THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Оглавление
От автора
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЛАБИРИНТЫ ДУШИ
Глава первая. Истоки нравственности
Благородство
Гордость и самолюбие
Откровенность и сдержанность
Тактичность и деликатность
Снисходительность
Веселый нрав
Глава вторая. Человеческие страсти
Скупость
Зависть
Злословие
Высокомерие
Тщеславие
Склонность к вспыльчивости и гневу Агрессивность
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЛИЧНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Глава третья. Ступени самореализации Энергия мысли Сила воли
Сформированность характера Стремление к творческому поиску Способность к образному мышлению
Личный магнетизм Искусство общения Чувство юмора Оптимизм
Самостоятельность принятия решений Настойчивость
Готовность к избавлению от негативной информации Желание победить Религиозная вера
Глава четвертая. Феномены омраченности Ощущение неполноценности Застенчивость и робость Нерешительность и тревожность Страх
Скука, печаль и депрессия Пессимизм
Предрасположенность к стрессам
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ЕДИНСТВО В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Глава пятая. Не похожие друг на друга Физиологические и поведенческие различия Психические и духовно-нравственные качества Мужественные женщины и женственные мужчины Мужчины-донжуаны
Глава шестая. Секреты притягательной силы Гармония сексуальных и межличностных отношений
Пятьдесят штрихов к портретам мужчины и женщины, начертанных пером мудрых людей
Человеческая душа - это непознанная вселенная, в которой борятся два вечных начала - добро и зло. Можно ли противостоять стрессам и депрессии, победить зависть и злорадство, интриги и клевету, преодолеть страх и комплексы неполноценности, сковывающие душу и тело, не прибегая при этом к помощи знахарей и экстрасенсов?
Можно - отвечает В.А.Сухарев. Обратите взгляд внутрь себя, научитесь в себе искать причины собственных страданий и болей, поверьте в силу мысли, воли - и вы станете властелином своей судьбы.
В книге читатели найдут ответы на множество вопросов: почему женщины стареют раньше мужчин, а живут дольше, как избрать спутника жизни, достичь гармонии в сексуальных отношениях.
ОТ АВТОРА
Диапазон личностных качеств человека исключительно широк и многогранен. К лучшим качествам человеческой души принадлежат благородство, гордость, откровенность, самолюбие, справедливость, сдержанность, снисходительность (толерантность), тактичность и деликатность, веселый нрав, остроумие, энтузиазм, оптимизм, самостоятельность в принятии решений, настойчивость в достижении поставленных целей и т. д.
Однако так же. как со светом соседствует тень, благородные качества уравновешиваются их антиподами. Среди личностных качеств, нарушающих долг уважения к другим людям, следует назвать зависть и ненависть, злорадство и злословие, страсть к интригам, клевете и сплетням, высокомерие и надменность, скупость и скряжничество, склонность к вспыльчивости и гневу.
В соответствии с вышеназванными личностными качествами поступки и поведение людей закономерно вызывают уважение или антипатию окружающих. Одни чрезвычайно горды, другие излишне сентиментальны, третьи - Ленивы. Некоторые слывут высокомерными или слишком льстивыми. Одни чрезмерно распущены, другие ненавидят противоположный пол.
В основе всех поступков и деяний человеческих должны лежать принципы нравственности, то есть принципы, созданные людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом.
Основания нравственности - это неизменные истины, подобные аксиомам геометрии. Тем не менее из-за того, что они противоречат страстям или интересам, люди с удивительной легкостью выступают
против них и нарушают их нередко вопреки здравому смыслу. Наглядным подтверждением этому может служить отношение людей к одному из главных законов человеческой нравственности, известному как закон психологического самосовершенствования: владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Кто прям сердцем, кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к самому себе, тот не должен уклоняться от этого закона, который по сути предписан человеку разумной природой.
Небезынтересно, как же этот закон реализуется в жизни. Статистика показывает, что в вопросе о положительных качествах большинство людей склоняются к уверенности, решительности, выдержке, силе воли, уравновешенности. На вопрос же о том, какие качества окружающих они бы приветствовали, чаще всего следует ответ: доброту, порядочность, человеческое участие, терпимость, альтруизм, щедрость.
Таким образом, правило психологического самосовершенствования: «Пожелай себе твердости в поведении, а окружающим мягкости», - звучит достаточно парадоксально, если не сказать коварно: от других мы ждем доброты, порядочности, а себе желаем прямо противоположного.
Ясно, что дождаться от других желанной мягкости не помогут ни выстраданная нами решительность, ни питом добытая целеустремленность. Любовь и понимание силой не вырвать. Иногда их можно получить как подарок - от людей, добрых по натуре. Но поскольку природа не всегда щедра, лучше следовать одному из правил психологической культуры: желай себе Того же, чего желаешь другим. Если чувствуешь дефицит доброты в окружающих, значит, нужно быть добрее самому. Если тебя плохо понимают, постарайся сам лучше понимать других. Ощущаешь вокруг недостаток честности - стань честнее сам.
Нравственное начало в человеке гораздо менее совершенно, чем физическое. Полная чистота так же недоступна слабой человеческой природе, как и безусловная жестокость без всяких проблесков доброты.
Человек является существом противоречивым. Он скорее слаб, чем зол; суетен, чем невежествен; любит много рассуждать, но в поступках редко бывает рассудителен; использует почти всегда идеи других, но упорно считает их своими. Всегда ошибаясь, он думает, что один познал истину. Герой утром, он является олицетворением робости вечером. Вечно томимый каким-то смутным беспокойством, он не сознается в этом из гордости, но обнаруживает свою тоску на каждом шагу. Жизнь кажется человеку чересчур короткой, а между тем он всю ее проводит в изыскании способов, как убить время.
Боясь смерти более всего, он тем не менее готов каждую минуту ринуться ей навстречу из-за ничтожнейшей причины, ради удовлетворения самолюбия, из жадности или мести.
Юноше кажется смешным детство, а зрелому мужчине точно так же смешна юность, старому - годы возмужалости, но меж тем во всяком возрасте человек тратит время исключительно на пустяки, недостаточно заботясь о действительно важном. Всегда недовольный настоящим, он рее чего-то ждет от будущего и постоянно витает в облаках несбыточных надежд. Личный интерес служит единственным стимулом человеческой деятельности.
Но если намерения человека всегда чисты, поступки прямы; если окружающие судят его поверхностно и он имеет достаточно храбрости, чтобы пренебречь этим: если презрение делает его гордым, а похвала - скромным; если просьба трогает, угроза возмущает, а чужие страдания мучают; если неудачи укрепляют, опасность возвышает, а счастье умеряет желания, - тогда он истинно достойный и великодушный человек. Он любит добро ради него самого, а не для собственной славы.
Часть первая ЛАБИРИНТЫ ДУШИ
Глава первая
ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
БЛАГОРОДСТВО
Благородство так тесно бывает связано с бескорыстием, что эти два качества личности нередко трудно отличить друг от друга. Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не
заявляющем

Одиночество и его особенности у подростков

Быстро меняющиеся социальные, экономические и идеологические процессы обострили неблагополучие подростка, трудности его взросления стали принимать самые разные формы. Одна из психологических причин этих трудностей – дезадаптация, а следствие – одиночество. Многие годы предполагалось, что одиночество – спутник людей зарубежного постиндустриального общества. Но переход нашего государства от одной социальной системы к другой автоматически не снимает личностные проблемы, а наоборот, порождает новые, в том числе ощущение потерянности и отчуждения. Сложилось мнение о том, что одиночество – удел человека пожилого возраста. Но на самом деле одиночество отмечают у дошкольника и младшего школьника, юноши и взрослого человека. Однако самыми опасными симптомы одиночества и отчуждения являются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильные фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и покинутость приводят к суицидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую ситуацию, где подросток физически находится один, следует рассматривать как результат неприкаянности, покинутости и отчужденности. Некоторые виды деятельности человек вообще должен выполнять один (творчество, решение шахматных задач и задач по программированию). Более того, разобраться в себе и других помогает именно одиночество, позволяющее путем самоанализа определить, почему совершены ошибки, и принять окончательное решение о будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности. С нашей точки зрения, оно – неудовлетворенная аффилиативная потребность (в присоединении к кому–то). Однако дефицитарность этой потребности проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, ребенок хочет играть с тем, у кого есть новая игрушка, а его не принимают в игру. Тогда у него возникает досада, печаль из–за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна и компенсация, т. е. он начинает играть с другими, у которых тоже есть интересные игрушки. Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек, то дефицит в общении с другими будет восприниматься положительно. Однако если деятельность требует совместных способов ее выполнения, невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет переживание отвергнутости. Это переживание не исчезает бесследно. В аналогичных ситуациях возникает установка на принятие другими. Человек анализирует свой арсенал средств, которыми он располагает для выполнения данной деятельности.

Как о сильном детском переживании в ситуации отвержения пишет будущий психолог:

Я позвонила Марине и позвала ее гулять. Она сказала, что гулять не пойдет. Тогда я пошла к другой подружке и увидела там Марину. Я так растерялась. В следующий раз мы договорились отправиться вместе в цирк. Девочки сказали, что не пойдут, потому что не сделали уроки. В цирк мы поехали с мамой, и там все встретились. Я так расстроилась, что плакала. Мама не могла ничего понять, потому что вокруг все смеялись. Я так боялась, что меня бросят девочки, и унижалась. Угощала их фруктами и конфетами, но они все равно меня сторонились. Мне было так одиноко, но я ничего не могла сделать. Потом я поняла, что меня использовали, просили списать контрольную. Они были вежливые. А потом опять уходили вместе, говорили, что торопятся. Я никому не могла об этом рассказать, мне было стыдно. Этот горький опыт в 11 лет остался на всю жизнь и помог мне по глазам детей понять, как им бывает плохо, когда их не берут в компанию другие дети. Это ведь так жестоко…

Подобные ситуации сродни предательству, когда попираются ранние договоренности или дружба. Девочка–подросток пишет об этом:

Одно из самых неприятных воспоминаний в детстве связано с переходом в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев. Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним мальчишки из класса подружились. Но самое обидное было то, что мой друг в школе ко мне даже не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе, и с ним тоже не будут разговаривать. Но хорошо, что семья у меня хорошая. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля. Мы решили тебя проучить».

К сожалению, обе эти ситуации разворачивались без контроля со стороны педагога. Правда, в последнем случае одиночество не достигло своего пика – помогли родители. А ведь могло быть и не так: появились бы двойки, так как девочка побоялась бы отвечать. Игнорирование сверстниками могло привести к депрессии и нервному срыву.

Как понятно из приведенных случаев, одиночество подростков негласно санкционируется взрослыми, которые не увидели расстройства настроения, не обратили внимания на причины скуки и т. п. Но иногда они сами провоцируют возникновение у подростков чувства одиночества и потерянности тем, что что–то не досказали, сделали за спиной нечто гадкое и подлое, коварное. В качестве иллюстрации сошлемся на наше исследование психических травм и их значения для взросления подростка.

В семье я поздний ребенок, но родители у меня были любящие, жили не в большом достатке, но все самое необходимое у меня всегда было. У моего отца была и есть сестра, моя тетя. К нашей семье она всегда относилась предвзято, пыталась учить мою маму, отца.

И вот однажды моя тетя взяла меня с собой в лес за ягодами. С нами была еще подруга тети. Ходим, собираем ягоды. И тут я слышу, как моя тетя говорит подруге: «Да что ты хочешь, брошенный ребенок, родители пьют. Я думаю, что возьму ее». Я на всю жизнь запомнила эту черничную поляну. У меня внутри до сих пор сидит боль, обида за ту неправду, которую я услышала. С какой простотой она это говорила! Для меня это был гром среди ясного неба. Как могут близкие люди так бесстыдно врать?! Моих родителей уже нет, а тетя здравствует и приходит ко мне. Часто зовет меня в гости, но я не могу прийти к ней, несмотря на то что больше родственников нет. Лучше быть одной, чем с этой тетей.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и наоборот. Вот почему одиночество – это реакция на окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и подростком.

Вот как реагирует девочка 12 лет на поступки взрослых, которые ничего не объяснили и поставили ее перед фактом:

Летом меня отправили к бабушке, а старшую сестру родители взяли с собой в отпуск. Мне постоянно казалось, что я лишняя, меня любят меньше, чем сестру. Я чувствовала одиночество и боялась, что меня оставят у бабушки навсегда. Это было год тому назад. Теперь старшей сестре покупают больше вещей, говорят, что ей нужнее. Я же все за ней донашиваю, и опять мне кажется, что я никому не нужна.

Значит, одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Как мы видели, переживание одиночества неоднозначно. Наступает период в жизни, когда возникает даже потребность в одиночестве, когда человек хочет побыть наедине со своими мыслями и чувствами. Вместе с тем ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма и протестных реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества. Об этом мы тоже будем говорить.

Прежде чем рассмотреть теоретические подходы к проблеме одиночества, остановимся еще на одном примере. О своем одиночестве пишет взрослый человек, осваивающий профессию психолога.

Да, я ощущала одиночество, нехватку любви, внимания в течение всей жизни. Давно не видела отца и поэтому не знала и до сих пор не знаю отцовской любви.

Живя в одной комнате с мамой, я ощущаю одиночество, так как мама не уделяла мне внимания. Но, несмотря на это, мама одевала, кормила меня. Благодаря ей я понимала, что нужно делать в жизни. Неудивительно, что мы с мамой скандалили почти каждый день по пустякам, но спустя 20 минут разговаривали как ни в чем ни бывало. Я не умею обижать людей, но мои слова могут задеть за живое или обидеть кого–нибудь. Мне было все равно, что подумают люди обо мне. Я научилась прощать всех, но в этом помог психолог нашей школы.

Раньше была замкнутая, ни с кем не разговаривала, меня обижали, унижали, но я не страдала, редко плакала. Но была я как тень, которую никто не замечал. Мне было все равно, главное в жизни было учиться, учиться. Это была главная цель.

Я не люблю, когда мне говорят одно и то же. Меня это раздражает. Иногда нервничаю, когда что–то не получается или меня выгоняют из кабинета. Иногда плачу, от чего никак не избавиться.

Этот отрывок характеризует причины одиночества и его последствия, а также связь со всеми другими структурами личности – темпераментом, характером, направленностью. Видно, что перед нами натура глубокая, противоречивая, с застревающей и возбудимой акцентуацией характера. Целеустремленность и самообладание позволили этой женщине справляться со многими неприятностями, которые она сама же и провоцировала своей нетерпимостью, категоричностью и противоречивостью. Одиночество – как бы спутник ее жизни, но, думается, когда она научится отвечать за других, тогда и станет терпимее, мягче, выносливее. Обратим внимание на то, что мать не подготовила девочку к жизни без отца. Неудовлетворенная потребность привела к дефицитарности – значимость отца высокая, но общей с ним деятельности и общения нет. Возможно, это иллюзия, которая позволяет думать, что с отцом не будет одиночества.

Под одиночеством будем понимать такое психологическое образование, которое характеризует личность в структуре взаимодействия с другими людьми, наиболее для нее значимыми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия.

Как рассматривается одиночество в контексте разных психологических учений?

Анализ психологической литературы позволяет выделить следующие подходы (табл. 13).

Таблица 13

Теоретические подходы к одиночеству

Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные причины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству.

Представим эти взгляды в таблице, где характеризуются причины одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов (табл. 14).

Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временой протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взгдядов, несмотря на контакты с людьми).

Таблица 14

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению – вынужденным

и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.

Исследования Г. Р. Шагивалеевой показали, что субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие – 57 %, скука – 52 %, тревога – 42 %, равнодушие и безразличие – 36 %, смирение – 33 %. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога – почти у 63 %, скука – 50 %, жалость и сочувствие к себе – 47 %, плохое настроение – почти у 42 %, тоска – 35,5 %. Как видно, и в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества.

«Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением… Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил».

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Исследование чувства одиночества у подростков Москвы выявило, что почти половина респондентов (48,5 %) его не испытывают, а больше трети опрошенных (35,5 %) в той или иной степени переживали его. Тех, кто испытывал чувство одиночества, можно было отнести к трем уровням. К первому, критическому, относились 2,3 % ребят. У них зафиксировано острое состояние одиночества. Часто возникало состояние одиночества у 7,7 % (средний уровень), периодически – у 25,5 % подростков. Авторы считают, что эта группа ребят наиболее адаптивна. В общем, исследователи обнаружили, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, но внимание исследователей привлекли подростки, находящиеся в критической группе, т. е. в группе риска. Связь между полом, возрастом и состоянием одиночества не установлена. Это чувство более характерно для старших подростков, что связано с кризисом идентичности.

В других исследованиях также получены данные примерно об одинаковом количестве девочек и мальчиков, испытывающих одиночество.

Были определены следующие типы одиночества.

У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.

? «Застенчивые, робкие» с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его.

Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.

? «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.

Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение. Приведем пример зарождения замкнутости и чувства покинутости у подростка.

У нас растет дочь. Ей уже 13 лет, она добрая и отзывчивая, только подруг у нее не стало в одночасье.

Это было поздней осенью. К утру подморозило, и выпал первый снег. Наша девочка надела новую куртку, обула новые сапоги и радостная ушла в школу. Ничего не предвещало беды.

Дети на свежем снегу прокладывали первые следы. Все кругом было покрыто белым снегом. В сторонке от тротуара сантехники оставили открытой канализационную яму. Она была полна вонючими отходами, но сверху вода замерзла и покрылась легким снежком. Наша девочка, не заметив ямы, провалилась, она пыталась выбраться, но тяжелый рюкзак тянул вниз. Играющие рядом дети испугались и убежали в школу. Не растерялась только подруга нашей дочери и стала ее тащить наверх. Но могла держать ее за руки, чтобы наша дочь не провалилась окончательно. Дети позвали учительницу, которая вместе с ребятами вытащила девочку.

Через некоторое время мне позвонили домой и сказали, что дочь провалилась в канализационную яму, что ее надо было воспитывать правильно. Когда я пришла в школу, я увидела такую картину: моя девочка сидела на полу в вестибюле, вокруг нее никого не было. Все проходили мимо, заткнув нос. По–видимому, прошло два урока, как это все случилось. Я схватила девочку, надела на нее свое пальто, кое–как добралась до дома. Отмыла от фекалий, стала вызывать «скорую» – я боялась, что она наглоталась гадости. Мне сказали, что если будет плохо (?), тогда к ним надо будет обращаться. Три дня дочь была в шоке, молчала и не спала. За это время никто не позвонил и не пришел ее проведать. Когда девочка стала ходить в школу, с ней рядом никто не хотел стоять, сидеть, что–то вместе делать. Учителя каждый раз напоминали, что надо окна держать открытыми от вони, что если дети будут бегать где попало, то, как К., попадут в сортир и прославятся… Учителя нам сказали, что девочка сама виновата, не надо было подходить к этому люку.

Никто не стал закрывать люк, грязная вода продолжала сочиться. Через несколько дней после происшествия муж пошел и огородил этот люк. Но кажется, что и это осталось незамеченным, так как ограда стоит уже два года.

Я стала ходить с дочерью в школу вместе, сидела на уроках. Она стала замкнутой и нелюдимой, ей казалось, что все на нее смотрят и отворачиваются, так как от нее воняет. Учителя по поводу и без всякого повода напоминали об этом и всех спрашивали, есть ли запах в классе. Ее ближайшая подруга изредка ей звонит, но разговаривает с ней свысока, как будто К. чего–то недопонимает. Мы хотели перевести дочь в другую школу, но в нашем поселке только одна средняя, другая за несколько десятков километров. Мне не хочется, чтобы дочь из–за этого происшествия стала хуже учиться, но у нее появились тройки.

Анализ этой ситуации приводит к выводу, что взрослые – и в первую очередь педагоги – ответственны за отчужденность и неприкаянность девочки–подростка. Увы, на ее месте мог оказаться любой, даже директор школы. И можно ли было оставлять эту ситуацию без контроля? Думается, девочке надо было посочувствовать и все время ее поддерживать.

Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 26. Не разочаровывайте подростков! Жизнь подростков - иллюзии. Это должно быть не только важной частью их воспитания, но и одним из самых счастливых отрезков жизни, поскольку жизнь - это прежде всего процесс. Подростки, если захотят, способны представить себе

Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик

Центр для подростков Из 15 подростков, которые посещают наш Центр, 7 перешли из Центра для детей, а 8 других пришли либо из так называемых дневных стационаров, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения, либо непосредственно из семьи, так как для них не

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

День в Центре для подростков У подростков день организован иначе, именно потому, что это подростки. Приезжая в Центр, они сами идут в общую комнату. Они также знакомятся со своим расписанием надень, но их деятельность направлена больше на обучение, то есть это будут

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ У ПОДРОСТКОВ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ В публикациях прошлых лет, посвященных вопросам нарушений идентичности у подростков, такие вещи, как кризис идентичности и диффузная идентичность, не отделялись друг от друга. Так что еще можно встретить

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

НАРЦИССИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ У ПОДРОСТКОВ Сначала надо сказать, что, по-видимому, лишь пациенты с наиболее выраженными типами нарциссической личности обращаются к нам в подростковом возрасте. Многие люди с нарциссической личностной организацией, которые функционируют

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

8. ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ Терапевт, оценивающий при первом контакте состояние подростка и его семьи, ставит перед собой следующие основные задачи: поставить диагноз, дать рекомендации относительно терапии и прежде всего обговорить те условия, при

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

3.4. Разрушающее поведение подростков О разрушающем поведении подростков необходимо рассказать по нескольким причинам. Оно тоже служит проявлением дезадаптации, поскольку приводит к отклонению от нормального процесса социальной адаптации. Разрушающее поведение в

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

…только для подростков Друзья, вы любите музыку? Это здорово! Скажу по секрету: скорее всего, и ваши родители в свое время слушали то, что не очень нравилось вашим бабушкам (по-расспрашивайте их о том времени). Маленький совет, как избегать ненужных конфликтов дома:

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

«Исследовательское» поведение подростков Источником многих школьных конфликтов, в том числе и между сверстниками, является своеобразное поведение подростков. Многие совершенно тихие, «незаметные» дети вдруг превращаются в дерзких, неуправляемых, ведущих себя

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

11.5. Сексуальные преступления подростков Насильственные преступления на сексуальной почве в настоящее время получили среди подростков значительное распространение. Этому способствовал целый ряд факторов. Современные подростки относительно рано достигают полового

Из книги автора

Раздел I. Тренинги для подростков Теоретическое обоснование Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V-VIII классы). Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со

Из книги автора

Мир юности и мир подростков: в чем разница? Отбушевали подростковые шторма, и наши дети снова меняются. Да и дети ли это теперь?Они становятся более взрослыми, уравновешенными и серьезными, даже если нам кажется, что в совершенно недостаточной степени.Так или иначе, но

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает недостаток в общении и понимании со стороны других людей, переживает тяжелый психологический кризис.

Долгое время считалось, что одинокой бывает старость, но затем появились публикации в журналах и газетах про то, что проблема одиночества волнует и подростков. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет искаженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. В результате, подросткам, трудно установить с кем-либо близкие отношения, они привыкают никому не доверять и не ждут от окружающих ничего хорошего и как следствие, избегают эмоциональных контактов.

Этимологически слово «одиночество» происходит от греческого «monos», что означает: «остаться одному», «быть без других», т. к. эти другие ушли или умерли, потому что «они нас покинули», «оставили нас одних». Либо, наоборот, «мы их покинули», «убежали от них», «ушли в пустыню, чтобы там жить вдали от всех», вести монашескую жизнь.

В русском языке «одиночество» было заимствованным словом и понималось как житие одному, без друзей, без товарищей. Слово «одинокий» имело значение «уединенный, отдельный, где мало жизни, сам по себе». «Одиночиться» означало «дичиться или прятаться от людей, искать одиночества».

В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» .

Феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Практически все исследователи сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания».

В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества:

Неофрейдиская модель (психодинамическая). Представители: Зилбург, Ф. Фромм, Рейхман, Салливан. Согласно этой модели состояние одиночества определяют внешние условия. В своём анализе проблемы они исходят из клинической практики и склонны рассматривать одиночество как патологию. Общая оценка одиночества – отрицательная

Гуманистическая. Представитель: К. Роджерс. Одиночество - конфликт между «истинным» и «социально желательным» Я, проявление слабой приспособляемости личности. Причины одиночества уже не в детских переживаниях, а в текущих влияниях на человека в настоящем. Общая оценка одиночества – отрицательная

Экзистенциальный подход. Представитель: Каол Мустакас. Истоки одиночества - в самой природе человека, люди изначально одиноки. Мустакас призывает преодолеть страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Оценка – положительная.

Социологический подход. Представители: Боумен, Рисмен, Слейтер. Одиночество расценивается не как нормальное или ненормальное состояние, а как нормативное - общий статистический показатель, характеризующий общество. Причина одиночества - вне индивида. Оценка – отрицательная.

Интеракционистская точка зрение. Представитель: Роберт С. Вейс. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида. Природа одиночества имеет не патологический характер и существует в двух типах. «Я убеждён, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как «одиночество». Я называю эти состояния соответственно эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения». Интересно, что в качестве причин формирования одиночества Вейс допускает возможность участия в этом даже инстинкта. Оценка - отрицательная.

Когнитивный подход. Представители: Литиция Энн Пепла, Марсия Мицели, Брюс Морош. Они предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознаёт) несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. «Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - её чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения того влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы». Одиночество рассматривается как нормальное состояние человека, оценка - отрицательная.

Модель одиночества У. Садлера стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.

Данная концепция близка отечественному отношению к одиночеству в психологических работах. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т. е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» .

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества - наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их - чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» .

2. Проблема одиночества в подростковом возрасте

Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.

Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Вторую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества. :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Психологи выделяют также социальное и психологическое одиночество.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

3. Результаты исследования

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

1. При проведении исследования применялся анкетный опрос, включающий в себя заполнение анкеты, составленной нами для изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон). Предназначена для измерения одиночества.

3. Личностный опросник «НЭП» (Г. Айзенка). Предназначен для диагностики основных параметров личности.

4. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики - определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей.

4. Метод социометрии. Это - один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения).

Описание экспериментальной выборки: в исследовании приняли участие 23 школьника МОУ ЦЛПДО 14-16 лет.

Первый этап исследования.

Анкета изучения особенностей восприятия и переживания одиночества подростками.

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 35% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и из-за родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

26 % подростков видят причину одиночества в поведении и манере общения человека – второе место.

На третьем месте по частоте упоминаний в ответах оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т. п.). Как причина одиночества они были названы у 22 % подростков.

Остальные же причины (застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться) встречаются только в 9 % анкет.

Отсутствие круга общения и близких друзей как причину одиночества рассматривают также 9 % подростков.

На усталость от общения указано в 4 % анкет (1 человек).

Хотя большинство опрошенных (61%) сами не любят бывать в одиночестве, но они не считают подобное времяпрепровождение ненормальным. Многие из участников анкетирования (65 %) иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но данные подростки не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

Большинство подростков (61 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства опрошенных не характерно негативное отношение к себе и страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками (56%).

Таким образом, для подростков пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе в его неумении общаться.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Положительный результат (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 6 испытуемых из 23. Эта группа подростков составила экспериментальную группу (4 девочки, 2 мальчика). У данных подростков диагностируется высокий (67%) и средний уровень одиночества (33%). Методом случайной выборки была сформирована контрольная группа. В неё вошли подростки, показавшие низкий уровень по данной методике в количестве 6 человек (3 девочек, 3 мальчиков).

Анализируя полученные данные по этой шкале можно сказать, что высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили лишь 1 испытуемый. В пределах нормы показатель находится у 8 подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл получили 3 школьников. То есть можно считать, что, в основном, испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и контрольной группы, можно заметить, что у подростки контрольной группы более коммуникабельны, общительны, оптимистичны и импульсивны, чем подростки экспериментальной группы.

По шкале нейротизма

По данной шкале испытуемые показали в основном средний уровень нейротизма: 6 чел. (50 %), низкий уровень у 2 подростков (17 %), высокий у 4 (33 %) испытуемых (все они относятся к экспериментальной группе). То есть большинство испытуемых восприимчивы, эмоциональны, устойчивы к воздействию средних по силе стимулов, но могут нервничать и паниковать в тяжёлых ситуациях, им необходим достаточный срок для адаптации, но, адаптировавшись они ведут себя спокойно и уверенно.

Мы сравнили средние баллы нейротизма в экспериментальной и контрольной группах - у подростков контрольной группы балл по этой шкале ниже, чем у экспериментальной. Подростки экспериментальной группы имеют повышенный нейротизм по сравнению с подростками контрольной группы.

Итак, в результате мы выяснили, что подростки с высоким уровнем одиночества показывают сниженные баллы по экстраверсии, то есть обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы. Кроме того, подростки, считающие себя одинокими, показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия.

Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Анализ данных «КОС» показал следующее. Из экспериментальной группы только у 2 испытуемых (33 %) средний уровень развития коммуникативных качеств, что говорит об их стремлении к общению с людьми, но им недостает коммуникативных навыков и умений.

Низкий уровень развития коммуникативных качеств зафиксирован у 3 подростков (50 %). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно и неуверенно в компании, им трудно установить контакт с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. У 1 подростка (17%) диагностирован очень низкий уровень общения.

В контрольной группе у 100% испытуемых (6 человек) средний уровень развития коммуникативных навыков и умений.

Согласно данным социометрического теста 67% испытуемых экспериментальной группы имеют статус «включенный» и 33% статус «отвергаемых». Результаты испытуемых контрольной группы значительно отличаются. «Отвергаемых» здесь нет, 50% имеют статус «включенных» и 50% статус «предпочитаемых». Таким образом, можно говорить о зависимости между подростковым одиночеством и отрицательным отношением одноклассников, поскольку 50% испытуемых являются «отвергаемыми» в своём классе.

В результате исследования подтвердилась наша гипотеза, о том, что ощущение одиночество у подростков, связано с его личностными особенностями и развитием коммуникативных умений. Иными словами, основная причина того, что подросток чувствует себя одиноким, в том, что его коммуникативные умения недостаточно развиты, в том, что он не умеет или даже не хочет общаться с теми, кто его окружает по тем или иным причинам.

Заключение

Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества. 26 % подростков, принявших участие в исследовании, показали положительный результат по шкале одиночества.

Изучение личностных особенностей и особенностей общения подростков, испытывающих одиночество, выявило, что они:

Обладают меньшей направленностью на внешний мир, чем подростки контрольной группы;

Показывают более высокий балл по нейротизму, то есть более остро реагируют на внешние воздействия;

Испытывают трудности в общении, так как у них снижены коммуникативные качества;

Обладают более низким социальным статусом и испытывают отрицательное отношение одноклассников.

Полученные данные были использованы для оказания психологической поддержки подросткам, переживающим одиночество.

Совместно с психологом проведены занятия в 8-9 классах МОУ ЦЛПДО на которых рассматривалась проблема одиночества в подростковом возрасте. Составлен буклет, для подростков, испытывающих состояние одиночества.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама