THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МОУ "Красновосходская" СОШ

Тема исследовательской работы:

« Головной убор - тюбетейка (ТҮБӘТӘЙ).»

ученица 8 класса

МОУ "Красновосходской" СОШ

руководитель: учитель истории и обшествознания

Хайванова Татьяна Сергеевна

Карабаевка 2016-2017г

Введение ………………………………………………………………….…3

Глава I . Головной убор – тюбетейка ……………………………………5

      История появления тюбетейки……….…………………...................5

      Разновидности тюбетеек.………………………………...................8

      Орнамент татарских тюбетеек……………….................................13

      Технология изготовления тюбетейки…………………..................14

      Популярность тюбетейки..................…………..............................15

Глава II ...........15

Заключение …………………………………………………………….….......17

Библиографический список ….…………………………………………...18

Приложения ………………………………………………………….........19-30

Введение

Я живу в селе Карабаевка Цильнинского района Ульяновской области и с интересом занимаюсь исследовательской деятельностью. Я выбрала не случайно для исследования тему татарского народного костюма, а именно – головного убора - тюбетейки. Тюбетейка – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, которая есть в каждой татарской семье. Она обязательно имеется у каждого мужчины нашего села. Основным населением нашей местности являются русские, чуваши и татарские народы. В моём селе, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются национальные традиции.

Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.

Рассматривая старинную праздничную одежду татар, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность. Мне хочется изучить и описать историю появления разных видов тюбетеек и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам.

Объектом нашего исследования является традиционный головной убор мусульман – тюбетейка.

Предмет нашего исследования – история и традиции татарского народного костюма, а именно головных уборов.

Цель нашей работы: провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение тюбетейки для мусульман.

Задачи:

изучить историю появления тюбетейки;

описать и выделить особенности и разновидности тюбетейки;

выяснить, носят ли тюбетейки носят жители нашего села.

В исследовании использовались следующие основные методы :

Теоретические:

Анализ литературы по теме исследования.

Эмпирические :

1. Изучение истории появления, разновидностей, популярности и роли тюбетейки в жизни мусульман.

2. Социологический опрос.

Источниковая база исследования

Написание работы мы начали с изучения истории тюбетейки.

Из книги «Этнография татарского народа», в которой представлены исследования материальной и духовной культуры, общественных отношений и семейного быта, мы узнали о том, какую одежду и какие головные уборы носили татары.

Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами так полно, так ярко воплощалось стремление к прекрасному, что невольно возникал контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом. Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама, вкладывая в эту работу настоящий талант художника, освобождавший её душу от тяжкой действительности. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, а душа тянулась к красоте, к ярким краскам, воображение по кусочкам создавало будущий наряд - освящённый обычаем, но всегда новый и желанный для каждой женщины.

В книге Ф.М.Буреевой «Орнамент тарских татар конца 19-20 веков. К проблеме этнокультурной истории» мы прочитали о том, как именно украшались тюбетейки. Автором на основе анализа прикладного аспекта орнамента, привлечения аналогий среди этнографического материала обозначена динамика развития «искусства украшения» тарских татар. Первоначально, в давние времена, рисунки вышивки или ткани имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила и оставалась только красота. Бережно хранили её, передавали из поколения в поколения.

Область практического применения работы:
Работа может быть использована при изучении истории татарского этноса Ульяновской области, а также на уроках краеведения и в рамках внеклассной работы.

Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

Глава I . Головной убор – тюбетейка.

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка. В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза- гаети), в мечети и дома во время молитвы, во время свадьбы (жених и его отец), на похоронах и поминках

1.1. История появления тюбетейки

«Тюбетейка украшает всех - и седины мудреца, и косы невесты», - говорили на Востоке. Народная молва относится к ней с дружеским расположением: "Тюбетейка джигиту не в тягость". Или: "Не с кем поговорить - обратись к тюбетейке". Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается. Сегодняшние тюбетейкитоже несут в себе информацию, только уже не все в ней разбираются. Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей. Когда в Среднюю Азию пришел Ислам, тюбетейкасохранила свою важность, но в несколько ином виде. Дело в том, что правоверным мусульманам не положено выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением восточного костюма. Кстати, помимо религиозного атрибута и украшения, тюбетейки выполняют и более практическую функцию. Например, тюбетейки «аракчин» – из хлопчатобумажной ткани – служат восточным мужчинам, как ночной колпак европейцам.

Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина » .

Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка. Были детские тюбетейки – обереги. Как правило, их надевали на долгожданных, особенных детей. Эти тюбетейки имели конусообразную форму, а с верхушки вниз свисал «хвост» из тесемки, на его конце – яркая кисточка. Под этой тюбетейкой часто скрывали длинную косичку мальчика, которая тоже означала принадлежность ребенка к особенным детям.

Самая распространенная мужская тюбетейка – черная с белой вышивкой узоров в форме миндаля. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца «каламфур». В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Потому что эти символы предназначены для того, чтобы охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью – мужчине желают иметь 16 детей.

Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например, часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее отряхивать. Считается, что таким образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей. По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона страны является ее обладатель.

Некоторые исследователи считают, что, тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания. Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.

К XIX веку в России тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки .

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Что в истории появления и символике тюбетейки – правда, каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор играет важную роль в жизни мусульманина - несомненный факт.

1.2. Разновидности тюбетеек

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:(Приложение1)

- мужские; - женские; - для детей; - стариков.

По форме различаются: (Приложение 2) - островерхие и конусообразные;

- полусферические и четырехгранные; - круглые и купольные.

По территориальному признаку делятся на:(Приложение 3)

- татарские;- казахские;- туркменские;- башкирские;- узбекские и т.д.

Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "чужой" головной убор.

Познакомимся поближе с разными видами тюбетеек.

Татарские тюбетейки.

Татарские мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним отно­сится тюбетейка (тубятай), представляющая собой неболь­шую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусфе­рическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши­тые тюбетейки предназначались молодежи, а более скром­ные - старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар.
Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. По степени и типу расшивки каляпуши назывались өч, дүрт и биш үрнәк. Тюбетейки с вышивкой по краям - кыршау, с комбинацией вышивки по краям и букетов - кыршау-букит. В центре верха некоторых тюбетеек, чаше детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебряного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях. Изготовлялись подобные головные уборы зачастую руками невесты для жениха и являлись свадебным подарком. Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили, в частности в Казанской губернии и Поволжье. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).

Калфак - древний женский татарский головной убор получивший широкое распространение практически у всех групп татар Поволжья, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины .

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастное разграничение. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).

Калфак надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточ­кой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закры­вали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это ниж­ние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с при­ческой. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы- «покрывала» - особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особен­ностями возраста, так и более ревностным отношением ста­риков к своим традициям. Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квад­ратная), территориальной принадлежности и времени бы­тования уборы.

Башкирские тюбетейки

Тубэтей носят башкиры. Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров.

Казахские тюбетейки

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке – пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха

1.3. Орнамент татарских тюбетеек

Тюбетейки орнаментировались двумя способами: стёжкой и вышивкой (Приложение 4). Для вышивки использовались яркие сочные цвета, хороши контрастирующие с фоном, роль которого играет ткань. Для декорирования калфаков применялась синель – бархатная нить, в основе которой – гибкая тонкая проволока. Характер узоров – растительный .

Практически все орнаменты, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными орнаментами украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних – симметричный орнамент с центральным крупным цветком – принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков - "во лбу звезда горит". Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

1.4. Технология изготовления тюбетеек

Процесс изготовления, как головных уборов, так и обуви делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

Некоторые мастера жили в деревнях на расстоянии сотни и более километров от Казани и нередко работали целыми семьями. Основную прибыль от производства делили между собой хозяева - предприниматели и скупщики, осуществлявшие непосредственную связь между мастерами и занимавшиеся сбытом продукции. Татарские тюбетейки продавались не только в Казани, но и на многих ярмарках России; особенно большим спросом они пользовались в Средней Азии и Казахстане.
В 20-30-е годы организация всех промыслов, в том числе каляпушного, коренным образом изменилась. Из большого количества кустарей, разбросанных по деревням, создаются артели, например, "Азат хатын". Позже (в 60-е годы) артели были преобразованы в производственные объединения. Так, выпуском тюбетеек стало заниматься ПО "Швейник" в Казани. В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, и такой вид народного искусства, как производство тюбетеек, не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант.

1.5 Популярность тюбетейки

В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере, в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, ученые, инженеры, студенты, школьники. Рабочие и крестьяне же почти не носили тюбетейку. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.

Насколько популярна тюбетейка, можно судить по её изображению на почтовых марках, в кино, в литературе и т.д.(Приложение 5)

В Татарстане дорогим гостям принято дарить этот головной убор. Есть в Казани ресторан под названием «Тюбетейка». Гостеприимные хозяйки стряпают торт «Тюбетейка» и медовую коврижку «Каляпуш», рецепты которых можно прочитать в книге «Татарская кухня» .Татары поют народную песню «Түбәтәй» и рассказывают притчу о тюбетейках (Приложение 6).

Глава II . Исследование. "Носят ли тюбетейку в нашем селе?"

В нашем селе мужчины – мусульмане обязательно надевают тюбетейки в торжественных случаях: в дни священных праздников, во время молитвы и т.д (Приложение 7)

Летом мы всей семьёй побывали в Казани. Конечно же, посетили сердце этого города – мечеть Кул-Шариф. В мечети есть музей, в котором хранятся старинные книги на арабском языке, Кораны, фотографии, костюмы татар 19 века, головные уборы. Повсеместно расположены сувенирные лавки, в каждой из которых можно приобрести себе тюбетейки. (Приложение 8).

У нас дома до сих пор хранится тюбетейка, некогда принадлежавшая моему прапрадеду - Ширафутдинов Кариму Абдулхаликовичу (Приложение 9).

Похожая тюбетейка была у татарского поэта Габдуллы Тукая (Приложение 5 фото 3) . Она была передана в музей из фондов Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР в 1987 году. По воспоминаниям современников Г. Тукая, на фотографии 1908 года он снят именно в этой тюбетейке. Головной убор был подарен поэту издателем Гильмутдином Шарафом, напечатавшим почти все его книги в своей типографии «Урняк». В 1908 году к изданию был подготовлен новый сборник стихов. Издатель хотел выпустить книгу с фотографией поэта. Вместе с издателем Тукай поехал в фотомастерскую С.И. Иванова. Г. Шараф, увидев, что поэт стесняется своих длинных волос, взял из кармана аккуратно сложенную тюбетейку и надел ее на голову поэта.
Диаметр тюбетейки из черного бархата ручной стежки 15,5 см, высота - 6 см .

Поговорив с муллой нашего села (к сожалению фотографироваться он отказался), мы выяснили, что «нет достоверного хадиса о необходимости или желательности ношения головного убора ни в жума, ни в другие дни, и это не является Сунной. Однако, это вещь из традиции людей, и если люди данной местности носят головной убор, то лучше следовать за ними в этом, однако же, если люди данной местности напротив, смотрят на одевающего какой-либо из головных уборов, будь то чалма, тюбетейка, или что-нибудь другое, «не так», показывают на него пальцем, и так далее, то нужно оставлять это. Само по себе ношение головного убора во время жума Сунной не является, но если у людей данной местности есть традиция носить головной убор и украшаться им, то Сунна - следовать в этом за людьми» .

Проведя опрос, мы убедились, что у всех мужчин-мусульман нашего посёлка есть тюбетейка (Приложение 10) . Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имянаречение, во время пятничной молитвы в мечети и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина.

Заключение

Традиционная культура как плодородный слой земли формируется тысячелетиями. За ней эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь народа, ее породившего. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый народ. Она должна быть активно включена в систему ценностей, определяющих истинную духовную суть общества.

В процессе работы мы убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего села. Элемент татарского народного костюма – тюбетейка – сохранился до сих пор.

В ходе данной работы я поняла, что тюбетейка - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания тюбетейки, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания тюбетеек используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком.

Я считаю, что цель моей работы достигнута я провела достаточное исследование по истории тюбетеек и выяснила насколько имеет огромное значение этот головной убор для мусульманина.

Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя»

Библиографический список

1. Интервью с Шигиахметовым Х.К.

2. Ахметзянов Ю. “Татарская кухня”. – Казань, Татарское книжное издательство, 1975.

3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000

4. Буреева Ф.М. Орнамент татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.

5. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

6. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.

7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань: Магариф, 2004.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюбетейка

Приложение 1


Мужская тюбетейка

Женские головные уборы- калфак и тюбетейка

Детская тюбетейка Тюбетейка для стариков (бабай)


Приложение 2

островерхие и конусообразные

полусферические и четырехгранные

круглые и купольные.

Приложение3

Узбекские тюбетейки.

Туркменские тюбетейки.


Казахская тюбетейка

Башкирская тюбетейка

Татарская тюбетейка

Приложение 4

Орнамент- стёжка


Орнамент- вышивка

Приложение 5


Тюбетейки на актёрах в фильмах «Старик Хоттабыч», «Иван Грозный», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница».

Изображение татарских тюбетеек 19-20 в.в. на марках.

Татарский поэт Габдулла Тукай(14.04.1886-02.04.1913)

Приложение 6

Торт «Тюбетейка»

У выпеченного остывшего бисквита подрезаем края в форме тюбетейки, а обрезки используем для накладки на середину, чтобы получить форму тюбетейки. Верх слегка смачиваем сахарным сиропом и обмазываем по всей поверхности кремом.
На поверхность торта шприцем наносим желаемый рисунок, отделываем фруктами из компота.Торт «Тюбетейка» очень хорош для торжественных случаев: дня рождения, новоселья, свадьбы. Если торт готовится длятатарской свадьбы, то для жениха можно приготовить «Тюбетейку» темного цвета, для невесты - белого. Для отделки «Тюбетейки» темного цвета в крем добавляется какао-порошок.
Крем домашний сливочный. Растворяем сахар в воде, хорошо прокипятив, доводим до комнатной температуры. Размягченное свежее сливочное масло размешиваем в эмалированной или фарфоровой посуде, постепенно добавляем сгущенное молоко, затем вводим сахарный сироп с ванильным сахаром и хорошо взбиваем до пышной однообразной массы.На 500 г крема: масла сливочного - 265 г, молока сгущенного - 105 г, воды -40 г, сахару - 145 г, ванильного сахару - 5 г.Сироп для смачивания. Сахар с водой хорошо перекипятить, в остывший сироп добавить фруктовую или ромовую эссенцию.Сахару - 500 г, воды - 500 г, эссенции - 2 г.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Сахар с медом и водой перекипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, чайную соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки (в виде каляпуш), проткнуть ножом и поставить в не очень горячую печь на 20-22 минуты.

Поверхность коврижки заглазировать помадой желаемого цвета и отделать разнообразного цвета глазурью или помадой при помощи бумажного корнетика.Муки -550 г, сахару-150 г, меду -250 г, воды -100-150 г, корицы -2 г, маргарина -50 г.

Татарская народная песня - Түбәтәй

Калдырып китсәң, түбәтәең
Кругына укалар мин тотармын;
Калдырып китсәң ялгызымны,
Хәсрәтеңнән ялкын-ут йотармын.
Атымны бәйләдем каенсарга,

Үзе озатадыр ла, үзе елый,
Бирдем кул гынамнан яулыгымны;
Хат яза күр, җаныем, хат яза күр,
Исәнлегең берлән саулыгыңны.
Атымны җибәрдем имәнсәргә,
Кайтмам, җаным-бәгърем, ирексәң дә.
Түгәрәк ай күлнең уртасында

Киек үрдәк мамыгын җыя алмый;
Җаныем үзе озата, үзе елый,
Ике күзендин яшьләрен тыя алмый.

Атымны бәйләдем каенсарга,
Елама, җаныем, елама сагынсаң да!


Суфийская притча (отрывок) Шейхи тюбетеек.

Бахауддин ответил им так:

То, чем я владею, не ново. Вы тоже всем этим владеете, но неверно применяете, а потому, получив мои советы, вы только и скажете: «Это не ново!»

Шейхи ответили так:

С почтением к вам, мы верим, что наши ученики так не подумают.

Бахауддин не ответил на письма, но зачитал их на своих собраниях и сказал:

Будучи в стороне от происходящих событий, мы сможем понять то, что произойдёт. У тех же, кто окажется в гуще событий, нет такой возможности. И всё же они будут стараться разобраться в том, что же с ними происходит.

Затем Шейхи написали Бахауддину послания с просьбой прислать какой-нибудь знак его внимания. Бахауддин для каждого ученика послал по маленькой тюбетейке, присовокупив, чтобы шейхи раздали их от его имени, но ни словом не упоминали о том, что подвигло его к этому.

В своём собрании он рассказал:

Я сделал то-то и то-то. Находясь на отдалении, мы отчётливо увидим то, чего не увидят те, кто непосредственно втянут в происходящее.

Затем, спустя какое-то время, он написал каждому из шейхов, спрашивая, исполнено ли его пожелание и что за этим последовало.

Шейхи прислали в ответ: «Ваши пожелания исполнены».

Что же касалось последствий, то шейх из Египта написал: «Моя община ревностно восприняла твой дар как знак особой святости и благословение. Тюбетейки были розданы, и каждый увидел в них глубокий внутренний смысл и передачу вашего наказа».

Турецкий шейх писал: «Община отнеслась к тюбетейкам с большой опаской. Люди почему-то решили, что за этим стоит ваше желание взять над ними верх. Некоторые опасаются, что через тюбетейки вы можете прямо оказывать на них давление».

Шейх из Индии писал об иных последствиях: «Наши ученики находятся в сильном замешательстве и ежедневно просят меня истолковать им значение розданных тюбетеек. Без моих пояснений они не в силах решить, как им к этому отнестись».

Письмо от персидского шейха гласило: «Тюбетейки получены, последствия таковы: искатели, довольные даром, ожидают дальнейших проявлений вашей благосклонности, которые вдохновят их к большей старательности и ревностности, во благо дальнейшему обучению»............

Приложение 7

Тюбетейки есть у всех мужчин нашего села

Семья Мухаметзянова Рэшида А.(никах сына)

Семья Садриевой Милиавше Гумеровны (никах дочери)

Семья Адиева Фарида Сабировича

Тюбетейка моего бабая Хайванова Кияма Кафазовича (бабай умер 2014г.)

Тюбетейка бабая Шигиахметова Хариса Киямутдиновича

Тюбетейки Салахова Илдара Байтимировича

Приложение 8

В музее мечети Куль-Шариф в Казани.

Национальные головные уборы на Казанском рынке «Алтын».

Приложение 9

На этой фотографии –Ширафутдинов Карим Абдулхаликович, мой прапрадед, со своими родителями. Он родился в 1903 году.

Тюбетейка Карима Абдулхаликовича до сих пор хранится в нашей семье.

Приложение 10

Имеется тюбетейка

Имеется 2 и более тюбетеек

Носят постоянно

Надевают в особых случаях

Не надевают

Количество человек

На странице: 16 32 64 100

Сортировка: По умолчанию Наименование (А -> Я) Наименование (Я -> А) Цена (по возрастанию) Цена (по убыванию) Рейтинг (по убыванию) Рейтинг (по возрастанию) Модель (А -> Я) Модель (Я -> А)

Показано с 1 по 1 из 1 (всего 1 страниц)

Тюбетейка может многое рассказать о владельце, например: определить откуда ее владелец родом и чем занимается, нужно всего лишь прочитать узор и распознать форму тюбетейки. Есть много разновидностей тюбетеек: тюбетейки татарские, тюбетейки таджикские, тюбетейки узбекские и другие. Они отличаются друг от друга не только орнаментом, но высотой, составом, качеством материала и качеством изготовления. Тюбетейки появились в Средней Азии задолго до возникновения там исламской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках раньше вышивали символ древних ариев.

Само название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые происхождение тюбетейки связывают с подшлемниками древних войнов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой, так сказать для смягчения возможных ударов. В России тюбетейка появилась в следствии монголо-татарского влияния.

Какую практичную функцию несет в себе тюбетейка? Известно, что климат в Средней Азии довольно жаркий и тюбетейки из хлопчатобумажной ткани замечательно защищают голову от солнца, и эта функция была единственной до того времени, когда в Средней Азии наступило время ислама, и именно тогда предназначение тюбетейки немного изменилось. Теперь, по священному писанию, мусульманину стало запрещаться появление в общественных местах без тюбетейки. Таким образом, она превратилась в часть мужского религиозного костюма. Поэтому если спросить старцев "Зачем носить тюбетейку", то можно услышать от них ответ: "Чтобы шайтан в голову не залез". Орнамент отличается многообразием, а также служит своеобразным выражением местного колорита, рисунок на рюбетейке часто может рассказать историю определенного времени.

Тюбетейки надевали и примеряли многие Российские политические деятели среди них: Сталин, Ельцин, Путин и Медведев. Посмотрите фотографии на которых главы России сфотографированы в тюбетейках на голове.

Головной убор, раньше, указывал на статус и принадлежность к определенным слоям общества. Например, золотошвейные тюбетейки носили только лишь представители аристократического сословия, а также люди, удостоенные такого подарка. Также, отличался узор, который вышивался по-своему в различных местностях. До сих пор памирские мастерицы, используют арийскую символику. По сочетанию зеленого, красного, белого и синего цветов в геометрическом орнаменте можно узнат бадахшанские тюбетейки. На севере Таджикистана тюбетейки отличаются квадратной формой и являются золотошвейными, обычно на них вышивают птиц, чаще сказочных. А в соседних с Таджикистаном странах самым популярным является белый миндаль, вышитый на черной тюбетейке. Татарские тюбетейки чаще всего делают из бархатной ткани.

Не все мусульмане носят тюбетейки, но бывают моменты когда она для истинно верующего человека является обязательной, например: на похоронах, во время молитвы в мечети и дома, в дни священных праздников. Этот мусульманский головной убор могут носить как мужчины так и женщины.

В этом обзоре архивный материал о тюбетейке, в том числе с туркменской точки зрения.

Также мы поговорим о такии – близкой родственнице тюбетейки. Разновидности такии приняты повсеместно по всему исламскому миру.

Тюбетейка и такия: общий взгляд

Тюбетейка — это распространенный среди тюркских народов головной убор .

В татарском языке тюбетейка называется tүbətəj , откуда это слово проникло в западные языки; в казахском: топы или таки; в кыргызском: tebetej ; в уйгурском: dopp / دوپپا; в узбекском: дуппи ; в туркменском: t ahy ; у азербайджанском: a raxçın .

В случае с шапочкой a raxçın , она поддевается под другой головной убор, а именно национальный головной убор азербайджанцев папаху, а также тюрбан.

Некоторые с читают, что, что тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания . Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Узоры на тюбетейках имеют свои значения . Например, четыре цветка в верхней части узбекской тюбетейки из региона Ферганской долины символизируют защиту человека с четырех сторон, а шестнадцать узоров, расположенные по краю, означают желание иметь большую и дружную семью и шестнадцать детей. В тюбетейке принято в Узбекистане ходить в мечеть, посещать свадьбу или похороны.

У родоначальников ислама — арабов также существует аналог тюбетейки, называемый такия (t aqiyah) . Упоминавшееся выше название тюбетейки в казахском таки связано с арабским наименованием этой шапочки.

У арабов принято поддевать такию под тюрбан, или , так и носить такию отдельно . Интересно, что в хадисах о жизни пророка Мухаммеда, написанных Абу-Даудом, содержится приписываемое основателю исламской религии высказывание «Различие между нами и многобожниками — это тюрбаны над нашими такиями ». Считается, что Мухаммед во время молитв иногда одевал тюрбан (чалму). Интересно, что волнистые линии на дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку уважаемой чалме.

Современный модный вариант такии (tagiyah) с помпоном.

Классическая такия, надеваемая под тюрбан или платок куфию, естественно, без помпона и всегда белого цвета.

В то же время отметим, что в исламе не существует требования одевать такию или какой-либо другой головной убор во время молитвы . Например, как говорят исламские толкователи традиций, м инимальной допустимой одеждой для принятия молитвы мусульманину в исламе является «покрытие тела от пупка до колен» .

Такой небольшой минимум связан с тем, что в период зарождения ислама многие принявшие новую религию, особенно из числа рабов и бедных крестьян, традиционно довольствовались весьма скудным одеянием в повседневной жизни .

Однако с развитием ислама, такия в ряде обществ стала почти непременным атрибутом для совместных мужских молитв. Кстати, в Коране не содержится и предписания для женщин носить хиджаб, что впоследствии стало требованием .

Возвращаясь к такии . Как и в случае тюбетеек, такию также носят как мужчины, так и женщины .

Вот, например, как выглядит такия на примере палестинских арабов.

Далее цитата по материалу Палестинского информационного центра: «В качестве мужского головного убора такия — изготавливалась двух видов: летняя и зимняя. Летняя такия белая, вяжется крючком, имеет красивые узорные отверстия. Зимняя такия вяжется также крючком из овечьей или верблюжьей шерсти без всяких отверстий. На праздники поверх такии надевали платок и сверху еще закрепляли это обхватывающим голову шнурком — уккалем.

В качестве женского головного убора некоторые шапочки такия делали из той же ткани, что и платья, и украшались орнаментной вышивкой, другие изготавливались из бархата и украшались золотыми монетами. На таких шапочках вышивка была по краям или вообще отсутствовала. На праздники и прочие торжественные случаи надевались такии изготовленные из того же материала, что и платья, которые покрывались муслином. Под муслиновый платок надевались также шапочки, вязанные крючком из черных нитей и украшенных блестящими бусинками. Такие шапочки носили обычно молодые девушки».

Отметим, что такия , или тюбетейка, распространилась по всей мусульманской умме под множеством других имен. Например, в Пакистане, Бангладеш и Индии она называется topi (прослеживается очевидное сходство с казахским наименованием тюбетейки топы ) .

Забавно, что среди сефардских и марокканских евреев иногда принято носить тюбетейки, как кипу.

Подготовлено Мониторинг сайт

Тюбетейка. Туркменский взгляд

«Слово «тюбетейка» произошло от древнетюркского «тубе», что значит «верхушка, холм». Получило также широкое распространение и другое название этого головного убора, но арабского происхождения, употребляемое в двух вариантах — «токия » («такия») и «токы », которое в туркменском языке приобрело форму «тахя».

В прошлом свою тюбетейку девушки украшали серебряными монетами, нашитыми сплошь по всей поверхности ниже гупба (серебряное куполообразное украшение с навершием), а по вискам спускались подвески...

В научной литературе существует версия по поводу «военного» происхождения туркменской шапочки («такъе» в переводе с древнетюркского означает «шлем»).

Некоторые исследователи народного костюма не без основания полагают, что раньше тахя делалась из металла и выполняла функцию боевого снаряжения. Действительно, наши прабабушки были очень воинственными женщинами и нередко с оружием в руках защищали родную землю от врагов. А в некоторых случаях, судя по соответствующим эпизодам, зафиксированным в героических эпосах, туркменки, облаченные в боевые доспехи, даже руководили военными действиями. Очевидно, что со временем боевые элементы женских доспехов за ненадобностью трансформировались в украшения, в том числе и боевой шлем, который в наши дни представляет собой красивый головной убор тахя.

К версии о военных» истоках женского головного убора тахя можно добавить, что у северных йомудов (один из туркменских родов. Прим. Portalostranah .ru ) шапочка «сопбаш», сплошь покрытая серебряными монетами и увенчанная ажурным куполком с височными подвесками, поразительно напоминает скифский шлем, изображения которого встречаются на древних вазах и ритонах.

В прошлом туркмены своим детям — в равной степени как мальчикам, так и девочкам — непременно надевали головные уборы. Детям шапочки делали более мягкими, прокладывали верхнюю часть слоем ваты, простегивали редко, слабо натягивая нить. Новорожденному на третий-четвертый день его жизни надевали мягкую шапочку, которую меняли по мере роста ребенка.

Узоры на детских головных уборах выполняли функцию оберега. Нередко детям надевали шапочку, которая держалась на голове ребенка с помощью тесемок, завязываемых под подбородком. Такие шапочки были низкими и отличались разнообразием и красочностью тканей, обилием амулетов, пышностью кисточек и бубенчиков из шелковых нитей, вышивок, блесток и т.п. У туркмен вообще были широко распространены разного рода амулеты, талисманы (дога, тумар, различные бусинки и т.п.), которым приписывались магические свойства, помогавшие «отгонять злых духов», «предохранявшие» от различных опасностей и бед. Такие амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.

Девушки носили тахя до замужества, а мужчины — всю жизнь. Девичий головной убор в прошлом отличался от мужского тем, что был более глубоким. Особенно нарядную по орнаментике и технике шитья тюбетейку надевали на жениха. У пожилых людей тахя была несколько скромнее. Взрослые мужчины головные уборы носили постоянно: надевали маленькую тюбетейку, а поверх нее — пушистую меховую папаху силкме телпек.

Во время свадьбы обряду смены головного убора девушек («башсалма») придавалось особое, ритуальное значение: в доме жениха с невестки снимали девичью тюбетейку и передавали в руки его младшей сестры — золовки. Ритуал перемены прически и головного убора — один из ключевых моментов свадьбы, ведь менялся социальный статус молодой женщины, и это оформлялось новым символом-знаком в ее одежде.

Следуя древним правилам, туркменские женщины, прически которых отличались от причесок молодых девушек, всегда покрывали свои волосы головным убором. Если девушке разрешалось демонстрировать косы (четыре, позднее — две), то замужним предписывалось прятать волосы под головным убором или шапочкой с накосником — «култепешек», который представлял собой как бы футляр для кос. Согласно преданиям, именно такой головной убор носила Фатима — дочь пророка Мухаммеда.

И в наше время среди детей и молодежи самым популярным атрибутом национальной одежды является красочная тахя, которая находится за пределами влияния капризов изменчивой моды. Если в прошлом головные уборы были самой своеобразной, можно сказать, информационно-выразительной частью национального костюма, которая могла многое рассказать об обладателях тахя, то сейчас эти опознавательные функции в большинстве случаев утрачены. В наше время тюбетейки в сельской местности в какой-то степени сохранили возрастные и территориальные различия, «женскую» или «мужскую» мотивацию, но в городе в головном уборе юношей и девушек отмечена тенденция к стиранию различий, отражающих их этническое или семейное положение».

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.


  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.


  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» - неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».


Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.


Разновидности

  • Мужской

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.


  • Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.


Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.


Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.


На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).


Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.


Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.


Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.


Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.


Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.


Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.


Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама