THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Люди, встречающиеся на моем жизненном пути, узнав, что мы придерживаемся принципов естественного родительства, спрашивают меня: «Что это значит?» Для большей авторитетности ответа я, обычно, говорю, что это – знания и навыки воспитания и ухода за ребенком, которыми владели наши прабабушки и прапрабабушки. Чаще всего, после такого определения люди с жалостью или с укоризной вспоминают про грудных детей, оставленных старшим братьям и сестрам, которые кормили их хлебным мякишем, завернутым в тряпочку, или годовалых детей, привязанных к кровати специальными веревками, чтобы мать имела возможность уйти работать в поле. Все это было в недавней нашей истории. Конечно, описанные выше методы никак не связаны с естественным родительством. Целенаправленно, а порой из-за моды и престижа, материнское искусство, как одно из проявлений естественного родительства, было вычеркнуто из жизни цивилизованного общества.

«Естественное родительство - метод, основанный на традициях и принципах живой природы и ранних культур. Суть метода состоит в том, чтобы внимательно наблюдать за коммуникативными знаками новорожденных и стараться максимально удовлетворить их эмоциональные и физические потребности. На практике это означает, что дети находятся в близком физическом контакте со своими родителями в течение большей части суток. Днем младенца носят в слинге, ночью он спит вместе с родителями. Ребенка кормят грудью по первому требованию не менее 2-4 лет, и когда прекращать грудное вскармливание определяет сам ребенок, а совместный сон с родителями может продолжаться долгие годы» - вот, что на этот счет говорит свободная энциклопедия Википедия.

Если сказать профессиональным языком, естественное родительство – это стремление родителей удовлетворить все врожденные ожидания ребенка или, по-другому, его истинные потребности. О наличии таких ожиданий говорят: психотерапевт Ж. Ледлофф, акушер-гинеколог М. Оден, педагог и психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская, этолог В.Р. Дольник и многие другие.

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных.

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка - это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее. Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди. Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети воспитываются прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни. Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Он ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо, а его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним - она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался. Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии. В человеке заложено ожидание жить среди природы (эко-поселение хорошее направление с моей точки зрения), а не среди мертвых стен панельного дома.

К элементам естественного родительства также относятся естественные роды с минимальными вмешательствами, педагогический прикорм, так называемая естественная гигиена новорожденного, отказ от подгузников, естественное закаливание, отказ от прививок и воспитание с учетом потребностей ребенка в различные периоды его жизни.

Екатерина Барабанова

Прочитав заголовок, возможно, вы удивитесь . А существует еще какое-то материнство? Искусственное или противоестественное? Ведь сама функция продолжения рода заложена в нас природой, казалось бы, что уж тут естественнее…

На самом деле естественное материнство , или естественное родительство , это стиль воспитания, максимально приближенный к природному. Как можно больше любви и заботы, вместо запретов и ограничений, отсутствие различных приспособлений, по мнению современных мам облегчающих жизнь с ребенком, никаких смесей и лекарств.

Давайте подробнее познакомимся с основными принципами естественного материнства . Возможно, сами того не зная, вы уже применяете в своей жизни какие-то из них, а что-то примете на вооружение после прочтения нашего материала.

Мы расскажем вам какие на взгляд портала UAUA. info в этих принципах есть безусловные плюсы, а какие нюансы вызывают у нас сомнение. Пожалуй, главное в этом случае - найти золотую середину в каждом из постулатов, прислушиваться к своей интуиции, мироощущению и желаниям своего малыша.

Беременность без лишних медикаментов

«За» . Приверженцы естественного материнства уверены, что если к появлению малыша на свет хорошо подготовиться , то никаких проблем с течением беременности не возникнет.

Что же должна предварительно сделать будущая мама:

  • посетить гинеколога;
  • сдать необходимые анализы крови, чтобы исключить возможные проблемы и заболевания в будущем;
  • провести обследование щитовидной железы, печени, почек;
  • привести в порядок спину и вены;
  • подлечить имеющиеся хронические заболевания;
  • вести здоровый образ жизни;
  • заниматься спортом;
  • правильно питаться;
  • быть настроенной на позитив.

«Против » . Да, сложно поспорить с каким либо из вышеперечисленных пунктов, но что делать , если ситуация сложилась таким образом, что несмотря на проведенную подготовку все равно , угроза срыва и для сохранения ребенка необходимо воспользоваться всем арсеналом традиционной медицины?

В данном случае вряд ли будущей маме захочется экспериментировать и рисковать.

Синтетические витамины также не приветствуются. Но как тогда быть с исследованиями о необходимости приема ? Что делать тем мамам, у которых сильный токсикоз и поддерживать свой организм им удается только при помощи ? Ответы на эти вопросы, скорее всего, беременной придется искать самостоятельно.

Роды без обезболивания и стимуляции

«За» . Сторонники естественного материнства считают, что правильные естественные роды должны проходить в спокойной и благоприятной для малыша и мамы обстановке.

Ну и, разумеется, никаких лекарств, например, ускоряющих процесс раскрытия матки - все должно проходить только природным путем.

Естественные роды - залог хорошего физиологического и психологического состояние ребенка.

«Против » . Как ни крути, но роддом - незнакомое место для беременной, вокруг чужие стены, врачи, которые вряд ли будут демонстрировать чудеса понимания.

Поэтому наилучшим местом для родов в естественном стиле считается ваш дом, квартира, ваша ванная комната. Согласны ли вы на такой риск?

Но что делать, если пойдут совсем не по плану и возникнут какие-то осложнения, требующие медицинского вмешательства? Если рядом не будет квалифицированного врача, то кто же будет нести ответственность за возможные проблемы со здоровьем малыша?

Совместное пребывание мамы и малыша с первых минут жизни ребенка

«За» . Думаем, никто не будет спорить, что новорожденному после появления на свет необходимо ощутить тепло маминых рук, услышать знакомый звук биения ее сердца, вдохнуть ее родной запах.

Пребывание в компании других кричащих младенцев в незнакомой большой комнате с ярким светом и запахом хлорки - то еще испытание для малыша. Пережив его, ребенок может вырасти недоверчивым и осторожным, ведь страх и одиночество были его первыми эмоциями.

Если же кроха сопит под боком, у молодой мамы быстрее прибудет молоко, активнее пройдут процессы сокращения матки, да и с малышом наладить будет гораздо проще.

Также естественное материнство пропагандирует , тогда после рождения малыша сможет ощутить поддержку сразу двух самых близких для него людей - мамы и папы.

«Против » . Нет аргументов.

Раннее прикладывание малыша к груди

«За» . Малыш приник к соску и высосал , буквально только родившись? Именно так мама сможет посодействовать формированию правильной микрофлоры ребенка, необходимой для его здоровья и обеспечить себе в будущем лактацию без проблем.

«Против» . Нет аргументов.

Продолжительное грудное вскармливание по требованию

«За» . Кормление через 3 часа и ни минутой раньше - устойчивый миф, пришедший к нам из прошлого века. Естественное материнство предлагает нам расслабиться, забыть о часах, и предлагать малышу грудь так часто, как он того просит. Ведь перекормить ребенка грудным молоком просто невозможно.

Ребенок может , когда хочет кушать, чтобы утолить жажду, чтобы заснуть, расслабиться, успокоиться, ощутить себя в безопасности. Не стоит ограничивать его во времени и количестве кормлений в сутки. Ночные кормления - это нормально и правильно, хотя и утомительно для мамы.

Вопреки второму расхожему мифу, грудное молоко не теряет своих уникальных и важных свойств со временем. Его состав меняется постоянно, подстраиваясь под потребности малыша как в 1 месяц, так и в 3 года. Кормить ребенка стоит до тех пор, пока он не откажется от груди сам.

Кормление по требованию является плюсом и для молодых мам: благодаря ему, будущая мама не знает, что такое застои молока, у нее гораздо меньше проблем с лактацией в целом, нет нужды сцеживаться и подменять свою грудь сосками или бутылочками с водичкой.

«Против » . Естественное материнство должно означать, что ребенок висит на груди часами и беспрерывно? Конечно, бывают и такие дни, например, когда малыш заболел или у него режутся зубки. Тогда ему стоит предлагать грудь без каких-либо вариантов.

Но в целом, давайте будем разумными. Мама - тоже человек, а не молокозавод по беспрерывному удовлетворению потребностей ребенка.

Ей периодически нужен отдых и время на себя. Поэтому, если мама понимает, что сейчас малыш вполне может обойтись без груди и просто поиграть, а у нее в это время будет 10-15 минут на душ, завтрак или просто ничегонеделание - это нормально.

Совместный сон

«За» . мамы и ребенка способствует продолжительной лактации, делает контакт между ребенком и матерью еще более тесным и дарит обоим уверенность, что все в порядке.

К тому же нет нужды подниматься несколько раз за ночь, чтобы покормить ребенка. Он в любой момент может сам найти грудь и покушать, как только того захочет, почти не выводя маму из царства Морфея.

«Против » . Вы относитесь к тем молодым мамам, которые начитались страшилок, что во время совместного сна ребенка можно придавить? Мы думаем, что если вы ведете здоровый образ жизни - это нереально.

Но вам просто может не нравиться спать в обнимку с ребенком, например, вам так сложно расслабиться.

Если против совместного сна с малышом активно протестует муж или этот факт вызывает ревность у старших детей - вы вольны выбирать, как будете поступать.

Важно чтобы совместный сон был таким же естественным и приятным процессом, как и кормление грудью. У вас другое видение? Устанавливайте свои правила, ищите компромиссы, например, переносите уже уснувшего малыша в кроватку - удобно и комфортно должно быть всем.

Регулярное ношение ребенка на руках или в слинге

«За» . Новорожденный малыш в или на руках ощущает себя в безопасности, потому что он максимально близок с мамой. С возрастом именно эти позы обеспечивают крохе возможность познавать окружающий мир и наблюдать за тем, что делает мама.

Рыдающий в кроватке в одиночестве малыш - это неправильно. Да, пусть многие книги пишут о том, что ничего не случится, если дать ребенку раз-другой поплакать. Но стоит ли демонстрировать малышу свою власть и возможности? Насколько необходимо растить нетребовательного ребенка буквально с пеленок?

«Против » . Ребенок растет и с каждым днем-месяцем-годом становится тяжелее. Поэтому возможность беспрерывно носить его на руках у мамы уменьшается с каждым днем, особенно если она достаточно хрупкого телосложения.

Слинг, конечно, развязывает руки, давая возможность сделать что-то по дому, но не все дети любят слинги, это достаточно индивидуально.

Взрослея, малышу все чаще будет нужно время на самостоятельное созерцание и . Насколько важно постоянно занимать его собой, не оставляя возможности побыть в одиночестве?

Раннее высаживание и отказ от подгузников

«За» . Раннее высаживание состоит в том, что ребенка приучают к горшку буквально с первых дней жизни. В тот момент, когда, по мнению мамы, у ребенка должны произойти мочеиспускание или дефекация кроху высаживают над мисочкой, тазиком, умывальником или ванной, сопровождая похлопываниями, кормлением грудью или соответствующими звуками.

Если момент не пойман, то мокрые пеленки и штанишки должны вызвать у ребенка ощущение дискомфорта , которое пропадает при использовании одноразовых подгузников.

Идея процесса - ребенок со временем не пачкает пеленки или одежду, а ждет высаживания, чтобы сделать свои дела.

«Против » . Проводить больше времени в поисках «пописа» и «покака», чем в совместных играх и развитии? Сложный выбор… Если уж подгузники все-таки больше мамины помощники, то пожалуй только ей решать, где как и когда ее ребенок будет «голопопить», и кто будет убирать за ним испачканный ковер и хочет ли она ежедневно менять мокрое постельное белье.

Отказ от медикаментов и лекарств

«За» . Лекарства вредят , их употребление неестественно и неэкологично.

«Против » . Отсутствие медикаментозного вмешательства во время серьезных может привести к не очень приятным результатам. Ведь, к сожалению, не всегда вопрос решается только с помощью гомеопатии и фитотерапии.

А как решить вопрос с прививками?

Педагогический прикорм

«За » . Если питание мамы и папы смело можно отнести к разряду здорового, то нет ничего страшного, если малыш попробует кашу или овощи с их тарелки. Именно с помощью родители смогут лучше понять предпочтения малыша, ведь если что-то ему не понравится, он больше не будет проявлять к этому продукту интерес.

«Против » . Нет аргументов.

Отказ от благ современного мира

«За» . Различные соски, бутылочки, пустышки, коляски, манежи, ходунки и качели - вредны для ребенка.

Кормить - только грудью, носить - в слинге, качать - на руках.

«Против » . Возможно, соски и портят детский прикус, и конечно не должны быть заменителями общения с мамой, но как быть, если без пустышки ребенку очень трудно заснуть? Как кормить ребенка на искусственном вскармливании смесью без применения бутылочек? Как далеко можно зайти с ребенком в слинге, если мама уже устала, прогуливаясь по парку, а ей еще нужно зайти в магазин и купить продукты? Ответ на все эти вопросы стоит искать самому…

Сегодня мы рассказали вам и принципах естественного материнства. А какое ваше мнение по этому поводу? Пишите нам свои ответы в комментариях к материалу.

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой


Естественное родительство – популярный ныне подход к воспитанию детей первых лет жизни, основанный на традициях некоторых племен Америки, Азии и Африки. Отношение к нему (и в особенности к отдельным его методам и принципам) в обществе достаточно противоречивое. С одной стороны, его приверженцы акцентируют внимание общества на важнейших аспектах ухода за малышом (, внимание к внутреннему миру ребенка с первых дней жизни); с другой стороны, зачастую они считают себя и своих единомышленников носителями истины в последней инстанции и к тем, кто не разделяет их убеждений, относятся достаточно агрессивно, что мешает установлению конструктивного диалога.

Секрет популярности естественного родительства

Впервые интерес к незападным традициям воспитания проснулся у широких слоев населения в Европе и в Америке в 60-е годы прошлого века. Связано это было с расцветом движения хиппи, идеологи которого не без оснований рассуждали о кризисе западной цивилизации, фатальном для нашей психики отрыве от природы, игнорировании врожденных потребностей человека. На этой волне молодежь демонстрировала массовое увлечение восточной (в первую очередь буддистской и индуистской) культурой и философией, а воспитание детей – важнейший элемент культуры! В эти годы появились первые открытые пропагандисты длительного грудного вскармливания, совместного сна и сторонники отказа от прививок.

Второй посыл к развитию идеология естественного родительства получила в конце 80-ых-начале 90-ых годов. На сей раз исходил он уже, скорее, из академической среды. Связано это было, с одной стороны, с начавшейся глобализацией, благодаря которой западные ученые начали активно обмениваться опытом с азиатскими коллегами, более подробно и детально изучать их наработки и самостоятельно исследовать традиции ухода за детьми, практикующиеся в иной культурной среде. Кстати, многие их наблюдения красноречиво свидетельствовали о преимуществах азиатского воспитательного подхода.

С другой стороны, был и сильнейший внутренний импульс. Все больше социологов и психологов говорили о том, что навязываемые западным родителям принципы (отрицание потребности в тесном контакте с мамой в первые месяцы жизни, приучение к самостоятельному засыпанию малышей, чья нервная система еще не готова к этому, игнорирование плача и т.д.) не только несовершенны, но еще и опасны с точки зрения их психического здоровья и . Из уст педиатров и детских психологов все чаще звучал посыл: общество будет намного более здоровым не в том случае, если всех взрослых отправить к терапевту лечить младенческие психологические травмы, а если детям изначально создавать такие условия, при которых этих травм удастся избежать.

Таким образом, в социуме был сформирован явный “запрос” на новый воспитательный подход, и ответом на этот запрос стала идеология естественного родительства. Какими же принципами руководствуются ее сторонники?

Основы естественного родительства

Сейчас этот термин трактуется достаточно широко. С точки зрения психологии такой стиль воспитания (на Западе обычно употребляется термин attachment parenting) предполагает органичное развитие ребенка, прохождение необходимых стадий формирования самосознания без какого-либо давления извне и, таким образом, естественное и закономерное превращение существа, полностью зависимого от мамы и пребывающего с ней в симбиозе, в самостоятельную личность. С точки зрения естественное родительство – это определенный стиль ухода за ребенком и взаимодействия с ним, включающий такие компоненты, как:

  • вынашивание и роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • продолжительное кормление грудью по требованию без докармливания смесью, только после того, как ребенок будет готов к этому;
  • в с первых недель жизни (в крайнем случае использование комплектов для “естественного пеленания”, отказ от одноразовых подгузников);
  • отказ от использования “искусственных успокоителей” ребенка (пустышек и т.д.);
  • постоянный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (чтобы ребенок постоянно был при маме, рекомендуется использовать слинг);
  • отказ от колясок, кроваток и прочих приспособлений, созданных для того, чтобы держать в них ребенка одного;
  • совместный сон мамы и карапуза;
  • приучение ребенка к “взрослой” пище методом “;
  • отказ от вакцинации и т.д.

По сути, сторонники “естественного” родительства пытаются воспроизвести для ребенка максимально “натуральную” среду, считая, что она создаст оптимальные условия для его развития. Так ли это на самом деле, это уже следующий вопрос.

“За” и “против”

Оппоненты этого воспитательного подхода начинают обычно с критики самого термина. Они говорят о том, что тот набор методов, который носит сейчас название “естественного родительства”, – это, по сути дела, современный искусственный конструкт. Реально подходы к воспитанию грудных детей, существующие у племен разных континентов, зачастую разительно отличаются друг от друга и далеко не всегда могут быть образцом для подражания. К примеру, в популярных в прошлом веке работах антрополога Маргарет Мид встречаются такие наблюдения: в ряде африканских племен новорожденных сразу кладут в грубо сплетенные корзины, и родители идут заминаться своими делами, не обращая внимание на их плач; женщины тихоокеанских островов кормят грудью детей неохотно и т.д. Конечно, родители никаких примитивных племен не занимаются с детьми по , чем не брезгуют на Западе и самые рьяные “естественники”. Таким образом, говорят критики “естественного” родительства, не стоит чересчур идеализировать примитивные племена и слепо перенимать их опыт.

Вторая претензия – проблематичность создания всех требуемых условий в современном социуме, да и просто сомнение в целесообразности некоторых из них. К примеру, для мамы, ведущей активный образ жизни и много путешествующей вместе с ребенком, проблематичным будет регулярное высаживание карапуза. Матери-одиночке, которая сама возит ребенка в машине, туго будет без пустышки: кричащий ребенок может просто-напросто спровоцировать аварийную ситуацию. О том, насколько разумно полностью отказываться от прививок и рожать дома (особенно с учетом российской специфики родовспоможения и особенностей нашей законодательной базы), споры до сих пор ведутся “не на жизнь, а на смерть”.

Третья претензия касается, в первую очередь, “идеологов” “естественнородительского движения”. Они обвиняются в манипулировании чувствами родителей для получения собственной выгоды, в навязывании матерям, чье поведение не соответствует их эталонам, комплекса вины. В принципах работы некоторых перинатальных центров и школ для родителей, пропагандирующих естественный уход за ребенком, даже усматриваются признаки секты: закрытость, непоколебимая вера в слова “учителя”, невозможность подвергать сомнению его постулаты. При этом сам “учитель” часто не имеет никакого профильного образования, а его утверждения не выдерживают никакой критики.

Тем не менее даже самые отъявленные скептики признают и несомненную пользу естественного родительства. Это и популяризация грудного вскармливания, и развитие идеи значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, и вообще стремление освободиться от ложных ценностей и многих ненужных, по сути, благ цивилизации и вернуться к истокам.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама