THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой) ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систематическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни. Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен­там: I) складывающиеся отношения между родителями; 2) родитель­ские чувства к детям; 3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са­мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать с раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне к др. Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания: I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения; 2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей; 3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни. Для Девочек характерно: - игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное; - они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва­лят, они получают больше положительных оценок; - склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за­ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни­ков; - повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения. Для мальчиков характерно: - ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые; - лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях; - больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну; - более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ; - ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам. Задачи воспитания мальчиков и девочек : 1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ­лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де­вочками; 2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо­вания как представителя пода; 3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни. Основные Направления полового воспитания дошкольников : - полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со­циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен­ности; - сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований; - подготовка будущих семьянинов. В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика­ция, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле­ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела. Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг­рушки. На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема­тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по­ловые представления и поведение. Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина: - формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека; - формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи; - воспитание любви к родителям; - подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены; - приучение детей к участию в семейных делах. В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди­тельной справедливости в - оценке положительных и отрицательных со­бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре­дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель­ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо­лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета­ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра­нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь­ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол­нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме­нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан­ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож­ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав­ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе­нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима­ет мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла­бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по­дают жестокий отец и всепрощающая мать. Условия Правильного полового воспитания детей в семье: - согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме; - педагогическая культура родителей; - положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми; - ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест­ва, на формирование мужественности и женственности.

Половое воспитание дошкольников.

(сообщение из опыта работы воспитателя Чикуровой Т.И.)

Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. От того, как оно было поставлено, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.

В половом воспитании дошкольника в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят тли в доме мир и согласие, или отношения между членами недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с любовью, лаской, заботой, или же напротив, на него смотрят как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых…

Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы переживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?

Едва достигнув трехлетнего возраста, малыши начинают обращаться к нам со своими бесчисленными «почему?». Мир открывает перед нами каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно все знать, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, то и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и «как?». И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «откуда берутся дети?» А вопрос этот возникает неизбежно, «потому что ребенок видит приготовления в семье к появлению братика или сестренки и, наконец, встречает новорожденного дома, он слышит разговоры о том, что у знакомых или у соседей родился ребенок. Да и безотносительно к рождению других детей малыш, несомненно, будет пытаться решить первую в его жизни философскую проблему в процессе осознания своего собственного «Я» - как он проявился. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я мальчик» или «Я девочка». Родители часто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике – мужские, а в девочке – женские черты характера. Например мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием. Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?» И так же невинен. Обычно это происходит в 3 – 4 года. Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Поверьте, что малыш отнюдь не ждет от вас подробных разъяснений. Чем спокойней будет тон ответа, тем меньше вероятность зафиксировать внимание ребенка. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, стыдливом.

Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находится у нее в животе, а потом, когда подрос и ему там стало тесно, вышел наружу. Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего соответствующего опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что в ближайшем будущем должен узнать. Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не от того, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддерживать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне.

Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Таким образом, можно установить нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же можно понять, что именно малыш уже знает, выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.

В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства. В проблеме полового воспитания главное значение имеют не какие-то частные приемы и готовые фразы, а весь фон воспитательной работы с ребенком в семье, детском саду.

Вот что говорил по этому поводу А.С Макаренко:»Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям, интересам, мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Таким образом, речь идет в первую очередь о нравственном воспитании в широком смысле слова. Ребенок не должен расти эгоистом, всеобщем баловнем, которому все и всегда позволено. Важно привить ему умение поступиться своими интересами ради других людей – взрослых и маленьких, необходимо воспитать мальчика в духе рыцарского уважения и вежливости по отношению к девочкам. Не касаясь при этом вовсе вопроса пола, а основывая свои советы и требования на том, что он мальчик, сильнее своих сверстниц и должен всегда и во всем им помогать.

Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важнее, чтобы он не залеживался в постели утром. Кстати сказать, постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Полезно привить ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку. Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего, ребенка нужно ежедневно купать. Соблюдая все эти несложные правила можно избежать раннего, преждевременно появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившиеся ощущения и пристрастия к искусственному возбуждению половых органов. По той же причине следует немедленно обращаться к врачу в случае, если у ребенка появится зуд в области половых органов, вызванный кожным заболеванием или же глистами – острицами.

Питание ребенка должно быть умеренным. Надо избегать обильной горячей пищи перед сном. Ни в коем случае нельзя давать крепкий чай, отказаться от натурального кофе. Совершенно излишни в рационе ребенка возбуждающие специи – перец, корица, цикорий и т. п. Необходимо следить за тем, чтобы дети своевременно опорожняли кишечник и мочевой пузырь, а не приплясывали при позывах к мочеиспусканию, будучи не в силах оторваться от увлекательной игры. У девочки привычка не опорожнять своевременно мочевой пузырь и кишечник может стать одной из причин возникновения смещений матки. Если ребенок по долгу засиживается на горшке, с этим также следует бороться, предварительно обратившись к врачу. Возможно малыш страдает запорами, и врач посоветует, какие меры необходимо принять в таком случае. Желательно, чтобы дети старше трех лет, если позволяют условия, спали в отдельной комнате. Постель должна быть индивидуальная. Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание - все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно. В.М. Бехтерев подчеркивал, что в этих случаях в результате раздражений частей тела, связанных с сексуальной сферой, у ребенка возникает половое возбуждение. Таким образом, создаются условия к появлению у него к ранней сексуальности, а иногда упорного стремления к самоудовлетворению едва пробудившегося полового чувства. Совершенно ясно также и то, что всякие неровности в поведении взрослых по отношению к малышу – будь то чрезмерная ласка или излишняя строгость – создают ненужные перегрузки для его еще хрупкой нервной системы, способствуют возникновению неуравновешенности и капризности.

Огромную роль в половом воспитании играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития ребенка – гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны. Немалое значение имеет борьба с детским рахитом и его предупреждение. Особую опасность это заболевание представляет для девочек. Правильный режим жизни и питания ребенка, употребление витамина «Д», умеренное, но достаточное ультрафиолетовое облучение – надежная гарантия от рахита. Половой инстинкт, как и все инстинкты, является наследственным, врожденным. Однако природа мудро позаботилась о том, чтобы инстинкт этот до определенного возраста оставался скрытым, необнаруженным в отличии от других инстинктов (пищевого оборонительного, ориентированного), ранее проявление которых является жизненно необходимым. Мера по предупреждению половых возбуждений – соблюдение ряда гигиенических правил.

Довольно распространенной ошибкой, которую допускают взрослые в половом воспитании, является незаметное для них самих культивирование антагонизма между мальчиками и девочками. «Чего ты разревелся, как девчонка!» «Так вести себя стыдно. Ты же мальчишка!»- такие и подобные фразы нередко приходится слышать от родителей и воспитателей. Тем самым у детей формируется понятие о превосходстве одного пола над другим. Ведь и без того малышам присущ некоторый антагонизм. Правда, антагонизм этот в основном напускной, показной. Мальчик дергает девочку за косичку, к которой испытывает смутное, непонятное тяготение, старается досадить ей по мелочам, стремясь обратить на себя ее внимание - .это «болезнь роста», проявление процесса осознания своего пола. Это результат первых сопоставлений, которые по каким- то скрытым психологическим закономерностям на определенном этапе приводят уже к противопоставлению. Мы, взрослые, не должны усиливать такого рода душевные контрасты в своих воспитанниках. Это чревато в дальнейшем неуважительным и даже грубым отношением между юношами и девушками. Нужно стремится в работе с детьми не противопоставлению мальчиков и девочек, а к развитию между ними здоровых, дружеских отношений, к воспитанию с ранних лет чувства мужского благородства у мальчиков и разумного чувства собственного достоинства у девочек. Достаточно подчеркнуть то, что мальчик сильнее физически, а поэтому он призван всегда помогать девочке в выполнении трудной работы, уступать место, пропускать ее вперед, входя в дверь, подать руку выходя из автобуса и т.п.

Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей (например их отношениях их друг к другу и ко всем членам семьи). Дети подмечают и чувствуют тончайшие ньюансы в поступках старших, в их высказываниях, в их настроении. Взрослея ребенок обнаруживает все большую склонность анализировать поведение родителей. И хотя этот анализ подчас наивен и поверхностен, тем не менее, он свидетельствует об острой наблюдательности ребенка. В случаях когда дети становятся случайными и постоянными свидетелями внимания, взаимной заботы и теплоты родителей друг к другу, это может только благотворно сказаться на психическом развитии дошкольников, создает хорошую почву для воспитательной работы. Но ни в коем случае даже маленькие дети не должны становиться очевидцами интимной стороны жизни супругов. Необходимо предостеречь родителей от заблуждения, будто дети «все равно ничего не поймут и ничем таким не интересуются».

Многие, наоборот, впадают в другую крайность – создают вокруг ребенка стерильную среду, этакое безвоздушное пространство, в котором объявлены крамолой такие слова, как «жених», «муж и жена», «роды» и т.п. здесь мы встречаемся с стремлением уйти от объяснения этих понятий сыну или дочери, с попыткой оттянуть до определенного срок взросление дитяти, перенести всю ответственность и все тяготы полового воспитания в школу. В такой семье пожалуй, и «Сказку о царе Салтане» сочтут за безнравственную и не детскую книжку. Ханжество и лицемерие не совместимы с понятиями нравственности и чистоты. Мы должны стремиться к естественности и простоте в обращении с детьми, во всем стиле воспитательной работы. Пусть мать отец, работник детского сада, не превращаются в подружку или в приятеля, а станут для ребенка настоящими, умными, искренними друзьями, то может только помочь в деле полового воспитания.

Еще раз хочется напомнить, что начинать его нужно с младенчества. Иначе оно по существу оказывается уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные в свое время. Правильно поставленное половое воспитание помогает решению и преодолению многих вопросов и проблем, встающих перед ребенком, способствуя в итоге формированию цельной, гармонической личности.


Ольга Волобуева
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мне понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. В Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);

Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

Церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра, как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т. е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую мо-дель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

Девочки и мальчики

Проводя родительские собрания в дошкольном учреждении, задаем вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спрашивает: «А разве их надо воспитывать по-разному?» Хорошо, если родители-психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались для нас только своим внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особенностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним параметрам, при этом не учитывая половых признаков и темперамент ребенка. В число не укладывающихся в эти нормативы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они, мальчики и девочки. Зайдите в логопедическую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладают мальчики. В дошкольном учреждении за последнее время наблюдается такая тенденция - мальчики начинают говорить теперь значительно позже девочек, в 3 года и позже. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как развивать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родители мало разговаривают, не читают им книги. Забыты традиционные народные детские игры («Ладушки», «Сорока Дуда» идр., которые развивали руку ребенка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Поэтому у ребенка к 4 – м годам, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя сказать о речи ребенка.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира».

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые - чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память - надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

А суть - это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Используемая литература:

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. О. Клециной. - СПб. : Питер, 2003.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». - М., 2000.

4. Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. - М. : Оникс, 2006.

Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема эта сложная и неоднозначная, но надеюсь, что эти материалы помогут родителям найти ответы хотя бы на часть детских вопросов .

Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?

А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-человек?

А у кошек и собак тоже бывает любовь?

А папа может родить?

Эти и похожие «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он чувствует доверие, в любой неподходящий момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.

Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников.

Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, затронула и эту деликатную проблему. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Задавая специалистам вопрос на данную тему: «Надо ли разговаривать с детьми на «взрослые темы»? Кому, когда и как? Можно получить такой ответ: «Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Проявлять же инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя!

Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией отчественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь».

Что интересует малышей?

Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола. Детские вопросы можно классифицировать следующим образом:

Ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;

3-4-летний малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;

В 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;

В 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.

Такая любознательность обусловлена тем, что дошкольник не только наблюдает события - он хочет понять их сущность. Ему интересно узнать, что вокруг происходит и почему именно так, а не иначе. Ребенка все волнует, на все он стремится получить ответ. Поэтому и беспокоит взрослых бесконечными вопросами: «Откуда я взялся?», «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», «Как я появился на свет?» И т.п. Прав Януш Корчак, известный польский педагог, утверждая: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними».

class="eliadunit">

К сожалению, в литературе для родителей половые темы стыдливо обходят.

Коммуникация взрослого с дошкольником на половые темы

Вне всякого сомнения, дошкольники должны получать ответы на свои вопросы вообще и в частности по половой тематике в интимной, доверительной беседе с ближайшими родственниками: матерью или отцом, бабушкой или дедушкой. Так оно и бывает в большинстве морально здоровых семей, где отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимной любви, духовном единстве поколений, где понимают, что любые вопросы ребенка продиктованы стремлением понять непонятное, неизведанное. Родители там не унижают сына или дочь подозрениями в болезненном интересе и распущенности, и не смущаются «пикантностью» темы, а интеллигентно и доходчиво помогают ребенку понять разные стороны жизни. Однако, к сожалению, не во всех семьях царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания. Не все родители имеют и соответствующее образование или желание приобрести нужные знания.

Поэтому на вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. Популярная среди старших поколений версия о «капусте и аисте» полностью себя дискредитировала. Представьте, что почувствует ребенок, узнав правду. Оказывается, взрослые его обманули, и попробуйте доказать потом, что это - единственная озвученная тобой неправда. А ответа: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.

Атмосфера готовности ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение тактично объяснить самые сложные из них - важное условие эффективного общения с дошкольником. Зато антипедагогические попытки обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Придет время... А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если узнает в циничной форме?

Врач, публицист Владимир Леви считает, что «святой ложью» в половых сообщениях взрослые могут психически покалечить ребенка, и приводит пример, когда родители, стремясь защитить «детскую чистоту», придумали для своего сына сказку о том, что «в лесу бывают такие цветочки, прекрасные, из которых вырастают маленькие человечки», в которую парень верил до 12 лет и при этом горячо любил родителей. К тому моменту, пока соседский парень в грубой форме не «просветил» его по этому вопросу. И вот печальный результат - психическое расстройство у ребенка и отчуждение от родных.

Чтобы знания, которые касаются пола, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Взрослые должны быть готовы к вопросам на половые темы от детей. Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует - существуют неприличные ответы». Ведь дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Кстати, ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.

Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», Можно использовать такую ​​ возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».

Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Естественное поведение взрослых, обычный тон разговора - одно из самых легких и одновременно самых сложных условий общения с ребенком при этом. Часто бывает, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети - тонкие психологи: они сразу чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Глубокий вздох, длинная пауза, озадаченность или подчеркнутая многозначность вроде «Как хорошо, что ты наконец об этом спросил!» дают ребенку основание для вывода, что в этой теме есть что-то необычное, недозволенное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно сникают, говоря об этом.

Если же до четырех-пяти лет ребенок не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, то это не значит, что такие мысли даже не приходят ей в голову. Дело в том, что хотели того взрослые или так получилось случайно, но у ребенка могло сложиться впечатление, что эта тема запрещена. Возможно, когда он впервые проявила интерес к «деликатной» проблеме, панический крик матери «Чего это ты вдруг спрашиваешь о ТАКОМ?» навсегда отбил у малыша желание быть откровенным с ней и подтолкнул к мысли о недопустимости обсуждения с родителями этой темы вообще. В таком случае ребенок может надеяться получить необходимую ему информацию от воспитателя. Он может поставить косвенный вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить его реакцию.

Половое воспитание - дело обыденное

Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».

Например, если дома или в детском саду есть животные, за которыми дети ухаживают и наблюдают, у них появляется возможность естественно ознакомиться со всеми сторонами их жизни: кормлением, спариванием, рождением малышей и их вскармливанием. Правдивая информация в ответ на детские вопросы и объяснения взрослым этих процессов формируют в малышей понимание того, что в животном и растительном мире существует закон продолжения рода, которому подчиняется все живое. Это единственно правильная и относительно безопасная система полового воспитания, которая помогает избежать и ханжеских умолчаний, и в какой-то степени отвлекает необходимость специальных, можно сказать, опасных бесед на подобные темы. Воображение ребенка искажает не объективный правдивый рассказ, а неосведомленность, что создает информационный вакуум и почву для домыслов.

В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Ведь картинки в книжке не передадут ощущение любви, не раскроют смысла зарождения человеческой жизни. Поэтому не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в половую реляцию чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.

Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить иммунитет от скабрезности и циничности при общении на половые темы, научиться в будущем самостоятельно, из литературных источников черпать необходимые каждому человеку знания.

Rating: (0 Rating)

Пожалуйста, посоветуйте что делать? Мой сын ходит в обычный детский сад. Недавно он нам с мужем рассказал шокирующие вещи! В их группе есть один мальчик, мой сын рассказал нам, что этот мальчик «ставит всем в группе уколы». На наш вопрос - как? Он нам сказал, что он пихает пальчик детям в попу, также он постоянно показывает в туалете свои половые органы и попу. Я стала выяснять у воспитателей в чем дело. На что они пояснили, что было такое, на вопрос зачем он так делает, мальчик ответил, так ему делают мама и папа, тоже самое они делают друг другу. Также воспитатель рассказала, что этот ребенок показал «чем занимаются его родители» причем на другом мальчике, завалив его на пол. Этот ребенок на протяжении всего времени в саду ведет себя плохо, не слушается, обижает всех детей. На замечания воспитателей он отвечает - «молчи женщина, придут мои родители и тебе будет хана» и т.п.

При разговоре воспитателя с отцом этого мальчика, отец заявил, что он мальчик и должен себя так вести. Наши воспитатели бьются как могут, пытаются заложить в этого мальчика что-то хорошее, но в этом совсем нет смысла, так как дома все это рушат родители. Я просто боюсь за своего сына!

Подскажите, что делать? Куда обратиться, но так чтобы не пострадали наши воспитатели?!

Надежда.

Ответ: Здравствуйте! С проблемой, о которой Вы пишете, сталкиваются многие родители. Но не все готовы об этом говорить. А говорить необходимо! Каждый ребенок в определенном возрасте проходит необходимый этап развития, в котором маленький человечек начинает проявлять интерес к вопросам пола: «есть мальчики и девочки», «чем мальчики отличаются от девочек», «как появляются дети». Это период начального этапа психосексуального развития малыша, в котором закладываются очень важные основы полового развития и половой культуры личности. От полового воспитания дошкольника зависит будущее благополучие.

Эти вопросы заслуживают особого внимания в процессе воспитания любого ребенка. И поэтому вопросы полового воспитания родители должны взять в свои руки (как бы не было тяжело вам начинать этот разговор и, конечно, все разговоры в соответствии с возрастом ребенка). Если ребенок начинает сам задавать такие неожиданные вопросы, то не теряйтесь, не делайте вид, что это страшные и неприличные вопросы. Ваша реакция, с одной стороны, напугает малыша, с другой стороны, озадачит, и все вместе приведет к тому, что он у Вас больше спрашивать не будет. И если ответов от Вас он не получит, он их будет искать в другом месте (минуя Вас). И искать он их будет с особым интересом, вспоминая Вашу реакцию. Конечно, можно отдать ребенка на половое «воспитание» интернету, двору, «коллегам» по садику, но в данном случае есть большой риск искалечить психику малыша и в будущем получить деформированную личность.

В случае же, если Вы спокойно, не выдавая особую необычную реакцию, расскажите ребенку (в соответствии с его возрастом), чем мальчики отличаются от девочек или прочитаете книжку, в которой в доступной форме рассказаны данные вопросы, то ребенок удовлетворит свое любопытство, и до определенного возраста не будет интересоваться данной темой. Для маленького ребенка не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто точно и спокойно ответить на его вопросы. По мере того, как ребенок будет становиться старше, на те же самые вопросы вам надо будет отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую вы ему уже дали. Помните, что в процессе таких воспитательных моментов Вы закладываете основы личности ребенка, его половой культуры, формируете в ребенке здоровую, устойчивую психику. Цель воспитания – сформировать личность, которая сможет благополучно и устойчиво взаимодействовать и выстраивать свою жизнь самостоятельно во взрослом мире. Закладывая в ребенке правильные основы психосексуального развития, мы с вами и растим здорового (в физическом и психологическом планах) человечка. Если в семье ребенок получает все необходимое, то выйдя за пределы дома (во двор, в детский сад, в интернет и. д.) наш малыш сможет самостоятельно устоять от негативного информационного воздействия (у него будут хорошие детские интересы и соответствующее хорошее окружение друзей).

Мы, как родители, очень беспокоимся за своего ребенка и желаем ему только добрых и приятных ситуаций. Но жизнь, как правило, преподносит свои уроки. И мы понимаем, что не сможем постоянно контролировать с кем, как и на какие темы общается наш малыш, не сможем держать его дома или постоянно менять детский сад, класс, друзей (конечно если речь не идет о психическом или физическом здоровье малыша – если здоровью и жизни малыша угрожает опасность, то, не медлить и защищать). Но мы можем помочь нашему малышу стать сильным и самостоятельным — говорить и обсуждать дома все вопросы, которые интересуют ребенка; уделять ему внимание и любить его, поддерживая дома благоприятную и открытую обстановку.

Касаясь данной темы, нельзя не сказать о неблагоприятных (тяжелых) ситуациях, которые могут случиться с ребенком. Я говорю о сексуальном насилии. Это сложная психотравмирующая ситуация, последствия которой могут быть очень глубокими и длительными. Формы сексуального насилия над маленьким ребенком могут быть различными, от демонстрации ребенку половых органов до самого насилия. Наблюдение ребенком полового акта взрослых тоже может стать травмирующей ситуацией. Особенность поведения маленьких детей в таких ситуациях заключается в том, что они долго молчат об этом. Опасаясь гнева взрослых, испытывая сильный страх, малыши на протяжении долгого времени могут подвергаться насилию и не рассказывать никому.

Если ваш ребенок рассказал вам о таком факте, не ругайте его ни в коем случае, выясняйте как можно больше подробностей и обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам (врачи, психологи).

Если ваш ребенок рассказывает о необычном поведении «другого мальчика» (другой мальчик показывает свои половые органы, имитирует половой акт), вам обязательно нужно спокойно поговорить с вашим ребенком, понаблюдать за поведением и эмоциональным состоянием вашего сына или дочки. Если малыш спокойно выслушивает вас, получает ответы на интересующие его вопросы, и в его поведении вы не отмечаете изменений, то, возможно, на сегодня ситуацию вы благополучно «закрыли». Если же вы наблюдаете изменения в поведении ребенка, он тревожен, нарушается сон, появляются страхи, он замкнулся и не общается с вами, то «бейте тревогу». Обратитесь к психологу, к социальному работнику в детском саду, говорите с воспитателями. С семьей «другого мальчика» должны обязательно побеседовать специалисты.

Если вы у своего ребенка замечаете странное поведение: чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания, поразительные для возраста знания о сексе, имитация сексуальных действий, то это должно вызвать особую озабоченность. Не оставляйте такое поведение без внимания. Поговорите с ребенком, поговорите с воспитателями в детском саду, с няней, понаблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка – возможно, оно изменилось за последнее время. Такое опережающее, неблагополучное сексуальное развитие ребенка может быть следствием сексуального насилия, развратных действий в отношении вашего ребенка. Если такие факты обнаруживаются, то спасайте своего малыша, не замалчивайте проблему, обращайтесь за помощью в правоохранительные органы, к специалистам.

Любящие родители, доброжелательная и открытая обстановка в семье, и осмысленный процесс воспитания – залог благополучного будущего наших детей. Много сложностей встает на этом пути перед родителями, и иногда мы теряемся в этом мире неожиданных и непредсказуемых неприятностей: Как уберечь моего малыша? Как вырастить его здоровым? Как вести себя в той или иной ситуации? Нас не учат в школе, как воспитывать детей, нас не обучают в институтах, как быть родителями. Но у нас есть любящее сердце и стремление сделать своего малыша счастливым. Главное, чтобы наше стремление было осмысленным и здравым, чтобы мы подходили к воспитанию наших детей, как к серьезному процессу, который управляется нами, и результат которого всецело зависит от нас.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама