THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы ни музыки, ни живописи, ни литературы.

Воображение - это высшая психическая функция, обеспечивающая сознательную творческую деятельность человека.

В чем польза детской фантазии?

Дети любят фантазировать, ведь для них это игра и развлечение. Однако фантазия выполняет разные функции, которые на первый взгляд не так очевидны. Обсуждая с ребенком его фантазии, вы сможете понять, что чувствует ребенок, помочь преодолеть трудности и научиться вести себя в реальном мире.

Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развитое воображение обеспечивает мощный творческий потенциал в будущем.

Когда развивать детское воображение

Ребенок рождается с потенциальной возможностью фантазировать и придумывать. Но развитие и усовершенствование способностей воображения происходит при решении реальных творческих задач. Наиболее интенсивно воображение развивается в довольно раннем возрасте, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если специально не работать над формированием воображения, то в дальнейшем эта функция переходит в пассивную форму. Именно поэтому обычному взрослому гораздо труднее сочинить сказку или придумать новый сюжет для игры. Для ребенка же, обычно, не составит труда выполнить такое задание.

Как помочь ребенку развить богатое воображение и творческие способности

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Предлагаем несколько игр, которые способствуют развитию детского воображения.

Игра «Два волшебника»

Эта игра помогает развить способность к нравственным оценкам у детей. Игра подходит детям от четырех лет.

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или по отдельности нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а у другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было понятно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы - волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку, книгу волшебства, волшебное животное-помощника и т.п. Главное, чтобы по рисунку было сразу видно, который волшебник добрый, а который - злой.

Игра «изобретатель»

Эта игра активизирует и воображение, и мышление. Ребенку предлагается придумать изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по представленным ниже задачам.

Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем;

Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

Следующий этап игры - изобразительный. Возможны несколько вариантов:

Первый вариант . Нарисовать все, что было придумано ребенком раньше.

Второй вариант . Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта кружков, прямоугольников, треугольников и полосок разного цвета, приготовленных заранее.

Третий вариант . Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта игрушек (игровых предметов, игрушечных животных, кукол и т.д.).

Игра «Рисунок в несколько рук»

Это групповая игра, связывающая воображение и эмоции. Игра не имеет возрастных ограничений. Всем участникам предлагается представить себе какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый ребенок изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй игрок, отталкиваясь обязательно от изображенного элемента, продолжает работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. Конечный результат, как правило, представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, а все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляют процесс изображения и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

Можно включить элемент соревнования - когда дети разделяются на команды и каждая рисует свой рисунок. По итогу определяется команда-победитель.

Помогайте детям развивать воображение и, быть может, ваш ребенок войдет в историю человечества как изобретатель чего-то полезного или создатель произведения искусства.

игры для воображения по материалам сайта: ped-kopilka.ru

Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от , видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Как работает детская фантазия

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама