THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Традиции и обычаи с древних времён являются регуляторами общественных отношений. Эти неписаные, традиционно установившиеся правила поведения оказывают очень большое влияние на общество в Дагестане. Благо, когда обычаи и традиции способствуют сохранению нравственных ценностей и сочетаются с религиозными требованиями. Например, традиции гостеприимства, добрососедства и т.д. Но, к сожалению, многие из дагестанских обычаев усложняют жизнь людей и – более того! – идут вразрез с Шариатом. С каждым годом эти традиции видоизменяются и приобретают новые изощрённые формы.

Особый отпечаток народные обычаи Дагестана наложили на сватовство, свадьбы и формы их проведения – и тем самым… усложнили процесс создания семьи.

Результаты негативного влияния некоторых традиций, и как общество с ними борется – мы можем оценить на конкретном примере селения Чиркей Буйнакского района РД. Здесь особый акцент в последние десятилетия делался на обычаи, связанные с бракосочетанием, и со временем их исполнение становилось всё сложнее и сложнее. В советский период, несмотря на то, что люди не были такими состоятельными, как сегодня, браки заключались относительно рано: в 18 лет парень шёл служить в армию, а по возвращении, когда ему было 20 лет, он женился. Остававшиеся холостыми до 25-26 лет считались «стариками», которые опоздали с женитьбой. А после Перестройки у людей появились деньги и традиции стали диктовать новые условия: уже к концу 1990-х – началу 2000-х годов возраст, когда заключали браки, стал уже 27-28 лет, а сегодня – спустя уже 10 лет, в угоду традициям – стало нормой заключать браки к… 30-35 годам. А всё это потому, что возросли требования как со стороны жениха, так и со стороны невесты к жилью, к тому, как должен быть обставлен дом, к калыму, золотым украшениям невесты, свадебной процессии и т.д.

«Брачный прайс»

Хотя все свадьбы в Чиркее проводились без выпивки и запрещённых танцев, каждый, кто собирался жениться и выйти замуж, должен был следовать «свадебному прайсу», в который включены все обязательные пункты и цены на них, начинающиеся с момента сватовства и до свадебной церемонии. И, даже несмотря на финансовый кризис в стране, общая сумма, необходимая для женитьбы, включая все расходы, росла с каждым годом и на данный момент составляет… несколько миллионов рублей. Также жениху необходимо… иметь двухэтажный дом с ремонтом.

Получается, что люди не могут жениться, пока не завершат строительство дома и не накопят большую сумму для проведения всех обрядов бракосочетания в соответствии с местными традициями. Тех, кто мог реально по местному стандарту женить сына или выдать дочь замуж, было процентов 10 – а остальные, чтобы не отставать от других, копили деньги, влезали в долги, выкручивались, как могли… и всё-таки играли свадьбу, выполняя все пункты местных традиций. Кто-то в демонстративных свадебных стараниях мог поднять планку – и после этого следующая невеста уже не могла себе позволить мебель подешевле… или жениху было неудобно купить бриллианты за меньшую сумму, что заплатил сосед для своей невесты. Гонка за модой и роскошью толкала людей на безмерные и расточительные расходы.

И возник серьёзный вопрос: если брачный возраст в течение последних двух десятилетий с 20 лет поднялся до 35 – то что нас ждёт ещё через несколько лет? Браки будут заключать только… после 40 лет?

Сникерсы

Помимо всего прочего, были другие обряды, ставшие традиционными, которые противоречат Шариату. Например, когда привозили мебель и другую утварь невесты к дому жениха – их не пускали в дом, пока они не отдадут несколько десятков упаковок сникерсов. Спор, возникший из-за таких неуместных новых обычаев на пороге дома жениха, привёл однажды к расторжению помолвки.

Никто не хотел быть первым

Женщины, в основном, придумывают и строго соблюдают эти обычаи. Имамы и алимы всегда призывали людей оставить ненужные традиции и предупреждали об ответственности перед Аллахом, которую они несут за эти придуманные сложности. Но, несмотря на это, никто не решался первым отойти от традиций, боясь общественного осуждения. Мало кто верил, что удастся искоренить их, но чувствовалось, что общество устало от такого положения дел.

Ветер перемен

Процесс отхода от вредных традиций начался с мудрого наставления Муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева, который посоветовал активистам, обеспокоенным ситуацией в родном селе, начать с малого – и не переусердствовать, дабы избежать обратного эффекта.

Актив села, в который входят люди с исламским образованием, вдохновлённые мудрым советом, начали обсуждать план перемен к лучшему. Начали с себя и своих родственников. Было решено вначале искоренить традицию требовать десятки упаковок сникерсов за пропуск имущества невесты в дом жениха. Конечно, в начале были сложности – если даже жених был согласен, родители невесты не желали отходить от традиций. Нужен был прецедент. И тут нашёлся студент исламского института, который заявил, что готов показать пример другим и начать менять традицию. У него была засватанная девушка и если не отходить от традиций, то свадьба у него должна была быть не раньше, чем через год. Он был согласен жениться раньше и попросил актив села убедить родственников невесты тоже пойти навстречу и сыграть свадьбу в ближайшее время. Чтобы поговорить с родственниками невесты, решили пригласить известных дагестанских учёных-богословов. К их приезду ребята нашли среди родственников и знакомых односельчан пять женихов, которые должны были по «местному стандарту» жениться только по прошествии срока от 2-х до 5 лет. В день приезда алимов собрались сельчане и пригласили отцов женихов и невест, которые планировали женить детей только через несколько лет. И прошла судьбоносная встреча с исламскими богословами, на которой было принято решение – в ближайшее время найти ещё шесть пар и с наступлением месяца Раби уль-авваль сыграть одиннадцать незапланированных свадеб. Нашли ещё несколько пар и был составлен список. Начали готовиться к незапланированным свадьбам в месяце Раби-уль-авваль. Плановых свадеб тоже назначили в этом месяце около семи. Было единственное опасение, что вдруг кто-то под натиском жён откажется от договорённости и не сможет нарушить традиции. Но благо, что это всё снималось на видеокамеру – и никто уже не мог отказаться от своих слов, данных перед народом.

Вторым этапом в искоренении новых вредных обычаев стало принятие ряда таких важных решений: как минимизация расходов на подарки для невесты, так называемые «чемоданы», также отказ от многих обременительных взаимных подарков. Если раньше у жениха должен был быть двухэтажный дом с полным ремонтом, а невеста должна была заполнить его всем необходимым – то теперь принято, что жених готовит две комнаты, в которых можно жить. Невеста приносит мебель для кухни, а жених обустраивает спальню. Также отказались от излишеств и на самой свадьбе.

В соответствии с этими новыми нормами в благодатном месяце Раби-уль-авваль в 2011 году в селении Чиркей были сыграны одиннадцать незапланированных свадеб и 7 плановых! Свершилось то, во что ещё недавно мало кто верил…

Изюминка нововведения в том, что никому не запрещено обустраивать дом и покупать дорогую мебель и всё остальное, как заблагорассудится – но только после того, как будет создана новая семья! Теперь молодые женятся и им не нужно ждать, пока накопятся… миллионы для женитьбы. Сначала создаётся семья и двух-трёх комнат молодожёнам вначале вполне достаточно для совместной жизни, а все изящества и роскошные интерьеры они могут строить уже совместно, будучи в браке. Таким образом, материальное состояние не становится барьером для создания семьи. И молодые ребята будут заключать браки в возрасте 20-22 лет. И всё село поддерживает новые конструктивные традиции, облегчающие жизнь людям. Все будут друг другу помогать вовремя создавать семьи. Никто не останется в стороне от проблем других.

Жители села очень довольны и благодарят тех, кто выступил с этой инициативой, делают им дуа. Один из жителей, которому посчастливилось женить сына по новой схеме, сказал, что это третья свадьба, которую он устраивает для своих детей: «После первой свадьбы из-за большой нагрузки, связанной с исполнением традиций и долгов после свадьбы, моё сердце не выдержало и я попал в больницу. Также с трудом я выдержал проведение второй свадьбы и здоровье также пошатнулось. А вот на третьей свадьбе я по-настоящему отдыхал и испытал удовольствие! Не было той нагрузки и не пришлось влезать в долги».

Родители других молодожёнов, которые сыграли свадьбу до начала перемен, с сожалением восклицали: «Нельзя ли было чуть раньше начать внедрение новых правил: тогда бы нам не пришлось истратить такую огромную сумму на свадьбу!?» Третий житель рассказал, что у него было накоплено за многие годы несколько сотен голов овец и всех их он должен был бы продать или порезать для свадьбы сына, и ещё пришлось бы занять денег – а теперь ему достаточно продать малую часть стада и сыграть свадьбу.

Этот случай вошёл в историю и стал отличным примером для всего Дагестана. Если до сих пор селение Чиркей было духовным центром Дагестана, то теперь оно стало и центром по искоренению плохих обычаев и традиций.

Газета «Ас-салам» № 05 (377).

Обряд сватовства

Народы Дагестана всегда придавали большое значение женитьбе сына или выдаче замуж дочери. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом. Им занималась не только семья, но и более широкий круг родственников, и даже тухум (род) в целом. При оценке личных качеств невесты в первую очередь принималось во внимание ее трудолюбие, сдержанность в проявлении эмоций, знание правил этикета. Требовалось, кроме того, чтобы девушка была физически крепкой, способной иметь здоровое потомство и выполнять многочисленные обязанности по хозяйству, дому и воспитанию детей. Главным образом в невесте ценилось ее происхождение и способность к работе по хозяйству.

У даргинцев, лакцев первый визит в дом девушки делали родители юноши. Влияние сватов было значительным. У аварцев был распространен другой обычай: для переговоров семья юноши приглашала к себе отца девушки, щедро угощала его и делала предложение. Как правило, одним посещением дело не ограничивалось. «Хорошая девушка не согласится выйти замуж, пока не износится обувь сватов» говорилось в старину.

У других народов (лезгин, табасаранцев, азербайджанцев) сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Цель такого посещения объяснялась намёками; прямое же предложение родным о выдаче их дочери замуж считалось неприличным. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты были согласны, то произносили «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае - сразу отказывали.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Причиной, по всей видимости, служили не только опасения «сглазить» первые шаги возможного брака, но и непредсказуемость ситуации - отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. В связи с этим часто прибегали к услугам посредников, которые должны были выяснить, согласны ли родители невесты породниться с ними. Здесь необходимо отметить об особой роли посредницы, по совету которой дело до сватовства в некоторых случаях могло и не дойти.

Бывали случаи, когда вопрос о браке решался сразу, и мать юноши тут же надевала девушке серебряные кольца и браслет. Но так случалось очень редко.

После сговора жених мог посещать невесту, а в старину даже существовал такой адат: жених и невеста после сватовства могли спать вместе, но до заключения брака жених не имел права касаться тела невесты. При имаме Шамиле одна ахвахская (Ахвах - одно из аварских сел) невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

После сговора также обговаривался и вопрос о выплате стороне невесты стороной жениха калыма (выкупа). Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

Одни народности Дагестана требовали и требуют поныне уплаты женихом брачного дара, другие освобождают его от этой обязанности. К первым можно отнести аварцев и некоторые народности южного Дагестана, ко вторым - даргинцев и лакцев. Коран, например, определяет, что выкуп должен принадлежать жене, как некая материальная гарантия на случай развода. Шариат же приписывает получение выкупа родителями невесты. Выплата калыма за невесту была таким же важным атрибутом брака, как и оформление его у муллы. Это было незыблемо у всех народов Северного

Кавказа, у которых ислам был официальной религией. Следует отметить, что выкуп за невесту имел место у всех дагестанских народов, но размер его не был одинаковым, а величина во многом зависла от принятых в данном конкретном обществе обычаев, от их экономического благосостояния, материального положения, и сословной принадлежности.

Следующим шагом было обручение. Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.

Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д.

На этом этапе послы жениха шли в дом невесты с подарками, кое-где их сопровождали все родственники. Разумеется, у каждого народа и в каждом населенном пункте количество и ценность подарка была разной. У аварцев часто подарки жениха и приданное невесты вывешивались на веревках во дворе невесты для всеобщего обозрения и оценки. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Так в некоторых селах, например, на следующее утро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, демонстрировались подарки.

С обнародования факта сватовства и улаживания имущественных и материальных вопросов между будущими родственниками, начинался период предсвадебных обрядов и обычаев, предшествовавших свадьбе. Прежде всего, сторона невесты приступала к подготовке приданого, подарков для родни жениха.

У табасаранцев, например, в этот период, мать невесты совершала обход села с целью сбора шерсти для матрасов дочери. Полагалось обойти все дома, а если она кого-либо пропустит, те обижались. С этой же целью она могла посетить и соседние села, где имелись кунаки (друзья). В этом случае обходила село жена кунака, которая называла цель прихода, а мать невесты сопровождала ее. Такой же обход совершала и мать жениха.

После обручения родственники жениха и невесты близко общаются друг с другом, во всем советуются, совместно участвуют в полевых работах, помогают друг другу в организации разных семейных торжеств и событий. Таким образом, предсвадебный период имеет большое не только хозяйственно-экономическое, но и социально-психологическое значение.

Уже в этот период родственники жениха часть расходов на содержание невесты берут на себя. Время от времени невесте делаются подарки, нередко дорогие.

По традиции, после обручения, молодым людям давали возможность увидеться друг с другом. Обычно жених со своими друзьями приходил в дом «как будто бы тайно». В доме невесты на этот момент обычно оставались только сестры, жены старших братьев, реже -- мать.

Приход жениха не означал, что он обязательно должен увидеться и поговорить с невестой. Только после многократных визитов жениху удавалось остаться наедине с невестой. Жених и его друзья приходили к невесте с подарками и перед уходом в свою очередь получали подарки от нее. Обычай посещения женихом невесты имел определенное воспитательное значение, так как встречи были подчинены при этом строгим правилам и традиционному этикету.

Таким образом, можно сделать вывод, что предсвадебные обряды повсеместно имели подготовительный характер. Начинался этот период выбором невесты, затем сватовством, и заканчивался непосредственными приготовлениями к свадьбе.

Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных «действий» свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу.

Когда новобрачные планируют провести тематическую свадьбу, то перед ними раскрывается большой выбор традиций разных народов. Это позволяет создать праздник непривычный для большинства знакомых.

Чем более необычным жених и невеста хотят видеть своё торжество, тем больше времени выбранная национальная культура должна быть исторически изолирована от основных мировых религий. Тогда праздники будут содержать больше всего местных обычаев и обрядов. Именно к таким можно отнести дагестанские свадьбы, ведь часть населения живёт в горных областях, из-за чего происходит естественное его обособление.

В Дагестане до сих пор слово родителей очень много значит для детей. Поэтому обязательным предсвадебным этапом является засылание сватов. В данной области существует 2 традиции:

  1. Сватовство с помолвкой происходит, когда дети ещё маленькие, но постепенно такой способ начал терять популярность среди населения. Раньше он позволял точно знать, что ребёнок сможет создать семью, которая принесёт здоровое потомство. Это было особенно важно для маленьких селений, ведь часто такие помолвки заключались между представителями разных населённых пунктов. Теперь же, с увеличением численности и большей мобильности людей, нет опасности остаться без внуков.
  2. Сватовство совершеннолетних. При этом чаще всего его организуют после того, как жених в первый день выказал такое желание родителям. Если они одобрили девушку, то в её дом посылают сватов.

В отличие от дагестанской свадьбы, сватовство – процедура закрытая, можно даже сказать, тайная. Сваты приходят в дом девушки на выданье вечером, прилагая усилия, чтобы никто не узнал об их миссии. Родители девушки и сваты обсуждают величину выкупа и приданого. Это 2 обязательные составляющие договора между сторонами, но они не имеют определённого размера, завися только от благосостояния семей.

Если договорённость достигнута, то молодые считаются помолвленными, после чего начинается подготовка к свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Свадьба в Дагестане собирает множество гостей, иногда их численность доходит до тысячи. Поэтому для проведения праздника требуется большое количество средств, и откладывать деньги начинают ещё при рождении ребёнка.


После заключения помолвки начинают приготовления к празднику. Важно понимать, что стилизованная свадьба празднуется два дня, при этом между ними проходит неделя. Эти банкеты организуют в домах родителей – сначала у невесты, а после и у жениха. Или если площадь жилища не позволяет вместить всех приглашённых, то выбирают ресторан.

Регистрация брака происходит только перед вторым банкетом. Такая традиция двойной свадьбы возникла из-за того, что родителям невесты нельзя было присутствовать на свадьбе дочери. Это должно было символизировать их отказ от влияния на неё, и переход девушки в новую семью. Чтобы этот процесс прошёл легче, невеста отправлялась в дом жениха только окружённая незамужними сёстрами, которые поддерживали её в этот трудный период.

Но семья невесты также хотела отпраздновать её замужество, а девушки желали, чтобы в этот день рядом были близкие люди.

Но чтобы не возникало противоречий с традицией, начали создавать небольшие посиделки в доме невесты. Постепенно такие праздники разрослись, став полноценным свадебным банкетом, который не уступает основному действу.


Второй причиной появления такой традиции является то, что раньше девушки на свадьбе в доме жениха не могли расслабиться. В некоторых селениях они должны были скромно стоять в специальном алькове. При этом невеста не могла с кем-то заговорить или отлучится. Ей разрешалось только отвечать на вопросы старших родственников.

Такое поведение должно было демонстрировать смирение и уважение к старшим. Сейчас такое строгое отношение к невесте не соблюдается, и девушка является полноправным участником праздника. Такое бдение, пока остальные веселятся, было достаточно тяжело для девушки как в физическом, так и моральном плане.

Поэтому празднование дома, где она могла участвовать в торжестве, было приятной частью свадьбы.

Проведение свадьбы

Спустя неделю после первого празднования наступает день свадьбы. Невесту наряжают в красивое платье, надевают множество украшений и делают замысловатую причёску. Если же семьи относится к сильно верующим мусульманам, то вместо укладки надевают специальную повязку – никаб.


После этого на невесту опускают тонкое белое покрывало, чтобы закрыть от посторонних взглядов. Так как в древности считали, что невеста для своей семьи умирает, чтобы возродиться в доме жениха, то путь между ними был для неё опасным. Считалось, что она лишается покровительства рода, и злые духи захотят воспользоваться этим моментом.

Для того, чтобы потусторонние сущности не увидели девушку, её укутывали в покрывало, которое не позволяло обнаружить беззащитную жертву. Белое покрывало снималось после вхождения под кров дома жениха. Иногда традиция предписывала убирать материю только на завершении праздника.

Отец жениха при наступлении полудня стучится в дверь родителей невесты, говоря, что пришёл за девушкой для сына.

После этого мать с сёстрами выводят невесту на порог дома, где будущий тесть вручает ей зеркало и свечу. Эти предметы в старину считались чрезвычайно ценными, поэтому являются символом счастья и благосостояния.


Свадебная процессия передвигается с песнями и национальной музыкой. При этом любой встречный мог заступить дорогу и потребовать подарок. Отец жениха должен был вручить презент.

Когда шествие заканчивается, в доме жениха все рассаживаются за праздничные столы. Традиционным считается разделение на мужскую и женскую часть, раньше всё мероприятие проходило в отдельных залах, и разнополые гости не видели друг друга. Сейчас ограничиваются только раздельной трапезой.

На празднике всегда должна звучать национальная музыка, при этом в живом исполнении.

Также для развлечения приглашают тамаду, который досконально знает менталитет и все национальные обычаи. Поэтому он может проводить конкурсы, которые будут интересны гостям.


Основной праздничной особенностью является большое количество национальных танцев (лезгинка и другие, в зависимости от области проживания). Чаще всего участвуют мужчины – такие пляски требуют энергичных движений, на что женщины, одетые в строгие платья, не способны.

Но существует традиция первого танца новобрачных, когда жених отплясывает, а невеста вокруг него вьётся. Резкие движения мужчины, и плавные женщины – выглядят очень гармонично и красиво. Чем больше мастерства у молодожёнов, тем более завораживающе всё выглядит. Но прежде, чем станцевать со своим мужем, невесте необходимо сплясать со старшими мужчинами. Это обязательно отец жениха, его дяди и дедушка, если есть старшие женатые братья, то девушка танцует и с ними.

Только после этого на площадку выходит её возлюбленный.

После свадьбы

Утром после второй свадьбы, где звучали тосты и пела музыка, с молодой жены снимают платок.

Гости приходят поздравить новобрачных со свершившимся союзом, после чего угощаются из сундука со сладостями.

Считается, что это принесёт удачу и благосостояние как молодожёнам, так и приглашённым. В этот день ближайшие родственники новобрачных часто обмениваются ценными вещами, чтобы подтвердить, что между ними нет обид.

Также это демонстрирует дружеские эмоции, вызываемые новыми родственниками.

В этом видео – красивая дагестанская свадьба:

Дагестанская свадьба – мероприятие, которое славится своей роскошью. Независимо от того, насколько богатая семья у жениха и невесты, праздник должен быть шикарным и вызывающе пышным. А вы бы рискнули организовать две свадьбы?

Как и раньше, сегодня дагестанская свадьба проводится с соблюдением всех национальных традиций, ритуалов и обрядов. В любой народности мира имеются сложившиеся веками традиции и обряды. Наиболее яркими, красочными, интересными признаются, конечно же, свадьбы.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане

Дагестанская свадьба невозможна без громкой музыки, раздающейся с крыши дома. Первый день, по традиции, проходит в доме невесты. Здесь собираются, как правило, одни женщины. Подружки невесты, родственницы, соседки и просто знакомые. В этот день происходит своего рода прощание девушки с родительским домом и своей прежней жизнью. В разгар празднования к невесте приезжает жених и дарит ей множество дорогих подарков: сундук с одеждой и обувью, украшения из золота и другие ценные вещи. Количество подарков зависит от материального положения жениха.

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане

Свадьба в Дагестане отмечается в день официального бракосочетания. Обычно она проходит в доме жениха, через неделю после первого свадебного дня. Здесь уже собираются и мужчины и женщины, но за столом они сидят отдельно. Женщины сидят за одним столом, а мужчины за другим. Во время празднования играет преимущественно национальная музыка, но могут быть и современные иностранные композиции. Жених на своей свадьбе имеет право танцевать с другими представительницами прекрасного пола. У невесты такого преимущества нет.

В этот день во второй половине дня отец жениха едет к дому невесты, держа в руках свечи и зеркало, он заходит к ней. Огонь свечи и зеркало надо оберегать и хранить, так как они символизируют принесенное счастье для молодой семьи. Выходя из дома, отец жениха платит выкуп (обычно это символическая плата) близким родственникам невесты.

Далее невесте предстоит приезд в дом своего жениха. Перед дорогой ей накрывают лицо специальной накидкой, и в сопровождении отца жениха и родственников девушка направляется к месту празднования свадьбы. Перед тем, как войти в дом, под ноги невесте проливают кровь только что зарезанного барана. Согласно народному поверью, этот обряд служит мощным оберегом от сглаза. При этом девушка не должна испачкать свой наряд. Потом ее угощают медом, чтобы будущая семейная жизнь была сладкой.

Несмотря на самый разгар свадебного пиршества, невесту отводят в отдельную комнату, где она будет ждать своего возлюбленного и готовиться к своей первой брачной ночи. Встреча молодых должна состояться ровно в полночь. В эту ночь у двери спальни молодых обязательно остаются родственницы жениха, задача которых вынести из спальни и показать всем доказательство невинности невесты. Этот факт сопровождается радостными поздравлениями, возгласами, выстрелами.

Свадьба в Дагестане на этом, конечно, не заканчивается. Празднование может продолжаться еще несколько дней, в зависимости от финансовых возможностей молодых и их родителей. Лишь спустя неделю после второго дня свадьбы в дом к молодым с поздравлениями могут прийти родственники невесты. Любой день дагестанской свадьбы сопровождается преимущественно национальной музыкой, танцами, играми, развлечениями для приглашенных гостей, всеобщим весельем. Считается, чем роскошнее и веселее будет свадьба, тем лучше будут жить молодые.

Настоящие дагестанские свадьбы – это своеобразные свадебные торжества, проходящие с учётом исторических традиций данного народа. При этом не стоит смешивать все народности Дагестана в единое целое. Дагестан – это республика, населённая самым большим количеством людей различных национальностей, при этом каждой из них присущи свои особенности празднования свадеб.

Однако есть и общие традиции, которые присущи всем народностям.

В настоящее время в Дагестанской республике мало где сохранились исторические традиции празднования свадеб. Всё большее значение дагестанские народности отдают европейскому стилю, а свои исторические традиции лишь малыми частями вписывают в общий свадебный сюжет.

Рассмотрим всё же исторические традиции празднования свадеб в Дагестанской республике, которые можно встретить и по сей день.

Традиции дагестанской свадьбы

  • Сговор родителей о помолвке их детей.

Изначально в Дагестанской республике обряд мог проходить двумя путями:


  1. первый путь – это «колыбельное сватовство», при котором родители молодых договаривались между собой о том, что их ещё маленькие дети в будущем заключат брак.При этом для скрепления устного договора отец будущей невесты передавал отцу будущего жениха какой-либо ценный предмет.
  2. второй путь – это совершеннолетних детей, когда невесте сначала дарят подарки, затем проходит предсвадебная помолвка.

В обоих случаях мнение детей родителями раньше не учитывалось.

В настоящее время родители могут произвести сговор, но окончательное решение о свадьбе принимают молодые.


Перед первым днём свадьбы всегда идёт активная : родители жениха и невесты почитают покойников и приносят жертвоприношение за семейное счастье своих детей.

Первый день дагестанской свадьбы начинается на крыше дома невесты, где музыканты играют специальную музыку для ритуала.

В обед к дому невесты отправляются родственники жениха, в частности женщины. Они несут туда свадебные дары и сладости, при этом напевая песни. Затем дары складываются в сундук, который впоследствии окажется в доме будущего мужа.

В этот день, следуя традициям, молодые не видят друга. Невесту дома подготавливают к передаче мужу: готовят , прощаются с ней путём проведения прощального обряда с соответствующими песнями и плачем.

Тем временем около дома невесты собираются отовсюду и оповещают всех о том, что они приехали с помощью песен и музыки.

Второй день свадьбы

На второй свадебный день жених, придя за своей будущей женой, встречает на пороге дома её сестру, которая танцует традиционный танец. Затем будущая тёща угощает своего зятя и свою дочь мёдом. Считается, что данный обряд содействует счастливой и благополучной жизни молодых.

Затем невеста приезжает в дом своего будущего мужа, где начинается веселье с танцами, песнями, которые наиболее полно раскрывают весь колорит дагестанского народа.

  • На дагестанские свадьбы принято приглашать очень много людей, поэтому они считаются не дешёвыми.
  • Свадебные торжества в республике Дагестан всегда проходят после обеда.
  • Традиционно у невесты на свадьбе должны присутствовать две подружки – одна из них — замужняя опытная, которая может рассказать невесте о жизни с мужем и первой брачной ночи, а вторая – незамужняя, которая будет выступать в качестве моральной поддержки.
  • На дагестанских свадьбах стреляют в воздух, встречая молодых, идущих на праздничный банкет. Но исторические источники расходятся во мнениях, как трактовать такую стрельбу. Одни говорят, что это исторический ритуал для избавления молодожёнов от нечистых сил, другие утверждают, что подобная стрельба символизирует, что невеста оказалась не девственницей.

По настоящее время сохранилась традиция деления гостей на дагестанской свадьбе на мужскую и женскую часть.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама