THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

Украшения с камнями очень красивы и, конечно, дороги. Но, к сожалению, многие минералы, используемые для декора изделий, научились поделывать. А как определить оригинал?

Итак, как же выяснить, настоящий камень или нет? Минералов существует великое множество, и каждый из них имеет свои характерные признаки, по которым можно отличить оригинал. На каждом камне стоит остановиться более подробно.

Бриллианты

Так как лучшими друзьями девушек являются эти камни, то чаще всего именно они вызывают сомнения. А как определить бриллиант в домашних условиях?

  • Бриллианты очень твёрдые. И чтобы выявить такой признак, можно попробовать поцарапать поверхность, например, наждачной бумагой. На натуральном камне не останется ни единого следа.
  • Опустите камень в воду. Он продолжит блестеть, если будет натуральным. А вот подделка станет практически незаметной.
  • Рассмотрите камень на свету, повернув его лицевой стороной к себе. Если он натуральный, то задние грани подобно зеркалам будут отражать свет, так что вы увидите лишь одну светящуюся точку. Подделка будет хорошо пропускать свет.
  • Попробуйте на минерал подышать. Если это оригинал, то испарины не будет.
  • Настоящий бриллиант не притягивает пыль, в отличие от подделок.

Рубин

Настоящие рубины очень красивы и имеют ряд определённых свойств, которые можно использовать для определения подлинности.

Способы определения натуральности рубина:

  • Прежде всего, стоит оценить цвет. Он не должен быть слишком ярким и насыщенным.
  • Из-за низких теплопроводности и теплоёмкости камень будет казаться холодным, даже если подержать его в ладони.
  • Рассмотрите минерал через лупу. Вы можете обнаружить микроскопические пузырьки и вкрапления. Но по цвету они не должны отличаться от самого камня. В подделках же они могут быть более светлыми или полыми.
  • Положите камень в стеклянную ёмкость. Если минерал настоящий, то она станет красноватой.
  • Если положить рубин в молоко, то оно приобретёт розоватый оттенок.

Изумруд

Такие драгоценные камни как изумруды считаются одними из самых редких, поэтому стоят очень дорого. И, конечно, их активно подделывают. Но защитить себя от обмана можно. Хорошо рассмотрите минерал, желательно через лупу. Если вы увидите параллельные линии, то это говорит о том, что камень был создан самой природой и рос без вмешательства человека. А вот поделка может иметь спирали или же перекрученные вуали.

Сапфир

Сапфир невероятно красив, особенно если он натуральный. А как отличить оригинал от подделки? Это очень сложно. Можно оценить твёрдость. Царапин на таком минерале оставаться не должно. При погружении в воду он утонет, так как довольно тяжёл.

Кроме того, в оригинале могут иметься замысловатые вкрапления неправильных форм. И всё же подделки могут обладать такими же свойствами, поэтому лучше обратиться за помощью к опытному ювелиру.

Жемчуг

Жемчуг тоже является одним из самых любимых камней всех женщин, так что его подделывают очень часто и довольно искусно. Но как не дать себя обмануть?

  • Попробуйте поцарапать бусину. Если вы увидите явную царапину или тем более слезающую краску, то перед вами точно подделка. Если же жемчужина настоящая, то царапина тоже останется. Но проведите по поверхности пальцем, и она удивительным образом исчезнет.
  • Можно попробовать камень на зуб. Если жемчуг настоящий, то будет немного скрипеть, что связано с тем, что состоит он из мельчайших чешуек перламутра.
  • Если вы положите бусину в рот, то можете ощутить вкус морского песка.

Топаз

Как определить, настоящий ли топаз перед вами?

  • Если камень в кольце, то активно потрите его шерстяной тканью. На стол положите кусочки бумажной салфетки. Поднесите к ним изделие. Если камень натуральный, то он будет притягивать частички.
  • Пощупайте минерал. Он прохладный, а также очень гладкий, можно сказать, скользкий.
  • Природный топаз не может быть идеальной чистым, в нём могут обнаруживаться вкрапления.

Янтарь

Хотя такой камень не считается очень дорогим, всё же он весьма популярен. А определить его подлинность можно следующими способами:

  • Попробуйте поджечь янтарь. Если он натуральный, то вы ощутите запах смолы, но никак не плавящейся пластмассы. Если минерал незрелый, то на его поверхности появится тёмное пятно. Если же камень спрессованный, то он может стать липким.
  • Натрите минерал шерстью. Он должен наэлектризоваться.
  • В соляном растворе янтарь не утонет. Чтобы проверить это, растворите в стакане воды 10 чайных ложек соли и погрузите минерал в состав. Если он будет плавать на поверхности, то, скорее всего, является натуральным.

Гранат

Натуральный гранат не может быть слишком большим, по размерам он не превосходит зерна одноимённого плода граната.

Этот минерал обладает магнитной активностью. И чтобы выявить её, используйте пробку, весы и магнит. Положите на чашу сначала пробку, затем гранат. Поднесите к камню магнит. Если стрелка весов начнёт колебаться, то минерал настоящий.

Александрит

Настоящий александрит обладает плеохроизмом, то есть может изменять свой цвет при различном освещении. Подделка же будет иметь один постоянный оттенок.

Бирюза

Настоящая бирюза может иметь неровности, вкрапления и поры. Но вот пузырьков в ней быть не может.

Аквамарин

Если взглянуть на настоящий аквамарин на свету, то можно обнаружить вкрапления, напоминающие белые хризантемы. Кроме того, этот минерал может менять цвет, если рассматривать его под разными углами.

Лунный камень

Хотя лунный камень считается полудрагоценным, его тоже подделывают. Определить оригинал можно по игре тысячи цветов на свету, а также по мерцающим внутри блёсткам.

Будьте внимательны!

В этой статье:

Как узнать и отличить его от подделки? Этот вопрос весьма актуален для тех, кто любит и ценит драгоценные украшения. Ведь перспектива купить в магазине стекло по цене бриллианта мало кого обрадует. Чтобы не переплатить и не ошибиться в выборе, стоит знать о некоторых хитростях, к которым прибегают ювелиры и производители украшений.

Определение подлинности камня

Немного о камнях и подделках

Настоящий камень - это всегда выгодное приобретение: изделия, инкрустированные самоцветами, не теряют в цене, с годами стоимость таких украшений только увеличивается. Но под понятие «настоящий камень» попадают только те минералы, которые были найдены в недрах земли.

Даже если кристалл подвергся обработке, прошел через процедуру облагораживания, его цена будет ниже. Облагороженные камни ничем не отличаются от своих собратьев по характеристикам, они проходят обработку по нескольким причинам, основной из которых считается недостаточно яркий цвет. Процедура помогает придать невзрачным самоцветам уникальный, редко встречающийся в природе оттенок.

Свойства кристаллов, обработанных таким способом, не изменятся и, несмотря на облагораживание, драгоценный камень не станет хуже. Но обработанные таким способом минералы стоят дешевле, поскольку удивительный оттенок им даровала не природа, а рука человека. Такие камушки сложно назвать подделкой, поскольку они все же имеют природное происхождение.

Отличить натуральный камень от искусственного на деле несложно. Чтобы разобраться в подлинности самоцвета, достаточно попросить у продавца изделий ювелирной промышленности сертификат.

Сертификат - это документ, который выдается на каждый минерал, в нем содержатся информация о самом камне, его характеристики: размер, цвет, чистота, наличие дефектов, способ огранки и даже место добычи. Если продавец украшений отказывается предоставить сертификат покупателю, то это означает, что украшение не имеет никаких документов. И подтвердить подлинность минералов, которыми инкрустированы изделия, невозможно.

Стоит отметить, что через руки оценщика проходят все камни, драгоценные и полудрагоценные. Мастера определяют стоимость самоцветов, оценивая их характеристики. После оценки камням - прямой путь в руки к ювелирам, которые и занимаются изготовлением изделий. Они подбирают оправу и создают ту или иную вещь.

Именно по этой причине определить подлинность минерала может оценщик, если отдать самоцвет в руки мастера, он установит его реальную стоимость. Подобная экспертиза стоит денег, работа оценщика должна быть оплачена.

Существует еще несколько способов, которые помогут распознать подделку.

Для идентификации требуются:

  1. Минимальные сведения о покупаемом камне.
  2. Возможность рассмотреть минерал через увеличительное стекло.
  3. Простая экспертиза в домашних условиях.
  4. Идентификация оправы.

Минимальные сведения о том самоцвете, покупка которого планируется, помогут распознать имитацию или подделку. Стоит собрать информацию о том, какие оттенки имеет минерал, в каких местах добывается и каким способом производится огранка. Всего этого будет достаточно для того, чтобы не приобрести стекло вместо драгоценного камня. Чтобы отличить грубую подделку от самоцвета природного происхождения, этой информации вполне хватит.

Необработанные натуральные алмазы

Микроскоп, лупа или любой другой инструмент можно использовать при установлении подлинности. Минерал, созданный в условиях лаборатории, - чист, в его структуре нет вкраплений, которые ювелиры называют дефектами. А вот тот камень, что был найден в недрах земли, наверняка имеет дефекты, некоторые из них можно рассмотреть, используя лупу. Наличие подобных дефектов - это признак того, что кристалл был создан природой, а не руками человека.

Определить подлинность кристалла поможет банальная проверка. Если речь идет о бриллианте, достаточно просто провести им по зеркалу. Камень поцарапает стекло, при этом такая проверка ему совсем не навредит. Плотность драгоценных камней высока, по этой причине их сложно напугать щелочами и кислотами, даже удар молотком по алмазу или бриллианту не принесет ему вреда. Зато подделка рассыпается вдребезги.

Оправа - это еще один элемент, который может выдать подделку. не вставляют в оправу из неблагородных металлов. Золото и платина - вот основные металлы, которые используют в качестве оправы для самоцветов. Изделия из серебра также можно встретить на рынке, но редкие и дорогие кристаллы серебром не обрамляют, поскольку металл не обладает высокой стоимостью.

Определенные самоцветы производят в лабораториях, их синтезируют в промышленном масштабе. Подобные камни часто используют для изготовления электрических приборов и даже стекол автомобиля. Некоторое количество синтезированных в лабораториях кристаллов попадает в руки к ювелирам. Такие камушки отличаются от тех, что находят в недрах земли, но не всегда сравнение в пользу минералов, которые имеют природное происхождение.

По своим характеристикам и внешнему виду, синтезированные в лаборатории самоцветы могут не уступать природным собратьям. Но не всегда то, что делает человек, столь же прекрасно, как то, что создает природа.

Естественно, что кристаллы, сделанные в лаборатории, высокой стоимостью не отличаются, их нельзя назвать редкими или ценными. Человечество не испытывает дефицита в подобных минералах, поэтому драгоценности, инкрустированные такими камнями, значительно в цене не прибавляют. Вкладывать деньги в подобные изделия нет смысла.

Опытный оценщик без труда отличит самоцвет, сделанный в лаборатории, от того, что имеет природное происхождение. А вот разобраться с теми минералами, что прошли через процедуру облагораживания, будет сложно. Подчас определить, что камень подвергался обработке невозможно, поскольку он обладает всеми нужными характеристиками и может «одурачить» даже опытного специалиста.

Самостоятельная проверка на подлинность

Существует несколько способов, которые помогут усомниться в подлинности самоцвета и отказаться от покупки украшения. Для каждого камня они различны.

Искусственные камни - идеальны и не имеют дефектов

Вот несколько способов, как определить подлинность драгоценных камней:

  • Если требуется проверить алмаз, то помните, что этот камень не только твердый, но и блестящий. Алмаз природного происхождения переливается всеми оттенками серого, если же минерал играет всеми цветами радуги, это свидетельствует либо о его низком качестве, либо о том, что это вовсе не алмаз, а подделка. А еще алмаз не может быть обрамлен серебром или другим недрагоценным металлом, оправой для него может быть только золото или платина, с клеймом качества. Ювелиры всегда оставляют нижнюю часть алмаза свободной, считая, что так он будет сиять еще ярче.
  • А вот бриллиант сияет красками со всех сторон. Определить подлинность этого минерала просто. Стоит посмотреть на него сбоку, в этой проекции бриллиант будет сиять не менее ярко, чем с любой другой стороны. А вот подделка будет эффектно смотреться только во фронтальной проекции. Если сбоку посмотреть на подделку, она блестеть не будет. А еще можно положить бриллиант на лист бумаги, на котором уже напечатаны буквы: если посмотреть на надписи через бриллиант, то букв видно не будет.
  • Чтобы проверить на подлинность изумруд, придется вооружиться лупой или микроскопом. Нужно рассмотреть структуру камня под увеличительным стеклом, в настоящем изумруде нет трубчатых или спиралевидных рисунков. Помимо этого, истинный изумруд плохо проводит тепло, на ощупь он всегда холодный.
  • Если говорить о рубине, то определить его происхождение поможет оценка цвета. В природе рубины кроваво-красного оттенка встречаются редко. Если же кристалл вдобавок отдает фиолетовым цветом и стоит недорого, то это не настоящий рубин, а его имитация. Дело в том, что рубины цвета «голубиной крови» насыщенного красного оттенка с примесью фиолетового стоят очень дорого и ценятся коллекционерами дороже некоторых бриллиантов.
  • Редко в природе встречаются сапфиры крупного размера, естественно, что такие самоцветы существуют, но стоят они совсем недешево. В магазинах встретить сапфир крупного размера практически невозможно, такие камушки продают на специальных биржах. От сапфира веет холодом, взяв его в руки, человек не сможет быстро согреть своим теплом кристалл. Еще можно проверить минерал на подлинность с помощью лупы или микроскопа, в его структуре не должно быть пузырьков газа или прожилок золота.
  • Доподлинно известно, что добыча александритов остановлена, но, несмотря на это, на рынке регулярно появляются изделия, инкрустированные этим минералом. Распознать подделку при покупке драгоценностей поможет объективная оценка: александрит стоит дорого, да к тому же эти камни имеют небольшой размер. А еще александрит меняет цвет при смене освещения.
  • Жемчуг тоже требует проверку на подлинность. Натуральный жемчуг стоит дорого, чтобы установить его подлинность, достаточно проверить его «на зуб». При попытке укусить жемчужину человек почувствует, что она скрипит на зубах как песок, такими свойствами не обладает.

Перечень драгоценных камней на этом заканчивается. Но есть и другие самоцветы, которые нуждаются в проверке.

Как отличить натуральный от подделки или имитации?

  • Аметист - это . Разобраться в происхождении этого самоцвета несложно, достаточно подержать его в ладонях. Натуральный аметист неохотно «впитывает» тепло человека. А также отличить камень от окрашенного фианита поможет лупа. Вкрапления в виде точек и другие дефекты - вот основные признаки аметиста.
  • Аквамарин - это разновидность топаза, он, как бриллиант, при смене положения сверкает одинаково. Если рассматривать аквамарин под разными углами, то он будет менять цветовую гамму, подделки таким эффектом не обладают.
  • Гранат и все его разновидности можно покупать спокойно. Если верить статистике, то этот самоцвет подделывают реже других. Но чтобы перестраховаться, стоит помнить о том, что гранаты редко бывают крупными и превышают по размеру зерно одноименного фрукта.
  • Янтарь высокой стоимостью не отличается, он относится к , если речь, конечно, не идет о янтаре с инклюзивами. Жук или ящерица, застывшая в смоле, приравнивает к драгоценным камням. Чтобы не купить в магазине подделку, стоит натереть поверхность янтаря шерстью, он обязательно ударит током. А еще янтарь притягивает мелкие предметы, его также натирают шерстью и держат сверху над мелко нарезанной бумагой. Кроме того, камень с инклюзивами не тонет в соленой воде. Можно приготовить раствор самостоятельно, насыпав в стакан 10 ложек соли.
  • Топаз - это самый загадочный камень, его цвет влияет на стоимость минерала. стоит совсем недешево. Чтобы проверить на подлинность этот самоцвет, нужно рассмотреть его под лупой. В структуре натурального топаза будут присутствовать дефекты: мелкие точки, вкрапления. Чистый минерал без дефектов и вкраплений, вероятнее всего, окажется подделкой. Топаз, как и янтарь, хорошо электризуется и притягивает мелкие предметы, салфетки, кусочки бумаги. Достаточно просто натереть поверхность топаза шерстью, чтобы удостовериться в его подлинности.

Сегодня наткнуться на подделку можно как в интернет-магазине, так и в дорогом бутике. Мошенников везде хватает. По этой причине стоит не терять бдительность, ответственно подходить к выбору украшений, избегать «выгодных» предложений и максимальных скидок. А также оценивать цвет камня: слишком яркий оттенок должен отпугнуть покупателя, поскольку в природе такого цвета минералы встречаются редко и стоят дорого.


Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Можно довольно быстро идентифицировать большинство драгоценных и полудрагоценных камней по их основным характеристикам, таким как цвет и вес (плотность). Однако для более точного распознавания камней вам понадобятся специальные приборы, позволяющие исследовать внутреннюю структуру минерала.

Шаги

Запаситесь таблицей характеристик драгоценных камней

Часть 1

убедитесь, что камень является драгоценным

    Осмотрите поверхность камня. Если она грубая и шероховатая, данный камень не относится к драгоценным.

    Проверьте, поддается ли камень деформированию. Если камень легко деформируется, например, в результате несильного удара молотком, сжатия, изгиба, - скорее всего он представляет собой металлическую руду, а не драгоценный минерал.

    • Драгоценные камни имеют кристаллическую структуру. Внешняя форма камня может быть изменена путем его разрезания, раскалывания или шлифовки, но для каждого минерала существует набор кристаллических граней, которые не могут быть изменены простым давлением.
  1. Некоторые материалы напоминают драгоценные камни, не являясь ими на самом деле. Например, жемчуг и окаменелая древесина могут быть ошибочно приняты за драгоценные камни, но они не являются таковыми в строгом смысле этого слова.

  2. Определите, не является ли камень искусственным. Искусственные (или синтетические) камни имеют такую же структуру, химический состав и физические свойства, как и их естественные аналоги, но они не добываются, а производятся в лабораторных условиях. Как правило, искусственный камень можно отличить от натурального, сопоставив несколько характеристик.

    • Внутри искусственных камней часто наблюдаются не ровные, а изогнутые ступени (поверхности) роста.
    • Нередко в камнях искусственного происхождения встречаются сферические пузырьки газа, расположенные в виде цепочек, но будьте внимательны, так как иногда газовые пузырьки попадаются и в натуральных камнях.
    • На поверхности искусственных камней могут остаться тонкие пластинки платины или золота.
    • В искусственных камнях часто встречаются игольчатые, V-образные и нитевидные включения, а также столбчатая внутренняя структура.
  3. Остерегайтесь подделок. Фальшивый камень на первый взгляд выглядит так же, как и натуральный, но он сделан из совсем другого материала. Фальшивые драгоценные камни могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение, и существует несколько достаточно эффективных методов, чтобы отличить их от настоящих камней.

    • Поверхность фальшивого камня может быть неровной и покрытой ямками, как кожура апельсина.
    • На некоторых поддельных камнях заметны волнистые и спиралевидные следы.
    • Внутри ненастоящих камней часто наблюдаются довольно крупные пузырьки газа.
    • Нередко поддельные камни весят заметно меньше, чем их оригиналы.
  4. Определите, не является ли ваш драгоценный камень составным. Составные камни включают в себя несколько различных минералов. Такие составные камни могут полностью слагаться из отдельных драгоценных камней, но нередко в их состав входят и синтетические материалы.

    • Чтобы определить места стыка, осветите камень небольшим фонариком с тонким лучом.
    • Присмотритесь к разнице в блеске и цвете различных участков, обратив также внимание на наличие возможных мест склейки (заполненных бесцветным клеем).
    • Посмотрите также, не наблюдается ли "эффект красного кольца". Поворачивая камень, приглядитесь, не видно ли красное кольцо вокруг его внешней поверхности. В случае появления такого кольца перед вами, скорее всего, составной камень.

    Часть 2

    основные признаки
    1. Обратите внимание на цвет камня. Зачастую цвет драгоценного камня является первым ключом к разгадке типа камня. Понятие цвета камня можно разделить на три составляющих: собственно цвет, тон и насыщенность.

      • При определении цвета камня не освещайте его дополнительно, если только камень не темен и вам не надо определить, имеет ли он черный, темно-синий или другой темный цвет.
      • "Цвет" драгоценных камней варьируется в широких пределах. Постарайтесь определить цвет как можно более точно. Например, если камень желтовато-зеленый, так и укажите, вместо того, чтобы охарактеризовать его просто как "красный". Специалисты по минералогии различают более чем 30 цветов камней.
      • "Тон" указывает на то, является ли цвет камня темным, светлым или располагается посередине.
      • "Насыщенность" характеризует интенсивность цвета. Сначала следует определить, имеет ли камень теплый (желтый, оранжевый, красный) или холодный (пурпурный, синий, зеленый) цвет. В случае теплого цвета проверьте наличие коричневых оттенков. Для холодных цветов важно присутствие серых оттенков. Чем больше коричневых или серых оттенков присутствует в камне, тем менее насыщен его цвет.
    2. Обратите внимание на прозрачность камня. Прозрачность характеризует долю света, проходящего сквозь камень. Камни делят на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

      • Через прозрачные камни хорошо видны предметы, расположенные за ними (примером такого камня служит алмаз).
      • Сквозь полупрозрачный камень также можно разглядеть предметы позади него, но их очертания размыты, и нередко цвет изображения не соответствует оригиналу (например, аметист и аквамарин).
      • Через непрозрачный камень не видны предметы, расположенные за ним (например, опал).
      • Чтобы оценить массу камня, поместите его на ладонь и задайте самому себе вопрос, весит ли камень столько, сколько можно было бы ожидать при его объеме, или его масса намного отличается от ваших ожиданий.
      • Геммологи (специалисты по драгоценным камням) широко используют взвешивание, и определение плотности камней повсеместно применяется при их оценке.
      • Например, аквамарин относительно легок, в то время как схожий на него голубой топаз намного более тяжел. Подобным образом, алмаз значительно легче, чем внешне похожий на него кубический оксид циркония, полученный искусственным путем.
    3. Осмотрите срез камня. Хотя этот метод и небезопасен и требует известного мастерства, ряд драгоценных камней можно расколоть вдоль определенных плоскостей. Часто эти плоскости можно определить по тому, как преломляется свет, падающий на камень.

      • Чаще всего драгоценные камни имеют ограненные плоские края, выпуклую или округленную форму (при отсутствии огранки), вид камеи (гравировки) или бусин. Эти основные типы огранки могут включать и другие на более мелком уровне.

    Часть 3

    более тщательное изучение драгоценных камней
    1. Подумайте, приемлемы ли разрушающие методы проверки. Существуют испытания, проводить которые вы не захотите в том случае, если желаете сохранить камень неповрежденным. Такими испытаниями являются измерение твердости, трение и раскалывание.

      • Некоторые камни обладают большей твердостью по сравнению с другими, и твердость минералов измеряется обычно по шкале Мооса. Проведите по поверхности вашего камня различными минералами, приложенными к набору для измерения твердости. Если на камне появилась царапина, это означает, что он мягче соответствующего минерала. Если же камень остался невредим, его твердость выше использованного минерала.
      • При испытании трением проведите камнем по поверхности керамической плитки. Затем сравните оставленный камнем след со шкалой, приведенной в таблице характеристик драгоценных камней.
      • "Раскалывание" означает разбиение кристалла на части. Если вдоль поверхности расположены отдельные слои, отколите их и осмотрите поверхность под ними. В случае их отсутствия придется довольно сильно ударить по камню, чтобы расколоть его. Проверьте, не является ли поверхность камня неровной, фрагментарной, округлой или раковинообразной, ступенчатой или зернистой.
    2. Изучите оптические свойства камня. Каждому типу драгоценных камней присущи свои оптические характеристики. В зависимости от камня вы будете наблюдать характерные переливы цвета, астеризм, расщепление света на отдельные цвета и так далее.

      • Наблюдайте за световыми эффектами, просвечивая камень фонариком с тонким лучом.
      • Изменение цвета при освещении является одним из основных методов оценки драгоценного камня, поэтому каждый камень должен быть подвергнут этой процедуре. Проследите за расцветкой камня под естественным светом, светом лампы накаливания и флуоресцентным светом.
    3. Посмотрите на блеск камня. Блеск характеризует интенсивность света, отражаемого поверхностью камня. При проверке блеска направьте свет на наиболее гладкую грань камня.

      • Поверните камень так, чтобы свет отражался от его поверхности. После этого осмотрите камень невооруженным глазом и при помощи лупы с десятикратным увеличением.
      • Определите, какой вид имеет камень: тусклый, воскообразный, металлический, сияющий (как алмаз), стекловидный, мутный, блестящий.
    4. Посмотрите, как камень рассеивает свет. При рассеянии белого света камень расщепляет его на спектральные составляющие (свет различного цвета), в результате получается спектральное разложение луча обычного дневного света. Интенсивность такого расщепления зависит от вида драгоценного камня.

      • Просветите драгоценный камень тонким лучом фонарика и проследите за ходом света внутри камня. Определите, расщепляется ли луч слабо, средне, сильно или очень сильно на спектральные составляющие.
    5. Определите показатель преломления. Это можно сделать при помощи рефрактометра. С помощью данного прибора вы сможете измерить угол преломления света при его прохождении через камень. Каждый драгоценный камень характеризуется своим углом преломления, поэтому определение значения этого угла позволит вам выяснить, какой именно камень перед вами.

      • Поместите небольшую каплю специальной жидкости на металлическую поверхность рефрактометра вблизи задней части полуцилиндра (окошка, на котором будет помещен камень).
      • Положите камень плоской поверхностью на каплю специальной жидкости и вдавите его пальцами по направлению к поверхности полуцилиндра.
      • Посмотрите на камень через окуляр без увеличения. Продолжайте смотреть до тех пор, пока не увидите очертания капли, затем сделайте так, чтобы нижняя поверхность этой капли была в фокусе. Запишите показания микрометра, округлив их до сотых долей.
      • Воспользуйтесь увеличительной линзой для получения более точных показаний и округлите их до тысячных долей.
    6. Используйте двойное лучепреломление. Данный метод также позволяет оценить показатель преломления. При этом испытании камень шесть раз вращается в рефрактометре, при этом фиксируются изменения в прохождении через него света.

      • Схема та же, что и при определении показателя преломления. Однако вместо того, чтобы держать камень в неподвижном положении, вращайте его на 180 градусов с шагом 30 градусов. После каждого поворота на 30 градусов измеряйте показатель преломления.
      • Вычтите наименьшее значение показателя преломления из максимального, определив таким образом показатель двойного лучепреломления, являющийся характеристикой оптической анизотропии материала. Округлите полученный результат до тысячных.
    7. Проследите за одиночной и двойной рефракцией. Используйте это испытание для прозрачных и полупрозрачных камней. В данном случае определяется, является ли кристалл однопреломляющим или двоякопреломляющим. Некоторые камни представляют конгломерат вышеприведенных кристаллов.

      • Зажгите свет в полярископе и положите камень гранью на нижнюю стеклянную линзу (поляризатор). Глядя на камень через верхнюю линзу (анализатор), вращайте ее до тех пор, пока камень не будет выглядеть наиболее темно. Это начальная позиция.
      • Поворачивая анализатор на 360 градусов, наблюдайте, как меняется освещенность камня.
      • Если камень, став темным, не светлеет, то это однопреломляющий минерал. Если же камень после потемнения опять светлеет и наоборот, то он, скорее всего, двоякопреломляющий. И наконец, если минерал остается светлым, он представляет конгломерат таких минералов.
    • Перед изучением драгоценного камня протрите его поверхность мягкой тканью. Возьмите отрезок ткани и, сложив его вчетверо, поместите внутрь камень. Слегка потрите камень сквозь ткань пальцами, удалив тем самым с его поверхности грязь, отпечатки пальцев, пятна жира.
    • При работе с камнем пользуйтесь пинцетом, чтобы не испачкать поверхность камня.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама