THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ирина Стоценко
Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке .

Подготовила Стоценко Ирина Владимировна.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

Поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения .

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка , воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.

Новизна системы состоит в следующем :

1. На музыкальных занятиях , в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме . Привычные виды музыкальной деятельности , развивающие творческие способности и музыкальность ребенка , можно разнообразить с пользой для здоровья . Например, начинается каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемежается с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией . Перед пением песен – занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально -ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией .

2. Проводим интегрированные музыкально - валеологические занятия . Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни , о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинского работника, инструктора по физкультуре.

3. Применяем новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию , включая вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Оздоровление детей , создание эмоционального комфорта - важнейшая задача нашего детского сада. Организация музыкальных занятий с использованием технологий здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников , выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях , способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Результатами этой музыкально- оздоровительной работы являются :

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями) . Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия , в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия . Несложные, добрые тексты «Здравствуйте ребята» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии , подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается : подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников .

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи) .

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности выдоха.

Особую роль в оздоровлении детей выполняет музыка . Использование ритмических упражнений, разучивание музыкальных утренних гимнастик , спортивных танцев, танцевальных упражнений, обеспечивают достижение наибольшего эмоционального комфорта детей, включение гиподинамичных детей в интересные виды деятельности игры-гимнастики.

Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использование педагогами в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками различных психодвигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья , активизируется общение детей и взрослых.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память , внимание.

Игровой массаж

тоже проводится на музыкальных занятиях . Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили : нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку . Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку . Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки . Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты , звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях , занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия –

важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ . Это создание такого музыкального сопровождения , которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н . Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий , свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия , его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

«Музыка много дает для здоровья , если пользоваться ею надлежащим образом». Пифагор.

Позови своего друга при помощи какой-нибудь мелодии.

«Саша, где ты?» А он тебе ответит : «Я здесь» .

Пропой свое имя. «Та-ня» , «Са-ша» , «Ка - зик» .

Спроси при помощи какой-нибудь мелодии, как зовут твоего друга. «Как тебя зовут?» А он тебе ответит.

Попробуй сымпровизировать маленькие песенки, где есть звукоподражание животным, птицам или каким-либо явлениям окружающего мира.

Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко, далеко

Нас поезд повез.

Спой маленькую песенку, а мелодию к ней сочини сам. «Зайчик, зайчик, где ты был? На лужок гулять ходил» , или «Гуси, гуси, где ваш дом? Возле речки под кустом» .

Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных : мишка, кошка, лягушка, петух и др. Выбери те, о которых можешь сочинить песенку. Например :

Утром на опушке

Квакали лягушки.

Сочини и пропой песенку на слова : «Солнце ярко светит, весело на свете» .

Сочини грустную песенку на слова : «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора» .

Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (веселая и грустная) : «Машенька идет, весело поет,

Машенька упала, всем нам грустно стало».

Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты , с которыми ты можешь танцевать.

Послушай музыку и нарисуй то , что ты чувствуешь.

Изобрази кошку, собаку, петуха, корову, лягушку, комара. Передай их настроение (кошка - ласкается, собачка - сердится и т. п.) .

Сочини танцевальные движения к народным танцам, к польке и вальсу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Подснежника» города Канска Красноярского края

Проект

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Трубина Наталья Александровна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад «Подснежник» г. Канска

Вид проекта : творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

    Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD -диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

    Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

    Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

    Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

    Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

    Картотека игр.

    По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
    - по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,
    разработки В. Емельянова.

    План занятия.

Презентация проекта:

    Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

    Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка .

    С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

    Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный

    Самообразование

    Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Декабрь

2012 г.

2 этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта

    Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

    Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

    Музыкально- валеологические занятия

    Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

    Кружок «Домисолька»

    Музыкально- физкультурные развлечения

    Самообразование

Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

    Исследование результатов практической деятельности

Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий

В течение всего периода

Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные и музыкально-валеологические мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории ДОУ.

Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники,. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

    музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

    библиотека методической и музыкальной литературы;

    аудио- и видиотека;

    подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

    ноутбук для показа презентаций и фильмов;

    для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

    музыкальные игрушки;

    атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

На территории ДОУ расположены различные безопасные спортивные снаряды, яма с песком для прыжков в длину. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (подготовительная группа)

Общая длительность занятия – 30 мин

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

    Валеологические песенки-распевки;

    Дыхательная гимнастика;

    Артикуляционная гимнастика;

    Оздоровительные и фонопедические упражнения;

    Игровой массаж;

    Пальчиковые игры;

    Речевые игры;

    Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

    И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

    И.С.Бах. "Шутка".

    И.Брамс. "Вальс".

    А.Вивальди "Времена года"

    Й.Гайдн. "Серенада"

    Д.Кабалевский "Клоуны"

    Д.Кабалевский "Петя и волк"

    В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

    В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

    И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

    "Антошка" В.Шаинский

    "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

    "Будьте добры" А.Санин

    "Веселые путешественники" М.Старокадомский

    "Все мы делим пополам" В.Шаинский

    "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

    "Если добрый ты" Б.Савельев

    "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

    "Настоящий друг" Б.Савельев

    "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

    Л.Боккерини "Менуэт"

    Э.Григ "Утро"

    А.Дворжак "Славянский танец"

    Лютневая музыка XVII века

    Ф.Лист "Утешения"

    Ф.Мендельсон "Песня без слов"

    В.Моцарт "Сонаты"

    М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

    М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

    К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

    Т.Альбиони "Адажио"

    И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

    Л.Бетховен "Лунная соната"

    К.Глюк "Мелодия"

    Э.Григ "Песня Сольвейг"

    К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

    Н.Римский-Корсаков "Море"

    Г.Свиридов "Романс"

    К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

    Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

    Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

    Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Наш детский сад "Буровичок" работает как школа - лаборатория по оздоровлению детей. Основной задачей МДОУ является повышение неспецефической сопротивляемости организма за счет адаптации к повышающимся нагрузкам средствами физического воспитания и других оздоровительных мероприятий с целью уменьшения количества острых заболеваний верхних дыхательных путей, а также длительности их и тяжести. У таких детей слабое дыхание, которое не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

  1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
  2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
  3. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

АНАНЯН ГАЯНЭ СЕРГЕЕВНА
Проект «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Вид проекта : творческий

Участники проекта : музыкальный руководитель , дети, воспитатели, родители.

Срок реализации : краткосрочный

Обеспечение проекта :

1. Наглядный материал : карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии , записи классической музыки Шопена , Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства : музыкальный центр , ноутбук.

3. Раздаточный материал : обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта :

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников .

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию : «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, « Музыкальное воспитание » О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка » В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья » М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

разработки В. Емельянова.

4. План занятия .

Презентация проекта :

1. Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» .

Цель : Разработать и проводить музыкальные занятия , включая в их планирование здоровьесберегающие технологии , обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья , выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни .

Задачи :

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье .

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

каждого ребенка.

3. С помощью повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза : Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме .

Этапы реализации проекта :

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

Организационный Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями , оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. Декабрь

Практический Создание методических разработок для реализации проекта

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

Музыкально- валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Кружок «Домисолька»

Музыкально - физкультурные развлечения

Самообразование Музыкальные занятия , развлечения, консультации В течение всего периода

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

В течение всего периода

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий , развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружка «Домисолька» . Музыкальный зал хорошо освещен , имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое :

музыкальные инструменты : пианино, аккордеон;

Библиотека методической и музыкальной литературы ;

Аудио- и видиотека;

Подборки музыкально -дидактических игр и пособий;

Ноутбук для показа презентаций и фильмов;

Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

музыкальные игрушки ;

Атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально -дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов , костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий .

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия , в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные , по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии , в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности .

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия .

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия . Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии , подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память , внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки . Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты , звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях , театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия .

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку , используют ее в качестве фона для занятий , свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет " г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет " г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама