он носит название целибат, что это такое знают все священнослужители, но не все обязаны его соблюдать.

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

  1. Буддистские монахи отказываются от создания семья ради .
  2. В индуизме обет принимает постоянную или временную форму отказа от секса.
  3. Даже древнеримские жрицы богини Весты принимали обеты безбрачия.
  4. Все католики за исключением дьяконов, обязаны быть неженатыми.
  5. Православными епископами могут стать лишь монахи и безбрачные священники.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит в своем состоянии.


Целибат в православии

Православие – одна из религий, поощряющая браки и добровольный отказ от них. Парадокс в том, что пропагандируя разные принципы поведения, эти понятия основываются на единой духовности. После Шестого Вселенского Собора (в 680-681 гг) было сформировано особое отношение к брачному союзу. Он предполагает жертвенность, трепетное отношение к семье, зрелость. Православная церковь не подавляет естественный инстинкт любви, размножения, создания семьи, и придерживается следующих правил:

  1. Все духовенство делится на белое (разрешено иметь семью) и черное (не разрешено).
  2. Брак допускается, когда ему предшествует посвящение в священники или дьяконы.
  3. Епископов выбирают исключительно из неженатых (черное духовенство).
  4. Обет безбрачия у православных можно принять как временно, так и пожизненно.

Зачем нужен целибат?

Задаваясь вопросом, что такое целибат, многие люди пытаются понять, какова его основная цель. В одних учениях он является обязательным условиям, в других – нет. Поставленные цели различаются в зависимости от адептов, которые применяют практику, и того, физическое или моральное воздержание подразумевается.

  1. В западных религиях обет целибата дается ради Христа. Он учит человека смирению и открывает путь к Господу.
  2. В восточных учениях он является средством для достижения духовного просветления.
  3. Воздержание – основа йоги. Медитация и похоть несовместимы.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

  1. В этом смысле целибат является гарантией сохранения внутренней энергии человека, клеток тела и мозга.
  2. В доказательство того, что удержание семени благотворно действует на ум, приводят таких великих мыслителей, как Платон, Аристотель, Пифагор, Леонардо да Винчи, Ньютон, Бетховен и др. Они вели жизнь воздержания.
  3. Логично избегать беспорядочных половых связей не только в молодости, но и в зрелости. Это сохранит здоровье и моральный облик человека вне зависимости от пола.

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

  1. Отсутствие интимной жизни может привести к заболеваниям половой сферы: простатиту, атрофии мышц таза, раку и пр.
  2. За неимением физической и психологической разрядки становится причиной комплексов, скрытых желаний. Иногда они выливаются в совершение преступлений.
  3. Блюсти целибат могут лишь люди, готовые к этому. Необходимо смирение и собственное волевое решение.
  4. Неправильно растолковывая учение, некоторые священники видят греховной связь с женщиной и становятся мужеложцами. Известно много случаев, когда католические священнослужители совращали детей, лишь бы подавить свое желание.
  5. Некоторые замещают секс мастурбацией, а это тоже грех.

Как принять целибат?

Если человек готов жертвовать личной жизнью ради достижения своих целей, он задается вопросом: как принять обет безбрачия? Не обязательно для этого уходить в монастырь, проводить какие-то обряды. Если концепция жизни такова, что семье и отношениям в ней нет места, человека – женщина или мужчина – может добровольно пойти на эту жертву. Клятва дается перед иконой. Говорящий обращается к Богу, обещая никогда не иметь никаких отношений и остаться непорочным (непорочной) до конца дней своих.

Чем дальше общество продвигается по пути прогресса, тем больше людей попадают в западню одиночества. Опрос 1136 респондентов на одном психологическом форуме показал: 49,65% считают себя одинокими, 26,58 ищут друзей и считают себя одинокими, 10, 74% желают быть одинокими, и лишь 13, 03% не причисляют себя к одиноким людям. Эксперты уверяют в один голос, что одиночество провоцирует депрессию и снижает иммунитет. Одинокие сильнее мерзнут и не чувствуют себя защищенными. Им грозит старческое слабоумие и преждевременная смерть. Даже плодовые мушки, изолированные от своих сородичей, болеют чаще и умирают раньше обычных мушек.

Олег Газманов не обошел в своем творчестве эту болезненную тему:

Одинокие женщины – так случается часто,

Одинокие женщины, кто украл ваше счастье?

Сколько женщин в моей стране с одиночеством венчаны?

Носят в сердце моря любви одинокие женщины.

Даже святым знакома эта проблема!

Пророк Илия жаловался: «…возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар.19:14).

Псалмопевец Давид признавался: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс.24:16).

Пророк Иеремия молился: «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования» (Иер.15:17).

Библия свидетельствует, что подобно всем прочим бедам, одиночество — это неизбежное следствие грехопадения. Когда Господь создал человека, Он вовсе не хотел, чтобы тот жил в монашеской келье. Или как Симеон-столпник: в течение тридцати семи лет стоял на каменном столпе. Нет! Творец создал человека для общения с Ним и себе подобными. Это общение наполняло первых людей познанием сладостных духовных истин и неизреченной радостью. Даже сейчас супруги, счастливо живущие в браке, понимают друг друга без слов, и нередко один из них высказывает вслух именно то, что хотел произнести второй. Мне кажется, Адам и Ева верно угадывали мысли и желания друг друга. Их отношения не омрачались эгоизмом, эмоциональной глухотой, нежеланием понять друг друга и обидами. Но все кардинально изменилось, едва человек послушался совета змея вкусить от древа познания добра и зла, чтобы лучше понимать друг друга и знать тайну добра и зла. Первым же результатом ослушания заповеди Божией стало осознание разобщенности: супруги, жившие душа в душу, вдруг испытывают стыд друг перед другом, и, скрывшись, мастерят жалкие опоясания из смоковных листьев. Непреодолимая стена отчуждения возникла между ними: Адам обвиняет Еву, Ева своей вины не признает, а перекладывает её на змея. В конце концов, обвинить во всем решили Бога…

С момента грехопадения неустройство и одиночество стали частью трудного жизненного пути. Человек ощущает себя одиноким не только в своей комнате, но и в семье, рабочем коллективе и, к сожалению, даже в церкви. Но более всего страдают те, у кого по каким-то причинам не получилось создать семью. Поэтому я хочу поговорить о безбрачии. При этом у меня нет желания уподобиться храброму путешественнику, решившему доказать, что люди, оказавшиеся в открытом море после кораблекрушения, гибнут из-за страха, а не от невыносимых обстоятельств. Он поставил эксперимент на самом себе: отправился в открытый океан и в течение нескольких дней питался пойманной в нем рыбой и пил океанскую воду и… выжил! Казалось, эксперимент доказал его правоту, но вскоре он умер из-за отказа почек, не вынесших мощного солевого удара. И я не стану доказывать, что одиночество прекрасно. Я просто покажу, что говорит Библия на эту тему. А слово Божие вернее и дороже всех человеческих слов.

Обратимся к седьмой главе первого послания Коринфянам, где апостол Павел дает наставление одиноким. Вы не найдете в его рассуждениях ни единого сетования на свою холостяцкую жизнь и на отсутствие своего угла. Он не жаловался: «Дома меня никто не ждет, никто не прилепит на холодильник записку: «Я тебя очень люблю!» Он никогда не завидовал женатым собратьям-апостолам. Более того, он видел большие преимущества в безбрачии и не стеснялся о них открыто говорить и ими хвалиться.

Безбрачие – дар Божий.

«Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» (1 Кор. 7:7,8).

«Желаю, чтобы все люди были, как и я». Значит ли это, что все должны быть апостолами? Значит ли это, что все должны мощно проповедовать и писать послания? Значит ли это, что все должны обладать дарами пророчеств, исцелений и чудотворений? Нет, конечно! Слова «желаю, чтобы все люди были как я» означают «хорошо, если люди не связывают себя брачными узами и при этом не считают себя ущербными».

Апостол уверен, что безбрачие – благословенное состояние, но как трезво мыслящий человек с пророческим дарованием, отмечает, что не все к нему призваны: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, а другой иначе». Бог является Творцом судьбы человека, определяя кому жить в браке, а кому в безбрачии. К сожалению, очень многие люди не ищут воли Господа в этом вопросе, а поступают, как им заблагорассудится. Так Ирод развелся со своей женой и женился на Иродиаде, следуя своим увлечениям. Но разве Бог одобрил его брак? Ничуть!

Даже некоторые верующие подходят к вопросу вступления в брак, мягко говоря, не совсем серьезно. К примеру, некто решил, что ему пришло время жениться (или выходить замуж). С великим усердием он (или она) начинают просить Бога указать достойную «вторую половину», хотя ранее в других вопросах жизни этот человек никогда и не думал искать воли Божией, а просто шел напролом! Бог ему нужен как предсказатель, а не как Повелитель, и его истинные мотивы – не смиренно принять волю Творца, а избежать горького разочарования в браке. В Писании сказано: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис. 30:1).

Дорогие друзья, если брак — это дар, то вопрошайте Бога, желает ли Он вам его дать. Ищите Его воли и будьте готовы ее принять. Безбрачие – точно такой же дар Божий, и невежливо будет этот дар отвергать, невежливо не благодарить за него!

Дар безбрачия не означает совершенного равнодушия к противоположному полу. Павел писал о себе, что, хотя он и апостол, все-таки плоть в нем не мертва. Он пишет в одном из посланий: «Я каждый день умираю…. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 15:31, 9:27). Дар безбрачия — это сила контролировать естественные влечения, чтобы дождаться вступления в брак или прожить жизнь, не связывая себя его узами.

Дар безбрачия не обязательно дается на всю жизнь. Он может быть дарован на какое-то время, а потом Господь скажет: «Хорошо, ты поупражнялся в безбрачии, вот тебе служение брака».

Безбрачие дает человеку свободу от тяжелых проблем семейной жизни.

Апостол писал: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботиться о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею» (1 Кор. 7:32,33).

Павел желает верующим быть целеустремленными в посвящении Господу и свободными от мирских забот угождения супругам. От каких именно?

Во-первых, безбрачные освобождены от непростой роли быть главой или помощником в семейном союзе.

Григорий-богослов наставляет мужчин: «Будьте терпеливы и любомудренны, вы, принявшие иго брака (вот как он определяет брак! — ВС) . Видишь ли, что жена приукрасилась и подкрасилась – сотри. Или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудри. Или смех неблагопристойный – сделай скромным. Или замечаешь неумеренность в расходах и питие – ограничь. Или не благовременные выходы из дома – положи преграду. Или рассеянный взор – исправь. Но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо не известно, кто подвергается опасности отлучающий или отлучаемый».

Перед мужем-христианином стоит трудная задача исправить характер и поведение жены и при этом не утратить ее любви и доверия. Благочестивым женам порой приходится «переступить через себя» и подчиниться не самым разумным требованиям своего «господина». У безбрачных людей этих проблем нет - в житейском смысле они сами себе господа.

Во-вторых, безбрачные освобождены от сложной и болезненной обязанности «притираться» к своей половине.

Благословенны те, кто с первых дней жизни приладились друг к другу, но такое счастье дается не многим, может быть, одной из ста супружеских пар. Остальным же приходится «притираться» к друг с другу, а при трении всегда что-то нагревается, искрит и даже воспламеняется. В наше время особенно трудно наладить взаимоотношения внутри семьи по причине поголовной духовной неустроенности. Как-то я встретил на улице парня под руку с девицей, которая дымила сигаретой и сыпала скверными словами. Я невольно пожалел ее спутника: «Какая жизнь будет у тебя с такой избранницей? Если она сейчас так выражается, что же будет впоследствии?»

Часто супруги мстят друг другу за причиненную эмоциональную боль и порушенные надежды. Я знал одну пару, которые поссорились в первый же вечер после бракосочетания. В суматохе праздника куда-то запропастились деньги, подаренные им на свадьбу, и жена сразу же заподозрила, что новоиспеченный муж их припрятал, и стала обвинять его до кучи во всех смертных грехах. Так и разругались. Потом деньги нашлись, но отношения нарушились навсегда. Воистину, злая жена злее зла!

Вот интересное наблюдение старшего научного сотрудника Института психологии РАН к.м.н. Ольги Маковской: «Формальная власть в мужчине, в нашей стране, но реальная – в женщине (это наблюдения в целом по нашей стране). Наши отношения – психологическая и, часто, физическая схватка. В этой модели мужчина для женщины не просто соперник, но и пожизненный враг. Ни одно достоинство не будет восприниматься женщиной, как окончательное. Трагедия российской женщины в том, что ее глаз пристально и ревниво ищет недостатки, ей объясняющие: почему жить с этим гадом нельзя.

Проводя исследования браков за рубежом, куда наши девушки улетели испытать счастья в объятиях состоявшихся западных мужчин, я наблюдала, как и к ним предъявлялись все те же претензии: невнимателен, жаден, груб и, почти законченный пьяница».

Блаженны неженатые, которые не знают ни кошмарных сцен ревности, не бессчетных раундов выяснения отношений.

Если вы считаете, что безбрачная жизнь полна проблем, вы абсолютно правы. Но отдаете ли вы себе отчет, что в браке эти проблемы удваиваются и даже утраиваются?

В-третьих, безбрачные люди не знают скорбей, которые ведомы женатым.

Тот же Григорий – богослов укорял дрогнувших в житейских проблемах мужчин: «Говорят, что если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Теперь ты узнаешь только, фарисей, что лучше не жениться? А прежде не знал, когда видел вдовство и сиротство, и безвременную смерть, и рукоплескания, сменяемые плачем? И гробы, подле брачных чертогов? И бесчадие, и несчастья от детей? И не разрешившееся рождение? И детей, лишающихся матери при самом рождении?»

Тут есть над чем подумать! Как страшно без Божьего содействия строить семейный очаг! «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). У безбрачных есть повод благодарить Бога за свободу от многих горестей. Однако если Господь дарует дар брака, то Он даст и силы справиться с его проблемами.

Безбрачие позволяет быть более посвященным Господу человеком :

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботиться о мирском, как угодить мужу» (1Кор. 7:34).

Безбрачие приносит пользу, если человек настроен служить Господу. Во всех иных случаях оно будет тяжким бременем. Если звучит призыв выполнить какое-то дело, допустим, посетить больных, то в первую очередь откликаются лишенные семейных забот. Они же могут уделять достаточно времени важнейшему служению на свете – непрестанной молитве.

Писание говорит: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5: 5,6). Одинокая вдовица сосредоточена на Боге и понимает, что Бог освободил ее от многих житейских забот ради служения молитвой. Я боюсь, что многие одинокие люди не осознали важности своего положения. Они день и ночь проводят у телевизора или в разговорах по телефону и пренебрегают дарованной им привилегией посвятить себя молитве. Они теряют благословение не только для себя но и для церкви, упуская возможность вымолить его у Бога!

Я знаю сестер, которые несут молитвенную вахту день и ночь. Они распределили время ночных бдений между собой, и сестра, заканчивающая получасовую молитвенную вахту, звонит по телефону своей подруге, чтобы та приняла у нее эстафету. И так каждую ночь в течение многих лет. Стоит ли удивляться, что церковь, о которой они молятся, имеет благословение?

Безбрачные могут уделять больше времени изучению слова Божия и чтению христианской литературы, чтобы не только удовлетворять свою жажду познаний, но иметь возможность помочь, утешить и поддержать тех, кто в этом нуждается.

Безбрачные могут посвятить свое время и силы добрым делам. Галина Гура когда-то мечтала выйти замуж, но Господь подарил ей безбрачие. Она посвятила себя служению сиротам России, Украины и Белоруссии. Много детей пришло к Господу через ее служение, и сотни людей, вдохновленные ее примером, присоединились к этому благородному труду!

Безбрачным проще быть счастливыми!

«Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а я думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:38-40).

Один из служителей древности обращался к деве-христианке: «Ты избрала жизнь ангельскую, встала в чин безбрачных. И не спадай же в плотское, не спадай в вещественное, не сочетайся с веществом тогда, как ведешь жизнь безбрачную. Не ангельское ли свойство, душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы». И далее он пишет о других сестрах: «Они сделали выбор свой: стали супругами и дщерями Бога своего. Живут, беседуют с Ним, не оставляют Его ни днем ни ночью. Принесли Ему в приданое молитвы свои. Они ожидают от Него, в брачный подарок, благодати и милости, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов».

В первые века христианства неженатые и незамужние не чувствовали себя людьми второго сорта. В то время отказ от брачных уз ради радости общения с Богом признавался великим благословением, а безбрачные почитались славой церкви.

Поэтому не позволяйте миру навязывать вам свои стандарты. Помните, что высоко у людей, то низко у Бога. Помните, что вы живете для вечного, а не для временного. Никогда не завидуйте семейным: у всех христиан один знаменатель – самоотвержение. Никто не имеет права жить для себя и искать только собственной пользы. Всем приходится подобно апостолу Павлу смирять и порабощать свое тело.

У вас есть огромное поле для труда. Всемогущий Бог очень охотно использовал одиноких людей: пророков Илию, Елисея, Иеремию, Иоанна Крестителя, Анну- пророчицу. В конце концов, Иисус Христос не имел семьи, но кто посмеет отпустить в Его адрес снисходительное замечание: «у Него жизнь не сложилась»? Помните, что миллионы душ прошли тем же путем, которым идете сегодня вы и вам дано быть приобщенными к их великой славе

Также знайте, что в наше время ценность целомудрия как никогда высока. Одно дело сохранять целомудрие в викторианскую эпоху, когда любая безнравственность считалась достойной презрения и омерзения и стояла вне закона. Но насколько труднее сохранить чистоту в наше время, когда общественная мораль неприкрыто враждует против Бога, а те, кто отважился заявить о своей преданности библейским стандартам, удостаиваются в лучшем случае известного жеста пальцем у виска. Проявить целомудрие в этой неистово развращенной среде является великим подвигом. Никогда Бог не смотрел с таким довольством на Своих искупленных, как в наше время, поэтому будьте героями!

Вы – Христова невеста. Поверьте, безбрачие — это не самая высокая цена следования за Христом. Вас не бросают в огненную печь, как трех отроков, о которых повествует книга пророка Даниила. Вас не оставляют на растерзание львам, как первых христиан. С вас не сдирали кожу, как это происходило с детьми Божьими во времена жестоких гонений. В свете их подвига является ли безбрачие тяжелым бременем и жизненной неудачей? Ваше довольство судьбой зависит от библейского восприятия преимуществ, данных Богом в безбрачии. Благодарите же Бога за него и ходите, высоко подняв голову. Вы — дети Божии, и вам принадлежит будущее!

А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 23.05.1908): «Вопрос: «Я, батюшка, теперь начинаю бояться мира...». Ответ: «Это ничего. Это спасительный страх. Вы ушли от этого ужасного чудовища - мира, и Бог даст, совсем отойдете от него. Один раз я видел сон. Иду будто бы я по лесу и вижу: лежит бревно. Я спокойно сажусь на него и вдруг чувствую, что бревно шевелится. Я вскочил и вижу, что это огромный змей. Я скорее бежать. Выбегаю из леса, оборачиваюсь и вижу, что весь лес горит и вокруг него, кольцом охватывая его, лежит змей... «Слава Тебе, Господи, что я убежал из леса, что бы со мной было, если бы я остался в лесу!» И сон этот был для меня непонятен. Потом мне один схимник растолковал этот сон. Лес - это мир. В миру грешат и не чувствуют, не сознают, что грешат. В миру и гордыня, и лесть, и блуд, и воровство, и все пороки. Да и я жил так и не думал о том. Вдруг я увидел, что если так продолжать жить, пожалуй, погибнешь, ибо за гробом жизнь или благая для благих, или вечная ужасная мука для грешных. Я увидел, что чудище шевелится, что опасно на нем сидеть. И вот когда я отошел от мира и смотрю на него из монастыря, то вижу, что весь мир горит в своих страстях. Это то «огненное запаление», про которое говорится в Великом каноне Андрея Критского».



Как видим, это состояние мира хорошо видно тем людям, которые находятся в монастыре и не видно тем, кто живет в мире, особенно если увлечен всеми страстями, присущими людям неверующим или маловерующим.

Анатолий Оптинский (Житие и поучения) «Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской? Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, бесчиний?».

Но, несмотря на это, каждый христианин должен это понимать и видеть и всячески отдаляться от того, что происходит в мире и к чему он привык стремиться, и это будет его путем спасения, хотя и трудным, но необходимым.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Но как спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2, 15). Впрочем, здесь нужно оговориться: под словом «мир» подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру, и вне мира».



Варсонофий Оптинский (Беседы, от 04.01.1909): «Спастись, живя в миру, можно, только... осторожно! Трудно. Представьте себе пропасть, на дне которой клокочет бурный поток, из воды то и дело высовывают свои головы страшные чудовища, которые так и разевают свои пасти, готовясь поглотить всякого, кто только упадет в воду. Вы знаете, что непременно должны перейти через эту пропасть, и через нее перекинута узенькая, тоненькая жердочка; какой ужас-то, а вдруг жердочка сломится под вами или голова закружится, и вы упадете прямо в пасть страшного чудовища. Страшно-то как! Можно перейти по ней безопасно, с Божией помощью, конечно, все возможно, а все-таки страшно, - и вдруг вам говорят, что направо в двух-трех шагах всего устроен через эту пропасть мост, прекрасный мост на твердых устоях. Зачем же искушать Бога, зачем жизнью рисковать - не проще ли пройти тем безопасным путем? Вы поняли меня? Пропасть - это житейское море, через которое нам всем надо перебраться, жердочка - путь мирянина, мост, со всех сторон огражденный, твердый и устойчивый - монастырь».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 29.12.1910): «И в миру можно спастись, хотя неудобно это, так как весь уклад мирской жизни не приближает, а отдаляет от Бога. Царствует в мире дух века сего. Порок там ничем не удерживается. Какое, например, безобразие в Москве, особенно в праздники. Целомудренной девушке и по улицам-то проходить страшно: в витринах выставлены такие скверные картины и статуи, что, глядя на них, чувствуешь, как оскорбляется чувство стыдливости и целомудрия. Впрочем, есть люди, живущие в миру по-монашески, к которым не пристает мирская грязь, душа же их нераздельно принадлежит Господу».

Конечно, для этого необходимы такие духовные делания, как хранение глаз, трезвение о мыслях и чувствах, уединение и отречение от мирских развлечений. На первый взгляд эти делания могут показаться очень тяжелыми, но это не так, потому что все они должны быть у любого христианина, живущего в миру, независимо состоит он в браке или нет. Безбрачному только это все делать легче, так он свободен от семейной попечительности и скорбей. Живя, таким образом, дух будет монашеский, хотя и телом христианин будет жить в миру.

Вот как о безбрачии в миру говорит свт. Феофан.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «Вы избираете монастырь. Но монастырь не единственное место для тех, которые не хотят связываться семейными узами. Сначала и совсем не было монастырей. Которые решались работать Господу, не связываясь житейскими хлопотами, в своем же доме устраивали себе уединенную каютку и в ней жили отчужденно от всего, в постах, молитвах и поучении в Божественном Писании. Потом уже, довольно спустя, когда стало неудобно жить в домах, иные стали выходить за города и села и жили там кто в натуральной пещере, кто в гробницах, кто в нарочно устроенной келии вроде шалаша. А после них уже завелись и монастыри, чтобы жить сообща и общими силами, и содержать себя, и вести дело спасения в нарочитых подвигах. Но и при них иные, решаясь посвятить Господу жизнь в безбрачии, не вступали в монастырь, а обрекали себя на служение братьям и сестрам в больницах, богадельнях и странноприимницах. Все эти роды жизни, образовавшиеся в самом начале в Христовой Церкви, уже не пресекались, а пребывали всегда и доселе пребывают. И теперь из безбрачных иные дома спасаются, а иные идут в монастырь, а иные берутся ходить за больными в сестрах милосердия. И Вам можно избрать любой из этих родов жизни».

Заметим, что свободный от уз брака христианин удобнее может служить Богу и людям добрыми делами. И вот как, например, увещевает свт. Иоанн Златоуст мужчину-христианина помогать нуждающимся.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Слово к жившим вместе с девственницами): «Есть женщины, одни - ослабевшие от старости, другие - лишившиеся рук, иные - убогие глазами, иные - подвергшиеся другим различным и разнообразным страданиям и тягчайшему из страданий - бедности… Выходи же на уловление этих (бедных) и собирай их; или лучше, тебе не нужно и трудиться над собиранием их; они предстоят в готовности пред всеми, желающими простирать руку помощи. Если ты имеешь деньги, издерживай на них; если ты силен, здесь подавай помощь силами телесными; много и здесь ты увидишь нужд, требующих и телесной помощи, и траты денег и хлопот; ибо нужно и жилища доставить им, и лекарства приготовить, и постелю и одежды купить, и годную пищу и все прочее приобрести, хотя бы таких больных было только десять женщин; а теперь наш город наполнен ими и найдешь их тысячу и вдвое больше того. Вот нуждающиеся в покровительстве, вот - одинокие, а вот - поверженные на землю; вот это - милостыня, это - человеколюбие, это - служит к славе Божией и доставляет пользу и взирающим, и страдающим, и благодетельствующим».

Это поучение применимо и к тем случаям, когда женщина желает иметь семью, потому что стремится о ком-то заботиться, но Господь не дает ей этого. И тогда разумно будет не предаваться постоянной печали и сетованию, а окружить заботой нуждающихся и тем служить Богу. Также заметим, что если одинокий человек, печалясь о своем безбрачии, говорит, что ему не о ком заботиться и некому дарить любовь, то это говорит и о том, что человек еще не постиг, что главная цель его жизни – спасение своей души, а не накормить или убрать за близкими.

Но вернемся к вопросу о том, какой образ жизни при безбрачии по Богу выбрать, и вот что об этом советует свт. Феофан далее.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «А какой именно (род жизни), надо пождать и посмотреть, какой Бог укажет. Вы правильно сказали, что в монастыре удобнее спасаться. Там скорее можно достигнуть очищения сердца и того состояния, которое есть радость о Дусе Святе. Все там к этому приспособлено. Мне думается, что и по состоянию Вашего здоровья монастырь есть самое пригодное для Вас место. Потому и не бросайте мысли попасть туда в свое время. Время Господь укажет. А до того потерпеть надо. До того подвизайтесь первым родом - то есть дома живя. Имейте свою комнату - имейте ее как келию монастырскую и ведите там жизнь будто в монастыре. Пусть папа и мама будут для Вас вместо игумений, свои все - вместо сестер монастырских, а Вы - послушница для всех несменная. … Ждите же терпеливо. …Что спешить? Монастыри не уйдут. Успеете попасть в какой-нибудь. Между тем Вы и в намерении укрепитесь, и телом поокрепнете. У Вас дома все порядки благочестные. И родители Ваши и родные - люди богобоязненные. Ничего Вы не можете терпеть такого, что бы было противно Вашему решению Господу себя посвятить. И зрейте среди такой атмосферы и в таком рассаднике. Так решено: ждите. Жизнь же и навыки свои понемногу подлаживайте под монастырские».

Артём, Москва

Вопрос о целибате для мирянина

Я не женат, но пытался найти себе жену. После многих неудачных попыток стал придерживаться идей целомудрия и целибата. Мне не понравилось исповедоваться у женатого батюшки. В своей исповеди я усмотрел насмешки батюшки над моими грехами и некое осуждение того, что я не женат. Кроме того, я постоянно чувствую некое превосходство перед таким батюшкой, т.к. считаю, что целибат - это больший подвиг, чем семейная жизнь. Понимаю, что это уже дополнительный грех - гордыня. Что же мне теперь, у таких батюшек не исповедоваться, дабы новый грех не приобрести? Если я так и не женюсь, то я должен стать монахом?

Сохранение девства — высокая христианская добродетель. Но добро не есть добро, если совершается не с добрым расположением души. Уверен, что вы ошибаетесь относительно вашего духовника. Осуждение может вызывать не сам целибат, а ваше превозношение, в том числе и над ним, ваше гордостное самомнение, что «я́ко нѣ́смь я́коже прóчiи человѣ́цы» (Лк. 18:11 ). Духовник по опыту знает, как Бог смиряет гордецов. Смиряет чаще всего через блудные грехи. К сожалению, падали и не такие, как вы. Вам именно у женатых и надо исповедоваться.

Я глубоко убежден, что неженатому человеку нечего делать в миру, надо идти в монастырь. Почитайте патерики и жития святых, как подвижники избегали городов и соблазнов. И это в те времена! Но тот, кто сомневается, жениться ему или идти в монастырь, должен однозначно жениться. Ищущие иночества не мыслят себе другого пути. В монастырь идут не отталкиваясь от проблем, а притягиваясь любовью к Богу.

Почему вы думаете, что семейный крест легче целибата? Так ли легко побороть свой эгоизм и жить в мире и в любви с другим человеком, стать с ним едина плоть и един дух? А сколько бессонных ночей, сколько трудов и волнений испытывают родители, вынашивая и воспитывая детей! Сколько требуется здесь мудрости, терпения, кротости, жертвенной любви!

Итак, смиритесь пред волей Божией, молитесь Богу и продолжайте с Его помощью искать себе супругу — спутницу на пути ко спасению.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама